watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 07.10.2015

Номер документа: 645

Дата государственной регистрации: 22.12.2015

Регистрационный номер: 842

Заголовок документа: Об утверждении Типового положения о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 130.010.010 - Общие положения, 130.020.010 - Общие положения, 060.020.020 - Управление в сфере труда

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 29.12.2015

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

07.10.2015
№645
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 842
от   «22» декабря 2015  г.
Об утверждении Типового положения о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников

(утрата силы с 11.02.2016 — Приказ Министерства образования и науки ДНР от 05.02.2016 № 108)

В соответствии со статьей 47 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», с подпунктом 12.80 Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики №  13-43 от 22.07.2015 года, Номенклатурой должностей педагогических и научно-педагогических работников руководителей, учебно-вспомогательного персонала организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики №  14-7 от 24.07.2015 года, с целью подтверждения соответствия научно-педагогических работников занимаемым ими должностям на основе комплексной оценки их профессиональной деятельности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников.

2. Контроль исполнения приказа возложить на первого заместителя министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 842
от   «22» декабря 2015  г.

Типовое положение о порядке проведения аттестации научно-педагогических работников

I. Общие положения

1.1. Настоящее  Типовое положение  о  порядке  проведения аттестации научно-педагогических работников (далее – Положение) определяет  порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) (далее – работник, аттестуемый, аттестуемый/аттестованный работник) организаций, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования в системе высшего профессионального образования, последипломного и дополнительного профессионального образования (далее–организация, образовательная организация).

1.2. В Положении использованы следующие термины и определения:

1) научный работник (исследователь)  –  физическое лицо, которое по основному месту работы и в соответствии с трудовым договором (контрактом) профессионально занимается научной, научно-технической, опытно-конструкторской, научно-организационной или научно-педагогической деятельностью и имеет соответствующую квалификацию независимо от наличия научной степени и ученого звания, подтвержденную результатами аттестации;

2) научно-педагогический работник – физическое лицо, которое состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией высшего профессионального  образования, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и по  основному месту работы выполняет учебную, методическую, научную (научно-техническую, научно-исследовательскую) и организационную работу;

3) научная деятельность – деятельность, направленная на получение и применение новых знаний;

4) научно – техническая деятельность – деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники, производства как единой системы;

5) образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ;

6) профессорско-преподавательский  состав — совокупность  сотрудников, привлекаемых  к  учебно-педагогической  работе.

К профессорско-преподавательскому составу относятся должности ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, начальник (заместитель начальника) кафедры, декан факультета, начальник факультета,  директор института, начальник института.

1.3. Аттестация научно – педагогических работников осуществляется  не реже одного раза в пять лет с целью определения соответствия квалификации научно-педагогических работников занимаемым должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

1.4. Аттестация  работников  может  проводиться  до  истечения  срока  избрания  по  конкурсу  или в течение срока срочного трудового договора.

1.5. В случае,  если квалификационным требованием для занятия определенной должности является наличие ученой степени или ученого звания, документами, которые свидетельствуют о присуждении ученой степени или присвоении ученого звания, есть дипломы о присуждении ученой степени кандидата и (или) ученой степени доктора наук, а также аттестаты профессора, доцента и старшего научного сотрудника, которые признаны  в соответствии с законодательством.

1.6. В случае, если в деятельности работника обнаружены признаки недостаточной квалификации, зафиксированные в акте о невыполнении работы, докладной записке о допущенных ошибках или в другом документе, руководитель организации может назначить такому работнику внеочередную аттестацию, но не раньше чем через один год после прохождения последней аттестации, назначения или выбора по конкурсу на должность.

1.7.  Аттестация призвана способствовать:

1) рациональному использованию образовательного и творческого потенциала работников;

2) повышению их профессионального уровня;

3) оптимизации подготовки, подбора и расстановки кадров;

4) решению вопросов, связанных с определением преимущественного права на занятие должностей при сокращении численности или штата  научно-педагогических работников, либо при изменениях условий оплаты труда научно-педагогических работников;

5) усилению роли моральной и материальной заинтересованности работников в результатах своего труда;

6) выявлению перспектив  рационального  использования способностей работника;

7) стимулированию повышения его профессионального уровня;

8) определению потребности в повышении квалификации, профессиональной подготовки работника.

1.8. При  проведении  аттестации  лиц,  занимающих  должности профессорско-преподавательского  состава, должны объективно оцениваться:

1) результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике;

2) личный вклад в повышение качества образования по преподаваемым дисциплинам, в развитие науки, в решение научных проблем в соответствующей области знаний;

3) участие в развитии методик обучения и воспитания обучающихся, освоении новых образовательных технологий;

4) повышение профессионального уровня.

1.9. При проведении аттестации лиц,  занимающих должности научных работников, должны объективно оцениваться:

1) уровень профессиональной подготовки;

2) результаты научной деятельности в их динамике за период, предшествующий аттестации;

3) эффективность работы с учетом конкретных требований к этой категории работников;

4) личный вклад в развитие науки, техники и технологий, решение научных проблем в соответствующей области знаний;

5) организаторские способности (для руководителей учреждений, их заместителей, руководителей научных подразделений организаций);

6) повышение профессионального уровня;

7) наличие ученых степеней и ученых званий.

1.10. Результаты повышения квалификации  научно-педагогического работника должны учитываться во время его аттестации.

1.11. Аттестации не подлежат:

1) работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет;

2) работники, с которыми заключен срочный трудовой договор;

3) беременные женщины;

4) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;

5) работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.  Аттестация указанных работников возможна не ранее, чем через два года после их выхода из отпуска.

1.12. Не подлежат аттестации действительные члены (академики) и члены-корреспонденты  Академии наук, а также лица, которые занимают должности научных работников на условиях срочного трудового договора или по совместительству.

1.13. Аттестации не подлежат также научные работники, назначенные на должность учреждениями или организациями высшего уровня.

1.14. Квалификационные требования и критерии оценки по должностям научно- педагогического состава в образовательной организации определяются дифференцированно для директоров (начальников) институтов, деканов (начальников) факультетов, заведующих (начальников) кафедрами, профессоров, доцентов, старших преподавателей, преподавателей, ассистентов, научных работников на основе:

1) требований законодательства Донецкой Народной Республики об образовании и норм трудового права, регулирующих особенности труда научно — педагогических работников;

2) квалификационных требований научно-педагогических работников, утвержденных руководителем образовательной организации;

3) содержания трудовых обязанностей, установленных для научно-педагогических работников Положениями об институте, факультете,  кафедре и других структурных подразделений образовательной организации;

4) совокупности аккредитационных показателей деятельности образовательных организаций, обладающих соответствующим аккредитационным статусом;

5) Устава и иных локальных нормативных документов организации, определяющих требования для занятия отдельных должностей научно-педагогических работников, в том числе при их замещении в порядке избрания по конкурсу или по результатам выборов.

ІІ. Подготовка к проведению аттестации

2.1. Периодичность аттестационного процесса научно-педагогических работников утверждается приказом руководителя организации (уполномоченным им лицом) в начале календарного года (образец приказа в приложении 5.3) и письменно доводится до сведения  работников,  подлежащих  аттестации,  не  позже  чем  за  30  календарных  дней  до  дня  проведения  аттестации (образец уведомления в приложении 5.1).

2.2. В графике проведения аттестации (приложение 2) указывается наименование подразделения, в котором работает аттестуемый работник, его фамилия, имя, отчество, должность, дата, время, место проведения аттестации и дата представления документов в аттестационную комиссию.

2.3. Утвержденные графики проведения аттестации и списки научно-педагогических работников (приложение 3), подлежащих аттестации, до 25 января передаются в республиканский орган  исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.

2.4. С целью более объективного и всестороннего изучения деятельности аттестационной комиссии приказом ректора может создаваться экспертная группа, в количестве не менее трех человек, в которую входят специалисты, как правило, имеющие квалификационный уровень не ниже того, который имеет аттестуемый, ученые, методисты (примерное положение в приложении 5.5).

2.5. Аттестация работников проводится по представлению структурного подразделения, в котором работает аттестуемый (приложение 1), на основании объективной и всесторонней мотивированной оценки  его деятельности, исходя из квалификационных характеристик по занимаемой должности, содержащих должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации соответствующих категорий работников, а также положения о соответствующем структурном подразделении образовательной организации высшего профессионального образования или дополнительного профессионального образования.

2.6. Представление кафедры (факультета) о проведении аттестации подлежит обязательному согласованию с отделом кадров образовательной организации и не позже чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации должно быть передано в аттестационную комиссию вместе с должностными инструкциями и аттестационным листом (приложение 4) с результатами предыдущей аттестации (при наличии).

2.7. С представлением кафедры (факультета) о проведении аттестации, поступившим в аттестационную комиссию организации, аттестуемый должен быть ознакомлен секретарем аттестационной комиссии под роспись не позже чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.

2.8. При отказе работника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается руководителем организации (уполномоченным лицом) и лицами (не менее двух), в присутствии которых составлен акт.

2.9. Не позже чем за 14 календарных дней до дня проведения аттестации аттестуемый имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период, прошедший  с  даты предыдущей аттестации, а при первичной аттестации – с даты поступления на работу  (далее  — аттестационный период),  в том числе:

1) список научных трудов по разделам:

монографии и главы в монографиях;

статьи в научных сборниках и периодических научных изданиях, патенты (свидетельства) на объекты интеллектуальной собственности;

публикации в материалах научных мероприятий;

публикации в зарегистрированных научных электронных изданиях;

препринты;

научно-популярные книги и статьи;

2) наименования подготовленных аттестуемым и опубликованных учебных изданий или учебных изданий, в подготовке которых аттестуемый принимал участие;

4) список учебно-методических пособий, учебных планов, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), электронных образовательных ресурсов, в разработке которых аттестуемый принимал участие;

5) сведения об объеме педагогической нагрузки;

6) список грантов, контрактов и (или) договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в выполнении которых участвовал работник, с указанием его конкретной роли;

7) сведения о личном участии работника в научных мероприятиях (съезды, конференции, симпозиумы и иные научные мероприятия) с указанием статуса доклада и уровня мероприятия;

8) сведения об участии работника в редакционных коллегиях научно-педагогических периодических изданий;

9) сведения об организации воспитательной работы с обучающимися;

10) сведения о премиях и наградах в сферах образования и науки;

11) сведения о повышении квалификации, профессиональной переподготовке;

12) заявление с обоснованием своего несогласия с представлением структурного подразделения;

13) другие сведения (приложение 5.7).

2.10. Аттестация проводится в индивидуальном порядке не позже чем за        14 календарных дней до проведения очередного конкурса на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников.

2.11. Организационное обеспечение деятельности аттестационной комиссии возлагается на секретаря комиссии образовательной организации.

ІІІ.  Порядок создания и полномочия аттестационных комиссий

3.1. Для проведения аттестации работников в организации формируется аттестационная комиссия. Порядок формирования и регламент деятельности аттестационной комиссии определяются организацией. При этом состав аттестационной комиссии формируется с учетом необходимости исключения возможности конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения.

3.2. При необходимости, в случае большой численности аттестуемых работников или в зависимости от специфики деятельности аттестуемых работников, а также при наличии в организации обособленных структурных подразделений допускается формирование нескольких аттестационных комиссий, созданных по приказу руководителя этой организации.

3.3. Персональный состав аттестационных комиссий утверждается приказом руководителя организации (образец приказа в приложении 5.3).

Аттестационная комиссия  состоит из председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии из числа заведующих (начальников) кафедрами, других структурных подразделений, высококвалифицированных научных работников, а также представителей кадровой и  юридической служб, занимающих должности не ниже руководителя отдела.

 В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке, по согласованию, включается представитель  выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительского органа работников (при наличии такого представительского органа), а также представители республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки либо уполномоченные им лица соответствующей образовательной организации, представительского органа.

3.4. Аттестация научно-педагогических работников проводится в два этапа.

На первом этапе группа экспертов, созданная по приказу руководителя, начинает свою работу. День начала работы группы экспертов считается днем начала аттестации работника. Продолжительность работы экспертной группы не должна превышать трех календарных дней.

Второй этап аттестации – это заседание аттестационной комиссии. На заседание аттестационной комиссии приглашаются аттестуемый работник, руководитель группы экспертов  и руководитель структурного подразделения, подготовившего представление на проведение аттестации работника. Рекомендательное заключение экспертной группы при аттестации работников обсуждается на заседании аттестационной комиссии  (образец заключения в приложении 5.6).

3.5. Заседание  аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 ее списочного состава, представитель профсоюзной организации или другого представительского органа.

3.6. В ходе заседания аттестационной комиссии ведется протокол, который хранится с представлениями, сведениями об аттестуемом (п. 2.9, приложение 5.7) (образец протокола в приложении 5.2),  в случае их наличия, аттестационными листами в организации.

3.7. Формы представления, графика, списка  работников, подлежащих аттестации, аттестационного листа  утверждаются республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки (приложения 1, 2, 3, 4).

3.8.  Во время аттестации работник отчитывается перед комиссией о своей работе в присутствии  своего непосредственного руководителя.

3.9. Аттестационная комиссия  принимает свое решение открытым или закрытым голосованием в отсутствии аттестуемого. В случае необходимости проведения тайного голосования аттестационная комиссия открытым голосованием избирает из числа своих членов счетную комиссию. Результаты аттестации работников заносятся в протокол.

3.10. Решение  аттестационной комиссии считается правомочным, если в его принятии берет участие  не менее 2/3 ее списочного состава, представитель профсоюзной организации или другого представительского органа и принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании.

3.11. При равном количестве голосов работник признается соответствующим занимаемой должности.

3.12. В случае проведения тайного голосования бюллетень для тайного голосования должен иметь фамилию, имя, отчество аттестуемого, наименование должности, а также обе оценки деятельности работника.

Если во время тайного голосования в бюллетене не зачеркнута ни одна из оценок деятельности работника или зачеркнуты обе, бюллетень считается действительным и засчитывается в пользу аттестуемого.

По результатам тайного голосования составляется протокол счетной комиссии, который утверждается открытым голосованием и должен содержать фамилию, имя, отчество, наименование должности аттестуемого, результаты  голосования, выводы счетной комиссии, ее состав и быть подписанным членами счетной комиссии.

3.13. При аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, решение аттестационной комиссии принимается в отсутствии аттестуемого работника в общем порядке.

3.14. В случае неявки научно-педагогического работника по уважительной причине (временная нетрудоспособность, оплачиваемый или иной отпуск, служебная командировка и т.п.) аттестационная комиссия может назначить новый срок проведения аттестации. В этом случае при наличии письменного заявления аттестуемого комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

3.15. При неявке научного, научно-педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.

IV. Решение аттестационных комиссий и порядок их реализации

4.1. Аттестационная комиссия организации по результатам проведения аттестации имеет полномочие принять одно из следующих решений:

1) соответствует занимаемой должности;

2) не соответствует занимаемой должности.

4.2. При необходимости в решении отмечаются положительные и (или) отрицательные стороны деятельности аттестуемого работника, его достоинства и (или) недостатки, выносятся мотивированные рекомендации о дальнейшей профессиональной деятельности научно-педагогического работника.

4.3. Результаты аттестации сообщаются работнику непосредственно после
подведения итогов голосования.

4.4. Результаты аттестации работника заносятся в аттестационный лист (приложение 4), с которым аттестованный работник должен быть ознакомлен секретарем аттестационной комиссии под расписку в трехдневный срок со дня аттестации.

4.5. Аттестационный лист и представление о проведении аттестации хранятся в личном деле аттестованного работника.

4.6. В случае отказа работника от ознакомления с аттестационным листом, секретарем аттестационной комиссии составляется акт об отказе ознакомления с аттестационным листом.

4.7. В своем решении комиссия может дать рекомендации.

При необходимости в решении отмечаются положительные и (или) отрицательные стороны деятельности аттестуемого работника, его достоинства и (или) недостатки, выносятся мотивированные рекомендации относительно поощрения научно-педагогического работника, смены должности, размера должностного оклада, а также по повышению профессионального уровня и совершенствованию профессиональной деятельности работника, в  том числе о необходимости повышения им квалификации или назначения очередной аттестации.

4.8. Если аттестационная комиссия вынесла решение относительно перевода научно-педагогического работника на более высокую должность, руководитель организации рассматривает его только в случае соответствия этого работника квалификационным требованиям к предложенной должности.

4.9. В случае несоответствия работника занимаемой должности  вследствие недостаточной квалификации (низкий уровень),  подтвержденной результатами аттестации, руководитель  имеет право  в течение  60 календарных дней  со дня утверждения результатов аттестации  предложить ему перевод на должность, соответствующую его квалификации.

В случае несогласия работника с переводом на другую работу или невозможностью его перевода трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Время болезни или нахождения в отпуске работника в двухмесячный срок не засчитывается.

По истечении указанного срока увольнение работника или перевод его на другую работу по результатам аттестации не разрешается.

4.9. Меры дисциплинарного воздействия на работников, не получивших
положительную оценку своего труда, не допускаются.

4.10. Секретарь аттестационной комиссии не позже 7 календарных дней со дня аттестации передает в отдел кадров (ученый совет) для включения в состав документов, необходимых для участия в конкурсе (выборах) на замещение вакантных должностей научно-педагогических работников, а также для принятия руководителем образовательной организации решения в соответствии с действующим в Донецкой Народной Республике законодательством и организации хранения:

1) аттестационный лист, с которым аттестованный работник должен быть ознакомлен под расписку;

2) представление кафедры (факультета) или научного структурного подразделения;

3) другие материалы аттестации.

4.11. В случае участия аттестуемого работника в конкурсе на замещение вакантных должностей, продлении срока трудового договора, материалы по итогам аттестации работника направляются  в ученый совет  образовательной организации. Ученый совет должен вынести определение относительно данного работника не позднее  30 календарных дней со дня  представления материалов.  После этого руководитель  организации может принять решение о назначении работника на соответствующую должность (в том числе на высшую) без проведения конкурса.

4.12. Отдел кадров на основании результатов аттестационной комиссии в трехдневный срок после принятия решения руководителем образовательной организации высшего профессионального образования или дополнительного профессионального образования, готовит проект приказа  (образец приказа в приложение 5.4).

4.13. В случае, если по инициативе администрации образовательной организации в установленные сроки очередная аттестация работника не была проведена, администрация образовательной организации не  может разорвать или изменить условия составленного с работником трудового договора.

V. Порядок рассмотрения споров по вопросам аттестации научно-педагогических работников

5.1. Работник вправе обжаловать решение аттестационной комиссии по результатам аттестации  руководителю образовательной организации или вышестоящей организации в течение 30 календарных дней  со дня его принятия, что не останавливает его выполнения.

5.2. Руководитель  организации высшего уровня имеет право на основании жалобы или по собственной инициативе подать аттестационное  дело работника на повторное рассмотрение.

5.3. Решение руководителя организации  о расторжении трудового договора  работником по результатам аттестации может быть обжаловано в соответствии с действующим в Донецкой Народной Республике законодательством о порядке рассмотрения индивидуальных трудовых споров.

VI. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение вводится в действие со дня его утверждения приказом Министра образования и науки Донецкой Народной Республики и действует до его отмены в аналогичном порядке.

6.2. Необходимые изменения и дополнения вносятся в настоящее Положение приказом Министра образования и науки Донецкой Народной Республики.

6.3. Вопросы аттестации научно — педагогичесикх работников, не урегулированные настоящим Положением, решаются нормативным правовым актом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, распорядительными актами  в соответствии с действующим в Донецкой Народной Республике законодательством.

6.4. На основании настоящего Положения в образовательной организации высшего профессионального образования и дополнительного профессионального образования разрабатывается Порядок аттестации научно-педагогических работников  в образовательной организации, которым конкретизируется количественный состав аттестационной комиссии, ее функции и полномочия, квалификационные требования и критерии оценки по должностям профессорско-преподавательского и научного состава дифференцированно для директоров (начальников) институтов, деканов (начальников) факультетов, заведующих кафедрами, начальников (заместителей начальников) кафедр, профессоров, доцентов,   старших преподавателей, преподавателей, ассистентов, научных работников;  определяются принципы, цели, основания и последовательность проведения аттестации работников, а также мероприятия по итогам аттестации.

Заведующий сектором аттестации педагогических, научно-педагогических и научных кадров
И.П. Масюченко
В данный документ изменений не вносилось.