watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 29.10.2015

Номер документа: 734

Дата государственной регистрации: 24.11.2015

Регистрационный номер: 766

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина, специальности 31.05.02 Педиатрия

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

29.10.2015
№734
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 766
от   «24» ноября 2015  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина, специальности 31.05.02 Педиатрия

(утратил силу с 30.08.2017 – Приказ Министерства образования и науки ДНР от 25.07.2017 № 780)

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина, специальности 31.05.02 Педиатрия.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 766
от   «24» ноября 2015  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 31.00.00 КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА, СПЕЦИАЛЬНОСТИ 31.05.02 ПЕДИАТРИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ «СПЕЦИАЛИСТ»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных  при реализации основных образовательных программ подготовки  специалиста по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина, специальности 31.05.02 Педиатрия образовательными  учреждениями  высшего  профессионального образования, имеющими государственную аккредитацию (высшими учебными заведениями, вузами), на территории Донецкой народной республики (ДНР).

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти ДНР.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы;

ГОС ВПО –  государственный образовательный стандарт высшего профессионального  образования.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах) <*> и соответствующая квалификация  приведены  в таблице 1.

* -_Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 1

Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников

 

 

 

 

Наименование

ООП

Квалификация Нормативный  срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после  прохождения итоговой государственной аттестации  

 

 

 

Трудоемкость (в зачетных единицах)

 

Код в соответствии с принятой классификацией ООП

 

 

 

Наименова-

ние

ООП подготовки

специалиста

65 специалист 6 лет 360<**>
**-  Трудоемкость ООП подготовки специалиста по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.

Трудоемкость одного семестра (при двух семестровом построении учебного процесса) равна 30-ти зачетным единицам.

Подготовка по данному направлению подготовки (специальности) по очно-заочной и заочной формам не проводится.

ІV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ

4.1. Область профессиональной деятельности специалистов включает совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на сохранение и улучшение здоровья населения путем обеспечения надлежащего качества оказания педиатрической  помощи (лечебно-профилактической, медико­социальной) и диспансерного наблюдения.

4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:

дети в возрасте от 0 до 15 лет;

подростки в возрасте от 15 до 18 лет;

совокупность  средств и технологий, направленных на создание условий для сохранения здоровья, обеспечения профилактики, диагностики и лечения заболеваний у детей и подростков.

4.3. Специалист по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина, специальности 31.05.02 Педиатрия готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

профилактическая;

диагностическая;

лечебная;

реабилитационная;

психолого-педагогическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится специалист, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.

По окончании обучения по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина, специальности 31.05.02 Педиатрия наряду с квалификацией  «специалист» присваивается специальное звание врача.

4.4. Специалист по направлению подготовки 31.00.00 Клиническая медицина, специальности 31.05.02 Педиатрия должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

профилактическая деятельность:

осуществление мероприятий по формированию здоровья детей и подростков;

проведение профилактики заболеваний среди детей и подростков;

формирование  у  детей,  подростков  и  их  родителей  мотивации  к сохранению и укреплению здоровья;

проведение профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения инфекционных заболеваний;

осуществление диспансерного наблюдения за детьми и подростками;

проведение санитарно-просветительной работы среди детей, подростков, их родителей и медицинского персонала с целью формирования здорового образа жизни;

диагностическая  деятельность:

диагностика заболеваний и патологических состояний у детей и подростков на основе клинических и лабораторно-инструментальных методов  исследования;

диагностика неотложных состояний у детей и подростков, диагностика  беременности;

проведение  судебно-медицинской  экспертизы;

лечебная  деятельность:

оказание первой помощи при неотложных состояниях;

лечение детей и подростков с использованием терапевтических и хирургических  методов;

ведение  физиологической  беременности;

оказание врачебной помощи детям и подросткам при неотложных состояниях;

проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайной ситуации и оказание медицинской помощи населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

реабилитационная  деятельность:

проведение реабилитационных мероприятий среди детей и подростков, перенесших соматическое заболевание, травму или оперативное вмешательство;

использование средств лечебной физкультуры, физиотерапии, нетрадиционных методов терапии (рефлексотерапии, фототерапии, гомеопатии) у детей и подростков, нуждающихся в реабилитации;

психолого-педагогическая   деятельность:

формирование у детей, подростков и членов их семей позитивного медицинского поведения, направленного на сохранение и повышение уровня здоровья;

формирование у детей, подростков и членов их семей мотивации к внедрению элементов здорового образа жизни, в том числе к устранению вредных привычек, неблагоприятно влияющих на состояние здоровья подрастающего  поколения;

обучение детей, подростков и членов  их семей основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим профилактике возникновения заболеваний и укреплению здоровья;

организационно-управленческая деятельность:

организация труда медицинского персонала в медицинских организациях педиатрического профиля, определение функциональных обязанностей и оптимального алгоритма их осуществления;

организация мероприятий по охране труда и технике безопасности, профилактика профессиональных заболеваний, контроль соблюдения и обеспечение экологической  безопасности;

ведение учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях педиатрического  профиля;

проведение экспертизы  трудоспособности;

контроль качества оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-профилактической  помощи детям и подросткам;

ведение деловой переписки (служебные записки, докладные, письма);

научно-исследовательская   деятельность:

анализ научной литературы и официальных статистических обзоров; подготовка рефератов по современным научным проблемам;

участие в решении отдельных научно-исследовательских и научно­ прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области педиатрии;

участие в проведении статистического анализа и подготовка доклада по выполненному исследованию.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

5.1. Выпускник должен овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию (ОК-2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3);

способностью и готовностью анализировать экономические проблемы, общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики (ОК-4);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической  деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);

способностью и готовностью овладеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке (ОК-6);

способностью и готовностью использовать методы управления, организовать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции (ОК-7);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8).

5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1);

способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности врача-педиатра, использовать для их решения соответствующий физико­ химический и математический аппарат (ПК-2);

способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3);

способностью и готовностью анализировать результаты собственной деятельности для предотвращения врачебных ошибок, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность (ПК-4);

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка (ПК-5);

способностью и готовностью проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики у детей и подростков с учетом их возрастно-половых групп (ПК-6);

способностью и готовностью применять методы асептики и антисептики, использовать медицинский инструментарий, проводить санитарную обработку лечебных и диагностических помещений детских медицинских организаций, владеть техникой ухода за больными детьми и подростками (ПК-7);

способностью и готовностью проводить судебно-медицинское освидетельствование живых лиц; трактовать результаты лабораторных исследований объектов судебно-медицинской экспертизы в случае привлечения к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта (ПК-8);

способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами – детьми и подростками, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);

профилактическая  деятельность:

способностью и готовностью применять современные социально­ гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско­гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья женщин, детей и подростков (ПК-1О);

способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно­ просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11);

способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками  (ПК-12);

способностью и готовностью организовать проведение туберкулинодиагностики и флюорографические осмотры детей и подростков с целью раннего выявления туберкулеза, оценить их результаты; проводить отбор лиц для вакцинации и ревакцинации БЦЖ с учетом, результатов массовой туберкулинодиагностики, оценить ее результаты (ПК-13);

способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении  радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14);

диагностическая деятельность:

способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15);

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико­иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16);

способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17);

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно­половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-18);

лечебная  деятельность:

способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие состояния (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19);

способностью и готовностью назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК- 20);

способностью и готовностью осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке (ПК-21);

способностью и готовностью назначать и использовать основные принципы при организации лечебного питания у детей и подростков, страдающих различной патологией (ПК-22);

реабилитационная деятельность:

способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы по занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний (ПК-23);

способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении детей и подростков (ПК-24);

психолого-педагогическая деятельность:

способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях (ПК-25);

способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26);

организационно-управленческая   деятельность:

способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Донецкой народной республики, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27);

способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи детям и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико­организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг детям и подросткам (ПК-28);

способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций педиатрического профиля; их обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях педиатрического профиля (ПК-29);

способностью и готовностью решать вопрос экспертизы трудоспособности у детей и подростков, оформлять соответствующую документацию, определить необходимость направления больного ребенка и подростка на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди детей и подростков (ПК- 30);

научно – исследовательская деятельность:

способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);

способностью и готовностью к участию  в освоении современных теоретических и экспериментальных методов исследования с целью создания новых перспективных средств в педиатрии, в организации работ по практическому использованию и внедрению результатов исследований (ПК-32).

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

6.1. ООП подготовки специалиста предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):

гуманитарный, социальный и экономический цикл;

математический, естественнонаучный цикл;

профессиональный цикл;

и разделов:

физическая культура;

учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;

итоговая государственная аттестация.

6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для дальнейшего продолжения обучения по программам послевузовского профессионального  образования (интернатура, ординатура, аспирантура).

6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: «История  Отечества», «История  медицины», «Философия», «Иностранный язык».

Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» объединено с «Медициной катастроф».

Таблица 2

Структура ООП подготовки специалиста

 

Код

УЦ

ООП

 

 

Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения

Трудоемкость (зачетные единицы)1  

Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников  и учебных пособий

 

 

Коды формируемых компетенций

1 2 3 4 5
С.1 Гуманитарный,       социальный и экономический  цикл

 

31 ОК-1-8 ПК-1 ПК-3-4

ПК-25- 26

ПК-31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Базовая часть

В  результате  изучения  базовой части цикла обучающийся должен:

Знать:

методы и приемы философского анализа проблем; формы и методы научного познания, их эволюцию;

основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; важнейшие вехи истории отечества, место и роль его в истории человечества и в современном мире;

учение о  здоровье детского и взрослого населения, методах его сохранения, взаимоотношения «врач­ пациент»,  «врач-родители»;

выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;

 

27

 

5

 

2

 

3

 

3

 

3

 

2

 

3

 

3

 

3

 

 

 

Философия

 

Биоэтика

 

История Отечества

 

История медицины

 

Правоведение

 

Экономика

 

Иностранный язык

 

Латинский язык

 

Психология, педагогика

 

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
морально-этические нормы, правила

и принципы профессионального врачебного поведения, права пациента и врача, основные этические документы международных и отечественных профессиональных медицинских ассоциаций и организаций;

лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера (для иностранного языка);

основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке;

основные направления психологии, общие и индивидуальные особенности психики детей, подростков и взрослого человека, психологию личности и малых групп.

 

Уметь:

грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать социальную ситуацию в стране и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;

ориентироваться в   действующих

нормативно-правовых актах о труде, особенно в отношении женщин и детей, применять нормы трудового законодательства в конкретных практических ситуациях;

защищать гражданские права врачей и пациентов различного возраста;

использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов;

выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива.

 

 

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
Владеть:

навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики;

навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов;

навыками информирования пациентов различных возрастных групп и их родителей в соответствии с требованиями правил «информированного согласия»;

иностранным языком в объеме, необходимом для возможности получения информации из зарубежных источников.

 

Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)

 

 

4
С.2 Математический, естественнонаучный цикл  

93

Базовая часть

В результате изучения базовой части

цикла обучающийся должен:

Знать:

математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине;

теоретические основы информатики, сбор, хранение, поиск, переработка, преобразование, распространение информации в медицинских и биологических системах, использование

83

 

3

 

3

 

 

3

 

7

 

6

 

 

 

Физика, математика

 

Медицинская

информатика

 

Химия

 

Биохимия

 

Биология

ОК-1

ПК-1-3

ПК-5

ПК-7

ПК-12

ПК-14-17

ПК-19-20

ПК-27

ПК-31-32

 

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

правила техники безопасности и работы в физических, химических, биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;

Основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека;

Характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры;

химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме ребенка и подростка на молекулярном и клеточном уровнях;

строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме детей и подростков;

классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств; побочные эффекты;

общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

общие закономерности происхождения и развития жизни; антропогенез и онтогенез человека;

законы генетики ее значение для медицины; закономерности наследственности и изменчивости в индивидуальном развитии как основы

 

10

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

7

 

 

3

 

7

 

8

 

 

 

 

 

8

 

Анатомия

 

 

Топографическая анатомия и оперативная хирургия

 

Гистология, эмбриология, цитология

 

Нормальная физиология

 

Микробиология, вирусология

 

Иммунология

 

Фармакология

 

Патологическая анатомия, клиническая патологическая анатомия

 

Патофизиология, клиническая патофизиология

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
понимания патогенеза этиологии наследственных и мультифакторных заболеваний у детей и подростков;

биосферу и экологию, феномен паразитизма и  биоэкологические заболевания;

классификацию, морфологию и физиологию микроорганизмов и вирусов, их влияние на здоровье детей и подростков, методы микробиологической диагностики; применение основных антибактериальных, противовирусных и биологических препаратов;

основные закономерности развития и жизнедеятельности организма детей и подростков на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма ребенка и подростка;

понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни у ребенка и  подростка, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;

функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой  в норме и при патологических  процессах;

структуру и функции иммунной системы у детей и подростков, ее возрастные особенности, механизмы развития и функционирования, основные методы иммунодиагностики,

 
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
методы оценки иммунного статуса и показания к применению иммунотропной  терапии.

Уметь:

Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью  Интернет для профессиональной деятельности;

пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;

работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);

проводить статистическую обработку экспериментальных  данных; пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры  органов  и основных сосудистых и нервных стволов;

анализировать  гистофизиологическую оценку состояния различных клеточных, тканевых и органных структур у детей и подростков;

интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков; обосновать характер патологического процесса и  его клинические проявления, принципы патогенетической терапии  наиболее распространенных  заболеваний; обосновать необходимость  клинико – иммунологического обследования больного ребенка и подростка, анализировать действие лекарственных

 
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения детей и подростков;

выписывать рецепты лекарственных средств при определенных заболеваниях и патологических процессах у детей и подростков, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики;

дать заключение о причине смерти и сформулировать патологоанатомический  диагноз;

заполнять медицинское свидетельство о смерти.

Владеть:

базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети интернет;

медико-анатомическим понятийным аппаратом;

информацией о принципах  стерилизации, дезинфекции и антисептической обработки инструментов и оборудования во избежание инфицирования врача и пациента;

навыками постановки предварительного диагноза на основании  результатов  лабораторного и инструментального обследования детей и подростков;

назначением лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике  различных  заболеваний и патологических процессов у детей и подростков.

 
Вариативная   часть   (знания,   умения, навыки определяются ООП вуза) 10
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
С.3

 

Профессиональный  цикл 193
Базовая часть

В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен:

Знать:

основы законодательства Донецкой народной республики, основные нормативно­ технические документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения;

основы страховой медицины; структуру современной системы здравоохранения Донецкой народной республики, деятельность органов и учреждений системы охраны материнства и детства (ОМД);

основы профилактической медицины, направленной на укрепление здоровья  детского населения и подростков;

основы применения методов доказательной медицины при оценке состояния здоровья  детей  и подростков, деятельности медицинских организаций системы охраны материнства и детства и в научных исследованиях;

санитарно-гигиенические

требования к устройству,  организации и режиму работы детских инфекционных больниц, отделений, полных боксов, полубоксов и боксированных палат в детских больницах;

основы организации амбулаторно- поликлинической и стационарной помощи детям, подросткам  и взрослому населению, современные

175

 

7

 

6

 

 

 

 

 

3

 

3

 

 

3

 

6

 

 

5

 

 

 

3

 

3

 

3

 

7

 

 

 

5

 

 

2

 

 

 

 

Гигиена

 

Общественное здоровье и здравоохранение, экономика здравоохранения

 

Эпидемиология

 

Медицинская реабилитация

 

Дерматовенерология

 

Неврология, медицинская генетика

 

Психиатрия, медицинская психология

 

Оториноларингология

 

Офтальмология

 

Судебная медицина

 

Безопасность

жизнедеятельности, медицина  катастроф

 

Пропедевтика внутренних болезней

 

Лучевая диагностика

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
организационные формы работы и диагностические возможности поликлинической службы системы охраны материнства и детства;

принципы диспансерного наблюдения различных возрастно­ половых и социальных  групп населения, реабилитация пациентов;

осуществление специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний у детей и подростков;

особенности организации и основные направления деятельности участкового врача-педиатра и врача общей практики; методы проведения неотложных мероприятий и показания для госпитализации больных детей и подростков;

ведение типовой учетно-отчетной медицинской документации в медицинских организациях системы охраны материнства и детства, осуществление экспертизы трудоспособности;

эпидемиологию инфекционных, паразитарных и неинфекционных заболеваний у детей и подростков, осуществление противоэпидемических мероприятий, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях мероприятия;

этиологию, патогенез, диагностику, лечение и профилактику  наиболее часто встречающихся  заболеваний среди детского и женского населения;

клиническую картину,  особенности течения и возможные осложнения наиболее распространенных заболеваний, протекающих в типичной

4,75

 

1,25

 

 

4

 

3

 

 

4

 

 

5

 

5

 

3

 

 

 

5

 

 

3

 

 

12

 

2

 

3

 

 

3

 

 

9

Факультетскаятерапия

Профессиональные болезни

 

Госпитальная терапия

 

Клиническая фармакология

 

Инфекционные болезни

 

Фтизиатрия

 

Общая хирургия

 

Анестезиология, реанимация  и интенсивная  терапия

 

Факультетская хирургия,  урология

 

Госпитальная хирургия

 

Детская хирургия

 

Стоматология

 

Онкология, лучевая терапия

 

Травматология и ортопедия

 

Акушерство и гинекология

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
форме у детей, подростков и взрослого населения;

основные клинические проявления у детей ‘и подростков заболеваний кожи и подкожной клетчатки,  ЛОР-органов, глаза и его придаточного аппарата, нервной системы, челюстно-лицевой области, онкологической патологии, особенности их диагностики и наблюдения;

клинические проявления основных синдромов, требующих хирургического лечения; особенности оказания медицинской помощи детям и подросткам при неотложных состояниях;

современные методы клинической,

лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков, взрослого населения терапевтического, хирургического и инфекционного профиля; общие принципы и особенности диагностики наследственных заболеваний и врожденных аномалий;

организацию и проведение реабилитационных мероприятий среди детей, подростков и взрослого населения, механизм лечебно- реабилитационного воздействия физиотерапии, лечебной физкультуры, рефлексотерапии, фитотерапии, массажа и других немедикаментозных методов, показания и противопоказания к их назначению;

виды и методы современной анестезии (масочный, эндотрахеальный, внутривенный) у детей и подростков; способы и методы профилактики послеоперационных легочных осложнений; особенности

3

 

 

 

6

 

 

12

 

 

 

11

 

 

9

 

 

11

Основы формирования здоровья детей

 

Пропедевтика детских болезней

 

Факультетская педиатрия, эндокринология

 

Госпитальная педиатрия

 

Инфекционные болезни у детей

 

Поликлиническая  и неотложная педиатрия

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
проведения интенсивной терапии у детей и подростков;

особенности организации оказания медицинской помощи, проведения реанимационных мероприятий детям и подросткам в чрезвычайных ситуациях, при катастрофах в мирное и военное время;

принципы и методы оказания первой медицинской и при неотложных состояниях у детей и подростков;

организацию акушерской и гинекологической помощи населению, диагностику и ведение беременности, диагностику, лечение и реабилитацию женщин с гинекологическими заболеваниями;

особенности сбора патологических материалов у больного ребенка и подростка; меры предосторожности, специальная одежда;

основные принципы диагностики, лечения и реабилитация инфекционных болезней у детей и подростков, показания к  госпитализации детей и подростков с инфекционными заболеваниями;

организацию массового проведения туберкулинодиагностики среди детей и подростков, отбор пациентов для вакцинации и ревакцинации вакциной туберкулезной (далее – БЦЖ) с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики;

особенности диагностики, лечения этиотропными и патогенетическими средствами, реабилитации детей и подростков, больных туберкулезом;

клинико-фармакологическую характеристику основных групп лекарственных препаратов и

 
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
рациональный выбор конкретных лекарственных средств при лечении основных патологических синдромов заболеваний и неотложных состояний у больных детей и подростков;

систему организации производства судебно-медицинской экспертизы в Донецкой народной республике; права, обязанности и ответственность врача­ педиатра, привлекаемого к участию в процессуальных действиях в качестве специалиста или эксперта, основные способы и методы, применяемые при проведении судебно-медицинской экспертизы.

Уметь:

анализировать и оценивать качество медицинской помощи, состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических и организации медицинской помощи;

участвовать в организации и оказании лечебно-профилактической и санитарно-противоэпидемической, профилактической и реабилитационной помощи детям и подросткам, взрослому населению с учетом

социально-профессиональной и возрастно-половой структуры;

собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование, на консультацию к специалистам;

 

 
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза; сформулировать клинический диагноз;

разработать больному ребенку или подростку план лечения с учетом течения болезни, подобрать и назначить лекарственную терапию, использовать методы немедикаментозного лечения, провести реабилитационные мероприятия;

выявлять жизнеопасные нарушения и оказывать при неотложных состояниях первую помощь детям подросткам и взрослым, пострадавшим в очагах поражения в чрезвычайных ситуациях;

проводить с детьми, подростками и их родителями профилактические мероприятия по повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды с использованием различных методов закаливания;

пропагандировать здоровый образ жизни;

проводить отбор детей и подростков для вакцинации и ревакцинации БЦЖ с учетом результатов массовой туберкулинодиагностики;

вести медицинскую документацию различного характера в медицинских организациях педиатрического профиля.

Владеть:

методами ведения медицинской учетно-отчетной документации в медицинских организациях педиатрического  профиля;

 

 
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
оценками состояния здоровья детского населения различных возрастно-половых  групп;

методами общего клинического обследования детей и подростков;

интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;

алгоритмом постановки предварительного диагноза детям и подросткам с последующим направлением их на дополнительное обследование и к врачам­ специалистам; алгоритмом постановки развернутого клинического диагноза больным детям и подросткам;

алгоритмом вьшолнения основных врачебных диагностических и лечебных мероприятий по оказанию первой врачебной помощи детям и подросткам при неотложных и угрожающих жизни состояниях.

 

 
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) 18
С.4

 

Физическая культура Знать:

социальную роль физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

принципы здорового образа жизни.

Уметь:

разбираться в вопросах физической культуры, применяемой в целях профилактики и лечения.

Владеть:

методами физического самосовершенствования и самовоспитания.

 

2 Физическая культура ОК-1 ПК-1 ПК-12
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
С.5 Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа (практические умения и навыки определяются ООП вуза) 36 ОК-1-2 ПК-1 ПК-5 ПК-12пк-19- го ПК-25 ПК-27 ПК-29
  Учебная практика

общий уход за больными взрослыми и детьми терапевтического профиля;

общий уход за больными взрослыми и детьми хирургического профиля.

Знать:

виды санитарной обработки больных детей и подростков, типы лихорадок, особенности наблюдения и ухода за больными детьми и подростками с заболеваниями различных систем организма.

Уметь:

произвести санитарную обработку больного при поступлении в стационар и в период пребывания в стационаре, смену нательного и постельного белья больного, обработать пролежни;

осуществлять уход за больными различного возраста, страдающими заболеваниями различных органов и систем, транспортировку;

измерять температуру тела, суточный диурез, собирать биологический материал для лабораторных исследований, проводить взрослым, детям и подросткам антропометрию, различные виды клизм, проводить кормление больных взрослых, детей и подростков;

осуществить дезинфекцию и предстерилизационную подготовку медицинского инструментария, материалов и средств ухода за больными.

 

6

3

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
Владеть:

навыками ухода за больными взрослыми, детьми и подростками с учетом их возраста, характера и тяжести заболевания;

навыками ухода за тяжелобольными и агонирующими больными.

Производственная практика:

помощник младшего медицинского персонала (после 1 курса):

Знать:

основные этапы работы младшего медицинского  персонала.

Уметь:

выполнять манипуляции по уходу за больными.

– помощник палатной медицинской сестры (после 2 курса):

Знать:

основные этапы работы палатной медицинской сестры.

Уметь:

выполнять манипуляции палатной медицинской сестры.

– помощник процедурной медицинской сестры (после 3 курса):

Знать:

Основные этапы работы процедурного медицинского персонала.

Уметь:

Выполнять манипуляции процедурной медицинской  сестры.

– помощник врача стационара (терапевтического, хирургического, акушерско-гинекологического

профиля) (после 4 курса):

Знать:

основные этапы работы врача в

 

 

 

 

 

 

 

 

30

5

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
стационаре терапевтического, хирургического и акушерско- гинекологического  профиля.

Уметь:

обследовать больных с наиболее частыми терапевтическими, хирургическими и акушерско- гинекологическими заболеваниями, оценивать данные осмотра и опроса больного, формулировать предварительный диагноз, составлять план обследования, давать ближайший и отдаленный прогноз, рекомендации для амбулаторного лечения, проводить лечение больных под руководством врача, правильно оформлять медицинскую документацию, участвовать в приеме физиологических родов производить первичную обработку новорожденных.

-помощник врача детской поликлиники (после 5 курса):

Знать:

основные этапы работы врача в   первичном звене здравоохранения в амбулаторно-поликлиническом учреждении.

Уметь:

Оказывать лечебно­ профилактическую помощь основной массе населения в условиях поликлиники;

Формировать клиническое мышление по ранней диагностике наиболее часто встречающихся заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 
Продолжение таблицы 2
1 2 3 4 5
оказывать неотложную помощь на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях.    
С.6 Итоговая государственная аттестация 5 Государственные экзамены
Общая трудоемкость основной образовательной программы 360
1 Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5, включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

7.1 Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в  себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

Особенности ООП подготовки  специалиста  определяются  высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.

Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

7.2. При разработке ООП подготовки специалиста должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.

Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями отечественных и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП подготовки специалиста, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин.

7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.

7.5. ООП подготовки специалиста должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.

7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и необязательных для изучения обучающимися.

7.7.Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП подготовки специалиста в очной форме обучения составляет·36 академических часов.

В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической  культуре.

7.8. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 6-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

7.9. Раздел «Физическая культура» трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов,  при этом  объем практической,  в том числе  игровых  видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.

7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.

7.12. ООП подготовки специалистов вуза должна включать семинары, лабораторные, практические занятия и клинические практические занятия. Тип занятия определяется вузом в зависимости от изучаемых дисциплин, с учетом компетенций.

7.13. Наряду с установленными законодательными и другими нормативными правовыми актами правами и обязанностями обучающиеся имеют следующие права и обязанности:

обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по  выбору, предусмотренных ООП подготовки специалиста, выбирать конкретные дисциплины (модули);

обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;

обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП подготовки специалиста.

7.14.  Раздел ООП подготовки специалиста «Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. При реализации ООП подготовки специалиста по данному направлению подготовки (специальности) предусматриваются следующие виды практик:

Учебная практика.

– по всем клиническим дисциплинам на практические занятия в амбулаторно-поликлинических учреждениях должно быть предусмотрено не менее 25 процентов времени, отведенного на клинические практические занятия;

– уход за больными взрослыми  и детьми терапевтического и хирургического профиля.

Производственная практика.

– помощник младшего медицинского персонала – 4 недели на втором семестре;

– помощник палатной медицинской сестры – 3 недели на четвертом семестре;

– помощник процедурной медицинской сестры – 3 недели на шестом семестре;

– помощник врача стационара (терапевтического, хирургического, акушерско-гинекологического профиля) -6 недель на восьмом семестре;

– помощник врача детской поликлиники – 4 недели на десятом семестре.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.

Практики проводятся в сторонних организациях – медицинских и научных организациях, обладающих необходимым кадровым и научно- техническим потенциалом, основная деятельность которых предопределяет наличие объектов и видов профессиональной деятельности выпускников по данному направлению подготовки (специальности), или на кафедрах и в клиниках вуза.

Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется оценка.

7.15. Научно-исследовательская работа является обязательным разделом ООП подготовки специалиста. Она направлена на комплексное формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

При разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:

изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию о достижениях отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;

участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических  разработок;

осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно­технической информации по теме (заданию);

составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);

выступить с докладом на конференции.

В процессе выполнения научно-исследовательской работы и оценки ее результатов должно проводиться широкое обсуждение в учебных структурах вуза с привлечением работодателей, позволяющее оценить уровень компетенций, сформированных у обучающегося. Необходимо также дать оценку компетенций, связанных с формированием профессионального мировоззрения и определения уровня культуры.

7.16 Реализация ООП подготовки специалиста  должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно­ методической  деятельностью.

Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 65 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее 10 процентов преподавателей.

Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой  дисциплины.

Не менее 70 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу,  должны иметь ученые степени или ученые звания, при этом ученые степени доктора наук или ученое звание профессора должны иметь не менее 11 процентов преподавателей.

7.17 ООП подготовки специалиста должна обеспечиваться учебно­ методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.

Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла – за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.

Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и  специализированные периодические издания в расчете одного-двух экземпляров на каждые 100 обучающихся.

Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки в которой имеется доступ к сети Интернет.

Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований действующего законодательства об интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.

7.18 Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП подготовки специалиста утверждает размер средств на реализацию соответствующих  ООП.

Финансирование реализации ООП подготовки специалиста должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения .

7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП подготовки специалистов, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно- исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом вуза и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.

Минимально необходимый для реализации ООП специалистов перечень материально-технического обеспечения включает в себя:

лаборатории по физике и математике, химии, биохимии, биологической химии, биологии, физиологии,  микробиологии, вирусологии, фармакологии, патологической анатомии, патофизиологии;

анатомический зал, анатомический музей, трупохранилище;

специально оборудованные кабинеты и  аудитории для изучения гуманитарных и социально-экономических дисциплин, гигиены, общественного здоровья и здравоохранения;

кабинеты, оборудованные для приема и показа больных;

врачебные кабинеты, оснащенные необходимым оборудованием, для проведения работы с детьми и подростками, получающими профилактическую, диагностическую, лечебную (терапевтического и хирургического профиля) и реабилитационную помощь.

При использовании электронных изданий вуз должен иметь не менее семи компьютеров с выходом в сеть Интернет на 100 обучающихся очной формы обучения.

Вуз должен быть обеспечен необходимым комплектом лицензионного  программного  обеспечения.

VIII. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:

разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;

мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;

разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся,  компетенций  выпускников;

обеспечения компетентности преподавательского состава;

регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;

информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.

8.2. Оценка качества освоения ООП подготовки специалиста должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.

8.3. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП подготовки специалиста (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.

Вузом должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности – для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.

8.5. Обучающимся, должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.

8.6. Итоговая государственная аттестация выпускников включает проведение государственных экзаменов по специальности.

Программа итоговой государственной аттестации разрабатывается вузами самостоятельно.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

[]

В данный документ изменений не вносилось.