watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 13.07.2016

Номер документа: 757

Дата государственной регистрации: 08.08.2016

Регистрационный номер: 1460

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (квалификация «магистр»)

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 17.08.2016
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 17.08.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

13.07.2016
№757
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1460
от   «08» августа 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (квалификация «магистр»)

(утратил силу с 18.05.2020 – приказ Министерства образования и науки ДНР от 04.05.2020 № 54-НП)

В соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.04.01 «Экономика» (квалификация «магистр»).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1460
от   «08» августа 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.04.01 Экономика (КВАЛИФИКАЦИЯ «МАГИСТР»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования — программ магистратуры по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (далее – образовательная программа магистратуры).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; образовательные организации и в случаях, установленных в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», организации, осуществляющие обучение, а также физических лиц-предпринимателей.

Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом государственной исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по образовательной программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования (далее – организация).

3.2. Данный государственный образовательный стандарт является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку магистров данного направления.

3.3. К освоению образовательных программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее профессиональное образование любого уровня1.

3.4. Обучение по образовательной программе магистратуры в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем образовательной программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации образовательной программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации образовательной программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.5. Нормативный срок обучения по образовательной программе магистратуры:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем образовательной программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

по очно-заочной или заочной формам обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий, а также в случае сочетания различных форм обучения, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения на основании решения Ученого Совета организации.

Срок получения образования и объем образовательной программы магистратуры, реализуемый за один учебный год, по очно-заочной или заочной формам обучения определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. При обучении на индивидуальном учебном плане лиц с ограниченными возможностями срок обучения может быть увеличен по их желанию не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем образовательной программы магистратуры за один учебный год, при обучении на индивидуальном учебном плане вне зависимости от формы обучения, не может составлять более 75 з.е.

3.6. Образовательная деятельность по образовательной программе магистратуры осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено нормативным актом образовательной организации.

3.7. При реализации образовательной программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.8. Реализация образовательной программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы.

3.9. Подготовка по образовательной программе магистратуры должна осуществляться на основе сближения академического обучения и профессиональной деятельности, создания условий для проведения всех видов практик.

3.10. Организация должна гарантировать высокое качество подготовки как основное условие для успешного трудоустройства магистров данного направления.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ

4.1. Область профессиональной деятельности магистра включает:

экономические, внешнеэкономические, бухгалтерские,  финансовые, маркетинговые и аналитические службы предпринимательских структур различных организационно-правовых форм хозяйствования;

специализированные внешнеэкономические объединения, посреднические внешнеторговые фирмы, международные корпорации, инвестиционные, банковские и страховые организации;

торгово-промышленные палаты;

органы государственной и местной власти;

внешнеэкономические объединения при министерствах, ассоциации делового сотрудничества, региональные внешнеторговые объединения;

академические и отраслевые научно-исследовательские организации;

учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования.

4.2. Объектами профессиональной деятельности магистров, освоивших образовательную программу, являются:

деятельность субъектов хозяйствования;

функционирование внешних и внутренних рынков;

материальные, финансовые и информационные потоки;

национальные и мировые финансовые системы;

финансы субъектов предпринимательства.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся магистранты, освоившие образовательную программу:

аналитическая;

проектно-экономическая;

организационно-управленческая;

маркетинговая;

консалтинговая;

научно-исследовательская;

педагогическая.

При разработке и реализации образовательной программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистрант, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации.

Образовательная программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы, ориентированной на производственно-экономический, научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные).

4.4. Магистр, освоивший образовательную программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована данная образовательная программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

аналитическая деятельность:

разработка, обоснование, анализ, диагностика и прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей, характеризующих деятельность учреждений,  организаций, предприятий различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления и методик их расчета с учетом финансово-экономических рисков;

поиск, анализ и оценка экономической и финансовой информации для проведения  расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений;

оценка эффективности проектов, анализ и оценка финансово-экономических результатов их реализации с учетом фактора неопределенности;

анализ существующих форм организации и управления подразделениями коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм,  разработка и обоснование предложений по их совершенствованию;

анализ и оценка направлений развития денежно-кредитных и финансовых институтов и рынков в контексте общеэкономических, мировых и страновых особенностей;

анализ и оценка концептуальных подходов к методам и инструментам экономического, финансового и денежно-кредитного регулирования экономики;

оценка эффективности использования ресурсов;

проведение комплексного финансового и экономического анализа деятельности предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления;

изучение и анализ конъюнктуры внешнего и внутреннего рынков;

проектно-экономическая деятельность:

подготовка заданий и разработка системы социально-экономических показателей хозяйствующих субъектов; разработка проектных решений с учетом фактора неопределенности;

подготовка заданий и разработка методических и нормативных документов, а также предложений и мероприятий по реализации разработанных проектов и программ;

составление всех видов планов предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, в том числе планов международного сотрудничества и развития внешних связей;

разработка стратегии предприятия на различных рынках, в том числе внешнеэкономической;

разработка оптимальной структуры управления на предприятии;

разработка мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках;

организационно-управленческая деятельность:

коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;

руководство профессиональной деятельностью на основе исторического и культурного наследия государства;

разработка краткосрочной, долгосрочной политики и стратегии развития предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм и их отдельных подразделений;

руководство экономическими, внешнеэкономическими, маркетинговыми, финансовыми и другими службами предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности, органов государственной власти и местного самоуправления;

управление формированием и использованием ресурсов предприятия, учреждения, организации;

планирование и контроль всех видов деятельности предприятия, учреждения и организации;

организация работы по подготовке и заключению внешнеэкономических контрактов и контроль их выполнения;

подготовка статистической, налоговой и финансовой отчетности субъектов хозяйствования;

маркетинговая деятельность

проведение информационно-аналитической работы в области функционирования внутреннего и внешнего рынков товаров и услуг, динамики  их конъюнктуры и инфраструктуры с целью разработки адекватных маркетинговых решений в области товарной, ценовой, коммуникационной политики;

анализ и оценка  поведения потребителей и маркетинговых инструментов  воздействия на него при формировании потребительского спроса с учетом социальной направленности и экологических параметров их спроса и предложения;

разработка и реализация эффективного комплекса маркетинга для обеспечения конкурентоспособности товаров и услуг  предприятия во  внешней среде;

организация, проведение и оценка результативности маркетинговых исследований в области предложения товаров и услуг, ценообразования, коммуникаций;

консалтинговая деятельность:

оказание консалтинговых услуг предприятиям, учреждениям, организациям различных организационно-правовых форм по вопросам совершенствования их хозяйственной деятельности;

проведение консалтинговых экономических, внешнеэкономических, маркетинговых и финансовых исследований по заказам предприятий, учреждений и организаций и разработка предложений по совершенствованию их хозяйственной деятельности;

научно-исследовательская деятельность:

исследование общих философских проблем науки и техники;

выявление и исследование актуальных проблем в области экономической теории, экономики, международной экономики, финансов, учета и аудита, маркетинга;

организация и проведение научных исследований, сбор, обработка, анализ и систематизация информации, выбор методов и средств решения задач исследования;

разработка теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, оценка и интерпретация полученных результатов;

разработка планов и программ проведения исследований в области профессиональной деятельности и подготовка соответствующих заданий для научных подразделений и отдельных исполнителей;

обобщение имеющихся данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций в области профессиональной деятельности;

интерпретация результатов исследований с целью разработки различных аспектов приоритетных направлений инновационного развития предприятий, учреждений,  организаций;

педагогическая деятельность:

использование основ педагогики в образовательной деятельности;

преподавание экономических дисциплин в образовательных организациях высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях, организациях среднего общего образования;

разработка образовательных программ и учебно-методических материалов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

5.1. В результате освоения образовательной программы магистратуры у магистранта должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Магистр, освоивший образовательную программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к философскому подходу к изучению проблем науки и техники, абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3);

пониманием и восприятием этических норм поведения в отношении других людей и в отношении природы; соблюдением норм здорового образа жизни (ОК-4);

способностью выполнять свои обязанности по профессиональной деятельности с учетом задач по охране труда и гражданской обороне в условиях изменчивости процессов исследования (ОК-5).

5.3. Магистр, освоивший образовательную программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2);

готовностью самостоятельно принимать профессиональные решения на основе использования законодательных и нормативных актов, знания теории и практики хозяйственной деятельности (ОПК-3);

готовностью воспринимать научную информацию, осуществлять ее аналитическую обработку, систематизацию и применять ее на практике  (ОПК-4);

способностью совершенствовать организационную структуру управления предприятием, учреждением, организацией, оптимизировать потоки информации (ОПК-5);

готовностью овладевать психолого-педагогическими приемами воспитательной работы в коллективе с учетом специфики профессиональной деятельности  (ОПК-6);

способностью применять современные методы исследования и анализа рисков, угроз и опасностей на рабочих местах и производственных объектах, участвовать в формировании оптимальных условий и режима труда  (ОПК-7).

5.4. Магистр, освоивший образовательную программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа магистратуры:

аналитическая деятельность:

способностью владеть методами аналитической работы, связанными с различными аспектами деятельности коммерческих и некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм, органов государственной власти и местного самоуправления, внешнеэкономических объединений при министерствах, ассоциаций делового сотрудничества, региональных внешнеторговых объединений  (ПК-1);

способностью анализировать, систематизировать и использовать различные источники информации для проведения финансово-экономических расчетов, самостоятельно применять методы обработки документов, накопления информации в регистрах синтетического и аналитического учета, формировать статистическую, налоговую и финансовую отчетность (ПК-2);

способностью на основе комплексного экономического и финансового анализа оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности,  обосновывать финансово-экономические показатели и методики их расчета, давать оценку существующих рисков деятельности предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм (в том числе зарубежных), органов государственной власти и местного самоуправления, внешнеэкономических объединений для принятия стратегических решений на микро-, макро- и мезоуровне (ПК-3);

способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности субъектов хозяйствования, отрасли, региона и экономики в целом (ПК-4);

способностью осуществлять анализ предоставления финансовых услуг различными финансово-кредитными учреждениями на денежном, кредитном и фондовом рынках; проводить расчеты эффективности предоставления финансовых услуг, рассчитывать необходимый объем кредита, график погашения кредита и уплаты процентов (ПК-5);

способностью анализировать состояние бюджета, определять причины бюджетного дефицита и разрабатывать меры по обеспечению сбалансированности бюджета; анализировать выполнение расходной части бюджета в целом и распорядителей средств в частности (ПК-6);

способностью проводить финансовые расчеты относительно реальных потребностей в средствах для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ПК-7);

способностью контролировать законность и экономическую целесообразность хозяйственных операций и процессов, сохранность ресурсов и их эффективное использование (ПК-8);

проектно-экономическая деятельность:

способностью осуществлять самостоятельно или руководить подготовкой заданий и разработкой проектных решений и соответствующих нормативных и методических документов для реализации подготовленных проектов (ПК-9);

способностью на основе статистической, налоговой и финансовой отчетности осуществлять разработку бюджетов, стратегических, тактических и оперативных планов предприятий, учреждений,  организаций, определять конкурентные формы регионального и международного бизнеса и прогнозировать конъюнктуру мировых рынков (ПК-10);

способностью обосновать на основе анализа стратегию поведения субъектов хозяйственной деятельности на различных сегментах внутреннего и внешнего рынков (в том числе внешнеэкономическую) на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды (ПК-11);

способностью определять оптимальные направления инвестиционной деятельности предприятия, диверсифицировать ее, прогнозировать экономические последствия принимаемых инвестиционных решений; разрабатывать и реализовывать инвестиционную стратегию предприятия (ПК-12);

способностью выявлять основные тенденции в развитии мировой и национальной экономики и анализировать последствия принимаемых управленческих решений, участвовать в подготовке и проведении мероприятий коммерческой, инвестиционной, производственной политики организации (компании) в сфере внешней торговли и международного бизнеса (ПК-13);

способностью разрабатывать мероприятия по формированию спроса и стимулированию сбыта продукции на различных рынках (ПК-14);

способностью разрабатывать планы международного сотрудничества и развития внешних связей, составлять модели поведения бизнеса в условиях мирового рынка и вырабатывать рекомендации по управлению рисками при осуществлении внешнеэкономической деятельности (ПК-15);

организационно-управленческая деятельность:

способностью руководить разработкой краткосрочной и долгосрочной экономической, внешнеэкономической, маркетинговой, учетной, финансовой политики и стратегии развития предприятий, учреждений, организаций на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-16);

способностью руководить экономическими, внешнеэкономическими, учетными, маркетинговыми, финансовыми и другими службами предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм, органов государственной власти и местного самоуправления, неправительственных и международных организаций, временными творческими коллективами для разработки новых проектных решений (ПК-17);

способностью обеспечить организацию работы по исполнению разработанных и утвержденных бюджетов, стратегических, тактических и оперативных планов субъектов хозяйствования (ПК-18);

способностью использовать конкретные средства и инструменты для эффективного управления всеми видами ресурсов предприятия и формирования источников их финансирования (ПК-19);

способностью принимать участие в формировании инвестиционного портфеля (ПК-20);

способностью оценивать риски и принимать решения по их управлению (ПК-21);

способностью проводить синтетический и аналитический учет выполнения бюджета, учет доходов и расходов бюджета (ПК-22);

способностью разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности (ПК-23);

маркетинговая деятельность:

способностью анализировать и использовать различные источники информации о рыночной конъюнктуре, ее динамики, трендах для разработки адекватных маркетинговых стратегий и управленческих решений для предприятия, работающего на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг (ПК-24);

способностью проводить комплексный анализ факторов маркетинга предприятия, оценивать сильные и слабые стороны, возможности и угрозы, разрабатывать меры по совершенствованию маркетинговых усилий (ПК-25);

способностью проводить диагностику текущего состояния товарной политики, эффективности реализации, сроков, объемов и структуры предложения новых товаров и услуг (ПК-26);

способностью разрабатывать и применять эффективные маркетинговые методы ценообразования, установление цены в соответствии с результатами сегментации и позиционирования (ПК-27);

способностью формировать, внедрять и оценивать коммуникационную политику предприятия, в том числе рекламную деятельность, в том числе ATL BTL  инструменты (ПК-28);

способностью изучать поведение потребителей и маркетинговые способы воздействия на него, выявлять требования потребителей к качественным и потребительским характеристикам товаров и услуг, формировать истинную лояльность целевых сегментов (ПК-29);

способностью формировать, оценивать, контролировать и совершенствовать систему организации и управления торгово-закупочной и сбытовой деятельностью предприятия на различных типах рынков (ПК-30);

готовностью к разработке и использованию стратегии социально-ответственного маркетинга и соблюдению стандартов социально-ориентированного поведения предприятия в условиях конкурентной среды на внутреннем и внешнем рынке товаров и услуг (ПК-31);

консалтинговая деятельность:

способностью оказать консалтинговые услуги коммерческим и некоммерческим организациям различных организационно-правовых форм по вопросам совершенствования их хозяйственной деятельности (ПК-32);

способностью проводить консалтинговые экономические, внешнеэкономические, маркетинговые и финансовые исследования по заказам предприятий, учреждений и организаций и разрабатывать предложения по совершенствованию их хозяйственной деятельности (ПК-33);

научно-исследовательская деятельность:

способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять и проводить исследование актуальных научных  проблем, обосновывать теоретическую и практическую значимость выбранной темы научного исследования в области своей профессиональной деятельности (ПК-34);

способностью осуществлять разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований и разработок, подготовку заданий для групп и отдельных исполнителей (ПК-35);

способностью осуществлять разработку теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности, давать оценку и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты (ПК-36);

способностью осуществлять разработку инструментов проведения исследований в области своей профессиональной деятельности, анализ их результатов, подготовку данных для составления обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-37);

способностью проводить исследование проблем экономической и финансовой устойчивости, интерпретировать результаты исследований с целью разработки приоритетных направлений и стратегий развития предприятий, учреждений, организаций с учетом фактора неопределенности,  проводить исследование рисков для разработки системы управления ими (ПК-38);

способностью предоставлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-39);

педагогическая деятельность:

способностью преподавать со знанием основ педагогики экономические дисциплины с использованием современных методов и методик преподавания в образовательных организациях высшего образования, дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организациях, среднего общего образования (ПК-40);

способностью осуществлять разработку образовательных программ и учебно-методических материалов (ПК-41).

5.5. При разработке образовательной программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения образовательной программы магистратуры.

5.6. При разработке образовательной программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций магистров с учетом направленности образовательной программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке образовательной программы магистратуры требования к результатам обучения отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

6.1. Структура образовательной программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации образовательных программ магистратуры, имеющих различный профиль образования в рамках одного направления подготовки (далее — профиль образовательной программы).

6.2. Образовательная программа магистратуры состоит из следующих блоков (Приложение 1 Таблица 1):

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к вариативной части образовательной программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части образовательной программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки и профилей высшего профессионального образования, утверждаемом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы магистратуры, являются обязательными для освоения магистрантами вне зависимости от профиля образовательной программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части образовательной программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части образовательной программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют профиль образовательной программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и Блока 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» образовательных программ магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора магистром профиля образовательной программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения магистрантом.

6.5. В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят:

учебная практика — практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;

производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе экономическая практика, педагогическая практика);

НИР.

Проведение учебной и производственной практик осуществляется стационарным способом.

При разработке образовательной  программы магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа магистратуры. Образовательная организация вправе предусмотреть в образовательной программе магистратуры иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.6. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита магистерской диссертации, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.7. При разработке образовательной программы магистратуры магистрантам обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого Блока.

6.9. Результаты освоения образовательной программы магистратуры оцениваются по государственной шкале, бальной шкале и шкале ECTS и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, (индивидуальный учебный план) студента.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ

7.1. Общесистемные требования к реализации образовательной программы магистратуры.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, а также обеспечивающей организацию учебного процесса по всем видам работ учебного плана.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа магистранта из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики3.

7.1.3. В случае реализации образовательной программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации образовательной программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы магистратуры в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации образовательной программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации образовательной программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству.

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации образовательной программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, включенных в индексы цитирования Web of Science или Scopus, или не менее 20 в других журналах  с индексом научного цитирования.

7.1.8. В организации, реализующей образовательные программы магистратуры, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы магистратуры.

7.2.1. Реализация образовательной программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу магистратуры, должна быть не менее 75 процентов для образовательной программы магистратуры.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих образовательную программу магистратуры, должна быть не менее 5 процентов для образовательной программы академической магистратуры.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием образовательной программы магистратуры должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на конференциях различного уровня, а также осуществляющим научно-исследовательские проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ магистратуры.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы студентов и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения учебных занятий помещения должны быть оснащены демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам учебных дисциплин (модулей).

Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими магистрам осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 магистрантов.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов магистрантов по образовательной программе магистратуры.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации образовательных программ магистратуры.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.

7.4.2. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере высшего профессионального образования для реализации программ магистратуры по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

2 В соответствии с Законом Донецкой  Народной Республики «Об образовании» № 55-IНС от 07.07.2015 г.

3 Закон «Об информации и информационных технологиях», утвержденный Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики NI-278П-НС от 07 августа 2015 года.

В данный документ изменений не вносилось.