watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 18.07.2016

Номер документа: 765

Дата государственной регистрации: 08.08.2016

Регистрационный номер: 1461

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru17.08.2016; Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 17.08.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

18.07.2016
№765
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1461
от   «08» августа 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»)

В соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», принятым Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.06.2015 года № 55-IНС, руководствуясь статьями 5, 37 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1461
от   «08» августа 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.06 ТОРГОВОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ “АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР”, “ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР”)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования – программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.06 Торговое дело (далее – программа бакалавриата), по итогам освоения которых присваивается квалификация «академический бакалавр» (далее – программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»), и к программам бакалавриата, по итогам освоения которых присваивается квалификация «прикладной бакалавр» (далее – программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; образовательные организации и в случаях, установленных в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», на организации, осуществляющие обучение, а также физических лиц-предпринимателей.

Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом государственной исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.

ІІІ. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования и научной организации (далее – организация).

3.2. Данный государственный образовательный стандарт является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку бакалавров данного направления.

3.3. Лицо имеет право осваивать уровень образования бакалавриата при условии наличия у него среднего общего образования, а также среднего профессионального образования.

3.4. Обучение по образовательным программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Обучение по образовательным программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной форме обучения.

Обучение в очно-заочной или заочной формах допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.

Объем образовательной программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее – з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации образовательной программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации образовательной программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.5. Нормативный срок обучения по образовательной программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем образовательной программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий возможно увеличение срока обучения от 6-ти до 12-ти месяцев относительно срока получения образования по очной форме обучения на основании решения Ученого Совета организации.

Срок получения образования и объем образовательной программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.

Объем образовательной программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

3.6. Образовательная деятельность по образовательной программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено локальным нормативным актом организации.

3.7. При реализации образовательной программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.8. Реализация образовательной программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.9. Подготовка по образовательной программе бакалавриата должна осуществляться на основе сближения академического обучения и профессиональной деятельности, создания условий для проведения всех видов практик.

3.10. Организация должна гарантировать высокое качество подготовки как основное условие для успешного трудоустройства бакалавров данного направления.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр», включает: анализ, организацию, управление и проектирование процессов в области торгового дела, торговой рекламы, коммерческой деятельности, логистики в торговле (закупочно-сбытовой деятельности, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности), товароведения и экспертизы товаров, академические и ведомственные научно-исследовательские организации, образовательные организации системы высшего образования, среднего профессионального образования, среднего общего образования, дополнительного образования.

Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», включает: анализ, организацию, управление и проектирование процессов в области торгового дела, торговой рекламы, коммерческой деятельности, логистики в торговле (закупочно-сбытовой деятельности, материально-технического снабжения и сбыта, торгово-посреднической деятельности), товароведения и экспертизы товаров.

4.2.Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» являются:

предприятия по производству и реализации товаров потребительского и производственно-технического назначения; товары потребительского и производственно-технического назначения;  услуги по торговому, логистическому и коммуникационно-рекламному обслуживанию покупателей; маркетинговые, коммерческие, закупочные, сбытовые, логистические процессы; покупатели и их выявляемые, формируемые, удовлетворяемые и стимулируемые потребности и платежеспособный спрос; средства маркетинговых коммуникаций и  рекламы; средства и методы контроля качества товаров; логистические цепи и системы сбыта в сфере товарного обращения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» являются:

Предприятия, реализующие товары потребительского и производственно-технического назначения, потребители товаров потребительского и производственно-технического назначения; услуги по торговому, логистическому и коммуникационно-рекламному обслуживанию покупателей; маркетинговые, торгово-технологические,  процессы на предприятиях в сфере товарного обращения.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:

торгово-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

проектная;

логистическая (товарно-сбытовая).

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:

торгово-технологическая;

организационно-управленческая;

проектная;

логистическая (товарно-сбытовая).

При разработке и реализации программ бакалавриата  образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

Образовательная программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа академического бакалавриата);

ориентированной на производственно-экономический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа прикладного бакалавриата).

4.4. Бакалавр, освоивший образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

торгово-технологическая деятельность:

выявление, формирование и удовлетворение потребностей в товарах и услугах;

поиск, анализ и оценка маркетинговой и экономической информации о конъюнктуре рынка;

формирование, реализация, контроль и обновление торгового ассортимента на основе динамики покупательского поведения;

анализ требований потребителей к качественным характеристикам товаров и услуг;

разработка и внедрение комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций, в том числе с использованием рекламы и систем формирования спроса и стимулирования сбыта;

организация и эффективное осуществление контроля качества товаров и услуг;

организация и управление торгово-технологическим процессом, осуществление приемки товаров по количеству и качеству, их учета;

проведение оценки конкурентоспособности и оценки качества товаров и услуг   и анализ ее результатов;

организация и управление товародвижением, его учет и оптимизация уровней каналов сбыта  с минимизацией потерь товаров,  затрат материальных и трудовых ресурсов;

выбор оптимального поставщика и установление эффективных хозяйственных связей, минимизация возможных рисков и конфликтов в каналах сбыта;

проектирование  рекламы и осуществление  коммуникационных мероприятий в торгово-технологической деятельности, выбор и разработка средств рекламы и продвижения товаров и услуг на рынке;

участие в работе по управлению и осуществлению торгово-технологических процессов на предприятии;

регулирование процессов складирования, хранения товаров; определения, дифференциации и списания потерь;

соблюдение действующего законодательства и нормативных документов Донецкой Народной Республики, а также и требований, установленных техническими регламентами, стандартами и положениями договора;

организационно-управленческая деятельность:

коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;

руководство профессиональной деятельностью на основе исторического и культурного наследия государства;

исследование общих философских проблем науки;

сбор, хранение, обработка, анализ и оценка информации, необходимой для организации и управления маркетинговой, коммерческой, рекламной, логистической и товароведной деятельностью;

анализ и оценка направлений развития предложения и спроса товаров потребительского и производственно-технического назначения и услуг;

идентификация товаров, выявление и предупреждение их фальсификации;

составление документации в области профессиональной деятельности (маркетинговой,  или коммерческой, или  рекламной, или логистической, или товароведной) и проверка правильности ее оформления;

выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев, проведение деловых переговоров, заключение договоров на взаимовыгодной основе и контроль их выполнения;

управление ассортиментом и качеством товаров и услуг с учетом социальной направленности и экологических параметров;

выбор и реализация стратегии ценообразования;

организация и планирование материально-технического обеспечения предприятия, закупки и продажи (сбыт) товаров;

обеспечение необходимого уровня качества торгового обслуживания потребителей;

управление товарными запасами и их оптимизация;

управление персоналом;

анализ и оценка профессиональной деятельности (коммерческой, и/или маркетинговой, и/или рекламной, и/или логистической или товароведной) для разработки стратегии организации (предприятия);

организация и осуществление профессиональной деятельности (маркетинговой, и/или коммерческой,  и/или логистической, и/или рекламно-коммуникационной, или товароведной);

соблюдение действующего законодательства и нормативных документов Донецкой Народной Республики, а также и требований, установленных техническими регламентами, стандартами и положениями договора.

научно-исследовательская деятельность:

организация, проведение маркетинговых исследований и оценка их эффективности;

проведение научных исследований по отдельным разделам тем (этапам, заданиям) в соответствии с утвержденными методиками;

участие в разработке инновационных методов, средств и технологий осуществления профессиональной деятельности (маркетинговой, или коммерческой, или рекламной, или логистической, или товароведной);

проектная деятельность:

разработка проектов торгово-технологических и логистических процессов и систем в области коммерции, или маркетинга, или рекламы, или логистики, или товароведения с использованием информационных технологий;

участие в реализации проектов в области коммерции, маркетинга, рекламы, логистики и товароведения;

проектирование размещения торговых организаций;

логистическая деятельность:

выбор или формирование логистических цепей в торговле;

участие в разработке логистических схем в торговле;

управление логистическими процессами.

4.5. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:

торгово-технологическая деятельность:

участие в обеспечении реализации эффективной товарной политики на предприятии с учетом  особенностей поведения покупателей  различных видов товаров (повышенной частоты спроса, тщательного выбора, эксклюзивных) и услуг;

организация материально-технического снабжения предприятия, технология и организация закупки и продажи (сбыта) товаров;

участие в обеспечении товародвижения, его учете, минимизации издержек обращения, в том числе товарных потерь;

осуществление маркетинговых мероприятий по организации товародвижения и его оптимизации осуществление маркетинговых мероприятий по  рекламированию и продвижению товаров;

участие в организации и осуществлении торгово-технологических процессов на предприятиях в сфере товарного обращения;

организация процесса обслуживания покупателей на предприятиях торговли;

осуществление контроля качества и приемки товаров по количеству и качеству;

участие в формировании ассортимента и оценке качества товаров с учетом социальной направленности и экологических параметров;

обеспечение сохраняемости товаров в процессе их товародвижения;

регулирование и контроль условий и сроков хранения товаров, проведение инвентаризации, определение и списание потерь;

участие в договорной работе, контроль соблюдения условий заключенных договоров;

оформление и контроль правильности составления технической документации (товаросопроводительных, организационно-распорядительных и иных документов);

 соблюдение действующего законодательства и нормативных документов Донецкой Народной Республики, а также и требований, установленных техническими регламентами, стандартами и положениями договора.

организационно-управленческая деятельность:

коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;

руководство профессиональной деятельностью на основе исторического и культурного наследия государства;

исследование общих философских проблем науки;

сбор, хранение, обработка,  информации, необходимой для организации  маркетинговой, коммерческой, рекламной, логистической и товароведной деятельностью;

идентификация товаров, выявление и предупреждение их фальсификации;

составление документации в области профессиональной деятельности (маркетинговой,  или коммерческой, или  рекламной, или логистической, или товароведной) и проверка правильности ее оформления;

выбор деловых партнеров с учетом определенных критериев, проведение деловых переговоров, заключение договоров на взаимовыгодной основе и контроль их выполнения;

 реализация стратегии ценообразования;

организация материально-технического обеспечения предприятия, закупки и продажи (сбыт) товаров;

обеспечение необходимого уровня качества торгового обслуживания потребителей;

участие в управлении товарными запасами и их оптимизация;

участие в управлении персоналом;

анализ и оценка профессиональной деятельности (коммерческой, или маркетинговой, или рекламной, или логистической или товароведной) для разработки стратегии организации (предприятия);

организация и осуществление профессиональной деятельности (маркетинговой, или коммерческой,  или логистической, или рекламно-коммуникационной, или товароведной);

проектная деятельность:

участие в реализации проектов в области коммерции, маркетинга, рекламы, логистики и товароведения;

проектирование размещения торговых организаций;

логистическая деятельность:

участие в выборе или формировании логистических цепей в торговле;

участие в разработке логистических схем в торговле;

участие в организации  логистических процессов.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

5.2. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью к философскому подходу к изучению проблем науки и техники, абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, определении места и роли своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

способностью использовать основы экономических, правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

пониманием и восприятием этических норм поведения в отношении других людей и в отношении природы, соблюдением норм здорового образа жизни (ОК-5);

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, обеспечивать высокое качество выполняемых работ (ОК-6);

готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения  (ОК-7);

способностью давать правильную самооценку, обладать самосознанием, необходимым для обеспечения самовоспитания с целью формирования и совершенствования у себя положительных и устранению отрицательных качеств  (ОК-8);

способностью выполнять свои обязанности по профессиональной деятельности с учетом задач по охране труда и гражданской обороне, формулировать цели и задачи по личной безопасности, безопасности коллектива, общества и обосновывать подходы и средства сохранения жизни, здоровья и защиты работников в условиях угрозы и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2);

готовностью постигать проблемы общенаучного и профессионально-ориентированного характера на основе систематического проработки литературы по специальности (ОПК-3);

готовностью самостоятельно принимать профессиональные решения на основе использования законодательных и нормативных актов, знания теории и практики (ОПК-4);

владением и готовностью применять на практике методики по обработке и систематизации научной и практической информации, необходимой для решения профессиональных задач; пользоваться передовым опытом в сфере профессиональной деятельности (ОПК-5);

способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы  (ОПК-6);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом умения работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7);

способностью использовать необходимые формы повышения квалификации, образовательного и профессионального уровня, деловой квалификации (ОПК-8);

способностью принимать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-9).

5.4. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата:

торгово-технологическая деятельность:

способностью выявлять, анализировать и оценивать потребности, спрос на товары и услуги, покупательское поведение и их динамику с учетом социальных и экологических параметров (ПК-1);

способностью к формированию, реализации и управлению торговым ассортиментом  и соответствующим комплексом интегрированных маркетинговых коммуникаций, средствами рекламы (ПК-2);

способностью к оценке, анализу, организации и управлению системой товародвижения, торгово-технологическим процессом, процессом учета складирования, хранения товаров, мерчандайзинга, определения и списания потерь, их оптимизацией (ПК-3);

способностью диагностировать конкурентоспособность товаров и услуг и обеспечивать ее необходимый уровень на основе сегментации и позиционирования, обеспечивать сохранность товаров, эффективно осуществлять контроль качества товаров и услуг, приемку и учет товаров по количеству и качеству (ПК-4);

готовностью к соблюдению действующего законодательства и нормативных документов Донецкой  Народной Республики, а также требований, установленных регламентами, стандартами и положениями при ведении договорной работы (ПК-5);

организационно-управленческая деятельность:

способностью к организации и управлению маркетинговой, коммерческой, рекламной, логистической и товароведной деятельностью на основе сбора, обработки, анализа и оценки необходимой информации  (ПК-6);

способностью к идентификации товаров, выявлению и предупреждению их фальсификации с учетом определенных критериев и процедур (ПК-7);

готовностью к организационно-управленческой работе  в области материально-технического обеспечения, товарных запасов и их оптимизации (ПК-8);

способностью выбирать деловых партнеров, проводить с ними деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение (ПК-9);

готовностью обеспечивать необходимый уровень качества торгового обслуживания (ПК-10);

готовностью анализировать, оценивать и разрабатывать маркетинговые стратегии предприятия в области рекламы и коммуникационных усилий, закупки, сбыта и ценообразования (ПК-11);

научно-исследовательская деятельность:

способностью проводить маркетинговые исследования и участвовать в разработке инновационных методов, средств и технологий в области профессиональной деятельности (маркетинговой, коммерческой, рекламно-коммуникационной и/или логистической, и/или товароведной) (ПК-12);

проектная деятельность:

способностью разрабатывать проекты профессиональной деятельности (маркетинговые и/или торгово-технологические, и/или рекламно-коммуникационные, и/или логистические процессы) с использованием информационных технологий (ПК-13);

готовностью участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (маркетинговой и/или коммерческой, и/или рекламно-коммуникационной, и/или логистической, и/или товароведной) (ПК-14);

способностью формировать базовые и функциональные стратегии  предприятия, прогнозировать бизнес-процессы и оценивать их эффективность (ПК-15);

логистическая деятельность:

готовностью участвовать в выборе и формировании логистических цепей и схем в торговых организациях, способностью управлять логистическими процессами и изыскивать оптимальные логистические системы (ПК-16).

5.5. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

торгово-технологическая деятельность:

способностью формировать ассортимент товаров и услуг, оценивать их качество, диагностировать дефекты, обеспечивать необходимый уровень  сохранности,  осуществлять приемку и учет товаров по количеству и качеству (ППК-1);

способностью обеспечивать материально-техническое снабжение предприятия, закупки и продажу (сбыт) товаров, управлять товарными запасами (ППК-2);

способностью осуществлять управление торгово-технологическими процессами на предприятии, регулировать процессы хранения, проводить инвентаризацию, определять и минимизировать затраты материальных и трудовых ресурсов, а также учитывать и списывать потери (ППК-3);

готовностью к выявлению и удовлетворению потребностей покупателей товаров с помощью маркетинговых коммуникаций, (ППК-4);

способностью контролировать выполнение договоров,  осуществлять сбор, хранение, обработку и оценку информации, необходимой для организации  профессиональной  деятельности (ППК-5);

организационно-управленческая деятельность:

способностью проводить деловые переговоры, заключать договора и контролировать их выполнение (ППК-6);

способностью организовывать  материально-техническое обеспечение предприятий, закупку и продажу товаров (ППК-7);

готовностью обеспечивать необходимый уровень качества торгового обслуживания (ППК-8);

готовностью участвовать в реализации маркетинговых стратегий предприятия (ППК-9);

проектная деятельность:

готовностью участвовать в реализации проектов в области профессиональной деятельности (маркетинговой и/или коммерческой, и/или рекламно-коммуникационной, и/или логистической, и/или товароведной) (ППК-10);

логистическая  деятельность:

готовностью участвовать в выборе и формировании логистических цепей и схем в торговых предприятиях (ППК-11).

5.6. При разработке образовательной программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности образовательной программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке образовательной программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Структура образовательной программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации образовательных программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее – направленность (профиль) программы).

6.2. Образовательная программа бакалавриата состоит из следующих блоков (Приложение 1 Таблица 1):

Блок 1 «Дисциплины (модули)» включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который включает практики, относящиеся к базовой части образовательной программы, и практики, относящиеся к ее вариативной части.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части образовательной программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки и профилей высшего профессионального образования, утверждаемом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части образовательной программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части образовательной программы бакалавриата, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 “Дисциплины (модули)” и Блока 2 “Практики” образовательных программ академического или прикладного бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) образовательной программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части образовательной программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ГОС ВПО. После выбора обучающимся профиля образовательной программы, набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.6. В Блок 2 “Практики” входят учебная и производственная, в том числе практика по подготовке выпускной квалификационной работы.

Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:

учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;

производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе экономическая практика, педагогическая практика); научно-исследовательская работа (НИР);

Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:

учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;

производственная практика – экономическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; НИР.

Проведение учебной и производственной практик осуществляется стационарным способом и является обязательной.

При разработке образовательных программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в образовательной программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.7. В Блок 3 “Государственная итоговая аттестация” входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если образовательная организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.8. При разработке образовательной программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 “Дисциплины (модули)”.

6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для образовательных программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 40 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для образовательных программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».

6.10. Результаты освоения образовательной программы бакалавриата оцениваются по государственной шкале, бальной шкале и шкале ECTS и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, индивидуальный учебный план студента.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации образовательной программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, а также обеспечивающей организацию учебного процесса по всем видам работ учебного плана.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети “Интернет”.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики <2>.

7.1.3. В случае реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации образовательной программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации образовательной программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации образовательной программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству.

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.8. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации образовательной программы бакалавриата в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, включенных в индексы цитирования Web of Science или Scopus, или не менее 20 в других журналах  с индексом научного цитирования.

7.1.9. В организации, реализующей образовательные программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация образовательной программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна быть не менее:

70 процентов для программы академического бакалавриата;

60 процентов для программы прикладного бакалавриата.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием образовательной программы бакалавриата должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях; осуществляющим научно-исследовательские проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, а также имеющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы студентов и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения учебных занятий помещения должны быть оснащены демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам учебных дисциплин (модулей).

Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети “Интернет” и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими бакалаврам осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по образовательной программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.3.6. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации образовательной программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.

7.3.7. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательных программ бакалавриата на созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательной организации и созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации  программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.

7.4.2. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере высшего профессионального образования для реализации программ магистратуры по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

<2> Закон “Об информации и информационных технологиях”, утвержденный Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики NI-278П-НС от 07 августа 2015 года.

В данный документ изменений не вносилось.