Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 19.11.2015
Номер документа: 814
Дата государственной регистрации: 14.12.2015
Регистрационный номер: 830
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования уровень высшего образования МАГИСТРАТУРА направление подготовки 49.04.03 СПОРТ
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 830
от «14» декабря 2015 г.
(утратил силу с 17.05.2023 — приказ Министерства образования и науки ДНР от 24.04.2023 № 60-НП)
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322).
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования уровень высшего образования МАГИСТРАТУРА направление подготовки 49.04.03 СПОРТ.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 830
от «14» декабря 2015 г.
Государственный образовательный стандарт
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Уровень высшего образования
МАГИСТРАТУРА
направление подготовки
49.04.03 СПОРТ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего образования — программ магистратуры по направлению подготовки 49.04.03 Спорт (далее соответственно — программа магистратуры, направление подготовки).
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ОК – общекультурные компетенции;
ООП – основная образовательная программа;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
1. Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования и научной организации (далее – организация ВПО).
2. Обучение по программе магистратуры в организации ВПО осуществляется в очной и заочной формах обучения.
Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3. Срок получения образования по программе магистратуры по очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 2 года. Объем программы магистратуры в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
По заочной форме обучения срок получения образования по программе магистратуры, вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 3 месяца и не более чем на полгода по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения;
При обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения, срок получения образования составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. При обучении по индивидуальному учебному плану срок получения образования может быть увеличен не более чем на полгода по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы магистратуры, реализуемый за один учебный год в заочной форме обучения, а также по индивидуальному учебному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
4. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на русском языке, если иное не определено локальным нормативным актом организации ВПО.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
1. Область профессиональной деятельности выпускников программы магистратуры включает: образование в сфере физической культуры и спорта; организационная деятельность в сфере спорта; научно-исследовательская работа, профессионально-педагогическое мастерство.
2. Объектами профессиональной деятельности выпускников программы магистратуры являются:
1) лица, вовлеченные в деятельность в сфере физического воспитания, детско-юношеского, резервного спорта и спорта высших достижений;
2) образовательные организации высшего профессионального образования, высшие учебные заведения спортивного профиля, детско-юношеские спортивные школы, детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, училища олимпийского резерва, спортивные клубы всех форм собственности, бассейны, спортивные и физкультурно-оздоровительные центры, школы высшего спортивного мастерства.
3) государственные органы исполнительной власти по физической культуре и спорту;
3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ магистратуры:
1) научно-исследовательская и научно-методическая;
2) научно-педагогическая;
3) организационно-управленческая;
4) тренерская.
При разработке и реализации программ магистратуры образовательная организация ВПО ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации ВПО.
Программа магистратуры формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы, ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее – программа академической магистратуры);
4. Выпускник программ магистратуры в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
1) научно-исследовательская и научно-методическая деятельность:
повышать профессиональную компетентность в области выявления научных проблем и способов их решения;
изучать достижения отечественной и зарубежной науки в области спорта и смежных областях знаний;
выявлять наиболее актуальные проблемы в области спорта и находить пути их решения с использованием достижений современной науки;
определять цели и задачи исследований, применять научные методы и современные методики их решения;
осуществлять сбор, обработку, систематизацию и анализ данных научных исследований;
анализировать и обобщать существующий научно-методический и исследовательский опыт в избранном виде профессиональной деятельности;
осваивать инновационные технологии в области спорта и внедрять их в профессиональную деятельность;
разрабатывать инновационные программы спортивной и спортивно-оздоровительной деятельности с учетом возникающих потребностей;
2) научно-педагогическая деятельность:
разрабатывать и реализовывать научно обоснованные образовательные, спортивные, оздоровительные программы, методики и технологии в области физической культуры и спорта;
совершенствовать традиционные педагогические средства и методы спортивной тренировки, оценивать их эффективность;
обобщать и транслировать передовой профессиональный опыт в профессиональной среде;
формировать собственную культуру и культуру личности спортсмена;
создавать благоприятный психологический климат в спортивном коллективе.
3) организационно-управленческая деятельность:
организация всех видов делового общения: беседы, дискуссии, полемики, круглые столы; творческие и профессиональные объединения по вопросам развития физической культуры и спорта;
подготовка и представление доказательств, обоснований, четкого аргументирования научных проблем в сфере физической культуры и спорта;
организация педагогического воздействия на группы и отдельных членов коллектива с целью их управления и достижения запланированного результата;
организация партнерского взаимодействия между участниками образовательного процесса;
обеспечение привлекательной профессиональной среды, эффективной и качественной профессиональной деятельности в развитии здоровой и полноценной личности.
4) тренерская деятельность:
постоянно повышать свою тренерскую квалификацию;
организовывать на высоком уровне учебно-тренировочные занятия в избранном виде спорта;
обобщать передовой профессиональный опыт тренеров-новаторов и внедрять его в учебно-тренировочный процесс;
использовать современные технологии, средства и методы подготовки, имеющие место в спорте высших достижений и оценивать эффективность их применения;
использовать эффективные средства восстановления и повышения спортивной работоспособности;
осуществлять спортивный отбор на основе передовых научных разработок (методик, форм, способов, имеющих место);
разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы в соответствии с квалификацией спортсмена;
определять приоритетные цели и пути их достижения;
прогнозировать спортивные результаты на этапах многолетней подготовки.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
2. Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-1);
способностью к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного и научно-педагогического профиля своей профессиональной деятельности (ОК-2);
способностью использовать на практике умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-3);
способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);
способностью самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях научных знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности (ОК-5);
способностью к использованию современного научного оборудования (ОК- 6).
3. Выпускник программы магистратуры должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
способностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические и культурные различия (ОПК-2).
4. Выпускник программы магистратуры должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
1) научно-исследовательская и научно-методическая деятельность:
способностью самостоятельно анализировать состояние и динамику объектов деятельности, выявлять актуальные проблемы и ставить конкретные задачи их решения (ПК-1);
способностью анализировать и обобщать существующий научно-методический и исследовательский опыт в избранном виде профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью изучать, критически оценивать научно-педагогическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследований, созданию новой продукции (ПК-3);
способностью использовать в профессиональной деятельности инновационные технологии, современные средства и методы научных исследований (ПК-5);
способностью планировать и проводить аналитические, имитационные и экспериментальные исследования; способностью критически оценивать данные и делать выводы (ПК-6);
способностью применять методы обработки результатов исследований с использованием методов математической статистики, информационных технологий, формулировать и представлять обобщения и выводы (ПК-7);
2) научно-педагогическая деятельность:
способностью к научному поиску эффективных средств, методов, технологий и их использованию в педагогической деятельности (ПК-8);
способностью анализировать, обобщать и транслировать передовой педагогический опыт в области воспитания, образования и спортивной тренировки (ПК-9);
способностью применять свои знания и педагогический опыт при решении проблем в постоянно изменяющейся среде (ПК-10);
способностью интегрировать знания комплексного характера, формулировать выводы, доказательства, умозаключения с целью четкого аргументирования выделенных проблем в области физической культуры и спорта (ПК-11);
способностью донести свои выводы и знания вместе с их ясным и недвусмысленным обоснованием до специалистов и неспециалистов (ПК-12);
способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ПК-13);
способностью вести диалог, дискуссию, деловое и профессиональное общение, применять методы психолого-педагогического и речевого воздействия на личность и коллектив для достижения поставленных профессиональных целей (ПК-14);
способностью к непрерывному самообразованию (ПК-15).
3) организационно-управленческая деятельность:
способностью аккумулировать знания в области организационной деятельности (ПК-16);
способностью организовать индивидуальную и коллективную работу со всеми категориями населения в конкретных видах физкультурно-спортивной деятельности, готовностью к кооперации с коллегами (ПК-17);
способностью и готовностью к принятию организационных решений, связанных с профессиональными рисками (ПК-18);
способностью самостоятельно разрабатывать организационно-нормативные документы и использовать их в своей деятельности (ПК-19);
способностью определять приоритеты при решении актуальных проблем и задач организационной деятельности (ПК-20);
4) тренерская деятельность:
способностью организовывать и проводить учебно-тренировочные занятия со спортсменами высокой квалификации (ПК-21);
способностью обобщать передовой опыт деятельности в области спорта высших достижений и трансформировать его в учебно-тренировочный процесс (ПК-22);
способностью использовать современные технологии, средства и методы подготовки спортсменов высокого класса и оценивать эффективность их применения (ПК-23);
способностью корректировать тренировочную и соревновательную нагрузку на основе контроля состояния спортсмена (ПК-24);
способностью применять индивидуальный подход в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности (ПК-25);
способностью использовать эффективные средства восстановления и повышения спортивной работоспособности (ПК-26);
способностью осуществлять спортивный отбор на этапе спортивного совершенствования (ПК-27);
способностью осуществлять выбор и эффективно использовать современные средства материально-технического обеспечения с учетом индивидуальных особенностей спортсмена и условий проведения тренировочной и соревновательной деятельности (ПК-28);
способностью разрабатывать и реализовывать программы предсоревновательной, соревновательной подготовки и постсоревновательных мероприятий (ПК-29);
способностью и готовностью разрабатывать алгоритм соревновательной деятельности и обеспечивать его реализацию (ПК-30);
способностью и готовностью анализировать эффективность соревновательной деятельности (ПК-31);
5. При разработке программы магистратуры все общекультурные и обще-профессиональные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры.
6. При разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
7. При разработке программы магистратуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований, примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
1. Структура программы магистратуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее – направленность (профиль) программы).
2. Программа магистратуры состоит из следующих блоков:
Таблица
Структура программы магистратуры
Структура программы магистратуры | Объем программы магистратуры в зачетных единицах | |
Блок 1 | Дисциплины (модули) | 60-66 |
Базовая часть | 10-22 | |
Вариативная часть | 44-56 | |
Блок 2 | Практики, в том числе научно- исследовательская работа | 45-54 |
Блок З | Государственная итоговая аттестация | 4-10 |
Объем программы магистратуры | 120 |
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.
3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы магистратуры, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, в том числе научно-исследовательской работы, определяют профиль программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы магистратуры, научно-исследовательскую работу образовательная организация ВПО определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей), научно-исследовательская работа становится обязательной для освоения обучающимся.
5. В Блок 2 «Практики», включает в себя научно-исследовательскую и преддипломную по профилю работы, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)»
Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
Формы проведения практик: стационарная; выездная.
Конкретные виды практик определяются образовательной программой ВПО. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются ВПО по каждому виду практики. Практики проводятся в организациях и учреждениях, осуществляющих деятельность в области адаптивной физической культуры.
При проектировании программ магистратуры ВПО имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.
Производственная практика может проводиться в структурных подразделениях организации ВПО.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
6. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация ВПО включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
7. В случае реализации программ магистратуры с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение практик и государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.
8. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ магистратуры в очной форме обучения составляет 18 академических часов; при реализации обучения по индивидуальному плану максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50% от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
1. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры.
1) Организация ВПО должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
2) Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным доступом к библиотечному фонду, электронным ресурсам организации ВПО, который ежегодно должен обновляться не менее чем на 10% от общего библиотечного фонда.
3) В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях, кафедрах или иных структурных подразделениях организации ВПО требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
4) Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации ВПО должна соответствовать квалификационным требованиям, отраженным в локальных и нормативных актах министерств и ведомств Донецкой Народной Республики.
5) Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
2. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.
1) Реализация программы магистратуры обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.
2) Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.
3) Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Донецкой Народной Республике) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в ДНР), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна быть не менее 75 процентов для программы магистратуры.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица без ученых степеней и званий, имеющие спортивные звания мастер спорта, мастер спорта международного класса, и (или) почетные спортивные звания «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный тренер», «спортивный судья международной категории».
3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ магистратуры.
1) Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, выполнения курсовых и квалификационных работ, групповых и индивидуальных консультаций, помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования, а также санитарно-технические помещения. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).
2) Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).
4. Требования к финансовым условиям реализации программ магистратуры.
1) Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики нормативных затрат на оказание образовательной услуги для данного уровня образования, направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования по специальностям и направлениям подготовки.
2) Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере образования для реализации программ магистратуры по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти с учетом следующих параметров:
соотношение численности преподавателей и обучающихся при очной и заочной формах обучения 1:5;
необходимость организации стационарных и (или) выездных практик.
Для данного документа приложений нет.
Отменяется на основании: Приказ №60-НП от 24.04.2023