watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 19.08.2016

Номер документа: 846

Дата государственной регистрации: 02.09.2016

Регистрационный номер: 1529

Заголовок документа: Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.020 - Управление системой образования

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики mondnr.ru

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

19.08.2016
№846
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1529
от   «02» сентября 2016  г.
Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

(в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 18.05.2018 № 462)

Руководствуясь подпунктами 12.6 и 12.7 пункта 12 раздела II, подпунктом 21.15 пункта 21 раздела III Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 г. № 13-43

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, который прилагается.

2. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1529
от   «02» сентября 2016  г.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Порядок организации образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения (далее — Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения.

1.2. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании» и является обязательным для организаций всех форм собственности и подчинения, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

2.1. К основным программам профессионального обучения (далее – профессиональное обучение) относятся программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих и программы повышения квалификации рабочих, служащих.

2.2. Профессиональное обучение осуществляется на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, выданной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.

2.3. Профессиональное обучение носит интенсивный и краткосрочный характер. Содержание и продолжительность профессионального обучения по каждой профессии рабочего, должности служащего определяются конкретной программой профессионального обучения, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов).

2.4. Срок профессионального обучения не превышает 10 месяцев и определяется конкретной программой профессионального обучения, за исключением профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, учитывая специфику организации образовательного процесса и особые потребности указанных лиц.

Сроки начала и окончания профессионального обучения определяются в соответствии с учебным планом конкретной основной программой профессионального обучения.

2.5. Основные программы профессионального обучения – программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих, которые определяют содержание образования, обеспечивающее получение квалификации.

Программа профессиональной обучения, независимо от ее вида включает в себя следующую документацию: рабочую учебную программу учебной дисциплины (модуля), учебную программу, учебный план.

Программа определяет наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации обучения с целью получения результата, направленного на приобретение обучающимся квалификации или расширения профессиональных компетенций.

Программы должны обновляться ежегодно перед началом нового учебного года путем внесения изменений, основанием для этого могут быть:

изменения количества часов по учебному плану;

изменения производственных технологий;

изменения в нормативных документах.

При внесении изменений в программу, она подвергается процедуре рецензирования и утверждения.

2.6. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения организуется в соответствии с расписанием, которое определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.7. Продолжительность академического часа при освоении основных программ профессионального обучения составляет 45 минут, продолжительность учебного дня не превышает 8 академических часов. Недельная нагрузка обязательными учебными занятиями обучающихся не должна превышать 36 академических часов, за исключением организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, для которых обязательная недельная нагрузка может быть снижена и профессионального обучения на производстве, где обязательная недельная нагрузка обучающихся может быть увеличена до 40 часов.

2.8. Профессиональное обучение может проводиться по очной, очно-заочной формам обучения, а также может быть групповым или индивидуальным. Формы обучения по основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Донецкой Народной Республики.

Профессиональное обучение, в зависимости от его вида и формы, включает в себя теоретическое обучение, учебную и производственную практику.

2.9. Обучающиеся согласно осваиваемым программам профессионального обучения, профессиям и формам обучения формируются в отдельные группы (классы) от 24 до 30 человек. Количество обучающихся в группах может быть уменьшено в следующих случаях:

при профессиональном обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;

при профессиональном обучении лиц в учебных центрах и структурных подразделениях образовательных организаций среднего профессионального образования при исправительных учреждениях Государственной службы исполнения наказаний Министерства юстиции Донецкой Народной Республики;

при профессиональном обучении лиц согласно договорам об оказании платных образовательных услуг за счет средств, полученных от юридических и (или) физических лиц;

при профессиональном обучении лиц на производстве.

На весь период учебной или производственной практики обучающиеся обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, оснащенными необходимым оборудованием, инструментами, сырьем и материалами.

При проведении учебной или производственной практики группа (класс), где количество обучающихся превышает 24 человека может делиться на 2 подгруппы, если иное не предусмотрено настоящим Порядком и другими нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

2.10. Профессиональное обучение по основным программам может проводиться в индивидуальном порядке по индивидуальному учебному плану как с 1 обучающимся индивидуально, так и с группой обучающихся до 5 человек.

При индивидуальном обучении обучающиеся изучают теоретический курс самостоятельно (в форме самообразования). Контроль освоения теоретического курса осуществляется путем консультаций у преподавателей.

Сроки профессионального обучения, в соответствии с индивидуальным учебным планом, могут быть изменены организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

2.11. Профессиональное обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой программы, осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.12. Учебная и производственная практика обучающихся в учебных группах или индивидуально, проводится непосредственно на рабочих местах под руководством мастера (инструктора) производственного обучения.

2.13. Лица в возрасте до восемнадцати лет, не имеющие среднего общего образования, допускаются к освоению основных программ профессионального обучения по профессиям рабочих, должностям служащих при условии их обучения по основным общеобразовательным программам или образовательным программам среднего профессионального образования, предусматривающим получение среднего общего образования.

2.14. Профессиональное обучение женщин и лиц в возрасте до восемнадцати лет осуществляется по профессиям рабочих и должностям служащих, работа по которым не запрещена или не ограничена для указанных лиц в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2.15. Реализация основных программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся (если такая предусмотрена рабочими учебными планами). Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

2.16. Итогом профессионального обучения является готовность обучающихся к выполнению определенного вида деятельности; освоение профессиональных компетенций, предусмотренных государственными профессиональными стандартами и требованиями квалификационных характеристик.

2.17. Профессиональное обучение завершается квалификационным  экзаменом, на котором экзаменационной комиссией принимается однозначное  решение: присвоение/не присвоение обучающимся квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих.

2.18. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего.

Образец Свидетельства о профессии рабочего, должности служащего утверждаются Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

III. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1. Образовательные организации среднего профессионального образования могут осуществлять образовательную деятельность по профессиональному обучению, как на основании доведенных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики контрольных цифр приема граждан по программе профессиональной подготовки квалифицированных рабочих, служащих за счет бюджетных ассигнований Республиканского бюджета, так и на основании заключенных договоров об оказании платных образовательных услуг за счет средств, полученных от юридических и (или) физических лиц.

3.2. Организация профессионального обучения лиц, осваивающих программы среднего профессионального образования согласно доведенных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований Республиканского бюджета, осуществляется исключительно по образовательным программам профессиональной подготовки за счет указанных ассигнований в случае, если осваиваемая образовательная программа среднего профессионального образования, включает полный объем программы профессиональной подготовки. При этом перечень профессий рабочих, должностей служащих, рекомендованных к освоению в рамках программы подготовки специалистов среднего звена, определяется Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

Сроки освоения образовательной программы среднего профессионального образования обучающимися не должны превышать сроки, установленные государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования.

В остальных случаях профессиональное обучение лиц, осваивающих программы среднего профессионального образования на основании договоров об оказании платных образовательных услуг, осуществляется за счет средств, полученных от юридических и (или) физических лиц.

3.3. Лица старше 18 лет, получившие общее среднее образование и не осваивающие программы среднего профессионального образования, лица, осваивающие программы среднего профессионального образования за счет средств, полученных от физических и (или) юридических лиц на основании заключенных договоров об оказании платных образовательных услуг, лица осваивающие программы высшего профессионального образования, а также лица уже освоившие программы среднего профессионального или (и) высшего профессионального образования, осваивают основные программы профессионального обучения на общих основаниях, за счет средств, полученных от физических и (или) юридических лиц на основании заключенных договоров об оказании платных образовательных услуг.

3.4. Для лиц, освоивших программы среднего профессионального образования и программы высшего образования по направлению осваиваемых основных программ профессионального обучения, возможна организация профессионального обучения по ускоренной форме за счет средств, полученных от физических и (или) юридических лиц на основании заключенных договоров об оказании платных образовательных услуг.

3.5. Профессиональное обучение лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья и инвалидов, освоивших адаптированные программы общего среднего образования, не сдававших государственных аттестаций и получивших документ об обучении, осуществляется за счет бюджетных ассигнований Республиканского бюджета исключительно по программам профессиональной подготовки (далее – профессиональная подготовка).

Профессиональная подготовка указанной категории лиц ведется по профессиям и специальностям согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

3.5.1. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды во время обучения по программам профессиональной подготовки пользуются всеми социальными гарантиями, предусмотренными законодательством Донецкой Народной Республики.

3.5.2. Для обеспечения социальных гарантий лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья и инвалидов при освоении программ профессиональной подготовки в учреждениях среднего профессионального образования создаются подразделения, которые действуют на основании Положений и Уставов учреждений среднего профессионального образования.

3.5.3. В подразделениях, осуществляющих образовательную деятельность по программам профессиональной подготовки, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Специальные условия – это условия, включающие в себя использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, обеспечение доступа в здания и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

В подразделениях должны быть созданы следующие специальные условия:

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG); размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля); обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым;

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения); обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

3.5.4. Профессиональное обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов осуществляется на основе адаптированных образовательных программ профессиональной подготовки с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки разрабатывается образовательной организацией среднего профессионального образования самостоятельно на основе требований государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования. В ней учитываются особые образовательные потребности инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности, а также рекомендации, данные обучающимся по заключению психолого-медико-педагогической консультации.

Адаптированная образовательная программа профессиональной подготовки должна обеспечивать достижение обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья результатов, установленных соответствующими государственными образовательными стандартами профессионального образования.

Срок освоения адаптированных образовательных программ профессиональной подготовки лицами с ограниченными возможностями здоровья не должен превышать двух лет.

3.5.5. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды формируются в специальные (коррекционные) группы с количеством обучающихся от 6 до 12 человек. Группы, в которых 8 и более обучающихся во время производственного обучения могут делиться на две подгруппы.

3.5.6. Инвалид при поступлении на обучение по адаптированной образовательной программе профессиональной подготовки должен предъявить заключение медико-социальной экспертизы, индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), медицинскую справку установленной формы с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащую информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья при поступлении на обучение по адаптированной программе профессиональной подготовки должно предъявить заключение психолого-медико-педагогической консультации, медицинскую справку установленной формы с рекомендацией об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения, а также сведения относительно рекомендованных условий и видов труда.

3.5.7. Зачисление на обучение по адаптированной образовательной программе осуществляется по личному заявлению поступающего инвалида или поступающего с ограниченными возможностями здоровья с согласия его родителей, усыновителей, опекунов, попечителей или законных представителей, если указанное лицо не достигло возраста 18 лет.

Возможен перевод обучающегося инвалида или обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с программы среднего профессионального образования по подготовке рабочих, служащих на адаптированную образовательную программу в процессе обучения.

3.5.8. Максимальный объем аудиторной нагрузки для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 26 академических часов в неделю.

3.5.9. По окончании обучения выпускники с ограниченными возможностями здоровья и выпускники инвалиды должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в государственных образовательных стандартах видов деятельности. Вводить какие-либо дифференциации и ограничения в адаптированных образовательных программах в отношении профессиональной деятельности выпускников с ограниченными возможностями здоровья и выпускников инвалидов не допускается.

IV. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ, УЧЕБНО-КУРСОВЫХ КОМБИНАТАХ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, УЧРЕДИТЕЛЕМ КОТОРЫХ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ, А ТАКЖЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ НЕГОСУДАРСТВЕННОЙ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ

4.1. Организация и осуществление образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах и других образовательных организациях, учредителем которых не является Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, а также в образовательных организациях негосударственной формы собственности,  осуществляется исключительно на основании договоров об оказании платных образовательных услуг за счет средств, полученных от юридических и (или) физических лиц,  при наличии лицензии, выданной Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

4.2. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения в учебных центрах, учебно-курсовых комбинатах, образовательных организациях, учредителем которых не является Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики, а также образовательных организациях негосударственной формы собственности должна соответствовать требованиям разделов І и ІІ настоящего Порядка.

(пункт 4.2 раздела IV в нов.ред. на основании Приказа Министерства образования и науки ДНР от 18.05.2018 № 462)

V. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНЫХ ЦЕНТРАХ И СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ (ДАЛЕЕ – УЧЕБНЫЕ ЦЕНТРЫ И СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

5.1. Организация образовательного процесса в учебных центрах и структурных подразделениях осуществляется согласно действующим нормативным правовым актам.

5.2. Образовательная деятельность по основным программам профессионального обучения Учебными центрами и структурными подразделениями осуществляется на основании лицензии/разрешения Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики на оказание образовательных услуг в сфере профессионального обучения.

5.3.  В отдельных случаях, связанных с освобождением обучающихся от отбывания наказания, переводом их в другие Учреждения по согласованию с Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики и Министерством юстиции Донецкой Народной Республики, разрешается досрочно осуществлять выпуск таких обучающихся и выдавать Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего по результатам итоговой аттестации.

Обучающимся, не закончившим полный курс обучения и не прошедшим квалификационную аттестацию, выдается соответствующая справка.

VI. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСНОВНЫМ ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

6.1. Профессиональное обучение на производстве направлено на повышение качества профессионального состава работников предприятий, организаций, учреждений различных форм собственности и подчинения (далее — Работодатель), носит непрерывный характер и проводится в течение трудовой деятельности работников с целью постепенного расширения и углубления их знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями производства.

Профессиональное обучение на производстве осуществляется в пределах рабочего времени обучающегося.

6.2. Работодатель организовывает профессиональное обучение в соответствующем подразделении на основании раздела 1 настоящего Порядка, Устава Работодателя и Положения о соответствующем подразделении Работодателя.

Лица, зачисленные в соответствующее подразделение Работодателя для освоения одной из программ профессионального обучения, являются Слушателями (далее — Слушатели).

6.3. Работодатель осуществляет профессиональное обучение в соответствии с квалификационными требованиями (Государственными образовательными стандартами), для этого в соответствующем подразделении создает учебно-материальную базу (учебные мастерские, участки, полигоны, отдельные рабочие места, тренажеры, автодромы, трактородромы, учебные хозяйства, учебные помещения, лаборатории, классы, кабинеты), отвечающие лицензионным требованиям.

6.4. Образовательный процесс обеспечивается работниками из числа ведущих специалистов Работодателя, принятых в соответствующее подразделение преподавателями, мастерами (инструкторами) производственного обучения, или совмещающих основную работу у Работодателя с педагогической деятельностью в соответствующем подразделении.

Состав работников, обеспечивающих профессиональное обучение на производстве, ежегодно утверждается приказом Работодателя и согласовывается с профсоюзным комитетом.

Повышение педагогической квалификации и стажировка работников, обеспечивающих образовательный процесс в соответствующем подразделении Работодателя, осуществляется согласно действующим нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики.

6.5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих предусматривается для лиц, принимаемых впервые Работодателем на работу, не имевших ранее профессии рабочего или должности служащего.

Профессиональное обучение по программам переподготовки рабочих и служащих предусматривается для лиц, работающих у Работодателя, с целью освоения дополнительной профессии или смены профессии, в связи с перепрофилированием, реорганизацией Работодателя, а также при потере способности работника выполнять работу по прежней профессии.

Профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих предусматривается для лиц, работающих у Работодателя с целью приобретения дополнительных компетенций, совершенствования, расширения и углубления ранее приобретенных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или должности служащего, к уровню, требующемуся Работодателю.

Профессиональное обучение по программам повышения квалификации рабочих и служащих может быть направлено как на повышение квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих так и на общее последовательное расширение профессиональных компетенций работника без повышения общего образовательного и квалификационного уровня.

Периодичность профессионального обучения по программам повышения квалификации рабочих и служащих без повышения квалификационных разрядов, классов, категорий по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. устанавливается, как правило, не реже одного раза в 5 лет, при этом образовательный процесс заканчивается итоговым занятием или зачетом. Продолжительность указанного вида профессионального обучения составляет не менее 8 академических часов.

6.6. Планирование и учет образовательной деятельности при профессиональном обучении в соответствующем подразделении Работодателя проводится с целью: планомерного и последовательного ведения образовательного процесса, его учета и контроля, установления учебной нагрузки педагогическим работникам, а также контроля посещаемости занятий Слушателями.

Основными документами по планированию образовательного процесса являются: ориентировочный план профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих, рабочий учебный план, рабочие учебные программы. Указанные документы разрабатываются на основании действующих и утвержденных в установленном порядке, профессиональных стандартов и примерных образовательных  программ, Государственных образовательных стандартов.

Основными документами учета образовательного процесса профессионального обучения являются: расписание занятий, журнал теоретического обучения, журнал производственного обучения, дневник производственной практики Слушателя, протокол квалификационного экзамена.

6.7. Профессиональное обучение на производстве осуществляется путем обучения в учебных группах, которые формируются численностью от 5 до 30 человек или индивидуального обучения.

При проведении учебной или производственной практики учебная группа, в которой количество Слушателей превышает 24 человека может делиться на 2 подгруппы. Работники, выполняющие функции мастеров (инструкторов) производственного обучения, которые привлекаются к проведению учебной или производственной практики в группах более 5 человек, могут быть освобождены приказом Работодателя от основной работы с сохранением за ними средней заработной платы.

При индивидуальном обучении Слушатель изучает теоретический курс самостоятельно. Контроль освоения теоретического курса осуществляется путем консультаций у преподавателей.

Учебная и производственная практика Слушателей, обучающихся в учебных группах или индивидуально, проводится непосредственно на рабочих местах под руководством мастера (инструктора) производственного обучения.

На весь период учебной или производственной практики Слушатели обеспечиваются индивидуальными рабочими местами, оснащенными необходимым оборудованием, инструментами, сырьем и материалами.

Профессиональное обучение лиц, имеющих среднее профессиональное и высшее образование, проводится на общих основаниях. Возможно профессиональное обучение указанных лиц по ускоренным программам.

6.8. Рабочие программы и рабочие учебные планы разрабатываются и утверждаются Работодателем на основе Государственных образовательных стандартов и примерных образовательных программ. В рабочих учебных планах и  программах отражаются изменения в технике, технологиях, организации производства в соответствующей отрасли производства или сфере услуг, а также требования Работодателя.

6.9. При профессиональном обучении по программам переподготовки рабочих и служащих допускается сокращение до 50 процентов учебных программ за счет исключения материала, изученного ранее, с учетом фактического уровня профессиональных знаний, навыков и умений работников.

Начальник отдела среднего профессионального образования
С.В. Данильченко

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 07.06.2018

Начальная версия от 02.09.2016