Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 25.03.2015

Номер документа: 86

Дата государственной регистрации: 16.04.2015

Регистрационный номер: 90

Заголовок документа: Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.020 - Управление системой образования

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики https://dnr-online.su/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

25.03.2015
№86
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 90
от   «16» апреля 2015  г.
Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики

С целью организации и обеспечения образовательного процесса, на основании Положения о Министерстве образования и науки, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 26.09.2014 №35-11,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Типовое положение об общеобразовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (Приложение 1).

2. Данный приказ зарегистрировать в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Директорам общеобразовательных учреждений разработать Уставы в соответствии с Типовым положением об общеобразовательном учреждении Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики и утвердить их в Министерстве образования и науки или в управлениях (департаменте, отделах) образования городов/районов.

4. Настоящий приказ вступает в силу с момента его регистрации в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики.

5. Контроль за исполнением приказа возложить на исполняющего обязанности первого заместителя Министра образования и науки Донецкой Народной Республики Заблоцкого A.B.

Министр образования и науки
И.В. Костенок
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 90
от   «16» апреля 2015  г.

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

І. Общие положения

1.1. Настоящее Типовое положение (далее – Положение) регулирует деятельность следующих общеобразовательных учреждений:
– начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования);
– основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего – базового образования);
– средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего – полного образования);
– средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего (базового) и среднего общего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по одному или нескольким предметам);
– гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего (базового) и среднего общего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования);
– лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего (базового) и среднего общего (полного) образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку учащихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать программу начального общего образования).
1.2. Общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы, а также общеобразовательную программу дошкольного образования при наличии лицензии.
Общеобразовательное учреждение, реализующее образовательную программу дошкольного образования, дополнительные образовательные программы, руководствуется в своей деятельности также Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении и Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования.
1.3. На основе настоящего Положения общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Устав общеобразовательного учреждения (далее – Устав) утверждается Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики или его структурными подразделениями – управлениями (департаментами, отделами) образования городов/районов.
Для негосударственных общеобразовательных учреждений настоящее Положение выполняет функцию примерного.
1.4. Общеобразовательное учреждение создает условия для получения общедоступного и бесплатного среднего общего образования всех ступеней, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
1.5. Деятельность общеобразовательного учреждения основывается на принципах демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования, доступности, независимости от политических, общественных и религиозных объединений; взаимосвязи умственного, морального, физического и эстетического воспитания; дифференциации содержания и форм образования, научности, развивающего характера обучения.
1.6. Общеобразовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Донецкой Народной Республики, Законами Донецкой Народной Республики, Указами и Распоряжениями Главы Республики, Постановлениями Народного Совета и Совета Министров Донецкой Народной Республики, приказами и распоряжениями Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, решениями местных органов власти, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Положением, Уставом учреждения.
1.7. Основными целями общеобразовательного учреждения являются:
– формирование общей культуры личности на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
– адаптация подрастающего поколения к жизни в обществе;
– создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
– воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
1.8. Общеобразовательное учреждение осуществляет обучение и воспитание в интересах личности, общества, государства, обеспечивает охрану здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащегося в самообразовании и получении дополнительного образования.
1.9. Общеобразовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке за качество образования и его соответствие государственным образовательным стандартам, за адекватность и доступность применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащихся, требованиям охраны их жизни и здоровья.
1.10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в общеобразовательном учреждении осваиваются в очной, очно-заочной (вечерней), заочной, индивидуальной формах и в форме экстерната.
Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ.
1.11. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.
1.12. В общеобразовательном учреждении создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются.
1.13. Общеобразовательное учреждение при наличии лицензии на право осуществления образовательной деятельности может предоставлять дополнительные платные услуги, не предусмотренные соответствующими учебными программами и государственными образовательными стандартами, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации без получения дополнительных лицензий. Дополнительные платные услуги оказываются (на основе соглашения) всем учащимся и родителям (их законным представителям), которые пожелали ими воспользоваться. Платные образовательные услуги не могут быть предоставлены в рамках основной деятельности, финансируемой за счет бюджета.
1.14. Общеобразовательное учреждение проходит в установленном порядке государственную аттестацию (аккредитацию) один раз в 10 лет.
1.15. Общеобразовательное учреждение имеет право:
– определять формы и средства организации учебно-воспитательного процесса, школьный компонент содержания образования, разрабатывать и внедрять собственные программы учебной и методической работы с учетом государственных стандартов;
– совместно с высшими учебными заведениями, их кафедрами или филиалами проводить научно-исследовательскую, экспериментальную, поисковую работу;
– организовывать работу по повышению квалификации педагогических кадров;
– создавать структурные подразделения, формировать штатное расписание, устанавливать формы морального и материального поощрения в пределах своей сметы по согласованию с управлениями (департаментами, отделами) образования;
– определять контингент учащихся;
– получать гранты, подарки, благотворительные взносы от юридических и физических лиц;
– оставлять в своем распоряжении и использовать средства от хозяйственной деятельности, в пределах, предусмотренных действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

II. Организация деятельности общеобразовательного учреждения

2.1. Учредителем общеобразовательного учреждения является Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики (далее – Учредитель). Учредитель утверждает уставные документы образовательных учреждений; осуществляет контроль и обеспечивает организацию учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования через свои территориальные структурные подразделения – управления (департаменты, отделы) образования; осуществляет мероприятия по целевому использованию, сохранности и приобретению имущества образовательных учреждений, ведет его балансовый учет и инвентаризацию через централизованные бухгалтерии управлений (департаментов, отделов) образования.
Городские (районные) администрации обеспечивают нормальное бесперебойное и безопасное функционирование зданий и сооружений общеобразовательных учреждений, проводят аварийные, текущие и капитальные ремонты.
2.2. Общеобразовательное учреждение создается Учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
2.3. Общеобразовательное учреждение является юридическим лицом (неприбыльной организацией), имеет печать, штамп, идентификационный номер.
2.4. Отношения между Учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные Уставом, определяются договором, заключаемым Учредителем и общеобразовательным учреждением.
2.5. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые действующим законодательством Донецкой Народной Республики, возникают у общеобразовательного учреждения со дня выдачи ему лицензии (разрешения).
2.6. Общеобразовательное учреждение проходит аттестацию (государственную аккредитацию) в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
2.7. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию по решению Учредителя, если это не влечет нарушения обязательств общеобразовательного учреждения или если Учредитель принимает на себя эти обязательства.
2.8. Ликвидация общеобразовательного учреждения осуществляется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
2.9. Общеобразовательное учреждение может иметь филиалы, которые проходят регистрацию по фактическому адресу. Лицензирование и аттестация (государственная аккредитация) этих филиалов осуществляются в порядке, установленном для общеобразовательного учреждения.
Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы не являются юридическими лицами. В соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики они наделяются имуществом создавшего их общеобразовательного учреждения и действуют на основании утвержденного им положения.
Руководители филиалов назначаются общеобразовательным учреждением, создавшим их, и действуют на основании доверенности.
2.10. Медицинское обслуживание учащихся в общеобразовательном учреждении обеспечивается медицинским персоналом, который закреплен органом здравоохранения за этим общеобразовательным учреждением или находится в штате учебного учреждения и наряду с администрацией и педагогическими работниками несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания учащихся.
2.11 Организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается по согласованию с городскими (районными) администрациями или управлениями (департаментами, отделами) образования на общеобразовательное учреждение. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания учащихся, а также помещение для хранения и приготовления пищи.
2.12. Количество классов в общеобразовательном учреждении определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм и контрольных нормативов.
2.13. Наполняемость классов продленного дня и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 учащихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, которая определяется Уставом.
2.14. Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в районах (сельской местности), определяются исходя из потребностей населения.
2.15. Общеобразовательное учреждение вправе открывать группы продленного дня по запросам родителей (их законных представителей).
2.16. В общеобразовательном учреждении по согласованию с Учредителем и с учетом интересов родителей (их законных представителей) могут открываться классы компенсирующего обучения.
2.17. Управления (департаменты, отделы) образования по согласованию с Учредителем могут открывать в общеобразовательном учреждении специальные (коррекционные) классы для учащихся с отклонениями в психофизическом развитии.
Перевод (направление) учащихся в специальные (коррекционные) классы осуществляется органами управления образованием согласно заключению психолого-медико-педагогической консультации (комиссии), состоящей из психологов, медицинских работников и педагогов, только с согласия родителей (их законных представителей).
При организации работы специальных (коррекционных) классов общеобразовательное учреждение руководствуется действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
2.18. При проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, по физической культуре, допризывной и медико-санитарной подготовке на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, технологии, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в общеобразовательном учреждении города, если наполняемость класса составляет 25 человек, и в общеобразовательном учреждении района (сельской местности) – не менее 20 человек.
В общеобразовательных учреждениях с обучением на языках народов, проживающих на территории Донецкой Народной Республики, также допускается деление класса на две группы.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.
2.19. В общеобразовательном учреждении создаются и функционируют: социально-психологическая служба, предметные кафедры, творческие группы и другие предметные научно-методические комиссии учителей, перечень которых определяется на начало учебного года приказом по учреждению.
2.20. На основе нормативно-правовых документов Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, нормативов финансирования получения полного общего образования устанавливается сеть классов, факультативов и других форм учебно-воспитательного процесса в соответствии с Положением, а также рабочим учебным планом.
2.21. Взаимоотношения общеобразовательного учреждения с юридическими и физическими лицами определяются согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики, договорам, заключенных между ними.

III. Образовательный процесс

3.1. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:
первая ступень – начальное общее образование (нормативный срок освоения 4 года);
вторая ступень – основное общее (базовое) образование (нормативный срок освоения 5 лет);
третья ступень – среднее общее (полное) образование (нормативный срок освоения 2 года).
3.2. Задачами начального общего образования являются воспитание и развитие учащихся, овладение ними чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.
3.3. Задачей основного общего (базового) образования является создание условий для воспитания, становления и формирования личности учащегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего общего (полного) образования, профессионального образования.
3.4. Задачами среднего общего (полного) образования являются развитие интереса к познанию и творческих способностей учащегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих учащихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
Среднее общее (полное) образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования.
Исходя из запросов учащихся и родителей (их законных представителей), при наличии соответствующих условий в общеобразовательном учреждении вводится обучение по различным профилям и направлениям.
3.5. Содержание общего образования определяется образовательными программами на основе государственных образовательных стандартов и примерных образовательных учебных программ, курсов, дисциплин.
3.6. Язык (языки), на котором ведется обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется Учредителем и Уставом.
Общеобразовательное учреждение обеспечивает реализацию предоставленных государством гражданам прав на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения (по заявлению родителей).
Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение русского языка как государственного языка регламентируется государственными образовательными стандартами.
3.7. Общеобразовательное учреждение в соответствии с Уставом может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ, определяющих его статус. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются Уставом.
3.8. Общеобразовательное учреждение при наличии лицензии (разрешения) может по договорам с организациями проводить профессиональную подготовку учащихся в качестве дополнительной образовательной услуги, в том числе за плату. Профессиональная подготовка в общеобразовательном учреждении проводится только с согласия учащихся и родителей (их законных представителей).
3.9. Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики и Уставом.
3.10. Образовательный процесс в общеобразовательном учреждении осуществляется на основе учебного плана, разрабатываемого общеобразовательным учреждением самостоятельно в соответствии с типовым учебным планом, и регламентируется расписанием занятий.
Режим работы общеобразовательного учреждения по пятидневной или шестидневной неделе определяется по типу общеобразовательного учреждения согласно типовому учебному плану.
Учебная нагрузка и режим занятий учащихся определяются Уставом в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
В учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть меньше количества часов, определенных типовым учебным планом.
3.11. Учебный год в общеобразовательном учреждении, как правило, начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года на первой, второй и третьей ступенях общего образования обусловлена выполнением учебных программ по всем предметам и составляет не менее 34 недель без учета государственной итоговой аттестации, в первом классе – 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для учащихся в первом классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением по согласованию с управлениями (департаментами, отделами) образования.
Продолжительность уроков составляет: в 1-ых классах – 40 минут, во 2-11(12)-ых классах – 45 минут. Изменения продолжительности уроков допускается по согласованию с соответствующими органами управления образованием.
Продолжительность перемен между уроками устанавливаются с учетом организации активного отдыха и питания детей, но не менее 10 минут, большой перемены – 20 минут.
Учебные занятия начинаются только при наличии акта, который подтверждает подготовку помещения общеобразовательного учреждения для работы в новом учебном году.
3.12. Содержание, объем и характер домашних заданий определяются учителем в соответствии с педагогическими и санитарно-гигиеническими требованиями с учетом индивидуально-психологических особенностей учащегося.
3.13. В общеобразовательном учреждении совершается тематический учет знаний, умений и навыков учащихся. Система оценивания должна быть стимулирующей.
В 1-ом классе дается словесная характеристика знаний, умений и навыков учащихся. В следующих классах она дополняется оценками в баллах. Обязательно выставление четвертных, семестровых и годовых оценок, в выпускных классах – четвертных, семестровых, годовых и экзаменационных оценок.
3.14. Обучение в выпускных классах завершается государственной итоговой аттестацией. Содержание, форма и порядок итоговой аттестации определяются Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
В отдельных случаях учащиеся по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам могут быть освобождены от государственной итоговой аттестации в порядке, устанавливаемом Министерством образования и науки и Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики.
3.15. Учащиеся начальной школы, которые в течение одного года обучения не усвоили программный материал, по представлению педагогического совета и с согласия родителей (их законных представителей), направляются для обследования специалистами соответствующей психолого-медико-педагогической консультации. По заключению указанной консультации такие учащиеся могут продолжать обучение в специальных школах (школах-интернатах) или учиться по индивидуальным учебным планам и программам с согласия родителей (их законных представителей).
Учащиеся начальной школы, которые по уважительным причинам (болезнь, другие обстоятельства) по результатам годового оценивания не усвоили скорректированную с индивидуальными способностями учебную программу, могут быть в порядке исключения оставлены для повторного обучения в том же классе по решению педагогического совета и с согласия родителей (их законных представителей).

IV. Участники образовательного процесса

4.1. Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются учащиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители учащихся (их законные представители).
4.2. Порядок приема граждан в общеобразовательное учреждение определяется его Учредителем в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и закрепляется в Уставе.
4.3. Администрация общеобразовательного учреждения должна обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на определенной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня (начального общего, основного общего и среднего общего).
Не проживающим на данной территории может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении.
4.4. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего и (или) его родителей (их законных представителей) с Уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации общеобразовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
4.5. Права и обязанности учащихся, родителей (их законных представителей) как участников образовательного процесса определяются Уставом и иными предусмотренными Уставом локальными актами.
4.6. Учащиеся в общеобразовательных учреждениях имеют право на:
– получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего) в соответствии с государственными образовательными стандартами;
– обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами по индивидуальному учебному плану; ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются Уставом и другими предусмотренными Уставом локальными актами;
– бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения;
– получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
– участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой Уставом;
– уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений.
4.7. Учащиеся имеют право участвовать в республиканских и иных предметных ученических олимпиадах, конкурсах, турнирах.
4.8. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без их согласия и согласия родителей (их законных представителей).
Принуждение учащихся к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения и партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются.
4.9. Учащиеся, освоившие в полном объеме образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
В следующий класс могут быть условно переведены учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету.
Ответственность за ликвидацию учащимися академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (их законных представителей).
Учащиеся начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей (их законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения.
Перевод учащегося производится по решению органа самоуправления общеобразовательного учреждения в соответствии с его компетенцией, определенной Уставом.
Учащиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования.
4.10. Освоение общеобразовательных программ основного общего (базового) и среднего общего (полного) образования завершается обязательной итоговой аттестацией учащихся.
В общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, освоение указанных общеобразовательных программ завершается обязательной государственной итоговой аттестацией в форме экзаменов (единого государственного экзамена или внешнего независимого оценивания учебных достижений выпускников).
Иные формы проведения государственной итоговой аттестации могут быть установлены Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики для учащихся, освоивших общеобразовательные программы среднего общего (полного) образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа для детей и подростков с девиантным поведением, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, или для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших общеобразовательные программы среднего общего образования.
4.11. Лицам, не завершившим основное общее (базовое), среднее общее (полное) образование, общеобразовательным учреждением выдаются справки установленного образца.
4.12. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения.
4.13. Учащиеся общеобразовательных учреждений, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы, награждаются похвальной грамотой или похвальным листом.
4.14. В случае если общеобразовательное учреждение не прошло государственную аккредитацию, выпускникам этого учреждения, прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим общеобразовательным учреждением. Документ заверяется печатью общеобразовательного учреждения.
4.15. Учащиеся обязаны соблюдать Устав, добросовестно учиться, бережно относиться к имуществу учреждения, уважать честь и достоинство других учащихся и работников учреждения, выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.
Дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства учащихся и педагогических работников. Применение методов физического и психического воздействия по отношению к учащимся не допускается.
4.16. По решению органа управления общеобразовательного учреждения за неоднократно совершенные грубые нарушения Устава допускается исключение из данного общеобразовательного учреждения учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
Исключение учащегося из общеобразовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее его пребывание в учреждении оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование общеобразовательного учреждения.
Решение об исключении учащегося, не получившего основного общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (их законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (их законных представителей), принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и органа опеки и попечительства.
Общеобразовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении учащегося из общеобразовательного учреждения его родителей (их законных представителей) и управление (департамент, отдел) образования.
Комиссия по делам несовершеннолетних совместно с управлением (департаментом, отделом) образования и родителями (их законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.
4.17. Родители учащихся (их законные представители) имеют право:
– выбирать общеобразовательное учреждение, форму получения образования;
– защищать законные права и интересы детей;
– участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом этого учреждения.
4.18. Родители учащихся (их законные представители) обязаны выполнять Устав в части, касающейся их прав и обязанностей. Они несут ответственность за воспитание своих детей и создание необходимых условий для получения ними образования.
4.19. Права и обязанности родителей учащихся (их законных представителей), не предусмотренные пунктами 4.17 и 4.18 настоящего Положения, могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с Уставом этого учреждения.
4.20. Порядок комплектования общеобразовательного учреждения работниками регламентируется его Уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение.
На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
К педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда, или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренные Уголовным кодексом Донецкой Народной Республики.
4.21. Трудовые отношения работника и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не должны противоречить законодательству Донецкой Народной Республики.
4.22. Работники общеобразовательного учреждения имеют право на:
– участие в управлении общеобразовательным учреждением в порядке, определяемом Уставом;
– защиту профессиональной чести и достоинства.
4.23. Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право на:
– самостоятельный выбор и использование методики обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся;
– повышение квалификации. Администрация учреждения создает условия, необходимые для успешного обучения работников в учреждениях высшего отраслевого образования, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;
– аттестацию на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получение ее в случае успешного прохождения аттестации;
– сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии за выслугу лет, иные меры социальной поддержки в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики;
– длительный неоплачиваемый (до 1 года) отпуск не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются Учредителем и Уставом;
– дополнительные меры социальной поддержки, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.
4.24. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.
Учебная нагрузка (педагогическая работа), объем которой больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы, устанавливается только с письменного согласия работника.
Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня).
В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка педагогических работников может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.
Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в следующем учебном году, за исключением случаев, указанных в третьем абзаце настоящего пункта.
При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.
На педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения могут возлагаться функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с учащимися в классе.
4.25. Работники общеобразовательного учреждения должны соответствовать требованиям квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения.

V. Управление общеобразовательным учреждением

5.1. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, Уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления.
5.2. Основными формами самоуправления в общеобразовательном учреждении являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом общеобразовательного учреждения.
5.3. Руководство общеобразовательным учреждением осуществляет руководитель (директор). Прием на работу руководителя государственного общеобразовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.
5.4. Руководитель общеобразовательного учреждения несет ответственность перед учащимся, родителями (их законными представителями), республикой, обществом и Учредителем за результаты своей деятельности в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и Уставом.
5.5. Руководитель учреждения:
– осуществляет руководство педагогическим коллективом, обеспечивает рациональный подбор и расстановку кадров, создает необходимые условия для повышения профессионального и квалификационного уровня работников;
– организует учебно-воспитательный процесс;
– обеспечивает контроль за выполнением учебных планов и программ, качеством знаний, умений и навыков учащихся;
– отвечает за соблюдение требований Государственного стандарта общего среднего образования, за качество и эффективность работы педагогического коллектива;
– создает необходимые условия для участия учащихся во внеклассной и внешкольной работе, проведения воспитательной работы;
– обеспечивает соблюдение требований по охране детства, санитарно-гигиенических и противопожарных норм, требований техники безопасности;
– распоряжается в установленном порядке имуществом учреждения и его средствами;
– поддерживает инициативы по совершенствованию системы обучения и воспитания, поощрения творческих поисков, опытно-экспериментальной работы педагогов;
– обеспечивает реализацию права учащихся на защиту от любых форм физического или психического насилия;
– принимает меры к предотвращению употребления учащимися алкогольных напитков, табачных изделий, наркотических веществ;
– контролирует организацию питания и медицинского обслуживания учащихся;
– выдает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения и контролирует их выполнение.
5.6. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется его Уставом.

VI. Имущество и средства общеобразовательного учреждения

6.1. Собственник имущества (уполномоченный им орган) в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, закрепляет за общеобразовательным учреждением в целях обеспечения его деятельности, предусмотренной Уставом, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество.
Земельные участки закрепляются за общеобразовательным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование.
Объекты права собственности, закрепленные в установленном порядке за общеобразовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения.
Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за общеобразовательным учреждением, осуществляются в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
6.2. Общеобразовательное учреждение не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов общеобразовательного учреждения в пользу третьих лиц.
6.3. Деятельность общеобразовательного учреждения финансируется Учредителем в соответствии с договором между ними.
6.4. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются:
– собственные средства учредителя;
– бюджетные и внебюджетные средства;
– имущество, переданное собственником (уполномоченным им органом);
– средства, полученные от родителей учащихся (их законных представителей), за предоставление учащимся дополнительных платных образовательных услуг, добровольные пожертвования других физических и юридических лиц;
– доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от иных видов разрешенной деятельности, осуществляемой самостоятельно;
– другие источники в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
6.5. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательствам в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
6.6. Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного учащегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения.
Для малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений при определении норматива финансирования должны учитываться затраты, не зависящие от количества учащихся. Привлечение общеобразовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета Учредителя.
6.7. Общеобразовательное учреждение вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность, предусмотренную Уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности.
Учредитель вправе устанавливать ограничения на отдельные виды предпринимательской деятельности учреждения. Общеобразовательное учреждение ведет отдельный учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.
6.8. Общеобразовательное учреждение:
– устанавливает структуру управления деятельностью образовательного учреждения и штатное расписание;
– осуществляет подбор, прием на работу работников, распределение должностных обязанностей, несет ответственность за уровень квалификации работников;
– определяет заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
6.9. При ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, Учредитель берет на себя ответственность за перевод учащихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с родителями (их законными представителями).
При ликвидации общеобразовательного учреждения, учитываемые на отдельном балансе доходы, полученные от предпринимательской деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество за вычетом платежей, связанных с выполнением обязательств, направляются на развитие образования в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и Уставом.
6.10. Общеобразовательное учреждение вправе в установленном порядке осуществлять прямые связи с зарубежными образовательными учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Первый заместитель министра образования и науки
А.В. Заблоцкий

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.