Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 24.08.2016
Номер документа: 860
Дата государственной регистрации: 12.09.2016
Регистрационный номер: 1560
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация "академический бакалавр", "прикладной бакалавр")
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1560
от «12» сентября 2016 г.
(утратил силу с 29.07.2022 — приказ Министерства образования и науки ДНР от 27.06.2022 №52-НП)
С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1560
от «12» сентября 2016 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.01 Экономика (КВАЛИФИКАЦИЯ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР», «ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР»)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования – образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, по итогам освоения которых присваивается квалификация «академический бакалавр» (далее – программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»), и к программам бакалавриата, по итогам освоения которых присваивается квалификация «прикладной бакалавр» (далее – программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; образовательные организации и в случаях, установленных настоящим Стандартом, на организации, осуществляющие обучение, а также физические лица-предприниматели.
Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом государственной исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование
ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ОК – общекультурные компетенции;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования и научной организации (далее — организация).
3.2. Данный государственный образовательный стандарт является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку бакалавров данного направления.
3.3. Лицо имеет право осваивать уровень образования бакалавриата при условии наличия у него среднего общего образования, а также среднего профессионального образования.
3.4. Обучение по образовательным программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.
Обучение по образовательным программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной форме обучения.
Обучение в очно-заочной или заочной формах допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.
Объем образовательной программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации образовательной программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации образовательной программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.5. Нормативный срок обучения по образовательной программе бакалавриата:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем образовательной программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения на основании решения Ученого Совета организации.
Срок получения образования и объем образовательной программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.
Объем образовательной программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
3.6. Образовательная деятельность по образовательной программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено локальным нормативным актом организации.
3.7. При реализации образовательной программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.8. Реализация образовательной программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.
3.9. Подготовка по образовательной программе бакалавриата должна осуществляться на основе сближения академического обучения и профессиональной деятельности, создания условий для проведения всех видов практик.
3.10. Организация должна гарантировать высокое качество подготовки как основное условие для успешного трудоустройства бакалавров данного направления.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр», включает:
экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
внешнеэкономические службы предприятий и организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
международные бизнес-структуры;
финансовые, кредитные, инвестиционные и страховые учреждения,
органы государственной и местной власти;
академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
образовательные организации системы высшего образования, среднего профессионального образования, среднего общего образования, дополнительного образования.
Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», включает:
экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и аналитические службы организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
внешнеэкономические службы предприятий и организаций различных отраслей, сфер и форм собственности;
международные бизнес-структуры;
финансовые, кредитные, инвестиционные и страховые учреждения;
органы государственной и местной власти.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу бакалавриата, являются:
функционирование субъектов хозяйственной деятельности;
экономические процессы и явления теории и хозяйственной практики в сфере международных экономических отношений;
финансовые и денежно-кредитные отношения;
национальные и мировые финансовые системы;
финансы субъектов предпринимательства.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся бакалавры, освоившие образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:
расчетно-экономическая;
финансово-экономическая;
планово-экономическая, проектно-экономическая;
аналитическая, научно-исследовательская;
организационно-управленческая;
внешнеэкономическая;
маркетинговая.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся бакалавры, освоившие образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:
учетно-аналитическая;
контрольно-ревизионная;
расчетно-финансовая, финансово-экономическая;
планово-экономическая, проектно-экономическая;
внешнеэкономическая;
предпринимательская;
маркетинговая;
консалтинговая;
инвестиционная деятельность.
При разработке и реализации образовательной программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
Образовательная программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:
ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа академического бакалавриата);
ориентированной на производственно-экономический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа прикладного бакалавриата).
4.4. Бакалавр, освоивший образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, готов решать следующие профессиональные задачи:
расчетно-экономическая деятельность
подготовка исходных данных для проведения расчетов экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
проведение расчетов экономических и социально-экономических показателей на основе типовых методик с учетом действующей нормативно-правовой базы;
разработка всех видов планов предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности;
корректное применение принципов, форм и методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на уровне государства, региона, конкретного предприятия;
финансово-экономическая деятельность
подготовка исходных данных, характеризующих финансовую деятельность предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления;
анализ и оценка финансовой и экономической информации для проведения финансово-экономических расчетов;
анализ и оценка финансовой и экономической эффективности проектов;
планово-экономическая, проектно-экономическая деятельность:
участие в подготовке проектных заданий, проектов и программ, разработке нормативных документов и методических материалов, а также предложений и мероприятий по реализации подготовленных проектов и программ;
участие в составлении всех видов перспективных и текущих планов предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности и их подразделений, в том числе планов международного сотрудничества и развития внешних связей;
составление калькуляции себестоимости продукции; определение доходов и расходов предприятий; разработка оптовых (розничных) цен на продукцию предприятий, тарифов на работы (услуги); определение доходов и расходов предприятий;
проведение технико-экономического обоснования проектов;
идентификация и оценка рисков при принятии управленческих решений, разработка мероприятий по их минимизации;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
поиск, анализ и оценка экономической и финансовой информации для выявления актуальных проблем в области экономики, денег, финансов и кредита, проведения расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений;
поиск и обработка информации по полученному заданию, оценка, анализ и интерпретация показателей, характеризующих социально-экономические процессы и явления на микро- и макроуровне как в Донецкой Народной Республике, так и за рубежом для проведения конкретных экономических расчетов, обоснование выводов;
исследование общих философских проблем науки и техники;
разработка планов и программ проведения исследований в области экономики, международной экономики, финансов и кредита;
построение стандартных теоретических и эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к области профессиональной деятельности, анализ и интерпретация полученных результатов;
подготовка информационных обзоров, аналитических отчетов и научных публикаций в области экономики, международной экономики, финансов и кредита по региону, отрасли, предприятию на основе анализа отечественных и зарубежных источников информации с использованием современных информационных технологий;
выявление новых тенденций и закономерностей экономических процессов и явлений теории и хозяйственной практики в сфере международных экономических отношений;
исследование проблем экономической и финансовой устойчивости предприятий, учреждений, организаций для разработки эффективных методов ее обеспечения с учетом фактора неопределенности;
диагностика и прогнозирование динамики основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом с учетом финансово-экономических рисков;
интерпретация результатов финансово-экономических исследований с целью разработки экономических и финансовых аспектов перспективных направлений инновационного развития учреждений, организаций, предприятий;
организационно-управленческая деятельность
коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;
руководство профессиональной деятельностью на основе исторического и культурного наследия государства;
разработка краткосрочной и долгосрочной экономической, внешнеэкономической, финансовой политик и стратегии развития предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм и их отдельных подразделений;
оперативное управление малыми коллективами и группами, сформированными для реализации конкретного экономического проекта;
участие в подготовке и принятии управленческих решений по вопросам организации управления и совершенствования деятельности экономических служб и подразделений предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности с учетом рисков, правовых, административных и других ограничений;
участие в организации международной предпринимательской деятельности, разработке бизнес-планов создания нового международного бизнеса;
маркетинговая деятельность
участие в проведении информационно-аналитической работы в области функционирования внутреннего и внешнего потребительского и промышленного рынков, рынка услуг, динамики их конъюнктуры и инфраструктуры с целью разработки адекватных маркетинговых решений в области товарной, ценовой, коммуникационной политики;
анализ и оценка поведения потребителей и маркетинговых инструментов воздействия на него при формировании потребительского спроса с учетом социальной направленности и экологических параметров их спроса и предложения;
участие в разработке и реализации эффективного комплекса маркетинга для обеспечения конкурентоспособности товаров, услуг и предприятия во внешней среде;
участие в проведении и оценке результативности маркетинговых исследований в области предложения товаров и услуг, ценообразования, коммуникаций.
Бакалавр, освоивший образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, готов решать следующие профессиональные задачи:
учетно-аналитическая деятельность:
поиск, анализ и оценка экономической и финансовой информации для проведения экономических и финансовых расчетов и обоснования принимаемых управленческих решений;
анализ и оценка финансовой и экономической эффективности предложенных проектов, фактически достигнутых промежуточных и итоговых результатов деятельности предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления;
оценка эффективности использования всех видов ресурсов, выявление возможных потерь и предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организаций;
составление и использование финансовой, налоговой и статистической отчетности;
оценка сбалансированности движения денежных, финансовых и информационных потоков;
проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
обеспечение внешних и внутренних пользователей учётно-аналитической информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства при осуществлении организацией хозяйственных операций, их целесообразностью, наличием и движением имущества, учета источников его формирования, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами, сметами;
контрольно-ревизионная деятельность
проверка соответствия данных статистической, финансовой и налоговой отчётности требованиям законодательства и выявление недостоверной учётной информации;
оценка эффективности и экономической обоснованности хозяйственных операций предприятий, учреждений, организаций;
контроль использования бюджетных средств и государственной собственности, соблюдения законодательства в области бюджетного учёта и отчётности;
обеспечение контроля и надзора за использованием налогового, бюджетного, валютного, страхового и финансового законодательства;
расчетно-финансовая, финансово-экономическая деятельность
участие в осуществлении финансово-экономического планирования в сфере государственного и местного управления, организации исполнения бюджетов и ведение расчетов с бюджетами бюджетной системы Донецкой Народной Республики;
составление финансовых расчетов и осуществление финансовых операций; профессиональное применение законодательства и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, регулирующих финансовую деятельность;
участие в организации и осуществлении финансового контроля в секторе государственного и местного управления;
формирование системы внутренних бюджетов организации и контроль их исполнения;
формирование и контроль исполнения смет бюджетных учреждений;
подготовка информации для финансово-кредитных операций предприятий, организаций;
планово-экономическая, проектно-экономическая деятельность
участие в подготовке проектных заданий, проектов и программ, разработке нормативных документов и методических материалов, а также предложений и мероприятий по реализации подготовленных проектов и программ;
участие в составлении всех видов перспективных и текущих планов предприятий, учреждений и организаций различных форм собственности и их подразделений, в том числе планов международного сотрудничества и развития внешних связей;
составление калькуляции себестоимости продукции; определение доходов и расходов предприятий; разработка оптовых (розничных) цен на продукцию предприятий, тарифов на работы (услуги); определение доходов и расходов предприятий;
проведение технико-экономического обоснования проектов;
идентификация и оценка рисков при принятии управленческих решений, разработка мероприятий по их минимизации;
внешнеэкономическая деятельность
обоснование приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления;
участие в составлении планов внешнеэкономической деятельности предприятий и организаций, включая сектор государственного управления;
организация процессов управления международной экономической деятельностью на предприятиях, учреждениях, организациях различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления;
оформление внешнеторговых контрактов предприятий и организаций, обоснование контрактных цен;
анализ и контроль экспортно-импортной деятельности предприятий и организаций, включая сектор государственного управления;
диагностика внешнеэкономических рисков и анализ эффективности внешнеэкономической деятельности;
предпринимательская деятельность
создание (учреждение) субъектов хозяйствования и организация их деятельности, разработка планов и программ их развития;
участие в разработке маркетинговой, производственной, инвестиционно-инновационной, социальной политики предприятия;
диагностика конкурентоспособности предприятия в целом, продукции, работ, услуг;
оценка финансово-экономических результатов субъектов хозяйствования;
маркетинговая деятельность
участие в разработке и реализация эффективного комплекса маркетинга для обеспечения конкурентоспособности товаров, услуг и предприятия во внешней среде,
организация и проведение маркетинговых исследований в области предложения товаров и услуг, ценообразования, коммуникаций;
консалтинговая деятельность
участие в проведении консалтинговых исследований финансовых проблем по заказам организаций, органов государственной власти и местного самоуправления и разработка предложений по совершенствованию финансовых аспектов их деятельности;
реализация консалтингового процесса по отдельным его стадиям;
осуществление консультирования с учетом его специфики в разных областях деятельности;
использование современных методик и технологий в консалтинговом процессе;
инвестиционная деятельность
проведение расчетов эффективности инвестиционных проектов;
определение инвестиционной привлекательности предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и сфер экономической деятельности;
экономическое обоснование инвестиционно-инновационных процессов на предприятиях.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
5.1. В результате освоения образовательной программы бакалавриата должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.
5.2. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью к философскому подходу к изучению проблем науки и техники, абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);
способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции, определении места и роли своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);
способностью использовать основы экономических, правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
пониманием и восприятием этических норм поведения в отношении других людей и в отношении природы, соблюдением норм здорового образа жизни (ОК-5);
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладание высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, обеспечивать высокое качество выполняемых работ (ОК-6);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-7);
способностью давать правильную самооценку, обладать самосознанием, необходимым для обеспечения самовоспитания с целью формирования и совершенствования у себя положительных и устранению отрицательных качеств (ОК-8);
способностью выполнять свои обязанности по профессиональной деятельности с учетом задач по охране труда и гражданской обороне, формулировать цели и задачи по личной безопасности, безопасности коллектива, общества и обосновывать подходы и средства сохранения жизни, здоровья и защиты работников в условиях угрозы и возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций (ОК-9).
5.3. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
готовностью работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2);
готовностью постигать проблемы общенаучного и профессионально-ориентированного характера на основе систематического проработки литературы по специальности (ОПК-3);
готовностью самостоятельно принимать профессиональные решения на основе использования законодательных и нормативных актов, знания теории и практики (ОПК-4);
владением и готовностью применять на практике методики по обработке и систематизации научной и практической информации, необходимой для решения профессиональных задач; пользоваться передовым опытом в сфере профессиональной деятельности (ОПК-5);
способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы (ОПК-6);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом умения работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7);
способностью использовать необходимые формы повышения квалификации, образовательного и профессионального уровня, деловой квалификации (ОПК-8);
способностью принимать организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-9).
5.4. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата:
расчетно-экономическая;
способностью собирать и анализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические, финансовые и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);
способностью выполнять необходимые для составления экономических и финансовых разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
финансово-экономическая деятельность
способностью собирать и анализировать исходные данные, характеризующих финансовую деятельность учреждений, организаций, предприятий различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления (ПК-4);
способностью использовать статистические методы анализа при проведении анализа финансовых результатов предприятия, при оценке изменения стоимости, при определении эквивалентности процентных ставок, при проведении анализа финансовых потоков, при оценке долгосрочной задолженности и т.д. (ПК-5);
способностью готовить информационно-аналитическое обеспечение разработки стратегических, текущих и оперативных прогнозов, планов, бюджетов; осуществлять их мониторинг, анализировать и контролировать ход их выполнения (ПК-6);
способностью осуществлять расчеты финансовой и экономической эффективности предложенных проектов (ПК-7);
планово-экономическая, проектно-экономическая деятельность:
способностью под руководством осуществлять подготовку заданий и разработку экономических и финансовых аспектов проектных решений и соответствующих нормативных и методических документов, предлагать конкретные мероприятия по реализации подготовленных проектов (ПК-8);
способностью оценивать экономическую и финансовую эффективность разработанных проектов с учетом оценки финансово-экономических рисков и фактора неопределенности (ПК-9);
способностью обосновать на основе анализа стратегию поведения субъектов хозяйственной деятельности на различных сегментах внутреннего и внешнего рынков (ПК-10);
способностью под контролем осуществлять стратегическое, тактическое и оперативное планирование и прогнозирование финансово-экономических показателей деятельности предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления (ПК-11);
способностью принимать участие в организации работы по составлению проекта бюджета, его подготовки к рассмотрению и утверждению; составлять роспись бюджета, обеспечивать финансирование расходов и поступления доходов (ПК-12);
способностью планировать объемы доходов и расходов предприятий (организаций) отдельно по общему и специальному фондам сметы (ПК-13);
способностью осуществлять планирование налогов на предприятии; проводить расчеты размера налогов и платежей в бюджет; определять виды деятельности, которые стимулируются государством (ПК-14);
аналитическая, научно-исследовательская;
способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты с использованием современных технических средств и информационных технологий (ПК-15);
способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-16);
способностью анализировать и интерпретировать данные отечественных и зарубежных источников информации о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения показателей и готовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-17);
способностью организовать научные исследования в области экономики: выбирать и обосновывать тему, составлять план исследований; уметь использовать информационное обеспечение; выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы; составлять и оформлять библиографию, применять компьютерные технологии в научных исследованиях и т.д. (ПК-18);
способностью проводить анализ и давать оценку существующих финансово-экономических рисков, составлять и обосновывать прогноз динамики основных финансово-экономических показателей на микро-, макро- и мезоуровне (ПК-19);
способностью проводить анализ финансовых результатов, в том числе факторный; анализ взаимосвязи затрат, объемов производства продукции и прибыли, взаимосвязи прибыли, движения оборотного капитала и денежных потоков; осуществлять оценку влияния инфляции на финансовые результаты; определять способы повышения рентабельности (ПК-20);
способностью осуществлять анализ предоставления финансовых услуг различными финансово-кредитными учреждениями на денежном, кредитном и фондовом рынках; проводить расчеты эффективности предоставления финансовых услуг (ПК-21);
способностью проводить экономические и финансовые расчеты относительно реальных потребностей в ресурсах для обеспечения текущей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ПК-22);
организационно-управленческая деятельность:
способностью организовывать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-23);
способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-24);
способностью критически оценивать предлагаемые варианты управленческих решений, разрабатывать и обосновывать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-25);
способностью принимать участие в разработке краткосрочной и долгосрочной экономической и финансовой политики и стратегии развития предприятий и организаций и их отдельных подразделений на основе критериев финансово-экономической эффективности, а также экономической и финансовой политики публично-правовых образований (ПК-26);
научно-исследовательская деятельность:
способностью принимать участие в разработке рабочих планов, программ и инструментов проведения научных исследований в области экономики, международной экономики, финансов, кредита, учета и аудита, анализ их результатов, подготовка данных для составления финансовых обзоров, отчетов и научных публикаций (ПК-27);
способностью осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию информации по теме исследования, выбор методов и средств решения задач исследования (ПК-28);
способностью принимать участие в разработке теоретических и новых эконометрических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к сфере профессиональной деятельности по направлению подготовки, давать оценку и интерпретировать полученные в ходе исследования результаты (ПК-29);
способностью принимать участие в проведении финансово-экономических исследований с целью разработки приоритетных направлений и стратегии инновационного развития предприятий, учреждений, организаций на микро-, мезо- и макроуровне по профилю подготовки (ПК-30);
способностью принимать участие в проведении исследований проблем устойчивости предприятия (организаций) для разработки эффективных методов ее обеспечения с учетом фактора неопределенности (ПК-31);
маркетинговая деятельность
способностью анализировать рыночную ситуацию, обеспечивать конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг (ПК-32);
способностью использовать методы выявления и формирования потребностей, их места и роли в структуре платежеспособного спроса различных рыночных сегментов (ПК-33);
разрабатывать, реализовывать и контролировать комплекс маркетинга предприятия с учетом специфики работы на внутреннем и внешнем рынках (ПК-34);
организовывать работу службы маркетинга и координировать ее деятельность с деятельностью других служб (ПК-35);
готовностью осуществлять хозяйственную деятельность на основе стандартов социально-ответственного маркетинга в соответствии с потребностями Республики (ПК-36);
способностью выбирать цели, методы, задачи товарной, ценовой, коммуникационной политики предприятия на рынке товаров и услуг (ПК-37).
Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата, с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» должен обладать профессионально-прикладными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
учетно-аналитическая;
владением теоретическими основами и принципами организации бухгалтерского учета, анализа и аудита и применением законодательных и нормативных правовых актов по вопросам учета, отчетности, анализа и аудита (ППК-1);
владением правилами заполнения и обработки бухгалтерских документов, навыками моделирования аналитической информации в системе двойной записи на счетах и в учетных регистрах с использованием компьютерных технологий (ППК-2);
способностью формировать и систематизировать учетно-аналитические и статистические материалы, характеризующие количественные и качественные показатели деятельности предприятия (организации) и ее подразделений в отчетности (ППК-3);
владением теоретическими основами анализа хозяйственной деятельности, его методами, приемами и методиками, применять на практике методы и приемы комплексного и финансового анализа хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования (ППК-4);
способностью проводить оперативный экономический анализ хода выполнения плановых заданий и мероприятий по использованию резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности (ППК-5);
способностью принимать участие в разработке предложений по внесению соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации и законодательства (ППК-6);
способностью выявлять резервы экономии и эффективного использования всех видов ресурсов на предприятиях, учреждениях, организациях (ППК-7);
способностью под контролем осуществлять комплекс мероприятий по управлению платежеспособностью и ликвидностью предприятия (ППК-8);
контрольно-ревизионная
способностью анализировать состояние расчетов с бюджетом налогоплательщиков, недоимки по платежам, выявлять причины недобора доходов (ППК-9);
способностью составлять расчеты поступлений в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, поступлений из других источников, установленных действующим законодательством; анализировать их состав и структуру (ППК-10);
способностью планировать и проводить аудит, контроль системы управления предприятием, контроль состояния имущества предприятия, контроль состояния и использования денежных средств, контроль финансовой отчетности предпринимательской деятельности, контроль состояния и использования капитала предприятий, контроль финансового состояния и эффективности хозяйствования; организовывать комплексные документальные проверки, тематические встречные, перекрестные и одновременные проверки (ППК-11);
способностью анализировать практику применения законодательства по вопросам, относящимся к формированию бюджетов, осуществлять контроль над своевременностью и полнотой устранения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности предприятий (организаций) (ППК-12);
расчетно-финансовая, финансово-экономическая
способностью под контролем вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики (ППК-13);
способностью под контролем составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ППК-14);
способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и местного управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ППК-15);
способностью работать с системой показателей финансовой статистики: статистики государственного бюджета, страхования, кредита, денежного обращения, платежного баланса; участвовать в проведении финансовых расчетов в сфере анализа и прогнозирования развития финансовой сферы (ППК-16);
способностью проводить общий анализ современного состояния финансовой системы в отдельных странах; раскрывать содержание основных сфер финансовой системы и особенности их функционирования; давать оценку государственного бюджета и динамики государственного долга; выявлять особенности функционирования местных финансов; проводить анализ финансовой системы с точки зрения процесса глобализации (ППК-17);
способностью владеть техникой международных финансовых и расчетно-кредитных операций, знать международные валютно-финансовые системы, валютную и кредитную политику государства, международные валютные и кредитные организации и другие финансовые вопросы, связанные с международными операциями (ППК-18);
способностью осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ППК-19);
способностью понимать институциональную среду международного бизнеса, механизм функционирования финансовых международных организаций; уметь анализировать деятельность различных международных организаций (ППК-20);
планово-экономическая, проектно-экономическая деятельность
способностью под руководством осуществлять подготовку заданий и разработку экономических и финансовых аспектов проектных решений и соответствующих нормативных и методических документов, предлагать конкретные мероприятия по реализации подготовленных проектов (ППК-21);
способностью оценивать экономическую и финансовую эффективность разработанных проектов с учетом оценки финансово-экономических рисков и фактора неопределенности (ППК-22);
способностью обосновать на основе анализа стратегию поведения субъектов хозяйственной деятельности на различных сегментах внутреннего и внешнего рынков (ППК-23);
способностью под контролем осуществлять стратегическое, тактическое и оперативное планирование и прогнозирование финансово-экономических показателей деятельности предприятий, учреждений, организаций различных организационно-правовых форм, включая органы государственной власти и местного самоуправления (ППК-24);
способностью принимать участие в организации работы по составлению проекта бюджета, его подготовки к рассмотрению и утверждению; составлять роспись бюджета, обеспечивать финансирование расходов и поступления доходов (ППК-25);
способностью планировать объемы доходов и расходов предприятий (организаций) отдельно по общему и специальному фондам сметы (ППК-26);
способностью осуществлять планирование налогов на предприятии; проводить расчеты размера налогов и платежей в бюджет; определять виды деятельности, которые стимулируются государством (ППК-27);
внешнеэкономическая деятельность:
способностью участвовать в подготовке и проведении мероприятий коммерческой, инвестиционной, производственной политики предприятия (организации) в сфере внешней торговли и международного бизнеса (ППК-28);
способностью выявлять основные тенденции в развитии мировой и национальной экономики и анализировать последствия принимаемых управленческих решений в сфере международного бизнеса (ППК-29);
способностью производить речевое взаимодействие и анализировать информацию на иностранном языке в рамках профессионально-деловой сферы общения (ППК-30);
способностью обобщать отечественную и зарубежную практику по вопросам внешней торговли товарами и услугами и опыт проведения международных валютных, финансовых и кредитных операций (ППК-31);
способностью анализировать статистическую и финансовую отчетность с целью определения конкурентных форм международного бизнеса и количественного прогнозирования конъюнктуры мировых рынков (ППК-32);
способностью составлять модели поведения бизнеса в условиях мирового рынка и вырабатывать рекомендации по управлению рисками при осуществлении международной деятельности (ППК-33);
предпринимательская деятельность;
способностью самостоятельно, добросовестно и ответственно осуществлять ряд действий по созданию, ведению и ликвидации собственного бизнеса (ППК-34);
способностью заниматься предпринимательством регулярно (постоянно) либо систематически в организованном порядке (ППК-35);
способностью вести деятельность рационально и целенаправленно, ориентируясь на заранее спланированные результаты, сопоставляя планируемые результаты своих действий с планируемыми затратами, а фактические результаты – с фактическими затратами (ППК-36);
умением выявлять и оценивать экономические тренды, рыночные тенденции и дефициты рынков (ППК-37);
умением оценивать экономическую систему во внутренней и внешней средах предприятия (ППК-38);
маркетинговая деятельность
умением применять подходы к разработке и реализации товарной, ценовой коммуникационной политики на внутреннем и внешнем рынках товаров и услуг (ППК-39);
способностью выбирать оптимальные каналы сбыта, торговых посредников и производителей с целью оптимизации систем товародвижения и товароснабжения (ППК-40);
способностью анализировать и оценивать поведение потребителей с целью разработки эффективной системы формирования спроса и стимулирования сбыта, формирования и укрепления лояльности целевой аудитории к товарам и предприятию (ППК-41);
способностью определять уровень использования маркетингового, ресурсного, финансового, кадрового потенциала и разрабатывать стратегию его повышения (ППК-42);
умением учитывать специфику и степень развития инфраструктуры товарного рынка при принятии адекватных управленческих решений (ППК-43);
готовностью обеспечивать необходимый уровень качества торгового обслуживания (ППК-44);
консалтинговая деятельность
способностью реализации консалтингового процесса по отдельным его стадиям (ППК-45);
способностью использования современных методик и технологий в консалтинговом процессе (ППК-46);
инвестиционная деятельность:
способностью под контролем оценивать инвестиционную привлекательность предприятий, учреждений, организаций различных форм собственности и сфер экономической деятельности, определять оптимальные направления инвестиционной деятельности предприятия, диверсифицировать ее, прогнозировать экономические последствия принимаемых инвестиционных решений (ППК-47);
способностью принимать участие в разработке и реализации инвестиционной стратегии предприятия (ППК-48);
способностью оценивать эффективность инвестиционных проектов в современных условиях хозяйствования (ППК-49).
5.5. При разработке образовательной программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения образовательной программы бакалавриата.
5.6. При разработке образовательной программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности образовательной программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке образовательной программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Структура образовательной программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации образовательных программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).
6.2. Образовательная программа бакалавриата состоит из следующих блоков (приложение):
Блок 1 «Дисциплины (модули)» включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики», который включает практики, относящиеся к базовой части образовательной программы, и практики, относящиеся к ее вариативной части.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части образовательной программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки и профилей высшего профессионального образования, утверждаемом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части образовательной программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части образовательной программы бакалавриата, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) образовательной программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и Блока 2 «Практики» образовательных программ академического или прикладного бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) образовательной программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части образовательной программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ГОС ВПО. После выбора обучающимся профиля образовательной программы, набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.6. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе практика по подготовке выпускной квалификационной работы.
Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:
учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
производственная практика — практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе экономическая практика, педагогическая практика); научно-исследовательская работа (НИР);
Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:
учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
производственная практика – экономическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; НИР.
Проведение учебной и производственной практик осуществляется стационарным способом и является обязательной.
При разработке образовательных программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в образовательной программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если образовательная организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.8. При разработке образовательной программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для образовательных программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 40 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для образовательных программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».
6.10. Результаты освоения образовательной программы бакалавриата оцениваются по государственной шкале, бальной шкале и шкале ECTS и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, индивидуальный учебный план студента.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Общесистемные требования к реализации образовательной программы бакалавриата.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, а также обеспечивающей организацию учебного процесса по всем видам работ учебного плана.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики.
7.1.3. В случае реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации образовательной программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации образовательной программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации образовательной программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.8. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации образовательной программы бакалавриата в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, включенных в индексы цитирования Web of Science или Scopus, или не менее 20 в других журналах с индексом научного цитирования.
7.1.9. В организации, реализующей образовательные программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы бакалавриата.
7.2.1. Реализация образовательной программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна быть не менее:
70 процентов для программы академического бакалавриата;
60 процентов для программы прикладного бакалавриата.
7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.
7.2.5. Общее руководство научным содержанием образовательной программы бакалавриата должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях; осуществляющим научно-исследовательские проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, а также имеющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ бакалавриата.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы студентов и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения учебных занятий помещения должны быть оснащены демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам учебных дисциплин (модулей).
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими бакалаврам осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по образовательной программе бакалавриата.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.3.6. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации образовательной программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.
7.3.7. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательных программ бакалавриата на созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательной организации и созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации образовательной программы бакалавриата.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.
7.4.2. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере высшего профессионального образования для реализации программ магистратуры по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.
Отменяется на основании: Приказ №52-НП от 27.06.2022