watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 02.09.2016

Номер документа: 888

Дата государственной регистрации: 21.09.2016

Регистрационный номер: 1582

Заголовок документа: Об утверждении правил формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Действие документа: Недействующий

Классификатор: 060.020.150 - Профессиональная подготовка. Повышение квалификации. Переподготовка

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена правотворческим органом ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

02.09.2016
№888
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1582
от   «21» сентября 2016  г.
Об утверждении правил формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки

(утратил силу с 18.10.2021 – приказ Министерства образования и науки ДНР от 28.09.2021 № 121-НП)

В соответствии с частью 1, пунктом 2 части 4, частями 5, 9, 10 статьи 10 главы 2, частями 9, 14, 15 статьи 73 главы 10  Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пунктом 12.7 раздела ІІ Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 13-43 от 22.07.2015 года, с целью повышения качества дополнительного профессионального образования, обеспечения формирования компетентности специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в законную силу со дня его официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1582
от   «21» сентября 2016  г.

Правила формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки

І. Общие положения

1.1. Правила формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки (далее – Правила) определяют базовые требования к содержанию и структуре дополнительных профессиональных программ (далее – ДПП), устанавливают правила разработки и утверждения данных ДПП и являются обязательными для образовательных организаций высшего профессионального образования, организаций дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение (научные организации и юридические лица) (далее совместно – организация).

1.2. Настоящие Правила призваны способствовать повышению качества дополнительного профессионального образования, обеспечению формирования компетентности специалистов на всем протяжении их активной профессиональной деятельности.

1.3. Настоящий нормативный правовой акт разработан в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании».

1.4. В настоящих Правилах применяются следующие термины:

1) дополнительная профессиональная программа (ДПП) – образовательная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников квалифицированного труда и специалистов с высшим профессиональным и средним профессиональным образованием. ДПП, как образовательная программа, представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем и содержание которых представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, а также оценочных и методических материалов;

2) компетенция – способность (готовность) обучающегося (слушателя) применять полученные знания, умения и имеющиеся личностные качества в практической (профессиональной) деятельности;

3) квалификация – уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, отвечающий совокупности обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

4) модуль – это отдельно взятая часть некоей учебной дисциплины или элемент образовательного процесса. Модуль, может сам делится на более мелкие модульные единицы, каждая из которых является определенной, законченной частью. Модульные единицы могут формировать структуру модуля в зависимости от конкретной области рассматриваемого процесса или дисциплины, особенности обучения, правил и возможностей применения данных технологий. Модуль представляет из себя независимое, логически законченное звено процесса обучения;

5) образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;

6) программа повышения квалификации – ДПП, направленная на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации (без получения новой квалификации);

7) программа профессиональной переподготовки – ДПП, направленная на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности (в рамках уже имеющейся квалификации), приобретение новой (дополнительной) квалификации;

8) профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности;

9)  слушатели – лица, осваивающие ДПП повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

ІІ. Разработка и утверждение дополнительной профессиональной программы

2.1. ДПП самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если другое не установлено действующим законодательством (приложение 1).

2.2. Правила утверждения типовых ДПП в области международных автомобильных перевозок, а также порядок разработки ДПП, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и ДПП в области информационной безопасности определяются в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.

2.3. При разработке программ повышения квалификации учитываются профессиональные стандарты, квалификационные требования (при наличии), указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

2.4. Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов (при наличии) и требований, соответствующих государственных образовательных стандартов (далее – ГОС) среднего профессионального образования (далее – СПО) и (или) высшего профессионального образования (далее – ВПО) к результатам освоения образовательных программ.

Определение компетенций осуществляется на основе анализа трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт, квалификационных справочников должностей руководителей и специалистов, перечня компетенций, содержащихся в  государственных образовательных стандартах    образовательных организаций высшего профессионального образования и среднего профессионального образования, а также требований заказчика ДПП.

2.5. Нормативные документы для разработки ДПП:

нормативные правовые акты  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики;

профессиональные стандарты (при наличии), квалификационные справочники по соответствующим должностям, профессиям и специальностям и другие нормативные документы профессиональных сообществ;

ГОС ВПО, СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);

локальные нормативные акты образовательной организации.

2.6. При необходимости ДПП согласуется с заказчиком или профессиональным сообществом, определяющим требования к обучению   специалистов по профилю ДПП.

2.7. Ответственным за разработку, формирование и хранение комплекта документов, входящих в ДПП, является образовательная организация, реализующая данную ДПП.

2.8. ДПП ежегодно обновляется (состав дисциплин учебного плана, содержание рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, методические материалы и т.д.) с последующим утверждением руководителем образовательной организации.

ІІІ. Структура дополнительной профессиональной программы

3.1. ДПП должна иметь четкую структуру и состоять из логически связанных между собой структурных элементов: блоков, дисциплин (модулей), тем. Структурные элементы ДПП могут быть обязательными (инвариантными) и вариативными, выбираемыми слушателями или разработчиками программы с учетом категории, уровня подготовленности слушателей, условий реализации.

3.2. В структуре ДПП должно быть представлено описание перечня общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

3.3.  Структура содержания ДПП предполагает включение в ее состав следующих блоков:

академического инвариантного;

специального инвариантного;

вариативного;

стажировки (если она предусмотрена для данной категории слушателей и является частью учебного плана ДПП).

3.4. Рекомендуемое процентное разделение ДПП по блокам: «академический инвариантный блок» – около 30% учебный часов, «специальный инвариантный блок» – около 40% учебных часов, «вариативный блок» – около 30% от общего количества учебных часов программы.

3.5. «Академический инвариантный блок» – определяется образовательной организацией, реализующей ДПП.

Дисциплины «академического инвариантного блока» являются обязательными для освоения слушателями вне зависимости от направленности (профиля) программы.

3.6. Набор дисциплин (модулей), относящихся к «специальному инвариантному блоку» программы, организация определяет самостоятельно, в объеме, установленном государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и среднего профессионального образования, профессиональными стандартами, с учетом перечня профессиональных компетенций по соответствующему направлению подготовки.

Дисциплины «специального инвариантного блока» определяют направленность (профиль) ДПП.

3.7. «Вариативный блок» – включает в себя дисциплины (модули), которые самостоятельно выбираются образовательной организацией и (или) слушателями.

Вариативный блок дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, определяемых содержанием «специального инвариантного блока».

3.8. Порядок реализации стажировки, являющейся частью учебного плана ДПП, определяется локальным нормативным актом образовательной организации.

3.9. Примерная структура ДПП.

3.9.1. Общие положения:

1) цель программы;

2) планируемые результаты освоения программы (описание перечня компетенций);

3) трудоемкость и срок освоения программы;

4) нормативные документы для разработки программы;

5) категория слушателей и требования к их уровню подготовки;

6) форма обучения;

7) промежуточная и итоговая аттестация;

8) ресурсное обеспечение.

3.9.2. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ДПП:

1) расписание (для программ повышения квалификации),  календарный учебный график (для программ профессиональной переподготовки);

2) учебный план;

3) учебно-тематический план;

4) рабочие программы дисциплин (модулей);

5) программы практик и стажировок;

6) программа итоговой аттестации.

ІV. Содержание дополнительной профессиональной программы

4.1. Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и отдельных ее компонентов (дисциплин (модулей), практик, стажировок) должно быть актуальным, практически значимым и направленным на достижение целей программы и планируемых результатов.

4.2. Цель дополнительного профессионального образования – удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей обучающегося, профессиональное развитие специалиста, обеспечение соответствия уровня его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Цель программы повышения квалификации – совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности обучающегося, и (или) повышение его профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Цель программы профессиональной переподготовки – получение обучающимся компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности (в рамках уже имеющейся квалификации) или приобретение им новой (дополнительной) квалификации.

4.3. Планируемые результаты освоения ДПП определяются целями программы и представляют собой перечень формируемых и (или) развиваемых и совершенствуемых компетенций в результате реализации данной  дополнительной профессиональной программы.

4.4. В ДПП профессиональной переподготовки должна быть представлена характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

4.5. В ДПП повышения квалификации должна быть представлена характеристика компетенций, подлежащих развитию и совершенствованию, и (или) формированию в результате освоения программы.

4.6. Категория слушателей и требования к уровню их подготовки.

К освоению ДПП допускаются:

лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее  профессиональное образование.

Дополнительные требования к уровню подготовки слушателей определяются целями программы и при необходимости согласуются с заказчиком ДПП.

4.7. Форма обучения определяется ДПП и (или) договором о повышении квалификации или профессиональной переподготовке (при необходимости по согласованию с заказчиком).

Возможные формы обучения:

с отрывом от работы – очная форма;

без отрыва от работы – заочная форма;

с частичным отрывом от работы – очно-заочная форма.

Организации, реализующие ДПП, вправе использовать дистанционные образовательные технологии в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.

ДПП может реализовываться полностью или частично в форме стажировки.

4.8. При очной форме обучения учебная нагрузка устанавливается не более 54 часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудторной (самостоятельной) учебной работы слушателя.

При заочной и очно-заочной формах обучения учебная нагрузка устанавливается локальными нормативными актами, регламентирующими деятельность по ДПП.

4.9. Трудоемкость освоения слушателями ДПП указывается в часах или зачетных единицах и включает в себя трудоемкость всех видов учебных занятий и учебных работ слушателя, практик, стажировок и время, отводимое на контроль качества освоения слушателем ДПП. Срок освоения ДПП должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов, заявленных в программе.

4.10. В содержании ДПП предусматриваются следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные занятия, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной выпускной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом, в том числе, и дистанционные формы (вебинары, скайп-лекции и т.п.).

4.11. Итоговая аттестация.

Освоение ДПП завершается обязательной итоговой аттестацией слушателей. Итоговая аттестация является частью учебного плана ДПП. Формы и виды итоговой аттестации устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

При освоении ДПП профессиональной переподготовки возможен зачет учебных дисциплин (модулей), освоенных в процессе предшествующего обучения по основным профессиональным образовательным программам.

4.12. Ресурсное обеспечение реализации ДПП.

При разработке ДПП необходимо учитывать определённые требования к учебно-методическим, информационным, материально-техническим и кадровым ресурсам для реализации данной программы.

4.12.1. Требования к учебно-методическому и информационному обеспечению.

При разработке ДПП образовательной организацией должны представлены учебно-методические и информационные ресурсы, необходимые для реализации данной программы. Слушатели должны быть обеспечены необходимой учебной и учебно-методической литературой и доступом к современным информационным базам данных.

Каждый слушатель в течение всего периода обучения должен быть обеспечен необходимым доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам), содержащим издания основной литературы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей) ДПП.

В случае, если доступ к необходимым изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть обеспечен удаленный доступ к использованию программного обеспечения либо предоставлены все необходимые лицензии обучающимся.

4.12.2. Организация, реализующая ДПП должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию всех форм обучения:

материальной базой для проведения всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторных, практических и иных видов работ, предусмотренных ДПП;

техническими средствами доступа к глобальным компьютерным сетям;

необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

4.12.3. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению, в случае реализации ДПП в сетевой форме, должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации ДПП.

4.12.4. Требование к кадровому обеспечению ДПП.

Доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества преподавателей, обеспечивающих реализацию ДПП в организации.

Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих высшее профессиональное образование, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по дополнительному профессиональному образованию, должна составлять не менее 100 процентов.

Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих научную степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих реализацию дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, должна быть не менее 50 процентов.

Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих научную степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации, регламентируется локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

V. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации дополнительных профессиональных программ

5.1. Календарный учебный график (приложение 2).

Календарный учебный график составляется для программ профессиональной переподготовки и представляет собой график учебного процесса, устанавливающий последовательность и продолжительность теоретического обучения, экзаменационных сессий, практик, стажировок, итоговой аттестации. Форма календарного учебного графика разрабатывается организацией самостоятельно.

По дополнительным профессиональным программам повышения квалификации составляется расписание занятий.

5.2. Учебный план (приложение 3).

Учебный план определяет перечень и последовательность освоения дисциплин (модулей), практик, стажировок, промежуточной и итоговой аттестаций, их трудоемкость в зачетных единицах или академических часах, распределение лекционных, практических, лабораторных видов занятий и самостоятельной работы слушателя.

 5.3. Учебно-тематический план (приложение 4).

Учебно-тематический план определяет перечень, последовательность и распределение дисциплин (модулей) с указанием типа занятия, аудиторных часов и формы аттестации, представленых в учебном плане и расшифрованные на уровне содержания отдельных учебных тем.

5.4. Рабочие программы дисциплин (модулей) (приложение 5).

Рабочая программа дисциплины (модуля) конкретизирует содержание и результаты освоения дисциплины (модуля) и фиксирует те средства, приемы и методы, с помощью которых преподаватель в данных условиях сможет их достичь.

Рабочая программа дисциплины (модуля) включает в себя:

планируемые результаты обучения дисциплины (модуля);

учебно-тематический план освоения дисциплины (модуля);

учебно-методическое обеспечение дисциплины (модуля);

фонд оценочных средств по дисциплине (модулю).

Обязательным требованием для списка учебной литературы является наличие источников, изданных за последние пять лет. Допускается использование основополагающих трудов, опубликованных ранее, если они не переиздавались.

Все рекомендуемые информационные источники должны раскрывать содержательные особенности той сферы деятельности, к которым отнесены категории слушателей.

При необходимости список литературы может содержать подраздел «Нормативные правовые акты».

Фонды оценочных средств составляются для проведения аттестации по дисциплине (модулю) и являются частью рабочей программы дисциплины (модуля).

Фонды оценочных средств могут включать: контрольные вопросы и задания для практических занятий, лабораторных и контрольных работ, зачетов и экзаменов; тесты; примерную тематику реферативных работ и другие формы контроля, позволяющие оценить уровень сформированности компетенций, заявленных в разделе «планируемые результаты».

Приложения к рабочей программе дисциплины (модуля) могут содержать:

материалы для организации работы слушателей, в т.ч. раскрывающие содержание внеаудиторной самостоятельной работы слушателей;

диагностические материалы для оценки качества усвоения программы: задания и «ключи» к предусмотренным в учебном плане формам промежуточного контроля, перечень тем итоговых практикозначимых проектов, которые должны иметь форму актуального для слушателя продукта;

оценочную балльно-рейтинговую шкалу, соотнесенную с программой и ее содержанием для проверки работ в рамках промежуточного контроля, для проверки практикозначимого проекта, для оценки качества защиты слушателем выпускной работы.

Рабочие программы дисциплин (модулей) ДПП утверждаются руководителем структурного подразделения, в котором эти программы будут реализовываться.

5.5. Программы практик и стажировок (приложение 6,7).

В ДПП указываются все виды практик и стажировок, необходимые для достижения целей и результатов по данной ДПП, приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик и (или) стажировок, практические навыки и профессиональные компетенции, приобретаемые слушателями. Указываются местоположение и время прохождения практик и (или) стажировок, а также формы отчетности по ним. Указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, на базе которых могут проводиться практики и (или) стажировки.

5.6. Программа итоговой аттестации (приложение 8).

Программа итоговой аттестации составляется для дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки, которая предусматривает выполнение выпускной работы или экзамен.

Итоговая аттестация по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации определяется локальным нормативным актом организации, реализующей ДПП.

Требования к содержанию и проведению итоговой аттестации определяются разработчиком ДПП и при необходимости согласуются с заказчиком программы.

VI. Заключительные положения

6.1. Настоящие Правила вводятся в действие со дня вступления в силу приказа республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки, утверждающего данный документ, и действует до его отмены в аналогичном порядке.

6.2. На основании настоящего документа в образовательной организации, реализующей дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и (или) профессиональной переподготовки, разрабатываются Правила формирования, разработки и утверждения дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, которые утверждаются локальным актом организации.

Начальник отдела аттестации педагогических, научно-педагогических и научных кадров
И.П. Масюченко
В данный документ изменений не вносилось.