watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 22.12.2015

Номер документа: 922

Дата государственной регистрации: 01.02.2016

Регистрационный номер: 944

Заголовок документа: Об утверждении Порядка организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.020 - Управление системой образования

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

22.12.2015
№922
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 944
от   «01» февраля 2016  г.
Об утверждении Порядка организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики

В соответствии со статьей 56 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктами 12.34, 12.35, 12.36 пункта 12 раздела ІІ Положения о Министерстве образования и науки, утвержденного Постановлением Совета Министров № 13-43 от 22.07.2015 г.,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, которое прилагается.

2. Руководителям образовательных организаций высшего профессионального образования привести в соответствие документацию  согласно данному Порядка.

3. Данный Приказ вступает в силу с момента его опубликования.

4. Контроль исполнения приказа возложить на Первого заместителя Министра образования и науки Кушакова М.Н.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 944
от   «01» февраля 2016  г.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 07.07.2015 г. № 55-IНС «Об образовании», освоение образовательных программ высшего профессионального образования завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников.

Порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики распространяется на выпускников, обучающихся по всем формам получения высшего профессионального образования.

I. Общие положения

1.1. Целью государственной итоговой аттестации является установление уровня подготовки выпускника образовательной организации высшего профессионального образования к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1.2. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав государственной итоговой аттестации, допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности подготовки высшего профессионального образования.

1.3. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в государственную итоговую аттестацию, выпускнику образовательной организации высшего профессионального образования выдается диплом об образовании и квалификации.

II. Виды итоговых аттестационных испытаний

2.1. К видам итоговых аттестационных испытаний государственной итоговой аттестации выпускников образовательных организаций высшего профессионального образованиянезависимо от формы обучения относятся:

а)  государственный экзамен (итоговый междисциплинарный экзамен по специальности);

б) защита выпускной квалификационной работы.

2.2. Итоговый междисциплинарный экзамен по специальности наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин должен учитывать общие квалификационные требования к выпускнику, предусмотренные образовательным стандартом специальности.

Программы государственного экзамена (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) составляются выпускающими кафедрами и утверждаются Ученым советом образовательной организации высшего профессионального образования.

Форма, условия и содержание государственного экзамена (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) доводятся до сведения студентов не позднее чем за полгода до начала итоговой аттестации.

2.3. Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования, для квалификации бакалавр – в форме бакалаврской работы; для квалификации специалиста – в форме дипломной работы (проекта); для квалификации магистр – в форме магистерской диссертации (работы). Темы выпускных квалификационных работ определяются выпускающими кафедрами и оформляются приказом по образовательной организации высшего профессионального образования до начала последней экзаменационной сессии для бакалаврской работы и дипломной работы (проекта) – не позднее начала выполнения квалификационной работы; для магистерской диссертации (работы) – не позднее, чем через три месяца после начала занятий.

Выпускнику может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки.

Тематика выпускных квалификационных работ должна быть актуальной, соответствовать современному уровню и перспективам развития науки, а по своему содержанию отвечать задачам подготовки высококвалифицированных специалистов, с учетом выбранного выпускниками направления подготовки (специальности).

Для подготовки выпускной квалификационной работы назначается руководитель и, при необходимости, консультанты из числа наиболее квалифицированных преподавателей образовательной организации и специалистов – практиков.

Выпускные квалификационные работы подлежат рецензированию. Порядок рецензирования устанавливается образовательной организацией высшего профессионального образования.

III. Государственные аттестационные комиссии

3.1. Государственная аттестационная комиссия состоит из экзаменационных комиссий по приему государственного экзамена (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и защите выпускных квалификационных работ. При необходимости, по каждому из аттестационных испытаний может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий.

3.2. Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам.

Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается лицо, не работающее в данной образовательной организации высшего профессионального образования, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии – кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений.

Кандидатуры председателей выносятся на обсуждение Ученого совета образовательной организации высшего профессионального образования, а затем утверждаются республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающий формирование и реализацию государственной политики в сфере образования – Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приложение 2).

Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена.

3.3. Государственные аттестационные комиссии действуют в течение одного календарного года.

Экзаменационные комиссии формируются из профессорско- преподавательского состава кафедр образовательной организации высшего профессионального образования, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: высококвалифицированных специалистов предприятий, организаций и учреждений – потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других образовательных организаций высшего профессионального образования. Председатели экзаменационных комиссий являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии.

Состав экзаменационных комиссий утверждается руководителем образовательной организации высшего профессионального образования.

3.4. Экзаменационные комиссии формируются в составе председателя и членов комиссии: не более 4 человек – для комиссии по приему государственного экзамена (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям); не менее 4 и не более 8 человек – для комиссии по защите выпускной квалификационной работы.

На первом заседании экзаменационной комиссии из числа членов комиссии путем открытого голосования избирается заместитель председателя комиссии.

Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

а) определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;

б) принятие решения о присвоении квалификации по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома об образовании и квалификации;

в) разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

IV. Порядок проведения государственной итоговой аттестации

4.1. Сроки проведения государственного экзамена (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям)) и защиты выпускных квалификационных работ устанавливаются рабочими учебными планами направлений подготовки (специальностей). Процедура приема государственного экзамена (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям)) и защиты выпускных квалификационных работ устанавливается образовательной организацией высшего профессионального образования.

4.2. Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

4.3. К сдаче итоговых экзаменов и защите выпускных квалификационных работ допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы, разработанной в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

4.4. Результаты аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий.

Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

4.5. Выпускники, завершившие освоение основной образовательной программы и не подтвердившие соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, отчисляются из образовательной организации высшего профессионального образования за академическую задолженность и им выдается справка об обучении. При восстановлении в образовательную организацию высшего профессионального образования таким лицам назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в определенном образовательной организацией порядке.

4.6. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний целесообразно назначать не ранее, чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые.

Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться более двух раз.

4.7. Выпускникам, не проходившим итоговые аттестационные испытания по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), предоставляется возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из организации высшего профессионального образования.

Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются после подачи заявления студента, не проходившего итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине, не позднее шести месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

4.8. Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на Ученом совете образовательной организации высшего профессионального образования. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве образовательной организации.

V. Порядок проведения государственной итоговой аттестации для выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

5.1. Для выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья государственной итоговой аттестации  проводится с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее — индивидуальные особенности).

5.2. При проведении государственной итоговой аттестации  обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

5.3. Дополнительно при проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий выпускников с ограниченными возможностями здоровья:

а) для слепых:

задания для выполнения, а также инструкция о порядке государственной итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, или зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, или надиктовываются ассистенту;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

выпускникам для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения государственной аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи:

обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию государственный экзамен может проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.

5.4. Выпускники не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации  подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

VI. Создание и порядок работы апелляционных комиссий

6.1. По результатам аттестационного испытания выпускник имеет право подать в апелляционную комиссию заявление — апелляцию о нарушении, по его мнению, установленного порядка проведения аттестационного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов аттестационного испытания.

6.2. Для рассмотрения апелляционных заявлений создаются апелляционные комиссии (далее-комиссия) по результатам государственной итоговой аттестации по каждой специальности подготовки по каждому направлению подготовки (специальности). Состав апелляционной комиссии утверждается приказом руководителя.

6.3. В состав апелляционной комиссии по рассмотрению апелляционных заявлений включаются не менее 5 человек из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу и не входящих в состав государственных экзаменационных комиссий по данной специальности подготовки. Председателем апелляционной комиссии является руководитель или проректоры образовательной организации высшего профессионального образования

6.4. Работа апелляционной комиссии организуется путем проведения заседаний комиссии по рассмотрению апелляционных заявлений. Заседание апелляционной комиссии правомочно, если в нем участвуют не менее двух третей от числа членов соответствующей комиссии. Ведение заседания апелляционной комиссии осуществляется председателем комиссии, а в случае его отсутствия – заместителем председателя комиссии.

6.5. Рассмотрение апелляции не является пересдачей аттестационного испытания. В ходе рассмотрения апелляции проверяется только соблюдение установленного порядка проведения аттестационного испытания и (или) правильность оценивания результатов аттестационного испытания.

6.6. Апелляция подается в день объявления результатов аттестационного испытания или в течение следующего рабочего дня. Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.

6.7. После рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение об оценке по аттестационному испытанию (как в случае ее повышения, так и понижения или оставления без изменения).

6.8. Решение апелляционной комиссии принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При равном количестве голосов, поданных «за» и «против», председатель комиссии (в случае его отсутствия — заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса.

6.9. Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения заявителя. Факт ознакомления с решением апелляционной комиссии заверяется подписью заявителя.

6.10. Проведение заседания апелляционной комиссии и решения, принятые комиссией, оформляются протоколом. Протоколы заседаний апелляционных комиссий сшиваются в книги и хранятся в архиве образовательной организации.

Первый заместитель Министра образования и науки
М.Н. Кушаков

Редакция от 18.05.2020

Редакция от 03.10.2016

Начальная версия от 01.02.2016