Вид документа: Приказ
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 16.09.2016
Номер документа: 937
Дата государственной регистрации: 07.10.2016
Регистрационный номер: 1623
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (квалификация "Специалист таможенного дела")
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики mondnr.ru, 12.10.2016
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1623
от «07» октября 2016 г.
С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 38.05.02 Таможенное дело (квалификация «Специалист таможенного дела»).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1623
от «07» октября 2016 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 38.05.02 ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО (КВАЛИФИКАЦИЯ «СПЕЦИАЛИСТ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА»)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ специалитета по специальности 38.05.02 Таможенное дело (далее – программы специалитета).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; юридические лица, предоставляющие образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования; образовательные организации всех форм собственности.
Настоящий государственный образовательный стандарт устанавливает требования к программам специалитета по специальности 38.05.02 Таможенное дело, по итогам освоения которых присваивается квалификация «Специалист таможенного дела» (далее – программы с присвоением квалификации «Специалист таможенного дела»).
Право на реализацию основных профессиональных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет при наличии соответствующей лицензии, выданной лицензирующим органом государственного органа исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование
ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ОК – общекультурные компетенции;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)
3.1 Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования и научной организации (далее – организация).
3.2. Данный государственный образовательный стандарт является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку выпускников данной специальности.
3.3. Лицо имеет право осваивать уровень образования специалитета при условии наличия у него среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также высшего образования.
3.4. Обучение по программе специалитета с присвоением квалификации «Специалист таможенного дела» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.
Обучение в очно-заочной или заочной формах допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.
Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее – з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.5. Нормативный срок обучения по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий возможно увеличение срока обучения от 6 до 12 месяцев относительно срока получения образования по очной форме обучения на основании решения Ученого совета организации.
Срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.
Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено локальным нормативным актом организации.
3.7. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.8. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.9. Подготовка по программе специалитета должна осуществляться на основе сближения академического обучения и профессиональной деятельности, создания условий для проведения всех видов практик.
3.10. Организация должна гарантировать высокое качество подготовки как основное условие для успешного трудоустройства выпускников данного направления.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
4.1. Область профессиональной деятельности специалистов, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «Специалист таможенного дела», включает:
таможенное регулирование;
таможенное дело;
противодействие правонарушениям в сфере таможенного дела.
4.2. Объектами профессиональной деятельности специалистов являются:
отношения в области профессиональной деятельности, товары и транспортные средства международной перевозки, находящиеся под таможенным контролем, лица, участвующие в их перемещении через таможенную границу, система таможенных органов.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ специалитета:
применение таможенных процедур, взимание таможенных платежей и проведение таможенного контроля;
правоохранительная;
организационно-управленческая;
информационно-аналитическая;
научно-исследовательская.
При разработке и реализации образовательной программы специалитета организация ориентируется на все виды профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник программы специалитета с присвоением квалификации «Специалист таможенного дела», готов решать следующие профессиональные задачи:
в деятельности, связанной с применением таможенных процедур, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля:
применение таможенных процедур;
осуществление таможенного контроля;
взимание таможенных платежей;
обеспечение соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, которые перемещаются через таможенную границу;
применение товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности (далее – ТН ВЭД);
определение страны происхождения товаров и контроль правильности ее определения;
определение и контроль таможенной стоимости товаров;
контроль правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, исчисление и взимание пени, процентов; взыскание задолженности, осуществление возврата таможенных платежей и иных денежных средств;
обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав интеллектуальной собственности;
осуществление в пределах своей компетенции валютного контроля операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу;
ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; ведение реестров банков, иных кредитных и страховых организаций, гарантии которых применяются в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;
в правоохранительной деятельности:
осуществление производства (юрисдикционного процесса) по делам об административных правонарушениях в сфере таможенного дела;
обеспечение экономической, общественной и иных видов национальной безопасности Донецкой Народной республики;
проведение неотложных следственных действий по преступлениям, производство по которым отнесено к ведению таможенных органов;
составление процессуальных документов и совершение необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела;
в организационно-управленческой деятельности:
управление деятельностью таможенных органов и их структурных подразделений;
организация работы исполнителей для осуществления конкретных видов работ, услуг;
контроль деятельности подразделений, групп сотрудников, служащих и работников;
формирование организационных и управленческих структур таможен (таможенных постов);
мотивирование и стимулирование сотрудников, служащих и работников на качественное выполнение ими должностных обязанностей;
организация проведения экспертизы товаров и тары;
организация сбора информации для выбора управленческих решений;
в информационно-аналитической деятельности:
ведение и анализ таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
применение информационных систем, информационных технологий, программно-технических средств защиты информации в таможенном деле;
прогнозирование экспорта и импорта товаров в регионе деятельности таможенного органа, поступлений таможенных платежей в доходную часть бюджета Донецкой Народной Республики;
информационное взаимодействие таможенных органов с государственными органами, организациями, и гражданами по вопросам, касающимся таможенного законодательства, и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов, с использованием информационных технологий;
анализ результатов деятельности таможенных органов;
в научно-исследовательской деятельности:
мониторинг результатов деятельности таможенных органов, проведение исследований и прогнозирование достижения целей и выполнения задач их деятельности;
научное обоснование предложений по совершенствованию профессиональной деятельности;
разработка методик и организация проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов;
разработка предложений по внедрению результатов исследований в практическую деятельность таможенных органов Донецкой Народной Республики.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-2);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-3);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-4);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-5);
способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-6);
способностью использовать основы экономических и математических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-7);
способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности (ОК-8);
способностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-9);
готовностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
готовностью к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);
владением методами и средствами получения, хранения, обработки информации, навыками использования компьютерной техники, программно-информационных систем, компьютерных сетей (ОПК-3);
способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития отечественной и мировой экономик (ОПК-4);
способностью анализировать потенциал регионального, отраслевого и функционального строения национальной экономики (ОПК-5);
способностью на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ОПК-6).
5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета с присвоением квалификации «Специалист таможенного дела», должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
в деятельности, связанной с применением таможенных процедур, взиманием таможенных платежей и проведением таможенного контроля:
умением осуществлять контроль за соблюдением таможенного законодательства и законодательства Донецкой Народной Республики о таможенном деле при совершении таможенных операций участниками ВЭД и иными лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела (ПК-1);
умением осуществлять таможенный контроль и иные виды государственного контроля при совершении таможенных операций и применении таможенных процедур (ПК-2);
владением навыками применения технических средств таможенного контроля и эксплуатации оборудования и приборов (ПК-3);
умением определять код товара и контролировать правильность определения кода товара в соответствии с ТН ВЭД (ПК-4);
умением применять правила определения страны происхождения товаров и осуществлять контроль достоверности сведений, заявленных о стране происхождения товаров (ПК-5);
умением применять методы определения таможенной стоимости и контролировать заявленную таможенную стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (ПК-6);
владением навыками заполнения и контроля таможенной декларации, декларации таможенной стоимости и иных таможенных документов (ПК-7);
владением навыками по исчислению таможенных платежей и контролю правильности их исчисления, полноты и своевременности уплаты (ПК-8);
умением осуществлять взыскание и возврат таможенных платежей (ПК-9);
умением контролировать соблюдение валютного законодательства Донецкой Народной Республики при перемещении через таможенную границу Таможенного союза товаров, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней (ПК-10);
способностью осуществлять контроль за соблюдением запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза и Донецкой Народной Республики о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ПК-11);
умением контролировать перемещение через таможенную границу отдельных категорий товаров (ПК-12);
навыками по выявлению фальсифицированных и контрафактных товаров (ПК-13);
умением назначать и использовать результаты экспертиз товаров в таможенных целях (ПК-14);
умением применять систему управления рисками в профессиональной деятельности (ПК-15);
способностью выявлять и анализировать угрозы экономической безопасности страны при осуществлении профессиональной деятельности (ПК-16);
умением обеспечивать защиту гражданских прав участников ВЭД и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (ПК-17);
умением обеспечивать в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности (ПК-18);
готовностью к сотрудничеству с таможенными органами иностранных государств и международными организациями (ПК-19);
в правоохранительной деятельности:
способностью выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения и преступления в сфере таможенного дела (ПК-20);
умением квалифицировать факты и обстоятельства правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, совершать юридически значимые действия (ПК-21);
способностью противодействовать злоупотреблениям в профессиональной деятельности (ПК-22);
навыками по составлению процессуальных документов и совершению необходимых процессуальных действий при выявлении административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела (ПК-23);
в организационно-управленческой деятельности:
умением определять место и роль системы таможенных органов в структуре государственного управления (ПК-24);
умением организовывать сбор информации для управленческой деятельности, оценивать эффективность деятельности таможенных органов и их структурных подразделений, анализировать качество предоставляемых услуг (ПК-25);
умением осуществлять подготовку и выбор решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурных подразделений (ПК-26);
умением организовывать деятельность исполнителей при осуществлении конкретных видов работ, предоставлении услуг (ПК-27);
умением осуществлять контроль за деятельностью подразделений, групп сотрудников, служащих и работников (ПК-28);
умением формировать систему мотивации и стимулирования сотрудников, служащих и работников таможенных органов и их структурных подразделений (ПК-29);
умением организовывать подбор, расстановку кадров, планировать профессиональное обучение и аттестацию кадрового состава структурных подразделений (ПК-30);
умением разрабатывать программы развития таможенных органов и организовывать планирование деятельности их структурных подразделений (ПК-31);
в информационно-аналитической деятельности:
навыками применения в таможенном деле информационных технологий и средств обеспечения их функционирования в целях информационного сопровождения профессиональной деятельности (ПК-32);
навыками применения методов сбора и анализа данных таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики (ПК-33);
способностью обеспечивать информацией в сфере таможенного дела государственные органы, организации и отдельных граждан (ПК-34);
владением навыками использования электронных способов обмена информацией (ПК-35);
владением методами анализа финансово-хозяйственной деятельности участников ВЭД (ПК-36);
владением методикой расчета показателей, отражающих результативность деятельности таможенных органов (ПК-37);
владением навыками анализа и прогнозирования поступления таможенных платежей в государственный бюджет (ПК-38);
в научно-исследовательской деятельности:
умением разрабатывать планы и программы проведения научных исследований в сфере таможенного дела (ПК-39);
умением проводить научные исследования по различным направлениям таможенной деятельности и оценивать полученные результаты (ПК-40);
умением представлять результаты научной деятельности в устной и письменной форме (ПК-41).
5.5. При разработке программы специалитета все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.
5.6. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одной специальности.
6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков (Приложение):
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа», который включает практики, в том числе и научно-исследовательскую работу (НИР), в полном объеме относится к базовой части программы.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденном Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР), относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)», организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики.
Учебная практика проводится в форме получения первичных профессиональных умений и навыков с целью их углубления и закрепления.
Производственная практика проводится в форме получения профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Проведение учебной и производственной практик осуществляется стационарным способом и является обязательной.
При проектировании программ специалитета образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
6.6. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.7. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.8. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ специалитета с присвоением квалификации «Специалист таможенного дела».
6.9. Результаты освоения программы специалитета оцениваются по государственной шкале и шкале ECTS и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку студента.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА
7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, а также обеспечивающей организацию учебного процесса по всем видам работ учебного плана.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Internet, как на территории ОО ВПО, так и вне нее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Internet.
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики.
По данной специальности допускается использование литературы со сроком первого издания не более 5 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
7.1.3. В случае реализации образовательной программы специалитета в сетевой форме требования к реализации образовательной программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы специалитета в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы специалитета в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах с индексом научного цитирования.
7.1.8. В организации, реализующей образовательные программы специалитета, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.
7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 70 процентов.
7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 5 процентов.
7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы специалитета должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки (специальности), а также ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ специалитета.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных, семинарских и практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы студентов и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения занятий лекционного типа помещения должны быть оснащены демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам учебных дисциплин (модулей).
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Internet и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.3.6. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации образовательной программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.
7.3.7. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации программ специалитета на созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательной организации и созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ специалитета.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и специальности.
7.4.2. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере высшего профессионального образования для реализации программ специалитета по данной специальности устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти с учетом наличия лабораторного оборудования и/или использования специализированных материальных запасов; необходимости организации стационарных практик.
Изменяется на основании: Приказ №347 от 15.03.2019
Начальная версия от 07.10.2016