watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 16.09.2016

Номер документа: 939

Дата государственной регистрации: 07.10.2016

Регистрационный номер: 1624

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.07 «Товароведение» (квалификация "академический бакалавр", "прикладной бакалавр")

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 12.10.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

16.09.2016
№939
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1624
от   «07» октября 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.07 «Товароведение» (квалификация "академический бакалавр", "прикладной бакалавр")

С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего  уровня  образования,  государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.07 «Товароведение» (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1624
от   «07» октября 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.07 ТОВАРОВЕДЕНИЕ (КВАЛИФИКАЦИЯ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР», «ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение (далее – программы бакалавриата).

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; юридические лица, предоставляющие образовательные услуги в сфере высшего профессионального образования; образовательные организации всех форм собственности.

Настоящий государственный образовательный стандарт устанавливает требования к программам бакалавриата по направлению подготовки 38.03.07 Товароведение, по итогам освоения которых присваивается квалификация «академический бакалавр» (далее – программы с присвоением квалификации «академический бакалавр») и к программам бакалавриата, по итогам освоения которых присваивается квалификация «прикладной бакалавр» (далее – программы с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»).

Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет при наличии соответствующей лицензии, выданной лицензирующим органом государственного органа исполнительной власти.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1 Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования и научной организации (далее — организация).

3.2. Данный государственный образовательный стандарт является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку выпускников данного направления.

3.3. Лицо имеет право осваивать уровень образования бакалавра при условии наличия у него среднего общего образования, а также среднего профессионального образования.

3.4. Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Обучение в очно-заочной или заочной формах допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее – з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.5. Нормативный срок обучения по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий возможно увеличение срока обучения от 6 до 12 месяцев относительно срока получения образования по очной форме обучения на основании решения Ученого совета организации.

Срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.

Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено локальным нормативным актом организации.

3.7. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.8. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.9. Подготовка по программе бакалавриата должна осуществляться на основе сближения академического обучения и профессиональной деятельности, создания условий для проведения всех видов практик.

3.10. Организация должна гарантировать высокое качество подготовки как основное условие для успешного трудоустройства выпускников данного направления.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр», включает:

оценку и подтверждение соответствия безопасности и качества товаров,

формирование и управление ассортиментом;

контроль за соблюдением требований к условиям поставки, хранения и транспортирования товаров;

организацию закупок, хранения и реализации товаров на других стадиях товародвижения,

формирование типологии потребителей и сегментирование рынка товаров;

классификацию и кодирование товаров;

научно-исследовательскую деятельность в академических и ведомственных организациях;

педагогическую деятельность в организациях высшего, среднего профессионального образования, дополнительного профессионального образования.

Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», включает:

оценку и подтверждение соответствия безопасности и качества товаров,

формирование и управление ассортиментом;

контроль за соблюдением требований к условиям поставки, хранения и транспортирования товаров;

контроль за соблюдением нормативов товарных запасов;

организацию закупок, хранения и реализации товаров на других стадиях товародвижения,

формирование типологии потребителей и сегментирование рынка товаров;

классификацию и кодирование товаров.

4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:

товары на стадиях производства, обращения, потребления;

ассортимент товаров, его показатели и характеристики (структура, широта, глубина, обновляемость, устойчивость);

качество товаров и его показатели;

информация о товарах (маркировка, артикулы, товарные знаки, знаки соответствия, штриховые коды, торгово-товароведческая документация);

услуги.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:

товароведная;

организационная;

информационно-аналитическая;

педагогическая.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата по направлению 38.03.07 Товароведение с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:

товароведно-технологическая;

торгово-закупочная;

информационно-коммуникативная.

При разработке и реализации образовательной программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Образовательная программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее — программа бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»).

4.4. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

в области товароведной деятельности:

изучение спроса с целью оптимизации ассортимента торгового предприятия;

анализ показателей ассортимента и разработка рекомендаций по его совершенствованию;

типизация потребителей товаров и сегментирование рынка;

идентификация товаров и установление их ассортиментной принадлежности;

оценивание, контроль (подтверждение соответствия) и экспертиза безопасности и качества товаров и услуг;

классификация и кодирование товаров;

оптимизация основных технологических операций на этапах товародвижения;

в области организационной деятельности:

формирование ассортимента товаров в торговом предприятии;

организация процессов товародвижения на всех этапах жизненного цикла товаров;

организация проведения исследований по контролю (подтверждение соответствия), оценке и экспертизе безопасности и качества товаров и услуг;

контроль за наличием материальных ресурсов на распределительных складах и в торговых предприятиях;

обеспечение сбалансированности объёма и структуры товарных запасов оптового и/или розничного товарооборота и потребительского спроса;

разработка проектов планов материально-технического обеспечения предприятий;

разработка и организация оказания различных видов услуг в процессе товародвижения;

в области информационно-аналитической деятельности:

коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;

выявление и исследование актуальных проблем торгово-производственной деятельности предприятия;

поиск и обработка информации о факторах внутренней и внешней среды предприятия, влияющих на конечные результаты его работы;

анализ конъюнктуры товарного рынка, закономерностей и тенденций формирования потребностей и спроса;

изучение поставщиков товаров, анализ нормативно-правовой документации по стандартизации, систематизации, классификации и кодированию товаров;

анализ и прогнозирование перспектив сбыта новых товаров с учетом их потребительских свойств и тенденций изменения спроса;

поддержание связи с поставщиками товаров;

соблюдение требований законодательных и других нормативно-правовых актов Донецкой Народной Республики, нормативных документов по стандартизации, условий договоров;

в области педагогической деятельности:

использование основ педагогики в образовательной деятельности;

преподавание дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки, соответствующих направлению подготовки, в образовательных организациях среднего, высшего профессионального образования, организациях дополнительного профессионального образования;

разработка учебно-методических материалов по направлению подготовки.

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

в области товароведно-технологической деятельности:

формирование и управление ассортиментом товаров, ведение оперативного учета поступления и реализации товаров, проведение приемки товаров по количеству, качеству и комплектности;

контроль за соблюдением правил упаковывания и маркирования, сроков годности и условий хранения товаров на складе и в торговом зале предприятия;

контроль за соблюдением правил реализации товаров;

участие в проведении инвентаризаций;

закупка, эксплуатация и организация метрологического контроля торгово-технологического оборудования;

использование современных информационных технологий в торговой деятельности;

участие в договорной работе, контроль соблюдения условий заключенных договоров;

оформление товаросопроводительных, разрешительных и таможенных документов;

в области торгово-закупочной деятельности:

осуществление торгово-закупочной деятельности и повышение ее эффективности; контроль за выполнением контрагентами договорных обязательств (условий поставки и транспортирования)  для обеспечения надлежащего ассортимента и качества товаров;

составление проектов планов материально-технического обеспечения торгового предприятия;

подготовка данных для составления претензий на поставку некачественных товаров и ответов на претензии потребителей и контрагентов по хозяйственным договорам;

в области информационно-коммуникативной деятельности:

коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;

изучение поставщиков товаров с учетом требований к их безопасности, качеству, тенденции спроса, новых технологий производства и т.д.;

анализ и разработка мероприятий по оптимизации ассортиментной политики торгового предприятия;

изучение и обобщение заявок и заказов на приобретение и поставку товаров с целью принятия оптимальных решений по управлению товарными системами;

согласование условий договоров на поставку и реализацию потребительских товаров с учетом требований нормативно-правовой документации;

организация каналов оперативной связи;

соблюдение требований законодательных и других нормативно-правовых актов Донецкой Народной Республики, нормативных документов по стандартизации, условий договоров.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью к философскому подходу к изучению проблем науки и техники, абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества  для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических и правовых знаний в различных  сферах  деятельности (ОК-3);

способностью устанавливать жизненные цели, определять их перспективы, планировать собственную карьеру (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственном и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала в условиях динамично меняющейся глобальной среды (ОК-7);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-8).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, выполнять свои обязанности по профессиональной деятельности с учетом задач по охране труда и гражданской обороне в условиях изменчивости процессов исследования, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОПК-1);

готовностью работать в коллективе в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОПК-2);

готовностью самостоятельно принимать профессиональные решения на основе использования законодательных и нормативных актов, знания теории и практики (ОПК-3);

владением и готовностью применять на практике методики по обработке и систематизации научной и практической информации, необходимой для решения профессиональных задач; пользоваться передовым опытом в сфере профессиональной деятельности (ОПК-4);

способностью использовать современные методы системного научного анализа (ОПК-5);

способностью выбирать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы  (ОПК-6);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом умения работать с информацией в глобальных компьютерных сетях, соблюдением основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОПК-7);

способностью использовать необходимые формы повышения квалификации, образовательного и профессионального уровня, деловой квалификации (ОПК-8);

способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственность (ОПК-9).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

товароведная деятельность:

знанием ассортимента товаров и факторов его формирующих (ПК-1);

знанием потребительских свойств товаров, факторов, формирующих и сохраняющих их качество (ПК-2);

знанием принципов классификации, характеристики ассортимента и потребительских свойств однородных групп товаров (ПК-3);

способностью осуществлять идентификацию и устанавливать ассортиментную принадлежность товаров (ПК-4);

умением определять соответствие безопасности и качества товаров требованиям технических регламентов, положениям стандартов или технических условий, условиям договоров, информации, приведенной в товаросопроводительных документах (ПК-5);

умением проведения диагностики дефектов товаров, способность выявлять опасные, некачественные, фальсифицированные и контрафактные товары ((ПК-6);

организационная деятельность:

системным представлением об основных организационных и управленческих функциях, связанных с закупкой, поставкой, транспортированием, хранением, приемкой и реализацией товаров (ПК-7);

умением осуществлять оформление документации на получение, реализацию и/или отгрузку товаров в соответствии с утвержденными правилами (ПК-8);

умением разрабатывать и внедрять планы материально-технического обеспечения предприятия, организации (ПК-9);

умением работать с информационными базами данных, обеспечивающими оперативный торговый, складской и производственный учет товаров (ПК-10);

владением методами контроля за наличием материальных ресурсов на распределительных складах (ПК-11);

информационно-аналитическая деятельность:

умением формировать и применять информационную базу данных о товарах отечественного и зарубежного производства, их потребительских свойствах, показателей качества (ПК-12);

знанием методов идентификации, оценки качества и безопасности товаров и готовностью использовать их для диагностики дефектов, выявления опасной, некачественной, фальсифицированной и контрафактной продукции (ПК-13);

знанием видов, причин возникновения товарных потерь и порядка их списания (ПК-14);

умением оценивать соответствие товарной информации требованиям нормативной документации (ПК-15);

умением анализировать спрос и разрабатывать мероприятия по стимулированию сбыта товаров и оптимизации торгового ассортимента (ПК-16);

педагогическая деятельность:

способностью преподавать со знанием основ педагогики дисциплины цикла профессиональной и практической подготовки, соответствующих направлению подготовки, в образовательных организациях среднего, высшего профессионального образования, организациях дополнительного профессионального образования (ПК-17);

способностью разрабатывать учебно-методические материалы для осуществления образовательного процесса по направлению 38.03.07 «Товароведение» (ПК-18).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать следующими профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

товароведно-технологическая деятельность:

знанием ассортимента товаров и его характеристик, способность формировать оптимальную структуру для конкретного сегмента рынка (ППК-1);

знанием потребительских свойств, показателей качества товаров и факторов, их формирующих и сохраняющих (ППК-2);

способностью идентифицировать товары, устанавливать их ассортиментную принадлежность, определять страну происхождения, выявлять опасные, некачественные, фальсифицированные и контрафактные товары (ППК-3);

способностью классифицировать и кодировать товары (ППК-4);

способностью организовывать работу по приемке, хранению, подготовке к продаже товарно-материальных ценностей с учетом соблюдения принципов рационального использования технологического оборудования (ППК-5);

способностью осуществлять контроль за соблюдением требований к упаковке и маркировке, правил и сроков хранения, транспортирования и реализации товаров, в том числе товаров, которые находятся под таможенным контролем (ППК-6);

способностью организовывать и проводить контроль (подтверждение соответствия), оценку качества и экспертизу товаров (ППК-7);

способностью осуществлять контроль качества предоставления различных видов услуг (ППК-8);

способностью проводить инвентаризацию товарно-материальных ценностей (ППК-9);

умением оформлять товаросопроводительные, разрешительные и таможенные документы (ППК-10);

торгово-закупочная деятельность:

способностью анализировать объем и структуру товарных запасов и оптимизировать их структуру (ППК-11)

навыками оформления заявок и заказов на приобретение и поставку товаров с целью принятия оптимальных решений (ППК-12)

способностью организовывать закупку и поставку товаров, осуществлять связи с поставщиками и покупателями, контролировать выполнение договорных обязательств (ППК-13);

умением работать с товаросопроводительными документами, оформлять первичную документацию по учету торговых операций (ППК-14);

способностью осуществлять таможенное оформление товаров, которые помещаются в разные таможенные режимы (ППК-15);

умением анализировать рекламации и претензии к качеству товаров, готовить заключения по результатам их рассмотрения (ППК-16);

умением осуществлять контроль за выполнением контрагентами договорных обязательств (условий поставки и транспортирования) для обеспечения надлежащего ассортимента и качества товаров (ППК-17);

информационно-коммуникативная деятельность:

способностью на основе типовых методик и действующей нормативной документации определять потребности в товарах, спрос на них, анализировать безопасность и качество потребительских товаров (ППК-18);

умением формировать и использовать информационную базу данных поставщиков товаров отечественного и зарубежного производства с учетом требований к их безопасности, качеству, тенденций спроса, новых технологий производства и т.д. (ППК-19);

способностью создавать и анализировать базу данных по правовому регулированию товароведно-технологического и торгово-закупочного процесса (ППК-20);

способностью создавать условия для идентификации товаров, применяя электронно-справочную информацию о происхождении, составе, способе производства, производителях, условиях потребления или использования (ППК-21);

способностью использовать программные средства обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы (ППК-22).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки.

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков (Приложение):

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики», который включает практики, относящиеся к базовой части программы, и практики, относящиеся к ее вариативной части.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденном Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и Блока 2 «Практики» программ академического или прикладного бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ГОС ВПО. После выбора обучающимся профиля программы, набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.6. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная, в том числе практика по подготовке выпускной квалификационной работы.

Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:

учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;

производственная практика – практика  по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе товароведная практика, педагогическая практика);

Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:

учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;

производственная практика – товароведно-технологическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Проведение учебной и производственной практик осуществляется стационарным способом и является обязательной.

При разработке образовательных программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в образовательной программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.8. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».

6.10. Результаты освоения программы бакалавриата оцениваются по государственной шкале и шкале ECTS и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку студента.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, а также обеспечивающей организацию учебного процесса по всем видам работ учебного плана.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети Internet, как на территории ОО ВПО, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети Internet.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики.

По данному направлению подготовки допускается использование литературы со сроком первого издания не более 5 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

7.1.3. В случае реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации образовательной программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству.

7.1.6. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству.

7.1.7. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.8. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы бакалавриата в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в журналах с индексом научного цитирования.

7.1.9. В организации, реализующей образовательные программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее:

70 процентов для программы академической бакалавриата;

60 процентов для программы прикладной бакалавриата.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы бакалавриата должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские (творческие) проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, а также ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности на национальных и международных конференциях.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных, семинарских и практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы студентов и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа помещения должны быть оснащены демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам учебных дисциплин (модулей).

Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети Internet и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.3.6. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации образовательной программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.

7.3.7. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации программ бакалавриата на созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения образовательной организации и созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях образовательной организации.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.

7.4.2. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере высшего профессионального образования для реализации программ бакалавриата по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти с учетом наличия лабораторного оборудования и/или использования специализированных материальных запасов; необходимости организации стационарных практик.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Редакция от 10.04.2019

Начальная версия от 07.10.2016