Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 16.09.2016
Номер документа: 941
Дата государственной регистрации: 05.10.2016
Регистрационный номер: 1604
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»)
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена правотворческим органом ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1604
от «05» октября 2016 г.
(утратил силу с 31.01.2022 – приказ Министерства образования и науки ДНР от 28.12.2021 № 192-НП)
С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.03 «Управление персоналом» (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1604
от «05» октября 2016 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.03 Управление персоналом (КВАЛИФИКАЦИЯ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР», «ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР»)
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования – программ бакалавриата по направлению подготовки 38.03.03 Управление персоналом (далее – образовательная программа бакалавриата), по итогам освоения которых присваивается квалификация «академический бакалавр» (далее – образовательной программы с присвоением квалификации «академический бакалавр»), и к программам бакалавриата, по итогам освоения которых присваивается квалификация «прикладной бакалавр» (далее – образовательной программы с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»).
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; образовательные организации и в случаях, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «Об образовании», организации, осуществляющие обучение, а также физических лиц-предпринимателей.
Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом государственной исполнительной власти.
II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование
ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ОК – общекультурные компетенции;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.1. Получение образования по образовательной программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования (далее – организация).
3.2. Настоящий государственный образовательный стандарт является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку бакалавров данного направления.
3.3. Лицо имеет право осваивать уровень образования бакалавриата при условии наличия у него среднего общего образования, а также среднего профессионального образования.
3.4. Обучение по образовательным программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.
Обучение по образовательным программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в организациях осуществляется в очной форме обучения.
Обучение в очно-заочной или заочной формах допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе бакалавриата по месту работы обучающегося.
Объем образовательной программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее – з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации образовательной программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации образовательной программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.
3.5. Нормативный срок обучения по образовательной программы бакалавриата:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем образовательной программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на один год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения на основании решения ученого совета организации.
Срок получения образования и объем образовательной программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, по очно-заочной или заочной формам обучения определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями срок обучения может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.
Объем образовательной программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
3.6. Образовательная деятельность по образовательной программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено нормативным актом организации.
3.7. При реализации образовательной программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.8. Реализация образовательной программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.
3.9. Подготовка по образовательной программе бакалавриата должна осуществляться на основе сближения академического обучения и профессиональной деятельности, создания условий для проведения всех видов практик.
3.10. Организация должна гарантировать высокое качество подготовки как основное условие для успешного трудоустройства бакалавров данного направления.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
4.1. Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр» включает:
службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, инвестиционной, туристической и других сферах деятельности;
службы управления персоналом государственных и местных органов управления;
службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства, аутсорсинговые и рекрутинговые организации, тренинг–центры;
организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите;
академические и ведомственные научно-исследовательские организации;
учреждения системы высшего и дополнительного профессионального образования.
профессиональные организации.
Область профессиональной деятельности бакалавров, освоивших образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» включает:
службы управления персоналом организаций любой организационно-правовой формы в промышленности, торговле, на транспорте, в банковской, страховой, инвестиционной, туристической и других сферах деятельности;
службы управления персоналом государственных и местных органов управления;
службы занятости и социальной защиты населения регионов и городов, кадровые агентства, аутсорсинговые и рекрутинговые организации, тренинг–центры;
организации, специализирующиеся на управленческом и кадровом консалтинге и аудите;
профессиональные организации.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются:
разработка философии, концепции, кадровой политики и стратегии управления персоналом;
кадровое планирование и маркетинг персонала;
мониторинг и оценка конкурентоспособности человеческих ресурсов на рынке труда;
найм, оценка, аудит, контроллинг и учет персонала;
социализация, профориентация, адаптация и аттестация персонала;
управление трудовым потенциалом и интеллектуальным капиталом персонала;
управление этическими нормами поведения, корпоративной культурой, конфликтами и стрессами;
управление занятостью;
организация, нормирование, регламентация, безопасность, условия и дисциплина труда;
развитие персонала: обучение, в том числе повышение квалификации и профессиональная переподготовка, стажировка, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением, управление кадровым резервом;
мотивация трудовой деятельности и стимулирование труда, разработка программ повышения лояльности персонала;
социальное развитие персонала;
социально-трудовые отношения;
работа с высвобождающимся персоналом;
организационное проектирование, формирование и развитие системы управления персоналом, в том числе ее организационной структуры;
кадровое, нормативно-методическое, делопроизводственное, правовое и информационное обеспечение системы управления персоналом;
статистический анализ спроса и предложения на рынке труда, цены рабочей силы, определение, оценка и методы расчета емкости рынка труда;
оценка и бюджетирование затрат на персонал, а также оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом;
экономический анализ и планирование показателей по труду;
управленческий и кадровый консалтинг.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся бакалавры, освоившие образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр»:
организационно-управленческая и экономическая;
информационно-аналитическая;
социально-психологическая;
проектная.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся бакалавры, освоившие образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:
организационная;
экономическая;
информационно-аналитическая;
проектная.
При разработке и реализации образовательной программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Бакалавр, освоивший образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
организационно-управленческая и экономическая деятельность:
коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;
руководство профессиональной деятельностью на основе исторического и культурного наследия государства;
разработка кадровой политики и стратегии управления персоналом;
планирование кадровой работы и маркетинг персонала;
организация мониторинга и оценки конкурентоспособности человеческих ресурсов на рынке труда;
кадровый аудит, планирование и контроллинг;
обеспечение организации специалистами требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
деловая оценка и аттестация персонала;
совершенствование методов экономики труда, организации труда и рабочего места, разработка и внедрение норм труда, планирование и использование рабочего времени;
участие в разработке стратегии профессионального развития персонала, организация профессиональной ориентации, трудовой, профессиональной и социальной адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию;
организация и контроль профессиональной подготовки и переподготовки персонала, повышения квалификации и стажировки персонала, организация работы по оценке и управлению трудовой карьерой, формированию резерва, аттестации персонала;
организация применения методов мотивации и стимулирования труда, деятельность по оценке уровня лояльности персонала и организация ее повышения;
анализ и планирование затрат на оплату труда, в том числе проектирование форм и систем оплаты труда, оценка эффективности формирования и использования фонда оплаты труда;
экономический анализ и планирование показателей по труду, в том числе оценка результатов и эффективности труда, анализ состава и движения кадров, поиск резервов роста производительности и эффективности труда;
оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
разработка управленческой и кадровой документации, локальных нормативных актов, касающихся социально-трудовых отношений и организации труда, оптимизация документооборота;
участие в обеспечении безопасных условий труда, экономической и информационной безопасности, соблюдении требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда.
информационно-аналитическая деятельность:
исследование общих философских проблем науки и техники;
статистический анализ спроса и предложения на рынке труда, цены рабочей силы, тенденций развития внутреннего и внешнего рынков труда;
прогнозирование и определение потребности в персонале;
анализ трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника;
изучение профессиональных, деловых и личностных качеств работников с целью рационального их использования;
анализ специфических и рыночных рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом;
оценка и бюджетирование затрат на персонал;
анализ системы и процессов управления персоналом организации;
использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом.
социально-психологическая деятельность:
осуществление социальной работы с персоналом;
анализ социальных процессов и отношений в организации, организация и проведение мониторинга социально-трудовой сферы;
участие в разработке и внедрении планов социального развития организации;
формирование трудового коллектива (групповые и межличностные взаимоотношения, морально-психологический климат);
профилактика и разрешение трудовых споров и конфликтов в коллективе;
управление этикой деловых отношений, конфликтами и стрессами;
регулирование и оптимизация социально-трудовых отношений.
проектная деятельность:
применение современных методов управления персоналом;
участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);
разработка и использование инноваций в сфере управления персоналом;
оценка экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом;
разработка и участие в реализации программы организационных изменений в области решения задач управления персоналом;
участие в процессах планирования и оптимизации структуры персонала организации.
Бакалавр, освоивший образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи:
организационная деятельность:
коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;
руководство профессиональной деятельностью на основе исторического и культурного наследия государства;
участие в обеспечении организации специалистами требуемой квалификации, необходимого уровня и направленности подготовки;
деловая оценка и аттестация персонала;
участие в разработке стратегии профессионального развития персонала;
организация профессиональной ориентации и трудовой адаптации молодых специалистов, деятельность по их закреплению и рациональному использованию;
участие в разработке управленческой и кадровой документации, локальных нормативных актов, касающихся социально-трудовых отношений и организации труда, оптимизация документооборота;
участие в обеспечении безопасных условий труда, соблюдении требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда;
применение законов о труде, иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений.
экономическая деятельность:
участие в разработке кадровой политики и стратегии управления персоналом;
планирование кадровой работы и маркетинг персонала;
организация мониторинга и оценки конкурентоспособности человеческих ресурсов на рынке труда;
применение методов экономики труда, организации труда и рабочего места, внедрение норм труда, планирование и использование рабочего времени;
мотивация и стимулирование труда персонала, в том числе оплата труда;
экономический анализ и планирование показателей по труду, в том числе оценка результатов и эффективности труда, анализ состава и движения кадров, поиск резервов роста производительности труда;
оценка экономической и социальной эффективности управления персоналом;
анализ трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника.
организация и проведение мониторинга социально-трудовой сферы, составление и реализация планов социального развития организации;
информационно-аналитическая деятельность:
исследование общих философских проблем науки и техники;
статистический анализ спроса и предложения на рынке труда, цены рабочей силы, тенденций развития внутреннего и внешнего рынков труда;
прогнозирование и определение потребности в персонале;
анализ специфических и рыночных рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом;
оценка и бюджетирование затрат на персонал;
диагностика, прогнозирование и предупреждение трудовых конфликтов и стрессов в организации;
исследование состояния организационной культуры, удовлетворенности персонала работой в организации;
анализ социальных процессов и отношений в организации;
использование автоматизированных информационных технологий управления персоналом.
проектная деятельность:
применение современных методов управления персоналом;
участие в разработке, обосновании и внедрении проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом и организации в целом (в том числе в кризисных ситуациях);
разработка и участие в реализации программы организационных изменений в области решения задач управления персоналом.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
5.1. В результате освоения образовательной программы бакалавриата у обучающегося должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.
5.2. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями:
способностью формировать мировоззренческую позицию на основе владения философскими знаниями (ОК-1);
способностью осуществлять оценку и анализ основных этапов и закономерностей исторического развития общества и формировать на этой основе гражданскую позицию (ОК-2);
способностью применять основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);
способностью применять основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);
способностью к коммуникации в устной и письменной формах на государственных и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);
способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия, историческое наследие государства (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию, саморазвитию и самореализации, использованию творческого потенциала в условиях динамично меняющейся глобальной среды (ОК-7);
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, обобщению, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8);
способностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-9);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-10);
способностью создавать условия для полноценной социальной и профессиональной деятельности на основе применения методов и средств физической культуры (ОК-11);
способностью выполнять свои обязанности по профессиональной деятельности с учетом задач по охране труда и гражданской обороне в условиях изменчивости процессов исследования (ОК-12);
5.3. Бакалавр, освоивший образовательную программу бакалавриата должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:
знанием основ современного философского мировоззрения и концепций управления персоналом, сущности и задач, закономерностей, принципов и методов управления персоналом; умением применять теоретические положения в практике управления персоналом организации (ОПК-1);
знанием нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, содержащих нормы трудового права, процедуры приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала и иных нормативно-правовых актов социально-трудовой сферы для решения правовых вопросов трудовых отношений (ОПК-2);
знанием содержания основных разделов Социального права, Миграционного права, касающихся социально-трудовой сферы, содержания основных документов Международного трудового права (Конвенции МОТ и др.) (ОПК-3);
навыками работы с внешними организациями (Министерствами, фондами социального страхования Донецкой Народной Республики, кадровыми агентствами, службами занятости населения и др.) (ОПК-4);
способностью анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации (ОПК-5);
способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; культурой мышления; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения (ОПК-6);
готовностью к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других (ОПК-7);
способностью анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, умением использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты (ОПК-8);
способностью осуществлять деловое общение (проведение совещаний, публичные выступления, переговоры, деловая переписка) (ОПК-9);
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-10).
5.4. Бакалавр, освоивший образовательную программу с присвоением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована образовательную программа бакалавриата:
организационно-управленческая и экономическая деятельность:
знанием основ кадровой политики организации, основ разработки и реализации концепции управления персоналом, формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации и отдельного работника, основ стратегического управления персоналом, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умением применять их на практике (ПК-1);
знанием методов проведения мониторинга и оценки конкурентоспособности человеческих ресурсов на рынке труда, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала, кадрового аудита, планирования и контроллинга и умением применять их на практике (ПК-2);
знанием основ найма персонала, разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала в соответствии со стратегическими планами организации, умением разрабатывать программы и процедуры профессионального подбора и отбора кандидатов на вакантные должности, применять технологии текущей деловой оценки и аттестации персонала, навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала (ПК-3);
знанием основ экономики труда, организации труда и рабочего места, разработки и внедрения норм труда, планирования и использования рабочего времени, навыками проведения анализа работ и рабочих мест, оптимизации норм труда, способностью эффективной организации групповой работы на основе знаний процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умением применять их на практике (ПК-4);
знанием и умением применять на практике основы управления трудовой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, разработки стратегии профессионального развития персонала, программ профориентации, трудовой, профессиональной и социальной адаптации персонала, видов, форм и методов обучения персонала, профессиональной подготовки и переподготовки, повышения квалификации и стажировки персонала, организации работы с кадровым резервом (ПК-5);
знанием принципов, основ формирования системы мотивации и стимулирования труда, разработки программ повышения лояльности персонала, в том числе навыками анализа и планирования затрат на оплату труда, проектирования форм и систем оплаты труда, формирования и использования фонда оплаты труда, применения дисциплинарных взысканий, навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умением применять их на практике (ПК-6);
навыками анализа и планирования экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности организации и показателей по труду, в том числе оценки результатов и эффективности труда, анализа состава и движения кадров, а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению (ПК-7);
знанием основ разработки, внедрения управленческой и кадровой документации, оптимизации документооборота, схем функциональных взаимосвязей между подразделениями, навыками разработки и внедрения организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся социально-трудовых отношений и организации труда (ПК-8);
навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха, а также технологиями управления безопасностью труда персонала, знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала (ПК-9);
информационно-аналитическая деятельность:
навыками анализа и мониторинга спроса и предложения на рынке труда, цены рабочей силы, тенденций развития внутреннего и внешнего рынков труда, расчета системы показателей статистики рынка труда и умением применять их на практике (ПК-10);
навыками анализа и мониторинга конкурентоспособности организации в области подбора и привлечения персонала (ПК-11);
умением производить расчеты численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации, рассчитывать дополнительную потребность в персонале различных профессионально-квалификационных групп, навыками, сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации (ПК-12);
знанием методов анализа трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, изучения профессиональных, деловых и личностных качеств работников и умением применять их на практике (ПК-13);
умением проводить анализ специфических и рыночных рисков, которые связаны с деятельностью по реализации функций управления персоналом, использовать его результаты для принятия управленческих решений (ПК-14);
знанием основ подготовки, организации и проведения исследований удовлетворенности персонала работой в организации, умением применять на практике методы оценки эффективности системы мотивации труда, материального и нематериального стимулирования в организации (ПК-15);
способностью формировать бюджет затрат на персонал, контролировать его исполнение, навыками контроля за использованием рабочего времени (ПК-16);
знанием основ разработки и внедрения профессиональных, в том числе корпоративных стандартов и правил поведения в области управления персоналом, проектировать мероприятия по формированию и развитию организационной культуры, умением составлять описания и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (карты компетенций, должностные инструкции, положения о подразделениях) (ПК-17);
способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы, применением программных средств обработки деловой информации, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами (ПК-18);
социально-психологическая деятельность:
способностью целенаправленно и эффективно реализовывать современные технологии социальной работы с персоналом, навыками анализа и диагностики состояния социально-трудовой сферы организации, составления и реализации планов (программ) социального развития с учетом фактического состояния социальной сферы, экономического состояния и общих целей развития организации (ПК-19);
способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат), умение применять инструменты прикладной социологии в формировании и воспитании трудового коллектива (ПК-20);
знанием основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации, умением применять современные методы преодоления сопротивления персонала организационным изменениям в организации (ПК-21);
умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации, а также навыками диагностики организационной культуры и умением применять их на практике (ПК-22);
навыками самоуправления и самостоятельного обучения и готовностью транслировать их своим коллегам (ПК-23);
знанием основ регулирования и оптимизации социально-трудовых отношений, принципов социального партнерства в сфере труда (ПК-24);
проектная деятельность:
знанием основ организационного проектирования системы и технологии управления персоналом (в том числе с использованием функционально-стоимостного анализа), умением применять методы построения функциональных и организационных структур управления организацией и ее персоналом исходя из целей организации, умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-25);
знанием основ разработки и использования инноваций в сфере управления персоналом, способностью вносить вклад в планирование, создание и реализацию инновационных проектов в области управления персоналом (ПК-26);
умением применять методики проведения оценки экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала (ПК-27);
навыками разработки и участия в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в области решения задач управления персоналом, знанием технологии преодоления локального сопротивления изменениям и умением использовать их на практике (ПК-28);
навыками организации и ведения взаимодействия по кадровым вопросам с профсоюзами, другими общественными организациями и трудовым коллективом (ПК-29).
Бакалавр, освоивший образовательную программу с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата:
организационная деятельность:
знанием и умением применять на практике методы профессионального подбора и отбора кандидатов на вакантные должности (ППК-1);
умением применять технологии текущей деловой оценки персонала и навыками проведения аттестации, а также других видов текущей деловой оценки различных категорий персонала, навыками получения обратной связи по результатам текущей деловой оценки персонала (ППК-2);
навыками разработки и внедрения программ профессиональной ориентации, трудовой адаптации, обучения персонала, разработки стратегии профессионального развития персонала и умением применять их на практике (ППК-3);
знанием основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающей документации, навыками разработки и внедрения организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся социально-трудовых отношений и организации труда (ППК-4);
навыками оформления результатов контроля за трудовой и исполнительской дисциплиной (документов о поощрениях и взысканиях) и умением применять их на практике (ППК-5).
знанием основ эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также навыками управления безопасностью труда персонала, знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии (ППК-6);
умением вести кадровое делопроизводство и организовывать архивное хранение кадровых документов в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, знанием основ кадровой статистики; навыками по обеспечению защиты персональных данных сотрудников (ППК-7).
экономическая деятельность:
способностью принимать участие в разработке и реализации кадровой политики и стратегии управления персоналом (ППК-8);
знанием методов проведения мониторинга и оценки конкурентоспособности человеческих ресурсов на рынке труда, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала (ППК-9);
знанием основ экономики труда, организации труда и рабочего места, внедрения норм труда, планирования и использования рабочего времени, навыками проведения анализа работ и рабочих мест, оптимизации норм труда и умением применять их на практике (ППК-10);
умением применять на практике методы оценки эффективности системы мотивации труда, материального и нематериального стимулирования в организации, в том числе и заработной платы (ППК-11);
навыками анализа и планирования экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности организации и показателей по труду, в том числе оценки результатов и эффективности труда, анализа состава и движения кадров, а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике (ППК-12);
навыками организации проведения мониторинга социально-трудовой сферы, способностью принимать участие в составлении и реализации планов социального развития с учетом фактического состояния социально-трудовой сферы, экономического состояния и общих целей развития организации (ППК-13);
знанием методов оценки трудового потенциала и интеллектуального капитала персонала и организации в целом, а также экономической и социальной эффективности инвестиционных проектов в области управления персоналом при различных схемах и условиях инвестирования и финансирования программ развития персонала и умением применять их на практике (ППК-14);
информационно-аналитическая деятельность:
навыками анализа и мониторинга спроса и предложения на рынке труда, цены рабочей силы, тенденций развития внутреннего и внешнего рынков труда, расчета системы показателей статистики рынка труда и умением применять их на практике (ППК-15);
умением проводить мониторинг конкурентоспособности организации в области подбора и привлечения персонала и умением применять их на практике (ППК-16);
умением производить расчеты численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации, рассчитывать дополнительную потребность в персонале различных профессионально-квалификационных групп, навыками, сбора информации для анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на эффективность деятельности персонала организации (ПК-17);
умением проводить анализ специфических рисков, связанных с деятельностью по реализации функций управления персоналом (ППК-18);
способностью формировать бюджет затрат на персонал, контролировать его исполнение, навыками контроля за использованием рабочего времени (ППК-19);
умением формулировать и распределять функции и функциональные обязанности сотрудников, а также функции подразделений разного уровня (ППК-20);
навыками диагностики, прогнозирования и предупреждения трудовых конфликтов и стрессов в организации и умением применять их на практике (ППК-21);
знанием и умением применять в практической деятельности основы проведения исследований состояния организационной культуры, удовлетворенности персонала работой в организации (ППК-22);
способностью обработки деловой информации с помощью методов и средств программирования, навыками работы со специализированными кадровыми компьютерными программами (ППК-23);
проектная деятельность:
способностью осуществлять функциональное и организационное проектирование и построение структур управления организацией и ее персоналом на основе целей организации, в том числе с использованием функционально-стоимостного анализа; умением осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ППК-24);
готовностью к разработке процедур, методов контроля и оценки деятельности персонала организации, умением планировать, разрабатывать и реализовывать проекты в области управления персоналом (ППК-25);
способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом (ППК-26).
5.5. При разработке образовательной программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения образовательной программы бакалавриата.
5.6. При разработке образовательной программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций бакалавров с учетом направленности образовательной программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке образовательной программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Структура образовательной программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации образовательных программ бакалавриата, имеющих различные профили образования в рамках одного направления подготовки (далее – профиль образовательной программы).
6.2. Образовательная программа бакалавриата состоит из следующих блоков (Приложение):
Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы бакалавриата, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок 2 «Практики», который включает практики, относящиеся к базовой части образовательной программы бакалавриата, и практики, относящиеся к ее вариативной части.
Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части образовательной программы бакалавриата и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки высшего профессионального образования, утверждаемом Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части образовательной программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от профиля программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части образовательной программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части образовательной программы бакалавриата, практики (в том числе НИР) определяют профиль образовательной программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и Блока 2 «Практики» образовательных программ академического или прикладного бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся профиля образовательной программы набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части образовательной программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля образовательной программы, в объеме, установленном данным ГОС ВПО. После выбора обучающимся профиля образовательной программы, набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.
6.6. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная практики, в том числе практика по подготовке выпускной квалификационной работы.
Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:
учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
производственная практика – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе экономическая практика, педагогическая практика); научно-исследовательская работа (НИР).
Для бакалавра, освоившего образовательную программу бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:
учебная практика – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков;
производственная практика – экономическая практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности; НИР.
Проведение учебной и производственной практик осуществляется стационарным способом.
При разработке образовательных программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в образовательной программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Для лиц с ограниченными возможностями выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.
6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы бакалавра, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).
6.8. При разработке образовательной программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для образовательных программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для образовательных программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».
6.10. Результаты освоения программы магистратуры оцениваются по государственной шкале, бальной шкале и шкале ECTS и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, индивидуальный учебный план студента.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА
7.1. Общесистемные требования к реализации образовательной программы бакалавриата.
7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, а также обеспечивающей организацию учебного процесса по всем видам работ учебного плана.
7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики.
7.1.3. В случае реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации образовательной программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме.
7.1.4. В случае реализации образовательной программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации образовательной программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству.
7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.1.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации образовательной программы бакалавриата в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, включенных в индексы цитирования Web of Science или Scopus, или не менее 20 в других журналах с индексом научного цитирования.
7.1.8. В организации, реализующей образовательные программы бакалавриата, среднегодовой объем финансирования научных исследований на одного научно-педагогического работника (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должен составлять величину не менее чем величина аналогичного показателя мониторинга системы образования, утверждаемого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.
7.2. Требования к кадровым условиям реализации образовательной программы бакалавриата.
7.2.1. Реализация образовательной программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.
7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.
7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих образовательную программу бакалавриата, должна быть не менее:
70 процентов для программы академического бакалавриата;
60 процентов для программы прикладного бакалавриата.
7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой образовательной программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих образовательной программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.
7.2.5. Общее руководство научным содержанием образовательной программы бакалавриата должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на конференциях различного уровня, а также осуществляющим научно-исследовательские проекты (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки.
7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению образовательных программ бакалавриата.
7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий, выполнения курсовых работ, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы студентов и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.
Для проведения учебных занятий помещения должны быть оснащены демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам учебных дисциплин (модулей).
Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.
В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.
7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.
7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.
7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.3.6. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы бакалавриата в сетевой форме.
7.3.7. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации образовательных программ бакалавриата на созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях организации должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения организации и созданных в установленном порядке на предприятиях (в организациях) кафедрах или иных структурных подразделениях организации.
7.4. Требования к финансовым условиям реализации образовательных программ бакалавриата.
7.4.1. Финансовое обеспечение реализации образовательной программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.
7.4.2. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере высшего профессионального образования для реализации программ бакалавриата по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти с учетом следующих параметров.
Отменяется на основании: Приказ №192-НП от 28.12.2021