watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 25.12.2015

Номер документа: 947

Дата государственной регистрации: 02.02.2016

Регистрационный номер: 966

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (квалификация «Специалист»)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики mondnr.ru

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

25.12.2015
№947
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 966
от   «02» февраля 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (квалификация «Специалист»)

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II  Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322).

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность (квалификация «Специалист»).

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 966
от   «02» февраля 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 20.05.01 ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (КВАЛИФИКАЦИЯ «СПЕЦИАЛИСТ»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ специалитета по специальности 20.05.01 Пожарная безопасность  (далее соответственно – программа специалитета).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ  СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

ВПО высшее профессиональное образование;
ОК общекультурные компетенции;
ОПК общепрофессиональные компетенции;
ПК профессиональные компетенции;
ПСК профессионально-специализированные компетенции;
ГОС ВGО

 

сетевая форма

 

 

государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

сетевая форма реализации образовательных программ

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Высшее профессиональное образование по программам специалитета в рамках специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» может быть получено только в образовательных организациях высшего образования Донецкой народной республики.

3.2. Обучение по программам специалитета по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

3.3. Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (з.е.) вне зависимости от формы обучения и применяемых образовательных технологиq, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.4. Срок получения образования по программе специалитета для очной формы обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.

3.5. Срок получения образования по программе специалитета, реализуемой в очно-заочной и заочной формах обучения, независимо от применяемых образовательных технологий,  может быть увеличен не более чем на 1 год (по усмотрению образовательной организации) по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Объем программы специалитета при очно-заочной и заочной формах обучения, реализуемый за один учебный год, определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом годовой объем программы не должен превышать 75 з.е.

3.6. Срок получения образования по программе специалитета при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения.

Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения не может составлять более 75  з.е.

3.7. В образовательных организациях государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка срок обучения по программам специалитета составляет 5 лет. При этом объем образовательной программы не изменяется, а трудоемкость одного года обучения независимо от формы обучения должна составлять не более 60 з.е.

3.8. Образовательная организация устанавливает специализации программ специалитета в рамках данной специальности самостоятельно.

3.9. При реализации программ специалитета по данной специальности могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

По данной специальности не допускается реализация программ специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

3.10. Реализация программ специалитета по данной специальности возможна в сетевой форме.

3.11. Реализация программ специалитета по данной специальности осуществляется на государственном языке Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальными нормативными актами организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ специалитета включает совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении, направленном на создание, применение систем и средств обеспечения пожарной безопасности, профилактику, предупреждение и тушение пожаров, минимизацию техногенного воздействия на природную среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программ специалитета являются:

– общие принципы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты;

– опасности среды обитания, связанные с деятельностью человека; опасности среды обитания, связанные с опасными природными явлениями; опасные технологические процессы и производства;

– методы оценки и способы снижения пожарных рисков; методы и средства защиты человека и среды обитания от опасностей; правила нормирования опасностей и их воздействия на окружающую природную среду;

– управленческие процессы, обеспечивающие достижение цели систем обеспечения пожарной безопасности;

– методы, средства и силы спасения человека и имущества при чрезвычайных ситуациях (ЧС);

– системы обеспечения пожарной безопасности объектов защиты; процессы технического регулирования в области обеспечения пожарной безопасности;

– средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых систем обеспечения пожарной безопасности.

4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ специалитета:

проектно-конструкторская;

сервисно-эксплуатационная;

производственно-технологическая;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская.

При разработке и реализации программ специалитета образовательная организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательского и материально-технического ресурса образовательной организации.

4.3. Выпускник программ специалитета в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

проектно-конструкторская деятельность:

– выбор и расчет основных параметров средств защиты человека и окружающей среды применительно к конкретным условиям на основе известных методов и систем;

– разработка систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

– разработка оптимальных систем защиты производственных технологий с целью снижения воздействия негативных факторов на человека и окружающую среду;

– проведение экономической оценки разрабатываемых систем противопожарной защиты или предложенных технических решений;

– разработка организационно-управленческой и оперативно-тактической документации в подразделениях;

сервисно-эксплуатационная деятельность:

– эксплуатация средств противопожарной защиты и систем контроля пожарной безопасности;

– эксплуатация пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники, оборудования, снаряжения и средств связи;

– контроль текущего состояния используемых средств противопожарной защиты, принятие решения по их замене (регенерации);

– проведения защитных мероприятий и ликвидация последствий аварий;

производственно-технологическая деятельность:

– освоение конструкций и технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, умение практической работы на основной пожарной и аварийно-спасательной технике;

– организация рабочих мест, их техническое оснащение с размещением технологического оборудования;

– обслуживание технологического оборудования систем пожарной безопасности;

– контроль соблюдения пожарной безопасности при проведении работ;

– разработка инструкций по эксплуатации оборудования в соответствии с принятыми требованиями;

– обслуживание технического оборудования систем пожарной безопасности;

– составление заявок на оборудование и запасные части, подготовка технической документации на его ремонт и (или) списание, организация и контроль мероприятий по ремонту пожарной, аварийно-спасательной и приспособленной техники и оборудования;

– составление организационно-распорядительных документов по эксплуатации оборудования в соответствии с принятыми требованиями;

организационно-управленческая деятельность:

– организация деятельности по созданию систем обеспечения пожарной безопасности на уровне предприятия, территориально-производственных комплексов и регионов, а также деятельности предприятий и региона в условиях ЧС;

– организация деятельности надзорных органов и судебно-экспертных учреждений МЧС Донецкой Народной Республики;

– организация работы малых коллективов исполнителей;

– участие в работе государственных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами обеспечения пожарной безопасности;

– осуществление взаимодействия с государственными органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

– участие в решении вопросов рационального размещения новых производств с учетом минимизации неблагоприятного воздействия на среду обитания;

– расчет технико-экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение пожарной безопасности производства и затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф для принятия обоснованных экономических решений;

– участие в разработке социально-экономических программ развития города, района, региона и их реализация;

– осуществление взаимодействия с государственными органами исполнительной власти по вопросам обеспечения экологической, производственной, пожарной, промышленной безопасности, безопасности в чрезвычайных ситуациях;

– разработка организационно-технических мероприятий в области пожарной безопасности и их реализация, организация и внедрение современных систем управления техногенным и профессиональным рисками на предприятиях и в организациях;

– организация и проведение тренировок на тренажерах, учебно-тренировочных комплексах, полигонах;

– проведение экспертизы оперативно-тактической обстановки и принятие управленческих решений на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

– организация оперативно-тактических действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ;

– организация и проведение теоретической и практической подготовки по видам и формам профессиональной деятельности к действиям в условиях пожара и проведении аварийно-спасательных работ;

– расчет тактических возможностей пожарных подразделений на основных пожарных автомобилях;

– документационное обеспечение управления в области пожарной безопасности;

– организация и проведение теоретической и практической подготовки подразделений Государственной пожарной службы (ГПС) Донецкой Народной Республики по выполнению мероприятий гражданской обороны (ГО) и защите населения и территории к действиям в ЧС;

научно-исследовательская деятельность:

– инженерно-конструкторское и авторское сопровождение научных исследований и техническая реализация инновационных разработок в области пожарной безопасности;

– анализ патентной информации, сбор и систематизация научной информации по различным направлениям систем обеспечения пожарной безопасности;

– составление технической документации и подготовка отчетности по установленным формам;

– проведение информационного поиска по заданной теме;

– проведение научных исследований в отдельных областях, связанных с обеспечением пожарной безопасности и защиты от чрезвычайных ситуаций;

– развитие науки и техники в области обеспечения пожарной безопасности;

экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:

– научное сопровождение экспертизы соответствия новых проектных решений и разработок требованиям обеспечения пожарной безопасности, участие в разработке разделов технических регламентов и их нормативно-правовом сопровождении;

– проведение мониторинга пожарной безопасности, в том числе регионального и глобального, составление краткосрочного и долгосрочного прогноза развития ситуации на основании полученных данных;

– участие в аудиторских работах по вопросам обеспечения производственной, промышленной и пожарной безопасности объектов экономики;

– осуществление государственного и ведомственного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности, проведение профилактических работ, направленных на снижение негативного воздействия на человека и среду обитания;

– проведение нормативно-правовой и нормативно-технической оценки эффективности тушения пожаров передвижной пожарной техникой на различных объектах;

– участие в качестве технического эксперта в коммерческой реализации и закупке систем противопожарной защиты, новых проектных и конструкторских разработок;

– проведение экспертизы пожарной безопасности технических проектов, производств, промышленных предприятий и производственно-территориальных комплексов;

– установление требований пожарной безопасности в рамках нормативного правового регулирования в области пожарной безопасности;

– мониторинг правоприменения требований пожарной безопасности;

– проведение проверок выполнения требований пожарной безопасности органами власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами;

– осуществление органами и должностными лицами государственного пожарного надзора деятельности по применению мер административного воздействия;

– организация и осуществление лицензирования и оценки соответствия в области пожарной безопасности;

– информационно-методическом обеспечение надзорной деятельности;

– взаимодействие органов государственного пожарного надзора с другими надзорными органами;

– экспертиза и оценка деятельности организаций, осуществляющих независимую оценку пожарных рисков (аудит пожарной безопасности);

– организация производства дознания по делам о пожарах;

– организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках уголовного судопроизводства;

организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках гражданского судопроизводства;

– организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках арбитражного судопроизводства;

– организация и производство судебных пожарно-технических экспертиз в рамках административного судопроизводства;

– осуществление государственного пожарного надзора за объектами с адресными системами обеспечения пожарной безопасности малого и среднего предпринимательства, объектами муниципальной собственности и объектами, в отношении которых проводится независимая оценка пожарного риска;

– организация и осуществление лицензирования и подтверждения соответствия в области пожарной безопасности;

– организация и осуществление надзорными органами и должностными лицами МЧС Донецкой Народной Республики административно-процессуальной деятельности;

– организация и осуществление надзорными органами и должностными лицами государственного пожарного надзора административно-правовой деятельности в области пожарной безопасности в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;

– организация и осуществление органами и должностными лицами государственного пожарного надзора деятельности, предусмотренной действующим уголовно-процессуальным законодательством, по делам о пожарах.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы  специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные,  общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции (при наличии специализации).

5.2. Выпускник программы специалитета должен обладать  следующими общекультурными  компетенциями (ОК):

– способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

– способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-2);

– способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции     (ОК-3);

– способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

– способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-5);

– готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-6);

– готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-7);

– способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

– способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник программы специалитета должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

– способностью решать задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

– готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском, украинском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-2);

– готовностью руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-3).

5.4. Выпускник программы специалитета должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

проектно-конструкторская деятельность:

– способностью применять методику анализа пожарной опасности технологических процессов производств и предлагать способы обеспечения пожарной безопасности (ПК-1);

– способностью проводить оценку соответствия технологических процессов производств требованиям нормативных правовых актов и норматив­ных документов по пожарной безопасности (ПК-2);

– способностью определять расчетные величины пожарного риска на производственных объектах и предлагать способы его снижения (ПК-3);

– способностью применять методы расчета основных параметров систем обеспечения пожарной безопасности технологических процессов (ПК-4);

– способностью определять категории помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности (ПК-5);

– способностью вносить изменения в технологическую документацию с целью оптимизации системы обеспечения пожарной безопасности в рамках профессиональной деятельности (ПК-6);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

– способностью организовывать эксплуатацию пожарной, аварийно-спасательной техники, оборудования, снаряжения и средств связи (ПК-7);

– знанием основных закономерностей процессов возникновения горения и взрыва, распространения и прекращения горения на пожарах, особенностей динамики пожаров, механизмов действия, номенклатуры и способов применения огнетушащих составов, экологических характеристик горючих материалов и огнетушащих составов на разных стадиях развития пожара (ПК-8);

– готовностью участвовать в техническом совершенствовании принципов построения, внедрения и практического использования автоматизированной системы оперативного управления пожарно-спасательными формированиями, применении и эксплуатации технических средств производственной и пожарной автоматики (ПК-9);

– знанием методов и способов контроля систем производственной и пожарной автоматики (ПК-10);

– способностью использовать инженерные знания для организации рациональной эксплуатации пожарной и аварийно-спасательной техники (ПК-11);

– знанием основных норм правового регулирования в области пожарной безопасности(ПК-12);

– знанием особенностей подготовки технологического оборудования с пожаровзрывоопасными средами к проведению регламентных и аварийно- ремонтных работ (ПК-13);

производственно-технологическая деятельность:

– способностью осуществлять оценку оперативно-тактической обстановки и принятия управленческого решения на организацию и ведение оперативно-тактических действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (ПК-14);

– способностью разрабатывать оперативно-тактическую документацию (ПК-15);

– знанием документационного обеспечения управления в органах и подразделениях (ПК-16);

– готовностью организовывать тушение пожаров различными методами и способами, осуществлять аварийно-спасательные и другие неотложные работы при ликвидации последствий ЧС (ПК-17);

– знанием конструкции и технических характеристик пожарной и аварийно-спасательной техники, правил ее безопасной эксплуатации и ремонта, умением практической работы на основной пожарной и аварийно-спасательной технике (ПК-18);

– знанием организации пожаротушения, тактических возможностей пожарных подразделений на основных пожарных автомобилях, специальной технике и основных направлений деятельности Государственной противопожарной службы (ГПС) (ПК-19);

– способностью руководить оперативно-тактическими действиями подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и осуществлению аварийно-спасательных работ (ПК-20);

– способностью принимать с учетом норм экологической безопасности основные технические решения, обеспечивающие пожарную безопасность зданий и сооружений, технологических процессов производств, систем отопления и вентиляции, применения электроустановок, воздействия молнии и статического электричества (ПК-21);

– способностью прогнозировать размеры зон воздействия опасных фак­торов при авариях и пожарах на технологических установках (ПК-22);

– способностью прогнозировать поведение технологического оборудования с пожаровзрывоопасными средами в условиях пожара     (ПК-23);

– знанием способов предотвращения аварии и распространения пожара на производственных объектах (ПК-24);

организационно-управленческая деятельность:

– способностью к решению правовых, социальных и кадровых вопросов, связанных с деятельностью пожарно-спасательных подразделений на территориальном уровне (ПК-25);

– способностью организовывать и управлять деятельностью пожарно-спасательных подразделения на уровне территориального гарнизона пожарной охраны (ПК-26);

– знанием элементов порядка функционирования системы обеспечения пожарной безопасности и Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), их основных задач, структуры и системы управления, способностью планирования мероприятий ГО органами управления и подразделений ГПС Донецкой Народной Республики и ввода в действие планов в условиях ЧС (ПК-27);

– способностью координировать деятельность органов местного самоуправления по вопросам пожарной безопасности (ПК-28);

– знанием основ информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности (ПК-29);

– знанием системы документационного обеспечения, учетной документации и управления в подразделениях пожарной охраны (ПК-30);

– способностью осуществлять взаимодействие органов Государственного пожарного надзора (ГПН) с другими надзорными органами (ПК-31);

– способностью возбуждать и проводить административное расследование по делам о нарушениях требований пожарной безопасности (ПК-32);

– способностью организовывать деятельность надзорных органов и судебно-экспертных учреждений МЧС Донецкой Народной Республики (ПК-33);

– способностью осуществлять взаимодействие с государственными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ПК-34);

– способностью принимать участие в решении вопросов рационального размещения новых производственных объектов на основе оценки пожарного риска (ПК-35);

научно-исследовательская деятельность:

– способностью к систематическому изучению научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ПК-36);

– умением подготовить исходные данные для выбора и обоснования научно-технических и организационных решений на основе экономического обоснования мер, направленных на борьбу с пожарами (ПК-37);

– умением моделировать различные технические системы и технологические процессы с применением средств автоматизированного проектирования для решения задач пожарной безопасности (ПК-38);

– умением проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ПК-39);

– способностью к систематическому изучению научно-технической ин­формации, отечественного и зарубежного опыта по вопросам обеспечения пожарной безопасности (ПК-40);

– способностью проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов (ПК-41);

экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская деятельность:

– знанием основных направлений и особенностей осуществления государственного пожарного надзора в современных условиях (ПК-42);

– знанием основ противопожарного нормирования, систематизации и кодификации требований пожарной безопасности, условий и порядка их применения (ПК-43);

– знанием организационно-правовых основ и порядка проведения проверок выполнения требований пожарной безопасности (ПК-44);

– знанием порядка осуществления государственного пожарного надзора на объектах градостроительной деятельности (ПК-45);

– знанием порядка осуществления административно-правовой деятельности органов государственного пожарного надзора (ПК-46);

– знанием принципов информационного обеспечения, противопожарной пропаганды и обучения в области пожарной безопасности (ПК-47);

– знанием основ лицензирования деятельности в области пожарной безопасности и участия органов ГПН в лицензировании других видов деятельности (ПК-48);

– знанием основ противопожарного страхования (ПК-49);

– знанием основ взаимодействия органов ГПН с другими надзорными органами (ПК-50);

– знание основ независимой оценки рисков в области пожарной безопасности (ПК-51);

– способностью проводить проверки выполнения органами власти, органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности (ПК-52);

– способностью оценивать соответствие объектов защиты требованиям пожарной безопасности, в том числе с адресными системами (ПК-53);

– способностью анализировать и оценивать деятельность органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности (ПК-54);

– способностью применять меры административного наказания      (ПК-55);

– способностью оценивать деятельность по организации обучения в области пожарной безопасности и организовывать пожарно-пропагандистскую работу (ПК-56);

– способностью подготавливать материалы для направления их в другие надзорные органы (ПК-57);

– способностью решать инженерные задачи при квалификации нарушений требований пожарной безопасности (ПК-58);

– способностью анализировать и оценивать работу органов государственного пожарного надзора по основным направлениям деятельности (ПК-59);

– способностью составлять документы по результатам проверок  (ПК-60);

– способностью составлять учетной документацию по основным направлениям деятельности органов государственного пожарного надзора (ПК-61);

– способностью информирования по вопросам организации и осуществления государственного пожарного надзора (ПК-62);

– способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-63);

– способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-64);

– способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-65);

– способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов – вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-66);

– знанием в области материального и процессуального права при решении профессиональных типовых задач (ПК-67);

– способностью применять технико-криминалистические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов – вещественных доказательств     (ПК-68);

– способностью участвовать в качестве эксперта, специалиста в следственных и иных процессуальных действиях (ПК-69);

– способностью проводить экспертизу расчетов по оценке пожарного риска на производственных объектах (ПК-70).

5.5. Организация, осуществляющая  образовательную деятельность, разрабатывает  образовательные программы в соответствии с государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.6. При проектировании программы специалитета образовательная организация обязана включить в набор планируемых результатов освоения программы специалитета все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована образовательная программа.

5.7. При проектировании программы специалитета образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом вида (видов) деятельности, на которые ориентирована программа специалитета, и специализации этой программы.

5.8. При проектировании программы специалитета образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.

VI.ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА

6.1. Структура программы специалитета включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)», который включает практики, в полном объеме относится к базовой части программы.

Блок 3 «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы  и завершается присвоением квалификации.

Структура программы специалитета

Структура программы
специалитета
Объем программы специалитета в зачетных единицах
Блок 1 Дисциплины (модули) 264-273
Базовая часть 228-240
Вариативная часть 24-45
Блок 2 Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР) 26-29
Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6-9
Объем программы специалитета 300

6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы специалитета, являются обязательными для освоения обучающимся независимо от специализации программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей) и практик, относящихся к базовой части программы специалитета, образовательная организация определяет самостоятельно в объеме, установленном данным ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности  жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов.

Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования направленности (профиля) программы, в объеме, установленном данным ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 «Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики.

Типы учебной практики:

– по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способы проведения учебной практики:

– стационарная;

– выездная.

Типы производственной практики:

– по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

– научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

– стационарная;

 – выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

6.8. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы (ВКР), включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка и сдача государственного экзамена  (если организация включила  государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. В случае реализации программ специалитета с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение практик и государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

6.10. При проектировании и реализации программ специалитета образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору в объеме не менее 30% от объема вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.11. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ специалитета в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные занятия по дисциплине (модулю) «Прикладная физическая культура»; при реализации обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренного обучения. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программ специалитета

7.2.1. Доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества преподавателей, реализующих программу специалитета.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов:

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 60 процентов.

7.3.Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ специалитета

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для предоставления учебной информации большой  аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы специалитета, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому  и учебно-методическому обеспечению определяются  в примерных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 30-ти экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 15-ти экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ специалитета.

Финансовое обеспечение реализации программы магистратуры должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.