watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 19.09.2016

Номер документа: 947

Дата государственной регистрации: 07.10.2016

Регистрационный номер: 1618

Заголовок документа: Об утверждении Порядка организации и проведения итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ дополнительного профессионального образования – программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки

Действие документа: Действующий

Классификатор: 060.020.150 - Профессиональная подготовка. Повышение квалификации. Переподготовка

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru, 12.10.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

19.09.2016
№947
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1618
от   «07» октября 2016  г.
Об утверждении Порядка организации и проведения итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ дополнительного профессионального образования – программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки

В соответствии с пунктом 5.4 раздела 5 Положения о порядке осуществления дополнительного профессионального образования работников образовательных организаций и научных учреждений, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 2-16 от 27 февраля 2015 г., с целью определения порядка, процедуры и особенностей проведения итоговой аттестации по результатам освоения программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок организации и проведения итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ дополнительного профессионального образования – программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Министра образования и науки Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1618
от   «07» октября 2016  г.

ПОРЯДОК

организации и проведения итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ дополнительного профессионального образования – программам повышения квалификации, профессиональной переподготовки

I. Общие положения

1.1. Настоящий  Порядок организации и проведения итоговой аттестации по результатам освоения образовательных программ дополнительного профессионального образования –  программ  повышения квалификации, профессиональной переподготовки (далее – Порядок) устанавливает процедуру организации и проведения итоговой аттестации организациями, осуществляющими образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования (далее ‑ организация, осуществляющая образовательную деятельность), и имеющими лицензии на осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования повышения квалификации, профессиональной переподготовки (далее – ДПП); определяет  основные функции аттестационных комиссий, критерии оценки освоения слушателями (обучающимися) ДПП,   перечень форм проведения итоговой аттестации, требования к использованию средств обучения, средств связи при проведении итоговой аттестации, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению итоговой аттестации, а также особенности проведения итоговой аттестации для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.2. Итоговая аттестация может проводиться по месту нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее структурного подразделения, осуществляющего образовательную деятельность, или на территории предприятия, образовательной или научной организации, с которыми заключен договор.

1.3. Итоговая аттестация является обязательной для слушателей (обучающихся), завершающих обучение по ДПП.

1.4. Оценка качества освоения ДПП проводится в отношении соответствия результатов освоения программы заявленным целям и планируемым результатам обучения.

1.5. Итоговая аттестация проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дополнительного профессионального образования.

1.6. Формы и виды итоговой аттестации, порядок и (или) правила ее проведения устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, закрепляются в ДПП и доводятся до сведения слушателей (обучающихся) при приеме на обучение по ДПП.

Сроки и условия проведения итоговой аттестации определяются локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.7. В порядке и (или) правилах проведения итоговых аттестаций могут быть установлены:

особенности итоговых аттестаций по программам повышения квалификации и программам профессиональной переподготовки; требования к результатам освоения ДПП;

процедура проведения итоговых аттестаций, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; сроки проведения итоговых аттестаций; формы проведения итоговых аттестаций; требования к итоговым аттестационным (выпускным) работам (при наличии), к их содержанию, объему, структуре и др., требования к иным материалам, представляемым к итоговому экзамену, к защите итоговой аттестационной (выпускной) работы в различных формах (дипломный проект (работа), реферат, инновационный проект и др.);

обязанности и ответственность руководителя итоговой аттестационной (выпускной) работы (при наличии);

порядок рецензирования (получения отзывов и др.) итоговых аттестационных (выпускных) работ (при наличии);

возможность использования печатных материалов, вычислительных и иных технических средств на итоговых экзаменах;

критерии и параметры оценки результатов сдачи итоговых экзаменов и защиты итоговых аттестационных (выпускных) работ;

порядок проведения итоговых аттестаций лицами, которые не проходили итоговые аттестации в установленный срок по уважительной причине;

условия и порядок проведения апелляций и др.

1.8. К итоговой аттестации допускается слушатель (обучающийся), не имеющий задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план (индивидуальный учебный план) по соответствующей ДПП.

1.9. По результатам итоговой аттестации издается локальный нормативный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о выпуске слушателя (обучающегося) и о выдаче документа о квалификации.

1.10. Слушатели (обучающиеся), успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают соответствующие документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке.

1.11. Слушатели (обучающиеся), не прошедшие итоговую аттестацию или получившие на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти повторно итоговую аттестацию в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.12. Слушателям (обучающимся), не прошедшим итоговую аттестацию по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговую аттестацию без отчисления из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В случае, если слушатель (обучающийся) был направлен на обучение предприятием (образовательной или научной организацией), данный вопрос согласовывается с данным предприятием (образовательной или научной организацией).

1.13. Слушателям (обучающимся), не прошедшим итоговую аттестацию или получившим по итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно установленному организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.14. Лица, осваивающие ДПП по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе пройти итоговую аттестацию в этой организации, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с настоящим Порядком.

1.15. По результатам итоговой аттестации по ДПП слушатель (обучающийся) имеет право подать письменное заявление об апелляции по вопросам, связанным с процедурой проведения итоговых аттестаций, не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов итоговой аттестации.

Порядок рассмотрения апелляции, состав и порядок работы апелляционной комиссии устанавливается локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.16. Особенности проведения итоговых аттестаций с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. При проведении итоговых аттестаций с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает идентификацию личности слушателей (обучающихся) и контроль соблюдения требований, установленных локальными нормативными актами.

1.17. Итоговая аттестация по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, проводится с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики о государственной тайне.

1.18. Итоговая аттестация слушателей (обучающихся) осуществляется аттестационной комиссией в количестве не более 5 человек, созданной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя комиссии, секретарь комиссии, члены комиссии.

1.19. Основные функции аттестационных комиссий:

1) комплексная оценка уровня знаний и умений, компетенции слушателей (обучающихся) с учетом целей обучения, вида ДПП, установленных требований к результатам освоения программы;

2) рассмотрение вопросов о предоставлении слушателям (обучающимся) по результатам освоения ДПП права заниматься профессиональной деятельностью в определенной области и (или) присвоении квалификации;

3) определение уровня освоения программ повышения квалификации.

IІ. Итоговая аттестация по результатам освоения программ профессиональной переподготовки

2.1. Итоговая аттестация слушателей (обучающихся) по результатам освоения программ профессиональной переподготовки может состоять из одной или нескольких аттестаций, в форме итогового экзамена и/или защиты итоговой аттестационной (выпускной) работы.

2.2. При сдаче итогового экзамена, выполнении итоговой аттестационной (выпускной) работы слушатели (обучающиеся) должны показать свою способность и умение, опираясь на полученные знания, сформированные умения, профессиональные компетенции, самостоятельно решать на современном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

2.3. Тематика итоговых аттестационных (выпускных) работ определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Слушателю (обучающемуся) предоставляется право выбора темы итоговой аттестационной (выпускной) работы.

Слушатель (обучающийся) также может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки.

Тематика итоговой аттестационной (выпускной) работы может быть сформирована руководителями предприятий и (или) образовательных и научных организаций, направляющих слушателей (обучающихся) на обучение.

2.4. Для подготовки итоговой аттестационной (выпускной) работы слушателю (обучающемуся) назначается руководитель из числа работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и, при необходимости, консультанты. Закрепление за слушателями (обучающимися) тем итоговых аттестационных (выпускных) работ, назначение руководителей и консультантов осуществляется локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.5. С целью оценки качества итоговых аттестационных (выпускных) работ по завершению освоения программ профессиональной переподготовки на них должны быть получены рецензии, отзывы и др.

2.6. Дата и время проведения итогового экзамена, защиты итоговой аттестационной (выпускной) работы по программам профессиональной переподготовки устанавливаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, по согласованию с председателем аттестационной комиссии, оформляется локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и доводится до сведения всех членов аттестационной комиссии и слушателей (обучающихся) не позднее, чем за 30 дней до первой итоговой аттестации.

2.7. Аттестационная комиссия формируется для проведения итоговой аттестации по каждой программе профессиональной переподготовки, реализуемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.8. Аттестационные комиссии по программам профессиональной переподготовки могут состоять из комиссий по видам итоговых аттестаций: итоговые аттестационные комиссии по приему итогового экзамена, итоговые аттестационные комиссии по приему защиты итоговых аттестационных (выпускных) работ.

2.9. Аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует ее деятельность, обеспечивает единство требований, предъявляемых к слушателям (обучающимся).

2.10. Председателем аттестационной комиссии по программе профессиональной переподготовки назначается лицо, неработающее в организации, осуществляющей образовательную деятельность, как правило, из числа ведущих специалистов предприятий, образовательных или научных организаций, учреждений, по профилю осваиваемой слушателями (обучающимися) программы.

2.11. Состав аттестационных комиссий по программе профессиональной переподготовки формируется из числа лиц, приглашаемых из сторонних образовательных и научных организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций по профилю осваиваемой слушателями (обучающимися) программы, ведущих преподавателей и научных работников других образовательных организаций, а также педагогических работников образовательной организации, реализующей данную ДПП.

2.12. Аттестационные комиссии руководствуются в своей деятельности учебно-методической документацией, разрабатываемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно на основе требований к содержанию ДПП.

2.13. Защита итоговой аттестационной (выпускной) работы проводится на заседании аттестационной комиссии в соответствии с порядком проведения итоговой аттестации, утвержденным организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

2.14. Результаты защиты итоговой аттестационной (выпускной) работы и итогового экзамена, проводимых в устной или письменной форме, объявляются после оформления и подписания протокола заседания аттестационной комиссии.

2.15. Заседание итоговой аттестационной комиссии оформляется протоколом. В протокол заседания вносятся мнения членов аттестационной комиссии о представленной работе, уровне сформированности компетенций, умениях и знаниях, выявленных в процессе итоговой аттестации, а также перечень заданных вопросов и характеристика ответов на них. Ведется запись особых мнений. В протоколе отмечаются, какие недостатки в теоретической и практической подготовке имеются у слушателя (обучающегося).

2.16. Протокол заседания итоговой аттестационной комиссии подписывается председателем комиссии, секретарем комиссии, всеми членами комиссии, присутствующими на заседании, и хранятся в архиве организации, осуществляющей образовательную деятельность, согласно номенклатуре дел.

2.17. Отчеты председателя о работе аттестационной комиссии вместе с рекомендациями по совершенствованию качества реализации программ профессиональной переподготовки представляются руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность по ДПП.

ІІІ. Итоговая аттестация при реализации программ повышения квалификации

3.1. Реализация программ повышения квалификации завершается итоговой аттестацией в формах и видах, предусмотренных программами, установленными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, самостоятельно.

3.2. Решение по результатам проведения итоговой аттестации слушателей (обучающихся) оформляется ведомостью (протоколом) по видам итоговой аттестации.

3.3. Для проведения итоговой аттестации по программам повышения квалификации также создаются аттестационные комиссии.

Персональный состав аттестационной комиссии по каждой программе повышения квалификации утверждается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

IV. Критерии оценки освоения обучающимися дополнительной профессиональной программы

4.1. По результатам любого из видов итоговых аттестаций, включенных в итоговую аттестацию, выставляются отметки по двухбалльной ((«зачтено», «не зачтено») или четырехбалльной системе («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

4.2. При осуществлении оценки уровня сформированности компетенций, умений и знаний обучающихся и выставлении отметки целесообразно использовать аддитивный принцип (принцип «сложения»):

отметка «неудовлетворительно» выставляется обучающемуся, не показавшему освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, допустившему серьезные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий, не справившемуся с выполнением итоговой аттестационной (выпускной) работы;

отметку «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, показавший частичное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, сформированность не в полной мере новых компетенций и профессиональных умений для осуществления профессиональной деятельности, знакомый с литературой, публикациями по программе. Как правило, отметка «удовлетворительно» выставляется слушателям (обучающимся), допустившим погрешности в итоговой квалификационной работе;

отметку «хорошо» заслуживает обучающийся, показавший освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), предусмотренных программой, изучивших литературу, рекомендованную программой, способный к самостоятельному пополнению и обновлению знаний в ходе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности;

отметку «отлично» заслуживает обучающийся, показавший полное освоение планируемых результатов (знаний, умений, компетенций), всестороннее и глубокое изучение литературы, публикаций; умение выполнять задания с привнесением собственного видения проблемы, собственного варианта решения практической задачи, проявивший творческие способности в понимании и применении на практике содержания обучения.

V. Особенности проведения итоговых аттестаций для лиц с ограниченными возможностями здоровья

5.1. Для слушателей (обучающихся) из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья итоговая аттестация проводится организацией, осуществляющей образовательную деятельность, с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее ‑ индивидуальные особенности).

5.2. При проведении итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

проведение итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно со слушателями (обучающимися), не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для слушателей (обучающихся) при прохождении итоговой аттестации;

присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего (оказывающих) слушателям (обучающимся) необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами аттестационной комиссии);

пользование необходимыми слушателям (обучающимися) техническими средствами при прохождении итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа слушателей (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

5.3. Все локальные нормативные акты организации, осуществляющей образовательную деятельность, по вопросам проведения итоговой аттестации доводятся до сведения слушателей (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья в доступной для них форме.

5.4. По письменному заявлению слушателя (обучающегося) – лица с ограниченными возможностями здоровья – продолжительность сдачи им итоговой аттестации может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности его сдачи:

продолжительность сдачи итогового экзамена, проводимого в письменной форме, ‑ не более чем на 90 минут;

продолжительность подготовки слушателя (обучающегося) к ответу на итоговом экзамене, проводимом в устной форме, ‑ не более чем на 20 минут;

продолжительность выступления слушателя (обучающегося) при представлении доклада об основных результатах подготовленной квалификационной работы ‑ не более чем на 15 минут.

5.5. В зависимости от индивидуальных особенностей слушателя (обучающегося) с ограниченными возможностями здоровья организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечивает выполнение следующих требований при проведении итоговой аттестации:

1) для слепых:

задания и иные материалы для сдачи итоговой аттестации оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются слушателем (обучающимся) на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту;

при необходимости слушателям (обучающимся) предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

2) для слабовидящих:

задания и иные материалы для сдачи итоговой аттестации оформляются увеличенным шрифтом;

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

при необходимости слушателям (обучающимся) предоставляется увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся у слушателя (обучающегося);

3) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости слушателям (обучающимся) предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию итоговая аттестация проводится в письменной форме;

4) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются слушателями (обучающимися) на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию итоговая аттестация проводится в устной форме.

5.6. Слушатель (обучающийся) с ограниченными возможностями здоровья не позднее чем за 3 месяца до начала проведения итоговой аттестации подает письменное заявление о необходимости создания для него специальных условий при проведении итоговых аттестаций с указанием его индивидуальных особенностей. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у слушателя (обучающегося) индивидуальных особенностей (при отсутствии указанных документов в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

В заявлении слушатель (обучающийся) указывает на необходимость (отсутствие необходимости) присутствия ассистента (ассистентов) на итоговой аттестации, необходимость (отсутствие необходимости) увеличения продолжительности сдачи итоговой аттестации по отношению к установленной продолжительности (для каждого вида итоговой аттестации).

Начальник отдела аттестации педагогических, научно-педагогических и научных кадров
И.П. Масюченко

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.