watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 19.09.2016

Номер документа: 953

Дата государственной регистрации: 20.10.2016

Регистрационный номер: 1650

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»)

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

19.09.2016
№953
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1650
от   «20» октября 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»)

С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего  уровня  образования,  государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 6, ст. 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» (квалификация «академический бакалавр», «прикладной бакалавр»).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа  возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1650
от   «20» октября 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 43.03.03 «ГОСТИНИЧНОЕ ДЕЛО» (КВАЛИФИКАЦИЯ «АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР», «ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1 Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования — программ бакалавриата по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело», по итогам освоения которых присваиваются квалификация «академический бакалавр» (далее – программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»), и квалификация «прикладной бакалавр» (далее – программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»).

1.2 Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; другие юридические лица, предоставляющие образовательные услуги в отрасли высшего профессионального образования; образовательные организации всех форм собственности.

1.3 Право на реализацию основных образовательных программ может быть реализовано только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом государственной исполнительной власти Донецкой Народной Республики.

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК – общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции;

сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» допускается только в образовательной организации высшего профессионального образования и научной организации (далее — организация).

3.2. Этот государственный образовательный стандарт является обязательным для организаций, осуществляющих подготовку выпускников направления 43.03.03 «Гостиничное дело».

3.3. Лицо имеет право осваивать уровень образования бакалавра при условии наличия у него среднего общего образования, а также среднего профессионального образования.

3.4. Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Обучение по программам бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в образовательных организациях осуществляется в очной, очно-заочной или заочной формах обучения.

Обучение в очно-заочной или заочной формах допускается при обеспечении возможности прохождения практик по образовательной программе по месту работы обучающегося.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее — з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.5. Нормативный срок обучения по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения.

Срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом. При обучении по индивидуальному учебному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения.

Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не предусмотрено локальным нормативным актом организации.

3.7. При реализации программы бакалавриата, организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.8. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.9. Подготовка по программе бакалавриата должна осуществляться на основе сближения академического обучения и профессиональной деятельности, создания условий для проведения всех видов практик.

3.10. Организация должна гарантировать высокое качество подготовки как основное условие для успешного трудоустройства выпускников данного направления.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ бакалавриата включает: формирование на основе регламентов процессов обеспечения гостиничной деятельности, соответствующих современным стандартам и удовлетворяющих требования потребителей.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» являются:

потребители гостиничного продукта, потребности и ключевые ценности потребителя;

гостиницы и другие средства размещения, объекты санаторно-курортной деятельности и отдыха, объекты общественного питания, досуга  и другие объекты, связанные с формированием и реализацией гостиничного продукта;

гостиничный продукт, включающий основные, дополнительные и сопутствующие гостиничные услуги;

техника и оборудование, обеспечивающие технологические процессы гостиничной деятельности, общественного питания, безопасность жизнедеятельности;

нематериальные активы, принадлежащие гостиничным предприятиям и объектам общественного питания на праве собственности или ином законном основании;

информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий;

нормативная документация и производственно-технологические регламенты гостиничной деятельности и общественного питания;

результаты интеллектуальной деятельности.

Объектами профессиональной деятельности выпускников программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» являются:

организация процесса предоставления услуг предприятиями гостиничной деятельности и общественного питания;

запросы потребителей гостиничного и ресторанного продукта;

процесс предоставления услуг предприятиями гостиничной деятельности и общественного питания;

технологии формирования, продвижения и реализации гостиничного продукта и услуг общественного питания;

средства труда: оргтехника, правовые, нормативные и учетные документы;

первичные трудовые коллективы.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр»:

проектная;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр»:

инженерно-техническая

производственно-технологическая;

организационная;

контрольная;

сервисная.

При разработке и реализации программы бакалавриата, организация ориентируется на конкретный вид/виды профессиональной деятельности, к которому/которым готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и/или педагогический вид/виды профессиональной деятельности как основной/основные (далее — программа академического бакалавриата);

ориентированной на производственно-технологический, практико-ориентированный, прикладной вид/виды профессиональной деятельности как основной/основные (далее — программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр» в соответствии с видом/видами профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

в сфере проектной деятельности:

постановка целей и задач проектирования гостиничного продукта;

проектирование функциональных технологических процессов гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания;

проектирование инновационного гостиничного и ресторанного продукта;

в сфере организационно-управленческой деятельности:

коммуникация на государственном и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности;

руководство профессиональной деятельностью на основе исторического и культурного наследия государства;

организация производственно-технологической деятельности гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания, распределение обязанностей и определение объемов работ исполнителей;

планирование производственно-технологической деятельности гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания;

определение плановых заданий и технико-экономических норм, ресурсов, необходимых для обеспечения гостиничной и ресторанной деятельности;

координация деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения;

оценка эффективности производственно-технологической деятельности гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания;

контроль деятельности гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания;

 в сфере научно-исследовательской деятельности:

исследование общих философских проблем науки и техники;

сбор, анализ и обобщение зарубежного и отечественного опыта гостиничной и ресторанной деятельности;

мониторинг гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания;

адаптация инновационных технологий к деятельности гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания.

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр» в соответствии с видом/видами профессиональной деятельности, на который/которые ориентирована его образовательная программа, готов решать следующие профессиональные задачи:

в сфере инженерно-технической деятельности:

подбор технологического оборудования, определение площади помещений гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания;

разработка объемно-планировочных решений гостиниц, других средств размещений, санаторно-курортных заведений, объектов общественного питания;

в сфере производственно-технологической деятельности:

разработка и применение профессиональных стандартов и технологий гостиничной деятельности и общественного питания;

формирование системы функциональных процессов гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания;

разработка алгоритма технологических, информационных и трудовых процессов функциональных подразделений гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания в соответствии с требованиями потребителя;

использование современных информационных и коммуникационных технологий в гостиничной деятельности и общественном питании, в том числе по безопасности жизнедеятельности;

в сфере организационной деятельности:

анализ современных тенденций развития гостиничной индустрии и общественного питания;

организация сервисно-производственного процесса на современном уровне и обеспечивание его эффективности;

организация работы трудового коллектива с учетом нормативных документов;

организация процесса предоставления услуг на современном уровне с учетом требований потребителей;

организация труда с использованием правил техники безопасности;  

в сфере контрольной деятельности:

оценка качества технологических процессов гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания;

оперативный контроль качества предоставления услуг гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания;

в сфере сервисной деятельности:

обеспечение качества предоставления гостиничного продукта различным категориям и группам потребителей;

соблюдение стандартов, других правовых и нормативных документов деятельности гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания;

выбор оптимальных технологических процессов гостиничной деятельности и общественного питания, соответствующих запросам потребителей;

соблюдение персоналом гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания  кодекса профессиональной этики, формирование клиентурных отношений.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные или профессионально-прикладные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности (ОК-1);

способностью использовать основы экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-2);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);

способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-5);

способностью использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства, международного и российского права, обеспечивающего равные права и равные возможности для их реализации мужчинами и женщинами (ОК-6);

способностью поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности, пропаганды активного долголетия, здорового образа жизни и профилактики заболеваний (ОК-7);

готовностью пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-8);

способностью понимать сущности и принципы развития общества, природы и мышления (ОК-9);

готовностью пользоваться знаниями и умениями оперировать философскими категориями и понятиями (ОК-10).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту гостиничного продукта  (ОПК-1);

способностью организовывать работу исполнителей (ОПК-2);

готовностью применять нормативно-технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ОПК-3).

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, с присвоением квалификации «академический бакалавр» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду/видам профессиональной деятельности, на который/которые ориентирована программа бакалавриата:

в сфере проектной деятельности:

готовностью к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания на основе применения современных технологий и методов проектирования (ПК-1);

готовностью самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя (ПК-2);

готовностью к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-3);

в сфере организационно-управленческой деятельности:

способностью к планированию производственно-технологической деятельности гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания, определять плановые задания и технико-экономические нормы, ресурсы, необходимые для обеспечения гостиничной и ресторанной деятельности (ПК-4);

готовностью анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-5);

способностью контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности и общественном питании (ПК-6);

готовностью организовывать работы по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-7);

способностью оценивать эффективность производственно-технологической деятельности гостиниц,  других средств размещения, объектов общественного питания (ПК-8);

в сфере научно-исследовательской деятельности:

способность использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных и ресторанных услуг (ПК-9);

готовностью к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-10);

готовностью к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности, общественном питании и новых форм обслуживания потребителей (ПК-11).

Выпускник программы бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду/видам профессиональной деятельности, на который/которые ориентирована образовательная программа:

в сфере инженерно-технической деятельности:

готовностью к разработке объемно-планировочных решений гостиниц, других средств размещений, санаторно-курортных заведений, объектов общественного питания (ППК-1);

способностью определять площадь помещений, подбор технологического оборудования, гостиниц других средств размещений, санаторно-курортных заведений, объектов общественного питания (ППК-2);

в сфере производственно-технологической деятельности:

способностью разрабатывать и применять профессиональные стандарты и технологии  гостиничной деятельности и общественного питания (ППК-3);

способностью формировать системы функциональных процессов гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания (ППК-4);

способностью разрабатывать алгоритм технологических, информационных и трудовых процессов функциональных подразделений гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания в соответствии с требованиями потребителя  (ППК-5);

способностью использовать современные информационные и коммуникационные технологии в гостиничной деятельности и общественном питании, в том числе по безопасности жизнедеятельности  (ППК-6);

в сфере организационной деятельности:

 готовностью к анализу современных тенденций развития гостиничной индустрии и общественного питания (ППК-7);

готовностью к организации сервисно-производственного процесса на современном уровне и обеспечении его эффективности (ППК-8);

готовностью к организации работы трудового коллектива с учетом нормативных документов (ППК-9);

готовностью к организации безопасности труда с использованием правил техники безопасности (ППК-10);  

готовностью к организации процесса предоставления услуг на современном уровне с учетом требований потребителей (ППК-11);

в сфере контрольной деятельности:

готовностью к оценке качества организационно-технологических процессов гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания (ППК-12);

готовностью к оперативному контролю качества предоставления услуг гостиниц, других средств размещения, объектов общественного питания (ППК-13);

в сфере сервисной деятельности:

готовностью к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями, готовностью к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, развитию клиентурных отношений (ППК-14);

готовностью применять современные технологии гостиничной деятельности и общественного питания в работе с потребителем (ППК-15);

готовностью использовать оптимальные технологические процессы в гостиничной деятельности, общественном питании, в том числе в соответствии с требованиями потребителя (ППК-16);

готовностью соблюдать стандарты, других правовых и нормативных документов деятельности гостиниц, других средств размещения и объектов общественного питания (ППК-17).

5.5. При разработке программы бакалавриата, все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата, организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и/или вид/виды деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата, требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Структура программы бакалавриата включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее — направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков (Приложение):

Блок I «Дисциплины (модули)», который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок II «Практики», который включает практики, относящиеся к базовой части образовательной программы бакалавриата, и практики, относящиеся к ее вариативной части.

Блок III «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы.

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)» и Блока 2 «Практики» программ академического или прикладного бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей), практик (в том числе НИР) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования профиля программы, в объеме, установленном данным ГОС ВПО. После выбора обучающимся профиля программы, набор соответствующих выбранному профилю дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.6. В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная (в том числе преддипломная) практики.

Производственная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

Учебная практика в соответствии с видом/видами профессиональной деятельности и направленностью (профилем), на который/которые ориентирована программа бакалавриата, проводится в следующих формах:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Производственная практика (в том числе преддипломная) в соответствии с видом/видами профессиональной деятельности и направленностью (профилем), на который/которые ориентирована программа бакалавриата, проводится в следующих формах:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика);

научно-исследовательская работа;

исполнительская практика.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

При проектировании программ бакалавриата образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВО.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.

Учебная практика может проводиться на кафедрах, в учебно-производственных, научно-образовательных, научно-исследовательских центрах и лабораториях, других структурных подразделениях образовательной организации, имеющих необходимый кадровый, учебно-производственный и научно-исследовательский потенциал, в сторонних организациях в соответствии с видом/видами профессиональной деятельности и направленностью (профилем), на который/которые ориентирована программа бакалавриата.

Производственная практика (в том числе преддипломная) может проводиться в сторонних организациях в соответствии с видом/видами профессиональной деятельности и направленностью (профилем), на который/которые ориентирована программа бакалавриата, а также в учебно-производственных, научно-образовательных, научно-исследовательских центрах и лабораториях образовательной организации, имеющих необходимый кадровый, учебно-производственный и научно-исследовательский потенциал.

Для программ прикладного бакалавриата в период практик должны быть созданы условия для приобретения обучающимся рабочих профессий (квалификаций): горничная; швейцар; портье; консьерж, официант, администратор и других профессий (квалификаций) по усмотрению образовательной организации.

Учебная и/или производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.7. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к защите и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.8. При разработке программы бакалавриата, обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».

6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 50 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «академический бакалавр», и не более 40 % от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока для программ бакалавриата с присвоением квалификации «прикладной бакалавр».

6.10. Результаты освоения программы бакалавриата оцениваются по государственной шкале и шкале ECTS и вносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку студента.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам, а также обеспечивающей организацию учебного процесса по всем видам работ учебного плана.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и/или асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики.

В случае если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик на 100 обучающихся.

7.1.3. По данному направлению подготовки допускается использование литературы со сроком первого издания не более 5 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование общекультурных и общепрофессиональных компетенций.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме, требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.5. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации, требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.6. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать действующему законодательству Донецкой Народной Республики.

7.1.7. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.1.8. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы бакалавриата в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 2 в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science или Scopus, или не менее 20 в других журналах с индексом научного цитирования.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и/или ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее:

70 процентов для программы академического бакалавриата;

60 процентов для программы прикладного бакалавриата.

7.2.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

7.2.5. Общее руководство научным содержанием программы бакалавриата должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и/или зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские проекты и работы (участвующим в осуществлении таких проектов) по направлению подготовки, а также ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на конференциях различных уровней, в том числе международных.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программ бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных, семинарских и практических занятий, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), дипломного проектирования (выполнения дипломных работ (проектов)), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы студентов и для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа помещения должны быть оснащены демонстрационным оборудованием и учебно-наглядными пособиями, обеспечивающими тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим программам учебных дисциплин (модулей).

Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки), библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и/или электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программ бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки.

7.4.2. Нормативные затраты на оказание государственной услуги в сфере высшего профессионального образования для реализации программ бакалавриата по данному направлению подготовки устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Редакция от 11.04.2019

Начальная версия от 20.10.2016