Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики

Дата документа: 16.12.2020

Номер документа: 399

Дата государственной регистрации: 25.12.2020

Регистрационный номер: 4212

Заголовок документа: Об утверждении Порядка прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов

Действие документа: Действующий

Классификатор: 020.040.040 - Режим чрезвычайных ситуаций

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ДНР http://dnmchs.ru/, 29.12.2020

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 24

НПА ДНР

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

16.12.2020
№399
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 4212
от   «25» декабря 2020  г.
Об утверждении Порядка прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов

Руководствуясь пунктом 26 статьи 12, пунктом «к» статьи 15 Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подпунктом 10.2.17 пункта 10 и пунктом 14 Положения о Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, утвержденного Указом Главы Донецкой Народной Республики от 12 апреля 2019 года № 98, с целью определения единой процедуры прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов (прилагается).

2. Признать утратившим силу Приказ Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики от 13 апреля 2017 года № 116 «Об утверждении Временного порядка прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов», зарегистрированный в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 25 мая 2017 года, регистрационный № 2015.

3. Департаменту надзорной деятельности и профилактической работы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики обеспечить предоставление настоящего Приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на главного государственного инспектора по пожарному надзору МЧС ДНР.

5. Настоящий Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.

Врио Министра
Д.И. Костямин
УТВЕРЖДЕН

Приказом Министерства по делам
гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
Донецкой Народной Республики
от «16» декабря 2020г. № 399



Порядок прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов

1. Порядок прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов (далее – Порядок) предназначен для использования при прогнозировании возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера на объектах, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц, физических лиц, физических лиц-предпринимателей (далее – объекты) и устанавливает процедуру идентификации объектов на основании ее результатов как потенциально опасных.

2. Потенциально опасные объекты, в зависимости от возможных масштабов возникновения чрезвычайных ситуаций, подразделяются по степени опасности на три класса:

1 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайных ситуаций государственного уровня;

2 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайных ситуаций местного уровня;

3 класс – потенциально опасные объекты, аварии на которых могут являться источниками возникновения чрезвычайных ситуаций объектового уровня.

3. В настоящем Порядке термины употребляются в значении, определенном Законом Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также:

прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера – опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий;

идентификация потенциально опасных объектов – отнесение объектов к категории потенциально опасных соответствующего класса на основании результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

4. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификация потенциально опасных объектов выполняется для:

4.1. Объектов химического, коксохимического, нефтехимического и нефтеперерабатывающего производства.

4.2. Объектов по производству электрической и/или тепловой энергии с использованием органического топлива (ТЭС, ТЭЦ).

4.3. Магистральных газопроводов, нефтепроводов, аммиакопроводов и их сооружений (включая компрессорные, насосные и т.д.), распределительных газопроводов населенных пунктов и их сооружений.

4.4. Нефтебаз, складов горюче-смазочных материалов.

4.5. Газонаполнительных станций и пунктов, газовых хранилищ.

4.6. Автозаправочных станций и комплексов, автогазонаполнительных компрессорных станций, автомобильных газозаправочных станций сжиженного газа.

4.7. Химически опасных объектов.

4.8. Объектов, на которых производятся, хранятся, применяются и/или утилизируются взрывчатые материалы промышленного назначения.

4.9. Объектов по переработке продукции растениеводства (производство жиров и растительных масел методом экстракции органическими растворителями; спиртзаводы; элеваторы; производство комбикормов и муки).

4.10. Водоподпорных гидротехнических сооружений водных объектов (I, II и III классов опасности).

4.11. Сооружений (дамб), ограждающих хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций.

4.12. Объектов по хранению, захоронению, обезвреживанию и утилизации токсических отходов I – III классов опасности.

4.13. Объектов, на которых производятся расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на вместимость расплава 500 кг и более.

4.14. Предприятий биохимического, биологического и фармацевтического производства, на которых имеются опасные биологические вещества или патогенные микроорганизмы, создающие опасность для жизни и здоровья людей, для сельскохозяйственных животных и растений.

4.15. Объектов, на которых используются, производятся, перерабатываются, хранятся радиоактивные вещества.

4.16. Шахт.

4.17. Объектов, осуществляющих брикетирование, обогащение угля.

5. Требования Порядка не распространяются на:

5.1. Объекты военного назначения.

5.2. Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов (кроме объектов трубопроводного транспорта, автомобильных и железнодорожных цистерн, подключенных к технологическим схемам при сливе/наливе опасных веществ).

6. Прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера заключается в определении расчетным способом вероятности перехода возможной аварии в чрезвычайную ситуацию, а также возможного уровня чрезвычайной ситуации для объектов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка.

Объект идентифицируется как потенциально опасный, если при прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера установлена возможность возникновения на нем чрезвычайной ситуации государственного, местного или объектового уровня.

Объект, на котором при прогнозировании чрезвычайных ситуаций техногенного характера возможность возникновения чрезвычайной ситуации государственного, местного или объектового уровня не установлена, не относится к потенциально опасным.

7. Ответственность за проведение прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов, а также за достоверность и полноту предоставленных сведений возлагается на руководителей объектов.

Проведение прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов может выполняться организацией самостоятельно или с привлечением сторонней организации.

8. Работа по проведению прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов состоит из следующих этапов:

определение объектов, подлежащих прогнозированию чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов, в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка;

определение перечня основных технологических процессов, связанных с использованием опасных веществ;

определение аппаратов, установок, сооружений, технологических линий, на которых возможны аварии с выбросом опасных веществ;

определение перечня и количества опасных веществ, которые находятся и/или используются на объекте;

выбор и обоснование методик расчета аварии и оценки прогнозируемого ущерба;

определение местонахождения рабочих мест наибольшей рабочей смены персонала на территории объекта (в случае, когда из-за специфики работы объекта невозможно определить размещение рабочих мест персонала, при проведении идентификации используются сведения о средней плотности населения на территории размещения идентифицируемого объекта);

расчет возможных зон действия поражающих факторов в случае возникновения аварии и оценка возможных негативных последствий (количество потерпевших, степень разрушения, материальные убытки и т.д.);

сравнение результатов оценки возможных негативных последствий аварии с количественными показателями отнесения событий к чрезвычайным ситуациям соответствующего уровня;

выводы об отнесении объекта к категории потенциально опасного соответствующего класса;

составление и оформление уведомления о результатах прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов (далее – уведомление);

согласование уведомления с Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики (далее – МЧС ДНР).

9. Оценка последствий аварий выполняется с помощью методик, приведенных в государственных стандартах и нормативных правовых актах, действующих на территории Донецкой Народной Республики. В случае их отсутствия применяются методики, приведенные в нормативно-технической документации и справочной литературе. Обязательным условием является обоснование применения выбранных методик расчета.

10. С целью документирования результатов прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов составляется два экземпляра уведомления согласно пункту 18 настоящего Порядка.

11. В случае нахождения нескольких объектов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, на одной промышленной площадке, которые принадлежат, эксплуатируются, закреплены на правах хозяйственного ведения или оперативного управления одному юридическому и (или) физическому лицу, составляется одно уведомление на промышленную площадку.

12. В случае нахождения объектов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, на одной промышленной площадке, и которые при этом принадлежат, эксплуатируются, закреплены на правах полного хозяйственного ведения или оперативного управления разным юридическим и (или) физическим лицам, уведомления составляются на каждый объект отдельно соответствующими юридическими и (или) физическими лицами.

13. При ликвидации объектов, изменении условий производства, номенклатуры опасных веществ или их количества, влияющих на выводы, приведенные в ранее разработанном уведомлении, руководителями объектов в месячный срок со дня ликвидации объектов или наступления таких изменений организовывается разработка нового уведомления.

14. В уведомлении приводятся расчеты для одной аварии, воздействие поражающих факторов которой приведет к наихудшим последствиям.

15. Объекты, указанные в подпунктах 4.124.17 пункта 4 настоящего Порядка, относятся к категории потенциально опасных без проведения расчетов зон поражения.

16. Результаты идентификации должны быть обоснованы и оформлены таким образом, чтобы выполненные расчёты и выводы могли быть проверены.

17. Страницы уведомления должны быть пронумерованы, сшиты и скреплены печатью юридического лица или физического лица-предпринимателя (при наличии), эксплуатирующего объект, относительно которого проводилась процедура идентификации.

18. Уведомление включает следующие данные:

титульный лист;

содержание;

данные об объекте (юридический и фактический адрес расположения объекта, идентификационный номер налогоплательщика (регистрационный номер учетной карточки плательщика налога, идентификационный код юридического лица), форма собственности, основной вид деятельности предприятия, количество персонала в наибольшей рабочей смене, процент обеспеченности персонала объекта исправными средствами индивидуальной защиты);

перечень основных технологических процессов, связанных с опасными веществами с указанием вида опасности (бактериологическая, биологическая, радиационная, экологическая, взрывопожарная, пожарная, гидродинамическая, физическая, химическая);

перечень опасных веществ с указанием их общей массы на объекте и массы в единице оборудования с максимальным объемом, условий хранения, места нахождения веществ;

описание используемых методов и методик расчета аварийных ситуаций, оценки прогнозируемого ущерба и обоснование их применения;

расчет поражающих факторов одной аварии, которая приведет к наихудшим из возможных последствий;

оценку возможных последствий аварии (количество погибших, пострадавших, лиц, у которых нарушены условия жизнедеятельности, материальный ущерб);

выводы на основании полученных данных о возможности перехода аварии в чрезвычайную ситуацию;

выводы об отнесении объекта к категории потенциально опасных соответствующего класса;

список исполнителей с указанием должностей и названия организации, проводившей идентификацию, а также подпись этих исполнителей;

перечень используемых источников информации;

ситуационный план объекта, позволяющий оценить достоверность нанесенных зон поражения (заражения) с указанием масштаба. Размер территории, охватываемой ситуационным планом, определяется масштабом зон поражения (заражения).

Образец оформления уведомления о результатах прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификации потенциально опасных объектов приведен в приложении 1 к настоящему Порядку.

19. При расчете поражающих факторов аварии масса опасного вещества определяется следующим образом:

для хранилищ (резервуаров) – масса опасного вещества, которая может находиться при полной загрузке в соответствии с технологическим регламентом, проектной или другой документацией. При этом обязательно отмечается, для каких объемов вещества выполнялись расчеты;

для технологических установок – максимальная суммарная масса, которая может находиться в аппаратах и трубопроводах в соответствии с технологическим регламентом, условиями процесса и правил эксплуатации;

для линейной части трубопроводов – суммарная масса опасного вещества, которое содержится в линейной части трубопровода между двумя запорными устройствами, и суммарная масса, которая может выделиться в течение времени, установленного для выявления утечки вещества и осуществления перекрытия запорных устройств, согласно технологическому регламенту и проектной документации, а для внутризаводских трубопроводов – суммарная масса опасного вещества во всем трубопроводе;

для сливно-наливных эстакад – масса опасного вещества в железнодорожных или автомобильных цистернах. В расчетах используется максимальная емкость цистерн, которые могут устанавливаться на эстакаде.

20. Руководители объектов, на которых проведено прогнозирование чрезвычайных ситуаций техногенного характера и идентификация потенциально опасных объектов, предоставляют в МЧС ДНР с сопроводительным письмом подлежащее согласованию уведомление в двух экземплярах.

Уведомление утверждается руководителем объекта. Подпись руководителя объекта должна быть скреплена печатью юридического лица или физического лица-предпринимателя (при наличии).

21. Уведомления рассматриваются сотрудниками структурного подразделения МЧС ДНР, к компетенции которого отнесены вопросы организации государственного надзора в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

22. При рассмотрении устанавливается соответствие уведомления требованиям Порядка, достоверность приведенных расчетов.

23. В случае если при рассмотрении уведомления не выявлено нарушений требований настоящего Порядка, приведенные расчеты достоверны, МЧС ДНР готовит письменный ответ о положительном результате рассмотрения уведомления за подписью главного государственного инспектора по пожарному надзору МЧС ДНР.

24. В случае если при рассмотрении уведомления выявлены нарушения требований настоящего Порядка, отсутствие или недостоверность приведенных расчетов, МЧС ДНР готовит письменный обоснованный отказ в согласовании уведомления за подписью главного государственного инспектора по пожарному надзору МЧС.

25. Один экземпляр рассмотренного уведомления остается в структурном подразделении МЧС ДНР, второй экземпляр уведомления вместе с результатом рассмотрения вручаются руководителю объекта или уполномоченному должностному лицу объекта лично под подпись и (или) осуществляется их отправка заказным письмом.

26. При наличии замечаний, руководители объектов обязаны повторно, в месячный срок после получения письменного отказа в согласовании уведомления, подать доработанное уведомление на согласование.

27. Письменный отказ в согласовании уведомления может быть обжалован в судебном порядке.

28. Рассмотрение уведомления осуществляется в срок до 30 календарных дней от даты его поступления в МЧС ДНР.

29. Согласование уведомления осуществляется за подписью главного государственного инспектора по пожарному надзору МЧС ДНР и скрепляется печатью главного государственного инспектора по пожарному надзору МЧС ДНР на титульном листе уведомления.

30. Учет предоставленных к рассмотрению уведомлений проводится структурным подразделением МЧС ДНР в Журнале учета уведомлений по результатам идентификации потенциально опасных объектов (приложение 2). Выдача уведомлений руководителям объектов осуществляется через канцелярию МЧС ДНР.

31. МЧС ДНР до 15 числа текущего месяца направляет в свои подчиненные подразделения информацию по тем объектам, которые идентифицированы как потенциально опасный объект.

32. Подчинённые подразделения МЧС ДНР на основании обобщенных результатов идентификации ежегодно формируют и уточняют перечень потенциально опасных объектов на закрепленной территории, который до 10 октября текущего года предоставляется для утверждения координационным органам местного самоуправления по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

33. Координационные органы местного самоуправления по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности ежегодно до 10 ноября текущего года предоставляют в МЧС ДНР утвержденные перечни потенциально опасных объектов.

Главный государственный инспектор по пожарному надзору МЧС ДНР полковник службы гражданской защиты
Д.И. Костямин
В данный документ изменений не вносилось.