watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 12.04.2016

Номер документа: 268

Дата государственной регистрации: 22.04.2016

Регистрационный номер: 1171

Заголовок документа: Об утверждении Инструкции о порядке продления срока службы (ресурса) наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи гражданской авиации Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.050 - Воздушный транспорт

Информация об опубликовании: Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

12.04.2016
№268
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1171
от   «22» апреля 2016  г.
Об утверждении Инструкции о порядке продления срока службы (ресурса) наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи гражданской авиации Донецкой Народной Республики

Во исполнение Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики», на основании пункта 1.2., абзацев «а», «ж» подпункта 23 пункта 3.1. Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 г. № 40-8,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Инструкцию о порядке продления срока службы (ресурса) наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра транспорта Кушнира А.И.

3. Отделу гражданской авиации обеспечить подачу настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики на государственную регистрацию.

4. Настоящий приказ вступает в законную силу с даты его подписания.

И.о. Министра
И.А. Андриенко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1171
от   «22» апреля 2016  г.

ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОДЛЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ (РЕСУРСА) НАЗЕМНЫХ СРЕДСТВ РАДИОТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ И АВИАЦИОННОЙ ЭЛЕКТРОСВЯЗИ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

1.1. Инструкция о порядке продления срока службы (ресурса) наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи гражданской авиации Донецкой Народной Республики (далее ‒ Инструкция) разработана в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов, регулирующих деятельность гражданской авиации (далее ‒ ГА) Донецкой Народной Республики.

1.2. Действие Инструкции распространяется на предприятия, организации, учреждения ГА Донецкой Народной Республики (далее ‒ предприятия ГА) независимо от форм собственности, которые осуществляют техническую эксплуатацию наземных средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи (далее – наземные средства РТО), которым назначен срок службы (ресурс) до списания.

1.3. Под продлением срока службы (ресурса) следует понимать порядок действий, направленных на определение возможности дальнейшей эксплуатации наземных средств РТО, у которых закончился установленный срок службы или которые выработали назначенный ресурс, и осуществления инженерно-технических мероприятий на этих наземных средствах РТО.

1.4. При новом назначении срока службы (ресурса), установленном по результатам проведения работ по его продлению, должно быть обеспечено полное соответствие всех тактико-технических характеристик наземного средства РТО требованиям эксплуатационной документации.

1.5. Максимальное значение, на которое впервые продлевается срок службы (ресурса) наземного средства РТО, не должно превышать 50 процентов от первоначально назначенного срока службы (ресурса).

Все дальнейшие продления срока службы (ресурса) не должны превышать 25 процентов от первоначально назначенного срока службы (ресурса).

1.6. Инструкция определяет порядок организации работ по продлению срока службы (ресурса) наземных средств РТО и устанавливает требования к оценке технического состояния этих средств.

1.7. В настоящей Инструкции термины употребляются в следующем значении:

комплект запасных частей, инструментов и принадлежностей – запасные части, необходимые для технического обслуживания и ремонта наземных средств РТО, скомплектованные в зависимости от назначения и условий их использования;

критерий предельного состояния ‒ признак или совокупность признаков предельного состояния средства, установленных нормативной и (или) конструкторской (проектной) документацией. В зависимости от условий эксплуатации для одного и того же средства могут быть установлены два или более критериев предельного состояния;

надежность ‒ свойство наземного средства РТО сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, хранения и транспортирования. Надежность является комплексным свойством, которое в зависимости от назначения средства и условий его применения может включать в себя безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость;

наземные средства радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи – радиоэлектронные и технические средства (средства электросвязи, радионавигации и наблюдения; автоматизированные системы и их рабочие места; аппаратура отображения; антенно-фидерные устройства; линии управления и электросвязи; автономные источники электропитания, электроустановки и электрооборудование; другое оборудование), которые предназначены для обеспечения полетов воздушных судов, выполнения определенных функций обслуживания воздушного движения и обеспечения производственной деятельности предприятий гражданской авиации;

назначенный ресурс ‒ суммарная наработка, при достижении которой эксплуатацию средства необходимо прекратить независимо от его технического состояния;

назначенный срок службы ‒ календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатацию средства необходимо прекратить независимо от его технического состояния;

наработка ‒ интервал времени, в течение которого средство находится в состоянии функционирования;

наработка на неисправность ‒ наработка средства от начала эксплуатации до возникновения первой неисправности;

неисправность ‒ состояние средства, при котором оно неспособно выполнять хотя бы одну из заданных функций, или событие, которое заключается в нарушении исправного состояния средства, когда сохраняется его работоспособность;

неработоспособное состояние (неработоспособность) ‒ состояние средства, при котором оно неспособно выполнять хотя бы одну из заданных функций;

нормальная эксплуатация ‒ интервал в промежутке времени после первой трети и перед последней третью общего периода эксплуатации;

объект радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи – совокупность средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, вспомогательного и технологического оборудования (средств автономного электропитания, линий связи, управления и другое), размещенных на местности в стационарных или мобильных вариантах, обслуживаемых инженерно-техническим персоналом и предназначенных для обеспечения полетов воздушных судов, выполнения определенных функций обслуживания воздушного движения и обеспечения производственной деятельности предприятий гражданской авиации;

остаточный ресурс ‒ суммарная наработка средства от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние;

период приработки – начальный период наработки средства, в течение которого параметр потока отказов восстанавливаемого изделия или интенсивность отказов невосстанавливаемого изделия уменьшаются со временем до относительно постоянного значения;

предельное состояние ‒ состояние средства, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно. Предельное состояние наступает, например, тогда, когда параметр потока отказов становится неприемлемым и (или) объект (средство) становится неремонтопригодным вследствие неисправности;

работоспособное состояние (работоспособность) ‒ состояние средства, характеризующееся его способностью выполнять все необходимые функции;

ремонт ‒ комплекс операций для восстановления исправного состояния или работоспособности средства и возобновления ресурса средства или его составных частей;

ресурс (технический ресурс) ‒ суммарная наработка средства от начала его эксплуатации или возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние;

срок службы ‒ календарная продолжительность эксплуатации средства от начала эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние;

техническая эксплуатация ‒ комплекс работ, выполняемых на этапах использования средства по назначению, хранения, транспортировки, приведения в готовность к применению и поддержания в постоянной готовности к этому применению;

техническое обслуживание ‒ комплекс операций или операция по поддержанию исправного состояния или работоспособности средства при использовании его по назначению, во время простоя, хранения и транспортирования;

техническое состояние ‒ совокупность подверженных изменению свойств средства в процессе эксплуатации, которые характеризуются в определенный момент времени степенью соответствия фактических параметров (признаков) параметрам, установленным в эксплуатационной документации;

эксплуатационная документация ‒ документация, регламентирующая техническую эксплуатацию средства и содержащая эксплуатационные ограничения, процедуры и рекомендации.

1.8. В настоящей Инструкции используются следующие сокращения:

ГА ‒ гражданская авиация;

ОВД ‒ обслуживание воздушного движения;

РТО ‒ радиотехническое обеспечение;

ТО – техническое обслуживание;

ЭД – эксплуатационная документация.

II. Организация и порядок проведения работ по продлению срока службы (ресурса) наземных средств РТО

2.1. Наземное средство РТО, отработавшее положенный срок службы (ресурс), подлежит проверке с целью определения его технического состояния и возможности его дальнейшего использования и продолжения срока службы (ресурса).

2.2. Работы по продлению срока службы (ресурса) должны планироваться и проводиться в такие сроки, чтобы указанные работы были завершены за 1,5 месяца до выработки наземным средством РТО срока службы (ресурса).

2.3. Работы по продлению срока службы (ресурса) включают следующие этапы:

сбор и анализ информации о надежности работы наземного средства РТО;

экспертиза технического состояния наземного средства РТО;

проведение, при необходимости, ремонта и наладки наземного средства РТО;

проведение наземных проверок, а в случае необходимости ‒ летных проверок наземного средства РТО согласно действующим программам и методическим указаниям по летным проверкам.

2.4. Данные о показателях надежности работы наземного средства РТО, проведенных ТО и ремонтах, которые собираются и фиксируются в течение технической эксплуатации в соответствии с требованиями действующих нормативных документов, используют в качестве исходной информации для оценки возможности продления срока службы (ресурса).

2.5. Экспертиза технического состояния наземного средства РТО проводится с целью определения возможности продления срока службы (ресурса) и должна состоять из следующих работ:

оценка уровня надежности наземного средства РТО;

обследование технического состояния наземного средства РТО, его составных частей и комплектующих элементов;

разработка мероприятий по обеспечению дальнейшей эксплуатации наземного средства РТО и оценка возможности продления срока службы (ресурса) при необходимости;

подготовка и оформление документов по результатам выполненных работ.

2.6. Проверку технического состояния наземных средств РТО проводит экспертная комиссия, которая назначается приказом руководителя предприятия ГА.

Председателем экспертной комиссии назначается лицо, которое отвечает за организацию технической эксплуатации наземных средств РТО в предприятии ГА.

2.7. В состав экспертной комиссии привлекаются специалисты предприятия ГА, при необходимости ‒ представители предприятия-изготовителя (в случае их согласия) или представители других организаций (предприятий).

По результатам работы экспертной комиссии составляется акт технического состояния (приложение 1 к настоящей Инструкции).

III. Оценка уровня надежности наземного средства РТО

3.1. Уровень надежности наземного средства РТО, для которого продлевается срок службы (ресурс), оценивается на основании данных о наработке, неисправностях наземного средства РТО, имевших место во время эксплуатации, которые заносятся в ЭД на это средство.

3.2. Оценка уровня надежности включает следующие данные:

общая наработка наземного средства РТО;

количество неисправностей наземного средства РТО за каждый год эксплуатации;

наработка на неисправность наземного средства РТО для каждого года эксплуатации.

3.3. При оценке уровня надежности не учитываются неисправности, вызванные нарушениями правил и норм эксплуатации, стихийным бедствием, нестабильностью сети централизованного электроснабжения и другими причинами.

3.4. На основе анализа наработки на неисправность для каждого года эксплуатации наземного средства РТО делаются выводы об изменениях показателей надежности.

3.5. Наработка на неисправность для любого периода эксплуатации определяется как отношение наработки наземного средства РТО с начала эксплуатации этого периода эксплуатации к количеству неисправностей, имевших место за этот период.

IV. Определение предельного состояния наземных средств РТО

4.1. Определение предельного состояния наземных средств РТО в ГА проводится с целью технического обоснования продления срока службы (ресурса), целесообразности проведения ремонта или списания.

4.2. Критерием, характеризующим наступление предельного состояния наземного средства РТО, принимается признак последовательного (из года в год) снижения наработки на неисправность и достижения им значения, величина которого меньше или равна половине наработки на неисправность, приведенной в ЭД. В случае отсутствия в ЭД данных о наработке на неисправность используют значение наработки на неисправность, которая определена за период нормальной эксплуатации. При этом периодом нормальной эксплуатации считается интервал в промежутке времени после первой трети и перед последней третью общего периода эксплуатации.

4.3. Работа по проверке и оценке технического состояния наземных средств РТО проводится в случае:

выработки назначенного срока службы (ресурса);

выявления в процессе эксплуатации признаков предельного состояния.

4.4. Признаками предельного состояния средства являются:

снижение надежности;

невозможность устранения в условиях эксплуатации отклонений заданных параметров за пределы допусков, установленных ЭД;

необходимость проведения ремонта наземного средства РТО или его составных частей;

несоответствие тактико-технических характеристик возрастающим требованиям эксплуатации.

4.5. Наземное средство РТО считается устаревшим, если предприятия-изготовители выпускают новые изделия с лучшими тактическими и (или) техническими характеристиками и при этом:

тактические и (или) технические характеристики старого наземного средства РТО не соответствуют возрастающим требованиям и конкретным условиям эксплуатации;

для данного наземного средства РТО прекращен выпуск комплектующих элементов.

Решение о списании наземных средств РТО, которые не соответствуют возрастающим требованиям и конкретным условиям эксплуатации, принимается Республиканским органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим надзор в сфере авиационной деятельности.

4.6. Оценка технического состояния наземного средства РТО проводится экспертной комиссией предприятия ГА.

4.7. Обслуживающий персонал объекта РТО подготавливает:

протокол наземной проверки и настройки наземного средства РТО;

акт последней летной проверки;

данные для оценки уровня надежности согласно пункту 3.2. настоящей Инструкции.

4.8. Экспертная комиссия предприятия ГА выполняет проверку технического состояния наземного средства РТО и составляет акт технического состояния. К акту технического состояния наземного средства РТО прилагаются материалы, составленные в соответствии с пунктом 4.7. настоящей Инструкции.

4.9. Оценка показателей надежности и определения момента наступления предельного состояния наземного средства РТО по надежности.

4.9.1. Для выявления признаков старения наземного средства РТО по надежности за показатель надежности принимается наработка на неисправность. Неисправности, вызванные нарушением правил и норм эксплуатации, стихийным бедствием, нестабильностью сети централизованного электроснабжения при оценке наработки на неисправность не учитываются.

Для выявления признаков старения наземного средства РТО по надежности необходимо разбить весь период эксплуатации на несколько интервалов. На этих интервалах оценивается наработка на неисправность и определяются изменения показателей надежности.

4.9.2. Длительность интервала Тоц, на котором определяется наработка на неисправность наземного средства РТО, должна удовлетворять одному из неравенств:

Тоц ≥ 20 То ,                                   (4.1)

или

Тоц ≥ 20 Топ,                                  (4.2)

где  Тоц ‒ интервал оценки надежности;

То ‒ наработка на неисправность, определенная в ЭД;

Топ ‒ статистически определенная величина наработки на неисправность за период нормальной эксплуатации.

Формула (4.1) используется для определения интервала Тоц наземных средств РТО, которым величина наработки на неисправность задана в ЭД, а формула (4.2) ‒ для наземных средств РТО, которым в ЭД величина наработки на неисправность не установлена.

Кроме условий неравенств (4.1) и (4.2) интервал Тоц должен быть кратным среднегодовой наработке наземного средства РТО, то есть оценка наработки на неисправность должна проводиться за 1, 2, 3, … года эксплуатации наземного средства РТО.

Например, средство в среднем за год нарабатывает по 3500 часов.

1) Если его наработка на неисправность То = 100 ч., то по формуле (4.1):

Тоц ≥ 20 То = 20 x 100 = 2000 ч.

По условиям кратности интервала Тоц среднегодовой наработке принимаем интервал:

Тоц = 3500 ч.

2) Если наработка на неисправность То = 400 ч., то интервал:

Тоц ≥ 20 То = 20 x400 = 8000 ч.

По условиям кратности интервала Тоц среднегодовой наработке интервал принимается:

Тоц = 3 х 3500 = 11500 ч.

4.9.3. Оценка наработки на неисправность на любом интервале эксплуатации выполняется по формуле:

Безымянный(4.3)

где ‒ наработка на неисправность на любом интервале эксплуатации;

‒ наработка средства в рассматриваемом интервале эксплуатации, где j = 1, 2, 3 …;

‒ число неисправностей средства, которые наблюдаются в рассматриваемом интервале.

4.9.4. Критерием наступления предельного состояния наземного средства РТО по надежности является систематическое снижение наработки на неисправность и достижение значения меньшего, чем величина наработки на неисправность, указанной в ЭД, или менее половины величины наработки на неисправность данного средства в период нормальной эксплуатации.

Для проверки условий систематического снижения наработки на неисправность в период эксплуатации выбираются 2 ‒ 3 интервала, длительность которых определяется в соответствии с пунктом 4.9.2. настоящей Инструкции.

Расположение интервалов во времени приведено на рис. 1:

рис. 1

Безымянный

где Тn‒ наработка на момент оценки технического состояния средства;

Тоцj-2; Тоцj-1; Тоцj ‒ оцениваемые интервалы.

На каждом интервале выполняется оценка наработки на неисправность в соответствии с пунктом 4.9.3. настоящей Инструкции.

Считается, что предельное состояние средства по критерию надежности наступило на j интервале эксплуатации, если выполняются следующие два условия:

Ťо ≤ То,                                        (4.4а)

или

Ťо ≤ 0,5 Ťоп,                                (4.4б)

и

Безымянный   (4.5)

Неравенство (4.5) характеризует систематическое снижение наработки на неисправность за последовательные три интервала эксплуатации. Оно повышает достоверность принятого решения о наступлении предельного состояния средства.

Другим условием наступления предельного состояния средства по надежности является выполнение неравенства (4.4а) или (4.4б) на двух последовательных интервалах независимо от того, выполняется неравенство (4.5) или нет, то есть:

Безымянный(4.6)(4.7)

4.9.5. Распределение неисправностей по составляющим частям средства.

За обследуемый период эксплуатации определяется число неисправностей по каждой составной части средства.

Составные части средства определяются с учетом функционального назначения: антенные, передающие, приемные, контрольные и другие устройства на уровне блоков по формуляру средства.

Оценка показателей надежности составных частей средства производится по формуле (4.3) пункта 4.9.3. настоящей Инструкции.

На основании анализа надежности средства и его составных частей определяются устройства, которые необходимо заменить.

4.9.6. Результаты определения надежности оформляются в виде таблицы «Оценка надежности работы наземного средства РТО». Образец заполнения таблицы приведен в приложении 2 к настоящей Инструкции.

V. Оценка технического состояния наземного средства РТО и принятие решения о продлении срока службы (ресурса)

5.1. Экспертная комиссия проводит работы по обследованию:

общего технического состояния наземного средства РТО, его комплектности, работоспособности, соответствия тактико-технических характеристик нормам, установленным ЭД;

комплектования запасными частями, инструментами, принадлежностями;

номенклатуры и технического состояния средств измерений техники общего и специального назначения, входящих в комплект наземного средства РТО;

условий эксплуатации;

наличия и состояния ЭД.

5.2. По результатам обследования экспертная комиссия принимает соответствующие решения по продлению срока службы (ресурса), если:

тактические и технические характеристики наземного средства РТО соответствуют требованиям, установленным ЭД на это средство;

предельное состояние по надежности не наступило;

проведение ремонта не требуется.

Если отдельные параметры и тактико-технические характеристики наземного средства РТО не соответствуют требованиям ЭД, то в акте технического состояния указываются меры по устранению этих несоответствий, и решение по продлению срока службы (ресурса) принимается после выполнения указанных мероприятий.

Срок, на который увеличивается срок службы (ресурс), определяется экспертной комиссией.

5.3. Первый экземпляр акта технического состояния прилагается к формуляру наземного средства РТО, а второй ‒ к документации, предоставляемой на продление срока службы (ресурса) наземного средства РТО.

Начальник отдела гражданской авиации
П.Д. Туревский
В данный документ изменений не вносилось.