watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 26.07.2016

Номер документа: 461

Дата государственной регистрации: 16.08.2016

Регистрационный номер: 1475

Заголовок документа: Об утверждении Правил проведения специального досмотра воздушных судов гражданской авиации Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.020 - Управление в сфере транспорта

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства транспорта Донецкой Народной Республики http://donmintrans.ru/, 17.08.2016; Официальный сайт Донецкой Народной Республики dnr-online.ru, 23.08.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

26.07.2016
№461
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1475
от   «16» августа 2016  г.
Об утверждении Правил проведения специального досмотра воздушных судов гражданской авиации Донецкой Народной Республики

Во исполнение статьи 36, пункта 6 части 2 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», статей 11 и 47 Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики», на основании пункта 1.2, подпункта 23 пункта 3.1 Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 г. № 40-8,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила проведения специального досмотра воздушных судов гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

3. Отделу гражданской авиации обеспечить подачу настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики на государственную регистрацию.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра транспорта Дуброва А.В.

И.о. Министра
И.А. Андриенко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1475
от   «16» августа 2016  г.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО ДОСМОТРА ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

1.1. Правила проведения специального досмотра воздушных судов гражданской авиации Донецкой Народной Республики (далее – Правила) разработаны для применения на предприятиях авиационного транспорта с целью обеспечения авиационной безопасности и предупреждения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

1.2. Настоящие Правила распространяются на все юридические и физические лица, субъекты предпринимательской деятельности, которые выполняют работу, связанную с обеспечением авиационной безопасности и предупреждением актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

1.3. Правила определяют организации и должностных лиц, ответственных за безопасность воздушных судов, предусматривают и регламентируют порядок проведения предполетного и послеполетного осмотра, предполетного и специального досмотра воздушных судов на земле и в полете с целью выявления возможно спрятанного на воздушном судне оружия, взрывных устройств, других опасных веществ и предметов и их обезвреживания.

1.4. Настоящие Правила разработаны в соответствии с:

Законом Донецкой Народной Республики «О противодействии терроризму»;

Законом Донецкой Народной Республики «О полиции»;

Законом Донецкой Народной Республики «О перевозке опасных грузов»;

Уголовным кодексом Донецкой Народной Республики;

авиационными правилами «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 05 ноября 2015 г. № 608, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 30 ноября 2015 г. под № 791;

документами ИКАО:

«Руководство по безопасности для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»;

приложение 17 «Стандарты и рекомендуемая практика. Безопасность. Защита международной гражданской авиации от актов незаконного вмешательства»;

Конвенции: Гаагская от 16 декабря 1960 г., Токийская от 14 сентября 1963 г., Монреальская от 23 сентября 1971 г.;

протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию. Монреаль 23 сентября 1971 г.

II. Термины и сокращения

2.1. В настоящих Правилах термины употребляются в следующем значении:

авиапредприятие – любое предприятие, оказывающее авиационные услуги или эксплуатирует воздушные суда;

авиационная безопасность – комплекс мероприятий, а также человеческие и материальные ресурсы, предназначенные для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства;

акт незаконного вмешательства – противоправные действия, связанные с посягательством на нормальную и безопасную деятельность авиации и авиационных объектов, в результате которых произошли несчастные случаи с людьми, с нанесением имущественных убытков, захватом или угоном воздушного судна, или создающие ситуацию для таких последствий;

аэропорт – комплекс сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перевозок, имеющий для этих целей аэродром, другие наземные сооружения и необходимое оборудование;

багаж – предметы, имущество и другая личная собственность пассажира, которые перевозятся на воздушном судне;

бортовые припасы – предметы, предоставленные эксплуатантом для использования или продажи на борту воздушного судна, в том числе бортовое питание;

взрывное устройство – механизм для взрыва (срабатывания) боеприпаса при определенных внешних воздействиях или в требуемый момент. Состоит из датчика цели взрывателя и собственно взрывателя. Воспринимает воздействие объекта поражения (давление, вибрацию, его магнитное, тепловое или др. поле) или сигнал с пункта управления и выдает сигнал на исполнительную цепь, производящую взрыв;

груз – любое имущество, перевозимое на борту воздушного судна, за исключением бортовых припасов и багажа;

досмотр – процедура, выполняемая с применением технических и других средств (или без применения их) с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

захват гражданского воздушного судна – незаконное осуществление контроля над воздушным судном, находящимся в воздухе или на земле, с помощью насилия или угрозы его применения;

зона технического обслуживания воздушных судов – участок земли, а также средства и оборудование, предусмотренные для технического обслуживания воздушных судов, в том числе перроны, ангары, здания, мастерские, места стоянки наземных транспортных средств и связанные с ними дороги (рулежные дорожки);

изолированное место стоянки – выделенный участок рулежной дорожки, удаленный от аэровокзала, перрона и зон технического обслуживания воздушных судов на расстояние не менее 400 метров, оборудованный средствами связи и пожаротушения;

контролируемая зона – рабочая площадь авиапредприятия (аэропорта) и прилегающая к ней территория, а также помещения, доступ к которым контролируется;

контроль на безопасность – специальные меры по предотвращению внесения в контролируемую зону и на борт воздушного судна оружия, взрывчатых веществ и других опасных предметов, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства;

место стоянки воздушных судов – выделенный (обозначенный) участок (зона) на перроне, предназначенный для стоянки воздушных судов;

осмотр – процедура проверки воздушного судна с целью обеспечения безопасности воздушного судна и лиц, перевозимых на нем, обнаружения предметов угрозы и повреждений, которые могут привести к авиационному происшествию;

пассажир – лицо, которое перевозится на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки;

перрон – часть летного поля аэродрома, предназначенная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пассажиров, погрузки или разгрузки багажа, груза, почтовых отправлений, заправки, стоянки или технического обслуживания воздушных судов;

подозрительное устройство – предполагаемое или вероятное взрывное устройство, а также предметы, несоответствующие окружающей обстановке, из которых слышны специфичные звуки (щелканье, тиканье, электронные звуковые сигналы и другое) или распространяется специфический запах, характерный для взрывчатых веществ;

постороннее лицо – любое лицо, которое не участвует в обслуживании данного рейса и не осуществляет контрольно-надзорные функции;

предполетный досмотр воздушного судна – процедура досмотра перед вылетом воздушного судна персоналом службы авиационной безопасности аэропорта или авиакомпании с привлечением членов экипажа (инженерно-технического состава) для выявления веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном судне;

пропускной режим – установленный порядок санкционированного допуска лиц и транспорта в зоны ограниченного доступа авиапредприятия;

ручная кладь – вещи пассажира, находящиеся при перевозке под наблюдением самого пассажира;

служба авиационной безопасности – специальное подразделение, которое выполняет функции защиты деятельности эксплуатанта (аэропорта), независимо от форм собственности, от актов незаконного вмешательства, других противоправных посягательств на их безопасную, нормальную деятельность;

специальный досмотр воздушного судна – процедура досмотра воздушного судна, проводимая персоналом службы авиационной безопасности аэропорта с привлечением членов экипажа (инженерно-технического состава) и государственных органов в соответствии с их компетенцией с целью обнаружения предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте, при наличии информации о возможности акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, при установлении факта нахождения воздушного судна без охраны, после посадки воздушного судна, в отношении которого совершен акт незаконного вмешательства, захват (попытка захвата) или угон;

стерильная зона – зона между любым пунктом контроля на безопасность пассажиров и воздушным судном, доступ к которой строго контролируется;

уполномоченное лицо – специалист из числа персонала службы авиационной безопасности аэропорта или авиакомпании, членов экипажа (инженерно-технического состава), назначенный приказом первого руководителя аэропорта или авиакомпании в группу предполетного, послеполетного или специального досмотра, а также специалисты вооруженных сил, воинских формирований, спасательных подразделений, правоохранительных и специальных государственных органов Донецкой Народной Республики;

эксплуатант – лицо, организация или предприятие, эксплуатирующее воздушные суда или предлагающее услуги в этой области.

2.2. В настоящих Правилах используются следующие сокращения:

АБ – авиационная безопасность;

АНВ – акт незаконного вмешательства;

ИАС – инженерно-авиационная служба;

ИКАО – Международная организация гражданской авиации;

ВС – воздушное судно;

САБ – служба авиационной безопасности.

III. Ответственность за безопасность воздушного судна

3.1. Ответственность за безопасность воздушного судна (далее – ВС) несет высшее должностное лицо эксплуатанта. Высшее должностное лицо может делегировать выполнение функций по вопросам авиационной безопасности (далее – АБ) своему заместителю, в должностные обязанности которого входит:

организация охраны собственных ВС;

организация проведения предполетного и послеполетного осмотра, предполетного и специального досмотра ВС с целью выявления и обезвреживания, возможно спрятанных на ВС оружия, взрывных устройств, других опасных веществ и предметов;

назначение на время обслуживания ВС, ответственного лица за обеспечение АБ.

3.1.1. Назначенное ответственное лицо за обеспечение АБ на время обслуживания ВС:

допускает к ВС только принимающих непосредственное участие в его обслуживании и эксплуатации лиц согласно пропускам;

устанавливает, в случае нахождения возле ВС посторонних лиц, цель пребывания этих лиц в данной зоне и срочно сообщает об этом службе авиационной безопасности (далее – САБ) аэропорта и (или) руководству эксплуатанта;

оповещает руководство эксплуатанта и САБ аэропорта обо всех происшествиях, произошедших возле ВС или на его борту и нарушивших правила безопасности ВС и персонала;

обеспечивает закрытие и замыкание всех дверей и люков и опечатывания их специальной печатью, уборку трапов, стремянок, другого оборудования от ВС после окончания работ;

сдает ВС под охрану и принимает его от охраны в соответствии с инструкцией, действующей в данном аэропорту.

3.2. Руководство аэропорта несет ответственность за обеспечение безопасности ВС согласно условиям договоров, заключенных с эксплуатантами, а также:

обеспечивает допуск в контролируемые зоны аэропорта строго ограниченному кругу лиц;

организует наблюдение за передвижением к ВС и от ВС транспорта и персонала с целью предотвращения несанкционированного доступа к нему;

организует охрану территории аэропорта, а также ВС и имущества эксплуатантов после приема их под охрану;

организует проведение контроля на безопасность членов экипажа, пассажиров, ручной клади, багажа, грузов и других отправлений, перевозимых ВС;

информирует эксплуатантов об актах незаконного вмешательства (далее – АНВ) или угрозах совершения таких актов непосредственно при получении такой информации;

оперативно реагирует на запросы эксплуатантов с целью принятия ответных действий в случае совершения или угрозы совершения АНВ в их деятельность;

участвует в проведении специального досмотра ВС совместно со специально подготовленными работниками эксплуатанта, а в случае необходимости – с привлечением специалистов по взрывчатым устройствам и опасным веществам;

обеспечивает подготовку места размещения и обезвреживания взрывных устройств, а также предусматривает маршруты и обеспечивает наличие контейнеров для транспортировки таких устройств;

принимает другие меры безопасности, если они предусмотрены договором с эксплуатантом;

принимает дополнительные меры безопасности по запросам эксплуатантов в случае возникновения кризисной ситуации.

IV. Предполетный и послеполетный осмотр воздушного судна

4.1. Цель проведения предполетного осмотра – обеспечение безопасности ВС и лиц, перевозимых на нем, обнаружения предметов угрозы и повреждений, которые могут привести к авиационному происшествию.

4.2. Проведение предполетного осмотра проводится в соответствии с маршрутом, определенным Руководством по летной эксплуатации данного типа ВС, и регламентируется технологией работы экипажа и наземных служб, а также настоящими Правилами.

4.3. Предполетный осмотр ВС проводится членами экипажа и работниками инженерно-авиационной службы (далее – ИАС) эксплуатанта непосредственно перед полетом, если между рейсами ВС находилось под охраной и на время осмотра отсутствует информация об угрозе для данного ВС.

4.4. Каждый член экипажа и работник ИАС проводит предполетный осмотр ВС в объеме, предусмотренном технологией работы экипажа и Руководством по летной эксплуатации данного типа ВС.

4.5. При проведении предполетного осмотра ВС не предполагается открытие технологических люков, дверей, запасных выходов, а только проверяется сохранность оттисков печатей и пломб в предусмотренных местах, а также контролируется наличие признаков открытия или попытки открытия дверей, люков, запасных выходов. Особое внимание необходимо уделять выявлению предметов угрозы в местах свободного доступа.

4.6. О результатах предполетного осмотра члены экипажа сообщают командиру ВС, который делает запись в бортовом журнале и в графе «осмотр» Карты-наряда на оперативное техническое обслуживание.

4.7. Послеполетный осмотр проводится в объеме предполетного осмотра с целью выявления посторонних предметов, возможно, оставленных пассажирами, или другими лицами на борту ВС или возле него.

4.8. В случае обнаружения подозрительных признаков по вопросам АБ, осмотр прекращается и, по требованию командира экипажа, назначается досмотр ВС.

V. Предполетный досмотр воздушного судна

5.1. Предполетный досмотр ВС проводится с целью обеспечения безопасности ВС и лиц, пребывающих на нем, выявления предметов угрозы, повреждений, которые могут привести к авиационному событию, выявления признаков осуществления АНВ или других противоправных действий.

5.2. Предполетному досмотру подлежат ВС, выполняющие международные и внутренние полеты непосредственно перед вылетом. Предполетный досмотр ВС при выполнении международных полетов проводится перед пограничным контролем.

5.3. Проведение предполетного досмотра проводится в соответствии с маршрутом, определенным Руководством по летной эксплуатации данного типа ВС, и регламентируется технологией работы экипажа и наземных служб, а также настоящими Правилами.

5.4. Предполетный досмотр ВС проводится непосредственно перед полетом в следующих случаях:

между рейсами, если ВС не находилось под охраной любой период времени;

при приеме ВС от подразделения охраны, если ИАС эксплуатанта или экипажем были выявлены нарушения оттисков печатей и пломб;

если при проведении предполетного осмотра были обнаружены признаки попытки проникновения на ВС или в его отдельные отсеки;

по требованию командира ВС во всех случаях, вызывающих подозрение о возможном размещении на ВС оружия, взрывных устройств, других опасных веществ и предметов.

5.5. Предполетный досмотр ВС в аэропорту базирования проводится ИАС эксплуатанта с участием членов экипажа и технического персонала аэропорта.

5.6. Численность групп для проведения предполетного досмотра ВС определяется руководителем аэропорта (авиакомпании) в зависимости от типа ВС и технической оснащенности групп досмотра, которые должны состоять из 2 групп по 2 – 4 человека для досмотра ВС внутри и снаружи.

5.7. В аэропортах промежуточных посадок, где отсутствует персонал, знакомый с конструкцией и имеющий допуск к эксплуатации данного типа ВС, предполетный досмотр осуществляется членами экипажа в соответствии с маршрутом, определенным Руководством по летной эксплуатации данного типа ВС, и регламентируется технологией работы экипажа и Контрольным перечнем мест, подлежащих досмотру, который утверждается Республиканским органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим надзор в авиационной сфере.

5.8. О результатах предполетного досмотра члены экипажа сообщают командиру ВС, и делается запись в бортовом журнале и в графе «досмотр» Карты-наряда на оперативное техническое обслуживание.

5.9. В случае обнаружения предметов, которые могут создать угрозу безопасности, запрещается прикасаться к ним и перемещать их, досмотр прекращается и, по требованию командира экипажа, назначается специальный досмотр ВС.

5.10. Повторный предполетный досмотр ВС проводится в случаях:

отказа пассажира от полета, если пассажир находился на борту ВС перед вылетом;

отказа пассажиру в перевозке авиакомпанией, если пассажир находился на борту ВС;

обнаружения на борту ВС посторонних лиц перед вылетом.

VI. Специальный досмотр воздушного судна

6.1. Специальный досмотр проводится с целью обеспечения безопасности ВС и лиц, находящихся на борту ВС, персонала и объектов эксплуатанта, выявления предметов угрозы возможно размещенных на борту ВС их и обезвреживания, которые могут привести к авиационному происшествию, а также сведения к минимуму последствий такого события.

6.2. Проведение специального досмотра регламентируется требованиями нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности полетов ВС гражданской авиации Донецкой Народной Республики и настоящими Правилами.

6.3. Специальный досмотр ВС проводится:

при получении информации об угрозе безопасности ВС, находящегося в полете или на земле, независимо от источника и способа получения этой информации;

после посадки ВС, в отношении которого совершен акт незаконного вмешательства, захват (попытка захвата) или угон;

если при проведении предполетного осмотра (досмотра) ВС выявлены признаки угрозы совершения АНВ;

во всех случаях, когда есть обоснованное подозрение о размещении на ВС предметов угрозы совершения АНВ;

при установлении факта нахождения ВС без охраны;

по запросу эксплуатанта;

по требованию командира ВС.

6.4. В случае если информация об угрозе АНВ, связанного с наличием взрывного устройства, поступила после погрузки груза, багажа, почтовых отправлений и посадки пассажиров, то с соблюдением мер безопасности  пассажиры эвакуируются и подлежат повторному досмотру, а ВС подлежит специальному досмотру.

6.5. В каждом аэропорту (авиапредприятии, авиакомпании) должен быть утвержденный Министерством транспорта Донецкой Народной Республики Контрольный перечень мест, которые подлежат досмотру, для каждого типа ВС (вертолета), эксплуатируемых на данном предприятии, и схемы досмотров этих ВС.

Контрольный перечень мест воздушного судна (вертолета), подлежащих досмотру (типовой) (далее – Контрольный перечень) приведен в приложении 1 к настоящим Правилам.

VII. Порядок проведения предполетного и специального досмотров воздушного судна

7.1. При проведении предполетного и специального досмотров ВС места и подходы к некоторым узлам и агрегатам в соответствии с Контрольным перечнем и в зависимости от типа и модификации ВС могут быть изменены.

7.2. Специальный досмотр ВС, в отношении которого совершен АНВ, или поступила информация о возможности совершения АНВ, или при установлении факта нахождения ВС без охраны производится в полном объеме в соответствии с Контрольным перечнем.

При поступлении информации о заложенном взрывном устройстве ВС следует отбуксировать на специально выделенную стоянку (рулежную дорожку), оцепленную в радиусе не менее 400 метров.

7.3. При предполетном досмотре ВС производится досмотр внутреннего пространства кабины экипажа и пассажирского салона в объеме, предусмотренном Контрольным перечнем.

7.4. Предполетный досмотр проводится перед вылетом ВС на перроне до посадки пассажиров, погрузки груза, багажа, почтовых отправлений, бортовых запасов и питания.

7.5. В случае повторного проведения процедуры предполетного досмотра ВС в случаях, предусмотренных пунктом 5.10. настоящих Правил, допускается проводить предполетный досмотр без высадки пассажиров, выгрузки груза, багажа, почты, бортовых запасов и питания.

Решение о целесообразности высадки пассажиров, выгрузки груза, багажа, почты, бортовых запасов и питания перед проведением повторного предполетного досмотра принимается командиром ВС.

7.6. Специальный досмотр ВС производится на изолированной стоянке до посадки (после высадки) пассажиров, погрузки (после выгрузки) груза, багажа, почтовых отправлений, бортовых запасов и питания.

7.7. При поступлении информации об угрозе применения взрывного устройства после посадки пассажиров они подлежат немедленной эвакуации.  Высаженные пассажиры с ручной кладью в сопровождении и под постоянным контролем работников САБ аэропорта возвращаются на повторный досмотр в здание аэропорта. Выгруженные из ВС груз, багаж, почтовые отправления, бортовые запасы и питание рассредоточиваются на расстоянии не менее 100 метров от ВС. По периметру на безопасном расстоянии выставляется оцепление работников САБ аэропорта и представителей иных государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дислоцированных в аэропорту.

7.8. Высаженные пассажиры, выгруженные груз, багаж, почтовые отправления, бортовые запасы и питание подвергаются повторному досмотру в полном объеме.

7.9. Перед началом специального досмотра необходимо закрыть все двери, отключить оборудование и прислушаться к звукам внутри ВС с целью обнаружения звуков часового или электронного механизма и иных посторонних шумов.

7.10. Досмотр целесообразно начинать в двух направлениях от середины фюзеляжа к носу и к хвосту. В случае если досмотр производится в полете, необходимо ограничить каждую зону от возможного доступа пассажиров и членов экипажа.

7.11. Досматривать необходимо все помещения (отсеки) ВС, двери, панели, люки, места установки аварийного спасательного оборудования, хранения бортовой документации, места установки оборудования, внутри которого, за ним или под ним (в труднодоступных местах) может быть помещено взрывное устройство.

7.12. В первую очередь досмотру подлежат область кабины, легкодоступные места, скрытые от постоянного наблюдения, затем последовательно места наиболее удобные для размещения взрывного устройства.

7.13. Специальный досмотр каждого отсека необходимо производить с соблюдением Методики досмотра (приложение 2 к настоящим Правилам):

от уровня пола до уровня пояса;

от уровня пояса до уровня головы;

от уровня головы до уровня потолка.

7.14. Специальный досмотр труднодоступных мест производится с использованием поворотных зеркал с подсветкой.

7.15. Во избежание повторного досмотра необходимо все досмотренные ранее места маркировать лентой, мелом или иными подручными материалами.

7.16. В случае выявления в ходе предполетного и специального досмотров на борту ВС постороннего лица, необходимо предотвратить его дальнейший доступ в контролируемую зону и вызвать сотрудников государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дислоцированных в аэропорту.

7.17. После завершения процедуры досмотра, сотрудники ИАС (бортинженер воздушного судна) должны убедиться в том, что все двери, люки, панели, отсеки надежно закрыты, все снятые, сдвинутые и переставленные предметы и оборудование установлены на свои места.

7.18. При проведении предполетного и специального досмотров следует обращать внимание на предметы, не относящиеся к ВС:

с признаками взрывного устройства: необычная форма, упаковка, обертка, провода неизолированные, фольга, наличие на упаковке веревок, изоляционной ленты, маслянистых пятен, распространение непривычного запаха, специфические звуки часовых механизмов или электронных приборов;

соответствующие описанию, содержащемуся в полученной информации об угрозе;

аудио, видео, электронные и электрические приборы, игрушки, книги, журналы и иные подобные предметы, которые находятся в местах, не предназначенных для них;

невостребованные или оставленные без присмотра;

оборудование и изделия ВС, находящиеся на своем штатном месте и имеющие следы постороннего вмешательства.

7.19. Проведение предполетного и специального досмотра выполняются в соответствии с Картой-нарядом на проведение предполетного и специального досмотра воздушных судов (приложение 3 к настоящим Правилам).

VIII. Способы проведения специального досмотра

8.1. Специальный досмотр ВС в полете.

8.1.1. Информация об угрозе безопасности ВС, находящегося в полете, должна быть передана экипажу (командиру ВС) в максимально короткий срок через диспетчера управления воздушным движением.

8.1.2. Ответственность за принятие решений в случае угрозы взрыва в полете несет командир ВС.

8.1.3. Решение о проведении специального досмотра ВС в полете может быть принято:

если по полученной информации стало известно, что во взрывном устройстве возможно использование запала барометрического типа;

если невозможно срочное осуществление вынужденной посадки;

во всех случаях, когда командир ВС признает необходимым его проведение для безопасного завершения полета.

8.1.4. При проведении специального досмотра в полете командир ВС:

обеспечивает безопасность полета, поддерживает связь с диспетчером воздушного движения;

получает с помощью средств связи консультации от специалистов по обращению с подозрительными предметами;

принимает меры по предотвращению паники среди пассажиров и других лиц, находящихся на борту ВС;

руководит работой экипажа в процессе досмотра.

8.1.5. Досмотр внутренней части ВС в полете проводится членами экипажа в объеме, предусмотренном Контрольным перечнем для данного типа ВС и схемой досмотра, которые должны находиться на борту ВС в недоступном для посторонних лиц месте.

8.1.6. В процессе специального досмотра необходимо соблюдать следующие правила:

прежде всего, досмотреть помещения, в которых легко открываются двери, люки и другое;

опечатанные помещения и отсеки, при отсутствии признаков их открывания, следует досматривать в последнюю очередь;

каждое досмотренное место маркируют мелом или другим веществом, липкой лентой;

обнаруженный предмет угрозы необходимо обследовать согласно инструкции, разработанной эксплуатантом;

описание предмета угрозы командир ВС передает диспетчеру управления воздушным движением;

перемещение предмета угрозы, находящегося на ВС, допускается только после консультации со специалистами;

для обеспечения минимально возможных последствий взрыва предмет угрозы размещают на борту ВС, в месте, где бы он представлял минимальную опасность данному типу ВС;

после обнаружения предмета угрозы досмотр ВС продолжается до его завершения в полном объеме;

о результатах проведения досмотра командир ВС сообщает диспетчеру управления воздушным движением;

после посадки ВС буксируется на отдельную изолированную стоянку и повторно досматривается с участием специалистов по взрывным устройствам;

экипаж должен быть готов к аварийной эвакуации пассажиров с ВС в аэропорту посадки.

8.2. Специальный досмотр ВС на земле.

8.2.1. Любая информация о возможном размещении взрывного устройства на борту ВС должна считаться достоверной до момента обнаружения взрывного устройства либо подтверждения недостоверности этой информации.

8.2.2. Если информация не конкретная, специальному досмотру подлежат все ВС, которые обоснованно можно считать находящимися под угрозой (следуют в одном направлении, принадлежат тому же эксплуатанту и другое).

8.2.3. Специальный досмотр на земле проводится подготовленными специалистами ИАС эксплуатанта и подразделений, которые обеспечивают безопасность в этом аэропорту по специальным планам, в объеме, предусмотренном Контрольным перечнем для данного типа ВС и схемой досмотра.

8.2.4. В аэропортах промежуточных посадок, где отсутствует персонал, знакомый с конструкцией и имеющий допуск к эксплуатации данного типа ВС, специальный досмотр проводится с участием членов экипажа.

8.2.5. В международных аэропортах Донецкой Народной Республики проведение специального досмотра ВС производится с привлечением представителей органов пограничного и таможенного контроля.

8.2.6. Количество и численность групп для проведения специального досмотра ВС определяется руководителями аэропортов (авиакомпаний) совместно с представителями правоохранительных органов.

8.2.7. В случае принятия решения о проведении специального досмотра силами специалистов по взрывным устройствам вооруженных сил, воинских формирований, спасательных подразделений, правоохранительных и специальных государственных органов Донецкой Народной Республики, то в группе досмотра необходимо присутствие специалиста ИАС (бортинженера ВС) для оказания консультативной помощи.

8.2.8. Перед проведением специального досмотра необходимо принять следующие меры безопасности:

провести тщательный осмотр места стоянки ВС, места изолированной стоянки и маршрутов буксировки ВС и перемещения взрывного устройства к месту его обезвреживания;

осуществить внешний осмотр ВС с целью определения возможности его буксировки к месту изолированной стоянки;

подготовить ВС к проведению специального досмотра – заземление, открытие дверных проемов, багажных и грузовых люков, освобождение от багажа, груза, почты, которые необходимо располагать на безопасном расстоянии для досмотра работниками САБ;

ограничить доступ лиц, не участвующих в проведении досмотра и удалить таких лиц на расстояние не менее чем на 100 метров от зоны выполнения работ;

подготовить средства оказания первой помощи и обезвреживания последствий возможного взрыва, привести в готовность пожарно-спасательные команды и медицинский персонал для оказания помощи пострадавшим лицам.

8.2.9. Руководитель группы специального досмотра распределяет зоны ВС между специалистами, проводит инструктаж по мерам безопасности и выдает каждому специалисту Контрольный перечень мест для данного типа ВС и Карту-наряд на проведение предполетного и специального досмотра воздушных судов, а также переносные приборы освещения, зеркала на поворотных штангах и средства маркировки досмотренных мест (мел или другое вещество, липкую ленту).

8.2.10. Досмотр ВС проводится после осмотра каждой зоны или всего ВС, во время которого ни к чему нельзя прикасаться, ничего не передвигать и не открывать.

8.2.11. С целью выявления звуков работы часового механизма до начала проведения осмотра группа досмотра должна в течение нескольких секунд прислушиваться с закрытыми глазами к звукам внутри ВС, оборудование которого должно быть выключено, а двери закрыты. В случае отсутствия таких звуков приступить к досмотру.

8.2.12. Досмотр каждой зоны должен начинаться с осмотра пола и из мест, наиболее доступных для пассажиров и постепенно распространяться до труднодоступных мест.

8.2.13. После осмотра ВС начинается его досмотр, который предусматривает открывания дверей, люков, отсеков и другие действия, направленные на проверку (визуальную или на ощупь) наличия или отсутствия опасных предметов или веществ.

8.2.14. Каждое досмотренное место маркируется мелом или липкой лентой, о чем делается запись в Карту-наряд на проведение предполетного и специального досмотра воздушных судов.

8.2.15. Выявленные при досмотре подозрительные предметы или вещества следует рассматривать как потенциально взрывные устройства, зажигательные или ядовитые вещества. Запрещается передвигать их, лить на них воду или другую жидкость, накрывать их или осуществлять с ними другие действия.

8.2.16. В случае обнаружения подозрительного предмета все лица, которые осуществляли досмотр, должны немедленно покинуть ВС и находиться в безопасном месте на расстоянии не менее 100 метров от ВС до момента обезвреживания или удаления опасного предмета.

8.2.17. Не рекомендуется использовать радиооборудование вблизи подозрительного предмета или создавать вблизи него звуковые или тепловые колебания.

8.2.18. После обезвреживания (удаления) опасного предмета специалистами по взрывным устройствам, группа специального досмотра продолжает работу до ее завершения в полном объеме в соответствии с Контрольным перечнем мест для данного типа ВС.

8.2.19. О результатах проведенного специального досмотра составляется акт, который подписывается всеми лицами, принимавшими участие в досмотре.

8.2.20. Руководитель группы досмотра информирует о результатах досмотра руководство аэропорта, эксплуатанта, а также командира ВС, дает рекомендации о допуске ВС к полету (замену ВС или задержку вылета и другое).

8.2.21. Решение о продолжении полета, замене ВС или задержке вылета принимает командир ВС.

8.2.22. О результатах проведенного специального досмотра ВС руководитель САБ эксплуатанта (аэропорта) в течение 24 часов информирует Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики в установленном порядке.

IX. Порядок оформления документации

9.1. При обнаружении в ходе специального досмотра ВС опасных предметов и веществ, являющихся орудием либо предметом правонарушения, такие предметы и вещества изымаются.

9.2. В случае обнаружения взрывного или иного подозрительного устройства, по окончании проведения работ по его обезвреживанию, эвакуации или уничтожению, документация оформляется соответствующими специалистами по взрывным устройствам подразделений вооруженных сил, воинских формирований, правоохранительных и специальных государственных органов Донецкой Народной Республики.

9.3. После выполнения специального досмотра руководитель группы специального досмотра оформляет в установленном порядке:

Карту-наряд на проведение предполетного и специального досмотра ВС;

журнал учета изъятия предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перевозке на воздушном транспорте, выявленных при предполетном и специальном досмотре ВС (приложение 4 к настоящим Правилам);

журнал учета предполетного и специального досмотра гражданских ВС (приложение 5 к настоящим Правилам).

9.4. После выполнения предполетного и повторного предполетного досмотра руководители досмотровых групп оформляют в установленном порядке:

Карту-наряд на проведение повторного предполетного досмотра ВС (приложение 6 к настоящим Правилам);

журнал учета изъятия предметов и веществ, запрещенных или ограниченных к перевозке на воздушном транспорте, выявленных при предполетном и специальном досмотре ВС;

журнал учета предполетного и специального досмотра гражданских ВС.

Начальник отдела гражданской авиации
П.Д. Туревский
В данный документ изменений не вносилось.