watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 17.08.2016

Номер документа: 499

Дата государственной регистрации: 01.09.2016

Регистрационный номер: 1525

Заголовок документа: Об утверждении авиационных правил «Сертификационные требования к техническим средствам для выполнения авиационных работ, процедуры сертификации»

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.050 - Воздушный транспорт, 020.030.060 - Качество продукции. Стандартизация. Сертификация. Маркировка, 090.070.020 - Управление в сфере транспорта

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

17.08.2016
№499
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1525
от   «01» сентября 2016  г.
Об утверждении авиационных правил «Сертификационные требования к техническим средствам для выполнения авиационных работ, процедуры сертификации»

С целью установления требований к техническим средствам для выполнения авиационных работ и процедур их сертификации, во исполнение статьи 36, пункта 6 части 2 статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», статей 11 и 47 Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики», на основании пункта 1.2, подпункта 23 пункта 3.1 Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 г. № 40-8,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить авиационные правила «Сертификационные требования к техническим средствам для выполнения авиационных работ, процедуры сертификации».

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

3. Отделу гражданской авиации обеспечить подачу настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики на государственную регистрацию.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя Министра транспорта Дуброва А.В.

И.о. Министра
И.А. Андриенко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1525
от   «01» сентября 2016  г.

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА «СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНИЧЕСКИМ СРЕДСТВАМ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ АВИАЦИОННЫХ РАБОТ, ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ»

I. Общие положения

1.1. Авиационные правила «Сертификационные требования к техническим средствам для выполнения авиационных работ, процедуры сертификации» (далее — Правила) разработаны в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О транспорте», требованиями нормативных правовых актов международных организаций в области гражданской авиации, а также рекомендуемой практики международных авиационных организаций, нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, регламентирующих деятельность гражданской авиации, в том числе с «Правилами Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденными приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 08 мая 2015г.  № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 июня 2015г. под регистрационным № 182, «Номенклатурой объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Донецкой Народной Республике», утвержденной приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 12 апреля 2016 г.  № 265, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 26 апреля 2016г. под регистрационным № 1219.

1.2. Требования настоящих Правил распространяются на авиационное оборудование, предназначенное для авиационных работ, выполняемых с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды и других целей.

Общие технические требования к техническим средствам для выполнения авиационных работ, подлежащим обязательной сертификации в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее — Система сертификации ДОНТРАНССЕРТ), приведены в приложении 1 к настоящим Правилам.

1.3. Правила разработаны исходя из обязательств государства по минимизации рисков причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде при использовании технических средств для выполнения авиационных работ (далее — ТС АР) с учетом выполнения авиационными предприятиями (эксплуатантами) установленных эксплуатационных требований к ТС АР.

1.4. Подтверждение соответствия ТС АР установленным требованиям осуществляется посредством проведения обязательной сертификации и выдачи сертификата соответствия.

Сертификацию ТС АР осуществляет орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ (далее – ОС).

1.5. В настоящих Правилах термины употребляются в следующем значении:

авиационные работы – работы, выполняемые с использованием полетов воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей природной среды, оказания медицинской помощи и других целей;

держатель сертификата соответствия — юридическое лицо, имеющее сертификат соответствия подтверждающий соответствие технического средства для выполнения авиационных работ требованиям, установленным настоящими Правилами, положениями стандартов или условиями договоров;

инспекционный контроль за сертифицированным ТС АР — контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления того, что поставляемое сертифицируемое техническое средство для выполнения авиационных работ продолжает соответствовать заданным требованиям, подтвержденным при сертификации;

сертификация ТС АР – процедура, осуществляемая органом по сертификации подтверждения соответствия технического средства для выполнения авиационных работ установленным требованиям, положениям стандартов или условиям договоров;

технические средства для выполнения авиационных работ – бортовое авиационное оборудование и специальное оборудование, предназначенное или используемое для выполнения авиационных работ.

1.6. Юридическое лицо, обратившееся в ОС с заявкой на проведение сертификации ТС АР (далее — заявитель) или держатель сертификата соответствия обязаны:

реализовывать продукцию, выполнять работы только при наличии сертификата соответствия, выданного или признанного ОС;

обеспечивать соответствие сертифицированного ТС АР требованиям нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, на соответствие которым оно было сертифицировано, и маркирование его знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате соответствия и нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, которым должно соответствовать ТС АР, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, выполнение работ, если ТС АР не отвечают требованиям нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, на соответствие которым сертифицировано, по истечении срока действия сертификата соответствия или срока годности продукции, а также в случае, если действие сертификата соответствия приостановлено, либо отменено (аннулировано) решением ОС;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС, осуществляющими обязательную сертификацию ТС АР и контроль за сертифицированным ТС АР;

извещать ОС в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или технологический процесс производства сертифицированной продукции или работ, выполняемых сертифицированным ТС АР.

1.7. Сертификат соответствия ТС АР, подлежащих обязательной сертификации в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ, является документом, необходимым при введении ТС АР в эксплуатацию на авиационных предприятиях (в эксплуатантов) Донецкой Народной Республики.

II. Процедуры проведения сертификации ТС АР

2.1. Процедура проведения сертификации ТС АР определяется пунктами 8.8 и 8.9 «Правил Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения» и включает в себя следующие этапы:

подача заявителем в ОС в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ заявки на проведение сертификации и комплекта документов на сертификацию;

предварительную оценку заявки ОС и принятие решения по ней (включая определение схемы сертификации);

направление решения по заявке заявителю с указанием испытательной лаборатории (центра), проводящего испытания ТС АР, и (или) экспертного центра по сертификации, проводящего оценку соответствия ТС АР требованиям нормативных документов;

проведение испытаний и (или) оценку соответствия ТС АР, анализ состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;

рассмотрение возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия;

анализ результатов испытаний и (или) оценку соответствия, состояния производства и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;

оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия либо направление заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированным ТС АР, применения сертификата и знака соответствия;

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия ТС АР установленным требованиям;

информацию о результатах сертификации.

2.2. Для проведения сертификации ТС АР заявитель подает заявку на проведение сертификации в ОС. Образец заявки приведен в приложении 2 к настоящим Правилам.

2.3. ОС рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по проведению сертификации ТС АР или направляет обоснованный отказ. Образец решения ОС по заявке приведен в приложении 3 к настоящим Правилам.

2.4. Оценка соответствия ТС АР нормативным требованиям проводится ОС и включает следующий состав работ:

испытания для целей сертификации, другие способы доказательства соответствия;

проверка документов (перечень документов, предоставляемых заявителем для целей сертификации, приведен в приложении 4 к настоящим Правилам);

оценка технической документации, конструкции и заявленных характеристик ТС АР;

анализ состояния производства;

разработка комплексного заключения.

2.5. Состав сертификационных работ по конкретному типу ТС АР устанавливается программой ОС в зависимости от принятой схемы сертификации (приложение 5 к настоящим Правилам).

2.6. Испытания для целей сертификации проводятся по решению ОС в испытательных лабораториях, аккредитованных в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ на проведение соответствующих испытаний.

При необходимости испытательная лаборатория может использовать аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений других организаций согласно пункта 8.7 «Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве», утвержденного приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 г. № 86, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 02 марта 2016 г. под регистрационным № 1053.

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у ТС АР, поставляемых потребителю (заказчику).

Для проведения сертификационных испытаний могут привлекаться аккредитованные испытательные лаборатории (центры), эксперты на условиях договора.

2.7. Признание знаков соответствия, результатов сертификационных испытаний и сертификатов соответствия в Системе сертификации ДОНТРАНСЕРТ, выданных ОС, аккредитованными в иных системах сертификации, осуществляется в соответствии  с «Правилами признания сертификатов соответствия в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве», утвержденными приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 26 февраля 2016 г. № 122, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 21 марта 2016 г. под регистрационным № 1087.

2.8. Анализ состояния производства проводится ОС в соответствии с программой работ, утверждаемой ОС.

2.9. ОС на основании результатов рассмотрения актов (протоколов) инспекционной проверки, протоколов испытаний, заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, разрабатывается комплексное заключение о соответствии конкретного типа (экземпляра) ТС АР требованиям нормативных документов.

2.10. Решение о возможности выдачи сертификата соответствия (об отказе в выдаче) принимает ОС на основании комплексного заключения. Образец решения о возможности выдачи сертификата соответствия (об отказе в выдаче) приведен в приложении 6 к настоящим Правилам.

2.11. Срок действия сертификата соответствия устанавливает ОС с учетом срока действия нормативных документов на ТС АР, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на три года.

2.12. Сертификат соответствия вступает в силу с момента (даты) его регистрации в Реестре Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

2.13. При внесении изменений в конструкцию (состав) ТС АР или технологию его производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом ОС, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

2.14. Сертификат соответствия ТС АР выдается заявителю с указанием конкретного производителя ТС АР. Передача права использования сертификата соответствия его держателем другому юридическому лицу не допускается.

2.15. Сертификат соответствия может выдаваться на новый срок по заявке заявителя в порядке, установленном для первоначальной сертификации. Состав сертификационных работ при этом может уточняться ОС в зависимости от результатов инспекционного контроля сертифицированных ТС АР, наличия системы управления качеством на производстве, сведений о качестве и надежности поставляемых ТС АР и информации по результатам его эксплуатации в авиапредприятиях Донецкой Народной Республики.

2.16. ТС АР, которым выдан сертификат соответствия, в установленном порядке маркируются знаком, используемым в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

2.17. Инспекционный контроль за сертифицированным ТС АР (если это предусмотрено схемой сертификации) организует и проводит ОС, выдавший сертификат соответствия.

2.18. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания ТС АР и другие проверки, необходимые для подтверждения, что производимое (поставляемое) ТС АР продолжает соответствовать установленным требованиям, на соответствие которым оно было сертифицировано.

2.19. Решение о проведении планового или внепланового инспекционного контроля принимает ОС. Проведение инспекционного контроля, права, обязанности и ответственность ОС в процессе проведения контроля регламентируются «Правилами Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения» и настоящими Правилами.

2.20. Инспекционный контроль за конкретным сертифицированным ТС АР проводится по специально разрабатываемой и утверждаемой ОС программе, устанавливающей цель, состав комиссии, объем, содержание и порядок проведения работ. Проведение инспекционного контроля может быть организовано в рамках сертификации эксплуатантов, обеспечивающих и осуществляющих авиационные работы, если она проводится ОС, участвовавшим в сертификации ТС АР.

2.21. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытания образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированного ТС АР и возможности сохранения действия выданного сертификата соответствия.

2.22. По результатам инспекционного контроля сертифицированного ТС АР могут быть сделаны следующие выводы:

подтвердить действие сертификата соответствия (при положительных результатах инспекционного контроля);

разработать и провести корректирующие мероприятия по устранению вскрытых недостатков, нарушений и их последствий (при наличии недостатков и последствий, которые могут быть устранены);

приостановить действие или отменить (аннулировать) сертификат соответствия (при неудовлетворительных результатах инспекционного контроля).

2.23. ОС может приостановить или отменить действие сертификата соответствия в случае несоответствия ТС АР требованиям нормативных документов, а также в случаях изменения:

нормативного документа на ТС АР или метода испытаний;

конструкции (состава), комплектности ТС АР;

(невыполнения) технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие ТС АР установленным требованиям.

2.24. Решение ОС о приостановлении действия или отмене (аннулировании) сертификата соответствия должно быть доведено до держателя сертификата соответствия не позднее 10 дней со дня принятия такого решения.

При возникновении спорных вопросов в отношении принятия решения о приостановлении действия, отмене (аннулировании) сертификата соответствия держатель сертификата соответствия вправе обжаловать решение ОС в порядке, установленном правилами Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

2.25. Аннулированный сертификат соответствия не восстанавливается. Повторная заявка на проведение сертификации ТС АР может быть подана заявителем только после устранения причин, послуживших основанием для аннулирования сертификата соответствия.

2.26. Проведение обязательной сертификации ТС АР в рамках Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ осуществляется возмездно.

III. Методы оценки соответствия ТС АР

3.1. Основными методами оценки соответствия при сертификации ТС АР являются определение действительных значений величин (параметров); выполнение технических операций, заключающихся в определении одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой; установление факта нахождения характеристик ТС АР в пределах заданных нормативов.

3.2. Определение состава необходимых и достаточных документов по ТС АР, оцениваемых для целей сертификации, а также применение методов оценки соответствия осуществляются экспертами ОС и включаются в программу сертификационных работ по конкретному типу ТС АР.

3.3. Испытательные лаборатории Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ проводят испытания конкретных ТС АР или конкретные виды испытаний согласно своей области аккредитации, выдают протоколы испытаний по программе сертификационных работ.

3.4. В зависимости от специфики проводимого испытания испытательной лабораторией Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ разрабатываются методики согласно пункта 8.7 «Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве», утвержденного приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 г.  № 86, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 02 марта 2016 г. под регистрационным № 1053.

3.5. При проведении контроля (оценки) параметров и характеристик ТС АР, условий их производства, испытаний и эксплуатации применяются следующие методы:

экспертная оценка полноты и правильности применения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики;

сравнительная оценка нормативных и фактических значений показателей, характеристик;

кинематические и динамические расчеты функциональных элементов конструкций;

контрольные осмотры фактического состояния ТС АР и производственной базы;

инструментальный контроль показателей эксплуатационной безопасности ТС АР;

оценка состояния технической, производственной и эксплуатационной документации;

математическое моделирование процессов и условий эксплуатации;

наблюдение за процессами, фиксация результатов;

контрольные опросы эксплуатантов, постановка вводных изготовителям ТС АР.

3.6. Результаты оценки соответствия ТС АР установленным требованиям должны быть документально оформлены и могут включать перечни контролируемых вопросов, формы для регистрации данных испытаний, другие документы, подтверждающие выводы и заключения экспертов.

Начальник отдела гражданской авиации
П.Д. Туревский
В данный документ изменений не вносилось.