watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 07.09.2016

Номер документа: 546

Дата государственной регистрации: 26.09.2016

Регистрационный номер: 1590

Заголовок документа: Об утверждении авиационных правил «Сертификационные требования к наземной авиационной технике, процедуры сертификации»

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.020 - Управление в сфере транспорта

Информация об опубликовании: Информация не предоставлена правотворческим органом

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

07.09.2016
№546
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1590
от   «26» сентября 2016  г.
Об утверждении авиационных правил «Сертификационные требования к наземной авиационной технике, процедуры сертификации»

С целью установления требований к наземной авиационной технике и процедур её сертификации, во исполнение статьи 18, пунктов 1, 9, 10 статьи 19 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», статей 11 и 47 Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики», на основании пункта 1.2, подпункта 23 пункта 3.1 Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 г. № 40-8,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить авиационные правила «Сертификационные требования к наземной авиационной технике, процедуры сертификации».

2. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

3. Отделу гражданской авиации обеспечить подачу настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики на государственную регистрацию.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела гражданской авиации Туревского П.Д.

И.о. Министра
И.А. Андриенко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1590
от   «26» сентября 2016  г.

АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА «СЕРТИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАЗЕМНОЙ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ, ПРОЦЕДУРЫ СЕРТИФИКАЦИИ»

I. Общие положения

1.1. Авиационные правила «Сертификационные требования к наземной авиационной технике, процедуры сертификации» (далее – Правила)  разработаны в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О транспорте», требованиями нормативных правовых актов международных организаций в области гражданской авиации, а также рекомендуемой практики международных авиационных организаций, нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, регламентирующих деятельность гражданской авиации, в том числе с «Правилами Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденными приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 08 мая 2015 г. № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 июня 2015 г. под регистрационным № 182, «Номенклатурой объектов гражданской авиации, подлежащих обязательной сертификации в Донецкой Народной Республике», утвержденной приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 12 апреля 2016 г. № 265, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 26 апреля 2016 г. под регистрационным № 1219.

1.2. Настоящие Правила устанавливают требования и процедуры сертификации наземной авиационной техники (далее – HAT).

Общие технические требования к наземной авиационной технике, подлежащей обязательной сертификации в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – Система сертификации ДОНТРАНССЕРТ), приведены в приложении 1 к настоящим Правилам.

1.3. Правила разработаны исходя из обязательств государства по минимизации рисков причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, окружающей среде при использовании HAT с учетом выполнения предприятиями гражданской авиации (далее –предприятия ГА) установленных эксплуатационных требований к HAT.

1.4. Подтверждение соответствия HAT установленным требованиям осуществляется посредством проведения обязательной сертификации и выдачи сертификата соответствия.

Сертификацию НАТ осуществляет орган по сертификации, аккредитованный в установленном порядке в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ (далее – ОС).

1.5. В настоящих Правилах термины употребляются в следующем значении:

держатель сертификата соответствия – юридическое лицо, имеющее сертификат соответствия, подтверждающий соответствие наземной авиационной техники установленным требованиям;

наземная авиационная техника – техника обеспечивающая обслуживание пассажиров, багажа, почты и грузов; техническое обслуживание воздушных судов; эксплуатационное содержание и ремонт аэродромов; авиатопливообеспечение. К наземной авиационной технике относятся специальные машины, агрегаты и установки, обеспечивающие буксировку самолетов, наземный запуск авиационных двигателей, заправку воздушных судов топливом, маслом, техническими жидкостями, зарядку самолетных потребителей сжатыми газами, проверку электрических, гидравлических, пневматических и других систем воздушного судна, подготовку к полетам и круглогодичное содержание взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек, мест стоянок, обработку и транспортирование багажа, грузов, создание комфортных условий пассажирам и другое.

1.6. Юридическое лицо, обратившееся в ОС с заявкой на проведение сертификации НАТ (далее – заявитель), или держатель сертификата соответствия обязаны:

реализовывать продукцию, выполнять работы только при наличии сертификата соответствия, выданного или признанного ОС;

обеспечивать соответствие сертифицированного объекта гражданской авиации (далее – объект ГА) требованиям нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, на соответствие которым он был сертифицирован, и маркирование его знаком соответствия в установленном порядке;

указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификате соответствия и нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, которым должны соответствовать объекты ГА, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя;

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, выполнение работ, если объект ГА не отвечает требованиям нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, на соответствие которым сертифицирован, по истечении срока действия сертификата соответствия или срока годности продукции, а также в случае, если действие сертификата соответствия приостановлено либо отменено (аннулировано) решением ОС;

обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами ОС, осуществляющими обязательную сертификацию объектов ГА и инспекционный надзор за сертифицированными объектами ГА;

извещать ОС в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицированной продукции или работ, выполняемых сертифицированным объектом ГА.

1.7. Сертификат соответствия HAT, подлежащей обязательной сертификации в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ, является необходимым документом при введении ее в эксплуатацию на авиационных предприятиях Донецкой Народной Республики.

II. Процедуры проведения сертификации HAT

2.1. Процедура проведения сертификации HAT определяется пунктами 8.8 и 8.9 «Правил Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденных приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 08 мая 2015 г. № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 июня 2015 г. под регистрационным № 182 и включает в себя следующие этапы:

подача заявителем в ОС в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ заявки на проведение сертификации и комплекта документов на сертифицируемый объект;

предварительную оценку заявки ОС и принятие решения по ней (включая определение схемы сертификации);

направление решения по заявке заявителю с указанием испытательной лаборатории (центра), проводящего испытания НАТ, и (или) экспертного центра по сертификации, проводящего оценку соответствия НАТ требованиям нормативных документов;

проведение испытаний и (или) оценку соответствия НАТ, анализ состояния производства, если это предусмотрено схемой сертификации;

рассмотрение возможности признания имеющихся у заявителя сертификатов соответствия;

анализ результатов испытаний и (или) оценку соответствия, состояния производства и принятие решения о возможности выдачи сертификата соответствия либо обоснование отказа в выдаче сертификата соответствия;

оформление, регистрацию и выдачу сертификата соответствия и разрешения на применение знака соответствия либо направление заявителю обоснованного отказа в выдаче сертификата;

осуществление инспекционного контроля за сертифицированной НАТ, применения сертификата и знака соответствия;

корректирующие мероприятия при нарушении соответствия НАТ установленным требованиям;

информацию о результатах сертификации.

2.2. Для проведения сертификации НАТ заявитель подает заявку и комплект документов в ОС. Образец заявки на проведение сертификации НАТ приведен в приложении 2 к настоящим Правилам.

2.3. ОС рассматривает заявку и не позднее одного месяца после ее получения сообщает заявителю решение по проведению сертификации НАТ или направляет обоснованный отказ. Образец решения ОС по заявке на проведение сертификации НАТ приведен в приложении 3 к настоящим Правилам.

2.4. Оценка соответствия HAT нормативным требованиям проводится ОС и включает следующий состав работ:

испытания для целей сертификации, другие способы доказательства соответствия;

проверка документов (перечень документов, предоставляемых заявителем для целей сертификации, приведен в приложении 4 к настоящим Правилам);

оценка технической документации, конструкции и заявленных характеристик HAT;

анализ состояния производства;

разработка комплексного заключения.

2.5. Состав сертификационных работ по конкретному типу HAT устанавливается программой ОС в зависимости от принятой схемы сертификации  НАТ (приложение 5 к настоящим Правилам).

2.6. Испытания для целей сертификации проводятся по решению ОС в испытательных лабораториях, аккредитованных в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ на проведение соответствующих испытаний.

При необходимости испытательная лаборатория может использовать аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений других организаций согласно пункта 8.7 «Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве», утвержденного приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 г. № 86, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 02 марта 2016 г. под регистрационным № 1053.

Испытания проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления которых должны быть такими же, как у HAT, поставляемой потребителю (заказчику).

Для проведения сертификационных испытаний могут привлекаться аккредитованные испытательные лаборатории (центры), эксперты на условиях договора.

2.7. Признание знаков соответствия, результатов сертификационных испытаний и сертификатов соответствия в Системе сертификации ДОНТРАНСЕРТ, выданных ОС, аккредитованными в иных системах сертификации, осуществляется в соответствии с «Правилами признания сертификатов соответствия в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве», утвержденными приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 26 февраля 2016 г. № 122, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 21 марта 2016 г. под регистрационным № 1087.

2.8. Анализ состояния производства проводится ОС в соответствии с программой работ, утверждаемой ОС.

2.9. ОС на основании результатов рассмотрения актов (протоколов) инспекционной проверки, протоколов испытаний, заключения по документации заявителя и другой информации, полученной в процессе экспертизы, разрабатывается комплексное заключение о соответствии конкретного типа HAT требованиям нормативных документов.

2.10. Решение о возможности выдачи (об отказе в выдаче) сертификата соответствия принимает ОС на основании комплексного заключения. Образец решения о возможности выдачи (об отказе в выдаче) сертификата соответствия приведен в приложении 6 к настоящим Правилам. При наличии управляющего органа в ОС решение о возможности выдачи (об отказе в выдаче)  сертификата соответствия принимается коллегиально.

2.11. Срок действия сертификата соответствия устанавливает ОС с учетом срока действия нормативных документов на НАТ, а также срока, на который сертифицировано производство или сертифицирована система качества, но не более чем на три года.

2.12. Сертификат соответствия вступает в силу в соответствии с правилами, установленными в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

2.13. При внесении изменений в конструкцию (состав) HAT или технологию ее производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям нормативных документов, заявитель заранее извещает об этом ОС, который принимает решение о необходимости проведения новых испытаний или оценки состояния производства этой продукции.

2.14. Сертификат соответствия  HAT выдается заявителю с указанием конкретного производителя НАТ. Передача права использования сертификата соответствия его держателем другому юридическому лицу не допускается.

2.15. Сертификат соответствия может выдаваться на новый срок по заявке заявителя в порядке, установленном для первоначальной сертификации. Состав сертификационных работ при этом может уточняться ОС в зависимости от результатов инспекционного контроля сертифицированной HAT, наличия системы управления качеством на производстве, сведений о качестве и надежности поставляемой НАТ и информации по результатам ее эксплуатации в предприятиях ГА Донецкой Народной Республики.

2.16. Объекты НАТ, на которые выдан сертификат соответствия, в установленном порядке маркируются знаком соответствия, используемым в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ согласно «Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Описание знака соответствия. Форма, размеры, технические требования и правила применения», утвержденной приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 08 октября 2015 г. № 519, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 30 октября 2015 г. под регистрационным №693.

2.17. Инспекционный контроль за сертифицированной HAT (если это предусмотрено схемой сертификации) организует и проводит ОС, выдавший сертификат соответствия.

2.18. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания HAT и другие проверки, необходимые для подтверждения, что производимая (поставляемая) HAT продолжает соответствовать установленным требованиям, на соответствие которым она была сертифицирована.

2.19. Решение о проведении планового или внепланового инспекционного контроля принимает ОС. Проведение инспекционного контроля, права, обязанности и ответственность ОС в процессе проведения контроля регламентируются «Правилами Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения» утвержденными приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 08 мая 2015 г. № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03 июня 2015 г. под регистрационным № 182 и настоящими Правилами.

2.20. Инспекционный контроль за конкретной сертифицированной HAT проводится по специально разрабатываемой и утверждаемой ОС программе, устанавливающей цель, состав комиссии, объем, содержание и порядок проведения работ. Проведение инспекционного контроля может быть организовано в рамках сертификации отдельных видов аэропортовой деятельности, если она проводится ОС, участвовавшим в сертификации НАТ.

2.21. Результаты инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов испытания образцов и других проверок, делается заключение о состоянии производства сертифицированной НАТ и возможности сохранения действия выданного сертификата соответствия.

2.22. По результатам инспекционного контроля сертифицированной HAT могут быть сделаны следующие выводы:

продлить действие сертификата соответствия (при положительных результатах инспекционного контроля);

разработать и провести корректирующие мероприятия по устранению вскрытых недостатков, нарушений и их последствий;

приостановить действие сертификата соответствия в том случае, если путем корректирующих мероприятий заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия;

отменить действие сертификата соответствия (при неудовлетворительных результатах инспекционного контроля).

2.23. ОС может приостановить или отменить действие сертификата соответствия в случае несоответствия HAT требованиям нормативных документов, а также в случаях изменения:

нормативного документа на НАТ или метода испытаний;

конструкции (состава), комплектности НАТ;

(невыполнения) технологии, методов контроля и испытаний, системы обеспечения качества, если перечисленные изменения могут вызвать несоответствие НАТ установленным требованиям.

2.24. Решение ОС о приостановлении или отмене действия сертификата соответствия должно быть доведено до держателя сертификата соответствия не позднее 10 дней со дня принятия такого решения.

При возникновении спорных вопросов в отношении принятия решения о приостановлении, отмене действия сертификата соответствия держатель сертификата соответствия вправе обжаловать решение ОС в соответствии с правилами, установленными в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

2.25. Отмененный сертификат соответствия не восстанавливается. Повторная заявка на проведение сертификации HAT может быть подана заявителем только после устранения причин, послуживших основанием для аннулирования сертификата соответствия.

2.26. Оплата работ по проведению обязательной сертификации HAT осуществляется на договорной основе.

III. Методы оценки соответствия HAT

3.1. Основными методами оценки соответствия при сертификации HAT являются определение действительных значений величин (параметров); выполнение технических операций, заключающихся в определении одной или нескольких характеристик продукции в соответствии с установленной процедурой; установление факта нахождения характеристик HAT в пределах заданных нормативов.

3.2. Определение состава необходимых и достаточных документов по HAT, оцениваемых для целей сертификации, а также применение методов оценки соответствия осуществляются экспертами ОС и включаются в программу сертификационных работ по конкретному типу HAT.

3.3. Испытательные лаборатории Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ проводят испытания конкретной HAT или конкретные виды испытаний согласно своей области аккредитации, выдают протоколы испытаний по программе сертификационных работ.

3.4. В зависимости от специфики проводимого испытания испытательной лабораторией Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ разрабатываются методики согласно пункта 8.7 «Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве», утвержденного приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 12 февраля 2016 г.  № 86, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 02 марта 2016 г. под регистрационным № 1053.

3.5. При проведении контроля (оценки) параметров и характеристик HAT, условий ее производства, испытаний и эксплуатации применяются следующие методы:

экспертная оценка полноты и правильности применения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики;

сравнительная оценка нормативных и фактических значений показателей, характеристик;

кинематические и динамические расчеты функциональных элементов конструкций;

контрольные осмотры фактического состояния НАТ и производственной базы;

инструментальный контроль экологических и санитарно-технических показателей;

оценка состояния технической, производственной и эксплуатационной документации;

математическое моделирование процессов и условий эксплуатации;

наблюдение за процессами, фиксация результатов;

контрольные опросы эксплуатантов, постановка вводных изготовителям HAT.

3.6. Результаты оценки соответствия HAT установленным требованиям должны быть документально оформлены и могут включать перечни контролируемых вопросов, формы для регистрации данных испытаний, другие документы, подтверждающие выводы и заключения экспертов.

Начальник отдела гражданской авиации
П.Д. Туревский
В данный документ изменений не вносилось.