watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 05.10.2016

Номер документа: 593

Дата государственной регистрации: 01.11.2016

Регистрационный номер: 1690

Заголовок документа: Об утверждении Правил аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.050 - Воздушный транспорт, 090.070.020 - Управление в сфере транспорта

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

05.10.2016
№593
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1690
от   «01» ноября 2016  г.
Об утверждении Правил аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики

С целью определения порядка организации и проведения мероприятий аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, аварийно-спасательных работ на территории аэропортов (аэродромов) и в зоне ответственности аэродромов за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в гражданской авиации Донецкой Народной Республики, во исполнение статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», статьи 13 Закона Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», статей 7 и 8 Закона Донецкой Народной Республики «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», на основании пункта 1.2, подпункта 23 пункта 3.1 Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 октября 2014 г. № 40-8,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

2. Отделу гражданской авиации обеспечить подачу настоящего приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики на государственную регистрацию.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела гражданской авиации Туревского П.Д.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

И.о. Министра
И.А. Андриенко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1690
от   «01» ноября 2016  г.

ПРАВИЛА АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНОГО И ПРОТИВОПОЖАРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОЛЕТОВ В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

I. Общие положения

1.1. Правила аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законами Донецкой Народной Республики «О транспорте», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» и нормативными правовыми актами в области обеспечения безопасности полётов воздушных судов в гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

1.2. Настоящие Правила определяют порядок организации и проведения мероприятий аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, аварийно-спасательных работ на территории аэропортов (аэродромов) и в зоне ответственности аэродромов за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в гражданской авиации Донецкой Народной Республики.

1.3. Настоящие Правила распространяются на юридические и   физические лица, независимо от форм собственности и подчинения, на которые возложено аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов.

1.4. Контроль исполнения настоящих Правил осуществляет Министерство транспорта Донецкой Народной Республики.

1.5. В настоящих Правилах  термины имеют следующие значения:

аварийная ситуация ‒ ситуация, характеризующаяся отклонением от нормальных условий жизни и деятельности людей, которая привела (может привести) к угрозе жизни и здоровью людей, разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств;

аварийная стадия ‒ общий термин, который означает в разных обстоятельствах стадию неуверенности, стадию тревоги или стадию бедствия;

аварийно-спасательная команда ‒ нештатное формирование, которое создается и функционирует в составе аэропорта (аэродрома), имеет специальную подготовку и оснащено средствами, оборудованием и снаряжением для быстрого и эффективного проведения поисковых и аварийно-спасательных работ;

аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов ‒ комплекс мероприятий по соблюдению установленных правил и нормативов (норм), направленных на подготовку, содержание на должном уровне готовности и привлечение к действиям аварийно-спасательных сил и средств для поиска и спасания пассажиров, членов экипажа, а также тушения  пожаров, возникших во время авиационных происшествий на территории аэропортов (аэродромов) и в зоне ответственности аэродромов за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;

аварийно-спасательные работы ‒ действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов; характеризуются наличием факторов,  угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения;

аварийно-спасательные средства – техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и  методические материалы, видео-, кино-, фото- материалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы   данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ;

аварийное оповещение ‒ система мероприятий, направленных на своевременное уведомление соответствующих органов и организаций о воздушных судах, которым необходима помощь аварийно-спасательных служб, и содействие таким органам и организациям;

аварийный приводной передатчик (ELT) ‒ оборудование, которое передает характерные сигналы на заданных частотах и в зависимости от вида применения может срабатывать автоматически в результате удара или приводиться в действие вручную;

авиационное происшествие ‒ событие, связанное с использованием воздушного судна, которое, в случае пилотируемого воздушного судна,   имеет место с момента, когда какое-либо лицо поднимается на борт воздушного судна с намерением совершить полет, до момента, когда все находившиеся на борту лица покинули воздушное судно, или, в случае беспилотного воздушного судна, происходит с момента, когда воздушное судно готово стронуться с места с целью совершить полет, до момента его остановки в конце полета и выключения основной силовой установки и в ходе которого:

1) какое-либо лицо получает телесное повреждение со смертельным исходом или серьезное телесное повреждение в результате:

нахождения в данном воздушном судне; или

непосредственного соприкосновения с какой-либо частью воздушного судна, включая части, отделившиеся от данного воздушного судна; или

непосредственного воздействия струи газов реактивного двигателя;

за исключением тех случаев, когда телесные повреждения получены в результате естественных причин, нанесены самому себе, либо нанесены другими лицами, или когда телесные повреждения нанесены безбилетным пассажирам, скрывающимся вне зон, куда обычно открыт доступ пассажирам и членам экипажа; или

2) воздушное судно получает повреждения или происходит разрушение его конструкции, в результате чего:

нарушается прочность конструкции, ухудшаются технические или летные характеристики воздушного судна; и

требуется крупный ремонт или замена поврежденного элемента, за исключением случаев отказа или повреждения двигателя, когда повреждены только один двигатель (включая его капоты или вспомогательные агрегаты), воздушные винты, законцовки крыла, антенны, датчики, лопатки,  пневматики, тормозные устройства, колеса, обтекатели, панели, створки шасси, лобовые стекла, обшивка воздушного судна (например, небольшие вмятины или пробоины), или имеются незначительные повреждения   лопастей несущего винта, лопастей хвостового винта, шасси и повреждения, вызванные градом или столкновением с птицами (включая пробоины в обтекателе антенны радиолокатора); или

3) воздушное судно пропадает без вести или оказывается в таком месте, где доступ к нему абсолютно невозможен;

аттестация ‒ определение квалификации специалиста, объема его   знаний, опыта, способностей, необходимых для выполнения конкретных обязанностей;

аэродром ‒ участок суши или водной поверхности, включая  размещенные на ней любые здания, сооружения и оборудование, предназначенный полностью или частично для прибытия, отправления и движения воздушных судов;

бортовые аварийно-спасательные средства ‒ технические средства, функционально связанные с конструкцией воздушного судна, съемные средства и снаряжение, используемые для спасания людей в случае возникновения и развития аварийных ситуаций на борту воздушного судна;

воздушное судно ‒ летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды;

воздушное судно, которое терпит или потерпело бедствие, ‒ ситуация с воздушным судном, когда судну, экипажу и лицам, находящимся на его  борту, угрожает опасность или с которым потеряна связь и его местонахождение неизвестно;

зона ответственности аэродрома за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ ‒ местность и воздушное пространство над ней, в пределах которых эксплуатант аэродрома обеспечивает организацию и проведение поиска и аварийно-спасательных работ. Зона ответственности аэродрома за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, как правило, имеет форму круга с центром в контрольной точке аэродрома и радиусом до 10 км и определяется инструкцией по производству полетов (использованию воздушного пространства) в районе аэродрома;

зона ответственности посадочной площадки за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, как правило, устанавливается в пределах территории посадочной площадки и определяется инструкцией по производству полетов (использованию воздушного пространства) в районе посадочной площадки;

координационный центр поиска и спасания ‒ орган, который несет ответственность за координацию проведения аварийно-спасательных работ в пределах района поиска и спасания, а также за содействие эффективной организации работы аварийно-спасательной службы;

наземная поисково-спасательная группа ‒ группа, которая укомплектована подготовленным персоналом и оснащена оборудованием, пригодным для проведения поисковых и аварийно-спасательных работ в пределах ответственности эксплуатанта аэродрома за проведение поисковых  и аварийно-спасательных работ;

НOTAM ‒ извещение, рассылаемое средствами электросвязи и содержащее информацию о введении в действие, состоянии или изменении любого аэронавигационного оборудования, обслуживания и правил или информацию об опасности, своевременное предупреждение о которых имеет важное значение для персонала, связанного с выполнением полетов;

пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;

поисково-спасательное обеспечение полетов ‒ комплекс мероприятий по соблюдению установленных правил и нормативов (норм), направленных на своевременную подготовку, содержание на должном уровне готовности и привлечение к действиям сил и средств реагирования на чрезвычайную ситуацию с воздушным судном;

посадочная площадка ‒ участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо водная поверхность, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

предприятие гражданской авиации ‒ любое предприятие, оказывающее авиационные услуги или эксплуатирующее воздушные суда;

сертификат соответствия ‒ документ, который выдается по результатам сертификации и удостоверяет соответствие субъекта или объекта  авиационной деятельности установленным требованиям правил системы сертификации;

сигнал «Готовность» ‒ сигнал оповещения для аварийно-спасательной команды, когда до ожидаемой посадки воздушного судна, терпящего бедствие, остается 30 минут и более;

сигнал «Отбой» ‒ сигнал оповещения для прекращения действий при аварийных ситуациях с воздушным судном, действий аварийно-спасательной команды, которые выполнялись по сигналу «Готовность» или «Тревога», или после завершения аварийно-спасательных работ;

сигнал «Тревога» ‒ сигнал оповещения для аварийно-спасательной команды, когда авиационное происшествие произошло внезапно или до ожидаемой посадки воздушного судна, терпящего бедствие, остается менее 30 минут;

служба аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения ‒ структурное подразделение в составе предприятия гражданской авиации, осуществляющее функции аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, объектов и инфраструктуры на территории аэропортов (аэродромов) гражданской авиации;

чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории, объекте, в предприятии, учреждении, организации сложившаяся в результате аварии (опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия), которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

эксплуатант ‒ юридическое или физическое лицо, которое   эксплуатирует воздушные суда или предоставляет услуги в этой области.

1.6. В настоящих Правилах используются следующие сокращения:

АП ‒ авиационное происшествие;

АС – аэродромная служба;

АСК ‒ аварийно-спасательная команда;

АСР ‒ аварийно-спасательные работы;

ВПП ‒ взлетно-посадочная полоса;

ВС ‒ воздушное судно;

ГА ‒ гражданская авиация;

ИАС ‒ инженерно-авиационная служба;

КЦПС ‒ координационный центр поиска и спасания;

МС – медицинская служба;

НПСГ ‒ наземная поисково-спасательная группа;

ОВД ‒ обслуживание воздушного движения;

ОЛР – организация летной работы;

ПАСОП – поисковое и аварийно-спасательное обеспечение полетов;

РДЦ ‒ районный диспетчерский центр;

РТО ‒ радиотехническое обеспечение;

САБ – служба авиационной безопасности;

СОП – служба организации перевозок;

СПБ – служба пожарной безопасности;

ССТ – служба специального транспорта;

УТПЗ ‒ уровень требуемой противопожарной защиты;

ЦДА ‒ центральная диспетчерская аэропорта;

UTC ‒ Всемирное координированное время.

II. Аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов

2.1. Аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов ГА состоит из:

аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов на аэродроме (вертодроме) (далее ‒ аэродром), в аэропорту (в состав которого входит аэродром), в зоне ответственности аэродрома за проведение  поисковых и аварийно-спасательных работ, на посадочной площадке;

поисково-спасательного обеспечения полетов воздушных судов ГА эксплуатантами.

2.2. Аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов на аэродроме, в аэропорту (в состав которого входит аэродром) и в зоне ответственности аэродрома за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ, на посадочной площадке включает:

подготовку ответственных должностных лиц к организации аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов;

планирование мероприятий для тушения пожаров;

планирование мероприятий для выполнения поиска и аварийно-спасательных работ;

организацию дежурства аварийно-спасательных команд, способов (средств) и  органов управления ими;

организацию связи и аварийного оповещения о бедствии с ВС;

организацию и выполнение поиска;

организацию и выполнение аварийно-спасательных работ и тушения пожаров;

организацию технического оснащения наземных аварийно-спасательных команд современными средствами спасания;

организацию технического оснащения пожарно-спасательного подразделения современной пожарно-спасательной техникой, огнетушащими веществами, специальным аварийно-спасательным снаряжением;

проведение специальной подготовки личного состава АСК и органов управления.

2.3. Поисково-спасательное обеспечение полетов воздушных судов ГА эксплуатантами включает:

подготовку ответственных должностных лиц для организации поисково-спасательного обеспечения полетов и руководства им;

планирование мероприятий для выполнения поисково-спасательных работ;

организацию аварийного оповещения о бедствии с ВС;

проведение специальной подготовки экипажей поисково-спасательных воздушных судов;

проведение специальной подготовки подразделения аварийно-спасательной команды (если таковой входит в расчет АСК);

организацию специальной подготовки экипажей к действиям в  аварийной ситуации на борту ВС и выживанию экипажа и пассажиров в случае АП;

организацию технического оснащения поисково-спасательных ВС современными средствами поиска и спасания;

организацию оснащения и содержания в надлежащем состоянии ВС бортовыми аварийно-спасательными средствами и контроля их готовности;

организацию проведения инструктажа пассажиров по действиям в аварийной ситуации на борту ВС.

2.4. Регулирование аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов, поисково-спасательного обеспечения полетов ГА, а также координация совместных действий с другими органами государственной власти осуществляются Министерством транспорта Донецкой Народной Республики.

2.5. Организация аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов на территории аэропорта (аэродрома) ГА и в зоне ответственности аэродрома за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ возлагается на эксплуатанта аэродрома в соответствии с приказом по предприятию ГА посредством штатного подразделения ‒   службу аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения.

Эксплуатанты ВС осуществляют поисково-спасательное обеспечение полетов посредством их подразделения ‒ службы поисково-спасательного обеспечения полетов.

В авиационных учебных заведениях, не являющихся эксплуатантами аэродрома, и на посадочных площадках организация аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов осуществляется их   руководителями с назначением ответственного лица за аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение.

2.6. Создание, реорганизация, ликвидация служб аварийно-  спасательного и противопожарного обеспечения и поисково-спасательного обеспечения полетов ГА осуществляется по согласованию с   республиканским органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики, реализующим государственную политику в сфере гражданской обороны, защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее ‒ МЧС).

2.7. Служба аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА (служба поисково-спасательного обеспечения полетов эксплуатанта ВС) действует в соответствии с разработанным положением о службе, которое утверждается руководителем этого предприятия ГА.

2.8. Служба аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА и служба поисково-спасательного обеспечения полетов эксплуатанта ВС подлежат обязательной регистрации и аттестации как аварийно-спасательные службы.

Порядок регистрации и аттестации аварийно-спасательных служб определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

2.9. К силам и средствам службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА относятся:

АСК предприятий ГА;

аварийно-спасательные и противопожарные средства подразделений АСК.

2.10. К силам и средствам службы поисково-спасательного обеспечения предприятия ГА относятся:

воздушные поисково-спасательные группы;

дежурные поисково-спасательные ВС;

аварийно-спасательные средства ВС;

средства связи, радиотехнического и аэронавигационного обеспечения полетов;

пункты управления силами и средствами ГА для проведения поиска и аварийно-спасательных работ.

III. Организация планирования аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов

3.1. Организация аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в ГА предусматривает планирование мероприятий по поиску и выполнению аварийно-спасательных работ до, во время и после   АП, координацию действий взаимодействующих учреждений, организаций и предприятий, а также координационных центров, служб, аварийно-спасательных команд при проведении поиска и выполнения аварийно-спасательных работ.

3.2. В аэропорту (на аэродроме), на посадочной площадке разрабатывается план мероприятий на случай возникновения аварийных ситуаций с ВС на аэродроме или на посадочной площадке, который утверждается руководителем предприятия ГА и согласовывается с МЧС.

3.2.1. План мероприятий на случай возникновения аварийных ситуаций с ВС на аэродроме является составной частью плана мероприятий на случай аварийных обстоятельств в аэропорту (аварийный план аэропорта), который   в целом должен включать:

аварийные ситуации с ВС;

аварийные ситуации, не имеющие отношения к ВС;

события, требующие медицинской помощи;

сочетание этих аварийных ситуаций.

3.2.2. В плане мероприятий на случай возникновения аварийных ситуаций с ВС на аэродроме предполагается планирование действий подразделений АСК на случай аварийных ситуаций с ВС, в том числе:

при АП на аэродроме (в аэропорту), на посадочной площадке;

при АП за пределами аэродрома (аэропорта), посадочной площадки;

при ожидаемой аварийной посадке ВС.

Планирование действий должно включать:

перечень обязанностей администрации аэропорта (аэродрома), посадочной площадки в случае аварийных ситуаций;

перечень каналов связи с должностными лицами и аварийно-спасательными подразделениями, службами, привлекаемыми к действиям при АП;

организацию стационарного аварийного оперативного центра и передвижного командного пункта в случае аварийных ситуаций;

карту аэродрома и карту зоны ответственности за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ с нанесенной координатной сеткой;

функции органов ОВД в аварийных ситуациях;

привлечение государственных и военных органов, общественных организаций, государственных и частных учреждений и предприятий,  которые удобно расположены и соответствующим образом оснащены для выполнения поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных функций (далее ‒ взаимодействующие аварийно-спасательные силы) в соответствии с планом взаимодействия.

3.2.3. В плане мероприятий на случай возникновения аварийных ситуаций с ВС на аэродроме определяется порядок периодической проверки соответствия плана установленным требованиям путем проведения полномасштабных учений, порядок анализа результатов учений или ликвидации фактической аварийной ситуации с целью повышения их эффективности.

3.2.4. Неотъемлемой частью плана мероприятий на случай  возникновения аварийных ситуаций с ВС является оперативный план пожаротушения на ВС, разработанный с учетом типов ВС, выполняющих полеты на данном аэродроме.

Оперативный план пожаротушения на ВС должен включать:

характеристику аэродрома, включая количество ВПП и их категории по УТПЗ, количество аварийно-спасательных станций, их размещение,   пожарное водоснабжение, схему и характеристику подъездных дорог к ВПП   и аэродрому;

состав противопожарных сил и средств;

состав и расчет возможностей аварийно-спасательных сил и средств для ликвидации пожара на ВС, предусмотренных планом взаимодействия;

связь и оповещение при возникновении пожара на ВС;

порядок действий личного состава пожарно-спасательного  подразделения АСК при тушении пожара на ВС;

рекомендации по тушению пожара на ВС.

К оперативному плану пожаротушения на ВС прилагаются:

схема расположения пожарных автомобилей и других средств пожаротушения для различных типов локализации пожара;

инструкция по покрытию пеной ВПП при аварийной посадке ВС с невыпущенными или поврежденными шасси;

меры безопасности при тушении пожаров на ВС и спасании пассажиров и экипажа;

схемы ВС с указанием основных и аварийных выходов, мест прорубки обшивки фюзеляжа, размещения бортового аварийно-спасательного оборудования, топливных баков, агрегатов электросети и кислородного оборудования.

3.3. В случае возникновения необходимости эвакуации ВС в аэропорту (на аэродроме) разрабатывается план эвакуации ВС, потерявшего способность самостоятельно двигаться. План должен учитывать характеристики ВС, которые выполняют полеты на данном аэродроме, и включать:

обязанности руководящего состава аэропорта (аэродрома) и эксплуатанта ВС по организации и непосредственному выполнению эвакуации ВС с определением ответственных лиц;

выполнение подготовительных мероприятий к проведению эвакуации ВС с определением необходимого оборудования, транспортных средств, возможности их передвижения по территории аэродрома;

действия служб аэропорта и эксплуатанта ВС при выполнении эвакуации ВС;

возможные способы проведения эвакуации с учетом типа ВС;

перечень имеющегося эвакуационного оборудования в аэропорту;

мероприятия по обеспечению необходимым эвакуационным оборудованием из других аэропортов, учреждений, организаций и предприятий;

подготовку и оснащение персонала, который предполагается привлекать к выполнению эвакуации ВС;

меры безопасности при работе с эвакуационным оборудованием, механизмами и при выполнении эвакуации ВС.

Процедуры эвакуации разрабатываются эксплуатантом ВС и предоставляются в качестве приложения к плану аэропорта по эвакуации ВС.

3.4. Администрацией аэропорта (аэродрома) в соответствии с аварийным планом аэропорта должно предусматриваться привлечение АСК к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и других неотложных работ, не связанных с АП, в частности при:

пожаре в зданиях аэропорта;

актах незаконного вмешательства, включая угрозу применения   взрывных устройств, захват ВС;

стихийном бедствии;

событии, связанном с опасными грузами;

событии, требующем оказания медицинской помощи;

чрезвычайной ситуации в сфере здравоохранения.

3.5. В аэропорту (на аэродроме) на смену разрабатывается сменный план дежурства аварийно-спасательных сил и средств, в котором указываются ответственный за ликвидацию последствий АП в аэропорту, руководитель аварийно-спасательных работ на месте АП, состав дежурных аварийно-спасательных сил и средств аэропорта, в том числе состав подразделений АСК, наземной поисково-спасательной группы, имеющиеся средства связи и оповещения, количество и марки специального транспорта, привлекаемого к выполнению АСР.

3.6. В аэропорту (на аэродроме) должны быть отработаны мероприятия по выявлению места АП в зоне ответственности аэродрома за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ и прибытия в него подразделений АСК в кратчайшие сроки с доставкой необходимого аварийно-спасательного  и медицинского оборудования.

В аэропорту (на аэродроме) разрабатываются соответствующие карты (графический план) с нанесенной координатной сеткой территории аэродрома и зоны ответственности аэродрома за проведение поисковых и      аварийно-спасательных работ, с указанием подъездных путей, мест встречи подразделений АСК, зон сосредоточения подразделений АСК, источников водоснабжения, расположения медицинских учреждений и другой необходимой информации для проведения поиска и аварийно-спасательных работ. Экземпляры таких карт должны быть в пункте управления воздушным движением на аэродроме, во всех подразделениях АСК, аварийно-спасательных и пожарных автомобилях аэропорта и в органах управления сил и средств, привлекаемых к выполнению поисковых и аварийно-спасательных работ.

3.7. Эксплуатант ВС разрабатывает план мероприятий на случай аварийной ситуации с собственным ВС, который должен быть скоординирован с планом мероприятий на случай возникновения аварийных ситуаций с ВС в аэропорту базирования, согласован с руководителем этого аэропорта и содержать:

порядок сообщения об аварийной ситуации с ВС;

обязанности руководства и сотрудников эксплуатанта ВС, а также их действия на случай аварийных обстоятельств на аэродроме базирования и за пределами аэродрома;

мероприятия по приему эвакуированных пассажиров;

порядок использования ресурсов эксплуатанта ВС и порядок координации действий с другими эксплуатантами, базирующимися на аэродроме, относительно взаимопомощи;

порядок действий эксплуатанта ВС при аварийной ситуации с ВС за пределами аэродрома;

мероприятия по эвакуации ВС или его частей с места происшествия.

Планирование мероприятий на случай аварийной ситуации с собственным ВС распространяется на все ВС, находящиеся в эксплуатации предприятия ГА.

IV. Организация противопожарного обеспечения полетов

4.1. Противопожарное обеспечение полетов включает мероприятия, направленные на тушение пожаров на ВС, которые возникли при АП или чрезвычайных ситуациях на территории аэродромов ГА, с целью создания условий для спасания людей, находящихся на борту этих ВС.

4.2. Организация противопожарного обеспечения полетов в  предприятиях ГА предусматривает:

определение категории аэродрома (вертодрома) по УТПЗ;

оснащение современной пожарно-спасательной техникой, средствами  для тушения пожаров, аварийно-спасательным снаряжением, огнетушащими веществами, поддержание их в надлежащем состоянии и постоянной готовности к применению;

строительство аварийно-спасательных станций на достаточном расстоянии от взлетно-посадочной (ых) полосы (полос) для своевременного и быстрого развертывания с целью применения пожарно-спасательных сил и средств;

организацию пожарно-спасательных подразделений, качественный подбор персонала этих подразделений и их подготовку;

создание в предприятиях ГА добровольной пожарной охраны (при необходимости);

организацию постоянного наблюдения за взлетом и посадкой ВС дежурным персоналом пожарно-спасательного подразделения;

организацию надежного аварийного оповещения и четкого взаимодействия пожарно-спасательного подразделения предприятия ГА с пожарно-спасательными силами других предприятий, учреждений и организаций;

высокую готовность и профессиональную подготовку персонала пожарно-спасательного подразделения (членов добровольной пожарной охраны);

совершенствование методов и тактики тушения пожаров на ВС имеющимися в ГА средствами пожаротушения.

4.3. Аэродрому устанавливается категория по УТПЗ путем определения категории по УТПЗ каждой ВПП в зависимости от размеров ВС, выполняющих полеты на данном аэродроме (приложение 1 к настоящим Правилам), и частоты полетов.

4.4. На вертодроме категория по УТПЗ устанавливается путем ее определения в зависимости от размеров ВС, выполняющих полеты на данном вертодроме согласно приложению 2 к настоящим Правилам и независимо от частоты полетов.

4.5. На аэродроме должны быть пожарные автомобили, которые рекомендованы для тушения пожаров на ВС. Нормы обеспечения аэродромов ГА пожарными автомобилями и огнетушащими веществами должны соответствовать нормам, приведенным в приложении 3 к настоящим Правилам.

На вертодромах на уровне поверхности минимальное количество огнетушащих веществ должно быть не менее значений, указанных в таблице 3.3 приложения 3 к настоящим Правилам.

На вертодромах, которые подняты над поверхностью, минимальное количество огнетушащих веществ должно быть не менее значений,   указанных в таблице 3.4 приложения 3 к настоящим Правилам.

4.6. На аэродроме в зависимости от категории каждой ВПП по УТПЗ находится нормативный запас огнетушащего вещества, который одновременно доставляется пожарными автомобилями к месту АП. На аэродроме постоянно должен храниться как минимум двукратный по отношению к нормативному резервный запас пенообразователя и дополнительные огнетушащие вещества для тушения пожаров на ВС.

4.7. Размещение аварийно-спасательной (ых) станции (й) на аэродроме должно обеспечивать обзор летного поля и развертывание пожарно-спасательного подразделения в конце каждой ВПП при оптимальных  условиях видимости и состояния поверхности дорог за время, не превышающее трех минут для первого пожарного автомобиля и четырех минут для последующих пожарных автомобилей.

Размещение аварийно-спасательной (ых) станции (й) должно предусматривать прямой и удобный подъезд аварийно-спасательных и противопожарных транспортных средств в зону ВПП с минимальным количеством поворотов.

Размещение аварийно-спасательной (ых) станции (й) на вертодроме должно обеспечивать развертывание пожарно-спасательного подразделения при оптимальных условиях видимости и состояния поверхности дорог в любой части вертодрома за время, не превышающее двух минут.

4.8. Для тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ на ВС и объектах на территории аэропортов (аэродромов) ГА создается штатное пожарно-спасательное подразделение из состава пожарной охраны службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА, которое входит в состав АСК аэродрома.

4.9. Пожарно-спасательное подразделение оснащается пожарно-спасательной техникой, огнетушащими веществами, специальным аварийно-спасательным снаряжением в соответствии с категорией каждой ВПП по УТПЗ.

4.10. На период полетов ВС на аварийно-спасательной (ых) станции (ях) организуется дежурство из персонала пожарно-спасательного подразделения для постоянного наблюдения за взлетом, посадкой и рулением ВС на аэродроме.

Дежурные обеспечиваются оптическими средствами наблюдения и средствами связи для оповещения при АП или пожаре, а также средствами для прослушивания радиообмена между ВС и диспетчерами аэродромно-диспетчерской вышки службы ОВД аэропорта.

4.11. В каждом предприятии ГА создается система оповещения при возникновении пожара и АП. Система оповещения предусматривает наличие средств для одновременного объявления аварийных сигналов для всех подразделений АСК. На аварийно-спасательных станциях предусматривается наличие средств звуковой сигнализации для объявления сигнала тревоги, наличие прямой связи с аэродромно-диспетчерской вышкой службы ОВД аэропорта. Для руководства аварийно-спасательными работами, вызова дополнительных аварийно-спасательных сил, связи с поисково- спасательными ВС предусматривается оснащение соответствующими средствами телефонной и радиосвязи.

Переговоры по каналам прямой связи и каналам радиообмена при выполнении аварийно-спасательных работ подлежат автоматической записи средствами объективного контроля.

4.12. С целью проверки эффективности плана на случай возникновения аварийной ситуации с ВС на аэродроме, поддержания высокого уровня подготовки, обеспечения контроля за подготовкой подразделений АСК, взаимодействующих аварийно-спасательных сил, предусматриваются мероприятия по соответствующим тренировкам и учениям.

4.13. С целью усовершенствования методов и тактики тушения пожаров на ВС имеющимися в ГА средствами пожаротушения должны быть оборудованы учебно-тренировочные базы для проведения учений и тренировок пожарно-спасательного подразделения.

V. Организация дежурства поисковых и аварийно-спасательных сил и средств ГА и органов управления ими

5.1. Для обеспечения поиска и спасания ВС, терпящего бедствие, организуется дежурство в ГА:

органов управления воздушным движением;

поисково-спасательных ВС ГА;

АСК аэродромов ГА.

5.2. Управление силами и средствами ГА, которые привлекаются к поиску и аварийно-спасательным работам, может осуществляться:

руководителем предприятия ГА;

лицом, ответственным за ликвидацию последствий АП в аэропорту;

руководителем АСР на месте происшествия;

руководителем тушения пожара;

пунктами управления полетами;

дежурным персоналом (диспетчером) КЦПС.

5.3. Для аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения в каждом аэропорту (на аэродроме) или посадочной площадке, независимо от формы собственности и подчинения, создается АСК, состоящая из дежурных подразделений (главных и вспомогательных), которые формируются из персонала структурных подразделений, имеющихся в предприятии ГА и персонала предприятий, учреждений, организаций и подразделений, взаимодействующих на договорных началах, а именно:

1) главные подразделения:

пожарно-спасательное;

водно-спасательное (при необходимости);

медицинское;

2) вспомогательные подразделения:

инженерно-авиационной службы;

службы организации перевозок;

аэродромной службы;

службы радиотехнического обеспечения полетов;

службы специального транспорта;

службы авиационной безопасности.

5.3.1. Из персонала подразделений АСК формируется НПСГ, которая   при необходимости выезжает за пределы территории аэродрома для проведения поиска, тушения пожаров и аварийно-спасательных работ.

Главной задачей АСК является спасание пассажиров и членов экипажа, ценного оборудования и груза, а при возможности и авиационной техники.

5.3.2. Нормативы численности аварийно-спасательных команд предприятий ГА Донецкой Народной Республики определяются согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

5.3.3. Состав и укомплектованность аварийно-спасательной команды и НПСГ, графики дежурства АСК предприятия ГА утверждаются ежегодно приказом руководителя предприятия ГА.

5.3.4. Перечень основного аварийно-спасательного снаряжения для проведения поиска и аварийно-спасательных работ определяется согласно приложению 5 к настоящим Правилам.

5.3.5. С целью осуществления общего управления и руководства (координации действий) аварийно-спасательными и другими неотложными работами в аэропорту приказом руководителя предприятия ГА назначается лицо, ответственное за ликвидацию последствий АП в аэропорту, которое во время проведения АСР должно иметь жилет оранжевого цвета с надписью «Администрация аэропорта».

5.3.6. Руководитель предприятия ГА назначает руководителя аварийно-спасательных работ на месте происшествия, как правило, начальника смены ‒ руководителя аварийно-спасательного подразделения, который функционально подчиняется ответственному за ликвидацию последствий АП в аэропорту.

Руководитель АСР на месте происшествия должен носить жилет  красного цвета с надписью «руководитель АСР».

5.3.7. Старшими подразделений АСК назначаются соответствующие начальники смен, которые на период дежурства вместе со своими дежурными подразделениями функционально подчиняются руководителю АСК.

5.3.8. Для руководства аварийно-спасательными работами и их координации руководитель предприятия ГА при необходимости формирует штаб по ликвидации последствий АП, которым руководит ответственный за ликвидацию последствий АП в аэропорту. В штаб включается начальник службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения. С целью осуществления руководства аварийно-спасательными работами в аэропорту применяется стационарный аварийный оперативный центр, а на месте происшествия ‒ передвижной командный пункт, который находится на транспортном средстве повышенной проходимости.

5.3.9. Пожарно-спасательное подразделение укомплектовывается персоналом пожарной охраны службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА, обеспечивается  специальной одеждой, необходимыми средствами индивидуальной защиты, специальным снаряжением для выполнения своих функций.

Весь персонал пожарно-спасательного подразделения должен пройти специальную подготовку по оказанию медицинской помощи пострадавшим.

5.3.10. Руководители предприятий ГА обеспечивают страхование персонала службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

5.3.11. Для обеспечения оперативности и эффективности пожарно-спасательного подразделения персонал, пожарные автомобили, специальное   и противопожарное оборудование и другие аварийно-спасательные средства должны размещаться на аэродроме в помещении аварийно-спасательной (ых) станции (й).

5.3.12. На аэродромах, где взлет и заход на посадку осуществляются над водной поверхностью (море, большое озеро, водохранилище), должно функционировать водно-спасательное подразделение (штатное или на договорных началах). Количество необходимых спасательных плавсредств и оборудования рассчитывается исходя из наибольшей пассажировместимости ВС, осуществляющих полеты с такого аэродрома.

5.3.13. Медицинское подразделение комплектуется из работников МС аэропорта (аэродрома).

Перечень оснащения медицинского подразделения АСК определяется в соответствии с положением о медицинском пункте аэровокзала гражданской авиации.

5.3.14. Инженерно-авиационное подразделение комплектуется из числа работников ИАС аэродрома (службы наземного обслуживания, в состав которой входит инженерно-технический персонал) или инженерно-авиационной службы эксплуатанта ВС, оснащается необходимым аварийно-техническим оборудованием, передвижными средствами для вентиляции салона ВС, средствами и оборудованием для выполнения эвакуации воздушных судов, потерявших способность самостоятельно двигаться, согласно типам ВС, выполняющих полеты на данном аэродроме.

5.3.15. Подразделение службы организации перевозок комплектуется из числа работников СОП, оснащается соответствующими техническими средствами и оборудованием.

5.3.16. Подразделение аэродромной службы формируется из числа работников АС, оснащается соответствующими техническими средствами и оборудованием.

5.3.17. Подразделение РТО формируется из числа работников службы РТО, оснащается средствами стационарной и передвижной радио, телефонной и иных видов связи.

5.3.18. Подразделение службы специального транспорта формируется из числа работников ССТ, оснащается автотранспортными средствами.

5.3.19. Подразделение службы авиационной безопасности комплектуется из числа работников подразделения охраны САБ.

VI. Организация оповещения и передача информации о бедствии

6.1. Функции оповещения о бедствии, определения аварийной стадии (неуверенность, тревога, бедствие) выполняют органы ОВД. Сбор полетной информации, касающейся аварийного состояния ВС, осуществляется дежурными сменами органов ОВД. Информация об аварийной стадии немедленно направляется в РДЦ, КЦПС и Министерство транспорта  Донецкой Народной Республики.

Оповещение аварийно-спасательных служб, местных органов власти, правоохранительных органов и эксплуатантов ВС осуществляется администрацией аэропорта (аэродрома) через соответствующую диспетчерскую службу (ЦДА).

Схема оповещения в аэропорту (на аэродроме) приведена в приложении 6 к настоящим Правилам.

Схема оповещения эксплуатанта ВС в случае авиационного происшествия приведена в приложении 7 к настоящим Правилам.

Если информация, касающаяся ВС, находящегося в аварийном  состоянии, получена не от органов ОВД, а из других источников, то КЦПС сообщает об этом соответствующему органу ОВД.

6.2. Оповещение об аварийных ситуациях в аэропорту (на аэродроме)  или на посадочной площадке осуществляется с помощью сигналов «Готовность» и (или) «Тревога».

О прекращении действий во время аварийных ситуаций с ВС, которые выполнялись по сигналам «Готовность» или «Тревога», или после завершения аварийно-спасательных работ подается сигнал «Отбой».

6.2.1. Право принятия решения об объявлении сигналов «Готовность», «Тревога» или «Отбой» в зависимости от обстоятельств предоставляется:

руководителю полетов;

сменному начальнику аэропорта (аэродрома);

руководителю предприятия ГА.

6.2.2. Объявление сигналов «Готовность» и (или) «Тревога» осуществляется органом ОВД по команде руководителя полетов с использованием телефонной, громкоговорящей, других средств связи или с помощью специальной аппаратуры аварийного оповещения.

В тексте оповещения указываются:

тип и бортовой номер ВС, терпящего бедствие;

характер аварийной ситуации;

последнее сообщение о месте нахождения (выхода на связь) ВС (время сообщения, высота, курс, азимут полета);

расчетное время и курс посадки ВС;

место (номер квадрата), в котором произошло происшествие, если экипаж выполнил вынужденную посадку ВС;

количество членов экипажа и пассажиров на борту ВС;

наличие опасных грузов;

место сбора АСК согласно графическому плану аэропорта (аэродрома).

6.3. Действия руководителя предприятия ГА в случае возникновения АП:

1) получив информацию о возникновении АП, руководитель аэропорта, аэродрома, посадочной площадки, в зоне ответственности которого за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ произошло АП, и руководитель эксплуатанта ВС, учебного заведения ГА, с воздушным судном которого произошло АП, должны немедленно приступить к выполнению мероприятий, предусмотренных соответствующими планами.

Незамедлительно, не позднее чем в течение пятнадцати минут после получения информации о АП, необходимо доложить в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики и КЦПС о принятых мерах по реагированию на происшествие.

2) доклад об АП с ВС и принятых мерах должен содержать следующую информацию:

время получения информации об АП и ее источник;

время, место и характер АП;

тип ВС, аэропорт вылета и посадки;

принадлежность ВС, государственный регистрационный знак;

номер рейса, состав экипажа и количество пассажиров;

наличие на борту ВС аварийно-спасательного снаряжения;

наличие опасных грузов и место их расположения на ВС;

принятые меры для поиска и спасания;

3) руководитель аэропорта, аэродрома, посадочной площадки, в зоне ответственности которого за проведение поисковых, аварийно-спасательных работ произошло АП, и руководитель эксплуатанта, учебного заведения, с   ВС которого произошло АП, в течение не более двух часов собирают оперативную информацию и передают первичное донесение в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики, а также информируют местные органы исполнительной власти, органы МЧС, Министерства внутренних дел, Министерства государственной безопасности и прокуратуру.

VII. Организация и проведение поиска и аварийно-спасательных работ

7.1. Поиск организуется и проводится с целью определения места нахождения лиц, терпящих или потерпевших бедствие.

7.2. Организация и проведение поиска возлагаются на руководителей аэродрома, аэропорта, посадочной площадки, в зоне ответственности за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ которых произошло АП.

7.3. Дежурные аварийно-спасательные силы и средства предприятия ГА (подразделения АСК) переводятся в высшие степени готовности к выполнению задач по сигналам «Готовность» или «Тревога».

7.3.1. По сигналу «Готовность» подразделения АСК, в том числе НПСГ, в течение десяти минут готовят все необходимые аварийно-спасательные средства, оборудование и транспорт, но остаются на своих рабочих местах до получения сигналов «Тревога» или «Отбой».

В зависимости от аварийной ситуации по решению руководителя полетов по сигналу «Готовность» подразделения АСК, в том числе НПСГ, со своим снаряжением прибывают к указанному месту сбора и ждут дальнейших команд.

По сигналу «Готовность» подразделения АСК, в том числе НПСГ, переходят под руководство руководителя АСР на месте происшествия.

7.3.2. По сигналу «Тревога» подразделения АСК, в том числе НПСГ, немедленно прибывают со своим снаряжением и оборудованием на выделенных для них транспортных средствах к месту, которое объявлено во время оповещения, и приступают к выполнению аварийно-спасательных работ. Все подразделения АСК действуют по команде руководителя АСР на месте происшествия.

Местом сбора подразделений АСК может быть непосредственно место АП. Если место происшествия на момент оповещения неизвестно, подразделения АСК прибывают к указанному месту сбора, которое выбирается с учетом минимального времени прибытия АСК в любой район (квадрат) аэродрома.

7.4. Задача по поиску, которую ставит руководитель АСР на месте происшествия, должна содержать следующую информацию:

время и место авиационного происшествия;

тип ВС, терпящего бедствие, его позывной или бортовой номер;

маршрут движения НПСГ, характеристика местности и сведения о наличии населенных пунктов;

очередность осмотра участков местности или квадратов;

порядок связи с поисковыми ВС и другими поисковыми силами;

меры безопасности, которые необходимо соблюдать при проведении поисково-спасательных работ.

7.5. Поиск непосредственно на месте АП выполняется в первую очередь имеющимися силами и средствами подразделений АСК по соответствующим планам, инструкциям и технологиям, утвержденным руководителем предприятия ГА. О ходе выполнения поиска руководитель АСР на месте происшествия сообщает ответственному за ликвидацию последствий АП в аэропорту, который обеспечивает постоянное информирование Министерство транспорта Донецкой Народной Республики и КЦПС.

7.6. Для поиска в зоне ответственности аэродрома (посадочной площадки) на осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ дополнительно могут быть привлечены поисково-спасательные силы и средства по плану взаимодействия с местными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, на которые в установленном законодательством порядке возложены обязанности по созданию и содержанию соответствующих аварийно-спасательных служб.

7.7. Аварийно-спасательные силы и средства предприятий ГА могут привлекаться к участию в проведении поисково-спасательных операций (работ) в случае возникновения АП за пределами зоны ответственности аэродрома (посадочной площадки) в соответствии с планом взаимодействия с территориальным органом МЧС.

VIII. Организация и проведение аварийно-спасательных работ

8.1. Аварийно-спасательные работы проводятся для ликвидации чрезвычайных ситуаций, требующих привлечения работников, имеющих специальную подготовку, средства индивидуальной защиты и оснащение.

Аварийно-спасательные работы на ВС включают:

тушение пожара на ВС;

эвакуацию с ВС людей, а также материальных и культурных ценностей;

оказание медицинской помощи пострадавшим.

8.2. Организация и проведение аварийно-спасательных работ  возлагаются на руководителей аэродрома, аэропорта, посадочной площадки, в зоне ответственности которых за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ которых произошло происшествие.

8.3. Общее руководство проведением аварийно-спасательных работ в аэропорту, на аэродроме, посадочной площадке и в зоне ответственности за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ возлагается на руководителя аэропорта (ответственного за ликвидацию последствий АП в аэропорту), руководителя посадочной площадки или другое должностное лицо, имеющее соответствующую подготовку по данному направлению деятельности.

8.4. Ответственный за ликвидацию последствий АП в аэропорту должен:

организовать проведение поисковых и аварийно-спасательных работ в аэропорту и в зоне ответственности за проведение поисковых и аварийно-спасательных работ;

организовать работу штаба по ликвидации последствий АП, стационарного аварийного оперативного центра и передвижного командного пункта;

обеспечить оповещение соответствующих государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

принять решение о закрытии или ограничении режима работы аэропорта и дать указания на передачу извещения НОТАМ пилотам;

организовать установление устойчивой связи с руководителем АСК, соответствующим органом ОВД, руководителем аэропорта, аэродрома,  КЦПС;

оценивать обстановку, анализировать достаточность аварийно-спасательных сил и средств и в случае необходимости организовать привлечение дополнительных аварийно-спасательных сил и средств по плану взаимодействия;

координировать действия подразделений АСК и привлеченных дополнительных сил и средств;

докладывать о ходе аварийно-спасательных работ руководителю предприятия ГА, в КЦПС и Министерство транспорта Донецкой Народной Республики (самостоятельно или через диспетчера ЦДА).

Указания ответственного за ликвидацию последствий АП в аэропорту являются обязательными для выполнения руководителем АСР и всеми лицами, которые привлечены к ликвидации последствий АП в аэропорту.

8.5. Непосредственное руководство действиями подразделений АСК на месте АП возлагается на руководителя аварийно-спасательных работ на   месте АП до их завершения или до передачи руководства другому должностному (уполномоченному) лицу по решению руководителя предприятия ГА.

Руководство пожарными подразделениями в зоне пожара до его ликвидации осуществляет старший пожарно-спасательного подразделения ‒ руководитель тушения пожара. Руководитель тушения пожара должен носить каску красного цвета.

8.6. Действия персонала и подразделений АСК на месте АП:

8.6.1. Руководитель АСР на месте АП:

организует проведение поисковых и аварийно-спасательных работ на месте происшествия;

организует работу передвижного командного пункта на месте происшествия;

организует установление устойчивой связи с соответствующим органом ОВД, руководителем аэродрома, аэропорта, КЦПС и уточняет при необходимости дополнительные обстоятельства происшествия;

если позволяют обстоятельства, устанавливает связь с экипажем ВС, терпящего бедствие, для координации действий АСК;

оценивает обстановку, анализирует достаточность аварийно-спасательных сил и средств. В случае необходимости предоставляет предложения руководителю АСР о привлечении дополнительных аварийно-спасательных сил и средств по плану взаимодействия;

осуществляет руководство действиями подразделений АСК и привлеченных дополнительных сил и средств;

организует опрос лиц, оставшихся в живых, для получения сведений о АП;

организует охрану места происшествия;

проводит хронометраж выполняемых работ;

постоянно докладывает о ходе аварийно-спасательных работ руководителю предприятия ГА и в КЦПС (самостоятельно или через диспетчера ЦДА);

находится на месте происшествия до окончания аварийно-спасательных работ, работ по эвакуации ВС с летного поля аэродрома или до передачи руководства действиями АСК иному уполномоченному должностному лицу по решению руководителя предприятия ГА.

Указания руководителя АСР по вопросам, связанным с проведением   АСР на месте АП, являются обязательными для выполнения всеми лицами, которые привлечены к выполнению и обеспечению АСР.

8.6.2. Пожарно-спасательное подразделение действует с целью локализации и тушения пожара, спасания пассажиров и экипажа и   проведения аварийно-спасательных работ.

Пожарно-спасательное подразделение осуществляет:

тушение пожара;

открытие основных и аварийных выходов из ВС;

проникновение пожарных-спасателей (спасателей) на борт ВС;

установление наземных или бортовых трапов и других средств  эвакуации;

спасание пассажиров и экипажа с ВС;

эвакуацию пострадавших с места происшествия;

выезд на пожарном автомобиле в составе НПСГ к месту АП для проведения аварийно-спасательных работ.

Пожарно-спасательное подразделение независимо от наличия пожара на ВС, терпящего бедствие, прибывает на место АП и остается там до   окончания аварийно-спасательных работ.

8.6.3. Пожарные-спасатели (спасатели) на месте АП осуществляют:

тушение пожара;

открытие основных и аварийных выходов из ВС, а при необходимости ‒ создание дополнительных выходов;

проникновение на борт ВС и установление наземных или бортовых трапов и других средств эвакуации;

спасание пассажиров и экипажа с ВС;

эвакуацию пострадавших с места происшествия;

вентиляцию салона ВС после ликвидации пожара совместно с подразделением инженерно-авиационной службы;

выезд в составе НПСГ к месту АП для проведения аварийно-спасательных работ.

8.6.4. Медицинское подразделение МС действует в соответствии с Положением о медицинском пункте аэровокзала.

За организацию и проведение медицинского обеспечения аварийно-спасательных работ отвечает руководитель медицинского пункта аэропорта (аэродрома) или другое уполномоченное должностное лицо, отвечающее за медицинское обеспечение предприятия ГА, в зоне ответственности которого произошло АП.

Руководитель медицинского пункта (дежурный врач, фельдшер) возглавляет медицинское подразделение АСК.

Медицинское подразделение:

оказывает неотложную медицинскую помощь пострадавшим на месте происшествия;

осуществляет медицинскую сортировку раненых по степени полученных травм;

определяет очередность, порядок и способ транспортировки пострадавших;

готовит пострадавших к эвакуации в медицинские учреждения;

сосредоточивает пострадавших в безопасном и удобном месте для подъезда средств эвакуации;

осуществляет выезд в составе НПСГ к месту АП для проведения аварийно-спасательных работ.

8.6.5. Подразделение ИАС:

участвует в открытии основных и аварийных выходов из ВС, а при необходимости ‒ в создании дополнительных выходов;

оказывает помощь при эвакуации пострадавших с места АП, переносит пострадавших на носилках к месту расположения медицинского укрытия (палатки);

осуществляет вентиляцию салона ВС после ликвидации пожара;

обеспечивает эвакуацию ВС с места АП.

Представители инженерно-авиационного подразделения выезжают в составе НПСГ к месту АП для выполнения своих функций.

8.6.6. Подразделение СОП обеспечивает:

прием, учет и перевозку пассажиров с места происшествия;

оказание помощи в переносе пострадавших на носилках к месту расположения медицинского укрытия (палатки);

выгрузку багажа и грузов с ВС и их транспортировку.

Представители подразделения службы организации перевозок выезжают в составе НПСГ к месту АП для выполнения своих функций.

8.6.7. Подразделение АС обеспечивает:

прокладку пути к месту происшествия;

оказание помощи при эвакуации пострадавших с ВС;

эвакуацию ВС с места происшествия;

приведение летного поля в рабочее состояние.

Представители подразделения аэродромной службы выезжают в составе НПСГ к месту АП для выполнения своих функций.

8.6.8. Подразделение службы РТО обеспечивает руководителя АСР надежной связью с:

соответствующим органом ОВД, руководителем аэропорта (штабом по ликвидации чрезвычайной ситуации), КЦПС;

поисково-спасательными ВС и НПСГ;

подразделениями АСК для их оповещения при подготовке и проведении аварийно-спасательных работ;

взаимодействующими аварийно-спасательными силами.

Представители подразделения РТО выезжают в составе НПСГ к месту АП для выполнения своих функций.

8.6.9. Подразделение ССТ обеспечивает подразделения АСК необходимыми автомобильными средствами.

8.6.10. Подразделение САБ на месте АП обеспечивает:

ограждение и обозначение места АП;

контроль доступа к месту АП;

организацию пропуска и сопровождение до места АП взаимодействующих аварийно-спасательных сил;

охрану личных вещей, багажа, почты и груза, которые сняты с ВС, бортовых средств регистрации полетной информации;

предотвращение паники.

Представители подразделения авиационной безопасности выезжают в составе НПСГ к месту АП для выполнения своих функций.

8.7. Аварийно-спасательные работы по возможности должны  проводиться без нарушения первоначального состояния аварийного ВС и его частей, чтобы не навредить расследованию и установлению причин АП.

8.8. В случае поступления информации о наличии на борту ВС, с  которым произошло АП, опасных грузов необходимо соблюдать особую осторожность и размещать охрану на безопасном расстоянии от места АП.

8.9. На месте происшествия и выполнения аварийно-спасательных работ должен находиться только персонал подразделений АСК, а также привлеченные взаимодействующие аварийно-спасательные силы.

8.10. После завершения аварийно-спасательных работ начальник   службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА обязан подать в недельный срок в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики отчет о проведении аварийно-спасательных работ согласно приложению 8 к настоящим Правилам.

IX. Эвакуация воздушного судна

9.1. Общая ответственность за организацию и проведение работ по эвакуации ВС с летного поля аэродрома возлагается на руководителя аэропорта (аэродрома).

Целью эвакуации ВС с летного поля аэропорта (аэродрома) является быстрое восстановление возможностей для взлета, посадки и руления  другими ВС, бесперебойная работа аэропорта (аэродрома).

9.2. Эвакуация ВС, потерпевшего бедствие, или его частей с места АП выполняется с разрешения руководителя комиссии по расследованию АП, руководителя эксплуатанта ВС и по решению руководителя аэропорта (аэродрома).

9.3. Непосредственное выполнение работ по эвакуации ВС на   территории аэропорта (аэродрома) осуществляется силами и средствами аэропорта (аэродрома) по договоренности с эксплуатантом ВС или эксплуатантом ВС самостоятельно.

Администрация аэропорта должна иметь договоренность с эксплуатантами ВС о предоставлении соответствующих услуг.

9.4. Эвакуация ВС или его частей с места АП за пределами аэродрома осуществляется силами и средствами эксплуатанта ВС или на договорных условиях другими предприятиями, учреждениями и организациями.

9.5. В случае возникновения необходимости эвакуации ВС в аэропорту (на аэродроме) разрабатывается план (соответствующие процедуры) по эвакуации ВС, потерявшего способность самостоятельно двигаться. План должен учитывать характеристики всех ВС, пользующихся услугами аэропорта. Процедуры разрабатываются по результатам консультаций с эксплуатантом ВС и заносятся отдельным разделом в план на случай аварийных обстоятельств с ВС в аэропорту (на аэродроме).

9.6. Работы по эвакуации проводятся с соблюдением всех правил  техники безопасности во избежание дальнейшего повреждения конструкции воздушного судна.

Во время проведения работ по эвакуации ВС обеспечивается  присутствие пожарного и санитарного автомобилей с персоналом.

X. Подготовка персонала службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения и аварийно-спасательной команды предприятия ГА

10.1. На специализированных курсах осуществляется повышение квалификации:

начальников служб аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения аэропортов;

начальников служб поисково-спасательного обеспечения полетов эксплуатантов ВС;

начальников пожарной охраны;

ответственных за ликвидацию последствий АП в аэропорту;

руководителей АСР на месте АП;

лиц, ответственных за аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение на посадочных площадках, в учебных заведениях по подготовке летного состава.

Подготовка персонала подразделений, входящих в состав АСК предприятий ГА, осуществляется по программе аварийно-спасательной подготовки, которая разрабатывается и утверждается Министерством транспорта Донецкой Народной Республики и проводится в предприятиях  ГА.

10.1.1. Начальники служб аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения аэропортов, начальники служб поисково-спасательного обеспечения полетов эксплуатантов ВС, начальники пожарной охраны, ответственные за ликвидацию последствий АП в аэропорту, руководители АСР на месте АП, ответственные лица за аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение на посадочных площадках должны один раз в 3 года проходить курс повышения квалификации с получением соответствующего документа.

10.1.2. Персонал пожарно-спасательного подразделения должен:

пройти специальную противопожарную подготовку в учебно-методических (учебных) центрах;

получить необходимые знания и навыки в проведении аварийно-спасательных работ и оказании медицинской и другой помощи   пострадавшим в условиях пожара и задымленности на борту ВС в учебных авиационных аварийно-спасательных центрах.

10.1.3. В соответствии с программой подготовки в предприятиях ГА разрабатывается тематический план на год по обучению личного состава подразделений АСК, в который включаются теоретическая подготовка, тренировки и обучение. Тематический план утверждается руководителем предприятия ГА.

10.1.4. В каждом аэропорту (на аэродроме) для проведения  теоретической подготовки и тренировок с целью повышения их эффективности и максимального приближения к реальным условиям оснащается учебно-методический класс и создается учебно-тренировочный полигон.

Руководство аэропорта (аэродрома) отвечает за наличие учебно-тренировочного полигона и поддержание его в рабочем состоянии.

Требования к учебно-тренировочному полигону приведены в приложении 9 к настоящим Правилам.

10.1.5. В предприятии ГА с целью закрепления теоретических знаний и практических навыков персонала подразделений АСК во время выполнения ими аварийно-спасательных работ проводятся тренировки и учения   аварийно-спасательных сил, при необходимости ‒ с привлечением взаимодействующих предприятий, учреждений и организаций.

Руководство теоретической подготовкой личного состава подразделений АСК и тренировками аварийно-спасательной команды осуществляет начальник службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА.

10.1.6. В соответствии с тематическим планом тренировки проводятся:

с пожарно-спасательным подразделением ‒ дважды в месяц;

с медицинским подразделением ‒ один раз в месяц;

с остальными подразделениями АСК ‒ ежеквартально;

с АСК в полном составе ‒ два раза в год.

10.1.7. Обучение с привлечением соответствующих взаимодействующих предприятий, учреждений и организаций, проводятся один раз в два года. В этом случае проводится развертывание реальных аварийно-спасательных сил и средств для проверки действий всех служб и взаимодействующих организаций, участвующих в ликвидации последствий аварийной ситуации. На подготовку и проведение обучения отводится не менее 120 дней.

10.1.8. По результатам проведенных учений начальник службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предоставляет в недельный срок в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики отчет, содержащий результаты анализа соответствия уровня обеспечения проведения аварийно-спасательных работ и уровня подготовки личного состава АСК об эффективности их действий на случай возникновения аварийных ситуаций с ВС на аэродроме.

10.2. Подготовка экипажей к действиям в аварийной ситуации на борту ВС и выживанию в случае возникновения АП должна осуществляться на всех этапах профессиональной подготовки летного состава в соответствии с программами, утверждаемыми Министерством транспорта Донецкой Народной Республики. Эксплуатант ежегодно разрабатывает план по аварийно-спасательной подготовке экипажей ВС и план-график прохождения аварийно-спасательной подготовки. Документы о прохождении аварийно-спасательной подготовки хранятся в личных делах. Ежегодная аварийно-спасательная подготовка каждого члена экипажа оформляется заданием на тренировку, которое хранится в личных делах.

10.2.1. Пассажиров ВС перед полетом необходимо проинструктировать о правилах поведения в случае возникновения аварийной ситуации в полете и правилах использования аварийно-спасательных средств на ВС.

10.2.2. Командир ВС отвечает за подготовку экипажа и инструктаж пассажиров относительно действий в случае возникновения аварийной ситуации.

10.3. На дежурство назначаются экипажи поисково-спасательных ВС, прошедшие специальную подготовку в соответствии с программой подготовки летного состава ГА.

XI. Оснащение воздушных судов гражданской авиации аварийно-спасательными средствами

11.1. Оснащение ВС ГА аварийно-спасательными средствами и контроль их готовности устанавливаются Министерством транспорта Донецкой Народной Республики с учетом положений руководства по летной и технической эксплуатации, технических описаний, инструкций и других документов.

11.2. ВС, используемые для коммерческих авиационных перевозок, должны быть оснащены:

запасом необходимых медицинских средств, которые размещаются в легкодоступных местах и в количестве, соответствующем числу пассажиров, разрешенному к перевозке на этом ВС;

ручными (переносными) огнетушителями, пользование которыми не создает опасной концентрации ядовитых газов внутри ВС;

креслом или спальным местом для каждого лица;

поясным привязным ремнем на каждом кресле и ограничительными ремнями на каждом спальном месте;

привязными системами на каждом кресле летного экипажа;

системой аварийного освещения, которая имеет независимый источник электропитания для освещения на уровне пола и в местах аварийных  выходов, подсветки знаков аварийных выходов и отметок об их размещении;

запасными электрическими предохранителями соответствующих размеров для замены предохранителей, расположенных в доступных во   время полета местах;

аварийными топорами;

переносными мегафонами;

обозначенными местами для прорубки обшивки фюзеляжа при проведении аварийно-спасательных работ;

системой громкоговорящей связи оповещения пассажиров, которая может работать независимо от системы внутренней бортовой связи с каждого рабочего места членов летного и кабинного экипажей;

средствами, обеспечивающими такие сообщения пассажирам:

когда необходимо пристегнуть привязные ремни;

когда и как следует пользоваться кислородным оборудованием, если на борту ВС предусмотрен кислород;

о необходимости воздержания от курения;

где размещаются спасательные жилеты или аналогичные индивидуальные спасательные плавсредства и как пользоваться ими, если такие средства предусмотрены на борту;

где расположены аварийные выходы и как открывается дверь (люк);

порядок использования бортовых аварийно-спасательных средств.

11.3. Оснащение других ВС ГА бортовыми аварийно-спасательными средствами выполняется с учетом положений руководства по летной и технической эксплуатации, технических описаний, инструкций и других документов.

11.4. На ВС (в кабине экипажа и пассажирском салоне) должны быть инструкции (памятки) экипажу и пассажирам по действиям в случае возникновения аварийной ситуации в полете.

11.5. Все ВС (кроме легких и сверхлегких) должны быть оснащены аварийными передатчиками (ELT).

11.6. Эксплуатанты ВС должны иметь в своем распоряжении перечень аварийно-спасательных средств на ВС, в котором указано количество, цвет и тип спасательных плотов и сигнальных ракет, подробное описание запасов медицинских средств, воды, а также тип аварийного переносного радиооборудования и частоты, на которых оно работает, для немедленного сообщения в КЦПС  в случае АП.

XII. Обязанности должностных лиц ГА по организации аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов

12.1. Руководитель аэропорта (аэродрома, вертодрома, посадочной площадки) ГА обязан обеспечить:

надлежащее состояние аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в предприятии ГА;

разработку и реализацию плана мероприятий на случай возникновения аварийных ситуаций с ВС на аэродроме;

содержание в рабочем состоянии аварийно-спасательных средств подразделений АСК;

укомплектованность личным составом подразделений АСК и их оснащение необходимыми аварийно-спасательными средствами;

организацию и проведение поиска и аварийно-спасательных работ на аэродроме (в аэропорту) и в зоне ответственности аэродрома (посадочной площадки) на осуществление поисковых и аварийно-спасательных работ;

информирование КЦПС и Министерства транспорта Донецкой   Народной Республики о ходе поиска и аварийно-спасательных работ.

12.2. Руководитель эксплуатанта ВС ГА обязан обеспечить:

надлежащее состояние поисково-спасательного обеспечения полетов;

разработку и реализацию плана мероприятий на случай аварийной ситуации с собственным ВС;

содержание в рабочем состоянии аварийно-спасательных средств ВС;

укомплектованность личным составом подразделений АСК и их оснащение необходимыми аварийно-спасательными средствами;

информирование КЦПС о наличии аварийно-спасательного оборудования ВС;

предоставление достоверной информации о количестве пассажиров, составе экипажа, наличии опасных грузов и мест их размещения на ВС, которое терпит или потерпело бедствие;

регистрацию непострадавших пассажиров и эвакуацию их с места АП;

эвакуацию ВС (частей ВС) после АП с разрешения руководителя комиссии по расследованию АП.

12.3. Руководитель предприятия ГА по организации летной работы обязан обеспечить:

подготовку экипажей к действиям в аварийной ситуации на борту ВС и выживанию в случае возникновения АП;

выполнение программ специальной подготовки экипажей ВС, привлекаемых к несению дежурства по поиску и спасанию.

12.4. Руководитель ИАС предприятия ГА обязан обеспечить:

специальную подготовку инженерно-технического состава, привлекаемого к проведению аварийно-спасательных работ;

необходимое количество и надлежащее состояние аварийно-спасательных средств и оборудования для эвакуации ВС утративших способность самостоятельно двигаться;

необходимое количество и надлежащее состояние аварийно- спасательных средств ВС;

готовность к действиям подразделения ИАС, привлекаемого к проведению аварийно-спасательных работ.

12.5. Начальник службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА (начальник службы поисково-спасательного обеспечения полетов предприятия ГА) обязан обеспечить:

организацию аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения полетов в соответствии с требованиями законодательства;

осуществление взаимодействия с предприятиями, учреждениями и организациями, привлекаемыми к проведению поиска и аварийно-спасательных работ;

периодический контроль состояния готовности личного состава подразделений АСК и аварийно-спасательных средств;

проведение проверок степени оснащенности подразделений АСК необходимыми аварийно-спасательными средствами;

проведение проверок наличия и состояния бортовых аварийно-спасательных средств на ВС предприятия ГА;

организацию обучения экипажей ВС и персонала подразделений АСК по действиям в аварийных ситуациях и выполнению поиска и аварийно-спасательных работ;

руководство теоретической подготовкой персонала подразделений АСК;

предоставление отчетов в Министерство транспорта Донецкой Народной Республики о выполненных аварийно-спасательных работах, проведенных учениях аварийно-спасательных сил в предприятии ГА;

наличие договоров с соответствующими организациями (при отсутствии собственных аварийно-спасательных сил и средств) по проведению аварийно-спасательных работ.

12.6. Заместитель начальника службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения ‒ начальник пожарной охраны обязан обеспечить:

организацию и проведение мероприятий по аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению полетов в соответствии с требованиями законодательства;

содержание в исправном состоянии и постоянной высокой боевой готовности пожарно-спасательной техники и укомплектованность ее аварийно-спасательными средствами и оборудованием в соответствии с установленными требованиями;

полное и качественное укомплектование персоналом пожарно-спасательного подразделения;

организацию и проведение учений и тренировок персонала пожарно-спасательного подразделения в условиях, максимально приближенных к реальным;

организацию наблюдения за взлетом и посадкой ВС силами дежурного персонала пожарно-спасательного подразделения, а также при необходимости патрулирования боевыми расчетами на пожарных автомобилях стоянок ВС;

разработку схемы оповещения и планов взаимодействия пожарно-спасательного подразделения с пожарно-спасательными силами других организаций при возникновении аварийной ситуации с ВС в аэропорту;

организацию обеспечения пожарно-спасательного подразделения и помещений аварийно-спасательной (ых) станции (й) необходимыми средствами, оборудованием для несения дежурства и средствами связи и сигнализации;

разработку и согласование с взаимодействующими аварийно-спасательными силами оперативного плана пожаротушения на ВС;

организацию проведения тренировок пожарно-спасательного подразделения с взаимодействующими аварийно-спасательными силами в установленные сроки.

12.7. Старший инженер (инженер) аварийно-спасательных работ службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА обязан обеспечить:

технологическую эксплуатацию, хранение, техническое обслуживание аварийно-спасательных средств и снаряжения;

эксплуатационный учет ресурса аварийно-спасательных средств и их комплектующих;

участие в подготовке персонала подразделений АСК;

внедрение и освоение современных спасательных средств и техники и технологий их применения.

12.8. Ответственный за ликвидацию последствий АП в аэропорту обязан обеспечить:

оценку обстановки, анализ достаточности аварийно-спасательных сил и средств;

общую координацию действий подразделений АСК и взаимодействующих аварийно-спасательных сил при выполнении поиска и аварийно-спасательных работ;

своевременный доклад руководителю предприятия ГА и КЦПС о ходе аварийно-спасательных работ;

подготовку и предоставление материалов установленной отчетности.

12.9. Начальник смены ‒ руководитель спасательного подразделения (руководитель АСР на месте АП) обязан обеспечить:

контроль организации дежурства подразделений АСК аэродрома, аэропорта, других аварийно-спасательных сил и средств в соответствии с планом мероприятий на случай аварийных ситуаций с ВС в аэропорту;

оценку обстановки, анализ достаточности аварийно-спасательных сил и средств;

непосредственное управление действиями подразделений АСК при выполнении поиска и аварийно-спасательных работ;

охрану места АП, ведение хронометража спасательных и эвакуационных работ;

своевременный доклад ответственному за ликвидацию последствий АП   в аэропорту о ходе аварийно-спасательных работ;

проведение теоретической подготовки и тренировок подразделений   АСК.

12.10. Руководитель службы предприятия ГА, персоналом которой комплектуется подразделение АСК, обязан обеспечить:

подбор персонала в состав подразделения АСК;

комплектность, надлежащее техническое состояние и хранение аварийно-спасательных средств подразделения АСК.

12.11. Орган ОВД осуществляет:

аварийное оповещение и аварийное обслуживание;

определение аварийных стадий;

речевое сообщение пилотам об ограничениях использования аэропорта, предоставление НОТАМ по снижению категории аэродрома по УТПЗ;

предоставление первичного сообщения об АП в РДЦ;

сообщение об ограничениях использования воздушного пространства при выполнении полетов и предоставление экипажу поисково-спасательного ВС условий использования воздушного пространства и порядка управления;

принятие мер по использованию воздушного пространства поисково-спасательными ВС и освобождению воздушного пространства в районе поисково-спасательных работ от ВС, не привлеченных к поиску;

предоставление экипажу поисково-спасательного ВС информации об изменениях условий поиска;

сбор полетной информации по ВС, терпящему или потерпевшему бедствие.

XIII. Сертификация и инспектирование субъектов аэропортовой деятельности по направлению «Аварийно-спасательное и противопожарное обеспечение полетов»

13.1. Сертификация вида аэропортовой деятельности по аварийно-спасательному и противопожарному обеспечению осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве, в установленном законодательством порядке.

13.2. Аварийно-спасательные средства механизации и оборудование отечественного производства должны соответствовать техническим требованиям и требованиям эксплуатационной документации.

Техника и оборудование иностранного производства, которые используются для выполнения аварийно-спасательных работ, должны иметь сертификат соответствия или документ о признании иностранного сертификата.

13.3. Инспектирование службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятия ГА, независимо от формы собственности, осуществляется Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики и Министерством транспорта Донецкой Народной Республики в установленном законодательством  порядке.

13.4. Службы аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения предприятий ГА (в аэропортах, на аэродромах), а также спасатели (пожарные-спасатели) в составе объектовых АСК всех предприятий ГА, независимо от форм собственности, подлежат аттестации на способность выполнения заявленных аварийно-спасательных работ в порядке, устанавливаемом Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Начальник отдела гражданской авиации
П.Д. Туревский
В данный документ изменений не вносилось.