watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 11.11.2015

Номер документа: 625

Дата государственной регистрации: 26.11.2015

Регистрационный номер: 777

Заголовок документа: «Об утверждении Правил аттестации калибровочных и измерительных лабораторий (метрологических подразделений) предприятий, учреждений, организаций, транспорта и дорожного хозяйства Донецкой Народной Республики»

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.020 - Управление в сфере транспорта , 090.070.000 - Транспорт , 090.070.080 - Дорожное хозяйство

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

11.11.2015
№625
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 777
от   «26» ноября 2015  г.
«Об утверждении Правил аттестации калибровочных и измерительных лабораторий (метрологических подразделений) предприятий, учреждений, организаций, транспорта и дорожного хозяйства Донецкой Народной Республики»

Для реализации части третьей статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», на основании подпункта 20 пункта 2.3 раздела ІІ Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014г. №40-8, с целью установления требований относительно организации и порядка проведения аттестации калибровочных и измерительных лабораторий (метрологических подразделений) предприятий, учреждений, организаций транспорта и дорожного хозяйства ДНР и оформления ее результатов,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила аттестации калибровочных и измерительных лабораторий (метрологических подразделений) предприятий, учреждений, организаций транспорта и дорожного хозяйства Донецкой Народной Республики (прилагаются).

2. Отделу правового обеспечения и законопроектной деятельности совместно с Департаментом технического регулирования и лицензирования подготовить юридическое заключение и подать настоящий Приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

4. Настоящий Приказ вступает в законную силу со дня его официального опубликования.

Министр транспорта
С.А. Кузьменко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 777
от   «26» ноября 2015  г.

Правила аттестации калибровочных и измерительных лабораторий (метрологических подразделений) предприятий, учреждений, организаций транспорта и дорожного хозяйства Донецкой Народной Республики

I. Общие положения

1.1. Правила аттестации калибровочных и измерительных лабораторий (метрологических подразделений) предприятий, учреждений, организаций транспорта и дорожного хозяйства Донецкой Народной Республики (далее Правила) направлены на реализацию части третьей статьи 7 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте» и устанавливают требования к организации и порядку аттестации калибровочных и измерительных лабораторий (метрологических подразделений) предприятий, учреждений, организаций транспорта и дорожного хозяйства, зарегистрированных в Донецкой Народной Республике (далее – метрологические подразделения).

1.2. Аттестация проводится с целью определения и официального подтверждения готовности заявителя к проведению метрологических работ, предусмотренных данными Правилами.

1.3. Проведение аттестации направлено на повышение уровня качества выполнения метрологических работ с целью защиты граждан и экономики Донецкой Народной Республики от последствий недостоверных результатов измерений.

1.4. В соответствии с Правилами проводится аттестация метрологических подразделений на выполнение следующих видов метрологических работ:

калибровки средств измерений для собственных нужд;

измерений в сфере и (или) вне сферы государственного регулирования в области обеспечения единства измерений.

1.5. Органы по аттестации метрологических подразделений определяются в соответствии с Положением о метрологической службе Министерства транспорта ДНР, утвержденным приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики «Об утверждении Положения о метрологической службе Минтранса ДНР» от 03.07.2015 г. № 244.

II. Термины и их определения

В Правилах используются следующие термины и их определения:

аттестация процедура официального признания органом по аттестации компетентности и права заявителя осуществлять конкретные виды метрологических работ и услуг;

заявитель – метрологическое подразделение предприятия, учреждения, организации транспорта и дорожного хозяйства ДНР, которое подало заявку на проведение аттестации;

критерии аттестации – совокупность требований, которым должен соответствовать заявитель для того, чтобы быть аттестованным;

область аттестации сфера деятельности, на техническую компетентность проведения которой аттестуется заявитель;

орган по аттестации орган, которому предоставлено право проведения аттестации заявителя;

свидетельство об аттестации – документ, удостоверяющий, что аттестованное метрологическое подразделение предприятия, учреждения, организации, соответствует критериям аттестации и правомерно выполнять конкретный вид метрологических работ.

III. Критерии аттестации

3.1. Заявители аттестуются на независимость и техническую компетентность.

3.2. Критерии аттестации на независимость заявителя

3.2.1. Правовой статус, организационная структура, подчиненность, финансовое состояние и система оплаты труда работников заявителя должны обеспечивать уверенность органа по аттестации в том, что заявитель может быть признан объективным и независимым от заказчиков конкретных метрологических работ, на проведение которых он аттестуется, а именно от:

разработчиков, производителей и пользователей средств измерений;

предприятий, организаций и учреждений, использующих результаты измерений проведенных заявителем.

3.2.2. На независимость может претендовать заявитель, являющийся юридическим лицом и владельцем помещений, средств измерений, оборудования и прочее, необходимых для осуществления конкретных метрологических работ в соответствии с заявленной областью аттестации, или имеющий долгосрочный договор на аренду указанных помещений, средств измерений и оборудования.

На независимость может претендовать также заявитель, не являющийся юридическим лицом. В этом случае он должен быть обособленным структурным подразделением этого предприятия, учреждения, организации, входящего в сферу управления Министерства транспорта или дорожного хозяйства ДНР, и его деятельность не связана с производством, ремонтом и применением средств измерений, калибровку которых он осуществляет, а также с использованием результатов измерений, которые он осуществляет.

3.3. Критерии аттестации на техническую компетентность.

3.3.1. Организационная структура заявителя, фактический состав его работников и их квалификационный уровень должны обеспечивать выполнение метрологических работ в заявленной области аттестации на должном уровне.

3.3.2. Работники заявителя должны иметь должностные инструкции, устанавливающие их задачи, права, обязанности, ответственность, а также квалификационные требования (образование, опыт работы). Указанные должностные инструкции должны присутствовать на рабочих местах работников заявителя.

3.3.3. Специалисты заявителя, которые непосредственно выполняют метрологические работы, должны быть аттестованы в порядке, установленном органом по аттестации в соответствии с требованиями нормативных документов в области подтверждения компетентности работников, выполняющих метрологические работы.

3.3.4. Заявитель должен иметь:

помещения, необходимые для выполнения метрологических работ в соответствии с заявленной областью аттестации, состояние которых должно соответствовать действующим санитарным нормам и правилам;

нормативные, организационные и методические документы, научно-техническую литературу, необходимые для выполнения метрологических работ в соответствии с заявленной областью аттестации, а также систему актуализации имеющихся документов;

систему качества, соответствующую заявленной области аттестации. Система качества должна предусматривать проведение постоянного контроля над качеством метрологических работ, а также внутренних периодических проверок;

систему регистрации и хранения заявок на проведение метрологических работ и материалов по их результатам, а также, по необходимости, систему обеспечения конфиденциальности полученной информации или информации, предоставленной заказчикам метрологических работ;

систему нормирования трудоемкости и определения стоимости метрологических работ.

3.4. Критерии аттестации на техническую компетентность заявителей, которые аттестуются на проведение калибровки средств измерений.

3.4.1. Помещения заявителя, в которых проводится калибровка, по своему оснащению и состоянию должны соответствовать:

требованиям методик калибровки средств измерений, указанных в заявленной области аттестации, относительно условий проведения этих работ (климатические условия, освещение, звуко- и виброизоляция, параметры сетей питания, наличие водоснабжения, оснащенность заземлением и прочее), требованиям охраны труда и окружающей среды;

требованиям эксплуатационной документации на эталоны и вспомогательные средства калибровки, используемых в этих помещениях.

3.4.2. Рабочие места калибровки средств измерений должны быть аттестованы или паспортизованы в установленном порядке.

3.4.3. Доступ к месту проведения калибровки средств измерений лиц, не являющихся работниками заявителя, должен контролироваться.

3.4.4. Заявитель в соответствии с заявленной областью аттестации должен иметь:

эталоны, необходимые для проведения калибровки, методики калибровки средств измерений, а также, при необходимости, эксплуатационные документы на эталоны и калибруемые средства измерений (паспорт, руководство по эксплуатации и прочее);

испытательное оборудование, необходимое для проведения калибровки, аттестованное в установленном порядке;

вспомогательные средства калибровки, необходимые для проведения калибровки, аттестованные в порядке, установленном заявителем;

при необходимости передвижными калибровочными лабораториями, которые должны быть оснащены эталонами и вспомогательными средствами калибровки;

систему, обеспечивающую учет средств измерений, представляемых на периодическую калибровку, а также их хранение до и после проведения калибровки и выдачу заказчикам;

систему контроля правильности оформления протоколов калибровки или рабочих журналов, в которые заносятся результаты калибровки, а также документов, которые выдаются по результатам этих работ;

систему контроля за своевременностью приобретения калибровочных клейм, правильностью их учета, хранения и выдачи, а также систему идентификации подписей лиц, проводящих калибровку;

систему учета претензий, поступивших от заказчиков работ по калибровке.

3.5. Критерии аттестации на техническую компетентность заявителей, которые аттестуются на выполнение измерений в сфере и (или) вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений.

3.5.1. Помещения заявителя, в которых проводятся измерения, по своему оснащению и состоянию должны соответствовать требованиям методик выполнения измерений и (или) требованиям эксплуатационных документов на средства измерений, которые используются во время выполнения измерений, относительно условий их проведения (климатические условия, освещение, звуко- и виброизоляция, параметры сетей питания, наличие водоснабжения и канализации, оснащенность заземлением и прочее), требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.

3.5.2. Рабочие места, на которых проводятся измерения, должны быть аттестованы или паспортизованы в установленном порядке.

3.5.3. Доступ к месту выполнения измерений лиц, не являющихся работниками заявителя, должен контролироваться.

3.5.4. Заявитель в соответствии с заявленной областью аттестации должен иметь:

аттестованные методики выполнения измерений. Если измерения проводятся исключительно по эксплуатационной документации на средства измерений, то наличие методик не является обязательным. Для измерений вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений могут использоваться не аттестованные методики, но в отношении которых проведена оценка их пригодности для использования в порядке, установленном заявителем;

средства измерений, обеспеченные метрологическим контролем;

испытательное оборудование, необходимое для проведения измерений, аттестованное в установленном порядке;

вспомогательные средства (оборудование), необходимые для проведения измерений, аттестованные в порядке, установленном заявителем;

средства градуировки и контроля работоспособности средств измерений, применяемых при измерениях, во время их эксплуатации (газовые смеси, стандартные образцы и прочее);

систему контроля за своевременным проведением периодической поверки и (или) калибровки средств измерений, используемых при выполнении измерений, а так же аттестации испытательного и вспомогательного оборудования;

систему контроля правильности оформления рабочих журналов, в которые заносятся результаты измерений, а также протоколов по результатам измерений.

IV. Организация, порядок проведения и оформления результатов аттестации

4.1. Устанавливаются три вида аттестации – первичная, периодическая и внеочередная.

Первичной аттестации подлежат заявители, которые не были ранее аттестованы.

Периодической аттестации подлежат ранее аттестованные метрологические подразделения в случае окончания срока действия свидетельства об аттестации.

Внеочередной аттестации подлежат аттестованные метрологические подразделения, если они претендуют на расширение области аттестации или при возобновлении работ после признания недействительным свидетельства об аттестации по результатам проверки органом по аттестации.

4.2. Аттестация предусматривает следующие этапы:

подача заявки на проведение аттестации по форме, приведенной в Приложении 1;

рассмотрение заявки и предоставленных документов, принятие решения по заявке;

проведение экспертизы предоставленных заявителем материалов и, при необходимости, их доработка заявителям;

разработка программы проверки заявителя для определения соответствия установленным критериям аттестации (далее – проверка заявителя);

утверждение программы проверки заявителя и предоставление этой программы заявителю, назначение комиссии и ознакомление заявителя с составом этой комиссии и сроками проведения проверки заявителя;

заключение при необходимости договора (соглашения), между заявителем и сторонними организациями, представители которых привлекаются в состав комиссий;

проведение проверки заявителя и оформление материалов по ее результатам;

принятие решения об аттестации, оформление свидетельств (свидетельства) об аттестации и выдача его (их) заявителю.

При проведении периодической и внеочередной аттестации процедура проведения аттестации может быть изменена органом по аттестации в результате рассмотрения заявки.

4.3. Заявка на проведение первичной или внеочередной аттестации подается не позднее, чем за два месяца до предлагаемой даты аттестации, а на проведение периодической аттестации – не позднее, чем за два месяца до окончания срока действия свидетельства об аттестации.

4.4. При проведении первичной или периодической аттестации к заявке должны прилагаться следующие документы:

положение о подразделении (подразделениях), которое (которые) будет (будут) проводить соответствующие метрологические работы (далее – Положение о подразделении);

паспорт подразделения (подразделений), которое (которые) будет (будут) проводить метрологические работы (далее – Паспорт подразделения);

руководство по качеству подразделения (подразделений), которое (которые) будет (будут) проводить метрологические работы (далее – Руководство по качеству);

проект области аттестации заявителя и (или) изменений в области аттестации (далее – проект области аттестации).

Требования к структуре и содержанию документов, которые прилагаются к заявке, приведены в Приложении 2.

В случае проведения внеочередной аттестации к заявке должны прилагаться проект изменений в области аттестации и документы, которые подаются на первичное рассмотрение, или соответствующие изменения в эти документы.

4.5. Орган по аттестации регистрирует заявку и рассматривает предостав­ленные документы в срок не более 5 рабочих дней со дня получения.

В случае неправильного оформления заявки и (или) несоответствия комплектности представленных документов требованиям пункта 4.4 настоящих Правил, заявка и (или) документы возвращаются заявителю для доработки.

4.6. Срок проведения экспертизы и разработки программы проверки заявителя не должен превышать 20 рабочих дней со дня принятия решения по заявке.

4.7. Во время проведения экспертизы представленных заявителем документов проверяется правильность их оформления и полнота приведенной в этих документах информации.

При необходимости орган по аттестации запрашивает у заявителя дополнительную информацию, а также возвращает заявителю предоставленные документы на доработку с указанием выявленных недостатков. В последнем случае доработанные документы должны быть представлены повторно для проверки устранения выявленных недостатков.

По результатам экспертизы составляется экспертное заключение по форме, приведенной в Приложении 3 для определения возможности проведения дальнейших работ по аттестации.

Экспертное заключение по каждому поданному документу должно быть объективно, замечания аргументированы и обоснованы, а также приведены рекомендации к их устранению и (или) улучшению метрологической деятельности.

4.8. Орган по аттестации в течение 10 рабочих дней со дня получения доработанных документов утверждает программу проверки заявителя и направляет эту программу заявителю, утверждает состав комиссии по аттестации и информирует заявителя и организации, представители которых привлечены в комиссию, о составе этой комиссии и сроках проведения проверки метрологического подразделения заявителя.

4.9. Проверку заявителя для определения его соответствия установленным в разделе III настоящих Правил критериям аттестации комиссия проводит непосредственно по месту размещения метрологического подразделения заявителя.

В состав комиссии по аттестации включаются представители органа по аттестации, а также, в случае необходимости, компетентные в области деятельности заявителя представители предприятий, учреждений и организаций.

4.10. Во время проведения проверки заявителя определяется его независимость и соответствие технической компетентности критериям аттестации, установленных для конкретных видов метрологических работ.

4.11. Соответствие заявителей критериям аттестации устанавливается комиссией путем:

анализа материалов, представленных на аттестацию, а также материалов по результатам метрологических работ, указанных в заявленной области аттестации, которые ранее проводились заявителем;

проверки имеющихся у заявителя условий для проведения метрологических работ на соответствие информации относительно этих условий, приведенной в документах, предоставленных на аттестацию;

собеседования со специалистами заявителя, которые проводят соответствующие метрологические работы;

контроля правильности выполнения метрологических работ непосредственно на местах их выполнения.

4.12. По результатам проверки заявителя комиссия составляет акт по форме, приведенной в Приложении 4, в двух и более (при необходимости) экземплярах.

Члены комиссии обеспечивают достоверность данных изложенных в акте, в соответствии с нормативными правовыми актами в области метрологической деятельности и обеспечения единства измерений.

4.13. При наличии в акте рекомендаций по вопросу предоставления заявителю права на проведение метрологических работ в соответствии с заявленной областью аттестации и после устранения недостатков, выявленных в представленных на аттестацию документах, заявитель направляет с сопроводительным письмом в орган по аттестации акт, проект области аттестации, Положение о подразделении, Паспорт подразделения.

Кроме того, один экземпляр акта должен быть направлен предприятиям, учреждениям, организациям, приглашенным в состав комиссии (при необходимости их присутствия).

4.14. Орган по аттестации в течение 5 рабочих дней проверяет комплекты документов, указанные в пункте 4.13 настоящих Правил.

4.15. Решение об аттестации заявителя принимается органом по аттестации на основании рассмотрения полученных материалов.

В случае принятия положительного решения выдается свидетельство об аттестации. Свидетельство (свидетельства) об аттестации оформляют по форме, приведенной в Приложении 5, и область (области) аттестации по формам 12-13, приведенным в Приложении 2, каждый лист которой подписывается руководителем органа по аттестации и удостоверяется печатью этого органа и направляют их заявителю.

Срок действия указанного свидетельства не должен превышать 5 лет. Конкретный срок действия свидетельства устанавливает орган по аттестации.

4.16. Решение об отказе в аттестации принимает орган по аттестации в случае несостоятельности заявителя провести корректирующие мероприятия и устранить несоответствия, указанные в акте комиссии. В этом случае заявителю направляется (выдается) уведомление в письменной форме.

После устранения причин отказа заявитель может повторно подавать материалы на аттестацию.

4.17. Орган по аттестации при необходимости направляет копию свидетельства об аттестации и области аттестации предприятиям, учреждениям и организациям, приглашенным в состав комиссии.

4.18. Органы по аттестации ведут учет аттестованных ими организаций и ведут дела этих организаций, в которых хранятся: акты, копии свидетельств об аттестации, областей аттестации, Положений о подразделении и Паспортов подразделений.

4.19. Споры по вопросам аттестации решаются метрологической службой Министерства транспорта ДНР или в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

4.20. Органы по аттестации периодически, но не чаще чем один раз в год, проводят соответствующую проверку аттестованных ими метрологических подразделений. Проверка проводится по программе, утвержденной руководителями органов по аттестации.

В случае выявления нарушений по условиям проведения метрологических работ аттестованными подразделениями, соответствующий орган по аттестации принимает решение о временном приостановлении действия или признании недействительным свидетельства об аттестации и устанавливает срок для устранения недостатков.

Метрологическое подразделение после устранения недостатков уведомляет орган по аттестации.

В случае не устранения выявленных нарушений в установленный срок свидетельство об аттестации аннулируется.

V. Права и обязанности аттестованных метрологических подразделений

5.1. Аттестованные метрологические подразделения имеют право выполнять метрологические работы в соответствии с областью аттестации.

5.2. Аттестованные подразделения обязаны:

соблюдать требования нормативных правовых актов и нормативных документов по метрологической деятельности, в соответствии с которыми они были аттестованы;

ссылаться на аттестацию только в отношении тех работ, на осуществление которых они аттестованы;

прекратить ссылаться на аттестацию в своей документации и рекламе в случае временного приостановления действия или признания недействительным свидетельства об аттестации;

немедленно информировать орган по аттестации о любых обстоятельствах, мешающих выполнению работ по области аттестации;

обеспечивать учет и оперативное рассмотрение жалоб заказчиков метрологических работ.

5.3. Аттестованные организации за проведение метрологических работ, не указанных в области аттестации, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

В данный документ изменений не вносилось.