watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 15.12.2015

Номер документа: 740

Дата государственной регистрации: 05.01.2016

Регистрационный номер: 882

Заголовок документа: Об утверждении Порядка организации и выполнения демонстрационных полётов

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.050 - Воздушный транспорт , 200.130.040 - Сотрудничество по вопросам аэронавигации, использования воздушного пространства и управления воздушным движением

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 14.01.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

15.12.2015
№740
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 882
от   «05» января 2016  г.
Об утверждении Порядка организации и выполнения демонстрационных полётов

С целью установления единого порядка организации и проведения демонстрационных полётов в воздушном пространстве Донецкой Народной Республики, в соответствии со ст.11 и ст.47 Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» №35-IHC, принятым Народным Советом Донецкой Народной Республики 24.04.2015г., Положением о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утверждённым Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014г. № 40-8,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок организации и выполнения демонстрационных полетов.

2. Настоящий Порядок вступает в силу с момента его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Заместителя министра транспорта Кушнира А.И.

Министр транспорта Донецкой Народной Республики
С.А. Кузьменко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 882
от   «05» января 2016  г.

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕМОНСТРАЦИОННЫХ ПОЛЁТОВ

I. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок организации и выполнения демонстрационных полетов (далее – Порядок) устанавливает порядок организации и проведения демонстрационных полетов (далее – ДП) в воздушном пространстве Донецкой Народной Республики и является обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами – пользователями воздушного пространства.

1.2. Настоящий Порядок разработан с целью обеспечения техногенной безопасности для населения районов, прилегающих к месту проведения демонстрационных полетов, безопасности участников демонстрационных полетов, обслуживающего персонала, лиц, приглашенных на демонстрационные полеты, зрителей, а также безопасности полетов других ВС в воздушном пространстве Донецкой Народной Республики.

1.3. Порядок предусматривает урегулирование необходимых юридических (правовых) процедур, связанных с получением разрешения на проведение ДП в воздушном пространстве Донецкой Народной Республики, а также определяет конкретных исполнителей и должностных лиц, ответственных за организацию и проведение ДП в воздушном пространстве Донецкой Народной Республики.

1.4. По значению ДП могут иметь статус международных, государственных и региональных мероприятий. В настоящем Порядке представлен порядок организации ДП пользователей воздушного пространства Донецкой Народной Республики, в том числе с участием представителей зарубежных государств, требующий привлечения соответствующих сил и средств.

ДП могут осуществляться как группой так  и одним воздушным судном (далее – ВС). Нижеприведенные процедуры при выполнении таких полетов должны выполняться с привлечением сил и средств, обеспечивающих безопасность полетов, а система мероприятий по организации безопасности проведения ДП отвечать требованиям настоящего Порядка.

II. Определения

В настоящем Порядке приведенные ниже понятия употребляются в таком значении:

аварийная ситуация (контролируемая) – состояние потенциально опасного объекта, характеризующееся нарушением пределов и (или) условий безопасной эксплуатации, но не перешедшее в аварию, при котором все неблагоприятные воздействия источников опасности и персонал, население и окружающая среда содержатся в принятых границах с помощью соответствующих технических мероприятий, предусмотренных правилами действий при возникновении аварийной ситуации;

аварийное оповещение – система мероприятий, направленных на своевременное уведомление соответствующих органов и организаций о ВС, которым необходима помощь служб поиска и спасания, и содействие таким органам и организациям;

аварийно-спасательная команда (АСК) – подразделение, имеющее специальную подготовку, оснащенное средствами, техникой, оборудованием для быстрого и эффективного проведения аварийно-спасательных работ, и аттестованное на проведение аварийно-спасательных работ в порядке, установленном нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики;

аварийно-спасательные работы (АСР) – система мероприятий, направленных на своевременное оказание помощи пострадавшим;

анализ рисков – использование доступной информации для идентификации потенциальных опасностей, возникающих при проведении демонстрационных полетов. Анализ рисков заканчивается экспертизой и оценкой рисков, при которых принимаются окончательные решения и определяются все возможные варианты обеспечения безопасности запланированных демонстрационных полетов;

аэродром – участок суши или водной поверхности (включая размещенные на нем любые здания, сооружения и оборудование), предназначенный полностью или частично для прилета, вылета и движения ВС. Если понятие “аэродром” используется в положениях, касающихся планов полетов и порядка сообщения, оно включает также места, которые могут использоваться летательными аппаратами определенных видов, например вертолетами или аэростатами;

аэродром совместного базирования – аэродром, на котором базируются гражданские и государственные ВС, принадлежащие различным государственным органам, предприятиям, учреждениям и организациям. Порядок и условия базирования этих ВС определяются совместным решением соответствующих государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

аэронавигационное обслуживание – обслуживание, которое осуществляется соответствующими службами на всех этапах полета ВС, в том числе обслуживание воздушного движения, организация авиационной электросвязи, метеорологическое обеспечение авиации, поиск и спасание и предоставление аэронавигационной информации;

аэропорт – авиапредприятие с комплексом соответствующих служб и сооружений, предназначенных для приема и отправления ВС и обслуживания воздушных перевозок, и имеет для этого аэродром, аэровокзал, другие сооружения и необходимое оборудование;

безопасная эксплуатация ВС и ее условия – установлены руководством по летной эксплуатации (инструкции экипажа, летчику), параметры эксплуатации ВС, при которых обеспечивается соблюдение пределов безопасной эксплуатации. Пределы безопасной эксплуатации – установленные руководством значения параметров эксплуатации ВС, параметров полета, траектории, отклонение от которых может привести к аварийному состоянию;

безопасность (населения, материальных объектов, окружающей среды) – отсутствие недопустимого риска, связанного с возможностью причинения всякого вреда при соблюдении требований безопасности;

ведомственный орган управления воздушным движением – орган управления воздушным движением, на который возложены функции управления полетами государственных ВС в специально определенных зонах, находящихся под его контролем;

воздушное судно – это летательный аппарат, который держится в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

ВС делятся на классы:

сверхлегкое воздушное судно (СЛВС) – максимальная взлетная масса до 450 кг;

легкое воздушное судно (ЛВС) – максимальная взлетная масса до 5700 кг;

среднее воздушное судно (СВС) – максимальная взлетная масса до 40000 кг;

тяжелое воздушное судно (ТВС) – максимальная взлетная масса более 40000 кг.

воздушная трасса – диспетчерский район или его часть (коридор) в воздушном пространстве с четко определенной высотой и шириной, предназначенный для безопасного выполнения полетов ВС;

воздушное пространство ОВД – часть воздушного пространства с буквенным обозначением, в границах которого выполняются определенные виды полетов (установлением для этих полетов соответствующих видов обслуживания воздушного движения и правил полетов);

временно зарезервированное воздушное пространство – часть воздушного пространства, в границах которого в определенное время может осуществляться деятельность, представляющая угрозу для выполнения полетов авиации или для использования воздушного пространства в других целях;

высший пилотаж – маневрирование ВС с использованием фигур сложного пилотажа в их сочетании (двойная полупетля, вертикальная восьмерка, бочки на вираже и т.д.). Кроме того, к высшему пилотажу относятся все виды перевернутого полета и выполнения фигур с отрицательными перегрузками, а также фигуры сложного пилотажа, которые выполняются в составе группы;

групповой пилотаж – совместный пилотаж двух и более ВС под управлением одного командира, который находится в составе группы;

демонстрационный полет – полет воздушного судна, выполняемый с целью демонстрации достижений авиационной техники во время проведения авиационных парадов, праздников, с рекламной и другой целью;

диспетчерская зона – часть контролируемого воздушного пространства над земной поверхностью с установленной верхней границей, контроль и обслуживание воздушного движения в которой осуществляется соответствующим диспетчерским органом;

диспетчерское обслуживание воздушного движения (управления воздушного движения) – обслуживание, осуществляемое с целью предотвращения столкновения ВС между собой и с другими препятствиями в плоскости маневрирования, ускорения и регулирования воздушного движения;

диспетчерское разрешение – разрешение ВС действовать в порядке, определенном в соответствии с условиями, устанавливаемыми диспетчерским органом;

диспетчерский район – часть контролируемого воздушного пространства, простирающаяся от границы, установленной над земной поверхностью, до установленной верхней границы, контроль и обслуживание воздушного движения в которой осуществляется соответствующим диспетчерским органом;

запасной аэродром – аэродром, куда может следовать ВС в случае, невозможности или нецелесообразности следовать до аэродрома намеченной посадки или осуществлять на нем посадку;

запретная зона – часть воздушного пространства, в пределах которой запрещаются полеты ВС;

зона аэродромного движения – часть воздушного пространства вокруг аэродрома для осуществления безопасного аэродромного движения;

зона выполнения специальных полетов – часть воздушного пространства, используемая для испытательных полетов, дозаправки ВС топливом в воздухе, полетов на малых и предельно малых высотах, других специальных полетов, пуска ракет, воздушных стрельб;

зона ограничения полетов – часть воздушного пространства над сухопутной территорией или территориальными водами, где ограничиваются полеты ВС;

зона с особым режимом использования воздушного пространства – часть воздушного пространства над зоной, которая проходит вдоль государственной сухопутной границы и береговой полосы Азовского моря, пограничных рек, озер и других водоемов, прилегающих к государственной границе, в пределах полосы шириной 25 километров вглубь территории Донецкой Народной Республики, а также в пределах полосы шириной 22,2 километра (12 морских миль) – над территориальным морем;

координация использования воздушного пространства – разработка и согласование условий и порядка использования воздушного пространства с соответствующими органами обслуживания воздушного движения (далее – ОВД), заинтересованными государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями в интересах пользователей воздушного пространства;

лётная полоса (ЛП) – часть летного поля посадочной площадки, включая взлетно-посадочную полосу, свободные зоны, спланированные участки по сторонам взлетно-посадочной полосы и предназначена для взлета и посадки воздушных судов, уменьшения риска повреждения воздушных судов при выкатывании за пределы взлетно-посадочной полосы, обеспечения безопасности воздушных судов, пролетающих над ней при взлете и посадке;

маршрут зональной навигации – маршрут ОВД, определенный для полетов воздушных судов, которые могут применять зональную навигацию;

маршрут ОВД – определенный маршрут, предназначенный для направления потока движения с целью обеспечения обслуживания воздушного движения. Указанное понятие используется для воздушной трассы, контролируемого или неконтролируемого маршрута, условного маршрута, маршрута прибытия или вылета и тому подобное;

объединенный пакет аэронавигационной информации – сборник документов, состоящий из:

Сборника аэронавигационной информации, включая поправки;

дополнения к Сборнику аэронавигационной информации;

НОТАМ- сообщения и бюллетеней предполетной информации;

циркуляров аэронавигационной информации;

контрольных перечней и сводок.

обслуживание воздушного движения (ОВД) – комплекс мероприятий, обеспечивающий полетно-информационное обслуживание, аварийное оповещение, диспетчерское обслуживание воздушного движения (районное диспетчерское обслуживание, диспетчерское обслуживание подхода или аэродромное диспетчерское обслуживание);

ограничения использования воздушного пространства – особый порядок использования воздушного пространства, определяющий комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности полетов и производство другой деятельности в воздушном пространстве;

опасная зона – часть воздушного пространства, в пределах которой в определенные периоды времени может осуществляться деятельность опасная для полета ВС;

орган обслуживания воздушного движения – орган диспетчерского обслуживания воздушного движения, центр полетной информации или пункт сбора сообщений по обслуживанию воздушного движения;

орган поисково-спасательной службы – координационный центр по поиску и спасанию, вспомогательный центр поиска и спасания или пост аварийного сообщения, осуществляющий мероприятия, направленные на своевременное выявление ВС терпящих или потерпевших бедствие;

организатор ДП – юридическое или физическое лицо наделенное полномочиями по организации и проведению ДП, согласно Порядку организации и выполнения ДП, и отвечающее за безопасность их проведения;

особый случай в полете – ситуация, возникшая в результате внезапного отказа авиационной техники или попадания ВС в условия, требующие от экипажа действий, которые отличаются от обычного пилотирования ВС;

пользователь воздушного пространства – юридическое или физическое лицо, которое имеет право осуществлять деятельность, связанную с использованием воздушного пространства;

предельная область режимов полета – совокупность режимов полета между эксплуатационными и предельными ограничениями ВС;

предельные ограничения режимов полета – ограничение режимов полета, выход за которые во время эксплуатации ВС недопустим ни при каких обстоятельствах;

пилотаж – маневрирование самолета в воздухе в горизонтальной, вертикальной и наклонной плоскости. По степени сложности пилотаж делится на простой, сложный и высший, а по количеству ВС – на одиночный и групповой;

пилотажная зона – воздушное пространство установленных размеров, определенное для отработки техники пилотирования и других полетных заданий;

простой пилотаж – маневрирование ВС в воздухе, при котором углы крена ВС достигают 60°, углы тангажа – до 45°;

разрешение на использование воздушного пространства – официальное сообщение о предоставлении пользователю воздушного пространства разрешения для осуществления деятельности в порядке, определяемом соответствующим органом; ( Абзац сорок восьмий пункту 2 виключено на підставі Постанови

район полетной информации – часть воздушного пространства, в пределах которого обеспечивается полетно-информационное обслуживание и аварийное оповещение;

районный диспетчерский центр (РДЦ) – орган, предназначенный для обеспечения диспетчерского обслуживания контролируемых полетов в диспетчерских районах;

район поиска и спасания – часть территории, в пределах которой осуществляются авиационные работы по поиску и спасанию;

район упрощенной координации – часть воздушного пространства, в пределах которой осуществляется общее воздушное движение и разрешается выполнение полетов вне маршрутов ОВД без необходимости осуществления диспетчером ОВД координации выполнения таких полетов с ведомственными органами управления воздушным движением и пользователями воздушного пространства, деятельность которых может представлять угрозу безопасности общего воздушного движения;

рекомендуемая практика Международной организации гражданской авиации (ИКАО) – требования к физическим и техническим характеристикам, конфигурации, материальной части, персонала или правил, единообразное применение которых признается желательным для обеспечения безопасности, регулярности и эффективности международной аэронавигации;

режим полета – совокупность значений параметров, которые определяют характер полета ВС для выполнения конкретной задачи;

рекомендуемая область режимов полета – совокупность режимов полета, рекомендуемая для определенных этапов полета;

Сборник аэронавигационной информации – сборник сведений, содержащих долгосрочную аэронавигационную информацию, которая имеет важное значение для аэронавигации;

сложный пилотаж – маневрирование ВС в воздухе, при котором углы крена ВС достигают 60° и более, тангажа – 45° и более, а также простой пилотаж, который выполняется в составе группы;

стандарт ИКАО – требования к физическим и техническим характеристикам, конфигурации, материальной части, персонала или правил, единообразное применение которых определяется необходимым для обеспечения безопасности и регулярности международной аэронавигации. В случае, невозможности соблюдения стандартов Международной организации гражданской авиации в Совет ИКАО соответствующим Государственным органом исполнительной власти направляется уведомление в соответствии со статьей 38 указанной Конвенции;

указания по пилотированию – указания экипажа (пилота) по выполнению полета, включающие рекомендованные режимы полета, эксплуатационные ограничения и руководство действиями экипажа (пилота) с учетом возможностей ВС, уровня подготовки экипажа (пилота) и параметров внешней среды;

управление использованием воздушного пространства – деятельность, связанная с распределением воздушного пространства между пользователями на основании представленных ими расписаний, заявок и планов;

эксплуатационные ограничения – ограничения условий, режимов полета и параметров работы систем, выход за которые недопустим в процессе эксплуатации ВС;

эксплуатант – юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее ВС или предоставляет услуги в этой области.

III. Основные требования организации и обеспечения безопасности полетов при проведении демонстрационных полетов

3.1. Общие требования.

3.1.1. ДП ВС организуются и выполняются в соответствии с требованиями Воздушного кодекса, правил использования воздушного пространства, настоящего Порядка, других нормативных правовых актов.

3.1.2. ДП ВС для демонстрации их технических возможностей, как групповые, так и одиночные, проводятся за пределами населенных пунктов.

3.1.3. Пользователи воздушного пространства, которые выполняют ДП на ВС спортивного назначения, воздушных шарах, сверхлегких ВС и ВС любительской конструкции с посадочных площадок, обязаны организовать связь с органами ОВД, органами ПВО и Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики.

3.1.4. ДП делятся на категории в зависимости от масштабности их проведения.

3.1.5. ДП полеты категории “A” – это ДП, участие в которых принимают несколько министерств и другие органы исполнительной власти, а также возможно участие иностранных представителей. При этом к полетам привлекается большое количество ВС различных классов, типов и ВС различного назначения.

К ДП категории “A” относятся международные и национальные авиасалоны, выставки, парады и т.д. Место проведения – аэропорты, аэродромы и другие, специально подготовленные места, которые имеют полный комплекс оборудования для проведения таких мероприятий.

3.1.6. Демонстрационные полеты категории “B” – это ДП, участие в которых принимает одна или несколько организаций, а также возможно участие иностранных представителей. К данным полетам привлекаются, как правило, СЛВС и ЛВС различных типов и ВС различного назначения.

К ДП категории “B” относятся национальные авиационные праздники, шоу, выступления авиационных спортсменов и т. д. Место проведения – аэропорты, аэродромы, посадочные площадки и специально подготовленные места.

3.1.7. ДП категории “C” – это ДП, которые проводит одна организация. В полетах данной категории участвует одно или несколько СЛВС и ЛВС различных типов и ВС различного назначения.

К ДП категории “C” относятся национальные авиационные праздники, шоу, выступления авиационных спортсменов и т.д. Место проведения – аэропорты, аэродромы, посадочные площадки и специально подготовленные места.

3.1.8. ДП выполняются при наличии разрешения органа местного самоуправления и государственного органа исполнительной власти по вопросам гражданской авиации. Заявки на выполнение ДП  подаются руководителями предприятий, учреждений, организаций соответствующими командирами (начальниками) в государственный орган исполнительной власти по вопросам гражданской авиации только после получения разрешения от органа местного самоуправления.

В перечень документов, предоставляемых участниками ДП в группу координации и оперативного планирования за 5 рабочих дней до начала ДП, входят:

сертификат (свидетельство) летной годности ВС или другой документ, дающий право выполнять полеты на данном ВС (оригинал);

свидетельство о регистрации ВС (оригинал) или документ, его заменяющий;

страховой полис ВС (оригинал);

страховой полис об ответственности перед третьими лицами (оригинал);

страховой полис на всех членов экипажа (оригинал);

разрешение на эксплуатацию бортовых радиостанций (оригинал) – при их наличии;

заявка пилота на участие в ДП (см. приложение 1 настоящего Порядка);

сертификат (свидетельство или лицензия) на каждого члена экипажа или документ, удостоверяющий право полетов на данном типе ВС;

медицинский сертификат или документ, заменяющий его, на каждого члена экипажа о допуске к полетам;

описание ДП, а также резервного ДП в случае неблагоприятных метеоусловий, утвержденные руководителем организации – участника ДП (см. приложение 2 настоящих правил);

сопроводительный комментарий ДП с привязкой траектории полета к определенной зоне пилотажа для диктора, который будет комментировать ДП.

В зависимости от категории ДП группа координации и оперативного планирования или организатор составляет заявку на ДТ, которая включает следующую информацию:

название эксплуатанта или пользователя воздушного пространства;

дата, время и место проведения ДП;

программа ДП, координаты, высота или диапазон высот во время выполнения задания, согласование с органом ОВД;

тип ВС, регистрационный (учетный) номер (позывной), метеоминимум экипажа;

состав летного экипажа ВС, виды обеспечения по выполнению ДП;

дата выдачи и номер разрешения органа местного самоуправления на выполнение ДП;

регистрационный номер и дата выдачи разрешения руководителя организации, планирующей выполнение ДП;

перечень страховых полисов обязательного страхования;

дата выдачи и номер разрешения на пересечение запретных зон, если используется их воздушное пространство;

должность, фамилия заявителя и порядок связи с организатором ДП, который является руководителем мероприятий и отвечает за безопасность полетов и использования воздушного пространства в районе проведения ДП.

Перечень документов предоставляемых организаторами ДП, в государственный орган исполнительной власти по вопросам гражданской авиации, за 10 рабочих дней до их проведения, включает в себя:

1) заявку на полеты (см. приложение 3 настоящего Порядка);

2) разрешение на проведение ДП, предоставленное органом местного самоуправления, на территории которого планируется их проведение;

3) копию приказа о создании оргкомитета по проведению ДП с определением ответственного лица за безопасность проведения этого мероприятия или приказа организатора о проведении ДП;

4) программу ДП с расписанием и детальным описанием всех маневров и траекторий полета ВС, задействованных для ДП со списком исполнителей (пилотов), принимающих участие в выполнении ДП, с копиями сертификатов (свидетельств или лицензий) на каждого члена экипажа;

5) минимальные метеорологические условия для выполнения ДП;

6) при проведении ДП категории “A” и “B”: структурную схему управления организацией и проведением ДП с предоставлением номеров служебных телефонов ответственных лиц;

7) схемы расположения зрителей, аварийно-спасательных и пожарных команд;

8) программу мероприятий по обеспечению безопасности полетов и взаимодействия участников и служб, привлеченных к проведению ДП с предоставлением таких инструкций:

инструкция экипажа (пилота) для выполнения данного ДП;

инструкция по противопожарной безопасности для конкретного места проведения ДП;

инструкция для службы поиска и спасания в зоне проведения ДП в местах скопления людей;

инструкция для службы медицинского обслуживания ДП;

инструкция для работников органов внутренних дел при обеспечении ДП;

инструкция по обеспечению авиационной безопасности при проведении ДП;

инструкция по обеспечению радио и телефонной связи при проведении ДП;

9) перечень материально-технических средств обеспечения безопасности полетов;

10) копии страховых полисов, которые после их сверки с оригиналами, остаются в государственном органе исполнительной власти по вопросам гражданской авиации.

3.1.9. Ответственность за организацию и безопасное проведение ДП несут участники ДП, руководители авиапредприятий, организаций и владельцы ВС, участвующие в ДП.

3.2. Основные требования к месту проведения демонстрационных полетов и их зонирование.

3.2.1. Место проведения ДП выбирается, исходя из условий обеспечения безопасности населения, материальных объектов и окружающей среды. Для проведения ДП устанавливаются пилотажные зоны.

3.2.2. Пилотажная зона (далее – ПЗ) устанавливается, как правило, с учетом обеспечения безопасности полетов таким образом, чтобы исключить пилотирование самолета на малых и предельно малых высотах над жилыми массивами населенных пунктов, опасными промышленными объектами с обязательным определением направления оси пилотажа вдоль линейного ориентира (взлетно-посадочная полоса, прямолинейный отрезок пути, лесная просека и т.д.). Расстояние между границей зоны пилотажа и линией зрителей не должна быть менее 200 метров (см. приложение 4 настоящего Порядка). Пилотажная зона согласовывается в установленном порядке с органами местного самоуправления Донецкой Народной Республики.

3.2.3. Границы пилотажной зоны должны легко распознаваться с воздуха и находиться на безопасном расстоянии от зоны сосредоточения зрителей, населенных пунктов, транспортных магистралей с таким расчетом, чтобы в случае столкновения ВС с землей в пределах пилотажной зоны или его повреждения в воздухе, зрители не были травмированы ВС или его фрагментами. При выполнении ДП категории “B” и “C” на аэродроме A1, используя запасной аэродром A2, в районе выполнения ДП определяется условная точка IAF, выход на которую обязательный для каждого экипажа – участника ДП. Экипаж получает от руководителя ДП полетов разрешение на выполнение программы ДП над точкой IAF. Организация воздушного движения при выполнении таких ДП осуществляется в соответствии с приложением 5 настоящего Порядка.

3.2.4. Организатор ДП должен утвердить все необходимые схемы по организации и проведению ДП, в которых должен определить предельную линию, за которую запрещено перемещаться зрителям, а также предельную линию, за которую запрещено смещать плоскость пилотажа. Эти граничные линии должны быть параллельны, расстояние между ними определяет зону безопасности. Участки плоскости пилотажа, над которыми траектория полета проходит на минимально допустимой высоте, на схемах приведены красной стрелкой с обозначением минимально допустимой высоты над земной поверхностью (определяется пилотом визуально и по радиовысотомеру). Направление стрелки на схеме – это направление момента инерции при пилотаже, который должен обеспечивать безопасность зрителям в случае отказа авиационной техники, столкновение с птицами или с рельефом местности, когда разлет деталей и обломков не пересекает зоны безопасности. Предельная линия, за которую запрещено перемещаться зрителям, должна быть обозначена четкими красно-белыми лентами по периметру размещения зрителей и надписями (через 50 м) на трафаретах на русском и английском языках “СТОП! ЗАПРЕТНАЯ ЗОНА!” В случае массового скопления зрителей орган местного самоуправления организует команды оцепления (разрешенные траектории для вписывания в пилотажные зоны по размещению людей и важных наземных объектов на аэродроме A1 размещаются согласно приложению 6 настоящего Порядка.

3.2.5. В случае отказа авиационной техники выбираются запасные аэродромы и запасные площадки (далее – ЗП) для выполнения вынужденной аварийной посадки. Эти площадки должны располагаться в противоположном направлении от места сосредоточения людей, но к ним должны быть проложены подъездные дороги для пожарных машин и машин скорой медицинской помощи.

3.2.6. В случае вынужденного покидания ВС определяется специальная зона вынужденного покидания, которая должна располагаться в противоположном направлении от места сосредоточения зрителей и обеспечивать падение ВС вне зданий, сооружений и местонахождения людей.

3.3. Основные требования к программе демонстрационных полетов.

3.3.1. Перед проведением ДП организатором разрабатывается программа ДП, которая состоит из индивидуальных программ ДП и включает описание каждого отдельного полета, их последовательность, данные об участниках ДП и другие необходимые сведения.

3.3.2. В общую программу ДП включаются только те индивидуальные программы исполнителей ДП, которые обеспечивают безопасность выполнения полетов.

3.3.3. Программа каждого ДП должна быть описана в деталях в карточке полета, которая заблаговременно составляется каждым участником и предоставляется организатору полетов.

3.3.4. Организатор ДП после изучения карты полета с привлечением соответствующих специалистов подтверждает программу ДП или упрощает ее, изымая те элементы полета, которые не обеспечивают безопасность полетов при их выполнении.

3.3.5. ДП или отдельные их элементы должны быть заранее проанализированы при тренировочных или квалификационных полетах на их соответствие требованиям безопасности полетов.

3.3.6. Если поданная индивидуальная программа полета не удовлетворяет организатора ДП по вопросам обеспечения безопасности полетов, организатор ДП может ввести ограничения на выполнение опасных элементов программы или вообще исключить такую индивидуальную программу из программы ДП.

3.3.7. Летные экипажи должны строго выполнять утвержденные программы демонстрационных полетов, и не имеют права изменять их, за исключением случаев пропуска отдельных элементов утвержденной Программы с предупреждением об этом руководителя ДП, оставив те элементы, которые не влияют на безопасность ДП.

3.3.8. В индивидуальные программы исполнителей ДП должны быть внесены указания по пилотированию, которые включают рекомендованные режимы полета, эксплуатационные ограничения и руководство действиями экипажа в случае отказов авиатехники с учетом возможностей ВС и параметров внешней среды.

3.3.9. В индивидуальных программах исполнителей ДП должны быть определены предельные ограничения, перегрузки, пилотажные зоны, запретные зоны, зоны аэродромного движения и запасные аэродромы на случай внезапного ухудшения метеорологических условий, площадки на случай вынужденных посадок и зоны вынужденного покидания ВС, границы временно зарезервированного воздушного пространства.

3.3.10. Организации, которые занимаются выполнением ДП постоянно, могут иметь детально разработанную программу ДП на год. Она должна включать детальное описание ДП и парашютных прыжков, по которым проводятся постоянные тренировки, данные об участниках и другие необходимые сведения.

3.4. Основные требования к наземному обеспечению демонстрационных полетов.

3.4.1. На время ДП ВС должен быть разработан план мероприятий на случай аварийной ситуации на месте проведения ДП, определяющий порядок действий различных служб и других органов, оказывающих помощь в случае чрезвычайных событий. План в обязательном порядке согласовывается со службами и органами, действия которых им предусмотрены. В местах проведения ДП должны быть определены и доведены до зрителей маршруты движения ВС и специального транспорта, меры безопасности, действия при возникновении чрезвычайных ситуаций, запрещенные для посещения зрителями зоны. С этой целью изготовляются и устанавливаются в доступных для зрителей местах соответствующие стенды.

3.4.2. Для обеспечения безопасности ДП должны быть разработаны инструкции по быстрому применению следующих служб:

противопожарной службы;

поиска и спасания;

медицинской службы;

органов внутренних дел;

службы авиационной безопасности;

средств связи в аэропорту и за его пределами;

другого компетентного, специально подготовленного персонала, способного действовать в любых чрезвычайных обстоятельствах.

3.4.3. За разработку планов мероприятий и согласованность действий в случае чрезвычайных ситуаций в аэропорту (на аэродроме) несет ответственность администрация этого аэропорта (аэродрома).

3.4.4. Взаимодействие служб, в случае чрезвычайных ситуаций, в аэропорту (на аэродроме) обеспечивают:

организатор ДП и подчиненная ему группа координации и оперативного планирования;

представитель администрации аэропорта (аэродрома);

начальник противопожарной службы аэропорта (аэродрома);

начальник службы поиска и спасания;

начальник медицинской службы;

ответственный представитель правоохранительных органов;

ответственный сотрудник авиационной безопасности;

ответственный представитель Министерства государственной безопасности (МГБ).

За пределами аэропорта (аэродрома) ответственность за организацию помощи пострадавшим возлагается на:

органы местного самоуправления и правоохранительных органов.

3.4.5. Перед началом ДП их организатор должен провести совместный инструктаж пилотов, руководителей служб и начальника пожарной охраны аэропорта (аэродрома).

3.4.6. В аэропорту (аэродроме) необходимо определить места для:

дозаправки ВС, участвующих в ДП;

маршруты руления ВС с мест стоянок и обратно на стоянки, исключая их блокировку.

3.4.7. Запрещается размещать стоянки ВС, которые участвуют в ДП в непосредственной близости от стоянок ВС, которые предназначены для демонстрации на земле, или ВС, выполняющих коммерческие полеты.

3.4.8. Запрещается допускать посторонних людей к ВС, участвующих в ДП.

3.4.9. Зоны размещения зрителей, стоянки для автомобилей запрещено размещать в пределах летной полосы, зон заходов ВС на посадку, а также в направлении, совпадающем с плоскостями пилотажа.

3.4.10. Зрителей следует размещать с учетом мер безопасности с одной стороны ВПП, а пилотажные зоны – с противоположной стороны ВПП на безопасном расстоянии от зрителей, позволяя ВС свободно маневрировать на противоположной стороне.

3.4.11. На аэродроме при проведении ДП должен быть пункт централизованного наблюдения за взлетом и посадкой ВС и за действиями на перроне, который должен быть оборудован:

громкоговорящей связью;

телефонной связью с выходом на городскую телефонную сеть;

телефонной или радиосвязью с пунктом связи местной пожарной охраны, органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также с ближайшим медицинским учреждением;

радиосвязью с аэродромными пожарными автомобилями;

телефонной или радиосвязью с диспетчерскими пунктами управления воздушным движением (далее -УВД) (стартом, рулением, посадкой);

радиосвязью с транспортным средством (автомобилем) для обеспечения руководства аварийно-спасательными работами.

3.5. Основные требования к ВС, заявленным для выполнения демонстрационных полетов.

3.5.1. Гражданские ВС, участвующие в ДП, должны иметь сертификат летной годности. Маневры, параметры которых выходят за ограничения, указанные в Руководстве по летной эксплуатации ВС, должны быть обоснованы разработчиком ВС или ответственным лицом, выдавшим сертификат летной годности ВС.

3.5.2. Государственные ВС разработчика, изготовителя или предприятий могут демонстрироваться в соответствии с утвержденными заявками от них. Параметры ДП не должны выходить за параметры полета, которые соответствуют типовым ВС и их тактико-техническим данным, за исключением случаев, когда выполнение отдельного сложного элемента ДП на данном ВС специально согласовано с разработчиком ВС.

3.5.3. Количество топлива на борту ВС, участвующего в ДП, должно обеспечить пребывание после взлета, в зоне ожидания в течение не менее 10 минут, время выполнения запланированной программы ДП, время полета на запасной аэродром, указанный в плане полета, время полета над запасным аэродромом в течение не менее 10 минут.

ВС, участвующие в ДП, должны быть застрахованы по возмещению ущерба третьим лицам.

3.5.4. Все ДП в обязательном порядке должны сниматься на видеокамеру.

3.5.5. В случае, возникновения необходимости анализа средств полетной информации, результаты обработки записей этой информации немедленно предоставляются организатору ДП по его требованию.

3.6. Основные требования к участникам демонстрационных полетов.

3.6.1. К участию в ДП допускаются пилоты (экипажи) ВС, прошедшие курсы обучения по специальным программам, успешно сдавшие соответствующие экзамены и зачеты, а также выполнившие не менее пяти практических тренировок, одна из которых на аэродроме (местности), где планируется проведение ДП.

3.6.2. Для участия в ДП каждый член летного экипажа, парашютист или иной участник ДП должен иметь документ, удостоверяющий его квалификацию, соответствующий правилам его государства и подтверждающий его допуск к выполнению профессиональных обязанностей.

3.6.3. Парашютисты, участвующие в демонстрационных прыжках, должны использовать парашюты, прошедшие дополнительный технический осмотр специалистами перед выполнением демонстрационных прыжков.

3.6.4. Организатор полетов, группа координации и оперативного планирования проверяют у каждого участника ДП документ, удостоверяющий его квалификацию, и принимают решение о допуске участника к полетам (прыжков) после тщательного анализа его индивидуальной программы ДП (прыжков), тренировочных, квалификационных (зачетных) полетов (прыжков) накануне ДП.

3.6.5. Участники ДП и их ВС должны быть представлены организатору ДП не менее чем за двое суток до полетов.

3.6.6. Экипаж (пилот) обязан выполнить полный комплекс тренировок по программе ДП (поэлементно и в целом) на базовом или другом аэродроме, а затем выполнить визуальную привязку программы к аэродрому демонстрации во время тренировочных и квалификационных полетов в соответствии с пунктами 11.20, 11.21.

3.6.7. Все участники ДП должны хорошо знать район проведения ДП, размещение пилотажных зон, размещение мест сосредоточения людей и запасные площадки в случае вынужденной аварийной посадки. Перед началом ДП проводится тестирование участников ДП на знание правил обеспечения безопасности полетов при ДП.

3.6.8. При выполнении ДП указания организатора ДП и руководителя ДП должны выполняться точно и без задержек.

IV. Лётные ограничения

4.1. Во время выполнения ДП полеты других ВС в районе проведения ДП должны быть ограничены. Летные экипажи, выполняющие ДП должны быть проинформированы обо всех плановых и неплановых перемещения других ВС в районе полетов.

Запрещено находиться на борту ВС, выполняющих ДП, лицам, не входящих в состав экипажа.

4.2. Организатор ДП может определять ограничения для каждого типа ВС и программы его полета, которые должны беспрекословно выполняться участниками ДП для обеспечения безопасности полетов.

Во время ДП должны действовать такие ограничения:

летные экипажи должны выполнять на ВС только маневры утвержденные организатором ДП;

высший пилотаж разрешен только на воздушных судах, имеющих соответствующий сертификат или документ, его заменяющий, который предъявляют организатору ДП в обязательном порядке;

минимальная высота горизонтальных пролетов должна быть не менее 100 м над рельефом местности;

окончание выхода из нисходящих маневров (пилотажа), а также полет в перевернутом положении должны быть на высоте не менее 200 м над рельефом местности;

маневры для выполнения вертикальных фигур (типа “петли”) должны начинаться на высотах, определенных заданием;

высший пилотаж выполняется в пределах зоны пилотажа, параллельно определенной оси пилотажа. Все развороты выполняются в сторону, противоположную зоне размещения зрителей;

запрещается выполнять одновременно полеты внутри демонстрационной зоны двух и более ВС, если это специально не предусмотрено программой;

запрещается выполнять выключения двигателей во время выполнения ДП, если это не было предварительно согласовано с организатором ДП;

скорость полета не должна превышать число М = 0,8;

при выполнении полетов по сбросу воды, грузов, при транспортировке грузов вертолетами на внешней подвеске наземная проекция маршрута не должна проходить вблизи зоны размещения зрителей, зданий и сооружений, мест стоянки самолетов;

высота полетов задается и выдерживается по давлению аэродрома или определенной зоны проведения ДП и дополнительно контролируется по радиовысотомеру (далее – РВ) (если ВС оборудовано РВ) и визуально при полете на минимально разрешенной высоте над рельефом местности в пилотажных зонах.

4.3. Летные экипажи и служба ОВД обязаны точно выдерживать установленные расписанием время и продолжительность ДП.

4.4. Запуск двигателей и начало выруливания должны выполняться точно по команде руководителя ДП.

4.5. В случае непредвиденных задержек в программе полетов необходимо иметь на борту воздушного судна запас горючего, обеспечивающего 10-минутное пребывание в зоне ожидания.

4.6. При выходе ВС за пределы пилотажной зоны руководитель ДП должен запретить дальнейшее выполнение ДП, вернуть ВС в пилотажную зону или дать команду на выполнение посадки.

4.7. При обнаружении в полете отклонений в работе авиационной техники, влияющих на безопасность полета, экипаж должен немедленно доложить об этом руководителю ДП.

V. Особые случаи при выполнении ДП и порядок действий экипажа (пилота) при их возникновении

5.1. Действия экипажа (пилота), при возникновении особых случаев в полете, предусмотрены Руководством по летной эксплуатации (Инструкции экипажу, летчику).

5.2. В случае выявления в полете отклонений от нормальной работы авиатехники, что при выполнении посадки может стать угрозой безопасности зрителей или экипажа, посадка ВС по команде руководителя ДП должна выполняться на запасном аэродроме. При этом проведение ДП прекращается до ликвидации опасной ситуации.

5.3. В случае аварийных посадок предусмотрены запасные аэродромы, а также площадки для аварийных посадок, схемы их размещения должны быть в кабине воздушного судна. Доступ к таким площадкам должен обеспечивать свободный подъезд аварийно-спасательных команд, пожарных машин и машин скорой медицинской помощи.

5.4. В случае возникновения аварийной ситуации, при проведении ДП, выделяются зоны (площадки) для слива авиатоплива и зоны аварийного катапультирования.

5.5. Все выделенные зоны для ликвидации опасной ситуации при особых случаях располагаются в направлении, противоположном зон скопления людей, населенных пунктов и важных экологических объектов.

5.6. При потере радиосвязи на любом этапе ДП экипаж (пилот) прекращает выполнение запланированной программы, продолжает докладывать о своих действиях, установленным маневром показывает руководителю ДП об отсутствии радиосвязи и действует в соответствии с порядком предусмотренным инструкциями на конкретном аэродроме (посадочных площадках и специально оговоренных местах).

VI. Радиотехническое обеспечение полётов

6.1. Управление ДП осуществляется с помощью радиосвязи на специально выделенной  для этих целей фиксированной радиочастоте.  При выполнении ДП на посадочных площадках и специально подготовленных местах могут использоваться другие, заранее оговоренные и согласованные виды связи.

 6.2. Всем летным экипажам необходимо точно выполнять команды руководителя ДП, целью которых является обеспечение безопасности полетов.

6.3. Радиосвязь экипажей с руководителем ДП ведется на русском или английском языках.

6.4. Выдавать команды пилоту (экипажу) имеет право только орган управления (должностное лицо), под руководством которого находится пилот (экипаж). Вмешиваться в управление ДП разрешается только должностным лицам, назначенным из состава организационной группы, при обнаружении угрозы безопасности полетов или ошибочных действиях участников ДП. О взятии управления на себя указанное лицо сообщает экипажу.

6.5. Пилоты должны использовать стандартный порядок радиообмена на всех этапах полетов. Фразеология радиообмена должна быть максимально сокращена, чтобы не отвлекать летные экипажи от управления ВС. Ведение радиообмена на земле, в воздухе и при выполнении ДП осуществлять с использованием различных частот (каналов).

6.6. Во время ДП летные экипажи должны использовать присвоенные организатором ДП и его группой координации и оперативного планирования позывные ВС.

Позывные диспетчеров аэродромов (основного и запасных), руководителя ДП в зоне демонстрации, и других служб обеспечивающих полеты указываются в программе ДП и доводятся до экипажей ВС.

6.7. Первый радиоконтакт пилота с диспетчером (руководителем ДП) устанавливается в соответствии с планом ДП, для запроса разрешения на запуск двигателя (буксировки) и выруливания на старт. Для этого выделяются специальные частоты.

6.8. Переход летных экипажей на другую радиочастоту осуществляется только с разрешения руководителя ДП.

6.9. Все свои действия при выполнении ДП экипаж (пилот) согласовывает с руководителем ДП и немедленно докладывает ему при возникновении опасных и аварийных ситуаций.

VII. Основные требования к запасным аэродромам и площадкам, предусмотренным в случае аварийных посадок

7.1.При ухудшении метеоусловий до значений ниже установленного минимума для проведения ДП и в других случаях, когда посадка ВС связана с риском для зрителей или экипажа, предусматривается возможность ухода ВС, на запасные аэродромы.

7.2. Запасные аэродромы, как правило, располагаются вблизи от места проведения ДП.

Маршрут полета на запасной аэродром наносится на схему зон ДП с привязкой к местности. Схема вручается каждому участнику ДП и находится вместе с другими необходимыми схемами и справочным материалом в кабине ВС во время тренировочных, квалификационных (зачетных) и ДП.

На запасных аэродромах должны обеспечиваться, при необходимости, первоочередная посадка, аварийно-спасательные мероприятия, противопожарные мероприятия, медицинская и техническая помощь.

Должна поддерживаться постоянная двусторонняя связь руководителя ДП с запасным аэродромом.

Запасные площадки в случае вынужденных аварийных посадок (далее – ЗП) выбираются в пилотажных зонах (далее – ПЗ) или в непосредственной близости от них. В случае вынужденного покидания ВС определяется специальная зона вынужденного покидания, которая должна располагаться в противоположном направлении от места сосредоточения зрителей и обеспечивать падение ВС вне зданий, сооружений и нахождения людей. Плоскости пилотажа должны быть ориентированы по направлению полета на минимально разрешенных высотах, которое на схемах обозначено красной стрелкой с указанной безопасной минимально разрешенной высотой. Направление плоскостей пилотажа должны быть направлены от крупных населенных пунктов, мест скопления людей и по возможности совпадать с линейными ориентирами для облегчения ориентации пилота в пилотажных зонах.

VIII. Порядок подготовки проведения демонстрационных полетов и условия использования воздушного пространства

8.1. Организаторами ДП могут быть пользователи воздушного пространства, которые имеют в своем распоряжении аэропорты, аэродромы, ВС с квалифицированным авиационным персоналом, а также группа пользователей, которая может организовать ДП на базе одного из пользователей.

Инициативная группа, планирующая организовать ДП, должна подать заявку на проведение ДП, в которой указывается срок проведения ДП, состав органов, ответственных за организацию и проведение ДП, источники финансирования и другие сведения, предусмотренные настоящим Порядком.

8.2. При организации и участии в ДП категорий “A” и “B” нескольких пользователей воздушного пространства (допускается участие иностранных пользователей) общее руководство по подготовке и проведению ДП создает оргкомитет, который возглавляет председатель оргкомитета. В других случаях общее руководство возлагается на организатора ДП.

8.3. Контроль за ходом организации ДП категорий “A” и “B” с несколькими пользователями воздушного пространства и с участием иностранных пользователей осуществляет Межведомственная комиссия.

8.4. В зависимости от категории ДП группа координации и оперативного планирования или организатор на основании одобренной общей программы составляет заявку на ДТ.

8.5. Вносить изменения в программу ДП допускается только с целью изъятия отдельных упражнений или фигур, которые не обеспечивают безопасности проведения ДП. Категорически запрещается дополнять программу ДП элементы полетов, не согласованные с организатором ДП и группой координации и оперативного планирования.

8.6. Подача заявок и выдача разрешений на проведение ДП или отзыва заявок может осуществляться с помощью телеграфа, почтовой связи, телефакса и другие виды связи. Пользователи воздушного пространства обязаны иметь прямую связь (телеграф, телефон, телефакс или другие виды связи) с органами ОВД и соответствующими органами управления ПВО.

8.7. Заявки на проведение ДП пользователи воздушного пространства представляют в государственный орган исполнительной власти по вопросам гражданской авиации не позднее чем за 10 рабочих дней до начала полетов.

8.8. Заявки на проведение ДП подаются в государственный орган исполнительной власти по вопросам гражданской авиации руководителями предприятий, организаций, учреждений, командирами воинских объединений после получения разрешения органов местного самоуправления.

8.9. С целью обеспечения безопасности ДП полетов устанавливается запреты или ограничения на использование воздушного пространства, которые публикуются в документах по аэронавигационной информации и/или включаются в план использования воздушного пространства. Заявки на ввод запретов и ограничений при проведении ДП подает организатор в соответствии с требованиями правил использования воздушного пространства.

IX. Полномочия должностных лиц, их ответственность при организации и проведении демонстрационных полетов

9.1. Ответственность за безопасность проведения ДП несет руководитель организации, который их организует.

9.2. Руководитель организации может делегировать полномочия по организации и проведению ДП одному из своих заместителей.

9.3. Должностное лицо, наделенное полномочиями по организации и проведению ДП, в настоящем Порядке указано как организатор ДП.

9.4. Организатор ДП формирует группу координации и оперативного планирования, в которую входят специалисты по всем вопросам, касающихся организации и проведения ДП.

9.5. Организатор ДП руководит организацией и выполнением всех ДП ВС независимо от их принадлежности.

9.6. Организатор ДП с группой координации и оперативного планирования принимает на рассмотрение персональные программы ДП всех участников ДП. Участники ДП, не предоставившие своих индивидуальных программ ДП, к полетам не допускаются.

9.7. Организатор ДП с группой координации проводят всесторонний анализ заявок на проведение ДП и в первую очередь анализ рисков с целью обеспечения безопасности населения, материальных объектов и окружающей среды.

9.8. Организатор ДП с группой координации и оперативного планирования имеют право отстранить от ДП экипажи и ВС, которые не соответствуют требованиям безопасности проведения ДП без согласования с любыми физическими или юридическими лицами.

9.9. Право ограничения или запрета ДП имеют Межведомственная комиссия по проведению ДП, а также государственный орган исполнительной власти по вопросам гражданской авиации.

9.10. Организационный комитет разрабатывает проект плана обеспечения безопасности ДП, в котором предусматриваются:

прогнозирование и реагирование на возможные чрезвычайные ситуации во время проведения ДП и плана действий в случае их возникновения;

определение аварийно-спасательных служб, медицинской помощи и правоохранительных органов, привлекаемых для  ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание оперативной группы для организации взаимодействия и управления привлеченными силами и средствами при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

9.11. Проект плана проведения ДП, имеющих статус международного мероприятия, организационным комитетом подается за три месяца до дня его проведения, государственного – за два месяца, регионального – за один месяц в государственный орган исполнительной власти по вопросам гражданской авиации.

9.12. Окончательное решение о проведении ДП и утверждении программы ДП проводится протокольным решением комиссии оргкомитета по организации и контролю безопасности полетов с утверждением этого решения Межведомственным оргкомитетом по проведению ДП, если они были созданы, в других случаях – организатором на основании заявки на участие в ДП, плана мероприятий по обеспечению безопасности проведения ДП, программы ДП (плановой таблицы) и выводов комиссий, которые осуществляли контроль за подготовкой ДП.

Решение о проведении ДП принимается, если система мероприятий по организации и контролю безопасности полетов во время проведения ДП признана достаточной и выполнены все требования настоящего Порядка.

9.13. Учитывая, что организатор ДП несет ответственность за общее руководство демонстрационными полетами и не может знать уровень подготовки всех участников ДП ответственность за действия участников непосредственно несут руководители организаций, которым они предоставляют свой летный персонал для выполнения ДП, после личной проверки готовности своих участников ДП оформляют их допуск к ДП специальным приказом. Копия этого приказа предоставляется организатору ДП.

9.14. Лица, по вине которых допущены нарушения, приведшие к авиационным происшествиям или инцидентам, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

X. Порядок организации управления демонстрационными полётами

10.1. Структурная схема организации управления ДП категорий “A” и “B” приведена в приложении 7 настоящего Порядка (для категории “С” межведомственная комиссия и оргкомитет по проведению ДП не создаются). Структурная схема организации управления ДП категорий “С” может быть упрощена с обязательным выполнения необходимых  мероприятий и  соблюдением условий по обеспечению безопасности ДП.

10.2. Состав межведомственной комиссии зависит от категории ДП, количества и принадлежности участников, участвующих в ДП, наличии иностранных участников, количества зрителей и др.

10.3. На период подготовки и организации ДП назначается организатор ДП, который формирует группу координации полетов с летных специалистов и специалистов службы обслуживания воздушного движения, которые определяют порядок выполнения ДП всех ВС. Они занимаются планированием полетов, допуском к полетам ВС и летных экипажей, контролируют обеспечение безопасности полетов, непосредственно руководят ДП.

10.4. Организатор ДП отвечает за организацию ДП согласно программе ДП. Отклонение от согласованной программы ДП возможно только на упрощение отдельных элементов с целью обеспечения безопасности полетов.

10.5. Организатор ДП формирует группу координации полетов и оперативного планирования, в которую входят:

заместитель организатора ДП по летной части;

заместитель организатора ДП по обслуживанию воздушного движения;

заместитель организатора ДП с инженерно-технической части.

Под руководством организатора ДП и его заместителей находятся:

группа координации и оперативного планирования;

служба аэронавигационной информации;

летно-консультативная группа;

производственно-диспетчерская служба;

аэродромно-техническая служба;

поисково-спасательная служба;

медицинская служба;

служба метеорологического обеспечения полетов;

служба авиационной безопасности.

10.6. Группа координации занимается оформлением формальностей прилета и вылета летных экипажей, проверяет документы летного состава, документацию на ВС в соответствии с требованиями настоящего Порядка, принимает заявки на полеты, составляет план полетов, заполняет карточки на полеты (тренировочные, демонстрационные), проводит экспертный анализ рисков индивидуальных программ ДП.

10.7. Служба аэронавигационной информации (далее – САИ) предоставляет летным экипажам необходимые карты, схемы, НОТАМ, радиоданные основного и запасных аэродромов.

10.8. Летно-консультативная группа обеспечивает разъяснения летным экипажам вопросов организации ДП, правил безопасности ДП. В состав группы включаются инспекторы по безопасности полетов, которые контролируют точность выполнения летными экипажами программы ДП, расследуют случаи нарушения правил полетов и отклонений от установленных траекторий и программы ДП.

10.9. Производственно-диспетчерская служба обеспечивает взаимодействие и координацию служб обеспечивающих выполнение ДП.

10.10. Служба ОВД обеспечивает выделение пилотажных зон в воздушном пространстве, согласовывает план полетов, осуществляет планирование и взаимодействие служб с целью обеспечения безопасности ДП.

10.11. Межведомственная комиссия принимает решение о готовности ВС к ДП, контролирует подготовку пилотов к полетам, выдает разрешение на выполнение ДП в соответствии с правилами использовании воздушного пространства.

10.12. Аэродромно-техническая служба обеспечивает летные экипажи необходимыми данными о ВПП, РД, местах стоянок, маршруты буксировки и руления, размещение аэродромно-технического оборудования, обеспечивает средствами, необходимыми для подготовки ВС к полетам.

10.13. Поисково-спасательная служба обеспечивает выполнение поисковых и спасательных работ в районе выполнения ДП.

10.14. Медицинская служба выполняет предполетный контроль экипажей, участвующих в полетах, и медицинское обеспечение полетов.

10.15. Служба метеорологического обеспечения полетов информирует экипажи о фактической и прогнозируемой погоде на летный день, предоставляет предупреждения о приближении опасных явлений погоды.

10.16. Служба авиационной безопасности обеспечивает выполнение на аэродроме норм, правил и процедур авиационной безопасности.

10.17. При организации ДП на аэродроме демонстрации могут выполняться такие категории полетов:

перелеты и транспортные полеты;

ознакомительные полеты;

тренировочные полеты;

квалификационные (зачетные) полеты;

демонстрационные полеты.

10.18. Перелеты и транспортные полеты выполняются для доставки на место проведения ДП ВС, участников ДП, обслуживающего персонала и т.д.

10.19. Полеты, предназначенные для ознакомления летных экипажей с воздушной зоной, где запланированы ДП, могут выполняться с летчиком – инструктором базового авиапредприятия на борту с целью упрощения ознакомления летных экипажей правилам и зонам выполнения ДП.

10.20. Тренировочные полеты предназначены для отработки элементов ДП являются обязательными для каждого летчика (экипажа). Количество таких полетов определяется организатором ДП.

11.21. Квалификационные (зачетные) полеты назначаются в случае, если у организатора ДП и группы координации возникают вопросы к летным характеристикам ВС, для принятия решения об установлении ограничений на элементы ДП с целью обеспечения безопасности указанного полета.

10.22. ДП выполняются после получения разрешения организатора ДП на их выполнение.

XI. Формальности при прилёте и отлёте экипажей, участников демонстрационных полётов

11.1. По прибытии на место проведения ДП экипажи должны зарегистрироваться в группе координации и оперативного планирования. При этом они должны заполнить следующие формы документов:

бланк-заявление пилота об участии в полетах по программе проведения ДП;

бланк карты с описанием полета.

11.2. Экипажи должны иметь удостоверение участника ДП для обеспечения прохода на аэродром и доступа в служебные зоны.

11.3. После регистрации экипажи должны представиться организатору ДП и в дальнейшем выполнять все его распоряжения и распоряжения группы координации и оперативного планирования ДП до их завершения.

11.4. Для убытия с места проведения ДП летные экипажи подают заявку в группу координации и оперативного планирования. Убытие ВС и экипажей производится в соответствии с  расписанием.

11.5. В случае необходимости срочного убытия (вылета) экипажи обращаются к организатору ДП по согласованию времени и маршрута вылета.

11.6. Все иностранные ВС должны быть заявлены в таможенной декларации и по прибытии на аэродром проведения ДП пройти пограничный и таможенный контроль.

11.7. При наличии на борту воздушного судна вредных веществ и опасных продуктов оргкомитет ДП должен быть проинформирован о них заранее, перед выдачей разрешения на прилет ВС с целью участия в ДП.

XII. Брифинги для летных экипажей

12.1. Первый брифинг для всех летных экипажей, участвующих в ДП, проводится накануне выполнения первых полетов на аэродроме (определенном месте) демонстрации.

12.2. Следующие брифинги проводятся каждый летный день перед началом полетов для уточнения плана ДП с учетом фактических и прогнозируемых метеорологических условий на летный день.

12.3. Послеполетный разбор проводится каждого летного дня по окончании полетов.

XIII. Метеорологические минимумы для проведения демонстрационных полетов

13.1. Минимальные погодные условия для проведения ДП устанавливаются в зависимости от полетного задания и должны быть не ниже:

 для простых метеорологических условий нижняя граница облаков – 1500 м, видимость – 6 – 8 км, если это не оговорено отдельно в программе;

для сложных метеорологических условий нижняя граница облаков – 1000 м, видимость – 5 км, если это не оговорено отдельно в программе.

13.2. При ухудшении метеоусловий, ниже указанных, для проведения ДП по второму (упрощенному) варианту устанавливается такой минимум погоды:

нижняя граница облаков – 1000 м;

видимость – 5 км.

13.3. В случае ухудшения метеоусловий для 2-го варианта, но при высоте нижней границы облаков не менее 400 м и дальности видимости 5 км летная дирекция может разрешить демонстрационные или показательные полеты за 3 – м вариантом: полеты согласно схеме, по правилам визуальных полетов, без выполнения вертикальных маневров.

13.4. Решение о выполнении полетов по второму и третьему вариантам принимается организатором и руководителем ДП отдельно по каждому ВС.

Начальник отдела гражданской авиации
П.Д. Туревский
В данный документ изменений не вносилось.