watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 12.02.2016

Номер документа: 86

Дата государственной регистрации: 02.03.2016

Регистрационный номер: 1053

Заголовок документа: Об утверждении Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве

Действие документа: Действующий

Классификатор: 090.070.020 - Управление в сфере транспорта

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 09.03.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

12.02.2016
№86
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1053
от   «02» марта 2016  г.
Об утверждении Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве

(в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

Во исполнение части десятой статьи 19 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», на основании пункта 5.4., абзаца девятого пункта 6.2. «Правила Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденные Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики «О создании Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве» от 08.05.2015 № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.06.2015 за № 182, пункта 2.3.20. Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 № 40-8, с целью установления требований к испытательным лабораториям (центрам) и определения порядка их аккредитации

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок аккредитации и требования к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве – ССТ ДНР 07-2016 (прилагается).

2. Отделу правового обеспечения и законопроектной деятельности совместно с Департаментом технического регулирования и лицензирования подготовить юридическое заключение и подать настоящий Приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

4. Настоящий Приказ вступает в законную силу со дня его официального опубликования.

Министр транспорта
С.А. Кузьменко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1053
от   «02» марта 2016  г.

ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ (ЦЕНТРАМ) В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

(в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(В тексте Порядка слова «нормативный документ» в соответствующем падеже заменены словами «нормативный документ по стандартизации» в соответствующем падеже согласно Приказу Министерства транспорта ДНРот 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

І. Область применения

Порядок аккредитации и требования к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – Порядок) устанавливает основные требования, которым должна соответствовать испытательная лаборатория (центр) (далее – ИЛ), чтобы быть признанной в качестве компетентной организации для проведения испытаний с целью сертификации объектов транспорта и дорожного хозяйства, и порядок ее аккредитации.

Настоящий Порядок предназначен для руководства и использования в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – Система сертификации ДОНТРАНССЕРТ) с целью признания результатов аккредитации участниками Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ, участниками других систем сертификаций и аккредитаций, потребителями.

ІІ. Определения

В настоящем Порядке применяются термины в соответствии с нормативным правовым актом «Правила Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденным Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики «О создании Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве» от 08.05.2015 № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 06.06.2015 за № 182 (далее – Правила Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ), нормативным правовым актом «Система сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации», утвержденным Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики «Об утверждении документа Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве» от 08.10.2015 № 520, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 30.10.2015 за № 692, Правилами по межгосударственной стандартизации ПМГ 39-2001 «Система сертификации на железнодорожном транспорте. Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации», принятыми Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19-2001 от 24.05.2001) и Советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества Независимых Государств (протокол 25-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества от 29.11.1999).

(раздел II в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

ІІІ. Общие положения

3.1. Аккредитация ИЛ осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и настоящим Порядком органом по аккредитации Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ (далее – орган по аккредитации).

3.2. ИЛ имеет право на проведение испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) в сфере транспорта и дорожного хозяйства только после того, как ИЛ прошла аккредитацию в соответствии с настоящим Порядком и получила зарегистрированный в Реестре Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – Реестр Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ) в соответствии с Правилами ведения Реестра Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве, утвержденными Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики от 29 декабря 2015 г. № 786, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 02 марта 2016 г. под регистрационным № 1052 (далее – Правила ведения Реестра), аттестат аккредитации

(пункт 3.2 раздела III в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.3. Деятельность ИЛ должна осуществляться в соответствии с положением об ИЛ и настоящим Порядком на основе аттестата аккредитации, выдаваемого органом по аккредитации.

IV. Права и обязанности ИЛ

4.1. ИЛ имеет право:

проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с областью аккредитации (в случае аккредитации только на техническую компетентность – под контролем представителя органа по сертификации либо уполномоченного сотрудника экспертного центра по сертификации (другого компетентного лица) органом по сертификации, при наличии доверенности на соответствующий вид работ;

осуществлять выдачу протоколов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

разрабатывать методики испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

устанавливать форму протокола испытаний (с учетом требований раздела ХV настоящего Порядка);

(абзац пятый пункта 4.1 раздела IV в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

передавать часть проводимых работ другим аккредитованным ИЛ на условиях субподряда;

принимать участие в отборе образцов для испытаний;

привлекать на договорной основе для участия в проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) специалистов ведущих организаций транспорта, промышленности, республиканских органов по сертификации и аккредитации и других предприятий и организаций;

устанавливать порядок проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), входящих в область его аккредитации;

полностью или частично отказаться от аккредитации, уведомив об этом орган по аккредитации не менее чем за два месяца до окончания срока действия аттестата аккредитации;

расширять в установленном порядке область аккредитации;

ссылаться на аттестат аккредитации в различных документах, проспектах и других рекламных материалах;

участвовать в разработке и совершенствовании нормативных правовых актов, устанавливающих требования к объектам сертификации (испытуемым объектам) и методам испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

вносить предложения по разработке и совершенствованию основополагающих документов Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

4.2. ИЛ обязана:

руководствоваться в своей деятельности по проведению испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) законодательством Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ, а также настоящим Порядком;

соответствовать критериям аккредитации, установленным настоящим Порядком;

проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) согласно предусмотренным правилам в пределах установленной области аккредитации;

выдавать протоколы испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

(абзац пятый пункта 4.2 раздела IV в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

постоянно поддерживать соответствие критериям, установленным при аккредитации;

обеспечивать достоверность и объективность результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивать условия, исключающие возможность влияния заинтересованных лиц на результаты испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

принимать на испытания для целей сертификации только те образцы, которые четко идентифицированы как типовые представители сертифицируемых объектов сертификации (испытуемых объектов) изготовителя (поставщика), изготавливаемые по той же документации и на том же производстве, что и объекты сертификации (испытуемые объекты), поставляемые потребителю;

уведомлять заказчика о намерении поручить проведение части работ другой аккредитованной ИЛ и согласовывать с ним проведение таких работ;

не использовать статус аккредитованной ИЛ по истечении срока действия аттестата аккредитации и при проведении работ, не входящих в установленную область аккредитации;

вести учет всех претензий, предъявляемых по результатам проведенных работ;

обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в процессе проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивать учет и хранение доказательных документов и рабочих материалов, подтверждающих результаты испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивать, если это целесообразно и возможно технически, хранение испытанных образцов в течение срока действия сертификата соответствия (для сложных изделий обеспечивать прослеживаемость испытанных образцов в эксплуатации);

вести учет и хранить информацию о компетентности других организаций, проводивших работы на условиях субподряда, и о работах, проводимых такими организациями;

обеспечивать заказчикам беспрепятственный доступ к информации об услугах ИЛ и процедурах проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

исключать в своей деятельности какую-либо дискриминацию по отношению к заказчикам, предоставлять им возможность ознакомления с организацией работ и техническим оснащением ИЛ;

иметь регламентированный порядок рассмотрения апелляций, жалоб;

сообщать в орган по аккредитации о всех изменениях в статусе, организационной структуре и документах ИЛ, которые могут повлиять на объективность и достоверность результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

представлять в орган по аккредитации информацию о деятельности ИЛ;

своевременно оплачивать работы по инспекционному контролю;

обеспечивать представителям органа по аккредитации необходимые условия для проведения инспекционного контроля за деятельностью ИЛ.

V . Правовой статус и организационная структура ИЛ

5.1. В качестве ИЛ в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ могут быть аккредитованы технически компетентные и признанные независимыми от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей юридические лица, структурные подразделения юридических лиц, независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности, соответствующие требованиям, установленным настоящим Порядком.

Возможна аккредитация ИЛ только в качестве технически компетентной ИЛ при условии проведения испытаний под контролем сотрудника органа по сертификации либо сотрудника экспертного центра по сертификации, имеющего доверенность органа по сертификации.

5.2. ИЛ должна обеспечить органу по сертификации беспрепятственный доступ к информации о предоставляемых им услугах и процедурах проведения испытаний. Орган по сертификации не должен выдвигать неприемлемых для заявителя финансовых или иных условий, не обусловленных объективными причинами.

5.3. Организационная структура ИЛ должна гарантировать ее беспристрастность и обеспечивать четкое выполнение всех ее функций, в первую очередь процедуры проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с заявленной областью аккредитации.

5.4. При аккредитации ИЛ, входящей в состав юридического лица, ее структура должна быть определена приказом юридического лица, подающего заявку на аккредитацию.

В приказе о создании ИЛ должен быть назначен руководитель ИЛ и оговорено его право использования печати юридического лица для утверждения выдаваемых ИЛ протоколов сертификационных испытаний.

5.5. ИЛ должна иметь постоянный (штатный) квалифицированный и прошедший специальную подготовку и аттестацию персонал, возглавляемый руководителем ИЛ.

Под штатным персоналом ИЛ, которая является структурным подразделением юридического лица, понимается штатный персонал данного юридического лица, который входит в организационную структуру ИЛ.

Допускается, чтобы сотрудники ИЛ имели две должности: одну в рамках структуры ИЛ, аккредитованной в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ, а вторую – в иных структурных подразделениях юридического лица, структурным подразделением которого является ИЛ.

5.6. Организационная структура ИЛ должна включать:

руководство ИЛ, обеспечивающее выполнение всех необходимых функций управления;

лицо, ответственное за связь с органом по аккредитации (назначается приказом юридического лица);

управляющий коллегиальный орган (при необходимости);

исполнительные подразделения, осуществляющие проведение испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивающие подразделения, осуществляющие нормативное, метрологическое, информационное, организационное, финансово-бухгалтерское, архивное, юридическое, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности ИЛ. Для ИЛ, являющихся структурным подразделением юридического лица, в качестве обеспечивающих подразделений могут выступать соответствующие структурные подразделения данного юридического лица при наличии необходимых распорядительных документов руководства юридического лица;

схему взаимодействия с другими участниками Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ;

группы внештатных экспертов и специалистов (при необходимости).

VІ. Управляющий коллегиальный орган

Управляющий коллегиальный орган обеспечивает коллегиальное руководство деятельностью ИЛ в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, и процедурами проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

Управляющий коллегиальный орган целесообразно создавать в крупных многопрофильных ИЛ.

Основными функциями управляющего коллегиального органа являются:

формирование технической политики, определяющей деятельность ИЛ;

контроль за реализацией принятой политики;

контроль за установлением тарифов на работы и услуги, предоставляемые ИЛ;

утверждение в необходимых случаях состава внештатных специалистов, привлекаемых к проведению испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

VІІ. Финансирование деятельности ИЛ

7.1. Основой финансирования деятельности ИЛ являются средства, поступающие за выполненные ими работы и предоставленные услуги. Приобретение испытательного оборудования и средств измерений, обучение персонала, работы по расширению области аккредитации ИЛ могут осуществляться за счет юридического лица, в структуре которого создана ИЛ.

7.2. Порядок оплаты работ и услуг, предоставляемых ИЛ, должен соответствовать требованиям, установленным в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

VIII. Критерии аккредитации ИЛ

8.1. При оценке компетентности ИЛ должна отвечать следующим требованиям, предусмотренным пунктами 8.2.8.20. настоящего Порядка.

8.2. Юридическое лицо (его структурное подразделение) должно соответствовать критерию аккредитации на независимость.

ИЛ, входящие в структуру научно-исследовательских, учебных, проектных и проектно-конструкторско-технологических организаций, иных компетентных организаций транспорта и промышленности, признаются независимыми при соблюдении следующих условий:

устав (положение) организации (структурного подразделения) подтверждает ее статус как третьей (независимой) стороны в сфере заявляемой области аккредитации;

наличие утвержденной организационной структуры, обеспечивающей выполнение работ и предоставление услуг в заявленной области аккредитации;

наличие текущего счета в банковских учреждениях на территории Донецкой Народной Республики.

(абзац пятый пункта 8.2 раздела VIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

ИЛ, входящие в структуру предприятий-изготовителей, могут быть признаны независимыми в части проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) других предприятий-изготовителей, если документально подтверждено, что:

виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитации, не изготавливаются на предприятии-заявителе на аккредитацию;

предприятие-заявитель на аккредитацию не связано никакими коммерческими отношениями с предприятиями, изготавливающими виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитации.

Окончательное решение о признании статуса независимости ИЛ принимается органом по аккредитации.

8.3. При оценке технической компетентности ИЛ должна соответствовать следующим критериям:

быть укомплектована персоналом, соответствующим пункту 8.4. настоящего Порядка, обладающим определенным опытом работы с нормативными документами по стандартизации, опытом работы в области испытаний и оценки качества объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с заявленной областью аккредитации;

иметь аттестованное испытательное оборудование, поверенные или калиброванные средства измерений в соответствии с установленными требованиями, позволяющие проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с областью аккредитации;

иметь подробные утвержденные процедуры проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), учитывающие специфику средств испытаний ИЛ и ее организационную структуру;

иметь возможность продемонстрировать при аккредитации практическое проведение контрольных испытаний в соответствии с организационно-методическими документами ИЛ;

иметь необходимые помещения для проведения работ, предоставления услуг и средства обеспечения в них параметров окружающей среды, соответствующих установленным требованиям;

выполнять испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с областью аккредитации;

предотвращать коммерческое, финансовое или другое давление на персонал ИЛ, способное оказать влияние на результаты испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

иметь персонал ИЛ, обладающий компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов);

(абзац девятый пункта 8.3 раздела VIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

иметь актуализированный фонд нормативных правовых актов и нормативных документов по стандартизации, устанавливающих требования к объектам сертификации (испытуемым объектам) и методы испытаний;

иметь систему регистрации результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) и хранения материалов, подтверждающих результаты проведенных испытаний;

иметь функционирующую систему управления качеством.

(абзац двенадцатый пункта 8.3 раздела VIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.4. Штат ИЛ должен насчитывать не менее трех работников (при согласовании с органом по аккредитации возможен меньший штат), для которых работа в ИЛ является основным местом работы.

Персонал должен иметь высшее или среднее специальное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации, опыт работы и стаж в области проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) не менее трех лет либо высшее или среднее образование и профессиональную подготовку по профилю, соответствующему области аккредитации, и стаж работы в области аккредитации не менее трех лет, если иное не установлено законодательством Донецкой Народной Республики.

Персонал ИЛ, непосредственно участвующий в проведении испытаний, должен быть аттестован на право проведения испытаний согласно графику, утвержденному руководителем юридического лица (структурного подразделения юридического лица).

(абзац третий пункта 8.4 раздела VIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

(утратил силу с 16.06.2020 –  приказ Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

(утратил силу с 16.06.2020 –  приказ Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении аттестации в обязательном порядке должны проверяться знания персонала ИЛ в части правил проведения сертификационных испытаний в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

Ведущие специалисты (руководители испытаний, руководители бригад) ИЛ должны иметь глубокие теоретические знания, значительный (не менее пяти лет) опыт самостоятельной работы в области испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), обладать определенными организаторскими способностями, умением работать с коллективом и мобилизовать его на качественную и эффективную работу.

(утратил силу с 16.06.2020 –  приказ Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

Персонал, временно привлекаемый к работам ИЛ на основе трудовых договоров или контрактов, не должен иметь заинтересованности в получении определенного результата при выполнении работ или предоставлении услуг.

Персонал ИЛ должен постоянно повышать свои знания и совершенствовать навыки, необходимые для качественного выполнения возложенных на него должностных обязанностей.

ИЛ должна вести и постоянно актуализировать учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника.

ИЛ должна иметь графики повышения квалификации и аттестации штатного персонала.

Все сотрудники ИЛ должны осуществлять свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. Специалисты ИЛ заполняют декларацию по форме, приведенной в приложении 1, и руководствуются в своей работе методиками испытаний соответствующих объектов сертификации (испытуемых объектов), руководством по качеству ИЛ, должностными инструкциями, требованиями, предъявляемыми к специалистам.

В документах ИЛ должны быть предусмотрены меры дисциплинарной ответственности за нарушение специалистом ИЛ положений должностной инструкции и (или) декларации.

8.5. Помещения для проведения испытаний и работы персонала должны соответствовать по производственной площади, общему состоянию и обеспечиваемым в них условиям (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко- и виброизоляция, защита от излучений магнитного, электрического и других физических полей), инженерному обеспечению (снабжение электроэнергией, водой, сжатым воздухом, теплом, хладагентами и другое) требованиям применяемых методик испытаний, правилам техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии.

ИЛ должна иметь заключения уполномоченных организаций о соответствии помещений для проведения испытаний и работы персонала санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.

Доступ к местам проведения испытаний и рабочим местам персонала должен находиться под контролем. Входные двери должны быть оборудованы замками и при необходимости приспособлениями для их опечатывания.

Доступ лиц, не относящихся к персоналу ИЛ, должен быть ограничен и может осуществляться только по разрешению руководства ИЛ.

Должны быть предусмотрены меры по поддержанию должного порядка в помещениях и их периодической уборке.

В помещениях ИЛ должна находиться спецодежда для персонала и посетителей, если этого требуют условия проведения испытаний и (или) условия окружающей среды.

Во всех помещениях должны быть таблички с указанием номера и назначения помещения, фамилии ответственного за обеспечение в них надлежащих условий.

8.6. Проведение испытаний в условиях окружающей среды, не соответствующих установленным требованиям, не допускается.

8.7. ИЛ должна иметь в своем распоряжении испытательное оборудование и расходные материалы, необходимые для проведения испытаний, а также средства измерений параметров, определенных областью аккредитации. Характеристики испытательного оборудования и средств измерений должны соответствовать установленным требованиям на методы испытаний, указанных в области аккредитации.

При необходимости может быть предусмотрена возможность использования аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений других организаций. Объем сертификационных испытаний, выполняемых на таком испытательном оборудовании и (или) с использованием средств измерений, как правило, не должен превышать 25 % объема всех сертификационных испытаний, выполняемых по каждому виду объектов сертификации (испытуемых объектов). В виде исключения допускается по согласованию с органом по аккредитации использование большего объема испытательного оборудования и (или) средств измерений в случае, если перевозка объекта сертификации (испытуемого объекта) на территорию ИЛ невозможна или нецелесообразна в силу веских причин (например, при крупногабаритных объектах сертификации (испытуемых объектов) и больших расстояниях перевозки), а доставка испытательного оборудования и (или) средств измерений ИЛ к объекту испытаний так же невозможна или нецелесообразна (например, при крупногабаритном испытательном оборудовании и (или) средствах измерений и чрезмерном увеличении общей стоимости проведения сертификационных испытаний).

ИЛ использует испытательное оборудование и средства измерений других организаций на основании оплатного договора, в котором обязательно должна быть определена сторона, которая обеспечивает (финансирует) поддержание работоспособного состояния испытательного оборудования и средств измерений (аттестацию, поверку, калибровку, ремонт и другое).

Испытательное оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, определенных эксплуатационной документацией и обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждений и внешних воздействующих факторов.

Каждая единица испытательного оборудования и средств измерений должна быть зарегистрирована (организована система учета). Регистрационный документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения:

наименование и вид;

наименование страны изготовителя, предприятия изготовителя (фирмы), обозначение типа (марки), заводской и (или) инвентарный номера;

даты изготовления, получения и ввода в эксплуатацию;

состояние при покупке (новое, бывшее в употреблении, после ремонта и другое);

место нахождения в ИЛ (при необходимости);

данные о неисправностях, ремонте и техническом обслуживании;

данные о проведении аттестации, поверки и калибровки.

Для оборудования, требующего периодического технического обслуживания, должны быть разработаны и утверждены инструкции и графики технического обслуживания.

Испытательное оборудование должно проходить периодическую аттестацию, а средства измерений – периодическую поверку или калибровку в установленном порядке.

В ИЛ должен быть установлен и задокументирован порядок проведения аттестации испытательного оборудования, в котором должны быть отражены полномочия ИЛ в части проведения этих работ собственными силами.

(абзац пятнадцатый пункта 8.7 раздела VIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

Неисправное испытательное оборудование и средства измерений должны сниматься с эксплуатации и этикетироваться соответствующим образом, указывающим на их непригодность для выполнения своих функций.

(утратил силу с 16.06.2020 –  приказ Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства измерений должны иметь клейма (ярлыки, этикетки) с указанием даты последней поверки (калибровки).

ИЛ должна располагать договорами на выполнение ремонта и технического обслуживания испытательного оборудования и средств измерений в специализированных организациях в случае отсутствия собственных технических возможностей и компетентного персонала для проведения данных работ.

(абзац девятнадцатый пункта 8.7 раздела VIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

8.8. ИЛ должна располагать документированными программами испытаний.

Программы испытаний обязательно должны содержать следующие разделы:

область применения;

объект испытаний;

цель испытаний;

номенклатура контролируемых характеристик;

виды и последовательность испытаний;

условия проведения испытаний;

отчетность;

распределение обязанностей и ответственности участников испытаний.

8.9. ИЛ должна располагать аттестованными в установленном порядке методиками проведения испытаний, которые в свою очередь должны содержать следующие разделы:

область применения;

объект испытаний;

определяемые характеристики;

метод испытаний;

условия проведения испытаний;

средства проведения испытаний;

процедуры отбора образцов;

процедура испытаний;

представление данных испытаний;

обработка результатов испытаний и оценка их точности;

оформление результатов испытаний;

требования безопасности и охрана окружающей среды.

В качестве методик проведения испытаний могут применяться процедуры, изложенные в нормативных актах или нормативных правовых актах, в случае, если они удовлетворяют приведенным выше требованиям и степень подробности изложенных в них действий достаточна для качественного проведения испытаний.

8.10. ИЛ должна располагать нормативными правовыми актами и нормативными документами по стандартизации, указанными в заявленной области аккредитации (технические регламенты, государственные стандарты, стандарты отраслей, иные нормативные правовые акты в сфере сертификации, устанавливающие требования к объектам сертификации (испытуемым объектам)), а также основополагающими документами в области стандартизации, сертификации, метрологии, испытаний и управления качеством.

8.11. ИЛ должна иметь следующий комплект организационно-методических документов:

актуализированный настоящий Порядок на бумажном носителе;

паспорт ИЛ по форме, приведенной в приложении 2;

положение об ИЛ по форме, приведенной в приложении 3;

необходимые для осуществления деятельности ИЛ нормативные правовые акты в сфере обеспечения единства измерений;

требования по охране труда и правила техники безопасности;

нормативные документы по стандартизации или нормативные правовые акты, указанные в заявленной области аккредитации;

комплект документов системы управления качеством, включая руководство по качеству ИЛ;

должностные инструкции персонала ИЛ.

8.12. ИЛ должна располагать системой учета, контроля и актуализации документов, обеспечивающей:

наличие у персонала ИЛ учтенных экземпляров актуализированных документов;

своевременное внесение в документы соответствующих изменений;

своевременное изъятие устаревших документов;

своевременное оповещение органа по аккредитации и заинтересованных участников сертификации о внесении в документы ИЛ изменений.

8.13. ИЛ должна поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура при проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), включая отчеты о проведенных работах и доказательную документацию. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя.

В журнал регистрации должны быть занесены следующие сведения:

дата поступления заявки и результаты ее рассмотрения;

общие сведения о протоколе испытаний объектов сертификации (испытуемых объектах) (номер, дата, заявитель и иные данные) и сведения о результатах сертификационных испытаний согласно указанному протоколу сертификационных испытаний;

(абзац четвертый пункта 8.13 раздела VIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

дата поступления и результаты рассмотрение апелляций;

результаты инспекционного контроля органа по аккредитации за деятельностью ИЛ;

результаты внешних и внутренних проверок системы качества ИЛ.

Система регистрации и протоколирования должна обеспечивать регистрацию первичных данных и их прослеживаемость. Регистрации подлежат все производимые в обеспечение испытаний расчеты и другие данные, необходимые для подтверждения результатов работ.

При регистрации данных следует обеспечить исключение субъективности и максимально возможную автоматизацию процессов регистрации.

Объем и содержание зарегистрированной информации, предназначенной для хранения, должны обеспечивать возможность сопоставления результатов испытаний при повторном их проведении.

На всех стадиях регистрации и выдачи результатов испытаний должна быть обеспечена юридическая правомерность документирования (исключение не заверенных в установленном порядке исправлений, идентификация подписей, печатей, дат и другое).

При ручной регистрации первичных данных испытаний должны использоваться журналы регистрации, бланки, протоколы установленной формы, в которые вносится, в том числе следующая информация:

сведения об объекте испытаний;

дата и время внесения записи;

наименование, значение и единица зафиксированного параметра;

данные об использованных средствах измерений или методах объективного контроля;

параметры окружающей среды;

параметры систем, обеспечивающих функционирование объекта испытаний (напряжение питания, давление, расход рабочего тела, скорость (ускорение) и другое);

подпись лица, осуществившего запись.

8.14. Система управления качеством ИЛ должна быть документально оформлена и введена в действие.

Руководство по качеству ИЛ должно содержать:

заявление о политике в области качества;

краткое описание правового статуса ИЛ;

сведения о деятельности ИЛ и ее полномочиях, включая данные об управляющем коллегиальном органе (при его наличии);

сведения о штатном и внештатном персонале ИЛ (образование, квалификация, опыт работы, выполняемые обязанности и полномочия, дата подписания декларации);

сведения о системе непрерывного повышения квалификации и аттестации персонала, занятого в проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

полный перечень документов системы управления качеством ИЛ;

описание организационной структуры с указанием подчиненности, ответственности и распределения полномочий персонала;

сведения о порядке поддержания в надлежащем состоянии испытательного оборудования и средств измерений, в том числе и арендованных;

правила процедуры и порядок организации и проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), в том числе корректирующие действия при выявлении несоответствий в процессе испытаний;

сведения о процедуре оценки и проверки компетентности субподрядчиков;

сведения о порядке подачи и рассмотрении апелляций, в том числе технического характера;

процедуру внутренних проверок системы управления качеством и осуществления корректирующих мероприятий;

инструкции по обеспечению конфиденциальности;

требования к отчетной документации;

порядок организации и ведения архивов;

описание информационного обеспечения работ ИЛ.

Требования, изложенные в настоящем пункте, могут быть приведены непосредственно в руководстве по качеству либо в других документах системы управления качеством, на которые должны быть приведены соответствующие ссылки.

8.15. ИЛ обязана обеспечивать архивное хранение следующих официальных материалов, документов и данных, связанных с проведением испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов):

заявки на проведение работ;

договорные и финансовые документы;

акты приемки изделий на испытания;

заверенные копии актов отбора образцов;

акты идентификации;

первичные данные, не вошедшие в протокол испытаний;

протоколы испытаний;

сведения о наладке и о техническом обслуживании оборудования;

расчетные материалы;

переписка с заказчиком;

другие документы и материалы, подтверждающие результаты испытаний.

Архивы должны храниться в опечатанных шкафах, приспособленных для хранения документов. Условия хранения должны обеспечивать сохранность документов в течение всего срока хранения.

Условия хранения должны также обеспечивать компактность архивов, минимальное время доступа и поиска необходимых документов.

Архивные помещения должны быть оборудованы оперативными средствами для снятия необходимых копий архивных документов.

Сотрудник, ответственный за формирование и ведение архива, назначается приказом юридического лица.

Материалы, направляемые в архив, должны формироваться в соответствующие дела, комплектуемые для каждого объекта испытаний.

Каждому делу должен быть присвоен свой регистрационный номер. Каждое дело формируется в папке с жесткими обложками, приспособленными для подшивки и длительного хранения документов. В каждой папке должна быть вложена опись, содержащая перечень хранящихся документов с указанием порядковых номеров листов.

В деле в обязательном порядке должны присутствовать первичные данные испытаний. В случае если первичные данные не попали в протокол непосредственно (например, в случае расчета среднего значения оцениваемой величины и занесения только его в протокол) они должны быть официально переданы в дело по установленной форме с подписью ответственного исполнителя.

Документы и данные, содержащиеся в деле, прошиваются, и дело опечатывается соответствующей печатью юридического лица.

В случае если первичные данные, полученные в результате испытаний, хранятся в виде, не позволяющем хранить их в деле (например, данные на магнитном носителе), то они должны быть идентифицированы и храниться с применением способа, исключающего несанкционированный доступ или непреднамеренное искажение. В соответствующих разделах дела должны быть сделаны ссылки, позволяющие быстро и безошибочно найти такие данные.

Обозначение дела и порядковый номер тома наносят на лицевую сторону папки и на ее корешок несмываемой краской контрастного по отношению к цвету папки цвета.

8.16. ИЛ должна обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения испытаний.

ИЛ должна располагать утвержденными правилами обеспечения конфиденциальности информации, полученной в процессе проведения работ, которые должны быть доведены до всех сотрудников под роспись.

Материалы по испытаниям объектов сертификации (испытуемых объектов) должны находиться у лиц, официально уполномоченных на проведение соответствующих работ. Ознакомление с указанными материалами других сотрудников или представителей сторонних организаций может проводиться только по письменному распоряжению руководителя ИЛ.

Документы и материалы, сданные на архивное хранение, выдаче не подлежат. При необходимости с них может быть сделана копия по письменному распоряжению руководителя ИЛ.

Вся конфиденциальная информация должна храниться в закрывающихся и опечатываемых шкафах, а работа с ней должна проводиться в помещениях, исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц.

8.17. ИЛ должна иметь полный перечень (реестр) выданных протоколов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) с указанием заявителей, доступный для всех заинтересованных лиц и организаций.

Информационное обеспечение деятельности ИЛ должно обеспечивать прослеживаемость результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

Основой информационного обеспечения деятельности ИЛ является банк данных, включающий следующие массивы информации:

организационно-методические документы ИЛ, включая документы системы управления качеством;

нормативные правовые акты  и нормативные  документы по стандартизации в соответствии с областью аккредитации ИЛ;

сведения об объектах сертификации (испытуемых объектов), испытания которых проводила ИЛ;

сведения об аккредитованных ИЛ-субподрядчиках;

справочно-информационные материалы в области стандартизации, сертификации, метрологии, испытаний и управления качеством объектов сертификации (испытуемых объектов).

8.18. ИЛ не должна заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении её независимости и беспристрастности при проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

8.19. ИЛ должна располагать регламентированным порядком рассмотрения апелляций, жалоб.

8.20. ИЛ должна осуществлять не реже двух раз в год внутреннюю проверку (самооценку) своей деятельности на предмет ее соответствия установленным при аккредитации критериям.

Такие проверки должны быть зарегистрированы, а их результаты и принятые по ним корректирующие мероприятия должны быть доведены до сведения персонала. Они также должны быть доступны лицам, имеющим право на эту информацию.

К проведению проверок должны привлекаться сотрудники ИЛ, не занятые в проверяемом виде деятельности.

Объектами анализа при проверках являются:

соответствие практической деятельности ИЛ принятой политике в области качества;

процедуры, принятые для проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

состояние испытательного оборудования и средств измерений;

данные дел об испытаниях объектов сертификации (испытуемых объектов);

квалификация персонала, проводящего испытания объектов сертификации (испытуемых объектов), и соблюдение им требований организационно-методических документов и должностных инструкций;

информация о несоответствии результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) установленным требованиям;

результаты рассмотрения апелляций;

результаты инспекционного контроля деятельности ИЛ органом по аккредитации.

IX. Область аккредитации

9.1. Область аккредитации должна однозначно определяться номенклатурой объектов транспорта и дорожного хозяйства, испытания которых проводит ИЛ.

9.2. Область аккредитации оформляется в виде отдельного документа, являющегося приложением к аттестату аккредитации.

9.3. Требования к объектам транспорта и дорожного хозяйства, входящим в область аккредитации ИЛ, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами и нормативными документами по стандартизации.

Х. Порядок аккредитации ИЛ

10.1. При оценке компетентности и независимости ИЛ необходимо использовать критерии, установленные разделом VIII настоящего Порядка.

10.2. Процедура аккредитации ИЛ предусматривает следующие основные этапы:

подача заявки на аккредитацию испытательной лаборатории (центра) (далее – заявка) и комплекта документов на аккредитацию ИЛ (далее – комплект документов);

рассмотрение заявки и экспертиза предоставленного с заявкой комплекта документов;

проверка соответствия информации, предоставленной в комплекте документов на аккредитацию, фактическому состоянию ИЛ по месту ее расположения (далее – проверка);

рассмотрение результатов экспертизы документов и проверка ИЛ;

оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации либо отказ в аккредитации.

Каждый последующий этап выполняется при положительных результатах предыдущего этапа.

10.3. Проведение работ по аккредитации ИЛ осуществляется на основании заявки (приложение 5), поданной в орган по аккредитации юридическим лицом (структурным подразделением юридического лица)
(далее – заявитель).

10.4. С заявкой заявителем подается следующий комплект документов:

проект области аккредитации, подписанный руководителем ИЛ и руководителем юридического лица (структурного подразделения юридического лица);

Положение об ИЛ;

Паспорт ИЛ;

Руководство по качеству ИЛ;

копия приказа о создании и функционировании ИЛ (если ИЛ не является юридическим лицом);

копия устава (положения) юридического лица (структурного подразделения юридического лица);

копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

копия справки о включении юридического лица в Реестр статистических единиц;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, выданная не позднее одного месяца до даты подачи заявки;

справка о наличии текущего счета в банковских учреждениях на территории Донецкой Народной Республики;

заполненная анкета-вопросник о состоянии ИЛ (приложение 6);

другие документы по усмотрению заявителя, содержащие информацию о готовности ИЛ к аккредитации, а также подтверждающие соответствие заявителя критериям аккредитации на независимость, техническую компетентность.

Копии документов должны быть заверены подписью руководителя юридического лица (структурного подразделения юридического лица) и печатью.

В прилагаемом комплекте документов должна быть отражена следующая информация:

общие сведения и характеристика ИЛ (наименование, местонахождение, персонал, помещения, оснащенность техническими средствами, оборудованием и прикладными программами, основная область деятельности, компетентность в заявленной области аккредитации);

сведения об организационной структуре заявителя, подтверждающие критерии аккредитации на независимость, включая структурную схему;

сведения о контактном лице, ответственном за связь с органом по сертификации (фамилия, имя, отчество, должность, контактный номер телефона, адрес электронной почты);

список должностных лиц, несущих ответственность за качество исполнения отдельных операций, выполняемых ИЛ (фамилия, имя, отчество, должность, контактный номер телефона, адрес электронной почты);

описание внутренней организации и системы управления качеством ИЛ;

перечень нормативных правовых актов, в том числе технических, регламентирующих требования к процессу испытаний заявленных объектов сертификации (испытуемых объектов);

перечень методик и документов по стандартизации, устанавливающих процедуры проведения испытаний заявленных объектов сертификации (испытуемых объектов), включая сведения об аттестованных в установленном порядке нестандартизованных методиках испытаний;

сведения о наличии регламентированных процедур ведения, актуализации и хранения нормативных правовых актов, методик и документов по стандартизации, устанавливающих процедуры проведения испытаний заявленных объектов сертификации (испытуемых объектов);

сведения о персонале, непосредственно участвующем в процессе проведения испытаний, а также документах, подтверждающих их квалификационный уровень.

10.5. В случае подачи заявителем комплекта документов не в полном объеме, орган по аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня получения заявки возвращает заявителю заявку и прилагаемый комплект документов без рассмотрения с сопроводительным письмом, в котором указываются причины возврата. Заявитель имеет право после устранения причин, указанных в сопроводительном письме, повторно подать заявку в орган по аккредитации.

Заявка и комплект документов могут быть также возвращены заявителю органом по аккредитации по письменному обращению заявителя, представившего указанные документы на аккредитацию. В таком случае заявка и комплект документов возвращаются заявителю с сопроводительным письмом.

В случае соответствия заявки и комплекта документов требованиям, предусмотренным пунктами 10.3, 10.4 настоящего Порядка, орган по аккредитации в течение тридцати календарных дней со дня получения заявки проводит экспертизу заявки и комплекта документов на соответствие критериям, установленным в разделе VIII настоящего Порядка (далее – экспертиза).

10.6. Результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении. Форма экспертного заключения установлена приложением 7.

Экспертное заключение оформляется в одном экземпляре и утверждается руководителем органа по аккредитации.

Копия экспертного заключения с сопроводительным письмом направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня его утверждения.

10.7. В случае выявления по результатам экспертизы несоответствия ИЛ согласно поданным документам критериям, установленным в разделе VIII настоящего Порядка, заявитель может устранить несоответствия, указанные в экспертном заключении, и предоставить в орган по аккредитации документы, подтверждающие устранение таких несоответствий, в течение тридцати календарных дней со дня получения экспертного заключения.

Орган по аккредитации в течение тридцати календарных дней со дня получения документов, подтверждающих устранение несоответствий, выявленных при проведении экспертизы, повторно проводит экспертизу заявки и комплекта документов в полном объеме на соответствие критериям, установленным в разделе VIII настоящего Порядка, и оформляет результаты экспертизы согласно пункту 10.6 настоящего Порядка.

В случае выявления по результатам экспертизы, проведенной согласно абзацу второму настоящего пункта, несоответствия ИЛ согласно поданным документам критериям, установленным в разделе VIII настоящего Порядка, орган по аккредитации возвращает заявителю комплект документов в полном объеме с сопроводительным письмом с указанием причин возврата документов в течение пяти рабочих дней со дня утверждения экспертного заключения.

Непредоставление заявителем документов, подтверждающих устранение несоответствий, указанных в экспертном заключении, в срок, установленный в абзаце первом настоящего пункта, является причиной прекращения процедуры аккредитации. Орган по аккредитации возвращает заявителю комплект документов в полном объеме с сопроводительным письмом с указанием причин возврата в течение пяти рабочих дней после окончания срока, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

В случае возврата органом по аккредитации заявителю документов по причинам указанным в абзацах три и четыре настоящего пункта, заявитель, устранив все несоответствия критериям, установленным в разделе VIII настоящего Порядка, имеет право повторно подать заявку в орган по аккредитации в соответствии с пунктами 10.3, 10.4 настоящего Порядка.

10.8. При положительных результатах экспертного заключения орган по аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня утверждения экспертного заключения разрабатывает программу работы комиссии по аккредитации (приложение 8) и приказ о создании комиссии по аккредитации ИЛ, в котором определяет состав комиссии по аккредитации ИЛ (далее – комиссия), дату начала и сроки ее работы, дату начала и сроки проведения проверки ИЛ.

Сроки работы комиссии по аккредитации ИЛ не должны превышать пятидесяти календарных дней, включая сроки, предусмотренные пунктами 10.10 и 10.11 настоящего Порядка.

В состав комиссии входят представители Центрального органа Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – ЦОСС) и квалифицированные специалисты органа по аккредитации. Комиссию возглавляет председатель.

Приказ о создании комиссии направляется заявителю не позднее пяти дней до даты проведения аккредитации (проверки) ИЛ.

10.9. Проверка проводится непосредственно в ИЛ в соответствии с утвержденной программой работы комиссии по аккредитации.

Комиссия оценивает все подразделения ИЛ, причастные к проведению испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), на соответствие критериям аккредитации, в том числе проверяет соответствие фактического состояния ИЛ представленным документам, ее способность выполнять заявленные функции, рассматривает результаты контрольных испытаний.

Результаты работы комиссии оформляются Актом аккредитации ИЛ (приложение 9) в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу.

Акт аккредитации ИЛ должен содержать информацию о выявленных в ходе проверки замечаниях или информацию об отсутствии у комиссии замечаний, а также о выводах, сделанных комиссией по результатам работы.

Заявитель не позднее двух рабочих дней со дня подписания Акта аккредитации ИЛ комиссией должен быть ознакомлен с ним и получить один экземпляр. В Акте аккредитации ИЛ делается отметка о дате получения одного экземпляра заявителем.

Один экземпляр Акта аккредитации ИЛ хранится в органе по аккредитации, второй – у заявителя.

10.10. В случае выявления недостатков в ходе аккредитации заявитель должен в течение десяти календарных дней со дня получения Акта аккредитации ИЛ предоставить в орган по аккредитации документы, подтверждающие проведение корректирующих мероприятий по их устранению.

10.11. Комиссия в течение десяти рабочих дней с даты получения заявителем Акта аккредитации ИЛ с информацией об отсутствии у комиссии замечаний, а в случае выявления недостатков в ходе аккредитации – с даты получения органом по аккредитации документов, подтверждающих проведение корректирующих мероприятий по их устранению, проводит анализ всей полученной в ходе аккредитации информации о заявителе. Результаты работы комиссии оформляются протоколом.

Протокол должен отражать сведения о результатах выполнения этапов аккредитации, указанных в пункте 10.2 настоящего Порядка, о результатах анализа всей полученной в ходе аккредитации информации о заявителе, решение комиссии по аккредитации ИЛ. Протокольное решение комиссии носит обязательный характер.

10.12. На основании протокольного решения комиссии оформляется решение органа по аккредитации о выдаче (приложение 91) аттестата аккредитации или решение органа по аккредитации об отказе (приложение 92) в выдаче аттестата аккредитации.

Решение органа по аккредитации о выдаче аттестата аккредитации принимается в следующих случаях:

при проведении аккредитации недостатки не выявлены;

недостатки, выявленные в ходе аккредитации, устранены в полном объеме в сроки, установленные пунктом 10.10 настоящего Порядка.

Решение органа по аккредитации об отказе в выдаче аттестата аккредитации может быть принято в следующих случаях:

заявитель не представил документы (материалы), подтверждающие факт устранения недостатков в сроки, установленные пунктом 10.10 настоящего Порядка;

заявитель не представил документы (материалы), подтверждающие факт устранения недостатков в полном объеме в сроки, установленные пунктом 10.10 настоящего Порядка;

недостатки, выявленные в ходе аккредитации, устранены не в полном объеме.

Решение органа по аккредитации о выдаче аттестата аккредитации либо решение органа по аккредитации об отказе в выдаче аттестата аккредитации оформляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа по аккредитации. Один экземпляр решения органа по аккредитации о выдаче аттестата аккредитации либо решения органа по аккредитации об отказе в выдаче аттестата аккредитации находится на хранении в органе по аккредитации, второй – с сопроводительным письмом в течение пяти рабочих дней с даты утверждения данного решения направляется заявителю.

10.13. После устранения причин, ставших основанием для принятия решения органа по аккредитации об отказе в выдаче аттестата аккредитации, заявитель имеет право повторно подать заявку на аккредитацию в порядке, установленном настоящим Порядком.

10.14. Орган по аккредитации в течение семи рабочих дней после принятия решения органа по аккредитации о выдаче аттестата аккредитации оформляет, регистрирует в Реестре Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ в соответствии с Правилами ведения Реестра аттестат аккредитации ИЛ и область аккредитации (приложение 10) и выдает их заявителю.

10.15. Аттестат аккредитации выдается на 3 года.

10.16. С целью обеспечения непрерывного осуществления деятельности ИЛ в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ заявитель имеет право подать в орган по аккредитации заявку за четыре месяца до истечения срока действия аттестата аккредитации. Аккредитация заявителя осуществляется в соответствии с пунктами 10.110.14 настоящего Порядка.

Аккредитация заявителя, срок действия аттестата аккредитации которого окончен, осуществляется в соответствии с пунктами 10.110.14 настоящего Порядка.

10.17. При освоении ИЛ новых видов сертификационных испытаний заявитель подает заявку в орган по аккредитации для аккредитации с приложением дополнительной области аккредитации и документов, подтверждающих его компетенцию в этой области.

Аккредитация осуществляется в соответствии с пунктами 10.110.11 настоящего Порядка с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, по результатам которой на основании протокольного решения комиссии подготавливается решение о выдаче дополнительной области аккредитации либо об отказе в выдаче дополнительной области аккредитации.

Решение органа по аккредитации о выдаче (приложение 91) дополнительной области аккредитации либо решение органа по аккредитации об отказе (приложение 92) в выдаче дополнительной области аккредитации оформляется в двух экземплярах и утверждается руководителем органа по аккредитации. Один экземпляр решения органа по аккредитации о выдаче дополнительной области аккредитации либо решения органа по аккредитации об отказе в выдаче дополнительной области аккредитации находится на хранении в органе по аккредитации, второй – с сопроводительным письмом в течение пяти рабочих дней с даты утверждения данного решения направляется заявителю.

Орган по аккредитации в течение семи рабочих дней после принятия решения органа по аккредитации о выдаче дополнительной области аккредитации оформляет и вносит в Реестр Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ в соответствии с Правилами ведения Реестра информацию о дополнительной области аккредитации и выдает ее заявителю.

(раздел X в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

XI. Порядок проведения инспекционного контроля за деятельностью ИЛ

11.1. Инспекционный контроль за деятельностью ИЛ организует и осуществляет орган по аккредитации с привлечением в случае необходимости представителей ЦОСС. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия аттестата аккредитации в форме систематического анализа информации о деятельности ИЛ, периодических (плановых) и внеплановых инспекционных проверок по месту нахождения ИЛ.

11.2. Периодические проверки осуществляются не реже одного раза в год. Конкретные сроки проведения плановых проверок и необходимость проведения внеплановых проверок устанавливается органом по аккредитации.

Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля могут также служить претензии и жалобы на деятельность ИЛ с прилагаемыми подтверждающими документами, поступающие от третьих лиц.

11.3. Для проведения инспекционного контроля орган по аккредитации официально назначает комиссию, в состав которой входят представители органа по аккредитации, а также эксперты, аккредитованные в установленном порядке в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ и (или) квалифицированные специалисты по вопросам, рассматриваемым при инспекционном контроле (при необходимости).

Председателем комиссии, как правило, назначается руководитель ЦОСС.

11.4. Плановые и внеплановые проверки ИЛ проводятся в соответствии с утвержденной органом по аккредитации программой.

В случае выявления в ходе проверки нарушений условий аккредитации орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия или аннулировании аттестата аккредитации.

XII. Приостановление действия аттестата аккредитации

12.1. Орган по аккредитации имеет право приостановить действие аттестата аккредитации ИЛ в целом или отдельных пунктов области аккредитации в случаях:

внесения изменений в документы ИЛ, которые подавались для аккредитации и требующие дополнительной оценки технической компетентности ИЛ;

внесения изменений в правила проведения сертификации и испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обнаружения в процессе инспекционного контроля нарушений, которые могут быть устранены в разумные сроки.

12.2. Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации ИЛ вручается представителю ИЛ под роспись или направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

12.3. В решении о приостановлении действия аттестата аккредитации указываются причины, послужившие основанием для приостановления действия аттестата аккредитации в соответствии с пунктом 12.1. настоящего Порядка.

12.4. Действие аттестата аккредитации приостанавливается до устранения причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации, но не более чем на тридцать дней.

12.5. Об устранении причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации, ИЛ сообщает в орган по аккредитации путем представления уведомления. К уведомлению прилагаются подтверждающие документы (при наличии).

12.6. Орган по аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня регистрации уведомления проводит инспекционный контроль на предмет устранения причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации.

12.7. По результатам инспекционного контроля орган по аккредитации принимает решение о возобновлении действия аттестата аккредитации или об аннулировании аттестата аккредитации.

12.8. Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации  может быть обжаловано ИЛ в порядке, установленном в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

12.9. Сведения о приостановлении действия аттестата аккредитации вносятся в Реестр Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ в соответствии с Правилами ведения Реестра.

(пункт 12.9 введен приказом Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

XIII. Аннулирование аттестата аккредитации

13.1. Орган по аккредитации имеет право аннулировать аттестат аккредитации ИЛ в случае:

несоответствия ИЛ критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией, которые не могут быть устранены в срок, установленный органом по аккредитации;

повторного нарушения критериев аккредитации ИЛ, правил, установленных в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ, в течение одного года с момента совершения предыдущего нарушения;

(абзац третий пункта 13.1 раздел XIII в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

заявления ИЛ о досрочном отказе от аттестата аккредитации;

ликвидации ИЛ;

наличия акта органа по аккредитации о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных ИЛ для получения аттестата аккредитации;

 не устранения причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации;

наличия акта об отказе ИЛ в проведении инспекционного контроля.

13.2. Решение об аннулировании аттестата аккредитации вручается представителю ИЛ под роспись или направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

13.3. Аттестат аккредитации считается аннулированным со дня принятия органом по аккредитации решения об аннулировании аттестата аккредитации.

13.4. Решение об аннулировании аттестата аккредитации может быть обжаловано ИЛ в порядке, установленном в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

13.5. Сведения об аннулировании аттестата аккредитации вносятся в Реестр Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ в соответствии с Правилами ведения Реестра.

(пункт 13.5. введен приказом Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

XIV. Демонстрация организации и проведения испытаний

При аккредитации ИЛ должна быть в состоянии продемонстрировать полный комплекс действий (процедур) с объектом испытаний, а именно:

подготовку распорядительных документов для организации испытаний;

доставку объекта испытаний от места хранения к месту проведения испытаний и обратно;

идентификацию объекта испытаний;

разработку программы испытаний;

подготовку испытательного оборудования и средств измерений к проведению испытаний;

проведение испытаний в соответствии с действующими методиками по испытаниям;

регистрацию данных в процессе испытаний;

обработку данных после испытаний (в случае необходимости);

процесс принятия решений и осуществления необходимых корректирующих действий в нештатных ситуациях;

соблюдение необходимых правил техники безопасности;

оформление данных испытаний и протокола испытаний;

организацию идентификации и хранения образцов;

архивирование данных испытаний с формированием соответствующего дела.

XV. Требования к протоколу испытаний

15.1. Официальным документом, которым оформляются результаты сертификационных испытаний, является протокол испытаний.

15.2. Протокол испытаний в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:

наименование и местонахождение ИЛ, сведения о ее аккредитации (номер, дата выдачи и срок действия аттестата аккредитации, наименование органа по аккредитации);

наименование и местонахождение (место проживания) заказчика;

обозначение (описание, маркировка) объекта испытаний, сведения об изготовителе и дате изготовления;

дату получения объекта испытаний на испытания;

сведения о содержании заказанных ИЛ испытаний;

дату проведения испытаний;

сведения о нормативных правовых актах, нормативных документах по стандартизации, используемых при испытаниях;

(абзац восьмой пункта 15.2 раздел XV в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о хранении объекта испытаний до проведения испытаний, условиях окружающей среды, подготовке объекта испытаний к испытаниям;

сведения об использованном испытательном оборудовании и средствах измерений, в том числе используемых по договору аренды;

(абзац десятый пункта 15.2 раздел XV в ред. приказа Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

(см. текст в предыдущей редакции)

сведения о работах, проведенных субподрядчиками;

результаты испытаний, подтвержденные при необходимости таблицами, графиками, фотографиями и другими материалами (включая значение и единицы зафиксированных параметров);

параметры окружающей среды на момент проведения испытаний;

параметры систем, обеспечивающих функционирование объекта испытаний (напряжение питания, давление, расход рабочего тела, скорость (ускорение) и другое);

заявление о том, что протокол испытаний касается только образцов, подвергнутых испытаниям;

подпись руководителя ИЛ;

подпись и должность ответственных исполнителей, проводивших испытания;

подпись и должность лица (лиц), ответственного (ответственных) за подготовку протокола от имени ИЛ (при необходимости);

подпись сотрудника органа по сертификации или уполномоченного сотрудника экспертного центра (в случае только технически компетентной ИЛ);

дату составления протокола;

указание о том, что внесение исправлений и дополнений в протокол испытаний, отмена протокола испытаний допускается только путем подписания дополнительного протокола испытаний.

сведения об отборе образцов для испытаний, в том числе ссылка на акт отбора образцов,

(абзац двадцать второй пункта 15.2. введен приказом Министерства транспорта ДНР от 22.05.2020 № 266)

15.3. К протоколу должна быть приложена заверенная копия акта отбора образцов и копия акта о готовности к испытаниям для сложных объектов сертификации (испытуемых объектов).

15.4. Протокол испытаний не должен содержать рекомендаций или предложений, вытекающих из полученных результатов испытаний.

XVІ. Субподряды

16.1. ИЛ должна иметь возможность обеспечивать выполнение собственными силами 75% объема всех сертификационных испытаний, выполняемых по каждому виду объектов сертификации (испытуемых объектов). По согласованию с ЦОСС возможно уменьшение объема сертификационных испытаний, вы­полняемого собственными силами, но не более чем на 15%.

16.2. Право на проведение части сертификационных испытаний может передаваться ИЛ на основании договора субподряда другой ИЛ, аккредитованной в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ или в системе сертификации, признанной органом по аккредитации на основании договора о взаимном признании результатов испытаний, знаков соответствия и сертификатов соответствия.

Объем работ, поручаемых ИЛ на основании договора субподряда, должен быть минимальным.

16.3. ИЛ несет полную ответственность за результаты всех сертификационных испытаний, выполняемых другими ИЛ на основании договора субподряда.

16.4. ИЛ должна вести перечень других ИЛ, с которыми она взаимодействует при проведении сертификационных испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с заявленной областью аккредитации (приложение 11).

Директор Департамента технического регулирования и лицензирования
В.Н. Шавкун

Редакция от 16.06.2020

Начальная версия от 02.03.2016