watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Правительство Донецкой Народной Республики

Дата документа: 16.02.2022

Номер документа: 12-6

Заголовок документа: Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением законодательства о средствах массовой информации

Действие документа: Действующий

Классификатор: 120.050.000 - Средства массовой информации, 130.040.000 - Средства массовой информации, 130.040.010 - Общие вопросы

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Правительства Донецкой Народной Республики http://pravdnr.ru/, 17.02.2022

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 21

watermark
НПА ДНР

Правительство
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

16.02.2022
№12-6
Об утверждении Порядка осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением законодательства о средствах массовой информации

В целях установления порядка осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере массовых коммуникаций, в соответствии со статьей 661 Закона Донецкой Народной Республики от 29 июня 2015 года № 59-IHC «О средствах массовой информации» (с изменениями), статьей 23 Закона Донецкой Народной Республики от 30 ноября 2018 года № 02-IIНС «О Правительстве Донецкой Народной Республики», Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением законодательства о средствах массовой информации (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель Правительства
А.Е. Ананченко
УТВЕРЖДЕН

Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 16 февраля 2022 г. № 12-6



Порядок осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением законодательства о средствах массовой информации

I. Общие положения

1.1. Порядок осуществления мероприятий по государственному контролю за соблюдением законодательства о средствах массовой информации (далее — Порядок) устанавливает единые требования по организации и осуществлению (организационные основы и принципы осуществления) государственного контроля за соблюдением законодательства о средствах массовой информации, а также права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля.

1.2. Порядок разработан в соответствии со статьей 661 Закона Донецкой Народной Республики от 29 июня 2015 года № 59-IHC «О средствах массовой информации» (далее — Закон «О средствах массовой информации») и Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности»),

1.3. Действие настоящего Порядка распространяется на учредителей, редакции, издателей, распространителей, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностных лиц, журналистов, авторов распространенных сообщений и материалов, вещателей (далее — объект государственного контроля) по соблюдению требований законодательства о средствах массовой информации.

1.4. Государственный контроль за соблюдением законодательства о средствах массовой информации осуществляется Министерством информации Донецкой Народной Республики (далее — орган государственного контроля), путем проведения мониторинга (дистанционного контроля) и систематического проведения плановых (внеплановых) проверок, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений законодательства о средствах массовой информации.

1.5. Проверка выполнения требований, предъявляемых законодательством о средствах массовой информации к деятельности периодических печатных изданий, телепрограмм, телеканалов, радиопрограмм, радиоканалов, электронных периодических изданий, сетевых изданий, осуществляется на основании экземпляра отдельного номера периодического печатного издания, записи эфира телепрограммы, радиопрограммы, снимка экрана (скриншота), web — страницы сетевого издания.

1.6. В настоящем Порядке термины и определения употребляются в значениях, установленных Законом «О средствах массовой информации», Законом «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

II. Полномочия должностных лиц

2.1. Должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного контроля (далее — должностные лица), имеют право:

2.1.1. запрашивать и получать на основании письменных запросов от государственных органов, органов местного самоуправления документы, материалы и другую информацию, необходимые для проведения проверки;

2.1.2. беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и направления на проверку, выданного органом государственного контроля, в целях проведения проверки осуществлять осмотр территории, помещений, используемых объектом государственного контроля для осуществления своей деятельности, а также любых документов и предметов, принадлежащих объекту государственного контроля или используемых им в своей деятельности, которые относятся к проверяемому периоду или к проверяемому вопросу;

2.1.3. требовать от объекта государственного контроля устранения обнаруженных нарушений законодательства о средствах массовой информации;

2.1.4. требовать прекращения действий, которые препятствуют осуществлению государственного контроля;

2.1.5. составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение законодательства о средствах массовой информации, направлять соответствующие материалы в суд;

2.1.6. обращаться в суд от имени органа государственного контроля в случае нарушения юридическими лицами и физическими лицами- предпринимателями законодательства о средствах массовой информации;

2.1.7. направлять в уполномоченные органы материалы проверки, связанные с нарушением законодательства о средствах массовой информации, рассмотрение которых не входит в полномочия органа государственного контроля;

2.1.8. предоставлять (отправлять) объектам государственного контроля обязательные для выполнения предупреждения об устранении нарушений;

2.1.9. осуществлять иные полномочия, предусмотренные Законом «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики.

2.2. Орган государственного контроля и его должностные лица во время осуществления государственного контроля обязаны:

2.2.1. своевременно и в полной мере осуществлять возложенные законодательством Донецкой Народной Республики полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства о средствах массовой информации;

2.2.2. соблюдать иные обязанности, предусмотренные Законом «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности», другими законами и нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики.

III. Плановые (внеплановые) проверки

3.1. Предметом плановых (внеплановых) проверок является соблюдение объектами государственного контроля обязательных требований, установленных законодательством в сфере средств массовой информации.

При проведении плановых (внеплановых) проверок осуществляется анализ содержания средств массовой информации для определения их соответствия требованиям Закона «О средствах массовой информации», Закона Донецкой Народной Республики от 29 мая 2015 года № 51-IHC «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Закон «О противодействии экстремистской деятельности»), Закона Донецкой Народной Республики от 02 октября 2015 года № 79-IHC «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее — Закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»), Закона Донецкой Народной Республики от 07 августа 2015 года № 71-IHC «Об информации и информационных технологиях», Закона Донецкой Народной Республики от 22 декабря 2017 года № 198-IHC «О рекламе» (далее — обязательные требования).

3.2. Плановые проверки по осуществлению государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации осуществляются в соответствии с годовыми или квартальными планами, которые утверждаются органом государственного контроля до 1 декабря года, который предшествует плановому или до 25 числа последнего месяца квартала, который предшествует плановому.

3.3. Плановые проверки относительно одного объекта государственного контроля осуществляются с периодичностью не чаще 1 (одного) раза в год.

3.4. Основаниями для осуществления внеплановой проверки являются:

3.4.1. выявленные в ходе мониторинга (дистанционного контроля) нарушения законодательства о средствах массовой информации;

3.4.2. истечение срока исполнения средством массовой информации требования органа государственного контроля об устранении выявленного нарушения, содержащегося в предупреждении;

3.4.3. поступление в орган государственного контроля обращений или заявлений физических лиц, физических лиц-предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, из средств массовой информации о фактах нарушения средствами массовой информации законодательства о средствах массовой информации, в том числе о признаках злоупотребления свободой массовой информации и (или) экстремистской деятельности;

Анонимные обращения, то есть обращения, в которых не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) либо инициалы гражданина или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, либо наименование юридического лица (полное или сокращенное) или его место нахождения, не подлежат рассмотрению и не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки, если они не содержат сведений о готовящемся, совершаемом или совершенном преступлении.

3.4.4. иные основания, предусмотренные Законом «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

3.5. Внеплановая проверка по обращению физического лица или юридического лица о нарушении объектом государственного контроля его законных прав проводится в пределах фактов, изложенных в обращении.

3.6. При проведении плановой (внеплановой) проверки должностные лица органа государственного контроля осуществляют:

3.6.1. выполнение аудио- и видеозаписи вышедших в свет (эфир) теле-, радиоканалов, теле- и радиопрограмм;

3.6.2. распечатку на бумажном носителе и заверение подписями должностных лиц органов государственного контроля, копии страницы (страниц) сетевого издания в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащей информацию, не соответствующую обязательным требованиям, а также сведения о сетевом издании (наименование, адрес страницы (сайта) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет);

3.6.3. взаимодействие по результатам проведения проверки с уполномоченными органами в порядке статьи 41 Закона Донецкой Народной Республики от 20 марта 2015 года № 28-IHC «Об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Донецкой Народной Республики», и с государственными органами в области противодействия экстремистской деятельности.

3.7. Для осуществления плановой (внеплановой) проверки орган государственного контроля издает приказ, в соответствии с которым оформляет направление на проведение плановой или внеплановой проверки (Приложение 1). Направление подписывается руководителем органа государственного контроля, удостоверяется печатью и регистрируется в журнале учета направлений на проведение плановых (внеплановых) проверок (Приложение 2), страницы которого нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью. Направление действует в течение указанного в нем срока осуществления проверки.

3.8. Орган государственного контроля обязан письменно уведомить объект государственного контроля о проведении плановой проверки в срок не позднее чем за 10 (десять) календарных дней до дня осуществления такой проверки.

Форма уведомления приведена в Приложении 3 к настоящему Порядку.

3.9. Уведомление направляется (вручается) в порядке, установленном частью 5 статьи 5 Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

3.10. Срок проведения плановой проверки составляет не более 20 (двадцати) рабочих дней.

3.11. Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать 10 (десяти) рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — 2 (двух) рабочих дней.

IV. Проведение мониторинга (дистанционного контроля)

4.1. Мониторинг (дистанционный контроль) осуществляется без взаимодействия со средством массовой информации путем проверки экземпляра продукции такого средства массовой информации.

4.2. Предметом проведения мониторинга (дистанционного контроля) является соблюдение действующего законодательства в сфере средств массовой информации.

4.3. Мониторинг (дистанционный контроль) проводится на основании графиков, составляемых и утверждаемых органом государственного контроля ежемесячно.

4.4. При составлении графиков мониторинга (дистанционного контроля) учитываются результаты предыдущих мониторингов и плановых (внеплановых) проверок, периодичность проведения мониторинга (дистанционного контроля), имеющаяся информация о нарушениях законодательства в сфере средств массовой информации.

4.5. Мониторинг (дистанционный контроль) объекта государственного контроля проводится в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка органа государственного контроля (надзора), на соответствующей территории, определенной в графике мониторинга (дистанционного контроля), одним должностным лицом или группой должностных лиц.

4.6. В ходе проведения мониторинга (дистанционного контроля) допускается применение специализированных технических средств (фиксации, связи, видео и т.п.), использование специального оборудования.

4.7. В ходе мониторинга (дистанционного контроля) должностные лица осуществляют проверку следующих требований, предъявляемых законодательством о средствах массовой информации:

4.7.1. выходные данные распространяемого средства массовой информации и соответствие их названий названиям, указанным в лицензии на вещание;

4.7.2. производство и распространение средства массовой информации (выход/невыход в свет);

4.7.3. соблюдение требований о порядке распространения сообщений и материалов эротического характера;

4.7.4. соблюдение требований статьи 4 Закона «О средствах массовой информации», Закона «О противодействии экстремистской деятельности» и Закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

4.7.5. распространение соответствующих обязательных общедоступных телеканалов (радиоканалов) — для лицензиатов-вещателей обязательных общедоступных телеканалов (радиоканалов).

4.8. При проведении мониторинга (дистанционного контроля) осуществляется контроль за соблюдением объемов вещания средства массовой информации, соблюдением заявленной тематики. Данный контроль осуществляется посредством анализа содержания совокупности теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов, распространяемых в составе средства массовой информации, а также анализа содержания опубликованных в средствах массовой информации телепрограмм, информации, размещенной на официальных сайтах теле- и радиоканалов, иных источников информации.

4.9. По результатам проведения мониторинга (дистанционного контроля) должностным лицом, проводившим мониторинг (дистанционный контроль), составляется докладная записка, которая оформляется непосредственно после его завершения.

4.10. В докладной записке указываются:

4.10.1. дата и время проведения мониторинга (дистанционного контроля), место проведения;

4.10.2. фамилии, имена, отчества и должности уполномоченного лица или уполномоченных лиц, проводивших мониторинг (дистанционный контроль);

4.10.3. наименование средства массовой информации, в отношении которого проводился мониторинг (дистанционный контроль), номер свидетельства о его регистрации, иные сведения о средстве массовой информации (номер выпуска, дата выхода в свет (эфир) и другие);

4.10.4. сведения о выявленном несоответствии содержания средства массовой информации обязательным требованиям, а также сведения о выявленных фактах использования сетевого издания для распространения информации и материалов, не соответствующих обязательным требованиям;

4.10.5 данные, свидетельствующие о наличии признаков административного правонарушения.

4.11. Докладная записка содержит информацию о результатах мониторинга (дистанционного контроля) в отношении одного или нескольких средств массовой информации.

К докладной записке прилагаются документы или их копии, связанные с результатами мониторинга (дистанционного контроля), продукция средства массовой информации.

4.12. Докладная записка подписывается всеми должностными лицами, проводившими мониторинг (дистанционный контроль), и визируется руководителем структурного подразделения органа государственного контроля, уполномоченного осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации или его заместителем, после чего в нее запрещается вносить изменения и дополнения.

4.13. При выявлении в ходе мониторинга (дистанционного контроля) нарушений обязательных требований, а также при необходимости установления иных лиц, допустивших нарушение обязательных требований, орган государственного контроля (надзора) назначает проведение внеплановой проверки в отношении объекта государственного контроля, в содержании обязательных требований которого выявлены нарушения.

V. Оформление результатов проверок

5.1. По результатам плановой (внеплановой) проверки должностное лицо составляет акт плановой (внеплановой) проверки соблюдения объектом государственного контроля законодательства в сфере средств массовой информации (Приложение 4).

Один экземпляр акта остается у объекта государственного контроля, второй у органа государственного контроля.

5.2. В последний день плановой (внеплановой) проверки два экземпляра акта, листы которых пронумерованы, подписываются (каждый лист акта) уполномоченными должностными лицами, которые осуществляли плановую (внеплановую) проверку и объектом государственного контроля или уполномоченным им лицом в соответствии с частью 11 статьи 7 Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

На экземпляре органа государственного контроля делается отдельная отметка о получении одного экземпляра акта объектом государственного контроля.

5.3. Предоставление в письменном виде объяснений, замечаний (возражений) объекта государственного контроля или уполномоченного им лица по содержанию акта и проведению плановой (внеплановой) проверки осуществляется в соответствии с частью 12, 13 статьи 7 Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

5.4. В случае отказа от подписания акта или отказа от получения акта объектом государственного контроля или уполномоченным им лицом, должностное лицо вносит в такой акт соответствующую запись в присутствии незаинтересованных лиц (понятых), которые своими подписями в акте подтверждают отказ объекта государственного контроля подписать акт или отказ от получения экземпляра акта. Перед проставлением в акте подписи незаинтересованные лица (понятые) указывают в акте свои паспортные данные в соответствии с частью 14 статьи 7 Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

5.5. Если по результатам проведения плановой (внеплановой) проверки выявлены нарушения обязательных требований, орган государственного контроля не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня составления акта проверки выносит предупреждение об устранении объектом государственного контроля нарушений обязательных требований (далее — предупреждение) с указанием срока их устранения (Приложение 5) в порядке, предусмотренном разделом VI настоящего Порядка.

VI. Оформление предупреждения

6.1. Предупреждение оформляется на бланке органа государственного контроля и подписывается руководителем органа государственного контроля (заместителем руководителя органа государственного контроля) в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня составления акта.

6.2. Предупреждение вручается учредителю и (или) редакции (главному редактору) средства массовой информации или их уполномоченному представителю под подпись либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

6.3. Предупреждения подлежат учету в журнале регистрации предупреждений органа государственного контроля за соблюдением законодательства в сфере средств массовой информации (Приложение 6).

6.4. Невыполнение предупреждения в установленные сроки является основанием для проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 3.4. раздела III настоящего Порядка.

6.5. В случае выявления фактов невыполнения предупреждения, объект государственного контроля привлекается к административной ответственности в соответствии с частью 3 статьи 75 Закона «О средствах массовой информации».

6.6. Предупреждение может быть обжаловано в органе государственного контроля в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения предупреждения объектом государственного контроля или суде в установленном законодательством порядке.

6.7. В случае если предупреждение о нарушении положений Закона «О противодействии экстремистской деятельности» не было обжаловано в суде в установленном порядке или не признано судом незаконным, а также если в установленный в предупреждении срок не приняты меры по устранению допущенных нарушений, послуживших основанием для вынесения предупреждения, либо если повторно в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вынесения предупреждения выявлены новые факты, свидетельствующие о наличии признаков экстремизма в деятельности средства массовой информации, деятельность соответствующего средства массовой информации подлежит прекращению в установленном Законом «О противодействии экстремистской деятельности» порядке.

VII. Обжалование решений, неправомерных действий органа государственного контроля

7.1. Объект государственного контроля, в отношении которого проводилась плановая (внеплановая) проверка или мониторинг (дистанционный контроль) (далее — заявитель), права или законные интересы которого нарушены решениями, неправомерными действиями органа государственного контроля, имеет право их обжаловать в административном порядке в органе государственного контроля или в судебном порядке.

7.2. Заявители вправе обратиться с жалобой:

7.2.1. на неправомерные действия должностных лиц органа государственного контроля;

7.2.2. на порядок проведения плановой (внеплановой) проверки или мониторинга (дистанционного контроля);

7.2.3. на выводы, составленные по результатам плановой (внеплановой) проверки или мониторинга (дистанционного контроля).

7.3. Жалоба возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями не позднее чем через 10 (десять) дней со дня его поступления в случаях ее несоответствия требованиям части 1, 2, 21 статьи 10 Закона Донецкой Народной Республики от 20 февраля 2015 года № 13-IHC «Об обращениях граждан» (далее — Закон «Об обращениях граждан»),

7.4. Жалоба может быть оставлена без рассмотрения по существу в случаях, предусмотренных статьей 18 Закона «Об обращениях граждан».

Не подлежит рассмотрению жалоба в порядке, установленном статьей 23 Закона «Об обращениях граждан».

7.5. Если ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную тайну или сведений ограниченного доступа, содержащих служебную информацию, распорядителем которой является орган государственного контроля, заявителю сообщается о невозможности предоставить ответ по существу поставленного им вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

7.6. Жалоба подается в орган государственного контроля:

7.6.1. в письменной форме, направленная по почте или переданная заявителем лично;

7.6.2. в форме электронного документа, направленного с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

7.7. Жалоба должна содержать:

7.7.1. фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения места нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;

7.7.2. сведения об обжалуемых решениях, неправомерных действиях органа государственного контроля, должностного лица органа государственного контроля;

7.7.3. доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением, неправомерными действиями органа государственного контроля, должностного лица органа государственного контроля. Заявителем могут быть предоставлены документы, подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

7.8. Жалоба подписывается подавшим ее заявителем.

7.9. Заявители имеют право обратиться в орган государственного контроля для получения информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения обращения (жалобы).

7.10. Жалоба на решения, неправомерные действия должностных лиц органа государственного контроля подается руководителю органа государственного контроля.

7.11. Жалоба, поступившая в орган государственного контроля, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня регистрации жалобы, а те, которые не требуют дополнительного изучения, — безотлагательно, но не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней со дня их получения.

7.12. По результатам рассмотрения жалобы орган государственного контроля принимает одно из следующих решений:

7.12.1. об удовлетворении жалобы заявителя;

7.12.2. об отказе в удовлетворении жалобы заявителя;

7.12.3. о частичном удовлетворении жалобы заявителя.

7.13. О результатах рассмотрения жалобы орган государственного контроля уведомляет заявителя в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня принятия решения.

В данный документ изменений не вносилось.