watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Правительство Донецкой Народной Республики

Дата документа: 27.05.2021

Номер документа: 34-3

Заголовок документа: Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха

Действие документа: Действующий

Классификатор: 110.080.000 - Охрана атмосферного воздуха, 110.080.020 - Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области охраны атмосферного воздуха. Контроль за охраной атмосферного воздуха, 110.080.060 - Разрешение споров. Ответственность за нарушение законодательства об охране атмосферного воздуха

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Правительства Донецкой Народной Республики http://pravdnr.ru/, 28.05.2021

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 25

watermark
НПА ДНР

Правительство
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

27.05.2021
№34-3
Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха

В соответствии со статьями 77 и 78 Конституции Донецкой Народной Республики, руководствуясь пунктом 16 статьи 6 и частью 1 статьи 30 Закона Донецкой Народной Республики от 25 мая 2018 года №226-IНС «Об охране атмосферного воздуха», Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Методику исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель Правительства
А.Е. Ананченко
УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 27 мая 2021 г. № 34-3

Методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха

I. Общие положения

1.1. Методика исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения атмосферного воздуха (далее — Методика) разработана в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2015 года № 38-IHC «Об охране окружающей среды» и Законом Донецкой Народной Республики от 25 мая 2018 года № 226-IHC «Об охране атмосферного воздуха».

1.2. В данной Методике используются следующие термины и определения:

аварийный выброс — выброс вредных (загрязняющих) веществ в результате промышленной или транспортной аварии, катастрофы или стихийного бедствия;

источник выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее — источник выбросов) — сооружение, техническое устройство, оборудование и другие объекты, через которые в атмосферный воздух поступают вредные (загрязняющие) вещества;

источник выделения выбросов — природный или антропогенный объект в результате существования и функционирования которого образуются вредные (загрязняющие) вещества;

неорганизованный источник выбросов — источник загрязнения атмосферного воздуха, выброс вредных (загрязняющих) веществ из которого поступает в виде ненаправленных газопылевых потоков.

Иные термины, используемые в настоящей методике, употребляются в значениях, указанных в Законе Донецкой Народной Республики от 25 мая 2018 года № 226-IHC «Об охране атмосферного воздуха».

1.3. Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха в результате сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения стационарными источниками выбросов субъектов хозяйствования (юридических лиц, филиалов юридических лиц — нерезидентов, физических лиц-предпринимателей).

1.4. Методика не применяется для исчисления вреда, причиненного окружающей среде загрязнением атмосферного воздуха вследствие эксплуатации передвижных источников выбросов, а также причинения вреда, связанного с воздействием на атмосферный воздух физических и биологических факторов.

1.5. Методика не применяется для исчисления вреда, причиненного окружающей среде в результате природных явлений и/или стихийных бедствий, если установлено, что причинение вреда связано с обстоятельствами непреодолимой силы.

1.6. Методика не применяется для исчисления размера вреда, причиненного здоровью, имуществу физических лиц, имуществу юридических лиц, физических лиц-предпринимателей загрязнением атмосферного воздуха.

1.7. Исчисление размера вреда, причиненного в результате загрязнения атмосферного воздуха, осуществляется в случае:

а) выбросов вредных (загрязняющих) веществ, превышающих утвержденные нормативы, установленные в разрешении на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

б) выбросов вредных (загрязняющих) веществ, при отсутствии оформленного в установленном порядке разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

в) выбросы, которые осуществляются с превышением технологических нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ из оборудования, утвержденных согласно законодательству;

г) аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

1.8. Факты сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения устанавливаются государственными инспекторами Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды при осуществлении государственного экологического контроля соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды инструментально­лабораторными методами, проверкой документов субъектов хозяйствования и (или) расчетными методами.

1.9. Исчисление размера вреда, причиненного окружающей среде в результате сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения проводится государственными инспекторами Донецкой Народной Республики в сфере охраны окружающей среды.

1.10. Возмещение вреда не освобождает от платы за природопользование (платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде экологического налога), в соответствии со статьей 16 Закона Донецкой Народной Республики от 30 апреля 2015 года № 38-IHC «Об охране окружающей среды» и статьями 139, 140, 141 Закона Донецкой Народной Республики от 25 декабря 2015 года № 99-IHC «О налоговой системе».

II. Определение сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения

2.1. При определении сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения инструментально-лабораторными методами контроля используются результаты инструментально-лабораторных измерений лабораторных подразделений, имеющих право на проведение соответствующих измерений. Данные таких измерений должны быть зафиксированы в журналах первичной учетной документации и в соответствующих документах лабораторных подразделений (рабочих журналах, актах и протоколах измерений и т.п.).

2.1.1. Результаты измерений, характеризующие содержание данного вредного (загрязняющего) вещества за двадцатиминутный промежуток времени по всему измеряемому сечению газохода, считаются не превышающими значения соответствующего норматива выброса, если значение каждого результата измерения не превышает значения установленного норматива выброса. При сравнении результатов измерений с установленными нормативами допустимого выброса значения погрешностей измерений не учитываются.

2.1.2. Результаты измерений, полученные при осуществлении непрерывного автоматизированного контроля и характеризующие содержание вредного (загрязняющего) вещества по всему измеряемому сечению газохода, считаются не превышающими значения соответствующих нормативов, если значение усредненных результатов за сутки не превышает установленный норматив предельно допустимого выброса (временно согласованного выброса) (далее — ПДВ (ВСВ)).

2.2. Расчетные методы определения сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения и объемного расхода газопылевого потока применяются в случаях:

а) отсутствия аттестованных методик измерения вредных (загрязняющих) веществ;

б) выбросов вредных (загрязняющих) веществ вследствие невыполнения в установленные в разрешении на выбросы сроки запланированных мероприятий по снижению выбросов вредных (загрязняющих) веществ;

в) аварийных выбросов;

г) отсутствия практической возможности отбора проб для определения инструментальными методами в соответствии с требованиями действующих стандартов;

д) неорганизованного источника выбросов;

е) выбросов от факельных установок.

2.3. Продолжительность выброса вредных (загрязняющих) веществ, включая аварийный, определяется с момента его обнаружения и до момента окончания выброса, с учетом фактически отработанного времени источником выделения выбросов в режиме сверхнормативного выброса и (или) выброса вредных (загрязняющих) веществ без разрешения.

2.3.1. Моментом начала сверхнормативного выброса вредных (загрязняющих) веществ и (или) выброса вредных (загрязняющих) веществ без разрешения является время и дата начала выброса, установленные посредством:

а) фиксации в акте проверки соблюдения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды факта осуществления сверхнормативного выброса вредных (загрязняющих) веществ и выброса вредных (загрязняющих) веществ без разрешения при размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, сооружений и иных объектов;

б) фиксации факта осуществления сверхнормативного выброса вредных (загрязняющих) веществ и выброса вредных (загрязняющих) веществ без разрешения в протоколе об административном правонарушении;

в) фиксации факта осуществления сверхнормативного выброса вредных (загрязняющих) веществ и выброса вредных (загрязняющих) веществ без разрешения в журналах первичной учетной документации и в соответствующих документах лабораторных подразделений (рабочих журналах, актах и протоколах измерений и т.п.).

2.3.2. Моментом окончания сверхнормативного выброса вредных (загрязняющих) веществ и выброса вредных (загрязняющих) веществ без разрешения является:

а) время и дата инструментально-лабораторных измерений, результаты которых подтверждают прекращение сверхнормативного выброса (устранение нарушения);

б) дата выдачи разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

в) дата документа, подтверждающего выведение из эксплуатации источника выделения выбросов, от которого был зафиксирован факт осуществления сверхнормативного выброса вредных (загрязняющих) веществ и выброса вредных (загрязняющих) веществ без разрешения.

2.3.3. Для подтверждения факта окончания сверхнормативного выброса, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в течение десяти рабочих дней от даты получения письменной информации об устранении нарушения имеет право на проведение контрольных измерений, в том числе с привлечением сторонних лабораторий, имеющих право на проведение соответствующих измерений.

В случае повторного установления факта осуществления сверхнормативного выброса, момент окончания выброса устанавливается по данным инструментально-лабораторных измерений, а продолжительность выброса определяется с момента его первичного обнаружения. При этом, в случае изменения значений результатов измерений при повторном установлении сверхнормативного выброса, исчисление размера вреда производится за несколько временных периодов с учетом значений результатов измерений при первичном и повторном установлении фактов сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ.

2.4. Расчет массы сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения выполняется по характеристикам источника выброса (источника выделения выбросов), зафиксированным в соответствующей документации субъекта хозяйствования (материалы инвентаризации источников выбросов, технологические регламенты производства, режимные карты работы топливо использующего оборудования, удельные выбросы (показатели эмиссии)), или по методикам для расчетов массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ за время работы источника в режиме сверхнормативного выброса.

III. Расчет массы сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ и выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения

3.1. При осуществлении субъектом хозяйствования выбросов вредных (загрязняющих) веществ без разрешения масса выброса вредного (загрязняющего) вещества рассчитывается по формуле:

Mi = Офi×Т×0,0036,

где:

Mi — масса выброса i-ro вредного (загрязняющего) вещества, т;

Офi — фактическая величина выброса i-ro вредного (загрязняющего) вещества, г/с;

Т — время работы источника выброса i-того вредного (загрязняющего) вещества в режиме сверхнормативного выброса, ч.

0,0036 = 3600/1000000 — коэффициент пересчета секунд в часы и граммов в тонны.

3.2. При осуществлении субъектом хозяйствования выбросов вредных (загрязняющих) веществ с превышением установленных в разрешении на выброс нормативов, масса выброса вредного (загрязняющего) вещества рассчитывается по формуле:

Mi = (Офi — OHBi)×T×0,0036,

где:

Mi — масса выброса i-ro вредного (загрязняющего) вещества, т;

Офi — фактическая величина выброса i-ro вредного (загрязняющего) вещества, г/с;

ОНВi — величина норматива выброса i-ro вредного (загрязняющего) вещества, установленного в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ, г/с;

Т — время работы источника выброса i-того вредного (загрязняющего) вещества в режиме сверхнормативного выброса, ч.

0,0036 = 3600/1000000 — коэффициент пересчета секунд в часы и граммов в тонны.

3.3. Фактическая величина выбросов (Офi) может быть определена инструментально-лабораторными методами, по фактическим замерам приборами контроля, по первичной отчетной документации субъекта хозяйствования, а при их отсутствии — расчетным путем в соответствии с документами, регламентирующими порядок расчета величины выбросов вредных (загрязняющих) веществ стационарными источниками загрязнения, по проектной документации.

Величина (ОНВi) принимается по данным, представленным в разрешении на выброс вредных (загрязняющих) веществ, выданному субъекту хозяйствования в установленном порядке.

3.4. При неиспользовании (отключении) установок очистки газа, расчет фактической величины выбросов вредных (загрязняющих) веществ проводится по входным характеристикам, указанным в паспортах данных установок.

3.5. Расчет массы сверхнормативных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в результате аварийных выбросов осуществляется на основании материальных балансов, справок субъектов хозяйствования о потерях сырья или материалов или расчетным методом по методикам для расчетов массы выбросов загрязняющих веществ.

IV. Исчисление размера вреда

4.1. Размер вреда, причиненный в результате сверхнормативного выброса или выброса без разрешения вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, рассчитывается по формуле:

В = Мi×Пу×Аi×Кт,

где:

В — размер вреда (рос. руб.);

Мi — масса i-того вредного (загрязняющего) вещества, выброшенного в атмосферный воздух сверхнормативно или без разрешения (т);

Пу — проиндексированный удельный экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха в текущем году (рос. руб./т);

Аi — безразмерный показатель относительной опасности i-того вредного (загрязняющего) вещества;

Кт — коэффициент, учитывающий территориальные социально­экологические особенности.

Общий размер вреда рассчитывается как сумма размеров вреда за сверхнормативный выброс или выброс без разрешения каждого вредного (загрязняющего) вещества.

4.2. Проиндексированный удельный экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха в текущем году (рос. руб./т) определяется по формуле:

Пу = Пу(п)×И/100,

где:

Пу(п) — проиндексированный удельный экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха в предыдущем году (рос. руб./т);

И — индекс потребительских цен среднегодовой по Донецкой Народной Республике за предыдущий год (%).

Проиндексированный удельный экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха в 2018 году составляет 2680,00 (рос. руб./т).

4.3. Безразмерный показатель относительной опасности i-того загрязняющего вещества (Ai) определяется из соотношения по формуле:

Ai=1/ПДКi,

где:

ПДКi — среднесуточная предельно-допустимая концентрация (далее — ПДК) или ориентировочно безопасный уровень воздействия (ОБУВ) i-того вредного (загрязняющего) вещества (мг/куб.м).

Для веществ с ПДК больше единицы в числителе вводится поправочный коэффициент 10.

Для веществ, по которым отсутствует величина среднесуточной ПДК, при определении показателя относительной опасности берется величина максимальной разовой ПДК вредного (загрязняющего) вещества в атмосферном воздухе. Для веществ, с отсутствием величины ПДК и ОБУВ показатель относительной опасности Ai принимается равным 500.

4.4. Коэффициент, учитывающий территориальные социально­экологические особенности (Кт), зависит от численности жителей населенного пункта и места размещения объекта (в пределах или за пределами границ населенного пункта), и рассчитывается по формуле:

Кт = Кнас×Кнп,

где:

Кнас — коэффициент, зависящий от численности жителей населенного пункта, определяется в приложении 1 к Методике;

Кнп — коэффициент, учитывающий выбросы в населенных пунктах, который определяется в приложении 2 к Методике.

В данный документ изменений не вносилось.