Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Правительство Донецкой Народной Республики

Дата документа: 19.07.2021

Номер документа: 50-6

Заголовок документа: Об утверждении Республиканской программы по стимулированию отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021-2022 годы

Действие документа: Действующий

Классификатор: 020.030.000 - Общие вопросы государственного управления в сфере экономики, социально-культурного и административно-политического строительства , 020.030.020 - Государственные программы. Концепции

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Правительства Донецкой Народной Республики https://pravdnr.ru/, 21.07.2021

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 19

НПА ДНР

Правительство
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

19.07.2021
№50-6
Об утверждении Республиканской программы по стимулированию отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021-2022 годы

С целью создания в Донецкой Народной Республике условий, способствующих экономическому росту, поддержке отечественного производителя, производству новых видов продукции, запуску новых производств, созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, руководствуясь статьями 77, 78 Конституции Донецкой Народной Республики, статьями 13, 14 Закона Донецкой Народной Республики «О Правительстве Донецкой Народной Республики», Законом Донецкой Народной Республики «О республиканских программах», Порядком разработки и реализации республиканских программ Донецкой Народной Республики, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17 декабря 2016 года № 13-2, Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Республиканскую программу по стимулированию отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021-2022 годы (прилагается).

2. Государственным заказчиком Республиканской программы по стимулированию отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021-2022 годы определить Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики.

3. Министерству экономического развития Донецкой Народной Республики обеспечить подготовку и предоставление на рассмотрение Правительства Донецкой Народной Республики промежуточных отчетов о выполнении Республиканской программы по стимулированию отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021-2022 годы в соответствии со следующими сроками:

ежеквартальный отчет – до 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом;

ежегодный отчет – до 28 числа второго месяца, следующего за отчетным годом.

4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Председатель Правительства
А.Е. Ананченко
УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 19 июля 2021 г. № 50-6

Республиканская программа по стимулирования отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021-2022 годы

Паспорт Программы

Название: Республиканская программа по стимулированию отечественного производства Донецкой Народной Республики на 2021–2022 годы
1. Инициатор разработки программы: Правительство Донецкой Народной Республики
2. Основания для разработки: Закон Донецкой Народной Республики «О республиканских программах» № 80-IHC от 02.10.2015 (с изменениями); Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17.12.2016 № 13-2 «Об утверждении Порядка разработки и реализации республиканских программ Донецкой Народной Республики»
3. Разработчик программы: Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики
4. Соразработчик(-и) программы: Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики;
Министерство агропромышленной политики Донецкой Народной Республики;
Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики
5. Ответственный исполнитель программы: Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики;
Министерство агропромышленной политики Донецкой Народной Республики;
Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики;
Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики
6. Участники программы: субъекты хозяйствования Донецкой Народной Республики
7. Цель: Создание условий, способствующих экономическому росту, поддержке отечественного производителя, запуску новых предприятий, созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, стимулирующих экспорт
8. Срок реализации программы: 2021-2022 годы
9. Этапы реализации: Не определены
10. Общие объемы финансирования: Финансирование не предусматривается
11. Количественные и качественные критерии эффективности: – запуск промышленных предприятий, создание новых рабочих мест;

– повышение качества отечественной продукции отечественного и рост конкуренции;

– обеспечение внутреннего спроса, увеличение самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией;

– увеличение доли экспорта отечественной продукции;

– снижение доли импорта, используемого для производства продукции и потребления

Содержание

1. Проблемы в развитии и поддержке отечественных производителей………………………………………………………………. 6

1.1 Проблемы развития промышленного комплекса Донецкой Народной Республики……………………………………………………………….6

1.2 Проблемы развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики……………………………………………………………….8

1.3 Проблемы предпринимательства Донецкой Народной Республики……………………………………………………………….10

2. Главная цель, приоритетные направления, основные задачи, ожидаемые результаты реализации программы……………………………………………………………….12

3. Меры государственной политики общего характера по стимулированию отечественного производства……………………………………………………………….14

4. Направления государственной поддержки отечественных производителей……………………………………………………………….17

4.1 Поддержка проектов, относящихся к инвестиционным (налоговые и таможенные льготы)……………………………………………………………….17

4.2 Поддержка проектов, направленных на пополнение оборотных средств, высвобожденных в результате предоставления налоговых льгот (налоговые льготы)……………………………………………………………….21

4.3 Установление специального налогового режима (по отраслевому признаку)……………………………………………………………….24

4.4 Таможенное тарифное и нетарифное регулирование……………………………………………………………….25

4.5 Предоставление льгот и преференций в рамках отраслевых программ……………………………………………………………….26

4.6 Повышение конкурентоспособности продукции, производимой отечественными товаропроизводителями……………………………………………………………….27

4.7 Переформатирование контрольно-надзорной деятельности……………………………………………………………….28

5. Мероприятия Программы – реализация направлений государственной поддержки отечественных производителей……………………………………………………………….31

6. Индикаторы реализации Программы……………………………………………………………….38

7. Финансовое обеспечение мероприятий Программы……………………………………………………………….40

8. Механизм реализации Программы……………………………………………………………….41

Приложение. Анализ экономической ситуации в Республике……………………………………………………………….42

1. Характеристика текущего состояния промышленного комплекса Донецкой Народной Республики……………………………………………………………….42

1.1 Металлургия и металлообработка……………………………………………………………….42

1.2 Машиностроение……………………………………………………………….45

1.3 Химическая промышленность……………………………………………………………….49

1.4 Фармацевтическая промышленность……………………………………………………………….53

1.5 Промышленность строительных и нерудных материалов……………………………………………………………….56

2. Характеристика текущего состояния агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики……………………………………………………………….66

3. Анализ предпринимательства Донецкой Народной Республики……………………………………………………………….89

1. Проблемы в развитии и поддержке отечественных производителей

Анализ экономической ситуации в Республике, в том числе характеристика текущего состояния промышленного комплекса, агропромышленного комплекса анализ предпринимательства Донецкой Народной Республики представлен в Приложении к Программе.

1.1 Проблемы развития промышленного комплекса Донецкой Народной Республики

Активные военные действия на территории Республики в 2014–2015 годах и полученные в результате этого разрушения и повреждения значительной части объектов производства, технологической и транспортной инфраструктуры, разрыв хозяйственных связей, экономическая блокада со стороны Украины привели к значительному замедлению развития промышленного производства в Донецкой Народной Республике.

Ситуация, обусловленная прежде всего не признанностью Республики, как суверенного государства, остается непростой вследствие объективных трудностей, которые препятствуют полноценному развитию как промышленного комплекса в частности, так и экономики Республики в целом.

На сегодняшний день следует выделить ряд проблем, препятствующих дальнейшему развитию промышленного комплекса Республики, а именно:

1. Структурный дисбаланс промышленного комплекса Республики (в структуре промышленности около 80% приходится на отрасли, имеющие низкий уровень добавочной стоимости; практически весь горно-металлургический комплекс находится под внешним управлением одной иностранной компании ЗАО «Внешторгсервис»; низкий удельный вес машиностроения (2,4%) как наиболее инновационной отрасли промышленности).

2. Критический износ активной части основных средств и морально устаревшая инфраструктура промышленных предприятий. Высокая затратность промышленного производства, в том числе существенная импортозависимость промышленной продукции.

Износ основных фондов превышает 70%, а технологическое оснащение является, преимущественно, безнадежно устаревшим.

Морально и физически устаревшие основные технологические фонды приводят к высокой ресурсо- и энергозатратности промышленного производства. При этом основное сырье для ряда отраслей промышленности (машиностроение, химическая, легкая и пищевая промышленность) традиционно импортируется на территорию Республики. В результате потери традиционных рынков сырья и отсутствия свободных финансовых ресурсов промышленные предприятия не могут организовать стабильный производственный процесс.

Ситуация усугубляется политической не признанностью Донецкой Народной Республики, когда компании Российской Федерации и Республики Беларусь в одностороннем порядке отказываются работать с предприятиями Республики из опасения попасть под международные экономические санкции.

3. Низкая экономическая активность промышленных предприятий. Наличие избыточных производственных мощностей, как правило, устаревших, высокие издержки на их содержание.

Такие отрасли промышленности как машиностроение и металлообработка были традиционно ориентированы на производство оборудования для предприятий тяжелой промышленности и топливно-энергетического комплекса как региона, так и Украины, и стран ближнего зарубежья.

Разрыв экономических связей и потеря традиционных рынков сбыта, ограниченная емкость и высокая конкуренция внутреннего рынка, высокая себестоимость конечной промышленной продукции, сложности с выходом на рынок Российской Федерации и стран Таможенного Союза привели к простою, а также к полной остановке производства на ряде предприятий.

Ввоз в Республику отдельных видов промышленной продукции (металлоконструкции, метизы, стройматериалы) в рамках программы гуманитарной помощи практически полностью парализовал работу промышленных предприятий, специализирующихся на их производстве.

4. Недостаточный уровень реализации отечественной продукции на экспорт (в том числе из-за недостаточных квот, применения индикативных цен, высоких таможенных пошлин, запрета на транзит продукции через территорию Российской Федерации, запрета на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является Украина).

5. Дефицит финансовых ресурсов для пополнения оборотных средств и инвестирования в техническое перевооружение. Отсутствие в Республике механизма кредитования в условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов практически не позволяет промышленным предприятиям полноценно развивать и наращивать производство, осуществлять его модернизацию и техническое перевооружение.

6. Особенности правового механизма функционирования института временных администраций, не предполагающего благоприятных условий для инвестирования в развитие и модернизацию производства.

7. Отсутствие правительственного фонда развития промышленности для осуществления государственного инвестирования перспективных промышленных проектов.

8. Отсутствие государственного заказа, как механизма рыночного регулирования, для обеспечения конкурентных преимуществ республиканских производителей.

1.2 Проблемы развития агропромышленного комплекса Донецкой Народной Республики

Возникновение проблемных ситуаций, диспропорций и нарушения межхозяйственных связей предопределяет нарушение равновесия в агропромышленном комплексе Республики.

Несмотря на позитивные сдвиги в агропромышленном комплексе, анализ фактического состояния отрасли свидетельствует о наличии ряда проблем ее развития:

1. Недостаток оборотных средств у сельхозпроизводителей.

2. Неразвитость системы государственной поддержки.

3. Высокая степень износа основных фондов.

4. Диспаритет цен и ограниченность рынков сбыта.

Указанные проблемы взаимосвязаны и являются следствием друг друга. Так, отсутствие государственной финансовой поддержки и специфика сельскохозяйственного производства (сезонность) приводит к недостатку оборотных средств у сельхозпроизводителей.

Недостаточный объем оборотных денежных средств у сельскохозяйственных товаропроизводителей Республики в период основных полевых работ, приводит к несоблюдению всех агротехнологических сроков и требований выращивания сельскохозяйственных культур, снижению объемов внесения удобрений и средств защиты растений, а также снижению использования аграриями Республики доли семенного материала высоких репродукций и увеличения количества семян второй и последующей репродукций. Прямым следствием длительного репродуцирования семенного материала является снижение урожайности зерновых и зернобобовых культур и качества зерна, т.е. переход от выращивания продовольственной пшеницы к фуражной.

Увеличение производства продукции животноводства возможно за счет роста поголовья сельскохозяйственных животных и за счет увеличения продуктивности животных. Одним из основных направлений стратегического развития животноводства является повышение продуктивности сельскохозяйственных животных за счет повышения генетического потенциала. Ввиду дороговизны генетических ресурсов и ограниченных финансовых возможностей животноводческие предприятия не осуществляют своевременное обновление маточного поголовья, что снижает генетический потенциал разводимых пород. Собственные селекционные центры в Республике, которые бы обеспечивали спермопродукцией быков-производителей необходимых пород для искусственного осеменения коров и телок в предприятиях и хозяйствах населения Республики, отсутствуют. Следовательно, снижается продуктивность животных (средний надой на одну корову и среднесуточный привес), увеличивается расход кормов на единицу продукции, сроки откорма удлиняются, следовательно, наблюдается перерасход кормов и увеличение себестоимости продукции животноводства.

Также на предприятиях агропромышленного комплекса остро стоит проблема капитального ремонта, реконструкции и модернизации оборудования, зданий и сооружений, что требует вложения значительного количества денежных средств. Зачастую, на животноводческих предприятиях используется оборудование, введенное в эксплуатацию в 80 –х, а на некоторых предприятиях и 70-х годах прошлого столетия. Содержание животных в холодных, серых, плохо вентилируемых помещениях со сквозняками приводит к увеличению заболеваемости и преждевременной выбраковки из технологического процесса потенциально высокопродуктивных животных (птицы), нарушает планы племенной работы, не позволяет полностью реализовывать генетический потенциал породы (кросса) и снижает доходность отрасли.

Следует отметить, что сохраняется высокая степень износа основных фондов, в результате сельское хозяйство имеет очень низкую степень технического оснащения. Недостаток парка сельскохозяйственной техники, и высокая степень их изношенности приводит к увеличению сроков выполнения механизированных работ, снижению их качества, росту потерь урожая и увеличению продолжительности уборочной кампании, увеличению расхода ГСМ и запасных частей, что влияет на себестоимость производимой продукции. Это совершенно не способствует снижению издержек и, соответственно, не создает предпосылок для увеличения рентабельности и отраслевой эффективности.

Кроме того, остро стоит проблема вытеснения отечественной продукции импортной, а именно мяса свинины с внутреннего рынка из-за демпинга цен со стороны импортеров.

На внутреннем рынке мяса свинины преобладает импортная продукция, доля отечественной свинины незначительна и демонстрирует устойчивую отрицательную динамику. Так, уровень самообеспеченности Республики свининой за последние годы сократился с 35% в 2015 г. до 8 % в 2020 г.

Причинами данного явления являются импортные поставки российской продукции по более низким ценам, которые вызваны стабильным производством и высоким уровнем самообеспеченности в Российской Федерации.

В результате наблюдается демпинг со стороны импортеров свинины, когда их оптовые отпускные цены находятся на уровне ниже себестоимости отечественных производителей. Свиноводческая отрасль Республики становится инвестиционно непривлекательной и демонстрирует снижение активности.

В сложившейся ситуации государственная поддержка является возможностью сохранить существование отрасли свиноводства в Республике и реализовать потенциал отрасли.

Кроме того, необходимо выделить такую проблему, как наличие административных и ветеринарных ограничений со стороны Российской Федерации для субъектов хозяйствования Донецкой Народной Республики. Постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 №778, от 28.12.2018 №1716-83, а также письма Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Минсельхоз РФ от 25.12.2015 №ФС-ЕН-8/23539, от 14.12.2016 №ФС-НВ-7/23994, от 29.07.2016 №ФС-РХ-7/14167 представляют собой барьер для расширения рынков сбыта сельскохозяйственными и пищевыми предприятиями Донецкой Народной Республики. Отсутствие внешнеэкономической деятельности приводит к сокращению и без того сильно ограниченного рынка сбыта, что влечет за собой негативные последствия как на уровне субъектов хозяйствования (отсутствие стимулов для наращивания объемов производства, внедрения передовых технологий производства, обновление материальных фондов, повышение заработных плат и т.д.), так и на уровне государства (низкие относительно потенциальных объемы налоговых отчислений в бюджет Республики, утрата рабочих мест).

1.3 Проблемы предпринимательства Донецкой Народной Республики

По результатам анализа данных, полученных в ходе анкетирования, выявлены основные закономерности и тенденции в данной сфере, а также ключевые проблемы и барьеры, препятствующие развитию предпринимательства в Донецкой Народной Республике.

Так, предприниматели выдели следующие проблемы:

– общий спад спроса в отрасли;

– избыточные требования регулирующих (контролирующих) органов власти;

– низкую доступность финансовых ресурсов;

– влияние несправедливой конкуренции.

К барьерам наиболее существенными для ведения текущей деятельности или открытия нового вида бизнеса более 34% опрошенных представителей бизнеса отнесли административные барьеры.

К административным барьерам, влияющим на ведение деятельности или открытие нового вида бизнеса, были отнесены:

– нестабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

– высокие суммы штрафов;

– большое количество проверок контрольно-надзорных органов.

Здесь следует отметить, что, около половины респондентов среди юридических лиц в своей деятельности столкнулись с избыточным давлением со стороны представителей пожарной инспекции, 27% отметили проблемы при взаимодействии с районными налоговыми инспекциями, 20% указали на давление со стороны инспекции по защите прав потребителей, 7% убеждены в необоснованных требованиях от представителей санитарно-эпидемиологических станций.

Кроме того, по мнению опрошенных в качестве иных барьеров выступают:

– ограниченность покупательской способности населения;

– нехватка финансовых ресурсов для развития бизнеса;

– потребность в квалифицированной рабочей силе;

– сложности с административным регулированием их сферы деятельности.

К экономическим и финансовым барьерам опрошенные представители бизнеса отнесли:

– высокие налоги;

– недостаточное количество финансовых и имущественных инструментов поддержки бизнеса со стороны государства;

– отсутствие кредитования;

– отсутствие оборотных средств;

– высокую внутреннюю конкуренцию.

Специалистами Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики на основе полученных данных были рассчитаны рейтинг Республики по Doing Business Index и его составляющие на основе методологии Всемирного банка. Согласно результатам проведенного исследования первоочередное внимание органов государственного управления должно быть направлено на решение проблем, которые препятствуют развитию предпринимательства, ухудшают уровень бизнес-климата в Республике, который влияет на приток инвестиций и сказывается на уровне жизни государства.

Таблица 1

Рейтинг Doing Business Index и его составляющие по Донецкой Народной Республике, Российской Федерации, Украине за 2019 год

Направления показателей ДНР РФ Украина
Doing Business Index 156 28 64
1. Регистрация предприятий 162 40 61
2. Получение разрешений на строительство 123 26 20
3. Подключение к системе электроснабжения 171 7 128
4. Регистрация собственности 45 12 61
5. Получение кредитов 186 25 37
6. Защита миноритарных инвесторов 110 72 45
7. Налогообложение 126 58 65
8. Международная торговля 99 99 74
9. Обеспечение исполнения контрактов 59 21 63
10. Разрешение неплатежеспособности 168 57 146

2. Главная цель, приоритетные направления, основные задачи, ожидаемые результаты реализации программы

Главная цель Программы – создание условий, способствующих экономическому росту, поддержке отечественного производителя, запуску новых предприятий, созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем, так и на внешнем рынке, стимулирующих экспорт.

п/п
Приоритетные направления
Основные задачи
Ожидаемые результаты
1.
повышение конкурентоспособности продукции, производимой предприятиями Донецкой Народной Республики
■ стимулирование технологической модернизации производства и повышение его эффективности
■ совершенствование системы стандартов и контроля качества продукции
■ повышение качества продукции отечественного производства
■ повышения конкуренции
■ обеспечение внутреннего спроса
2.
развитие производства сельскохозяйственной продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности и повышения уровня обеспеченности населения Республики качественной
продукцией отечественного производства
■ создание условий для развития отраслей агропромышленного комплекса
■ увеличение объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
■ ускорения обновления технической базы агропромышленного комплекса
■ увеличение самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией
государственная поддержка отечественного производителя
■ возобновление деятельности промышленных предприятий, перепрофилирование действующих, а также создание новых производств
■ совершенствование таможенно-тарифного регулирования
■ частичное решение проблемы нехватки оборотных средств
■ снижение зависимости отраслей промышленности от использования импортных комплектующих, сырья и материалов, аналоги которых производятся (могут производиться) на территории ДНР
■ запуск промышленных предприятий
■ локализация производства
■ создание новых рабочих мест
■ увеличение доли экспорта отечественной продукции
■ снижение доли импорта, используемого для производства продукции и потребления

3. Меры государственной политики общего характера по стимулированию отечественного производства

Среди наиболее эффективных мер, направленных на создание условий для собственного производства в тех отраслях, где сохраняется высокий уровень зависимости от импорта, являются стимулирование промышленности и ограничительно-запретительные меры на импортную продукцию.

В международной практике часто в целях повышения степени защиты приоритетных отраслей экономики, интересов внутренних производителей, продукция которых, на внутреннем рынке конкурирует с импортными аналогами, рассматривается увеличение ставок ввозных таможенных пошлин. Данная мера дает возможность отечественным производителям развиваться, повышать свою конкурентоспособность, наращивать объемы производства, и соответственно, снижать цены на свою продукцию. Одновременно в качестве меры поддержки осуществляется снижение ввозных таможенных пошлин на отдельные виды сырья и комплектующие, которые используются при производстве товаров, которые замещаются.

С целью обоснования целесообразности введения ограничительно-запретительных мер и изменения ставок ввозных таможенных пошлин актуальным является создание комиссии Правительства Донецкой Народной Республики по таможенному тарифному и нетарифному регулированию, деятельность которой будет направлена на формирование объективной политики таможенного-тарифного и нетарифного регулирования и защиту внутреннего рынка, в том числе путем применения инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, а также осуществление ответных мер в области внешнеторговой деятельности на дискриминационные действия со стороны других государств.

Одним из наиболее эффективных и мощных инструментов для стимулирования внутреннего производства может стать гарантированный (платежеспособный) государственный заказ.

Поддержание интересов государства в импортозамещении, мотивацию внутреннего рынка и создание отечественным производителям благоприятных условий для ведения деятельности может обеспечиваться через комплекс мер, реализуемых в сфере закупок за бюджетные средства – национальный режим. Перспективными механизмами поддержки является предоставление отечественному товаропроизводителю преимуществ при участии в закупках за счет средств бюджетов бюджетной системы Донецкой Народной Республики, а также установление ограничений на закупку импортных товаров при наличии отечественных аналогов, представленных на рынке в объеме, достаточном для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

С целью повышения конкурентоспособности собственной продукции отечественные производители должны ориентироваться на повышение ее качества (управление контролем качества, обеспечение установленного качества продукции, соответствия стандартам и т.д.) и снижение себестоимости. Государство со своей стороны обеспечивает эффективную работу соответствующих контролирующих органов с целью ужесточения контроля качества и ценообразования, а также формирование нормативной правовой базы в данной сфере.

Одной из форм поддержки субъектов хозяйственной деятельности могут быть: Фонд развития сельского хозяйства Донецкой Народной Республики и Фонд развития промышленности Донецкой Народной Республики.

Фонд развития сельского хозяйства Донецкой Народной Республики – это часть средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики, направленная на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям для стимулирования развития отраслей сельского хозяйства.

Основной его задачей является стимулирование сельскохозяйственных товаропроизводителей в рамках отраслевых программ развития, прошедших установленную процедуру согласования и утверждения на государственном уровне.

Выделение средств будет носить целевой характер, направленный на выполнение мероприятий в рамках отраслевых программ, на достижение запланированных конкретных результатов, в части расширения производства или улучшения производственно-экономических показателей.

В качестве главного распорядителя бюджетных средств и ответственного исполнителя бюджетной программы предлагается назначить Министерство агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики.

Указанная мера будет способствовать повышению самообеспеченности Республики продукцией сельского хозяйства, позволит повысить конкурентоспособность отечественных сельскохозяйственных производителей в отношении импортной продукции, а также увеличить объем поступлений в Республиканский бюджет.

Создание Фонда развития промышленности Донецкой Народной Республики обеспечит:

– повышение доступности финансирования реального сектора экономики;

– реализацию проектов, имеющих стратегическое значение и удовлетворяющих потребности Республики в продукции промышленного назначения;

– создание новых рабочих мест в реальном секторе экономики;

– насыщение внутреннего рынка Республики продукцией отечественного производства и снижение объемов импортной продукции поставляемой на территорию Донецкой Народной Республики;

– увеличение объемов налоговых поступлений в бюджет Республики.

Относительно мер льготного налогообложения следует отметить, что данная политика должна проводится по отраслевому принципу в зависимости от проблематики развития отрасли экономики, так как различия в проблемах для предприятий той или иной отрасли существенны при наличии единой (общей) проблеме – отсутствие оборотных средств. Механизмы реализации направлений государственной поддержки отечественных производителей в рамках налогового и таможенного льготирования представлены в разделе 4 данной Программы.

4. Направления государственной поддержки отечественных производителей

Программой предусматриваются следующие направления государственной поддержки производителей Донецкой Народной Республики:

1. Поддержка проектов, относящихся к разряду инвестиционных (налоговые и таможенные льготы).

2. Поддержка проектов, предусматривающих в качестве инвестресурса оборотных средств, высвобожденных в результате предоставления налоговых льгот (налоговые льготы).

3. Установление специального налогового режима (по отраслевому признаку).

4. Таможенное тарифное и нетарифное регулирование

5. Предоставление льгот и преференций в рамках отраслевых программ.

6. Повышение конкурентоспособности продукции, производимой отечественными товаропроизводителями.

7. Переформатирование контрольно-надзорной деятельности.

4.1 Поддержка проектов, относящихся к инвестиционным (налоговые и таможенные льготы)

Поддержка проектов, относящихся к инвестиционным, и которые направлены на создание новых рабочих мест и трудоустройство работников; создание нового, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение действующих предприятий; увеличение объемов производства или расширение номенклатуры выпускаемой продукции (предоставляемых услуг); создание современной производственной и транспортной инфраструктуры; возобновление деятельности простаивающих предприятий осуществляется в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности», «О социально-экономическом партнерстве», Законом Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» и Законом Донецкой Народной Республики и подзаконными нормативными правовыми актами.

Проектом Закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» предусматривается:

1. Специальный режим инвестиционной деятельности – режим инвестиционной деятельности, предусматривающий применение налоговых, таможенных и иных льгот, установленных в соответствии с настоящим Законом и другими законами для инвесторов, реализующих инвестиционные проекты, одобренные правительственным коллегиальным координационным органом (комиссией) в сфере инвестиционной деятельности по одобрению инвестиционных проектов, реализуемых в специальном режиме инвестиционной деятельности;

2. Специальный режим инвестиционной деятельности предоставляется юридическому лицу для реализации инвестиционного проекта направленного на создание новых рабочих мест и трудоустройство работников; создание нового, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение действующих предприятий; увеличение объемов производства или расширение номенклатуры выпускаемой продукции (предоставляемых услуг); создание современной производственной и транспортной инфраструктуры; возобновление деятельности простаивающих более одного года на день подачи проекта на рассмотрение Комиссии производств.

В рамках специального режима инвестиционной деятельности могут реализовываться следующие инвестиционные проекты:

1) приоритетные – инвестиционные проекты, предусматривающие вложение инвестиций в размере не менее 40 миллионов рублей, из них не менее 70 процентов в форме капитальных вложений;

2) преференциальные – инвестиционные проекты, предусматривающие вложение инвестиций в размере не менее 15 миллионов рублей, из них не менее 70 процентов в форме капитальных вложений,

3) а также инвестиционные проекты, реализация которых направлена на увеличение объема реализации выпускаемой продукции (предоставляемых услуг) более чем на 30 процентов с даты подачи проекта на рассмотрение Комиссии по отношению к предыдущему году, а также возобновление деятельности простаивающих более одного года на день подачи проекта на рассмотрение Комиссии производств не предусматривающие капитальных вложений.

3. Специальный режим инвестиционной деятельности в отношении юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты, предусматривает:

1) ставку налога на прибыль 0 процентов от ставки объекта налогообложения;

2) ставку налога с оборота 0 процентов от ставки объекта налогообложения;

3) при ввозе в таможенном режиме импорта на таможенную территорию Донецкой Народной Республики товарно-материальных ценностей (в том числе, оборудования, механизмов, инструментов, устройств, приспособлений, сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов) при условии, что такие ввозимые товарно-материальные ценности используются исключительно для реализации инвестиционного проекта в рамках специального режима инвестиционной деятельности юридические лица освобождаются от уплаты таможенной пошлины. Перечень таких товарно-материальных ценностей является неотъемлемой частью инвестиционного договора;

4) суммы денежных средств, полученных в качестве инвестиций на финансирование капитальных вложений производственного назначения, не включаются в состав валовых доходов юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты в рамках специального режима инвестиционной деятельности при условии начала их использования в течение одного года со дня получения;

5) доходы, в том числе полученные в виде дивидендов инвесторами – юридическими лицами и физическими лицами от реализации инвестиционных проектов в рамках специального режима инвестиционной деятельности подлежат налогообложению по ставке 0 процентов от ставки объекта налогообложения, при условии, что указанный доход не превышает 10 процентов от суммы инвестиций;

6) освобождение от платы за землю (земельному налогу, арендной плате).

7) юридические лица, реализующие инвестиционные проекты в рамках специального режима инвестиционной деятельности в отношении основных средств и нематериальных активов, создаваемых или приобретенных за счет инвестиций в рамках указанных инвестиционных проектов в периоде, на который предоставлены льготы, имеют право применять коэффициент ускоренной амортизации величиной в две единицы для кратного уменьшения минимально допустимых сроков полезного использования необоротных активов, установленных бухгалтерским и налоговым законодательством Донецкой Народной Республики.

Также проектом Закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» предусматривается, что в случае реинвестирования 50 процентов прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта в рамках специального режима инвестиционной деятельности, полученной до наступления срока окупаемости инвестиционного проекта осуществляемого в форме капитальных вложений, юридическому лицу, реализующему такой инвестиционный проект, на протяжении двух лет предоставляются следующие льготы:

1) ставка налога на прибыль составляет 50 процентов от ставки объекта налогообложения;

2) ставка налога с оборота составляет 50 процентов от ставки объекта налогообложения;

3) при ввозе в таможенном режиме импорта на таможенную территорию Донецкой Народной Республики товарно-материальных ценностей (в том числе, оборудования, механизмов, инструментов, устройств, приспособлений, сырья, материалов, комплектующих, полуфабрикатов) при условии, что такие ввозимые товарно-материальные ценности используются исключительно для реализации инвестиционного проекта в рамках специального режима инвестиционной деятельности юридические лица освобождаются от уплаты 50 процентов таможенной пошлины;

4) суммы денежных средств, полученных в качестве инвестиций на финансирование капитальных вложений производственного назначения, не включаются в состав валовых доходов юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты в рамках специального режима инвестиционной деятельности при условии начала их использования в течение одного года со дня получения;

5) доходы, в том числе полученные в виде дивидендов инвесторами – юридическими лицами и физическими лицами от реализации инвестиционных проектов в рамках специального режима инвестиционной деятельности подлежат налогообложению по ставке 0 процентов от ставки объекта налогообложения при условии, что указанный доход не превышает 10 процентов от суммы инвестиций;

6) 50 процентная оплата за землю (земельный налог, арендная плата).

4. Специальный режим инвестиционной деятельности действует в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет со дня начала вложения инвестиций.

5. Проектом Закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» устанавливается временный запрет на принудительное взыскание задолженности и списание задолженности.

6. В целях упрощения процедуры принятия решения о реализации инвестиционного проекта Правительством Донецкой Народной Республики создается коллегиальный координационный орган (Комиссия) в сфере инвестиционной деятельности по одобрению инвестиционных проектов, реализуемых в специальном режиме инвестиционной деятельности, который наделяется полномочиями по одобрению и внесению на рассмотрение Правительства Донецкой Народной Республики инвестиционные проекты, претендующие на включение в Государственный реестр в качестве приоритетных инвестиционных проектов.

Также за Комиссией закреплено право содействовать в разрешении спорной ситуации (по инвестиционным проектам, реализуемым в рамках специального режима инвестиционной деятельности) в порядке согласительных процедур.

Контроль за реализацией инвестиционного проекта осуществляется в соответствии с заключенным договором органом исполнительной власти, подписавшим такой договор. Общий контроль за исполнением сторонами взятых на себя обязательств осуществляет уполномоченный орган.

Проектом Закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» также предусматриваются различные виды гарантий, предоставляемых инвестору.

Проектом Закона Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» предусматривается:

1. Социально-экономическое партнерство, направленное на концентрацию материальных, финансовых, интеллектуальных, научно-технических и иных ресурсов, обеспечение баланса интересов и рисков, привлечение средств из внебюджетных источников для реализации проектов, планов и программ по развитию объектов инфраструктуры Донецкой Народной Республики.

2. Разработка органами исполнительной власти и органами местного самоуправления проектов по модернизации, обслуживанию и эксплуатации объектов инфраструктуры, находящихся в собственности Донецкой Народной Республики.

3. Проведение конкурсов по привлечению частных инвесторов к реализации проектов развития инфраструктуры Донецкой Народной Республики.

4. Возможности получения частными инвесторами налоговых и иных видов льгот в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Фактически проект направлен на внедрение программно-целевого метода государственного управления, а также позволит определить стратегические направления развития Республики.

Проектом Закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» устанавливаются критерии отнесения субъектов хозяйствования к среднему и малому бизнесу, а также устанавливаются общие принципы поддержки предпринимателей Республики.

4.2 Поддержка проектов, направленных на пополнение оборотных средств, высвобожденных в результате предоставления налоговых льгот (налоговые льготы)

Поддержка проектов субъектов хозяйственной деятельности, направленных на пополнение оборотных средств, высвобожденных в результате предоставления налоговых льгот может осуществятся в рамках уже действующей при Правительстве Донецкой Народной Республики Межведомственной комиссии по оказанию поддержки субъектам предпринимательства.

Предполагается оказание государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот (кроме налоговых льгот по исчислению и уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и подоходного налога) субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим деятельность в сфере производства продукции.

Для получения государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот субъекты хозяйственной деятельности должны соответствовать следующим критериям:

а) субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие деятельность в сфере производства продукции:

– наличие производственных мощностей, предназначенных для реализации бизнес-плана;

– численность сотрудников, задействованных в основном производстве, не менее 10 человек (в сфере промышленности) и не менее 5 человек (в сельском хозяйстве);

– не находится в стадии ликвидации или реорганизации;

– отсутствие задолженности по заработной плате, подоходному налогу и единому взносу на общеобязательное государственное социальное страхование;

б) вновь созданные субъекты хозяйственной деятельности (не более 6 месяцев с момента внесения сведений о регистрации в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей), планирующих осуществлять деятельность в сфере производства продукции:

– наличие проектной документации на строительство нового объекта производства (если бизнес-планом предусмотрено строительство);

– документальное подтверждение наличия производственных мощностей, на которых планируется осуществление деятельности, в том числе для субъектов хозяйственной деятельности, назначенных временным администратором по управлению имуществом юридических лиц нерезидентов, физических лиц-предпринимателей нерезидентов, а также по управлению субъектами хозяйствования резидентами.

Субъект хозяйственной деятельности подает в Межведомственную комиссию по оказанию поддержки субъектам предпринимательства следующие документы:

а) заявление о предоставлении государственной поддержки в виде налоговых льгот;

б) бизнес-план;

в) проект договора об оказании государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот при реализации бизнес-плана;

г) копию документа, подтверждающего полномочия представителя субъекта хозяйствования (если документы подаются представителем субъекта хозяйствования).

Помимо указанных документов Межведомственная комиссия по оказанию поддержки субъектам предпринимательства имеет право запрашивать документы, касающиеся определения цели, условий деятельности и способности заявителя реализовать бизнес-план, в том числе документы, содержащие данные о финансовой и производственной деятельности заявителя.

Межведомственная комиссия по оказанию поддержки субъектам предпринимательства привлекает к процессу рассмотрения полученных документов и предоставления соответствующих заключений профильные министерства (заключение об эффективности бизнес-плана и целесообразности предоставления налоговых льгот), Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики (заключение об экономической эффективности реализации бизнес-плана), Министерство финансов Донецкой Народной Республики (заключение о возможности предоставления налоговых льгот в результате реализации предоставленного бизнес-плана) и Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики (заключение о прогнозируемых потерях доходной части бюджета, которые подлежат льготному налогообложению в результате реализации предоставленного бизнес-плана). Также поданные документы направляются всем членам, входящим в состав указанной Межведомственной комиссии.

Оценка эффективности бизнес-плана проводится по следующим критериям:

– общественная значимость;

– производственно-экономическая эффективность;

– бюджетная эффективность.

Общественная значимость должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей проекта применяться следующие показатели:

– социальные последствия реализации проекта, в том числе создание новых рабочих мест, рост заработной платы, улучшение условий труда;

– влияние на экономическое развитие Донецкой Народной Республики (возобновление деятельности простаивающих производств, предотвращение прекращения действующих производств, модернизация действующих производств, рост физического объема производства, развитие новых сегментов товарных рынков и др.);

– создание новых видов продукции, снижения ее себестоимости и повышения качества.

Для оценки производственно-экономической эффективности проекта используются следующие основные показатели, отображенные в динамике (за весь период реализации проекта): изменение уровня рентабельности продукции; рост чистой прибыли; снижение себестоимости продукции; рост объема производства продукции; изменения в структуре затрат предприятия; иные показатели, характеризующие экономическое, производственное и финансовое состояние предприятия с учетом отраслевой специфики.

Оценка бюджетной эффективности производится исходя из:

– соотношения между суммой предоставленных предприятию льгот и иных преференций, предусмотренных в качестве государственной поддержки и объема налоговых поступлений за все время реализации проекта;

– отношения объема прироста налоговых поступлений в Республиканский бюджет к сумме предоставленных льгот и иных преференций, предусмотренных в качестве государственной поддержки;

– периода, в течение которого предоставленная налоговая льгота и иные преференции, предусмотренные в качестве государственной поддержки, компенсируются налоговыми поступлениями в Республиканский бюджет.

После получения и рассмотрения всех заключений Межведомственная комиссия по оказанию поддержки субъектам предпринимательства, в случае принятия решения о целесообразности предоставления налоговых льгот, поручает профильному министерству разработку проекта нормативного правового акта о предоставлении налоговых льгот, который оно вносит в Правительство Донецкой Народной Республики в порядке, установленном Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики, а также заключение с субъектом хозяйственной деятельности договора об оказании государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот при реализации бизнес-плана.

В последствие, субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлена льгота, обязаны ежемесячно предоставлять в профильное министерство, Межведомственную комиссию по оказанию поддержки субъектам предпринимательства и Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики отчет о ходе реализации бизнес-плана.

В случае если своевременное исполнение обязательств бизнес-плана невозможно по независящим от субъекта хозяйственной деятельности причинам, он имеет право подать в Межведомственную комиссию по оказанию поддержки субъектам предпринимательства уточнение временного периода исполнения показателей бизнес-плана с мотивированным обоснованием таких изменений.

В случае отклонения на 25% и более в сторону невыполнения обязательств, взятых согласно бизнес-плану, суммарно в течение 6 последовательных календарных месяцев, профильное министерство вносит в Межведомственную комиссию по оказанию поддержки субъектам предпринимательства предложение об отмене раннее предоставленных налоговых льгот с момента выявления таких нарушений, которая выносит решение о целесообразности отмены раннее предоставленных налоговых льгот. После чего профильное министерство вносит в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики, вносит в Правительство Донецкой Народной Республики проект нормативного правового акта, предусматривающего отмену раннее предоставленных налоговых льгот с момент выявления нарушений.

Ранее предоставленных налоговых льгот могут быть также отменены на основании личного заявления субъекта хозяйственной деятельности о досрочном прекращении предоставления налоговых льгот.

В случае отмены налоговых льгот субъекты хозяйственной деятельности обязаны в течение 60 календарных дней со дня отмены налоговых льгот подать уточняющие декларации по налогам, на которые были предоставлены льготы, с перерасчетом суммы налоговых обязательств за весь период пользования льготами и уплатить задекларированные суммы согласно Закону Донецкой Народной Республики «О налоговой системе».

4.3 Установление специального налогового режима (по отраслевому признаку)

Специальные налоговые режимы предусмотрены, устанавливаются Законом Донецкой Народной Республики «О налоговой системе» № 99-IHC от 25.12.2015.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.

К специальным налоговым режимам относятся:

1) упрощенный налог;

2) патент;

3) сбор за осуществление валютно-обменных операций;

4) сельскохозяйственный налог;

5) налогообложение субъектов хозяйствования, осуществляющих транспортировку и поставку природного газа и энергоносителей на территорию и по территории Донецкой Народной Республики;

6) патент на добычу угля (угольной продукции) артелями;

7) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере растениеводства.

8) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих деятельность в сфере животноводства.

4.4 Таможенное тарифное и нетарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование осуществляется путем установления, введения, изменения и прекращения действия таможенных пошлин на товары, перемещаемые через таможенную границу.

Таможенно-тарифные меры направлены на регулирование затрат и цен на ввозимые и (или) вывозимые товары с учетом затрат и цен отечественных товаропроизводителей, эффективности потребления отечественных и импортных товаров, а также необходимости максимального удовлетворения потребности в тех или иных товарах.

Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования являются защита национальных производителей от иностранной конкуренции; поддержка конкурентоспособности продукции отечественных предприятий; обеспечение поступления средств в бюджет; стимулирование структурных изменений в экономике.

Достижение данных целей обеспечивается применением таможенно-тарифного регулирования.

Таможенные пошлины являются основой таможенно-тарифного регулирования. От степени их экономической обоснованности в решающей степени зависит эффективность данного вида регулирования.

Единый подход к подготовке и рассмотрению предложений о необходимости изменения ставки ввозной таможенной пошлины в отношении отдельных товаров предусматривается деятельностью правительственной комиссии Донецкой Народной Республики по таможенному тарифному и нетарифному регулированию.

Комиссия является коллегиальным органом, в состав которого входят Председатель Комиссии (заместитель Председателя Правительства Донецкой Народной Республики) и члены Комиссии – представители Министерства экономического развития Донецкой Народной Республики, Министерства доходов и сборов Донецкой Народной Республики, Министерства промышленности и торговли Донецкой Народной Республики, Министерства агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, замещающих должность не ниже заместителя министра соответствующего министерства.

Заседания Комиссии проводятся по мере необходимости, на основании поступивших Комиссии заявлений организаций (организации, предприятия, отраслевые ассоциации и союзы, научные организации, предпринимательские сообщества, физические лица-предприниматели).

Заявления организаций предоставляются Комиссии с информационно-аналитическими материалами.

В информационно-аналитических материалах, прилагаемых к заявлению, должны содержаться:

– предложение по внесению изменений в ТН ВЭД и ЕТТ ДНР (наименование товара, код ТН ВЭД, предлагаемая детализация при необходимости выделения отдельной подсубпозиции в ТН ВЭД для представленного товара, действующая и предлагаемая ставка ввозной таможенной пошлины), цель обращения;

– общая информация о заявителе и производимом им товаре;

– текущая статистика (по каждому коду ТН ВЭД) за период, охватывающий год подачи заявления и два предшествующих года;

– финансово-экономические показатели организации;

– оценка бюджетных, социальных, экономических, технологических последствий в случае внесения предлагаемых изменений в ТН ВЭД и ЕТТ ДНР.

Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов Председателя Комиссии и присутствующих на заседании Комиссии членов Комиссии.

Принимаемые на заседаниях Комиссии решения оформляются протоколом, который подписывается Председателем Комиссии и секретарем Комиссии.

Подготовка проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации решений, принятых Комиссией, осуществляется органами исполнительной власти в соответствии со сферами их деятельности на основании предложений Комиссии, изложенных в соответствующем протоколе заседания Комиссии.

4.5 Предоставление льгот и преференций в рамках отраслевых программ

Еще одним механизмом, предусматривающим предоставление льгот и преференций отечественным производителям, является их участие в реализации мероприятий в рамках конкретных республиканских программ, которые могут предусматривать различные формы поддержки (применение нулевой ставки налога на прибыль и налога с оборота для предприятий, нулевой ставки земельного налога, применение нулевых ставок ввозных таможенных пошлин на сырье для предприятий, участвующих в реализации республиканской программы, увеличение ставок таможенных пошлин на продукцию, аналоги которой производятся на территории Республики в рамках республиканской программы).

Сфера разработки республиканских программ регулируется Законом Донецкой Народной Республики «О республиканских программах» № 80-IHC от 02.10.2015.

4.6 Повышение конкурентоспособности продукции, производимой отечественными товаропроизводителями

Формирование современных механизмов правового регулирования отношений в сферах технического регулирования (сертификации), стандартизации и обеспечения единства измерений направленно на создание инновационного потенциала Республики и повышение конкурентоспособности товаров, производимых в Донецкой Народной Республике.

В этой связи крайне важны проект законов Донецкой Народной Республики «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации» и «О техническом регулировании». Они направлены на установление правовых основ технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений (метрологии) на территории Республики, что будет способствовать формированию современных механизмов правового регулирования отношений, направленных на создание инновационного потенциала государства и повышение конкурентоспособности товаров, производимых в Донецкой Народной Республике; созданию условий для формирования и развития рыночных отношений, обеспечению на рынке равных правовых и экономических условий функционирования хозяйствующих субъектов; устранению технических барьеров в торговле; защите прав и законных интересов граждан, общества и республики от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений; стабилизации и развитию экономики с использованием существующих производственных и научно-технических ресурсов, промышленного и научно-технического потенциала.

Так, проектом Закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении единства измерений» предусматривается установление законодательных требований по обеспечению единства измерений в Республике, повышение эффективности правовых норм, направленных на защиту прав и законных интересов предприятий производителей Донецкой Народной Республики, охрану установленного правопорядка и защиту экономики Донецкой Народной Республики от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений.

Проектом Закона Донецкой Народной Республики «О стандартизации» предусматривается обеспечение проведения единой государственной политики в сфере стандартизации, а именно: создание правовых основ для осуществления деятельности по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленных на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Проектом Закона Донецкой Народной Республики «О техническом регулировании» предусматривается применение единых правил установления требований к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг

Проектом Указа Главы Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах подтверждения соответствия (качества) продукции и услуг на территории Донецкой Народной Республики» предусматривается:

– создание и реализация технических барьеров, обеспечивающих пресечение и сокращение в обороте контрафактной, фальсифицированной и некачественной продукции;

– установление технических барьеров при поступлении в оборот продукции импортируемой и отечественной с заведомо неполной или недостоверной информацией о составе продукции и ее потребительских свойствах.

Данный нормативный правовой акт создаст предпосылки для сокращения импортизации внутреннего рынка, обеспечение равных конкурентных условий импортерам, отечественным производителям.

4.7 Переформатирование контрольно-надзорной деятельности

Для совершенствования процессуальных форм и процедур контрольных мероприятий требуется расширения арсенала инструментов, применяемых в ходе реализации контрольных мероприятий, в первую очередь осуществляемых без взаимодействия этих органов с субъектами хозяйствования.

В рамках этого процесса необходимо осуществить ряд мероприятий:

1. Принятие нормативных правовых актов для введения новых видов дистанционных мероприятий по контролю и инструментов контрольно-надзорной деятельности, включая мониторинговые мероприятия, контрольную закупку, проверочные листы (списки контрольных вопросов), использование которых необходимо для реализации риск-ориентированного подхода.

2. Систематизация и актуализация обязательных требований, которые включают:

– составление перечней правовых актов, содержащих обязательные требования, размещение их на сайтах контрольно-надзорных органов, а также размещение на сайтах контрольно-надзорных органов текстов правовых актов, содержащих обязательные требования;

– подготовка предложений по исключению из перечня обязательных требований устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований.

3. Регламентация дистанционных видов контроля, мониторинговых мероприятий (проект Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике»). Данный проект Закона призван устранить недостатки действующего правового регулирования государственного контроля (надзора) на основании применения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Особый акцент делается на стимулировании добросовестности контролируемых лиц и профилактике рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определяется, что проведение профилактических мероприятий является приоритетным по отношению к проведению контрольно-надзорных мероприятий, что обеспечит переход от карательной сущности системы контрольно-надзорной деятельности к эффективному взаимодействию органов контроля и представителей бизнеса.

4. Совершенствование порядка запроса контрольно-надзорными органами документов и (или) информации, которые находятся в распоряжении юридических лиц, физических лиц-предпринимателей – проверяемых субъектов.

5. Совершенствование информационных систем и межведомственного взаимодействия контрольно-надзорных органов.

– разработка предложений по информационно-аналитическому обеспечению контрольно-надзорной деятельности (межведомственные информационные системы; схемы обмена данными);

– методические рекомендации по информатизации контрольно-надзорной деятельности (ведение реестра объектов; автоматизация процессов проведения проверок; планирование и учет проверок; схемы интеграции с межведомственными информационными системами);

– разработка и внедрение единой модели справочников для информационных систем контрольно-надзорной деятельности;

– интеграция межведомственных информационных систем;

– разработка типового облачного решения для автоматизации основных процессов при реализации контрольно-надзорных функций.

6. Законодательное урегулирование порядка исчисления сроков при назначении, проведении и окончании проверки (проект Закона Донецкой Народной Республики «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике»).

7. Законодательное закрепление необходимости принятия положения о каждом виде государственного контроля (надзора), административного регламента осуществления каждого вида государственного контроля (надзора), установление их структуры и содержания.

8. Повышению прозрачности деятельности контрольно-надзорных органов будет способствовать запуск Единого реестра проверок.

Реформирование контрольно-надзорной деятельности невозможно при отсутствии основополагающего нормативного правового акта, регулирующего вопросы государственного контроля (надзора) в сфере хозяйствования, а именно Законов Донецкой Народной Республики «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике» и «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

5. Мероприятия Программы – реализация направлений государственной поддержки отечественных производителей


п/п
Наименование мероприятия Исполнитель Срок выполнения
1 2 3 4
1. Поддержка проектов, относящихся к разряду инвестиционных (налоговые и таможенные льготы)
1.1. взаимодействие с Народным Советом Донецкой Народной Республики по вопросу принятия Закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики
1.2. подготовка проектов подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено проектом Закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в соответствии со сроками, установленными Законом Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности», но не позднее 2 месяцев со дня принятия указанного Закона
1.3. согласование проектов подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено проектом Закона Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» заинтересованные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
1.4. принятие подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «Об инвестиционной деятельности» Правительство Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики
1.5. подготовка проекта Закона Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в течение 3 месяцев со дня утверждения Программы
1.6. согласование проекта Закона Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» заинтересованные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
1.7. внесение в Народный Совет Донецкой Народной Республики проекта Закона Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» Правительство Донецкой Народной Республики в течение 3 месяцев со дня получения проекта
1.8. взаимодействие с Народным Советом Донецкой Народной Республики по вопросу принятия Закона Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики
1.9. подготовка проектов подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено проектом Закона Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в соответствии со сроками, установленными Законом Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве», но не позднее 2 месяцев со дня принятия указанного Закона
1.10. согласование проектов подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых предусмотрено проектом Закона Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» заинтересованные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
1.11. принятие подзаконных нормативных правовых актов, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «О социально-экономическом партнерстве» Правительство Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики
1.12. подготовка проекта Закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в течение 2 месяцев со дня утверждения Программы
1.13. согласование проекта Закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» заинтересованные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
1.14. внесение в Народный Совет Донецкой Народной Республики проекта Закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» Правительство Донецкой Народной Республики в течение 3 месяцев со дня получения проекта
1.15. взаимодействие с Народным Советом Донецкой Народной Республики по вопросу принятия Закона Донецкой Народной Республики «О развитии малого и среднего предпринимательства» Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики
2. Поддержка проектов субъектов хозяйственной деятельности, направленных на пополнение оборотных средств, высвобожденных в результате предоставления налоговых льгот (налоговые льготы)
2.1. подготовка проекта Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений об оказании государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот субъектам хозяйственной деятельности» Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики в течение месяца со дня утверждения Программы
2.2. согласование проекта Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений об оказании государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот субъектам хозяйственной деятельности» заинтересованные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
2.3. принятие Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений об оказании государственной поддержки в виде предоставления налоговых льгот субъектам хозяйственной деятельности» Правительство Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики
3. Таможенное тарифное и нетарифное регулирование
3.1. подготовка проекта Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «О создании правительственной комиссии по таможенному тарифному и нетарифному регулированию» Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в течение месяца со дня утверждения Программы
3.2. согласование проекта Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «О создании правительственной комиссии по таможенному тарифному и нетарифному регулированию» Министерство агропромышленной политики и продовольствия Донецкой Народной Республики, Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики, Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
3.3. принятие Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «О создании правительственной комиссии по таможенному тарифному и нетарифному регулированию» Правительство Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики
4. Повышение конкурентоспособности продукции, производимой отечественными товаропроизводителями
4.1. взаимодействие с Народным Советом Донецкой Народной Республики по вопросу принятия Закона Донецкой Народной Республики «О стандартизации» Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики
4.2. взаимодействие с Народным Советом Донецкой Народной Республики по вопросу принятия Закона Донецкой Народной Республики «Об обеспечении единства измерений» Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики
4.3. взаимодействие с Народным Советом Донецкой Народной Республики по вопросу принятия Закона Донецкой Народной Республики «О техническом регулировании» Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики
4.4. подготовка проекта Указа Главы Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах подтверждения соответствия (качества) продукции и услуг на территории Донецкой Народной Республики» Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики в течение месяца со дня утверждения Программы
4.5. согласование проекта Указа Главы Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах подтверждения соответствия (качества) продукции и услуг на территории Донецкой Народной Республики» Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
4.6. внесение Главе Донецкой Народной Республики проекта Указа Главы Донецкой Народной Республики «О некоторых вопросах подтверждения соответствия (качества) продукции и услуг на территории Донецкой Народной Республики Правительство Донецкой Народной Республики в течение 3 месяцев со дня получения проекта
4.7. подготовка проекта Указа Главы Донецкой Народной Республики «О промышленной политике Донецкой Народной Республики» или «О мерах государственной поддержки промышленных предприятий Донецкой Народной Республики» Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики в течение месяца со дня утверждения Программы
4.8. согласование проекта Указа Главы Донецкой Народной Республики «О промышленной политике Донецкой Народной Республики» или «О мерах государственной поддержки промышленных предприятий Донецкой Народной Республики» Министерство финансов Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
4.9. внесение Главе Донецкой Народной Республики проекта Указа Главы Донецкой Народной Республики «О промышленной политике Донецкой Народной Республики» или «О мерах государственной поддержки промышленных предприятий Донецкой Народной Республики» Правительство Донецкой Народной Республики в течение 3 месяцев со дня получения проекта
4.10. разработка проекта Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «О временном проведении работ по оценке соответствия продукции, выпускаемой производителями Донецкой Народной Республики, предназначенной для экспорта» Министерство промышленности и торговли Донецкой Народной Республики в течение месяца со дня утверждения Программы
4.11. согласование проекта Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «О временном проведении работ по оценке соответствия продукции, выпускаемой производителями Донецкой Народной Республики, предназначенной для экспорта» Министерство доходов и сборов Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
4.12. принятие Постановления Правительства Донецкой Народной Республики «О временном проведении работ по оценке соответствия продукции, выпускаемой производителями Донецкой Народной Республики, предназначенной для экспорта» Правительство Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики
5. Переформатирование контрольно-надзорной деятельности
5.1. подготовка проекта Закона Донецкой Народной Республики «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике» Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в течение 6 месяцев со дня утверждения Программы
5.2. согласование проекта Закона Донецкой Народной Республики «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике» заинтересованные органы исполнительной власти Донецкой Народной Республики в течение 10 дней со дня получения проекта
5.3. внесение в Народный Совет Донецкой Народной Республики проекта Закона Донецкой Народной Республики «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике» Правительство Донецкой Народной Республики в течение 3 месяцев со дня получения проекта
5.4. взаимодействие с Народным Советом Донецкой Народной Республики по вопросу принятия Закона Донецкой Народной Республики «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Донецкой Народной Республике» Правительство Донецкой Народной Республики, Министерство экономического развития Донецкой Народной Республики в сроки и порядке, предусмотренном Регламентом Народного Совета Донецкой Народной Республики

6. Индикаторы реализации Программы

Наименование целевого показателя Единица измерения 2019 год 2020 год Целевое значение
1. Индекс промышленного производства % 93,6 103,4 * *
2. Индекс продукции сельского хозяйства % 116,8 100,2 * *
3. Удельный вес объема реализации субъектов малого предпринимательства в общем объеме реализации % 15,4 19,11 * *
4. Среднесписочная численность занятых:
4.1. среднесписочная численность штатных работников тыс.чел. 356,5 344,3 * *
4.2. количество физических лиц-предпринимателей человек 56 674 60 670 * *
5. Средняя численность наемных работников на малых предприятиях человек 32 358 30 9261 * *
6. Среднемесячная заработная плата одного штатного работника рос.руб. 12 792 15 480 * *
7. Количество созданных новых рабочих мест ед. * *
8. Сумма задолженности по заработной плате (по полному кругу юридических лиц и обособленных подразделений юридических лиц) млн рос.руб. 1 726,9 2 599,3 * *
9. Объем капитальных инвестиций млн рос.руб. 3 990,2 6 368,7 * *
10. Сальдо (отрицательное) внешней торговли товарами % 116,4 162,6 * *

Выше приведен перечень целевых показателей (макропоказателей), которые повлияет оказание государственной поддержки субъектам хозяйственной деятельности в виде налоговых и таможенных льгот.

1 Данные Государственной службы статистки ДНР за 9 мес. 2020 г.

Оценка эффективности налоговых льгот проводиться исходя из определения экономической, социальной, фискальной, а также бюджетной эффективности.

Экономический эффект налоговой льготы проявляется в увеличении финансовых ресурсов налогоплательщика, которые находятся в его распоряжении в связи с отсутствием необходимости перечислять эти средства в бюджет государства в виде налогов. Данный эффект проявляется в опережающей динамике инвестиций в основной капитал, в расширении и обновлении производства и технологий в целях увеличения объемов производства, выпуска конкурентоспособной продукции и создании новых рабочих мест (в том числе модернизированных мест), увеличении прибыли.

Социальный эффект налоговой льготы проявляется в повышении уровня жизни населения, сохранении и развитии социально значимых сфер деятельности, формировании благоприятных условий жизнедеятельности для социально незащищенных слоев населения, сохранении и создании новых рабочих мест.

Фискальный эффект налоговой льготы должен представлять собой прирост последующих налоговых доходов над текущими налоговыми расходами.

Бюджетный эффект налоговой льготы проявляется не только в будущем увеличении доходов бюджета, полученных за счет расширения налоговой базы (налоговых баз) в результате действия льготы, но и в экономии бюджетных средств, расходуемых ранее на решение социально-экономических задач, которые в результате действия льготы, стали решать сами предприятия. Речь идет о появлении в результате действия льготы дополнительных бюджетных средств, которые могут быть потрачены на решение приоритетных задач территорий., то есть расходов бюджета.

После снижения налоговых ставок экономика не сразу отреагирует на послабление фискального давления. Снижение ставок приведет в будущем к увеличению бюджетных поступлений за счет роста базы налогообложения, оживления предпринимательской активности, увеличения объемов привлеченных инвестиций, уменьшения размеров уклонения от налогов.

Однако, по разным оценкам, длительность временного лага с момента изменения налоговой политики до появления роста доходов бюджета составляет 2-3 года.

Изменения в темпах экономического роста появляются еще позже.

7. Финансовое обеспечение мероприятий Программы

Программа не предполагает финансирования.

8. Механизм реализации Программы

Учитывая то, что Программа является комплексным документом, содержащим ряд новых механизмов реализации государственной поддержки производителей Донецкой Народной Республики, подкрепленных проектами соответствующих нормативных правовых актов, то организация выполнения мероприятий Программы заключается в разработке (доработке), согласовании и принятии указанных в Программе проектов нормативных правовых актов.

Органы власти, ответственные за разработку нормативных правовых актов, в соответствии с профильной направленностью обеспечивают разработку и согласование указанных проектов в соответствии с:

1) Регламентом Правительства Донецкой Народной Республики, утвержденным Постановлением Правительства Донецкой Народной Республики от 20.06.2019 № 11-3;

2) Законом Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72-IHC «О нормативных правовых актах»;

3) Правилами юридико-технического оформления законопроектов, утвержденными Постановлением Народного Совета Донецкой Народной Республики от 19.02.2016 № 1-494П-НС;

4) а также другими нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики.

В данный документ изменений не вносилось.