watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Государственная служба по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики

Дата документа: 15.05.2015

Номер документа: 15

Дата государственной регистрации: 03.06.2015

Регистрационный номер: 180

Заголовок документа: Об утверждении Временного Порядка обучения и Программы обучения

Действие документа: Действующий

Классификатор: 040.080.000 - Охрана семьи, материнства, отцовства и детства

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Государственная служба по делам семьи и детей
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

15.05.2015
№15
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 180
от   «03» июня 2015  г.
Об утверждении Временного Порядка обучения и Программы обучения

С целью реализации государственной политики в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, психолого-педагогической и правовой подготовки семей и отдельных граждан, которые находятся на учете по вопросу создания семейных форм воспитания детей-сирот или детей, лишенных родительского попечения, в соответствии с Положением Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 27.02.2015 № 2-24,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемые:

1.1. Временный Порядок обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения.

1.2. Программу обучения для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения.

2. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора Дихтярюк Марину Ивановну.

3. Приказ вступает в силу с момента его официального опубликования.

И.о. директора
С.А. Майборода
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 180
от   «03» июня 2015  г.

  • Временный Порядок обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения
     

    І. Общие положения

    1.1. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения (на усыновление, под опеку, попечительство, в приемную семью, в детский дом семейного типа), проходят обучение в соответствии с настоящим Порядком, за исключением:

    лиц, которые являются родственниками несовершеннолетнего, с которыми у него сложились близкие отношения в силу длительного совместного проживания;

    лиц, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено;

    лиц, которые являются или являлись опекунами/попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

    лиц, которые являются отчимами и мачехами несовершеннолетних.

    1.2. Обучение лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, организовывается Государственной службой по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики (далее – Служба).

    II. Обучение граждан Донецкой Народной Республики

    2.1. Лица, желающие принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в целях прохождения обучения обращаются в Отделы по делам семьи и детей городских, районных в городе, районных администраций (далее – Отдел) по месту своего жительства с заявлением о желании принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, по форме, согласно Приложению 1 к настоящему Порядку.

    2.2. Отдел:

    1) разъясняет лицам, желающим принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, порядок передачи детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, на воспитание в свою семью, информирует о правах, обязанностях и об ответственности, установленных законодательством Донецкой Народной Республики, а также знакомит с перечнем документов, предоставляемых лицами в целях назначения их усыновителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, родителями-воспитателями детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, и о сроках рассмотрения таких документов Отделом, органами опеки и попечительства;

    2) направляет в Службу представление на проведение обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, по форме, согласно Приложению 2 к настоящему Порядку;

    3) обеспечивает участие лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в обучении.

    2.3. Служба:

    1) осуществляет учет лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в Журнале учета лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, в отношении которых поступили представления на проведение обучения, по форме, согласно Приложению 3 к настоящему Порядку;

    2) по представлению Отдела осуществляет формирование групп для прохождения обучения;

    3) сообщает Отделу о дате и времени начала проведения обучения;

    4) организует проведение занятий в соответствии с Программой обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;

    5) привлекает специалистов учреждений, подведомственных Министерству образования и науки Донецкой Народной Республики и Министерству здравоохранения Донецкой Народной Республики, путем заключения договоров.

    6) принимает меры по обеспечению лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, обучающей и методической литературой в рамках курса подготовки;

    7) проводит итоговую аттестацию лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, после окончания курса подготовки и заносит сведения в протокол;

    8) выдает лицам, желающим принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, справку о прохождении обучения, по форме, согласно Приложению 4 к настоящему Порядку.

    9) в случае невозможности выдачи справки в связи с неудовлетворительной сдачей итоговой аттестации, Служба протоколирует результаты итоговой аттестации лица, выдает ему письменный мотивированный ответ о невозможности выдачи справки и рекомендации о повторном прохождении курса обучения и/или его отдельных разделов;

    10) в случае невозможности выдачи справки в связи с непосещением занятий (лица, желающие принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, должны посетить не менее 80% занятий Программы) составляется выписка из Журнала посещений лицами, желающими принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, лекционных, тренинговых занятий и индивидуальных консультаций по Программе обучения (Приложение 5) и составляется письменный мотивированный ответ лицу, желающему принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, о невозможности выдачи справки и рекомендации о повторном прохождении курса обучения или его отдельных разделов;

    11) информирует лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, которые получили справку, о необходимости предоставления справки в Отдел по месту их жительства;

    12) письменно информирует Отдел, направивший лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, для прохождения обучения, о завершении их обучения и выдаче/невыдаче справки в трехдневный срок со дня проведения итоговой аттестации;

    13) заносит сведения о выдаче справки в Журнал учета выдачи справок о прохождении обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, на территории Донецкой Народной Республики по форме, согласно Приложению 6 к настоящему Порядку;

    14) выдает лицам, желающим принять на воспитание в свою семью детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, дубликат справки в случае утери справки либо ее непригодности для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения на основании их письменного заявления с указанием, когда была выдана справка и обстоятельства ее утери.

  • Программа обучения для лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения

    Цель программы – психолого-педагогическая и правовая подготовка лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения, которая будет способствовать установлению позитивных взаимоотношений усыновителей, опекунов/попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей с детьми, полноценному развитию детей, а также самореализации лиц, участников программы.

    Задачи программы:

    1) Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения с:

    формами семейного устройства детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения;

    основами законодательства в сфере защиты прав детей, а также правами и обязанностями усыновителей, опекунов/попечителей, приемных родителей и родителей-воспитателей;

    особенностями развития ребенка в соответствии с возрастными периодами,

    особенностями протекания периода адаптации ребенка в семье, а также с причинами «трудного» поведения ребенка и способами преодолевать такое поведение;

    обязанностями по сохранению здоровья ребенка и организации его безопасного воспитания;

    существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа.

    2) Формирование у лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительских попечения:

    родительских навыков для содержания, воспитания, развития и образования ребенка, в том числе для охраны его прав и здоровья, а также успешной социализации;

    знаний в области детской психологии, возрастных особенностей развития ребенка и влияния прошлого опыта на его психофизическое развитие и поведение;

    представления о семье как о целостной системе и ее изменениях после появления ребенка.

    3) Помощь лицам, желающим принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения:

    в определении своей готовности к приему на воспитание ребенка,

    в выборе формы семейного устройства,

    в выявлении своих слабых и сильных сторон, ресурсов и ограничений в воспитании, как личных, так и семьи в целом,

    в осознании возможных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания ребенка.

    Категория лиц, проходящих обучение:

    Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения, за исключением:

    лиц, которые являются родственниками несовершеннолетнего, с которыми у него сложились близкие отношения в силу длительного совместного проживания;

    лиц, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено;

    лиц, которые являются или являлись опекунами/попечителями детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей;

    лиц, которые являются отчимами и мачехами несовершеннолетних.

    Общие положения программы:

    Обучение лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Государственной службы по делам семьи и детей Донецкой Народной Республики.

    Программа обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения (далее – Программа) состоит из учебно-тематического плана, устанавливающего перечень учебных модулей с указанием тем и количества часов, выделенных для усвоения тем, при проведении обучения. Программа предусматривает обучение общим объемом 40 академических часов, включающих 24,5 академических часов лекций, 10,5 часов тренингов, а также 5 часовую итоговую аттестацию. Форма проведения обучения может быть очной или очно-заочной (заочно может осваиваться лекционный раздел Программы;

    Освоение Программы завершается итоговой аттестацией лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения, которая проводится в форме собеседования в конце всего курса обучения. Итогом успешного собеседования является выдача справки о прохождении обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироты или ребенка, лишенного родительского попечения по установленной форме.

    План Программы обучения лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения

    № п/п Темы занятий Количество часов Форма контроля
    Всего Лекции Тренинги
    1. Блок. 4 3 1
    1.1. Организационный аспект. 2 1 1
    1.2. Нормативно-правовой аспект обучения.

    1)Международные стандарты прав ребенка. Понятие и содержание прав ребенка. Правовые основы защиты прав ребенка в ДНР.

    2) Государственная политика по социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

    3) Законодательство в сфере предупреждения и противодействия жестокому обращению с детьми в семье и вне ее.

    2 2
    2. Блок. 31 21,5 9,5  
    2.1. Особенности развития ребенка.

    1) Возрастная периодизация развития детей.

    2) Волевая сфера развития ребенка.

    3) Эмоциональная сфера развития ребенка.

    4) Мотивационная сфера развития ребенка.

    5) Половое развитие ребенка.

    6) Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка.

    7) Дети с особыми потребностями в приемной семье и детском доме семейного типа.

    8) Здоровье ребенка и здоровый образ жизни.

    11 8 3 самоконтроль
    2.2. Семья как развивающаяся система и ее роль в развитии ребенка.

    1)Семья как первичный институт социализации ребенка.

    2)Методы семейного воспитания.

    3)Типичные ошибки воспитания.

    4)«Трудный» ребенок.

    5 3 2 самоконтроль
    2.3. Адаптация приемного ребенка в семье опекуна/попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа. 3 2 1 самоконтроль
    2.4. Неблагоприятная социализация ребенка. 2 2 самоконтроль
    2.5. Реальные и мнимые преимущества и сложности тайны усыновления. 2 1 1 самоконтроль
    2.6. Завершение воспитания ребенка в семье опекуна/попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа. 2 2 самоконтроль
    2.7. Предупреждение эмоционального выгорания у приемных родителей, родителей-воспитателей. 3 1,5 1,5 самоконтроль
    2.8. Социальное взаимодействие семьи. 3 2 1 самоконтроль
    3. Блок. 5      
    Итоговый контроль. 5 Итоговая аттестация-собеседование
    Итого: 40 24,5 10,5  

    1. БЛОК.

    1.1. Организационный аспект.

    1) Ознакомление лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительских попечения с особенностями организации обучения данной Программе, в том числе с содержательными блоками, целями Программы, задачами, приемами, используемыми в процессе обучения, особенностями и порядком обучения. Ознакомление с расписанием и режимом работы учебных групп.

    2) Понятие обучающего тренинга и приемы, используемые в процессе его проведения, понятие контакта и отработка практических навыков формирования контакта между участниками тренинга.

    3) Предоставление методических пособий и памяток, необходимых и желательных для дальнейшего обучения; условия пользования представленными материалами, ознакомление с рекомендуемой литературой.

    4) Знакомство лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительских попечения, с группой. Ознакомление с причинами, по которым дети становятся сиротами и детьми, лишенными родительского попечения. Процедура выявления таких детей, их устройства в учреждения для детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

    1.2. Нормативно-правовой аспект обучения.

    1) Международные стандарты прав ребенка. Понятие и содержание прав ребенка. Правовые основы защиты прав ребенка в ДНР.

    Конвенция ООН о правах ребенка. Европейский суд по правам человека и защита прав ребенка. Понятие и содержание прав ребенка. Каталог прав ребенка. История признания прав ребенка на международном уровне. Международные основы противодействия насилию над детьми. Законодательство ДНР в сфере защиты прав ребенка и проблемы его соблюдения. Защита прав ребенка на образование, жилищных и имущественных прав. Законодательное регулирование труда несовершеннолетних. Органы и учреждения, на которые возлагается защита прав ребенка и рассмотрение жалоб о нарушении прав и интересов ребенка. Учет мнения ребенка при решении вопросов, касающихся его лично или его семьи.

    2) Государственная политика по социальной защите детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения.

    Законодательные основы социальной защиты ребенка-сироты и ребенка, лишенного родительского попечения. Правовой статус детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Правовые основания для устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью. Формы семейного устройства и их различия. Права и обязанности лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения. Права и обязанности биологических родителей детей, лишенных родительского попечения. Правила и порядок передачи детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, на воспитание в семью. Особенности юридической ответственности ребенка определенного возраста за совершение преступлений и других правонарушений. Ответственность родителей и лиц, их заменяющих, за совершение детьми правонарушений и причинения ущерба. Последствия отмены усыновления, опеки/попечительства, приема в семью и в детский дом семейного типа. Порядок обжалования решений органов опеки и попечительства, судов.

    3) Законодательство в сфере предупреждения и противодействия жестокому обращению с детьми в семье и вне ее.

    Понятие и формы жестокого обращения с детьми в семье и вне ее. Права ребенка, которые нарушаются вследствие жестокого обращения. Законодательство ДНР по противодействию жестокому обращению с детьми и предупреждению насилия в семье. Система мероприятий по профилактике и пресечению жестокого обращения с детьми. Особенности правовых мер реагирования на случаи совершения насилия над детьми в семье. Юридическая ответственность за совершение преступлений против ребенка. Органы и учреждения, которые действуют в сфере предупреждения жестокого обращения с детьми и насилия в семье, их полномочия и алгоритм взаимодействия.

    2. БЛОК.

    2.1. Особенности развития ребенка.

    1) Возрастная периодизация развития детей.

    Общая характеристика понятия “развитие”. Психическое развитие ребенка в соответствии с периодизацией развития детей. Понятие социальной ситуации развития ребенка, ведущего вида деятельности, возрастных новообразований, кризисных периодов развития ребенка. Пути и техники конструктивного взаимодействия родителей с детьми в соответствии с возрастного развития детей.

    2) Волевая сфера развития ребенка.

    Волевая сфера развития личности: Понятие о воле. Фазы и признаки волевых действий. Волевой акт и его структура. Формирование волевых качеств у ребенка. Безволие: причины и пути помощи. Формирование самоконтроля и саморегуляции у ребенка.

    3) Эмоциональная сфера развития ребенка.

    Эмоциональная сфера развития личности. Понятие и классификация эмоций и чувств. Формы выражения эмоций и чувств. Психические состояния личности в различных ситуациях жизнедеятельности. Возрастные и половые особенности эмоциональной сферы личности. Способность дифференцировать эмоции. Помощь ребенку адекватно реагировать как на успех, так и на неуспех. Роль эмоций в управлении поведением и деятельностью. Регуляция эмоциональных проявлений в детском и подростковом возрасте. Формирование эмоциональной зрелости. Эмоции как основная мотивационная система личности.

    4) Мотивационная сфера развития ребенка.

    Понятие о потребности, мотивы и мотивация. Классификация потребностей ребенка с учетом его возрастных потребностей. Субъективные факторы, обуславливающие потребности ребенка. Факторы, которые влияют на формирование мотивации у детей. Стратегии формирования мотивации у детей к учебе и труду. Развитие способностей у детей.

    5) Половое развитие ребенка.

    Понятие о сексуальности. Критерии нормы сексуальности человека и стереотипы, связанные с этим свойством. Развитие сексуальности в онтогенезе. Понятие сексуальной самосознания (структурные компоненты, искривленные сексуальные представления и комплексы). Причины сексуализированные поведения у детей (психические травмы, насилие, сексуальные комплексы и др.) И способы ее коррекции. Особенности сексуального воспитания детей разного возраста и пола в семье

    6) Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребенка.

    Понятие привязанности. Механизм и стадии развития привязанности у детей. Виды привязанности и их поведенческие проявления у детей. Понятие депривации и синдрома госпитализма у детей. Стратегии помощи и взаимодействия с ребенком. Значения предыдущих эмоциональных связей для развития привязанности у усыновленного ребенка, приемного ребенка, ребенка-воспитанника.

    Понятие идентичности и ее значение в жизни. Развитие идентичности ребенка на каждом из возрастных этапов (от рождения до подросткового возраста). Роль усыновителей, опекунов/попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей в формировании, развитии и сохранении идентичности ребенка. Методики работы с детьми, которые воспитываются в семейных формах воспитания, по составлению их идентичности (семейный коллаж, сказка, книга жизни, семейное дерево и т.д.).

    7) Дети с особыми потребностями в приемной семье и детском доме семейного типа.

    Психологические особенности детей, имеющих проблемы физического и умственного развития, психоневрологические заболевания, заболевания сердечнососудистой системы, с малыми и затухающими формами туберкулеза, дети с синдромом Дауна, ДЦП, дети с недостатками слуха, зрения. Помощь детям с особыми потребностями.

    8) Здоровье ребенка и здоровый образ жизни.

    Медицинская карта ребёнка. Характеристика диагнозов. Вакцинация и календарь профилактических прививок. Больной ребенок и уход за ним. Закаливание в детском возрасте.

    Гигиенические требования к уходу за ребенком и требования к организации питания. Создание безопасных условий для воспитания ребенка в доме и в обществе в зависимости от его возрастных особенностей и опыта жизни (в т.ч. в связи с воспитанием в организации для детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорностью в семье родителей, бродяжничеством). Меры по предотвращению рисков причинения вреда здоровью ребенка по неосторожности. Охрана здоровья ребенка и здоровый образ жизни.

    2.2. Семья как развивающаяся система и ее роль в развитии ребенка.

    1) Семья как первичный институт социализации ребенка.

    Особенности общения в семье: семейный уклад, традиции, история, образ жизни, семейные границы, правила, эмоциональная близость, семейная иерархия и семейные роли. Паттерны семейного взаимодействия. Функции семьи: хозяйственно-экономическая, репродуктивная, социализирующая, воспитательная, коммуникативная, рекреационная, психотерапевтическая. Стрессогенные факторы и семейные способы реагирования на стрессовые ситуации. Роль отца и матери в обеспечении функций семьи. Оценка уровня реализации функций и их влияние на жизнедеятельность семьи. Пути компенсации отсутствия модели одного из родителей. Родительское отношение к ребенку и его влияние на формирование личности и характера ребенка. Деформация семейных отношений при устройстве в приемную семью, детский дом семейного типа приемного ребенка, ребенка-воспитанника. Пути укрепления семейных отношений. Семейные способы принятия решения.

    2) Методы семейного воспитания.

    Существующие методы семейного воспитания. Модели реагирования на проблемное поведение ребенка. Методы модификации поведения. Обстоятельства, чувства, возможное поведение, требующее коррекции. Негативные методы воздействия. Метод наказания и его последствия: логические, искусственные и натуральные. Адаптивные (ненасильственные) формы воспитания ребенка. Конструктивные модели общения. Конструктивное взаимодействие между биологическими и усыновленными детьми, приемными детьми, детьми-воспитанниками. Факторы, обуславливающие недоразумения и конфликты между биологическими и усыновленными детьми, приемными детьми, детьми под опекой/попечительством, детьми-воспитанниками. Помощь детям в принятии и формировании доброжелательных взаимоотношений. Пути налаживания отношений между биологическими и усыновленными детьми, детьми под опекой/попечительством, приемными детьми, детьми-воспитанниками. Использование навыков “командообразования” и семейного взаимодействия.

    Культурные аспекты в семейных формах воспитания. Развитие творческого потенциала усыновленного ребенка, ребенка под опекой/попечительством, приемного ребенка, ребенка-воспитанника. Нравственное, эстетическое, экологическое и патриотическое воспитание детей. Влияние массовой культуры, детской и молодежной субкультур на воспитание и развитие ребенка.

    Рассмотрение существующих семейных ценностей, пути их обогащения и развития. Формирование и передача семейных традиций, реликвий. Ознакомление с принципами планирования и проведения семейных игр. Рассмотрение игр для семейного отдыха: игры поколений, игры развивающие, игры с природными материалами, игры на остановках, игры во время путешествий, игры в доме, бытовые игры, ролевые игры.

    3) Типичные ошибки воспитания.

    Специфика воспитания приемных детей, детей-воспитанников в неполных семьях.

    Раскрытие роли отца и матери. Влияние отсутствия одного из родителей на формирование идентичности ребенка и формирования модели семейных отношений. Пути компенсации и формирования социально-приемлемых моделей поведения в семье, межличностных отношениях. Проблемы различия в восприятии поступков родного и приемного ребенка. Различия в управлении поведением ребенка, выросшего в семье, и ребенка, помещенного в семью. Проблема различий интерпретирования указаний родителя приемными и родными детьми. Приемы, помогающие преодолевать возникающие трудности, облегчающие состояния напряжения и снятие тревоги. Разрешение конфликтов и преодоление трудного поведения детей. Техники эмоциональной саморегуляции. Поведенческие особенности ребенка, которые затрудняют процесс общения и взаимодействия с ней.

    4) «Трудный» ребенок.

    Проблемное поведение у детей, разновидности поведенческих проявлений. Факторы, обуславливающие проблемное поведение у ребенка. Влияние чувства страха на поведение ребенка. «Трудное» поведение ребенка, навыки управления «трудным» поведением. Формы «трудного» поведения ребенка: воровство, ложь, агрессия, попрошайничество, бродяжничество, избегание близких отношений, амбивалентное поведение, аддиктивное поведение (прием алкоголя, наркотиков, сильнодействующих веществ). Их причины и способы работы с ними.

    Методы воспитания ребенка. Эффективность и приемлемость наказаний ребенка. Критерии оценки методов воспитания ребенка. Дисциплинирующие техники в воспитании приемных детей, детей-воспитанников. Формирование моральных норм у ребенка. Причины задержки усвоения ребенком этических ценностей и общественных норм. Понимание приемными родителями, каким образом у ребенка формируется способность к этической оценке своего поведения и какими могут быть сдерживающие факторы. Потребности, которые определяют поведение ребенка. Концепция сильных сторон ребенка. Понимание приемными родителями, как их собственный опыт влияет на их отношение к детям с «трудным» поведением, осознание своих слабых сторон, понимание, каким образом в решении проблем «трудного» поведения могут помочь специалисты.

    2.3. Адаптация приемного ребенка в семье опекуна/попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа.

    Общая характеристика личностных проблем и кризисов, которые испытывают приемные родители в связи с появлением в семье приемного ребенка.

    Особенности ожиданий приемных семей. Страхи, тревоги и разочарования взрослых в разные периоды адаптации. Подготовка родственников к появлению приемного ребенка.

    Этапы адаптационного периода. Особенности адаптационного процесса для ребенка в первый год его проживания в приемной семье. Чувства и переживания ребенка, приходящего в семью. Способы преодоления трудностей адаптации.

    Задачи приемной семьи в процессе адаптации семьи и ребенка (перераспределение ролей, учет индивидуальных особенностей ребенка, знакомство ребенка с правилами и традициями приемной семьи, организация быта, учебы, отдыха, охраны здоровья, контакта с родными и сверстниками).

    Изменение семейной системы после помещения ребенка в семью и прохождения ребенком возрастных этапов развития. Прогнозирование таких изменений.

    2.4. Неблагоприятная социализация ребенка.

    Характеристика понятия и разновидностей “неблагоприятных условий социализации”. Социальные и биологические факторы, которые обусловливают отклонения в поведении. Становление личности ребенка в неблагоприятных условиях социализации.

    Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Виды жестокого обращения (пренебрежение нуждами ребенка, физическое, психологическое и сексуальное насилие) и их последствия для физического, эмоционального, интеллектуального, социального и сексуального развития ребенка. Критерии выявления последствий воздействия насилия и жестокого обращения в отношении детей. Личностные черты и поведенческие особенности ребенка, страдающего от жестокого обращения, различных форм насилия. Диспропорции развития. Мозаичность развития. Понятия «умственная отсталость» и «задержка психического развития», их отличие. Дихотомия «жертва-агрессор». Понятие синдрома посттравматических стрессовых нарушений. «Фрагментарность» как специфика посттравматического сознания.

    Сущность и характеристика разновидностей отклонений в поведении ребенка, его психологические особенности и соответствующие социально-психологические стратегии помощи ребенку и семье: агрессивное поведение; зависимое поведение (аддиктивного поведения: химическая, пищевая, игровая зависимости и др.); суицидальное поведение, возрастные особенности суицидального поведения; делинквентное поведение.

    Психологическая помощь детям, подвергшимся насилию и жестокому обращению. Специфика работы с детьми, подвергшихся насилию в семье, и с детьми, которые подверглись насилию со стороны сверстников или других взрослых.

    Семья как основной источник психологического благополучия ребенка с особыми потребностями развития. Оценка кандидатом в усыновители, опекуны/попечители, приемные родители своей возможности воспитывать ребенка, пережившего жестокое обращение.

    2.5. Реальные и мнимые преимущества и сложности тайны усыновления.

    Необходимость сохранения тайны усыновления. Ее реальные и мнимые преимущества и сложности. Возможные последствия сохранения (несохранения) тайны усыновления. Как сказать ребенку.

    2.6. Завершение воспитания ребенка в семье опекуна/попечителя, приемной семье, детском доме семейного типа.

    Отношение семьи опекуна/попечителя, приемной семьи, детского дома семейного типа к биологическим родителям и кровным родственникам приемного ребенка и их взаимодействие.

    «Прощание» с ребенком (передача ребенка в другую семью, возврат биологическим родителям, достижение ребенком совершеннолетия и пр.).

    2.7. Предупреждение эмоционального выгорания у приемных родителей, родителей-воспитателей.

    Эмоциональное выгорание и его составляющие. Причины, признаки и стадии эмоционального выгорания. Профилактика выгорания у опекунов/попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей (положительное отношение к себе и окружающему миру, повышение собственной самооценки, сохранение личного пространства и т.д.). Стратегии преодоления синдрома эмоционального выгорания. Анализ результатов своей деятельности, осознание собственной родительской позиции.

    2.8. Социальное взаимодействие семьи.

    Взаимодействие усыновителей, семей опекунов/попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа с органами опеки и попечительства образовательными и медицинскими учреждениями, органами труда и социальной защиты населения, правоохранительными органами, судами и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям. Использование юридических способов решения проблемных ситуаций: возможности и ограничения для вмешательства со стороны государства.

    Информирование кандидатов в усыновители, опекуны/попечители, приемные родители, родители-воспитатели о доступной инфраструктуре социальных услуг для приемных семей в месте проживания семьи. Формирование мотивации к сотрудничеству с организациями, предоставляющими медико-социальную и психолого-педагогическую помощь. Ознакомление с услугами, предоставляемыми организациями, осуществляющими социальное сопровождение семей, после устройства ребенка.

    Проблемы и пути решения установки или восстановления связей с биологической семьей ребенка под опекой/попечением, приемного ребенка, ребенка-воспитанника. Определение возможных путей установления или восстановления родственных связей приемного ребенка, ребенка-воспитанника. Способы организации общения с биологическими родственниками. Юридическое основание поддержке связей с биологической семьей. Роль отделов по делам семьи и детей и правоохранительных органов в процессе установки или восстановления родственных связей ребенка под опекой/попечением, приемного ребенка, ребенка-воспитанника. Особенности взаимодействия с ребенком в случае, если общение с биологическими родителями невозможно.

    Поддержка жизнедеятельности семей опекунов/попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа – сохранение и развитие воспитательного потенциала

    Переживания и преодоления влияния социальных предубеждений относительно приемных семей, детских домов семейного типа. Преодоление проблем социальной коммуникации. Общение с соседями и родственниками. Организация групп родительской самопомощи. Значимость оценки потребностей ребенка, составление и реализации плана социального сопровождения, составление информации об эффективности функционирования семей опекунов/попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа. Партнерское участие опекунов/попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей в проведении оценки потребностей. Взаимодействие опекунов/попечителей, приемных родителей, родителей-воспитателей и детей на различных этапах функционирования семьи опекуна/попечителя, приемной семьи, детского дома семейного типа.

    3. Блок.

    Итоговый контроль. Выдача справок.

    Лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения, посетившие не менее 80% занятий Программы (а именно, очно тренинговые занятия и лекции, предусмотренные Программой), проходят итоговую аттестацию, в форме собеседования.

    В случае успешного освоения Программы лицам, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения, выдается справка о прохождении обучения на территории ДНР по установленной форме.

    В случае неудовлетворительной сдачи итоговой аттестации и/или не посещения, установленного количества занятий (не менее 80% занятий Программы) лицу, желающему принять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, лишенного родительского попечения, выдается письменный мотивированный ответ о невозможности выдачи справки и рекомендации о повторном прохождении курса обучения или его отдельных разделов.

    Примерный список используемой литературы

    1. “Конвенция о правах ребенка” (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990)// СПБ «Консультант плюс».
    2. Авдеева Н.Н., Хаймовская Н.А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. – М.: Смысл, 2003.
    3. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. – Самара: Самвен, 1998.
    4. Андреева Ю. «Усыновить ребенка. Психологические, юридические, бытовые проблемы и их решение», Вектор, 2008 г.
    5. Андреева Ю. «Хотите усыновить ребенка?», Питер, 2004 г.
    6. Бабурин С.Н., Бородич К.Ю., Глисков А.Г., Забейворота А.И. «Справочник по усыновлению (удочерению) и опеке в РФ: порядок, условия, правовые последствия», М.: МЦФЭР, 2004 г.
    7. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком. Как?», 2003 г.
    8. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», 2008 г.
    9. Журнал «Ау! Родители!»
    10. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. – М.: Просвещение, 1990.
    11. Захарова Ж. А. Помощь и поддержка замещающих семей // Детский дом. 2007. № 1.
    12. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. – М.: Дом, 1993.
    1. Иовчук Н. М., Морозова Е. И., Щербакова А. М. Школа родителей. Об одной из моделей службы психолого-медико-педагогической поддержки детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Детский дом. 2004, № 3.
    2. Красницкая Г.С. и др. Вы решили усыновить ребенка. – М: Дрофа, 2001.
    3. Красницкая Г.С, Рудов А.Г. Создание и функционирование Школы приемных родителей.
    4. Кэмпбелл Р. «Как на самом деле любить детей», М.: Знание, 2000 г.
    5. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2003.
    6. Морозов Д.В. «Поколение Китеж. Ваш приемный ребенок», РИПОЛ Классик, 2008 г.
    7. Морозова Е.И. «Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам». М.: Энас, 2002 г.
    8. Ослон В.Н. Проблемы сопровождения замещающей профессиональной семьи // Дефектология. 2006, № 1.
    9. Ослон В. Н. Формирование «взаимной идентификации» семьи и приемного ребенка в условиях замещающей семейной заботы // Другое детство. М., 2009.
    10. Ослон В.В., Пимонов В.А. О сопровождении замещающей семьи: мишени и технологии помощи (методическое пособие по социально-психолого-педагогической правовой помощи семьям, воспитывающим приемного ребенка). – М., 2009.
    11. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. ‑ М., Генезис, 2006.
    12. Ослон В.Н. Приемная семья — кризисы первого года // Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе / Под ред. В.Н. Стегния. Т. 2. Пермь, 2000.
    13. Ослон В.Н. Ребенок в приемной семье: проблемы воспитания: Пособие для приемных родителей и патронатных воспитателей / ПОИПКПРО.- Пермь, 2004.
    14. Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Замещающая профессиональная семья как одна из моделей решения проблемы сиротства в России // Вопросы психологии. 2001. № 3. С.
    15. Осухова П. Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог, 2001. №31.
    16. Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Красницкая Г.С., Кабышев О.А., протоиерей Аркадий Шатов М.: «Вы решили усыновить ребенка» Дрофа, 2001 г.
    17. Приёмная семья ‑ проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов межд. практ. конф. (28-31 мая 1999 г.). ‑ СПб.: Из-во Общественного Благотворительного Фонда “Родительский мост” (серия “Это ‑ я”), 1999.
    18. Психолого-педагогическос сопровождение семей, находящихся на разных этапах жизненного цикла // Социально-психологические условия обеспечения равных возможностей разным детям и семьям: Сборник материалов районной конференции 23 апреля 2009 года / Под ред. Е.А.Екжановой. – М: Крылья, 2009.
    19. Сергеева В. «Это мой ребенок». М.: Здоровье и общество, 2004 г.
    20. Фурманов И.А, Аладьин А.А., Фурманова Н.В. «Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства». Мн.: «Тесей», 1999 г.
    21. Хрусталькова Н.А.Система комплексного сопровождения профессионально-замещающей семьи // Педагогика. 2007. №2.
И.о. директора Государственной службы по делам семьи и детей
С.А. Майборода
В данный документ изменений не вносилось.