watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Государственный комитет водного и рыбного хозяйства Донецкой Народной Республики

Дата документа: 10.11.2021

Номер документа: 274

Дата государственной регистрации: 02.12.2021

Регистрационный номер: 4827

Заголовок документа: Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах рыбопромыслового флота

Действие документа: Действующий

Классификатор: 160.040.050 - Пожарная безопасность, 160.040.000 - Безопасность общества, 090.070.040 - Водный транспорт

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Государственного комитета водного и рыбного хозяйства Донецкой Народной Республики gkvrhdnr.ru, 02.12.2021

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 18

watermark
НПА ДНР

Государственный комитет водного и рыбного хозяйства
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

10.11.2021
№274
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 4827
от   «02» декабря 2021  г.
Об утверждении Правил пожарной безопасности на судах рыбопромыслового флота

С целью установления требований пожарной безопасности на судах рыбопромыслового флота, в соответствии с пунктом 24 статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (с изменениями),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Правила пожарной безопасности на судах рыбопромыслового флота (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
С.Н. Чернышев
УТВЕРЖДЕНЫ

Приказом
Государственного комитета
водного и рыбного хозяйства
Донецкой Народной Республики
от 10.11.2021 г. № 274



ПРАВИЛА

пожарной безопасности на судах рыбопромыслового флота

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила пожарной безопасности на судах рыбопромыслового флота (далее – Настоящие Правила) устанавливают требования пожарной безопасности для судов в период эксплуатации, подготовки к ремонту, ремонта и отстоя с учетом пожарной опасности технологических процессов, а также ведения промысла и транспортировки уловов.

1.2. Настоящие Правила распространяются на все суда и плавсредства (далее — суда), входящие в состав рыбопромыслового флота Донецкой Народной Республики (кроме маломерных судов).

1.3. Правила являются обязательными для экипажей всех судов рыбопромыслового флота (кроме маломерных судов), а также для работников предприятий и организаций, связанных с эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом судов рыбопромыслового флота и плавсредств.

1.4. Руководители отдельных организаций могут разрабатывать мероприятия по обеспечению пожарной безопасности отдельных судов, ремонтно-отстойных пунктов, если специфика эксплуатации, ремонта, отстоя судов рыбопромыслового флота (кроме маломерных судов) и плавсредств не предусмотрена настоящими Правилами.

1.5. Для Настоящих Правил применяются следующие основные понятия:

Искробезопасный инструмент – инструмент, предназначенный для работы на взрывоопасных производствах и участках, при работе с которым отсутствует искра при любом контакте инструмента с любой поверхностью.

Огневые работы – технологические операции, связанные с применением открытого огня, искрообразованием и нагреванием до температуры, способной вызвать воспламенение газа, горючих жидкостей, материалов и конструкций (электросварка, газосварка, бензокеросинорезка, паяльные работы и т.п.);

Противопожарные разрывы – нормированные расстояния между различными объектами (зданиями или сооружениями, судами), устанавливаемые для остановки распространения огня между ними;

Расписание по пожарной тревоге – документ, регламентирующий обязанности членов экипажа при возникновении пожара и объявлении пожарной/общесудовой тревоги;

Судовладелец – лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании;

Средства противопожарной защиты – первичные средства пожаротушения и источники противопожарного водоснабжения (пожарные краны, пожарные гидранты, пожарные водоёмы), наружные пожарные лестницы, материалы для огнезащиты строительных конструкций, огнетушащие вещества (только специально произведенные химические вещества).

Отстойный пункт – земельный участок и акватория поверхностного водного объекта, обустроенные и оборудованные в целях ремонта, отстоя в летнее и зимнее время года, технического осмотра судов и иных плавучих объектов.

Первичные средства пожаротушения – это немеханизированный ручной пожарный инструмент (багры, ломы, лопаты), вещества, материалы и изделия, предназначенные для локализации и (или) ликвидации очага возгорания на начальной стадии (огнетушители, внутренние пожарные краны, вода в сосудах, песок, кошмы, асбестовые полотна, ведра).

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ РЫБОПРОМЫСЛОВОГО ФЛОТА, КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

2.1. Пожарная безопасность обеспечивается организационно-техническими мероприятиями по предупреждению пожаров, которые предусматривают:

2.1.1. Выполнение требований настоящих правил пожарной безопасности на судах рыбопромыслового флота;

2.1.2. Разработку и осуществление при необходимости дополнительных мероприятий по усилению пожарной безопасности судов;

2.1.3. Контроль за наличием и работоспособным состоянием средств тушения пожаров, пожарной сигнализации и связи;

2.1.4. Проведение противопожарной пропаганды с членами экипажа;

2.1.5. Составление капитаном судна расписания по пожарной тревоге с указанием обязанностей каждого члена экипажа по пожарной тревоге;

2.1.6. Организацию изучения настоящих Правил всеми членами экипажа;

2.1.7. Согласно части 3 статьи 31 Закона Донецкой Народной Республики «О пожарной безопасности», с изменениями (далее – Закон о пожарной безопасности) все работники при приеме на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности;

2.1.8. Согласно части 4 статьи 31 Закона о пожарной безопасности лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, а также должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением пожарной безопасности, до начала выполнения своих обязанностей проходят обучение по вопросам пожарной безопасности в соответствии с требованиями Типового положения об инструктажах, специальном обучении и проверке знаний по вопросам пожарной безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины, утвержденного приказом МЧС Украины от 29.09.2003 № 368 (далее – НАПБ Б.02.005-2003), и Перечня должностей, при назначении на которые лица обязаны проходить обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, и порядок их организации, утвержденного приказом МЧС Украины от 29.09.2003 № 368 (далее – НАПБ Б.06.001-2003);

2.1.9. Работники, функциональные обязанности которых связаны с обеспечением безаварийной работы объектов повышенной опасности или с выполнением отдельных работ повышенной опасности, до начала самостоятельной работы проходят дублирование обучения в соответствии с требованиями НАПБ Б.02.005-2003 и НАПБ Б.06.001-2003.

2.2.  За противопожарную безопасность несет ответственность:

2.2.1. Судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, — капитан судна;

2.2.2. Ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа — судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;

2.2.3. Судна, находящегося в доке, — предприятие, производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, которое находится в доке.

III. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ В ПЕРИОД НАВИГАЦИИ

3.1. Экипаж судна обязан строго соблюдать настоящие Правила пожарной безопасности.

3.2. Капитан (бригадир) при периодическом осмотре судна должен также производить проверку его противопожарного состояния, наличия и исправности средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты, в том числе дыхательных изолирующих аппаратов, имеющихся на судне.

3.3. На судне в любое время суток должен быть обеспечен доступ во все, в том числе запирающиеся, помещения. Для каждого замка всех помещений следует иметь два комплекта ключей, один из которых должен храниться у вахтенного начальника.

3.4. Курение на судах допускается в специально отведенных местах. Места для курения должны быть снабжены емкостями с водой, иметь надписи: «Место для курения».

IV. МАШИННЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

4.1. В машинных помещениях:

4.1.1. Не допускается хранение горюче-смазочных материалов;

4.1.2. Для промывки оборудования и механизмов в машинном помещении применять негорючие моющие жидкости;

4.1.3. Вентиляция машинных помещений должна быть в исправном состоянии и постоянной готовности к действию.

4.2. В рефрижераторном отделении необходимо:

4.2.1. При обнаружении утечки аммиака, немедленно приступить к ее устранению;

4.2.2. Системы водяных завес содержать в постоянной готовности к действию;

4.2.3. Иметь ручные переносные порошковые и углекислотные огнетушители.

4.3. Искрогасители главных и вспомогательных двигателей, отопительных котлов должны быть исправны, содержаться в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода — изготовителя и поддерживаться в постоянной готовности.

V. АККУМУЛЯТОРНЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ

5.1. Для обеспечения взрыво- и пожаробезопасности аккумуляторных помещений необходимо:

5.1.1. Включать приточно-вытяжную вентиляцию перед началом заряда и отключать после удаления газа, но не ранее чем через 1,5 ч после окончания заряда;

5.1.2. При работе с аккумуляторными батареями пользоваться только искробезопасным инструментом;

5.1.3. Пользоваться фонарями или переносными светильниками взрывозащищенного исполнения с автономным источником питания;

5.1.4. Эксплуатация и зарядка аккумуляторов должна выполняться в соответствии с инструкцией по эксплуатации завода – изготовителя;

5.1.5. Аккумуляторное помещение должно быть всегда заперто на замок;

5.1.6. На дверях аккумуляторного помещения должны быть нанесены надписи: «Аккумуляторная», «Огнеопасно», «Запрещается курить» и вывешены соответствующие предупреждающие плакаты и знаки безопасности о запрете использования открытого огня.

5.2. В аккумуляторных помещениях запрещается:

5.2.1. Курить и пользоваться открытым огнем;

5.2.2. Проверять аккумуляторы путем замыкания клемм;

5.2.3. Производить какие-либо работы, не связанные с обслуживанием аккумуляторов;

5.2.4. Пользоваться в помещении электронагревательными приборами и аппаратами.

VI. ОТОПЛЕНИЕ И ВЕНТИЛЯЦИЯ

6.1. Отопление судов должно осуществляться только штатными отопительными приборами. Использование переносных нагревательных приборов для отопления судов запрещается.

6.2. Вентиляционные каналы, предназначенные для удаления взрыво- и пожароопасных паров и газов, должны быть газонепроницаемыми.

VII. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ СУДОВ

7.1. Электроустановки и электросети, эксплуатируемые на судне, должны соответствовать требованиям Правил устройства электроустановок, утвержденных Министерством энергетики и электрификации СССР, 1986 г., действующих на территории Донецкой Народной Республики на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики (далее – ПУЭ), НПАОП 40.1-1.32-01 «Правила устройства электроустановок. Электрооборудование специальных установок», утвержденных Приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 21.06.2001 № 272, действующих на территории Донецкой Народной Республики на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики  (далее – НПАОП 40.1-1.32-01), Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Министерства топлива и энергетики Украины от 25.07.2006 № 258, действующих на территории Донецкой Народной Республики на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Народной Республики (далее — ПТЭЭП).

7.2. Перед началом эксплуатации капитан (бригадир) должен проверить надежность действия пожарной и аварийной сигнализации. Ежемесячно, а также перед выходом в плавание, необходимо проверять надежность работы электрических приводов пожарных насосов.

7.3. На судах разрешается пользоваться только теми бытовыми электроприборами, которые предусмотрены нормами снабжения и утверждены Приказом судовладельца.

VIII. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ СУДОВ ОТ БЕРЕГОВЫХ СЕТЕЙ В МЕСТАХ ВРЕМЕННОЙ СТОЯНКИ

8.1. Эксплуатация судовых электросетей при электроснабжении судов от береговых сетей, должна осуществляться в соответствии с требованиями Правил безопасной эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Госнадзорохрантруда Украины от 09.01.1998 № 4, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 10.02.1998, регистрационный № 93/2533, действующих на территории Донецкой Народной Республики на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Республики (далее – ПБЭЭП) и ПТЭЭП, в соответствии с Правилами пожарной безопасности в Украине, утвержденными Приказом Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций от 19.10.2004 № 126, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 04.11.2004, регистрационный № 1410/10009, действующими на территории Донецкой Народной Республики на основании части 2 статьи 86 Конституции Донецкой Республики (далее – ППБУ).

8.2. Электроустановки, предназначенные для временного электроснабжения судов, должны соответствовать требованиям ПУЭ и быть приняты в эксплуатацию в соответствии с требованиями главы 4 раздела IV ПТЭЭП.

Определение места расположения и способ подключения электроустановок судов к сети отстойного пункта необходимо выполнять согласно утвержденным проектам, которые прошли экспертизу в органах государственного пожарного надзора в соответствии с требованиями части 3 статьи 34 Закона о пожарной безопасности.

8.3. Подключение электроснабжения судна к береговой сети не должно исключать возможность запуска судовых пожарных электронасосов и других средств пожаротушения, если ими судно укомплектовано.

IX. МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СУДОВ К РЕМОНТУ И ОТСТОЮ

9.1. На подлежащем ремонту или зимнему отстою судне прекращается работа двигателей внутреннего сгорания.

9.2. Пожарные рукава, стволы и инвентарь, убирают в одно из помещений судна, которое запирается и пломбируется.

9.3.  При постановке судна на отстой без ремонта выполняются все требования настоящих Правил. При этом судно к береговому электропитанию не подключается.

X. ОГНЕВЫЕ РАБОТЫ

10.1. Огневые работы допускается выполнять только для ремонта судна.

10.2. Ответственность за безопасность огневых работ, проводимых экипажем судна, возлагается на капитана судна, который обязан:

10.2.1. Назначить ответственного за пожарную безопасность огневых работ;

10.2.2. Провести противопожарный инструктаж исполнителям этих работ;

10.2.3. Оформить наряд-допуск на выполнение временных огневых работ, с фиксацией в судовом журнале; в аварийных случаях огневые работы допускается проводить без наряда-допуска, но под надзором капитана или механика судна;

10.2.4. Организовать контроль за состоянием места проведения огневых работ в течение 3 часов после их окончания.

10.3. Огневые работы в рейсе допускается проводить только с разрешения капитана судна.

10.4. Огневые работы проводятся только после принятия мер, исключающих возможность возникновения пожара, а именно: очистки места проведения огневых работ от горючих материалов, защиты горючих конструкций, обеспечения первичными средствами пожаротушения, на расстоянии не менее 5 м при дуговой и газовой сварке и не менее 10 м во время газовой резки.

10.5. При подготовке к огневым работам, следует использовать возможность переноса этих работ из опасных в пожарном отношении мест судна на берег или на открытую палубу.

10.6. Исполнителем огневых работ должны быть приняты меры, исключающие попадание раскаленных частиц и расплавленного металла в смежные помещения. Двери, соединяющие помещения, где выполняют огневые работы, со смежными помещениями должны быть закрыты.

10.7. Во время проведения огневых работ, электрические кабели, технологические прорези, механизмы, распределительные щиты, приборы и другое оборудование должны быть защищены от искр, расплавленного металла и воздействия повышенной температуры (металлическими экранами, покрывалами из негорючего теплоизоляционного материала или другими способами).

10.8. Оборудование для электросварочных работ (переносные или передвижные электросварочные установки) должно быть установлено на берегу или только на верхней палубе и отвечать требованиям ПУЭ и ГОСТ 12.2.007.8-75 «Система стандартов безопасности труда. Устройства электросварочные и для плазменной обработки. Требования безопасности».

10.9. В помещениях, где ранее проводились огнеопасные работы, применяли или хранили легковоспламеняющиеся жидкости и горючие вещества, огневые работы должны проводиться только в условиях предварительного тщательного проветривания этого помещения или с исправной системой вентиляции.

10.10. Перед проведением огневых работ на конструкциях, отделяющих смежные помещения, в которых находятся емкости с горючими газами, легковоспламеняющимися жидкостями и (или) горючими веществами, эти помещения должны быть провентилированы (проветрены), а емкости – изъяты из помещений в безопасное место.

10.11. Огневые работы на изолированных конструкциях допускается проводить только после удаления горючего покрытия вокруг места выполнения работ.

10.12. Электросварочные работы проводятся с обратным проводом, если объектом сварки не является корпус судна.

10.13. После окончания огневых работ вся электросварочная и газосварочная аппаратура и оборудование убираются с судна.

10.14. Запрещается:

10.14.1. Приступать к работе в случае неисправности газосварочной и электросварочной аппаратуры;

10.14.2. Допускать к огневым работам лиц, не прошедших специальное обучение и проверку знаний в соответствии с требованиями НАПБ Б.02.005-2003 и НАПБ Б.06.001-2003, а также требованиями части 4 статьи 31 Закона о пожарной безопасности;

10.14.3. Пользоваться одеждой и рукавицами со следами масел и жиров, бензина, керосина и других горючих веществ, промасленными обтирочными материалами;

10.14.4. Допускать соприкосновение электрических проводов с баллонами со сжатыми, сжиженными и растворенными газами, а также с газовыми шлангами;

10.14.5. Продувать шланги для горючих газов кислородом и кислородный шланг горючими газами, а также делать взаимную замену этих шлангов во время работы;

10.14.6. Отогревать замерзшие газовые трубопроводы, вентили баллонов, редукторов и другие детали сварочных установок открытым огнем или раскаленными предметами;

10.14.7. Перемещаться с зажженной горелкой или резаком по судну за пределы рабочего места;

10.14.8. Класть горячую горелку или резак на горючие предметы и материалы;

10.14.9. Оставлять подключенными газовые шланги и электросварочные кабели на время отсутствия исполнителя огневых работ или во время перерыва в работе;

10.14.10. Пользоваться газовыми шлангами, длина которых меньше, чем 10 м и больше, чем 40 м;

10.14.11. Зажимать, перекручивать или заламывать шланги, подающие кислород или горючее к резаку и горелке;

10.14.12. Работать от одного водяного затвора двум и более сварщикам;

10.14.13. Хранить и ремонтировать электросварочную и газосварочную аппаратуру на рабочем месте.

10.15. Запрещается проводить огневые работы в таких условиях:

10.15.1. Во время зарядки аккумуляторных батарей;

10.15.2. Во время грузовых операций с огнеопасными грузами;

10.15.3. Во время бункеровки;

10.15.4. На трубопроводах и емкостях с легковоспламеняющимися жидкостями, горючими веществами и газами.

XI. МЕРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СУДАХ ПРИ РЕМОНТЕ И ОТСТОЕ

11.1. Противопожарный режим на отстойном пункте, устанавливается приказом руководителя (уполномоченным лицом) отстойного пункта.

11.2. Проживание на судах, принятых на ремонт и отстой, запрещается.

11.3. Вентиляционные каналы на судах должны быть перекрыты заслонками.

11.4. Одновременно с постановкой судов на ремонт и на отстой, администрацией (уполномоченным лицом) отстойного пункта оборудуются посты пожарного инвентаря. Каждый пост пожарного инвентаря должен быть укомплектован: двумя пожарными ведрами, двумя пожарными топорами, ломом, лопатой, кошмой, указателем о порядке вызова пожарной команды и объявления тревоги.

11.5. Вдоль береговой полосы отстойного пункта должны быть пожарные подъезды и пирсы, обеспечивающие возможность подачи воды пожарными автомобилями на любой счал.

11.6. После постановки последнего судна администрацией (уполномоченным лицом) отстойного пункта составляется план фактической расстановки судов с указанием противопожарных разрывов между ними. На берегу против каждого судна устанавливается табличка с указанием наименования судна.

11.6.1. План расстановки судов должен предусматривать следующие требования к противопожарным разрывам:

при линейной расстановке судов (каждое судно устанавливается к причальной стенке бортом) — расстояние между носом и кормой двух соседних судов в пределах одной линии должно быть не менее 2 метров;

при групповой расстановке судов (суда устанавливаются к причальной стенке кормой или носом) — противопожарный разрыв между бортами двух соседних судов в пределах одной группы должен быть не менее 5 метров.

11.7. После окончательной расстановки судов, администрация (уполномоченное лицо) отстойного пункта составляет оперативно-тактический план пожаротушения, который подлежит согласованию с местными органами пожарной охраны. В плане должны быть даны рекомендации по тушению пожара ответственному за отстой флота (ответственному дежурному) до прибытия местной пожарной команды. Оперативный план должен находиться в документации ответственного за отстой флота.

11.8. Противопожарные разрывы, подъезды к водоисточникам, съезды с берега на лед и проезды по территории отстойного пункта должны быть всегда свободными для проезда пожарного автотранспорта и оборудованы предупреждающими знаками.

11.9. Образующиеся при работах на льду и на берегу отходы производства и остатки нефтепродуктов должны регулярно убираться и удаляться в места, безопасные в пожарном отношении.

11.10. Вахтенная служба должна ежедневно проверять готовность пожарных насосных установок отстойного пункта.

11.11. При проведении ремонтных работ на судах запрещается: разбрасывать обтирочные материалы, захламлять помещения, загромождать проходы и выходы.

Хранение рабочей спецодежды, загрязненной горюче-смазочными материалами, на ремонтирующихся судах не допускается.

11.12. Все огневые работы должны организовываться и производиться в соответствии с учётом норм и требований настоящих Правил.

11.13. Подключение ремонтирующихся судов к береговому источнику электроэнергии осуществляется в соответствии с требованиями пункта 8.2 раздела VIII настоящих Правил.

ХII. СРЕДСТВА ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ. НОРМЫ СНАБЖЕНИЯ

12.1. Все средства противопожарной защиты должны быть легкодоступными и поддерживаться в состоянии постоянной готовности к применению.

12.2. Ответственность за наличие на судне средств противопожарной защиты, оборудования и систем пожаротушения возлагается на капитана.

12.3. Средства противопожарной защиты, оборудование и системы пожаротушения используются только по прямому назначению. Средства противопожарной защиты разрешается использовать на занятиях и тренировочных учениях. Использованные средства противопожарной защиты в короткий срок приводят в готовность к немедленному использованию, а вышедшие из строя приводят в исправное техническое состояние или заменяют.

12.4. Во время хранения и размещения средств противопожарной защиты на судне обеспечивается:

12.4.1. Надежность их крепления и быстрая их съемка при пожаре;

12.4.2. Соответствующая маркировка;

12.4.3. Свободный доступ к ним и возможность быстрого использования;

12.4.4. Сохранение во время их длительного хранения на судне.

12.5. Комплекты снаряжения для пожарных хранятся готовыми к применению в легкодоступных местах, наиболее отдаленных друг от друга.

В комплект снаряжения для пожарных входит:

защитная одежда из материала, способного защитить кожу от тепла, излучаемого при пожаре, ожогов и ошпаривания, наружная поверхность должна быть водостойкой;

ботинки и перчатки из резины или другого неэлектропроводного материала;

жесткий шлем, обеспечивающий эффективную защиту от удара;

переносной безопасный фонарь с минимальным временем горения 3 ч;

пожарный топор с ручкой из дерева твердых пород (если для ручки применен другой материал, он должен быть покрыт изоляцией, не проводящей электричество);

защитная одежда может быть в виде теплоотражающего или термостойкого костюмов.

12.6. Металлические ящики с песком комплектуются совковой лопатой и крышкой, которая легко открывается, а также устройством для удержания крышки в открытом положении. Песок в ящиках должен быть сухим, чистым, без комков и мусора.

12.7. Покрывала для тушения пламени (кошма) должны иметь размеры 1,5х2 м или 2х2 м и храниться в сухом состоянии в специальных футлярах или шкафах, которые легко открываются.

12.8. Пожарные ведра должны быть окрашены в красный цвет с нанесением надписи «пожарное» и храниться на открытых палубах в легкодоступных местах.

12.9. Эксплуатацию и техническое обслуживание огнетушителей, пожарных рукавов и стволов необходимо осуществлять в соответствии с паспортом завода — изготовителя.

12.10. Огнетушители устанавливаются в легкодоступных и заметных местах, а также в пожароопасных местах, где наиболее вероятно появление очагов возгорания. При этом необходимо обеспечить защиту их от попадания прямых солнечных лучей, тепловых потоков, механических повреждений и других неблагоприятных воздействий.

Размещение огнетушителей на кронштейнах и в специальных пожарных шкафах должно обеспечивать возможность считывания основных надписей и пиктограмм, определяющих порядок приведения их в действие.

12.11. Огнетушители устанавливают на высоте не более чем 1,5 м от уровня палубы до ручки огнетушителя и на расстоянии от дверей, достаточном для их полного открывания.

Допускается установка огнетушителей на настил палубы с обязательной фиксацией их от возможного падения.

12.12. Огнетушители должны иметь:

12.12.1. Учетные (инвентарные) номера по принятой на судне системе нумерации;

12.12.2. Пломбы на устройствах ручного пуска;

12.12.3. Бирки и маркировочные надписи на корпусе, сигнальную окраску, предусмотренные заводом — изготовителем.

12.13. Использованные огнетушители, а также огнетушители, из которых произошла утечка огнетушащего вещества или газа вытеснителя, а также с механическими повреждениями, в том числе с сорванными пломбами, заменяются исправными.

12.14. Огнетушители, выведенные из эксплуатации на время ремонта, испытаний или перезаряда, заменяются резервными огнетушителями с аналогичными параметрами.

12.15. Нормы оснащения первичными средствами пожаротушения:

12.15.1. Минимальное количество ручных переносных порошковых огнетушителей (далее — ОП) и углекислотных огнетушителей (далее — ОУ), подлежащих применению внутри жилых и служебных помещений, определяют исходя из нормы: два огнетушителя на каждые полные и неполные 30 м длины участков палуб, на которых эти помещения расположены;

12.15.2. В постах управления положен один огнетушитель ОП на каждое помещение, при этом допускается установка одного огнетушителя в коридоре на группу небольших помещений суммарной площадью до 50 м2 при условии, что входы в эти помещения расположены рядом, в одном коридоре;

12.15.3. Одним огнетушителем ОУ снабжается каждое помещение или группа помещений, где имеется электро — или радиооборудование, а также штурманская рубка и хранилище карт;

12.15.4. В камбузах, работающих на электричестве, угле, паре или газе и имеющих площадь более 50 м2 – один огнетушитель ОП или ОУ. В прочих хозяйственных помещениях – один огнетушитель ОП. Если в коридоре у входа в помещение огнетушители имеются, то внутри помещения установка их необязательна. В кладовых для хранения легковоспламеняющихся и горючих материалов — по одному огнетушителю ОП на каждое помещение. При площади кладовой менее 50 м2, может быть допущена установка огнетушителей в коридоре в непосредственной близости у входа в данное помещение;

12.15.5. В машинных отделениях с главными или вспомогательными механизмами, работающими на жидком топливе, — один огнетушитель ОП на каждые полные 1000 л. с, но не менее двух на помещение, однако нет необходимости иметь более шести огнетушителей на помещение. В машинных отделениях судов с главными паровыми механизмами — два огнетушителя ОП на каждое помещение;

12.15.6. В помещениях, в которых располагаются электрические машины или механизмы, — один огнетушитель ОУ;

12.15.7. В аккумуляторных – один огнетушитель ОУ на помещение. В помещениях сварочной мастерской и для хранения сварочного оборудования – один огнетушитель ОП и один огнетушитель ОУ на каждое помещение.

12.16. При расстановке  огнетушителей, необходимо учитывать, что ОП  с массой заряда 3 кг используется в помещениях до 30 м2, ОП  с массой заряда    4 кг используется в помещениях до 40 м2, ОП с массой  заряда 5 кг способен бороться с огнем на площади до 50 м2, а  иными словами каждая единица маркировки огнетушителя обозначает 10 м2 защищаемой площади.

Рекомендуемая масса заряда ОУ – от 3,5 до 5,6 кг.

XIII. ДЕЙСТВИЯ ЭКИПАЖА СУДНА ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА

13.1. Первый член экипажа, обнаруживший пожар, немедленно подает сигнал общесудовой тревоги, который дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол, после чего незамедлительно сообщает о пожаре в пожарную охрану по телефону «101» и капитану судна. На доске стояночного расписания у трапа должны быть указаны номера телефонов пожарной охраны.

13.2. После подачи сигнала общесудовой тревоги, капитаном (бригадиром) судна определяется комплекс технических и организационных мер для его тушения, направленный на обнаружение и выявление места его возникновения, размера, характера, установление возможности эвакуации людей из помещений, охваченных пожаром, ограничения распространения пожара по судну, предупреждение возможных взрывов, борьбу с пожаром и ликвидацию его последствий.

13.3. При объявлении общесудовой тревоги необходимо:

13.3.1. Остановить движение судна, а в случае необходимости развернуть его так, чтобы пламя и дым сбивались ветром за борт;

13.3.2. Задраить все противопожарные двери и заслонки;

13.3.3. Выключить вентиляцию;

13.3.4. Герметизировать корпус судна, задраить водогазонепроницаемые перекрытия, иллюминаторы, запорные устройства судовой вентиляции после эвакуации людей из аварийного отсека;

13.3.5. Привести в готовность к немедленному действию все стационарные системы пожаротушения и средства противопожарной защиты;

13.3.6. Отключить электроэнергию в районе пожара с разрешения капитана (бригадира) судна;

13.3.7. Направить члена аварийной группы для обследования места пожара.

13.4.  При обследовании места (района) пожара необходимо установить:

13.4.1. Место и размеры очагов пожара;

13.4.2. Тип горящих материалов;

13.4.3. Количество пострадавших и отрезанных огнём людей в помещениях и пути их эвакуации;

13.4.4. Масштаб пожара и пути его распространения по судну, опасность пожара для смежных помещений и людей, условия, усложняющие или облегчающие борьбу с пожаром.

13.5. Получив результаты обследования места (района) пожара, капитан (бригадир) организовывает вынос потерпевших из охваченных огнём помещений и задымленных районов, направляет необходимое количество людей и средств для тушения пожара и определяет их действия, организует осмотр смежных помещений и при необходимости даёт указания по охлаждению переборок и палуб для предупреждения возникновения пожара в этих помещениях.

13.6. До окончания вентилирования входить в помещение запрещается. После вентилирования помещения, разрешается входить в изолирующих дыхательных аппаратах, в полном снаряжении пожарных со спасательным тросом, соблюдая меры безопасности, предварительно убедившись в снижении температуры в помещении ниже 60оС.

13.7. Успешный исход в тушении пожара во многом зависит от своевременного обнаружения пожара и выбора способа его тушения.

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.