watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики

Дата документа: 13.05.2016

Номер документа: 13

Заголовок документа: О процессуальном порядке рассмотрения судами дел об административном правонарушении и постановлении по делам об административных правонарушениях

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 180.030.000 - Верховный Суд

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 9

watermark
НПА ДНР

Пленум Верховного Суда
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

13.05.2016
№13
О процессуальном порядке рассмотрения судами дел об административном правонарушении и постановлении по делам об административных правонарушениях

Судопроизводство по делам об административных правонарушениях — это деятельность уполномоченных субъектов по применению административных взысканий к физическим и должностным лицам за совершение ими противоправных деяний (бездействия), определённых законодательством об административных правонарушениях.

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Постановление представляет собой основную форму применения правовых норм. Постановление (решение) по делу об административном правонарушении, являясь индивидуальным правоприменительным актом, завершает фактический состав юридической ответственности. В этом акте обеспечивается решение всех вопросов ответственности, связанных с объёмом санкций и порядком их действия.

В переходный период до принятия законодательства Донецкой Народной Республики в соответствии с Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 2022 от 27.02.2015 «О временном порядке применения на территории Донецкой Народной Республики Кодекса Украины об административных правонарушениях», с учётом внесённых изменений и дополнений Постановлением № 10-14 от 02.06.2015, Постановлением № 13-2 от 22.07.2015, Постановлением № 19-25 от 16.10.2015, судам следует применять Кодекс Украины об административных правонарушениях, введённый в действие Постановлением Верховного Совета Украинской ССР от 07.12.1984 № 8074-10, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 19.11.2013 (далее — КУоАП), до принятия Кодекса об административных правонарушениях Донецкой Народной Республики.

В целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства об административных правонарушениях, дальнейшего совершенствования судебной деятельности Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики дать судам следующие разъяснения:

1. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судье следует установить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела, правильно ли составлены протоколы и другие материалы дела об административном правонарушении; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы; подлежат ли удовлетворению ходатайства лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их представителей и законных представителей.

При решении вопроса о подведомственности дел об административных правонарушениях судам общей юрисдикции необходимо исходить из положений, закреплённых в статье 221 КУоАП.

В статье 276 КУоАП закреплено общее правило, в соответствии с которым дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. Местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер — место окончания противоправной деятельности, её пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.

При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица.

В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.

Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в статье 256 КУоАП, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, в том числе нарушение установленных в статье 38 КУоАП сроков наложения административного взыскания.

Нормы КУоАП не запрещают возвращение протокола об административном правонарушении, составленного не уполномоченным на то должностным лицом или без соблюдения требований статьи 256 КУоАП, мотивированным постановлением для надлежащего оформления.

Судам следует учитывать, что возвращение протокола об административном правонарушении возможно только на стадии подготовки дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела по существу.

Постановление судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения. Обжалованию такое постановление не подлежит, на него не может быть принесён протест прокурором.

2. Рассмотрение дела об административном правонарушении как самостоятельная стадия производства представляет собой совокупность процессуальных действий, направленных на проверку и юридическую оценку фактических обстоятельств дела и принятие решения по делу. Решение по существу дела об административном правонарушении оформляется постановлением.

В целях соблюдения установленных статьей 277 КУоАП сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КУоАП не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).

Нормами КУоАП не предусмотрено ведение протокола судебного заседания при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако при необходимости судья вправе принять решение о ведении протокола судебного заседания, и в таком случае в протоколе должен быть зафиксирован процесс рассмотрения дела об административном правонарушении в полном объёме. В то же время при необходимости проведения отдельных судебных действий, в частности, воспроизведения обстановки совершения административного правонарушения, осмотра места правонарушения, эти судебные действия подлежат фиксации самостоятельным протоколом и составление протокола судебного заседания с фиксацией в полном объёме процесса рассмотрения дела не требуется.

Исключение составляют дела о коррупционных деяниях, ведение протокола судебного заседания по которым является обязательным.

Нормы КУоАП не регулируют порядок и основания заявления и рассмотрения отвода судье, рассматривающему дело об административном правонарушении, поэтому при решении вопроса о принятии дела об административном правонарушении к своему производству судье следует соблюдать общепринятые нормы и учитывать общепринятые основания для отвода и своевременно ставить перед председателем суда вопрос о передаче дела другому судье.

3. В соответствии с частью 1 статьи 269 КУоАП потерпевшим признаётся лицо, которому административным правонарушением причинён моральный, физический или имущественный вред.

Исходя из части 2 статьи 269 КУоАП, право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

4. В случаях, когда при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья выносит постановление о назначении экспертизы. Такое постановление может быть вынесено как по инициативе судьи, так и на основании ходатайства лица, в отношении которого ведётся производство по делу, потерпевшего или иных участников судопроизводства по делу об административном правонарушении.

В постановлении о назначении экспертизы должны быть изложены обстоятельства совершения административного правонарушения, приведены факты и обстоятельства, которые явились основанием для назначения экспертизы, чётко сформулированы вопросы, которые ставятся на разрешение экспертизы, и приведены иные данные, которые дадут эксперту возможность объективно и в короткие сроки провести исследование и подготовить заключение. Эксперт также должен быть предупреждён об уголовной ответственности за заведомо ложное заключение по ст.362 УК Донецкой Народной Республики.

При решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учётом объёма и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.

5. Обратить внимание судей на то, что статья 268 КУоАП предусматривает возможность рассмотрения дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, лишь при наличии в деле сведений о надлежащем уведомлении данного лица о времени и месте рассмотрения данного дела и в отсутствие его ходатайства об отложении рассмотрения дела. В случаях, предусмотренных частью второй статьи 268 КУоАП, и в других случаях, предусмотренных законом, явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в суд, рассматривающий дело, является обязательной.

6. По результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях выносятся следующие виды постановлений:

а) о наложении административного наказания;

б) о применении мер воздействия, предусмотренных нормами КУоАП, в отношении несовершеннолетних;

в) о прекращении производства по делу.

7. Постановление о наложении административного наказания выносится в случае, если материалами дела доказана виновность лица в совершении административного правонарушения, если нет обстоятельств, исключающих административную ответственность, и отсутствуют основания для освобождения лица от административной ответственности.

Определение меры наказания осуществляется в рамках, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершённое правонарушение, в точном соответствии с законодательством об административных правонарушениях и с учётом принципа индивидуализации. Никто не может быть подвергнут мерам воздействия в связи с административным правонарушением иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Постановление по делу об административном правонарушении состоит из вводной, описательной и резолютивной частей.

Во вводной части должно быть указано следующее: дата вынесения постановления, наименование населенного пункта, на территории которого находится суд; наименование суда, рассматривающего дело об административном правонарушении; должность, фамилия, инициалы судьи; данные о секретаре судебного заседания, если велся протокол; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, гражданство, место работы или род деятельности, должность, адрес проживания, данные о предыдущих фактах привлечения к административной ответственности); фамилия, инициалы других участников процесса.

О лице, привлекаемом к административной ответственности, могут быть указаны иные сведения, например, идентификационный номер налогоплательщика, в отношении которого вынесено постановление за нарушение в области налогообложения; также при наличии таковых — данные об инвалидности лица, наличии у него государственных наград, почётных, воинских и других званий.

В описательной части постановления излагаются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела: краткое изложение обстоятельств совершения административного правонарушения, установленных судом, анализ и оценка доказательств, исследованных при рассмотрении дела.

При противоречивости объяснений свидетелей (иных исследованных при рассмотрении дела доказательств) в описательно-мотивировочной части постановлений приводится анализ доказательств и обоснование принятия тех или иных из них за основу решения по делу.

В постановлении должны получить оценку все доказательства. Судья должен указать, какие из доказательств признаны достоверными, а какие — недостоверными, привести убедительные аргументы в подтверждение своих выводов.

При определении вида и размера административного наказания должны быть учтены как обстоятельства совершённого правонарушения, так и данные о личности правонарушителя, в том числе его семейное и материальное положение, а также состояние здоровья и иные обстоятельства, влияющие на вид и раз мер наказания.

Также в постановлении необходимо мотивировать выводы суда относительно квалификации административного правонарушения по той или иной статье закона, его части либо пункту.

При рассмотрении дела может быть сделан вывод о необходимости освобождения от административного наказания. В этом случае постановление также должно содержать мотивировку принятого решения.

Резолютивная часть постановления представляет собой логический и юридический вывод из приведённого в описательной части, в котором четко формулируется решение по рассматриваемому делу об административном правонарушении.

В резолютивной части постановления указывается:

а) фамилия, имя, отчество лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении;

б) решение о признании лица, в отношении которого рассмотрено дело об административном правонарушении, виновным;

в) соответствующая статья КУоАП, по которой данное лицо признано виновным;

г) вид и размер налагаемого административного наказания (основного и в предусмотренных законом случаях дополнительного); окончательная мера административного наказания;

д) указание о том, что постановление вступает в законную силу немедленно после его оглашения, а также о том, что на него может быть подан протест прокурором;

е) цифрами и прописью указываются размер наложенного штрафа, срок исправительных работ и административного ареста;

ж) при применении административного ареста — начало срока его исчисления.

Содержание резолютивной части постановления в определённой мере зависит также от вида административного проступка и применяемых мер административного наказания.

Запись с перечислением конфискованных предметов и их индивидуальных признаков с обозначением стоимости производится в резолютивной части постановлений по всем видам дел, связанных с применением конфискации (по делам о контрабанде, нарушении правил охоты и т. п.).

По делам об административных правонарушениях, связанным с причинением имущественного ущерба, в резолютивной части постановлений необходимо указывать размер денежных сумм (цифрами и прописью), взыскиваемых в качестве возмещения ущерба, и в пользу кого они взыскиваются.

Также в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении необходимо решить вопрос об изъятых вещах, документах и вещественных доказательствах.

Резолютивная часть постановления по делу об административном правонарушении должна быть по возможности краткой и предельно чёткой, чтобы не возникало вопросов при её исполнении.

8. Постановление о прекращении производства по делу выносится в следующих случаях:

а) при отсутствии события и состава административного правонарушения;

б) если лицо на момент совершения административного правонарушения не достигло шестнадцатилетнего возраста;

в) в случае смерти лица, совершившего административное правонарушение;

г) при невменяемости лица, совершившего противоправное действие или бездействие;

д) совершения действия лицом в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны;

е) окончания на момент рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, в течение которых административное взыскание может быть наложено, предусмотренных ст.38 КУоАП;

ж) при малозначительности деяния и объявлении устного предупреждения;

з) при передаче материалов дела на рассмотрение общественной организации или трудового коллектива;

и) при передаче материалов дела прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

9. Согласно ст. 38 КУоАП административное наказание по делам об административных правонарушениях, подведомственным судам, может быть наложено не позднее трёх месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — трёх месяцев со дня его выявления.

В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения административное наказание может быть наложено не позднее месяца со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении, но не позднее трёх месяцев со дня совершения правонарушения либо его выявления.

При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днём выявления длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения и до этого дня не обладало и не могло обладать информацией о его совершении.

Срок привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определённому сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

В постановлении о прекращении производства по делу по данному основанию должны быть приведены все доказательства и мотивы, обосновывающие вывод о виновности лица, указание о признании его виновным и прекращении дела в связи с истечением сроков, в течение которые лицо может быть привлечено к административной ответственности.

Следует иметь в виду, что в случае, когда лицо, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, настаивает на своей невиновности, ему не может быть отказано в проверке и оценке доводов об отсутствии в его действиях (бездействии) состава административного правонарушения в целях обеспечения судебной защиты прав и свобод этого лица.

По результатам исследования обстоятельств по делу судья при наличии доказательств совершения административного правонарушения лицом и истечении к моменту принятия решения сроков, в течение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности, выносит постановление о прекращении дела на основании ст. 38 КУоАП. В случае же, когда отсутствуют доказательства состава административного правонарушения в действиях лица либо события административного правонарушения, судья независимо от истечения срока, в течение которого лицо может быть привлечено к административной ответственности, выносит постановление о прекращении дела по этим основаниям.

Учитывая, что одной из задач законодательства об административных правонарушениях является охрана прав и свобод граждан и что в соответствии со ст. 8 КУоАП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действующего во время и по месту совершения правонарушения, разъяснить судам следующее: в случае, если лицо, совершившее административное правонарушение, немедленно после совершения административного правонарушения установить не представилось возможным и таковое будет установлено в результате розыскных мероприятий, предусмотренные ст. 38 КУоАП сроки, в течение которых может быть наложено административное взыскание, исчисляются со дня установления этого лица. Протокол подлежит составлению немедленно после установления лица, совершившего административное правонарушение, но может быть составлен не более чем в течение одного года с момента совершения административного правонарушения.

10. Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.

Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определённому сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.

При нарушении правил дорожного движения, повлекшем повреждение транспортных средств, груза, автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, дорожных сооружений или другого имущества, ответственность по ст. 124 КУоАП наступает только в случаях причинения данным нарушением ущерба правам и законным интересам граждан, организаций либо государственным или общественным интересам.

Нарушение правил дорожного движения, повлекшее причинение ущерба исключительно лицу, управлявшему транспортным средством, состава правонарушения, предусмотренного ст.124 КУоАП, не образует.

11. В том случае, если при составлении протокола об административном правонарушении допущена описка при указании части (пункта) соответствующей статьи КУоАП, судья вправе, приведя соответствующие мотивы в постановлении, правильно квалифицировать деяние лица, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении.

Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершённого правонарушения, судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КУоАП, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в случае, если такая переквалификация не приведёт к ответственности по закону, предусматривающему более суровое административное наказание, то есть в случае, если не возникает вопрос о возможном ухудшении положения лица, в отношении которого ведётся производство по делу.

В иных случаях следует выносить постановление о прекращении дела об административном правонарушении за отсутствием состава правонарушения, о совершении которого составлен протокол в отношении лица.

12. Постановление судьи по делу об административном правонарушении составляется и оглашается по окончании рассмотрения дела, вступает в законную силу немедленно после его оглашения. При этом копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в срок, установленный КУоАП.

Кроме того, в предусмотренных законом случаях копия постановления по делу об административном правонарушении высылается судом соответствующему органу государственной власти, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, организации.

13. Судья, рассматривающий дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вправе внести соответствующим организациям и должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Организации и должностные лица обязаны рассмотреть представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах судье, внёсшему представление.

14. Дела об административных правонарушениях, подведомственные суду, по фактам совершения которых составлены административные протоколы в отношении одного и того же лица, и поступившие одновременно в один суд, могут быть объединены в одно производство.

При совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершённое административное правонарушение. Сложение административных наказаний (полного или частичного), назначенных за совершение нескольких административных правонарушений, не допускается.

При совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) КУоАП и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же суду, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При назначении административного наказания по данному принципу могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

15. Нормами КУоАП предусмотрено составление протокола в отношении конкретного лица. Дела о правонарушениях, совершённых двумя или более лицами, необходимо рассматривать в разных производствах. При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении первого лица из общего количества совершивших административное правонарушение в постановлении суда следует указывать, что это лицо совершило административное правонарушение совместно с лицом, дело об административном правонарушении которого рассматривается в отдельном производстве. Рассмотрение таких дел одним судьёй позволит наиболее полно установить обстоятельства правонарушения и определить каждому соучастнику административное наказание с учётом степени его вины и иных обстоятельств, влияющих на степень его ответственности.

Протокол о совершении административного правонарушения двумя или более лицами не может рассматриваться по существу и подлежит возвращению органу, его составившему, для надлежащего оформления и составления протоколов в отношении каждого лица.

16. Если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершённого административного правонарушения, судья на основании статьи 22 КУоАП вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом его характера не представляющее общественной опасности и не повлекшее существенного ущерба государственным или общественным интересам или непосредственно гражданам.

Вывод о малозначительности совершённого административного правонарушения может быть сделан только по результатам исследования и оценки всех обстоятельств по делу, личности правонарушителя, смягчающих и отягчающих обстоятельств в совокупности.

Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Э.Н. Якубовский
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Н.Н. Гуридова

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 20.11.2020

Начальная версия от 13.05.2016