watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Судебная практика Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики

Дата документа: 19.05.2017

Номер документа: 2

Заголовок документа: О применении судами Конституции Донецкой Народной Республики при осуществлении правосудия

Действие документа: Действующий

Классификатор: 180.030.000 - Верховный Суд

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 6

watermark
НПА ДНР

Пленум Верховного Суда
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

19.05.2017
№2
О применении судами Конституции Донецкой Народной Республики при осуществлении правосудия

(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда ДНР от 09.11.2018 № 4)

Конституцией Донецкой Народной Республики каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Закреплённое в Законе Донецкой Народной Республики от 07.08.2015 № 72­-IНС «О нормативных правовых актах» (далее – Закон «О нормативных правовых актах») положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при рассмотрении конкретных дел обязаны руководствоваться Конституцией Донецкой Народной Республики.

В целях единообразного применения судами конституционных норм при осуществлении правосудия Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ

дать следующие разъяснения:

1. В соответствии с ч. 3 ст. 12 Конституции Донецкой Народной Республики (далее – Конституция) права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Исходя из указанного принципа и гарантирования Конституцией судебной защиты конституционных прав и свобод, судебная деятельность должна быть направлена на защиту этих прав и свобод от каких-либо посягательств путём обеспечения своевременного и качественного рассмотрения конкретных дел. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 1 ст. 48 Конституции перечисление основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. Согласно ч. 2 ст. 8 Закона «О нормативных правовых актах» Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Донецкой Народной Республики. В соответствии с этим положением судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, с точки зрения его соответствия Конституции и во всех необходимых случаях применять Конституцию в качестве акта прямого действия. Судебные решения должны основываться на Конституции, а также на действующем законодательстве, которое не противоречит ей.

Суд, разрешая дело, применяет непосредственно Конституцию, в частности:

а) когда закреплённые нормой Конституции положения, исходя из её смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) когда суд придёт к выводу, что закон, действовавший на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции, противоречит ей;

в) когда суд придёт к убеждению, что закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) когда правоотношения, рассматриваемые судом, законом Донецкой Народной Республики, не урегулированы, а нормативный правовой акт, принятый Народным Советом или Советом Министров Донецкой Народной Республики, противоречит Конституции;

д) когда указы или распоряжения Главы Донецкой Народной Республики, которые вследствие их нормативного правового характера подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, противоречат Конституции (ч. 2 ст. 60 Конституции).

В случаях, когда статья Конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения. Наличие решения суда о признании неконституционной той или иной нормы закона, вынесенного в соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона «О нормативных правовых актах», не препятствует применению закона в остальной его части.

Если из содержания конституционной нормы вытекает необходимость дополнительной регламентации её положений законом, суд при рассмотрении дела должен применить только тот закон, который основывается на Конституции и не противоречит ей.

3. Следует иметь в виду, что суд не может, применив Конституцию как акт прямого действия, признать неконституционными законы или иные нормативные правовые акты, принятые Народным Советом или Советом Министров Донецкой Народной Республики, а также указы или распоряжения Главы Донецкой Народной Республики.

В соответствии с ч. 9 ст. 77 Конституции, если акты органов местного самоуправления, выборного или иного должностного лица местного самоуправления противоречат Конституции, законам и иным нормативным правовым актам Донецкой Народной Республики, они могут быть по предложению Совета Министров Донецкой Народной Республики приведены в соответствие с законодательством Донецкой Народной Республики органом местного самоуправления, выборным или иным должностным лицом органа местного самоуправления или обжалованы Советом Министров Донецкой Народной Республики в судебном порядке.

4. Обратить внимание судов на то, что в силу ч. 2 ст. 7 Конституции Законы Донецкой Народной Республики подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения. В соответствии с указанными положениями суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина.

Порядок официального опубликования (обнародования) и вступления в силу нормативных правовых актов определён в Законе «О нормативных правовых актах».

5. В соответствии со ст. 40 Конституции никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

С учётом конституционного положения о том, что правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется только судом (ст. 80 Конституции), судам подведомственны все споры о защите прав и свобод граждан. Суд не вправе отказать лицу в принятии искового заявления лишь на том основании, что его требования могут быть рассмотрены в предусмотренном законом досудебном порядке.

Статьёй 39 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде, а поэтому суд не должен отказывать лицу в принятии или рассмотрении жалобы по основаниям, предусмотренным законом, который это право ограничивает.

Если рассмотрение дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законом, невозможно (например, в связи с недопустимостью повторного участия судьи в рассмотрении дела, наличием обстоятельств, исключающих участие судьи в рассмотрении дела или создающих невозможность рассмотрения дела в данном суде), Председатель Верховного Суда вправе передать дело для рассмотрения в другой ближайший суд того же уровня с обязательным извещением участников процесса о причинах передачи дела.

6. В ч. 2 ст. 19 Конституции закреплено право каждого на пользование родным языком. В силу указанной конституционной нормы суд по ходатайству участвующих в деле лиц обязан обеспечить им право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства и выступать в суде на родном языке.

7. Конституционные положения о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 13 Конституции) обязывают суд обеспечить всем равные возможности в отношении предоставления и исследования доказательств, заявления ходатайств и осуществления других процессуальных прав.

8. При разрешении гражданских дел суд должен исходить из представленных сторонами доказательств. Наряду с этим он может предложить истцу или ответчику представить дополнительные доказательства, а в случае, когда стороны не в состоянии их собрать, а без них правильно разрешить дело невозможно, – по ходатайству сторон сам истребует такие доказательства.

9. При рассмотрении трудовых споров судам следует иметь в виду, что ч. 2 ст. 30 Конституции принудительный труд запрещён. В связи с этим не могут применяться как противоречащие Конституции правила ст. ст. 32, 33, 34 КЗоТ Украины, ведомственных положений или уставов о дисциплине и т.п., которые предусматривают возможность временного перевода работника без его согласия на другую работу в порядке дисциплинарного взыскания, в случае производственной необходимости или простоя, а также возможность выполнения им работы, не предусмотренной трудовым договором.

Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, а также работа, выполняемая лицом, или служба, которую оно несёт по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном положении.

10. Конституция гарантирует работникам, а также их трудовым коллективам право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 30 Конституции).Однако осуществление права на забастовку не должно нарушать права и свободы других лиц и может быть ограничено законом, но лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 48 Конституции).

Исходя из этого, при решении вопроса о незаконности проведения забастовки судам следует иметь в виду, что ограничение права на забастовку в указанных выше случаях допустимо лишь для тех категорий работников, в отношении которых с учётом характера их деятельности и возможных последствий прекращения ими работы необходимость запрета на проведение забастовки прямо вытекает из названных выше положений Конституции. Ограничение права на забастовку большего круга работников, чем это необходимо для достижения целей, названных в ч. 4 ст. 12, ч. 2 ст. 48 Конституции, является неправомерным.

11. При рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция предоставила каждому, кто законно находится на территории Донецкой Народной Республики, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ст. 20, ч. 1 ст. 33 Конституции).

Исходя из этих положений Конституции, следует иметь в виду, что отсутствие регистрации, заменившей институт прописки, само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая и право на жилище. При рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии прописки (регистрации), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

12. Разрешая споры, возникающие из права частной собственности граждан, суды должны исходить из положений ст.ст. 28, 29 Конституции о том, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности имущество и землю и никто не может быть противоправно лишён своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

13. При рассмотрении уголовных дел должен соблюдаться закреплённый в ст. 42 Конституции принцип презумпции невиновности, согласно которому каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом с учётом положений данной конституционной нормы недопустимо возлагать на обвиняемого (подсудимого) доказывание своей невиновности.

Судам необходимо соблюдать требования ч. 3 ст. 42 Конституции, согласно которым неустранимые сомнения в виновности обвиняемого (подсудимого) должны толковаться в его пользу.

14. Обратить внимание судов на необходимость выполнения конституционного положения о том, что при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ч. 2 ст. 43 Конституции), следовательно, доказательства, полученные с нарушением закона, должны быть признаны судом недопустимыми и не могут быть положены в основу обвинения.

Разъяснить, что доказательства должны признаваться полученными незаконным путём, когда их собирание и закрепление осуществлено с нарушением гарантированных Конституцией прав человека и гражданина, установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка или неуполномоченным на это лицом или органом, либо в результате действий, не предусмотренных процессуальными нормами.

15. В соответствии с требованиями ст. 44 Конституции лицо не несёт ответственности за отказ свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом.

Предлагая подсудимому дать показания по предъявленному обвинению и известным обстоятельствам дела, суд одновременно обязан разъяснить ему содержание ст. 44 Конституции.

Положения указанной статьи Конституции должны быть разъяснены также супругу или близкому родственнику подозреваемого, обвиняемого, подсудимого перед допросом этого лица в качестве свидетеля или потерпевшего, а также лицу, вызванному в суд в качестве свидетеля по гражданскому либо арбитражному делу, если это лицо является супругом либо близком родственником истца, ответчика, других участвующих в деле лиц.

Если во время дознания, предварительного следствия подозреваемому, обвиняемому, его супруге или близким родственникам это не было разъяснено, показания указанных лиц должны быть признаны судом полученными с нарушением закона, а вследствие этого – признаваться недопустимыми доказательствами.

Разъяснить судам, что с учётом указанного конституционного положения члены семьи и близкие родственники обвиняемого, гражданского истца или гражданского ответчика не могут быть привлечены к уголовной ответственности за отказ от дачи показаний. В случае же, когда указанные лица согласились давать показания, они несут ответственность за заведомо ложные показания в соответствии со ст. 363 УК Донецкой Народной Республики.

16. При судебном разбирательстве должно строго соблюдаться гарантированное Конституцией право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. С учётом этого конституционного положения суд обязан обеспечить участие защитника в деле как в случаях, когда обвиняемый выразил такое желание, так и в случаях, когда участие защитника является обязательным по закону. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно (ч. 1 ст. 41 Конституции).

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 41 Конституции каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

На основании ч. 1 ст. 46 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее – УПК Украины) обвиняемый вправе в любой момент производства по делу отказаться от защитника, однако такой отказ не должен быть вынужденным и может быть принят лишь при наличии реальной возможности участия защитника в деле.

В соответствии с положениями ст. 47 Конституции при рассмотрении уголовных дел суды должны учитывать, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

17. Принимая во внимание положения ст. 45 Конституции, в соответствии с которой права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом, государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба, при осуществлении правосудия по уголовным делам суды в соответствии с требованиями ст. 345 УПК Донецкой Народной Республики обязаны разрешить заявленные потерпевшими, гражданскими истцами претензии материального и морального характера исходя из доказанности основания и размера гражданского иска.

(пункт 17 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда ДНР от 09.11.2018 № 4)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Также суды должны строго соблюдать предусмотренное ст. 46 Конституции право лица на обращение в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованиями о возмещении государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

19. Гарантированные ст. ст. 16, 18 Конституции неприкосновенность жилища и тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений являются неотъемлемым правом личности. Ограничение этого права допускается в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.

20. В соответствии со ст. 6 Закона Донецкой Народной Республики «О судебной системе Донецкой Народной Республики, судебные решения являются обязательными к исполнению на всей территории Донецкой Народной Республики всеми без исключения органами государственной власти, местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами, а также отдельными гражданами и их объединениями.

В случае неисполнения судебных решений суды должны подвергать виновных в этом лиц установленной законом ответственности.

(пункт 20 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда ДНР от 09.11.2018 № 4)

(см. текст в предыдущей редакции)

Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Э.Н. Якубовский
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Н.Н. Гуридова

Для данного документа приложений нет.

Редакция от 09.11.2018

Начальная версия от 19.05.2017