Вид документа: Постановление
Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики , Судебная практика Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Дата документа: 20.05.2022
Номер документа: 4
Заголовок документа: О судебной практике по делам о незаконном пересечении Государственной границы Донецкой Народной Республики и преступлениях, связанных с незаконной миграцией
Действие документа: Действующий
Классификатор: 200.050.040 - Вопросы миграции, 160.030.020 - Охрана государственной границы. Въезд (выезд) на территорию Донецкой Народной Республики, 010.040.020 - Государственная граница Донецкой Народной Республики
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 7
Пленум Верховного Суда
Донецкой Народной Республики
Постановление
В целях обеспечения единообразного применения судами законодательства об уголовной ответственности за незаконное пересечение Государственной границы Донецкой Народной Республики, организацию незаконной миграции, фиктивную регистрацию граждан Донецкой Народной Республики по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Донецкой Народной Республике, фиктивную регистрацию иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Донецкой Народной Республике, а также фиктивную постановку на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в Донецкой Народной Республике (статьи 378, 379, 380, 381 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики) Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики, руководствуясь статьями 2 и 5 Закона Донецкой Народной Республики от 15 января 2020 года № 92-IIНС «О Верховном Суде Донецкой Народной Республики»,
ПОСТАНОВЛЯЕТ
дать судам следующие разъяснения:
1. Обратить внимание судов на необходимость при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, предусмотренных статьями 378, 379, 380, 381 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее — УК Донецкой Народной Республики), учитывать требования законодательства Донецкой Народной Республики, регламентирующего правила пересечения Государственной границы Донецкой Народной Республики, въезда в Донецкую Народную Республику, проезда через территорию Донецкой Народной Республики, пребывания на территории Донецкой Народной Республики и выезда из Донецкой Народной Республики, содержащиеся в Законе Донецкой Народной Республики от 29 ноября 2019 года №72-IIНС «О Государственной границе Донецкой Народной Республики», нормативных правовых актах Главы Донецкой Народной Республики, Правительства Донецкой Народной Республики, органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики.
2. Общественно опасные деяния, предусмотренные статьёй 378 УК Донецкой Народной Республики, состоят в пересечении Государственной границы Донецкой Народной Республики (далее — Государственная граница) с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо в пересечении Государственной границы вне таких пунктов при обстоятельствах, указанных в части 1 или части 2 данной статьи УК Донецкой Народной Республики.
3. В части 1 статьи 378 УК Донецкой Народной Республики под действительными документами на право въезда в Донецкую Народную Республику или выезда из Донецкой Народной Республики следует понимать выданные в установленном порядке документы, удостоверяющие личность гражданина Донецкой Народной Республики, иностранного гражданина или лица без гражданства (паспорт, заграничный паспорт, дипломатический или служебный паспорт, вид на жительство в Донецкой Народной Республике и другое), а также иные документы, признаваемые в этом качестве международными договорами Донецкой Народной Республики, законами, указами Главы Донецкой Народной Республики или постановлениями Правительства Донецкой Народной Республики (например, временный документ, удостоверяющий личность владельца и дающий право на въезд (возвращение) в Донецкую Народную Республику или в другое государство (свидетельство на возвращение), проездной документ беженца).
Под надлежащим разрешением, полученным в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, понимается, в частности, выданное уполномоченным государственным органом разрешение на въезд в Донецкую Народную Республику и пребывание в Донецкой Народной Республике или транзитный проезд через территорию Донецкой Народной Республики (виза), разрешение на местное приграничное передвижение, разрешение Правительства Донецкой Народной Республики либо пограничного органа (в целях неоднократного пересечения Государственной границы, для проведения работ на Государственной границе и другое).
4. Как пересечение Государственной границы без действительных документов на право въезда в Донецкую Народную Республику или выезда из Донецкой Народной Республики, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 378 УК Донецкой Народной Республики, надлежит квалифицировать указанные действия лица, совершённые с использованием заведомо поддельных (подложных) документов (например, документов с внесёнными ложными сведениями о личности владельца, включая его фамилию, имя, отчество, дату рождения, а равно документов, подделанных иным способом) либо с использованием подлинных документов, принадлежащих другому лицу, а равно совершённые при отсутствии у лица каких-либо документов на право въезда в Донецкую Народную Республику или выезда из Донецкой Народной Республики.
По части 2 статьи 378 УК Донецкой Народной Республики квалифицируется пересечение Государственной границы с прохождением пограничного контроля в пунктах пропуска либо пересечение Государственной границы вне таких пунктов иностранным гражданином или лицом без гражданства, в отношении которых имеется действительное решение уполномоченных органов власти, запрещающее данным лицам въезд в Донецкую Народную Республику по основаниям, предусмотренным законодательством Донецкой Народной Республики, в том числе решение о нежелательности пребывания (проживания) в Донецкой Народной Республике, постановление о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Донецкой Народной Республики, решение о депортации.
5. С учётом определения Государственной границы, содержащегося в статье 1 Закона Донецкой Народной Республики от 29 ноября 2019 года № 72-IIНС «О Государственной границе Донецкой Народной Республики», преступления, предусмотренные статьёй 378 УК Донецкой Народной Республики, признаются оконченными с момента фактического пересечения лицом Государственной границы независимо от места и способа её пересечения (пешком, на любом виде транспорта, тайно или открыто, с прохождением пограничного контроля в пункте пропуска через Государственную границу или без такового).
6. Судам следует иметь в виду, что преступления, указанные в статье 378 УК Донецкой Народной Республики, могут совершаться только с прямым умыслом, при котором виновный осознаёт, что он пересекает Государственную границу без действительных документов на право въезда в Донецкую Народную Республику или выезда из Донецкой Народной Республики либо без надлежащего разрешения, полученного в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики, а равно то, что он пересекает Государственную границу при въезде в Донецкую Народную Республику в случаях, когда ему как иностранному гражданину или лицу без гражданства заведомо не разрешён въезд в Донецкую Народную Республику по основаниям, предусмотренным законодательством Донецкой Народной Республики.
Об осведомлённости иностранного гражданина или лица без гражданства о запрете на въезд в Донецкую Народную Республику могут свидетельствовать наличие в документе, удостоверяющем личность, отметки о запрещении въезда в Донецкую Народную Республику, вручение лицу под роспись уведомления о принятии в отношении него решения о неразрешении въезда в Донецкую Народную Республику или составление акта об отказе в получении данного уведомления и другое.
7. В статье 379 УК Донецкой Народной Республики под организацией незаконной миграции понимается умышленное совершение действий, создающих условия для осуществления одним или несколькими иностранными гражданами или лицами без гражданства незаконного въезда в Донецкую Народную Республику, незаконного пребывания в Донецкой Народной Республике, незаконного транзитного проезда через территорию Донецкой Народной Республики, включая въезд в Донецкую Народную Республику иностранных граждан по туристическим визам с целью незаконной миграции в другое государство с использованием территории Донецкой Народной Республики в качестве транзитной.
Организация незаконной миграции квалифицируется как оконченное преступление с момента умышленного создания виновным лицом условий для осуществления иностранными гражданами или лицами без гражданства хотя бы одного из незаконных действий, перечисленных в указанной статье, независимо от того, совершены ими такие действия или нет.
На квалификацию действий лица по статье 379 УК Донецкой Народной Республики не влияет то, что иностранные граждане или лица без гражданства, в интересах которых совершено данное преступление, не были привлечены к ответственности, в том числе по причине их нахождения за пределами Донецкой Народной Республики.
8. Если организация незаконной миграции наряду с другими действиями организационного характера включает фиктивную регистрацию (постановку на учёт) иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства или месту пребывания в Донецкой Народной Республике, содеянное подлежит квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 379 УК Донецкой Народной Республики и статьёй 380 УК Донецкой Народной Республики или статьёй 381 УК Донецкой Народной Республики. В случаях, когда действия лица состоят только в фиктивной регистрации (постановке на учёт) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства или месту пребывания, содеянное квалифицируется по статье 380 или статье 381 УК Донецкой Народной Республики и не требует дополнительной квалификации по статье 379 УК Донецкой Народной Республики.
9. Создание с единым умыслом условий для осуществления иностранным гражданином или лицом без гражданства нескольких указанных в части 1 статьи 379 УК Донецкой Народной Республики нарушений миграционного законодательства (например, незаконного въезда в Донецкую Народную Республику и незаконного пребывания на территории Донецкой Народной Республики), а равно для совершения одного или нескольких таких незаконных действий одновременно двумя или более иностранными гражданами или лицами без гражданства следует квалифицировать как одно преступление, предусмотренное соответствующей частью статьи 379 УК Донецкой Народной Республики.
10. Организация незаконной миграции в целях совершения на территории Донецкой Народной Республики конкретного преступления с участием или в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства, в том числе и в случаях, когда сами иностранные граждане или лица без гражданства не были осведомлены об участии в совершении этого преступления, полностью охватывается пунктом «б» части 2 статьи 379 УК Донецкой Народной Республики. Если лицо, организовавшее незаконную миграцию в таких целях, приняло участие в совершении указанного преступления, то его действия при наличии оснований квалифицируются по совокупности преступлений, предусмотренных пунктом «б» части 2 статьи 379 УК Донецкой Народной Республики и соответствующей статьёй (пунктом, частью статьи) Особенной части УК Донецкой Народной Республики.
11. Действия лица, организовавшего незаконный въезд на территорию Донецкой Народной Республики иностранных граждан или лиц без гражданства путём незаконного пересечения ими Государственной границы, охватываются соответствующей частью статьи 379 УК Донецкой Народной Республики и дополнительной квалификации по части 3 статьи 32 и статье 378 УК Донецкой Народной Республики не требуют.
Если лицо, организовавшее незаконную миграцию, при совершении этого преступления само незаконно пересекло Государственную границу (например, выступив в качестве проводника), то его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 378 и 379 УК Донецкой Народной Республики.
12. При рассмотрении дел о преступлениях, ответственность за которые установлена статьями 380 и 381 УК Донецкой Народной Республики, судам необходимо руководствоваться следующим:
а) под определениями понятия место жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики, и в которых он зарегистрирован по месту жительства;
б) под местом пребывания понимается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Донецкой Народной Республики жилое помещение, в которых он проживает временно;
в) под фиктивной регистрацией гражданина Донецкой Народной Республики понимается регистрация гражданина Донецкой Народной Республики по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Донецкой Народной Республики по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица;
г) под местом жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Донецкой Народной Республике понимается жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики ;
д) под местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Донецкой Народной Республике понимается жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учёт по месту пребывания в случае, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики ;
е) под фиктивной регистрацией по месту жительства понимается регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо их регистрация по месту жительства без их намерения проживать в соответствующем жилом помещении, либо их регистрация по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) соответствующего жилого помещения предоставить им это жилое помещение для проживания;
ж) под фиктивной постановкой на учёт по месту пребывания понимается постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания в жилом или ином помещении без их намерения фактически проживать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для фактического проживания, либо постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещённую законодательством Донецкой Народной Республики деятельность.
13. По смыслу статьи 380 УК Донецкой Народной Республики фиктивной регистрацией гражданина Донецкой Народной Республики по месту пребывания или по месту жительства либо фиктивной регистрацией иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства является фиксация в установленном порядке органами регистрационного (миграционного) учёта факта нахождения гражданина Донецкой Народной Республики в месте его пребывания или месте жительства в жилом помещении в Донецкой Народной Республике, факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте его жительства в жилом помещении в Донецкой Народной Республике на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо при отсутствии у данных лиц намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо при отсутствии у собственника или нанимателя жилого помещения намерения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанных лиц.
Фиктивная постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учёт по месту пребывания, ответственность за которую предусмотрена статьёй 381 УК Донецкой Народной Республики, состоит в фиксации в установленном порядке органами миграционного учёта факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания в помещении в Донецкой Народной Республике на основании представления в эти органы заведомо недостоверных сведений или документов, либо при отсутствии у данных лиц намерения фактически проживать (пребывать) в этом помещении, либо при отсутствии у принимающей стороны намерения предоставить им это помещение для фактического проживания (пребывания), либо в фиксации факта нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания по адресу организации, в которой они в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещённую законодательством Донецкой Народной Республики деятельность.
Деяния, предусмотренные статьёй 380 или статьёй 381 УК Донецкой Народной Республики, квалифицируются как оконченные преступления с момента фиксации органами регистрационного (миграционного) учёта указанных фактов.
14. С учётом того, что преступления, предусмотренные статьями 380 и 381 УК Донецкой Народной Республики, могут совершаться только с прямым умыслом, сотрудник органа регистрационного (миграционного) учёта, осуществивший регистрацию (постановку на учёт) гражданина Донецкой Народной Республики, иностранного гражданина или лица без гражданства, несёт уголовную ответственность за совершённое деяние в том случае, если им осознавались недостоверность (ложность) представленных для регистрации или постановки на учёт сведений или документов либо наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учёт).
Собственник или наниматель соответствующего жилого помещения, уполномоченное ими лицо, руководитель или иной уполномоченный работник (член) организации, в которой иностранный гражданин или лицо без гражданства в установленном порядке не осуществляют трудовую или иную не запрещённую законодательством Донецкой Народной Республики деятельность, либо иные лица, действующие от их имени, могут быть субъектами преступления, предусмотренного статьёй 380 или статьёй 381 УК Донецкой Народной Республики, если они представили в органы регистрационного (миграционного) учёта для регистрации (постановки на учёт) заведомо недостоверные (ложные) сведения или документы либо при представлении сведений или документов осознавали наличие иных обстоятельств, препятствующих регистрации (постановке на учёт).
15. Если единым умыслом виновного лица охватывалось осуществление фиктивной регистрации (постановки на учёт) по одному и тому же месту пребывания или месту жительства одновременно двух или более граждан Донецкой Народной Республики, иностранных граждан или лиц без гражданства, содеянное им образует одно преступление, предусмотренное соответственно статьёй 380 или статьёй 381 УК Донецкой Народной Республики.
16. При рассмотрении дел о преступлениях, ответственность за которые установлена статьями 378-381 УК Донецкой Народной Республики, суд, установив факты незаконного пересечения Государственной границы, организации незаконной миграции, фиктивной регистрации граждан Донецкой Народной Республики по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Донецкой Народной Республике, фиктивной регистрации иностранных граждан или лиц без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Донецкой Народной Республике либо фиктивной постановки на учёт иностранных граждан или лиц без гражданства по месту пребывания в Донецкой Народной Республике, обязан в обвинительном приговоре привести статьи, части статьи, пункты нормативных правовых актов, регламентирующих правила пересечения Государственной границы либо регистрации (постановки на учёт) по месту пребывания (месту жительства) в Донецкой Народной Республике, нарушенные виновным лицом, с указанием на то, в чём именно выразилось соответствующее нарушение.
17. Под способствованием раскрытию преступления в примечании к статье 380 УК Донецкой Народной Республики и в пункте 2 примечаний к статье 381 УК Донецкой Народной Республики следует понимать действия лица, совершённые как до возбуждения уголовного дела, так и после возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица либо по факту совершения преступления и направленные на оказание содействия в установлении органами предварительного расследования времени, места, способа и других обстоятельств совершения преступления, участия в нём самого лица, а также в изобличении соучастников преступления. Вопрос о наличии либо об отсутствии основания для освобождения лица от уголовной ответственности в соответствии с примечанием к статье 380 УК Донецкой Народной Республики или пунктом 2 примечаний к статье 381 УК Донецкой Народной Республики по каждому уголовному делу решается судом в зависимости от характера, содержания и объёма совершённых лицом действий, а также их значения для установления обстоятельств преступления и изобличения лиц, его совершивших, с приведением в судебном решении мотивов принятого решения.
Освобождение лица от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного статьёй 380 или статьёй 381 УК Донецкой Народной Республики, на основании примечаний к указанным статьям, не препятствует привлечению к уголовной ответственности этого лица за иные совершённые им незаконные действия, если они подлежат самостоятельной квалификации (например, за организацию незаконной миграции, подделку паспорта гражданина в целях его использования).
18. При правовой оценке действий, заключающихся в организации незаконной миграции без квалифицирующих признаков (часть 1 статьи 379 УК Донецкой Народной Республики) либо в фиктивной регистрации (постановке на учёт) по месту пребывания или месту жительства, судам необходимо принимать во внимание положения части 2 статьи 14 УК Донецкой Народной Республики о том, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. При решении вопроса о том, является ли деяние малозначительным, судам необходимо учитывать, в частности, мотив и цель, которыми руководствовался обвиняемый (подсудимый), его отношения с лицом, в связи с которым были нарушены положения миграционного законодательства (например, при фиктивной регистрации близкого родственника по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Донецкой Народной Республике).
19. Рекомендовать судам при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с незаконным пересечением Государственной границы и (или) незаконной миграцией, выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению данных преступлений, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, и в соответствии со статьёй 25 Уголовно-процессуального кодекса Донецкой Народной Республики частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание соответствующих организаций и должностных лиц.
Для данного документа приложений нет.
Нет связей.