Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Судебная практика Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики

Дата документа: 29.04.2016

Номер документа: 9

Заголовок документа: О судебной практике по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также преступлениях, связанных с неправомерным завладением транспортными средствами без цели хищения

Действие документа: Действующий

Классификатор:

Информация об опубликовании:
    Информация не предоставлена ,

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 13

НПА ДНР

Пленум Верховного Суда
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

29.04.2016
№9
О судебной практике по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также преступлениях, связанных с неправомерным завладением транспортными средствами без цели хищения

В целях формирования единой судебной практики при рассмотрении дел о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта, а также преступлениях, связанных с неправомерным завладением транспортными средствами без цели хищения, Пленум Верховного Суда Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ

дать судам следующие разъяснения:

1. Обратить внимание судов на то, что к преступлениям в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта относятся преступления, предусмотренные статьями 307316 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики (далее – УК ДНР). Это общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатацию транспорта и причиняющие или способные причинить вред жизни и здоровью граждан, а также крупный материальный ущерб чужой собственности.

Объектом преступлений, предусмотренных статьями 307316 УК ДНР, являются общественные отношения в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта.Объективная сторона транспортных преступлений предполагает совершение действий или бездействия. Некоторые из этих преступлений могут быть совершены только путем действия (ст. 311 УК ДНР), другие — только бездействием (ст. 314 УК ДНР). Обязательным признаком объективной стороны является наступление общественно опасных последствий. Преступления, предусмотренные статьями 314, 315 УК ДНР, являются формальными и не требуют наступления общественно опасных последствий.

Субъективная сторона преступлений с материальным составом характеризуется виной в форме неосторожности. Преступления, предусмотренные статьями 314, 315 УК ДНР, а также статьей 126 УК ДНР, при оставлении потерпевшего в опасности в результате совершения дорожно-транспортного происшествия совершаются только с прямым умыслом.

Субъект рассматриваемых преступлений — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 311 УК ДНР, субъектом которой признается лицо, достигшее 14-летнего возраста. При этом статьи 307, 310, 314 УК ДНР предусматривают ответственность только специального субъекта.

2. Разъяснить судам, что под безопасностью движения и эксплуатации транспорта в статье 307 УК ДНР понимаются его безаварийность, функционирование (перевозка пассажиров и грузов) без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

Непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена. Дополнительным объектом преступления выступает здоровье или собственность, по ч. ч. 2 и 3 – жизнь человека.

Железнодорожный транспорт представляет собой производственный технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуру железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав. Инфраструктура железнодорожного транспорта – железнодорожные пути, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и т.п. К железнодорожному подвижному составу относятся все виды подвижного состава, используемые на железнодорожных путях общего пользования, подъездных путях предприятий и метрополитена. Подъездные пути, предназначенные для обслуживания предприятий и не связанные с общей сетью железных дорог непрерывной рельсовой колеей, не относятся к железнодорожному транспорту по смыслу данной статьи. Нарушение правил их эксплуатации необходимо квалифицировать как нарушение требований охраны труда (ст. 148 УК ДНР), нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 248 УК ДНР) либо как преступление против личности.

Воздушный транспорт – совокупность судов гражданской авиации и иных средств воздухоплавания. К воздушному транспорту относятся летательные аппараты (самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли и др.), т.е. аппараты, которые держатся в атмосфере за счет их взаимодействия с воздухом. Предметом преступления также являются места для их приземления (аэродромы, вертолетные площадки) с оборудованием, обеспечивающим взлёт и посадку летательных аппаратов, включая средства связи и управления воздушным движением, сигнальные огни и т.п. При этом не имеет значения их ведомственная принадлежность, за исключением военных летательных аппаратов, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 408 УК ДНР.

К водному транспорту относится морской и речной транспорт: плавучие средства, осуществляющие перевозки людей и грузов; суда, проводящие научно-исследовательские и другие работы на море либо на реках, озерах, каналах, водохранилищах, т.е. все самоходные морские и речные (озёрные) суда, в том числе маломерные (катера, моторные лодки), маяки, бакены, причальные сооружения, предназначенные для перевозки грузов и пассажиров, а также для рыболовства и других целей (например, научно-исследовательских), независимо от ведомственной принадлежности, за исключением военных кораблей, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации которых образует состав преступления, предусмотренный ст. 409 УК ДНР.

Водными транспортными средствами не признаются подводные морские аппараты всех видов, спускаемые на те или иные морские глубины в исследовательских целях.

В целях применения ст. 307 УК ДНР судам также следует учитывать, что внутренним водным транспортом является транспорт, осуществляющий судоходство на внутренних водных путях Донецкой Народной Республики, метрополитеном – городская железная дорога с курсирующими по ней маршрутными поездами для перевозки пассажиров, инженерно отделённая от любого другого транспорта и пешеходного движения, то есть любая внеуличная городская пассажирская транспортная система с курсирующими по ней маршрутными поездами.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 307 УК ДНР, по конструкции представлена материальным составом и характеризуется наличием трех обязательных признаков: общественно опасное деяние, вредные последствия и причинная связь между ними. Общественно опасное деяние выражено в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и метрополитена.

Так, действие может быть выражено в нарушении правил безопасности движения, нарушении правил эксплуатации, недоброкачественном ремонте технических средств определенных видов транспорта. Нарушения правил безопасности движения представляют собой различные отступления от установленного порядка управления транспортным средством. Эти правила регламентируют поведение лиц, непосредственно управляющих транспортным средством. К ним относятся, например, превышение скорости и проезд на запрещающий сигнал на железнодорожном транспорте, несоблюдение пилотом маршрута или эшелона полета, неправильное расхождение судоводителя со встречным водным транспортом. Под нарушениями правил эксплуатации транспорта понимаются отступление от требований технического обслуживания транспортных средств, использование их не по назначению, допуск к управлению ими лиц, не обладающих необходимой квалификацией, и т.д. К ним могут относиться: допуск к управлению электровозом машинистов, не отдохнувших от предыдущей поездки на железнодорожном транспорте, перегрузка транспортного средства пассажирами или грузом на воздушном или водном транспорте и др.

4. Причинение в результате нарушения правил безопасности движения и эксплуатации тяжкого вреда здоровью человека необходимо понимать в соответствии со ст. 112 УК ДНР. Под крупным ущербом рассматриваемого преступления обычно понимается гибель транспортного средства или его повреждение, повлекшее утрату транспортных качеств, уничтожение транспортных грузов, значительное загрязнение природной среды и т.д.

По делам о нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта судам необходимо придавать особое значение установлению причинной связи между нарушением соответствующих правил и наступившими вредными последствиями.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 307 УК ДНР, является лицо, обязанное в силу выполняемой работы или занимаемой должности соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Таким образом, судам следует учитывать, что иные лица, например, самовольно захватившие указанное в статье транспортное средство и допустившие нарушение правил безопасности движения, могут нести ответственность по ст. 312 УК ДНР (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта).

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 307 УК ДНР, характеризуется неосторожной формой вины (как в виде легкомыслия, так и небрежности). Лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения указанных в диспозиции ч. 1 ст. 307 УК ДНР последствий, но без достаточных к тому оснований, самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (при легкомыслии) либо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (при небрежности).

6. Суды должны учитывать, что для определения нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта необходимо обращаться к соответствующим правилам, установленным в законах и иных подзаконных нормативных актах Донецкой Народной Республики, которые и будут составлять объективную сторону указанного в статье 307 УК ДНР состава преступления. При этом сам по себе факт нарушения этих правил без указанных в статье последствий не может служить поводом для уголовного преследования. Поэтому наряду с указанным нарушением соответствующих правил необходимо установить наступление определенных последствий – причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, а также причинную связь между нарушением соответствующих правил и наступившими последствиями.

7. Предметом преступления, предусмотренного статьёй 308 УК ДНР, являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, к которым относятся: железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, а также воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

Несоблюдение требований по обеспечению транспортной безопасности, установленных соответствующими органами исполнительной власти и являющихся обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры, и составляет объективную сторону преступления, предусмотренного статьёй 308 УК ДНР.

8. Суды должны учитывать, что субъектом данного преступления может быть только лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (например, собственник объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или лицо, использующее их на ином законном основании; работник транспортной организации, обязанный соблюдать установленные требования по обеспечению транспортной безопасности).

9. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьёй 309 УК ДНР, судам следует иметь ввиду, что правила дорожного движения, а также правила эксплуатации автомобиля, трамвая либо иного механического транспортного средства регламентированы Законом Донецкой Народной Республики «О дорожном движении» № 41-IНС от 17.04.2015 (далее – Закон), Правилами дорожного движения, утверждёнными Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики № 3-12 от 12.03.2015, вступившими в силу с 27.03.2015 (далее – Правила).

Уголовнаяответственность за преступление, предусмотренное статьей 309 УК ДНР, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

10. Субъектом преступления, предусмотренного статьей 309 УК ДНР, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им может быть не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

11. В силу пункта 1.10. Правил дорожного движения ДНР к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 312 УК ДНР.

12. Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 309 УК ДНР последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям УК ДНР, предусматривающим ответственность за преступления против личностилибо за нарушение правил при производстве работ.

13. В тех случаях, когда нарушения правил дорожного движения были допущены двумя или более участниками дорожного движения, содеянное ими влечет уголовную ответственность по статье 309 УК ДНР, если их действия по управлению транспортным средством находились в причинной связи с наступившими последствиями, указанными в названной статье Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики.

14. Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно­транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пунктов 12.1., 12.2. Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленное ограничение, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Исходя из этого, при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства. Уголовная ответственность по статье 309 УК ДНР наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортное происшествие и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктами 12.1.,12.2. Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, для выполнения требований Правил.

15. При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно­транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.В этой связи при рассмотрении этой категории уголовных дел суду необходимо установить, какие конкретно пункты правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств нарушены и какие нарушения находятся в причинной связи с наступившими последствиями, предусмотренными статьей 309 УК ДНР, о чём следует указывать в приговоре. Учитывая то обстоятельство, что для решения таких вопросов в большинстве случаев необходимы специальные познания, для решения этих вопросов необходимо проведение соответствующих экспертных исследований, в том числе, в случаях необходимости, комплексных либо комиссионных. В соответствующем постановлении (определении) следует привести необходимые эксперту исходные данные, основанные на материалах дела. При наличии в них различных данных об обстоятельствах происшествия суд поручает эксперту дать заключение по каждому из вариантов отдельно. В случае, если экспертом будет установлено, что данные какого-либо варианта обстоятельств происшествия с технической точки зрения являются несостоятельными, он должен указать об этом и не давать заключение по данному вопросу. На основании анализа всех собранных по делу доказательств суд должен указать в приговоре, какие исходные данные он признал такими, что соответствуют действительности, и с их учетом оценить заключение эксперта. При этом следует исходить из того, что согласно нормам уголовно-процессуального законодательства Донецкой Народной Республики заключение эксперта не имеет заранее установленной силы, а также преимуществ перед другими доказательствами и должно быть оценено судом по внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности и в соответствии с законом.

Судам также следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием. Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения). При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз судам следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

16. В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 309 УК ДНР, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 16 УК ДНР совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики.

17. Если из-за нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства по неосторожности был одновременно причинен тяжкий вред здоровью нескольким лицам, виновное лицо несет уголовную ответственность по части 1 статьи 309 УК ДНР. При нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортного средства лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлёкших одновременное причинение по неосторожности тяжкого вреда здоровью нескольким лицам, ответственность наступает по части 2 ст. 309 УК ДНР.

18. Судам следует учитывать, что вред должен быть причинен окружающим лицам, нанесение вреда водителем самому себе состава преступления не образует. Если в результате нарушений наступили последствия, предусмотренные разными частями статьи 309 УК ДНР, то вменяются в вину все последствия, но содеянное квалифицируется по той части, которая предусматривает более тяжкое последствие.

19. Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 309 УК ДНР последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (подпункты в, г пункта 2.3. Правил).

20. Судам также следует учитывать, что причинная связь между нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспорта и наступившими последствиями возможна и в случаях, когда физическое взаимодействие между транспортным средством и потерпевшей стороной вообще отсутствует. Водитель несёт ответственность за причинение вреда, если своими неправильными действиями создал помехи движению, в результате чего другие участники движения вынужденно причинили вред третьим лицам. Так, водитель, выехавший на встречную полосу движения, будет нести ответственность за наступившее последствие, если создал препятствия для водителя встречного транспорта и тот, не имея возможности избежать столкновения или остановиться, выехал на тротуар и сбил пешехода. Действия второго водителя в данном случае расцениваются по правилам крайней необходимости либо невиновного причинения вреда (казуса).

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК ДНР о преступлениях против личности.

21. В связи с тем, что статья 309 УК ДНР наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, суду следует иметь в виду, что исходя из статьи 46 УК ДНР указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения, а также лицу, ранее лишённому права управления транспортным средством, в том числе и за совершение административного правонарушения.

При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующие управления ГАИ МВД ДНР. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в соответствующие управления для исполнения приговора суда.

Обратить внимание судов, что при постановлении обвинительного приговора за нарушение лицом правил дорожного движения, повлекшее последствия, указанные в частях 26 статьи 309 УК ДНР, назначение виновному дополнительного наказания в виде лишения права управлять транспортным средством является обязательным.

22. При рассмотрении дел о применении принудительных мер медицинского характера в отношении лиц, совершивших деяние, предусмотренное статьей 309 УК ДНР, и в силу статей 20 или 82 УК ДНР освобожденных от уголовной ответственности или наказания с применением принудительных мер медицинского характера, судам надлежит информировать органы, правомочные решать вопросы о лишении специального права, для принятия мер по прекращению действия права этих лиц на управление транспортными средствами, а также изъятия соответствующих удостоверений.

23. Рекомендовать судам при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена статьей 309 УК ДНР (несоответствие состояния дорог, мостов, железнодорожных переездов и т.п. строительным правилам, нормам, стандартам и другим нормативным документам; использование неисправных транспортных средств, прошедших государственный технический осмотр, и т.д.), путём вынесения частных определений (постановлений) обращать внимание соответствующих организаций и должностных лиц на обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения. В указанных случаях суду следует также решать вопрос о возможности учета таких обстоятельств в качестве смягчающих наказание (статья 60 УК ДНР).

24. Действия водителя транспортного средства, поставившего потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия в опасное для жизни или здоровья состояние и не оказавшего ему необходимую помощь, если он имел возможность это сделать, подлежат квалификации по статье 126 УК ДНР.

Под заведомым оставлением без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии, следует понимать случаи, когда водитель транспортного средства осознавал опасность для жизни или здоровья потерпевшего, который был лишен возможности самостоятельно обратиться за медицинской помощью вследствие малолетства, старости, болезни или беспомощного состояния, и желал поступить таким образом(например, в случаях, когда водитель скрылся с места происшествия, не вызвал скорую медицинскую помощь, не доставил пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение и т.п.). При этом умысел виновного должен охватывать имеющуюся возможность оказания помощи и обязанность заботиться о потерпевшем либо факт постановки такого лица в опасное состояние. Виновный должен заведомо знать, что потерпевший является малолетним либо больным, пожилым или находится в беспомощном состоянии.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК ДНР о преступлениях против личности.

Потерпевший, которому в результате совершения транспортного преступления причинен моральный, физический или имущественный вред, вправе предъявить гражданский иск о его возмещении. Иск, заявленный в уголовном производстве, рассматривается судом вместе с уголовным делом. По усмотрению гражданского истца заявленные им в уголовном деле требования о возмещении вреда могут быть по его ходатайству оставлены судом без рассмотрения для возможности обращения с искомв гражданском порядке, о чём суд разъясняет участникам по делу.

25. Статья 310 УК ДНР предусматривает два особых вида посягательства на безопасность эксплуатации транспорта: недоброкачественный ремонт и выпуск его в эксплуатацию в технически неисправном состоянии. И те, и другие нарушения взаимосвязаны, в их основе лежит эксплуатация технически неисправных транспортных средств, указанных в ст.ст. 307, 309 УК ДНР, создающая угрозу причинения физического вреда.

Под недоброкачественным ремонтом транспортного средства следует понимать не- устранение всех неисправностей в соответствии с технологическими правилами и нормативами либо установку недоброкачественных или нестандартных запасных частей (например, узлов и деталей, обеспечивающих безопасную эксплуатацию транспортного средства).

Под выпуском в эксплуатацию (действиями или бездействием) технически неисправных транспортных средств следует понимать невыполнение должностных обязанностей лицом, ответственным за техническое состояние транспортного средства, выпущенного в эксплуатацию с техническими неисправностями. К таким лицам могут быть отнесены работники государственных, общественных или коммерческих организаций, на которых инструкциями, правилами или соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного или должностного положения возложена ответственность за техническое состояние транспортных средств.

26. Судам следует учитывать, что пути сообщения включают устройства, по которым осуществляется движение железнодорожного транспорта: железнодорожное (в том числе трамвайное, метро) полотно с рельсами, шпалами и насыпью, а также различные сооружения, обеспечивающие безопасное движение поездов: дистанции пути, диспетчерские службы, линии электропередачи и др. Сооружения, не обеспечивающие безопасность движения, к предмету данного преступления не относятся. К средствам связи относятся специальные технические устройства, предназначенные для приема и передачи текстовой информации(телефоны, телеграфы, факсы, аудио и видео передающие устройства и т.д.) К средствам сигнализации относятся устройства для подачи условной информации: команд, донесений, оповещения, опознания, управления, оповещения о бедствии, согласовании и т.д. Под иным транспортным оборудованием понимается всякое техническое устройство, кроме сигнализации и связи, обеспечивающее безопасность движения и эксплуатации транспортного средства (улавливатели, устраиваемые в железнодорожных и трамвайных тупиках, устройства, обозначающие фарватер реки, посадочная полоса на аэродроме и т.д.)

27. Обратить внимание судов, что при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных ст. 310 УК ДНР, надлежит устанавливать причинную связь между недоброкачественным ремонтом отдельных систем, узлов транспортного средства, а также нарушением технологического процесса при их установке или замене и выпуском его в эксплуатацию и наступившими последствиями, в связи с чем в каждом конкретном случае необходимо выяснять, нарушение каких конкретно правил и нормативов повлекло наступление последствий, указанных в статье 310 УК ДНР. Для установления таких нарушений и фактов использования при ремонте недоброкачественных деталей и узлов надлежит при наличии к тому оснований назначать автотехническую экспертизу.

Субъектами преступления, предусмотренного статьей 310 УК ДНР, могут быть как работники автотранспортных организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, так и работники других организаций, на которых действующими инструкциями или правилами, соответствующим распоряжением либо в силу занимаемого ими служебного положения возложена ответственность за техническое состояние или эксплуатацию транспортных средств, а также владельцы-предприниматели либо работники авторемонтных мастерских, имеющие лицензию на осуществление предпринимательской деятельности, которые произвели недоброкачественный ремонт, повлекший по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть.

28. Суды должны учитывать, что предмет посягательства в статье 311 УК ДНР такой же, как и в статье 310 УК ДНР. Однако дополнительным предметом выступают транспортные коммуникации, под которыми следует понимать постоянные маршруты движения транспортных средств, специально установленные и оборудованные для этой цели.

Для квалификации действий лица по статье 311 УК ДНР судам следует правильно разграничивать деяния лица в соответствии с диспозицией указанной статьи. Под разрушением понимается полный распад технического устройства, в силу чего оно теряет способность функционировать по своему предназначению и не подлежит восстановлению (либо восстановление экономически неоправданно). Повреждение – это частичное изменение в структуре и форме технического устройства, в силу которого оно полностью или частично теряет свои функциональные способности, но может быть восстановлено. Под иным способом приведения технического устройства в негодность понимаются действия, не повлекшие разрушения или повреждения, но тем не менее ведущие к выводу устройства из эксплуатации (заправка системы охлаждения двигателя масляной жидкостью, в связи с чем он перестает работать и возникает необходимость замены блока цилиндров). Блокирование транспортных коммуникаций – устройство препятствий на маршруте движения транспортного средства. В качестве препятствия могут использоваться различные предметы (машины, камни, стволы деревьев, строительный мусор и т.д.), живые люди, приводимые насильно либо участвующие в блокировании дорог добровольно, животные.

Субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 311 УК ДНР, характеризуется неосторожной формой вины. Обратить особое внимание судов на то, что совершенные деяния влекут по неосторожности тяжкий вред здоровью человека либо крупный ущерб. Однако при этом сами действия (разрушение, повреждение и пр.) совершаются виновным осознанно. В случае, когда лицо совершает указанные в ст. 311 УК ДНР действия с целью подрыва экономической безопасности и обороноспособности страны, содеянное следует квалифицировать по ст. 327 УК ДНР (диверсия).

29. Квалифицируя действия лица по статье 312 УК ДНР, судам следует учитывать, что ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, а также за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств установлена соответственно ст. ст. 307, 309 УК ДНР, которые предусматривают наличие специального субъекта. Статья 312 УК ДНР предусматривает ответственность иных лиц, нарушающих правила, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Так, субъектом преступления, предусмотренного ст. 312 УК ДНР, могут быть пешеходы, пассажиры, велосипедисты, возчики гужевого транспорта, пастухи и другие участники движения. По этой же статье будут нести ответственность водители транспортных средств, если ими потеряны крупногабаритные предметы, повреждены железнодорожные пути, стрелки, мосты, шоссейные дороги, что привело к тяжким последствиям в результате наезда на эти предметы другого транспорта.

30. Судам следует учитывать, что диспозиция данной статьи носит бланкетный характер, она не содержит перечня конкретных правил, а отсылает к нормативным актам, которые принимаются соответствующими министерствами, ведомствами и местными органами власти ДНР в сфере охраны порядка и безопасности движения, эксплуатации транспорта (положения, наставления, инструкции, памятки и т.д.),

Как нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, следует рассматривать следующее: переход пешеходами дороги на красный свет светофора в неустановленных местах вблизи идущего транспорта, движение с тележками с нарушением правил, открывание дверей пассажирами и выпрыгивание на ходу, неосторожное обращение с огнем в поезде, самолете, на судне, переезд гужевого и иного транспорта через железную дорогу в неустановленном месте, выпас скота в полосе отчуждения железной дороги, у аэродрома, перегон скота через железную дорогу, потерю крупногабаритных предметов на дороге с любого транспорта, повреждение транспортом дорог, мостов, оставление на дороге автотранспорта, тракторов, прицепов, катков и иных строительных машин, оставление разрытой траншеи на дороге, на улице, оставление щебня, кирпича и других материалов без ограждения соответствующими знаками и др.

31. Действия лица, допустившего нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта, повлёкшие по неосторожности смерть человека или смерть двух и более лиц, подлежат квалификации соответственно по ч. 2 и ч. 3 ст. 312 УК ДНР.

32. Решая вопрос о виновности лица в совершении преступления, предусмотренного статьей 178 УК ДНР, судам следует иметь в виду, что под неправомерным завладением транспортным средством без цели хищения понимается завладение чужим автомобилем или иным транспортным средством (угон) и поездка на нем без намерения присвоить его целиком или по частям.

Под иными транспортными средствами, за угон которых без цели хищения предусмотрена уголовная ответственность по ст. 178 УК ДНР, следует понимать механические транспортные средства (троллейбусы, тракторы, мотоциклы, другие самоходные машины с двигателем внутреннего сгорания или электрическим двигателем, катера, моторные лодки). Не являются предметом данного преступления мопеды, велосипеды, гребные лодки, гужевой транспорт и т.п.

Угон может быть осуществлен как с помощью установленного на транспортном средстве двигателя, так и без запуска такового (откат вручную, буксировка, эвакуация и т.п.). Преступление является оконченным с момента отъезда либо перемещения транспортного средства с места, на котором оно находилось, а если завладение происходит во время движения такого средства, — с момента установления контроля над ним.

Не является незаконным завладение транспортным средством в состоянии крайней необходимости, например, для того, чтобы срочно доставить тяжело больного человека в больницу, укротить стихийное бедствие, устранить другую опасность, которая угрожает людям, интересам общества или государства.

33. Как покушение на угон транспортного средства без цели хищения следует рассматривать действия лица, пытавшегося взломать замки и системы охранной сигнализации, завести двигатель либо с целью угона начать движение, если действия этого лица были пресечены или по иным независящим от него обстоятельствам ему не удалось реализовать преступный умысел на использование транспортного средства в личных интересах без цели хищения.

34. Если лицо, совершившее угон транспортного средства без цели хищения, наряду с этим похищает находящееся в нем имущество, содеянное подлежит квалификации по статье 178 и соответствующим статьям УК ДНР, предусматривающим ответственность за хищения.

35. Завладение транспортным средством в целях последующего разукомплектования и присвоения его частей либо обращения транспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц подлежит квалификации как хищение.

Если лицо неправомерно завладело транспортным средством, намереваясь впоследствии возвратить его владельцу за вознаграждение, его действия следует квалифицировать как хищение.

36. Квалифицированные виды угона урегулированы ч. ч. 24 ст. 178 УК ДНР. К ним относятся: совершение угона группой лиц по предварительному сговору; с применением насилия, не опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия; совершение угона организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, а также совершение угона с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, либо с угрозой применения такого насилия.

37. Совершением угона группой лиц по предварительному сговору признается деяние, осуществленное двумя и более лицами, заранее договорившимися о совместном совершении преступления. При совершении угона несколькими лицами по предварительному сговору действия каждого следует рассматривать как соучастие в преступлении, т.е. как соисполнительство (ч. 2 ст. 33 УК ДНР). Содеянное ими квалифицируется по п. «а» ч. 2 ст. 178 УК ДНР без ссылки на ст. 32 УК ДНР независимо от того, кто из участников преступной группы фактически управлял транспортным средством.

38. Судам следует разъяснить, что под насилием, не опасным для жизни или здоровья, при угоне (пункт «в» части 2 статьи 178 УК ДНР) следует понимать умышленное нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, связанных с причинением потерпевшему физической боли либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников и т.п.). Под насилием, опасным для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия при угоне (часть 4 статьи 178 УК ДНР) следует понимать умышленные действия, повлекшие причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, а также легкого вреда здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности и угрозу совершения перечисленных действий. При угоне, совершенном с указанными квалифицирующими признаками, дополнительной квалификации действий лица по соответствующим статьям УК ДНР о преступлениях против жизни и здоровья не требуется, за исключением случаев, когда в результате насилия, примененного в ходе угона, наступила смерть потерпевшего.

39. Если в результате умышленного применения в ходе неправомерного завладения транспортным средством насилия, опасного для жизни или здоровья, наступила по неосторожности смерть потерпевшего, содеянное следует квалифицировать в зависимости от конкретных обстоятельств дела по части 4 статьи 178 УК ДНР и по части 4 статьи 112 УК ДНР.

40. Судам следует обратить внимание, что неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения будет иметь место и при совершении поездки под управлением владельца или собственника транспортного средства в результате применения к нему насилия или угрозы применения насилия (в соответствии с пунктом «в» части 2 либо частью 3 или 4 статьи 178 УК ДНР), поскольку в таком случае указанное лицо лишается возможности распоряжаться транспортным средством по своему усмотрению.

41. При совершении угона устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения данного или нескольких преступлений, деяние квалифицируется по части 3 ст. 178 УК ДНР. При квалификации действий лица, совершившего неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, по части 3 статьи 178 УК ДНР в случае причинения особо крупного ущерба судам следует исходить из фактически понесенных владельцем расходов, связанных с ремонтом найденного автомобиля, если он поврежден во время угона.

Если угнанное транспортное средство получило технические повреждения, исключающие возможность его восстановления и дальнейшей эксплуатации, размер причиненного ущерба следует исчислять исходя из его фактической стоимости на день совершения указанного преступления.

В случае повреждения в результате действий виновного лица отдельных деталей, узлов, агрегатов транспортного средства размер реальных убытков необходимо определять исходя из стоимости запасных частей и восстановительного ремонта.

В указанных случаях дополнительной квалификации действий лица по статье 180 УК ДНР не требуется.

42. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и последующее его умышленное уничтожение или повреждение подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 178 УК ДНР, и при наличии к тому оснований – статьей 179 УК ДНР, если эти деяния причинили владельцу транспортного средства значительный ущерб, а действия виновного лица не квалифицированы как угон транспортного средства без цели хищения по признаку причинения потерпевшему особо крупного ущерба.

43. Судам при рассмотрении дел о хищении транспортного средства надлежит выяснять, какие исследованные в судебном заседании обстоятельства подтверждают умысел
лица, совершившего завладение указанным транспортным средством, на обращение его в свою пользу или пользу других лиц. Если суд установит, что указанные неправомерные действия лица совершены лишь для поездки на угнанном автомобиле (транспортном средстве) или в иных целях без корыстных побуждений, содеянное при наличии к тому оснований подлежит правовой оценке как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения по соответствующей части статьи 178 УК ДНР, при условии, если такая квалификация содеянного не ухудшает его положение.

Угон транспортного средства с целью облегчить совершение другого преступления при отсутствии у лица цели обратить транспортное средство в свою пользу или в пользу другого лица подлежит квалификации по ст. 178 УК ДНР и по совокупности с соответствующими статьям Особенной части УК ДНР.

Председатель Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Э.Н. Якубовский
Секретарь Пленума, судья Верховного Суда Донецкой Народной Республики
Н.Н. Гуридова

Для данного документа приложений нет.

В данный документ изменений не вносилось.