Печать Перейти к текущей редакции

Вид документа: Закон

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 17.04.2015

Номер документа: 44-IHC

Заголовок документа: О государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 050.040.020 - Электроснабжение, 090.010.070 - Энергетика

Информация об опубликовании:

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

NULL
НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

17.04.2015
№44-IHC
О государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности

(в ред. Закона ДНР от 18.07.2015 № 68-IHC)

Принят Постановлением Народного Совета 17 апреля 2015 года

Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы функционирования государственного оптового рынка электрической энергии и мощности, экономические отношения в сфере электроэнергетики, определяет полномочия органов государственной власти по регулированию этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики, связанной с производством, передачей, поставкой и потреблением электрической энергии и мощности, обеспечением энергетической безопасности Донецкой Народной Республики и защитой прав субъектов электроэнергетики – участников государственного оптового рынка электрической энергии и мощности.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон регулирует отношения субъектов электроэнергетики – участников государственного оптового рынка электрической энергии и мощности, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на государственном оптовом рынке.

2. На государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности регулируются отношения, связанные с оборотом товаров – электрической энергии и (или) мощности, иных, необходимых для организации эффективной торговли электрической энергией и (или) мощностью товаров и услуг.

Статья 2. Законодательство Донецкой Народной Республики о государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности

1. Законодательство Донецкой Народной Республики о государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности основывается Декларации о суверенитете Донецкой Народной Республики от 07 апреля 2014 года, Конституции Донецкой Народной Республики и состоит из настоящего Закона, законов Донецкой Народной Республики, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики и иных нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики.

2. Правовые основы функционирования государственного оптового рынка электрической энергии и мощности устанавливаются настоящим Законом, Правилами государственного оптового рынка электрической энергии и мощности и другими законодательными актами Донецкой Народной Республики.

3. Правилами государственного оптового рынка электрической энергии и мощности регулируются отношения, связанные с оборотом электрической энергии и мощности на государственном оптовом рынке, в части, в которой это предусмотрено настоящим Законом.

4. Режим экспорта и импорта электрической энергии и (или) мощности устанавливается в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Статья 3. Определение основных понятий

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) Координационный центр государственного оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – Координационный центр) – некоммерческая организация, которая образована в форме партнерства на паритетных началах из представителей субъектов электроэнергетики и представителей республиканского органа исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере электроэнергетики;

2) ценовая заявка – документ, отражающий намерение участника государственного оптового рынка электрической энергии и мощности купить или продать в определенной группе точек поставки электрическую энергию или продать мощность и устанавливающий планируемые участником к покупке (продаже) объемы электрической энергии на каждый час суток или объемы мощности на соответствующий период поставки мощности с указанием предлагаемых цен для каждого из планируемых объемов электрической энергии или мощности;

3) ценопринимающая заявка – ценовая заявка участника государственного оптового рынка электрической энергии и мощности без указания цены на электрическую энергию и (или) мощность, отражающая намерение данного участника купить или продать указанный в заявке объем электрической энергии и (или) мощности.

2. Понятия, определяющие и регулирующие основные положения настоящего Закона, употребляются в Законе Донецкой Народной Республики «Об электроэнергетике», который является основным в сфере электроэнергетике.

Статья 4. Основные принципы организации государственного оптового рынка электрической энергии и мощности

1. Основными принципами организации государственного оптового рынка электрической энергии и мощности являются:

1) обязательность приобретения электрической энергии и (или) мощности субъектами государственного оптового рынка;

2) свободный доступ к участию в государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности всех субъектов государственного оптового рынка, соблюдающих установленные Советом Министров Донецкой Народной Республики Правила государственного оптового рынка электрической энергии и мощности;

3) свободное взаимодействие субъектов государственного оптового рынка, действующих по Правилам государственного оптового рынка;

4) взаимодействие субъектов государственного оптового рынка электрической энергии и мощности на основе безусловного соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины.

Статья 5. Субъекты государственного оптового рынка электрической энергии и мощности и его организация

1. В состав субъектов государственного оптового рынка электрической энергии и мощности входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности – поставщики электрической энергии и (или) мощности (энергогенерирующие организации) и покупатели электрической энергии и (или) мощности (Государственная магистральная сетевая компания, энергопоставляющие организации, потребители электрической энергии и (или) мощности), получившие статус субъектов государственного оптового рынка электрической энергии и мощности в порядке, установленном настоящим Законом, Координационный центр, государственно-хозяйственный оператор и иные организации, обеспечивающие в соответствии с правилами государственного оптового рынка и договором о присоединении к торговой системе государственного оптового рынка функционирование государственно-хозяйственного оператора государственного оптового рынка электрической энергии и мощности, организации, обеспечивающие функционирование технологической инфраструктуры государственного оптового рынка (системный оператор Центральной диспетчерской службы Энергетической системы Донецкой Народной Республики).

2. Организация государственного оптового рынка электрической энергии и мощности основана на саморегулировании деятельности его участников, в том числе посредством участия Координационного центра государственного оптового рынка в разработке правил государственного оптового рынка и формировании постоянно действующей системы контроля соблюдения указанных правил.

3. Деятельность субъектов государственного оптового рынка электрической энергии и мощности в целях обеспечения им равных условий регулируется Правилами государственного оптового рынка, утвержденными Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 6. Торговая система государственного оптового рынка электрической энергии и мощности и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности

1. На государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности действует организованная система договоров между субъектами государственного оптового рынка, в том числе двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на государственном оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и (или) мощности, оказания услуг.

Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников государственного оптового рынка договоров определяются правилами государственного оптового рынка.

2. Субъекты государственного оптового рынка, осуществляющие производство, поставку и транспортировку электрической энергии и (или) мощности, обязаны поставлять электрическую энергию и (или) мощность по договорам купли-продажи, заключенным в порядке, установленным правилами государственного оптового рынка.

Субъекты государственного оптового рынка, осуществляющие производство, транспортировку и поставку электрической энергии и (или) мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии и (или) мощности в целях исполнения обязательств перед покупателями электрической энергии и (или) мощности, принятых на себя всеми поставщиками электрической энергии и (или) мощности по всем договорам в совокупности, на определенных правилами государственного оптового рынка условиях.

3. Факт предоставления и получения электрической энергии и (или) мощности подтверждается организациями государственно-хозяйственной и технологической инфраструктур в соответствии с правилами государственного оптового рынка.

Правила государственного оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию и (или) мощность с учетом необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.

4. В целях обеспечения роста экономики и потребностей населения Донецкой Народной Республики и иных потребителей в электрической энергии и оптимизации топливно-энергетического баланса электроэнергетики Координационный центр государственного оптового рынка и республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере электроэнергетики, осуществляют долгосрочное прогнозирование развития объектов электроэнергетики и инфраструктуры государственного оптового рынка электрической энергии и мощности и формируют при этом генеральную схему размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства.

5. Отбор мощности проводится системным оператором (организацией технологической инфраструктуры) в соответствии с правилами государственного оптового рынка, исходя из необходимости обеспечения в Энергетической системе Донецкой Народной Республики достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения надежности и бесперебойности поставок электрической энергии и (или) мощности с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, минимизации расходов субъектов электроэнергетики, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и (или) мощности на государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности.

6. Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами государственного оптового рынка.

В случае заключения субъектами государственного оптового рынка таких договоров и при использовании услуг Государственной магистральной сетевой компании по передаче (транспортировке) электрической энергии и (или) мощности стороны заключают договор оказания услуг по передаче (транспортировке) электрической энергии и (или) мощности с Государственной магистральной сетевой компанией с обязательным заключением договора оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с Центральной диспетчерской службой Энергетической системы Донецкой Народной Республики. Доступ к услугам по передаче (транспортировке) электрической энергии и (или) мощности предоставляется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики в сфере электроэнергетики.

Заявки энергопоставляющих организаций в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и (или) мощности по регулируемому тарифу удовлетворяются в обязательном порядке.

7. В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии и (или) мощности поставщики электрической энергии и (или) мощности подают заявки на объем электрической энергии и (или) мощности, соответствующий всей рабочей генерирующей мощности, за исключением мощности, выведенной из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Донецкой Народной Республики в сфере электроэнергетики.

Поставщики электрической энергии и (или) мощности, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии и (или) мощности, вправе не подавать заявки.

8. Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии и (или) мощности по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии и (или) мощности или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.

Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности должны соблюдать Правила государственного оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных законодательством Донецкой Народной Республики в сфере электроэнергетики.

9. Порядок подачи ценовых заявок, порядок определения стоимости электрической энергии и (или) мощности на государственном оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами государственного оптового рынка.

Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на государственном оптовом рынке электрической энергии и мощности осуществляются государственно-хозяйственным оператором. Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.

По результатам отбора ценовых заявок в порядке, предусмотренном правилами государственного оптового рынка, формируются критерии оптимизации режима оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике для системного оператора.

10. Правилами государственного оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности. Цены (тарифы) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности формируются в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

11. В первую очередь на государственном оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии и (или) мощности, заявленный энергогенерирующими организациями – владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность.

12. Во вторую очередь на государственном оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями – владельцами генерирующих мощностей в отношении тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме.

13. В третью очередь на государственном оптовом рынке принимается объем производства электрической энергии, заявленный организациями – владельцами генерирующих мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии в случаях, установленных правилами государственного оптового рынка, и при наличии долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.

Указанный объем производства электрической энергии принимается на государственном оптовом рынке, в случае подачи этими организациями ценопринимающих заявок (заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе электрической энергии, которые заменяют заявки. При необходимости эти организации могут уточнять объем электрической энергии посредством подачи в соответствии с правилами государственного оптового рынка заявок, что исключает их из третьей очереди в части уточненного объема.

Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на государственном оптовом рынке, в том числе в первую и во вторую очереди, направляется на обеспечение исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.

14. В случае если на государственном оптовом рынке не может быть принят совокупный объем электрической энергии (в первой, второй, третьей очередях), в отношении непринятого объема электрической энергии действует механизм ценообразования, не влекущий за собой возникновения убытков у сторон договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается правилами государственного оптового рынка.

Равновесная цена электрической энергии и (или) мощности определяется на основании ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) мощности соответствующей ценовой зоны с учетом необходимости обеспечения перетоков электрической энергии.

15. Цены покупки и продажи, стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке в расчетный период определяются государственно-хозяйственным оператором государственного оптового рынка по результатам проведения всех предусмотренных правилами государственного оптового рынка процедур.

Цены покупки и продажи, стоимость электрической энергии и мощности формируются государственно-хозяйственным оператором государственного оптового рынка исходя из данных, которыми он располагает на момент формирования таких цен.

16. Государственно-хозяйственный оператор государственного оптового рынка обязан обеспечить хранение информации о сформированных им рыночных ценах (тарифах) на электрическую энергию и мощность в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.

Предоставленные Координационным центром и государственно-хозяйственным оператором в соответствии с договором о присоединении к торговой системе государственного оптового рынка электрической энергии и мощности данные о результатах торговли являются официальным источником информации о рыночных ценах, складывающихся на государственном оптовом рынке за расчетный период.

17. В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на государственном оптовом рынке превышает ограничения, установленные правилами государственного оптового рынка, на государственном оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.

Порядок организации государственного оптового рынка при введении особого режима расчета цен устанавливается правилами государственного оптового рынка.

18. Величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на электрическую энергию, оплачивается энергопоставляющими организациями, в сетях которых они возникли, в установленном правилами государственного оптового рынка порядке. При этом Государственная магистральная сетевая компания, энергопоставляющие организации прилагают к заключенным в соответствии с указанными правилами договорам купли-продажи электрической энергии дополнения по компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины.

Энергопоставляющие организации должны осуществлять компенсацию потерь в электрических сетях в первую очередь за счет приобретения электрической энергии, произведенной на квалифицированных генерирующих объектах, подключенных к сетям энергопоставляющих организаций и функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

Статья 7. Особенности правового статуса и полномочия государственно-хозяйственной инфраструктуры государственного оптового рынка электрической энергии и мощности

1. Функционирование государственно-хозяйственной инфраструктуры государственного оптового рынка электрической энергии и мощности обеспечивают:

1) Координационный центр государственного оптового рынка;

2) государственно-хозяйственный оператор государственного оптового рынка.

2. Координационный центр государственного оптового рынка.

Высшим органом управления Координационного центра государственного оптового рынка является общее собрание членов государственного оптового рынка.

Цель создания Координационного центра государственного оптового рынка:

1) обеспечение функционирования государственно-хозяйственной инфраструктуры рынка;

2) обеспечение эффективной взаимосвязи государственного оптового рынка в части соблюдения баланса интересов производителей и покупателей электрической энергии и (или) мощности;

3) удовлетворение общественных потребностей в надежном и устойчивом снабжении электрической энергией и (или) мощностью.

Координационный центр государственного оптового рынка осуществляет следующие функции:

1) определение порядка ведения и ведение реестра субъектов государственного оптового рынка электрической энергии и мощности;

2) принятие решения о присвоении или лишении статуса субъекта государственного оптового рынка;

3) разработка формы договора о присоединении к системе государственного оптового рынка, регламентов государственного оптового рынка, стандартных форм двухсторонних договоров, обеспечивающих осуществление торговли на государственном оптовом рынке электрической энергией и (или) мощностью, а также оказание услуг, связанных с обращением указанных товаров на государственном оптовом рынке;

4) участие в подготовке проектов правил государственного оптового рынка и предложений о внесении в них изменений;

5) осуществление контроля соблюдения правил и регламентов государственного оптового рынка субъектами государственного оптового рынка;

6) ведение реестра выдачи и погашения сертификатов, подтверждающих объем производства электрической энергии и (или) мощности.

3. Государственно-хозяйственный оператор государственного оптового рынка осуществляет функции:

1) предоставление услуг по организации государственной оптовой торговли электрической энергией и (или) мощности и допущенными к обращению на государственном оптовом рынке услугами;

2) предоставление услуг по проведению сверки и (или) зачета взаимных встречных обязательств субъектами государственного оптового рынка;

3) организация системы гарантий и расчетов на государственном оптовом рынке;

4) участие в заключении двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности и осуществление регистрации двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности;

5) организация системы измерений и сбора информации о фактическом производстве электрической энергии и мощности и об их потреблении на государственном оптовом рынке;

6) подтверждение фактов предоставления и получения электрической энергии и (или) мощности субъектами государственного оптового рынка;

7) взаимодействие с организациями технологической инфраструктуры в целях прогнозирования объема производства и потребления электрической энергии и мощности, поддержания установленных техническими регламентами параметров качества электрической энергии, устойчивости и надежности энергоснабжения;

8) проведение мероприятий в соответствии с правилами государственного оптового рынка, обеспечивающих принятие Координационным центром решений о присвоении юридическим лицам статуса субъекта государственного оптового рынка или о лишении юридических лиц такого статуса.

4. В целях обеспечения государственного контроля деятельности Координационного центра государственного оптового рынка республиканский орган исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере электроэнергетики:

1) обладает правом вето в отношении решений Координационного центра государственного оптового рынка;

2) направляет в Координационный центр вопросы, обязательные для рассмотрения и подлежащие включению в повестку дня очередного или внеочередного собрания или заседания Координационного центра, к компетенции которых относится решение данных вопросов;

3) принимает решение по обязательному для рассмотрения и направленному в Координационный центр государственного оптового рынка вопросу в случае, если в течение 30 дней не принято по нему решение.

5. Координационный центр обязан раскрыть любому обратившемуся к нему заинтересованному лицу:

1) правила допуска субъектов государственного оптового рынка к торгам на государственном оптовом рынке;

2) правила заключения и исполнения договоров на государственном оптовом рынке;

3) правила проведения сверки и зачета взаимных встречных обязательств субъектов государственного оптового рынка;

4) правила проведения расчетов на государственном оптовом рынке;

5) регламент внесения изменений в указанные правила.

Плата, взимаемая за предоставление указанной информации, не должна превышать сумму расходов, фактически понесенных Координационным центром при предоставлении указанной информации.

6. Организация государственно-хозяйственной инфраструктуры (государственно-хозяйственный оператор) осуществляет хозяйственную деятельность по организации торговли и оказанию услуг на государственном оптовом рынке в соответствии с правилами государственного оптового рынка.

7. На государственном оптовом рынке действует система хозяйственного (коммерческого) учета электрической энергии и мощности.

8. В целях обеспечения равных условий для всех участников государственного оптового рынка деятельность Координационного центра контролируется и регулируется республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере электроэнергетики, и правилами государственного оптового рынка, а для субъектов государственного оптового рынка – участников обращения электрической энергии и (или) мощности и организации государственно-хозяйственной инфраструктуры (государственно-хозяйственный оператор), и системного оператора Центральной диспетчерской службы Энергетической системы Донецкой Народной Республики устанавливается обязательное членство в Координационном центре государственного оптового рынка.

Статья 8. Порядок использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами государственного оптового рынка электрической энергии и мощности

1. Взаимодействие субъектов государственного оптового рынка с системным оператором и главным диспетчером Центральной диспетчерской службой Энергетической системы Донецкой Народной Республики и Государственной магистральной сетевой компанией осуществляется в соответствии с Правилами оказания услуг по передаче электрической энергии и мощности, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услуг государственно-хозяйственного оператора, а также правилами государственного оптового рынка.

Основным принципом использования технологической инфраструктуры электроэнергетики субъектами государственного оптового рынка является обеспечение наиболее эффективной организации экономических отношений на государственном оптовом рынке.

2. Центральная диспетчерская служба Энергетической системы Донецкой Народной Республики и Государственная магистральная сетевая компания оказывают на возмездной договорной основе субъектам государственного оптового рынка услуги по транспортировке и передаче электрической энергии и мощности.

3. Системный оператор оказывает на возмездной договорной основе субъектам государственного оптового рынка услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике. Договор оказания указанных услуг заключается с системным оператором субъектами государственного оптового рынка.

Центральная диспетчерская служба Энергетической системы Донецкой Народной Республики вправе отказать субъекту государственного оптового рынка в заключении с ним договора оказания услуг по передаче электрической энергии и (или) мощности при отсутствии у него заключенного договора с системным оператором.

4. Взаимодействие системного и государственно-хозяйственного оператора государственного оптового рынка при выполнении ими своих функциональных обязанностей осуществляется на основании заключенного ими соглашения.

Статья 9. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта государственного оптового рынка, участника обращения электрической энергии и мощности на государственном оптовом рынке

1. Порядок получения юридическим лицом статуса субъекта государственного оптового рынка электрической энергии и мощности, участника обращения электрической энергии и мощности на государственном оптовом рынке состоит в совершении им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на государственном оптовом рынке, в том числе:

1) проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта государственного оптового рынка;

2) проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами государственного оптового рынка;

3) вступление в члены Координационного центра государственного оптового рынка и подписание договора о присоединении к системе государственного оптового рынка.

2. Статус субъектов государственного оптового рынка, участников обращения электрической энергии и мощности на государственном оптовом рынке получают:

1) энергогенерирующие организации – поставщики электрической энергии и мощности, присоединенные к электрическим сетям и имеющие в собственности или ином, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики основании, генерирующее оборудование, установленная генерирующая мощность которого превышает минимально допустимое значение, устанавливаемое правилами государственного оптового рынка и обладающие правами продажи электрической энергии и мощности, производимой на таком оборудовании;

2) Государственная магистральная сетевая компания – поставщик электрической энергии и мощности, который оказывает услуги по транспортировке и поставке электрической энергии и мощности от энергогенерирующих организаций к энергопоставляющим организациям оказываемые на возмездной договорной основе субъектам государственного оптового рынка;

3) энергопоставляющие организации – поставщики электрической энергии и мощности, которые приобретают электрическую энергию и мощность в целях последующей их реализации потребителям электрической энергии и (или) мощности;

4) потребители электрической энергии и (или) мощности, которые присоединены в установленном порядке к техническим устройствам электрических сетей.

Потребитель электрической энергии и мощности вправе присоединиться к государственному оптовому рынку и участвовать в обороте электрической энергии и мощности непосредственно после получения статуса субъекта государственного оптового рынка.

3. Условия получения статуса субъекта государственного оптового рынка, устанавливаемые правилами государственного оптового рынка, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности.

4. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта государственного оптового рынка, участника оборота электрической энергии, устанавливается правилами государственного оптового рынка.

5. В соответствии с Правилами государственного оптового рынка за неоднократное нарушение субъектом государственного оптового рынка правил государственного оптового рынка и (или) несоблюдение субъектом государственного оптового рынка требований договора о присоединении к системе государственного оптового рынка по решению Координационного центра государственного оптового рынка указанный субъект государственного оптового рынка может быть исключен из реестра субъектов государственного оптового рынка.

Решение об исключении может быть обжаловано в суде соответствующей юрисдикции.

6. Субъекты государственного оптового рынка вправе направлять 20 процентов прибыли на модернизацию и развитие основных фондов.

Статья 10. Особенности функционирования отдельных субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии и мощности

1. Субъекты электроэнергетики – субъекты государственного оптового рынка, осуществляющие хозяйственную деятельность в сфере электроэнергетики на основании двухсторонних договоров купли-продажи электрической энергии и мощности независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, обязаны обеспечить надлежащее исполнение всех принятых ими на себя в соответствии с договором о присоединении к системе государственного оптового рынка обязательств как в части требований в отношении готовности генерирующего оборудования к выработке и качеству поставляемой электрической энергии и мощности, так и в части объема поставок электрической энергии и мощности.

В отношении отдельных субъектов электроэнергетики, обладающих на праве собственности или ином, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики основании, объектами по производству электрической энергии и мощности (генерирующими мощностями), в силу технологических особенностей работы таких генерирующих мощностей системным и государственно-хозяйственным операторами на определенный период устанавливается обязанность по оказанию услуг по обеспечению системной надежности.

Отбор исполнителей услуг по обеспечению системной надежности Энергетической системы Донецкой Народной Республики, координация действий по оказанию услуг по обеспечению системной надежности осуществляются системным оператором.

2. Оказание услуг по обеспечению системной надежности не ограничивает права субъектов электроэнергетики, владеющих соответствующими генерирующими мощностями, на участие в государственном оптовом рынке.

3. Цены (тарифы) на услуги по обеспечению системной надежности подлежат государственному регулированию и (или) определяются государственно-хозяйственным оператором по результатам отбора на конкурентной основе исполнителей таких услуг.

4. Порядок оказания услуг по обеспечению системной надежности, порядок отбора субъектов электроэнергетики, оказывающих услуги по обеспечению системной надежности, а также цена (тариф) на услуги по обеспечению системной надежности, устанавливаются правилами государственного оптового рынка.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 12. Переходные положения

Действие Закона не распространяется на участников Многостороннего договора от 11 июня 2015 года, которые по состоянию на 1 июля 2015 года являются сторонами договора согласно приложения к настоящему Закону.

(статья 12 введена Законом ДНР от 18.07.2015 № 68-IHC)

Глава Донецкой Народной Республики
А.В. Захарченко