Печать Перейти к текущей редакции

Вид документа: Закон

Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики

Дата документа: 15.05.2015

Номер документа: 48-IHC

Заголовок документа: О социальной защите инвалидов

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 070.050.000 - Установление инвалидности, временной нетрудоспособности

Информация об опубликовании:

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

NULL
НПА ДНР

Народный Совет
Донецкой Народной Республики

 

Закон

15.05.2015
№48-IHC
О социальной защите инвалидов

(С изменениями, внесенными на основании Закона ДНР от 11.08.2017 № 189-IHC)

Принят Постановлением Народного Совета 15 мая 2015 года

Настоящий Закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Донецкой Народной Республике, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Донецкой Народной Республики, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Донецкой Народной Республики.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие «инвалид», основания определения группы инвалидности

1. Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

2. Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

3. В зависимости от степени расстройства функций организма и/или ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

4. Признание лица инвалидом осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.

(часть 4 статьи 1 в нов. ред. на основании Закона от 11.08.2017 № 189-IHC)

Статья 2. Понятие социальной защиты и социальной поддержки инвалидов

1. Социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

2. Социальная поддержка инвалидов — система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.

Статья 3. Законодательство Донецкой Народной Республики о социальной защите инвалидов

1. Законодательство Донецкой Народной Республики о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Донецкой Народной Республики, настоящего Закона, других законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики.

2. Если международным договором (соглашением) Донецкой Народной Республики установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора (соглашения).

Статья 4. Компетенция республиканских органов государственной власти Донецкой Народной Республики в области социальной защиты инвалидов

1. К ведению Народного Совета Донецкой Народной Республики в области социальной защиты инвалидов в пределах полномочий относятся:

1) определение государственной политики в отношении инвалидов;

2) принятие законов и иных нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики о социальной защите инвалидов (в том числе регулирующих порядок и условия предоставления инвалидам единого минимума мер социальной защиты);

3) заключение международных договоров (соглашений) Донецкой Народной Республики по вопросам социальной защиты инвалидов;

2. К ведению Совета Министров и республиканских органов государственной исполнительной власти Донецкой Народной Республики в области социальной защиты инвалидов в пределах полномочий относятся:

1) контроль за исполнением законодательства Донецкой Народной Республики о социальной защите инвалидов;

2) в пределах своей компетенции принятие нормативных правовых актов, определяющих общие принципы организации и осуществления медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

3) определение критериев, установление условий для признания лица инвалидом;

4) установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований;

5) установление порядка аккредитации и лицензирования организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

6) осуществление аккредитации и лицензирования предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

7) разработка и реализация целевых программ в области социальной защиты инвалидов, контроль за их исполнением;

8) утверждение и финансирование базовых программ реабилитации инвалидов;

9) создание объектов реабилитационной индустрии, находящихся в государственной собственности, и управление ими;

10) определение перечня специальностей работников, занятых в области медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов, организация подготовки кадров в этой области;

11) координация научных исследований, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам инвалидности и инвалидов;

12) разработка методических документов по вопросам социальной защиты инвалидов;

13) установление квот рабочих мест для инвалидов;

14) содействие в работе общественных объединений инвалидов и оказание им помощи;

15) установление льгот, в том числе по налогообложению, организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, производят специальные промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, предоставляют услуги инвалидам, а также общественным объединениям инвалидов и находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным товариществам и обществам, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов;

16) установление льгот отдельным категориям инвалидов;

17) формирование показателей государственного бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов;

18) установление единой системы учета инвалидов в Донецкой Народной Республике, в том числе детей-инвалидов, и организация на основе этой системы статистического наблюдения за социально-экономическим положением инвалидов и их демографическим составом;

19) иные установленные в соответствии с настоящим Законом полномочия.

Статья 5. Компетенция органов местного самоуправления Донецкой Народной республики в области социальной защиты инвалидов

1. К ведению органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в области социальной защиты инвалидов относятся:

1) реализация государственной политики в отношении инвалидов в пределах своих полномочий;

2) определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов с учетом уровня социально-экономического развития территории Донецкой Народной Республики;

3) аккредитация и лицензирование предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов;

4) участие в реализации государственных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование в пределах своих территориальных полномочий программ в указанной области;

5) утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики, с учетом социально-экономических и иных особенностей в дополнение к государственным базовым программам реабилитации инвалидов;

6) создание и управление объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики;

7) организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;

8) разработка в пределах своей компетенции методических рекомендаций по вопросам социальной защиты инвалидов;

9) содействие в работе и оказание помощи общественным объединениям инвалидов на территориях органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики;

10) установление льгот инвалидам или отдельным категориям инвалидов на территории Донецкой Народной Республики за счет средств бюджетов органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики;

11) формирование бюджетов органов местного самоуправления Донецкой Народной Республики в части расходов на социальную защиту инвалидов.

Статья 6. Ответственность за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности

За причинение вреда здоровью граждан, приведшего к инвалидности, лица, виновные в этом, несут материальную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Глава 2. Медико-социальная экспертиза

Статья 7. Понятие медико-социальной экспертизы

1. Медико-социальная экспертиза – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

2. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Советом Министром Донецкой Народной Республики.

Статья 8. Медико-социальная экспертиза

1. Медико-социальная экспертиза проводится медико-социальными экспертными комиссиями, которые организуются Республиканским центром медико-социальной экспертизы  и находятся в его подчинении.

Порядок организации и деятельности медико-социальных экспертных комиссий определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

2. Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в медико-социальных экспертных комиссиях, реабилитационные мероприятия включаются в базовую программу общеобязательного социального страхования граждан Донецкой Народной Республики и финансируются за счет средств фондов общеобязательного социального страхования Донецкой Народной Республики.

3. На медико-социальные экспертные комиссии возлагаются:

1) определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Донецкой Народной Республики предусматривается предоставление мер поддержки семье умершего;

7) выдача заключения о нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) в случаях, предусмотренных подпунктом «б» пункта 1 статьи 23 Закона Донецкой Народной Республики от 13 февраля 2015 года № 08-IНС «О воинской обязанности и военной службе».

4. Решение медико-социальной экспертной комиссии является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

(статья 8 в нов. ред. на основании Закона от 11.08.2017 № 189-IHC)

Глава 3. Реабилитация инвалидов

Статья 9. Понятие реабилитации инвалидов

1. Реабилитация инвалидов – система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

2.  Реабилитация инвалидов включает в себя:

1) медицинскую реабилитацию, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования и ортезирования, санаторно-курортное лечение, физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт;

2) профессиональную реабилитацию инвалидов, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства;

3) социальную реабилитацию инвалидов, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации.

Статья 10. Республиканский перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду

1. Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных республиканским перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств Республиканского бюджета.

2. Республиканский перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Индивидуальная программа реабилитации инвалида

1. Индивидуальная программа реабилитации инвалида – разработанный на основе решения медико-социальной экспертной комиссии комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

(часть 1 статьи 8 в нов. ред. на основании Закона от 11.08.2017 № 189-IHC)

2. Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами республиканской исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

3. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно в соответствии с базовой программой реабилитации инвалидов, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного республиканской базовой программой реабилитации инвалидов.

4. Индивидуальная программа реабилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации, включая автомобили, кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами. Если предусмотренное индивидуальной программой реабилитации техническое или иное средство либо услуга не могут быть предоставлены инвалиду или если инвалид приобрел соответствующее средство, либо оплатил услугу за собственный счет, то ему выплачивается компенсация в размере определенной стоимости технического или иного средства, услуги, которые должны быть предоставлены инвалиду.

5. Отказ инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает соответствующие органы республиканской исполнительной власти, органы местного самоуправления, а также учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Статья 12. Государственная служба реабилитации инвалидов

1. Государственная служба реабилитации инвалидов – совокупность органов исполнительной власти независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления, учреждений различного уровня, осуществляющих мероприятия по медицинской, профессиональной и социальной реабилитации. Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется уполномоченным республиканским органом исполнительной власти Донецкой Народной Республики.

2. Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

3. Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления с учетом территориальных потребностей создают сеть реабилитационных учреждений и обеспечивают развитие системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организуют производство технических средств реабилитации, развитие услуг для инвалидов, способствуют развитию негосударственных реабилитационных учреждений при наличии у них лицензий на этот вид деятельности, а также фондов различных форм собственности и взаимодействуют с ними в осуществлении реабилитации инвалидов.

4. Финансирование реабилитационных мероприятий осуществляется за счет средств государственного бюджета, фондов общеобязательного социального страхования Донецкой Народной Республики в соответствии с положениями об указанных фондах, местных бюджетов, других источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики. Финансирование реабилитационных мероприятий, включая содержание реабилитационных учреждений, допускается на основе кооперирования бюджетных и внебюджетных средств.

5. Порядок организации и деятельности Республиканской службы реабилитации инвалидов определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Глава 4. Обеспечение жизнедеятельности инвалидов

Статья 13. Медицинская помощь инвалидам

1. Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется бесплатно, лекарственное обеспечение инвалидов осуществляется на льготных условиях в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Порядок и условия оказания квалифицированной медицинской помощи различным категориям инвалидов устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики в пределах определенных бюджетом Донецкой Народной Республики.

3. Медицинская реабилитация инвалидов проводится в рамках базовой программы общеобязательного социального страхования населения Донецкой Народной Республики за счет средств фондов общеобязательного социального страхования.

Статья 14. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к информации

1. Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, выпускающих специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, осуществляющих выпуск аудиозаписей и другой звуковой продукции, кино- и видеофильмов и другой видеопродукции для инвалидов. Выпуск периодической, научной, учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературы для инвалидов, в том числе издаваемой на электронных носителях и рельефно-точечным шрифтом Брайля, осуществляется за счет средств государственного бюджета при наличии финансирования.

2. Язык жестов признается как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов.

3. Органы социальной защиты населения оказывают инвалидам помощь в получении услуг по сурдопереводу, предоставлении сурдотехники, обеспечении тифлосредствами.

Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

1. Совет Министров Донецкой Народной Республики, органы местного самоуправления, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и информации.

2. Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

3. Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с республиканскими и местными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

4. Разработка проектных решений на новое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими государственными органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.

5. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

6. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.

7. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

8. На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры

Организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов, в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров Донецкой Народной Республики, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются по целевому назначению только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.

Статья 17. Обеспечение инвалидов жилой площадью

1. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот и в порядке очередности, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

3. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Советом Министров Донецкой Народной Республики. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного (республиканского) или муниципального жилищного фонда.

4. Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

5. Инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и желающие получить жилое помещение по договору найма или аренды, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами.

6. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении возраста 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди, если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести ему самостоятельный образ жизни.

7. Жилое помещение в домах государственного (республиканского), муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемое инвалидом по договору найма или аренды, при помещении инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания сохраняется за ним в течение шести месяцев.

8. Специально оборудованные жилые помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, занимаемые инвалидами по договору найма или аренды, при их освобождении заселяются в первую очередь нуждающимися в улучшении жилищных условий другими инвалидами.

9. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 25 процентов с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, – со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.

10. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

11. Порядок предоставления указанных льгот определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики. Органы местного самоуправления вправе устанавливать инвалидам дополнительные льготы, финансируемые за счет средств местного бюджета.

Статья 18. Воспитание и обучение детей-инвалидов

1. Образовательные учреждения, органы социальной защиты населения, учреждения связи, информации, физической культуры и спорта обеспечивают непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов.

2. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

3. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

4. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 19. Образование инвалидов

1. Государство гарантирует инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

2. Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

4. Профессиональное образование инвалидов в образовательных учреждениях различных типов и уровней осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

5. Для инвалидов, нуждающихся в специальных условиях для получения профессионального образования, создаются специальные профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

6. Профессиональная подготовка и профессиональное образование инвалидов в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов осуществляются в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов.

7. Организация образовательного процесса в специальных профессиональных образовательных учреждениях для инвалидов регламентируется нормативными правовыми актами, организационно-методическими материалами соответствующих органов государственной исполнительной власти Донецкой Народной Республики.

8. Государственные органы управления образованием обеспечивают учащихся инвалидов бесплатно или на льготных условиях специальными учебными пособиями и литературой, а также обеспечивают учащимся возможность пользования услугами сурдопереводчиков.

Статья 20. Обеспечение занятости инвалидов

1. Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости органами исполнительной власти, путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;

2) установления в учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Статья 21. Установление квоты для приема на работу инвалидов

1. Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.

2. Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

3. Порядок определения квоты устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

4. В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты в Республиканский фонд занятости населения Донецкой Народной Республики. Полученные средства расходуются по целевому назначению на создание рабочих мест для инвалидов.

5. Республиканский фонд занятости населения Донецкой Народной Республики перечисляет указанные суммы организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Статья 22. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов

1. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов – рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

2. Минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти с учетом социально-экономических особенностей для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

3. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств Республиканского бюджета, местного бюджета Донецкой Народной Республики, за исключением рабочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате стихийных бедствий, создаются за счет средств Республиканского бюджета.

4. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

5. Специальные рабочие места для лиц, ставших инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, создаются за счет средств работодателей виновных в причинении вреда.

Статья 23. Условия труда инвалидов

1. Инвалидам, занятым в учреждениях и организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, создаются необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Не допускается установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодного и дополнительного оплачиваемых отпусков и другие), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.

2. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.

3. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.

4. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 24. Права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны:

1) создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2) создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

3) предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители учреждений и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы в Республиканский фонд занятости населения Донецкой Народной Республики и соответствующие уполномоченные органы, осуществляющие государственную политику в сфере социального страхования Донецкой Народной Республики, несут ответственность в виде уплаты штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы – в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты – в размере стоимости рабочего места, определяемой органами местного самоуправления Донецкой Народной Республики. Суммы штрафов взыскиваются в установленном порядке. Уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.

Статья 25. Порядок и условия признания инвалида безработным

Порядок и условия признания инвалида безработным регулируется законодательством о занятости населения Донецкой Народной Республики.

Статья 26. Государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов

Государственная поддержка (в том числе предоставление налоговых и иных льгот) предприятий и организаций, производящих промышленные товары, технические средства и приспособления для инвалидов, обеспечивающих занятость инвалидов, оказывающих медицинскую помощь, услуги в сфере образования, осуществляющих санаторно-курортное лечение, бытовое обслуживание и создающих условия для занятий физической культурой и спортом, организации досуга инвалидов, инвестирующих более 30 процентов прибыли в проекты, обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов, в научные и опытно-конструкторские разработки технических средств реабилитации инвалидов, а также протезно-ортопедических предприятий, лечебно-производственных (трудовых) мастерских и подсобных сельских хозяйств учреждений органов социальной защиты населения, осуществляется в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 27. Материальное обеспечение инвалидов

1. Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям и компенсации в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Получение компенсаций и других денежных выплат одного вида не лишает инвалидов права на получение других видов денежных выплат, если у них есть для этого основания, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 28. Социально-бытовое обслуживание инвалидов

1. Социально-бытовое обслуживание инвалидов осуществляется в порядке и на основаниях, определяемых органами местного самоуправления с участием общественных объединений инвалидов.

2. Органы местного самоуправления создают специальные службы социального обслуживания инвалидов, в том числе по доставке инвалидам продовольственных и промышленных товаров, и утверждают перечень заболеваний инвалидов, при которых они имеют право на льготное обслуживание.

3. Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с настоящим Законом и содействовать удовлетворению их потребностей.

4. Инвалиды имеют право на изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и других видов протезных изделий (кроме зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам) за счет средств государственного бюджета в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

5. Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

6. Инвалиды обеспечиваются бытовыми приборами, тифло-, сурдо- и другими средствами, необходимыми им для социальной адаптации; ремонт указанных приборов и средств производится инвалидам бесплатно или на льготных условиях.

7. Порядок обеспечения инвалидов техническими и иными средствами, облегчающими их труд и быт, определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 29. Санаторно-курортное лечение инвалидов

1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида на льготных условиях. Инвалиды I группы и дети-инвалиды, нуждающиеся в санаторно-курортном лечении, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки для сопровождающего их лица.

2. Неработающим инвалидам, в том числе находящимся в стационарных учреждениях социального обслуживания, санаторно-курортные путевки выдаются бесплатно органами социальной защиты населения.

3. Работающие инвалиды обеспечиваются санаторно-курортными путевками по месту работы на льготных условиях за счет средств социального страхования.

4. Лицам, ставшим инвалидами вследствие несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, расходы на санаторно-курортное лечение, включая оплату отпуска на весь период лечения и проезда, стоимость проезда инвалида и сопровождающего его лица к месту лечения и обратно, их проживания и питания, оплачиваются за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Статья 30. Транспортное обслуживание инвалидов

1. Дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

2. Указанные льготы распространяются на лицо, сопровождающее инвалида I группы или ребенка-инвалида. Детям-инвалидам и сопровождающим их лицам предоставляется право бесплатного проезда к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных и междугородных маршрутов.

3. Инвалиды, имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются автотранспортными средствами бесплатно или на льготных условиях. Дети-инвалиды, достигшие пятилетнего возраста и страдающие нарушением функций опорно-двигательного аппарата, обеспечиваются автотранспортными средствами на тех же условиях с правом управления этими транспортными средствами взрослыми членами семьи.

4. Техническое обеспечение и ремонт автотранспортных средств и других средств реабилитации, принадлежащих инвалидам, осуществляются вне очереди на льготных условиях и в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 31. Порядок сохранения льгот, установленных инвалидам

1. Учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы по оплате лекарств, санаторно-курортного лечения; по транспортному обслуживанию, кредитованию, приобретению, строительству, получению и содержанию жилья; по оплате коммунальных услуг, услуг учреждений связи, предприятий торговли, культурно-зрелищных и спортивно-оздоровительных учреждений в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Настоящий Закон сохраняет льготы, установленные инвалидам законодательством бывшего Союза ССР. Предусмотренные для инвалидов льготы сохраняются независимо от вида получаемых ими пенсий. В случаях, если другими правовыми актами для инвалидов предусмотрены нормы, повышающие по сравнению с настоящим Законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения этих правовых актов. Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Закону и одновременно по другому правовому акту, льгота предоставляется либо по настоящему Закону либо по другому правовому акту (независимо от основания установления льготы).

Статья 32. Ответственность за нарушение прав инвалидов. Рассмотрение споров

1. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

2. Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Глава 5. Общественные объединения инвалидов

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

1. Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов. Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

2. Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

3. Республиканские органы исполнительной власти, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

4. В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

Статья 34. Льготы, предоставляемые общественным объединениям инвалидов

1. Государство гарантирует предоставление льгот в соответствии с порядком, установленным налоговым законодательством Донецкой Народной Республики, по уплате республиканских налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджеты всех уровней общественным объединениям инвалидов, их организациям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставный капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

2. Подготовка и принятие решений по предоставлению указанных льгот производится с обязательным участием общественных объединений инвалидов.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 35. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 36. Переходные положения

Статьи 17, 27, 28, 29, 30, предусматривающие льготы и социальные выплаты инвалидам, вступают в силу с момента принятия законодательства о бюджетном процессе, налогового законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих социальные выплаты.

Статья 37. Действие законов и иных нормативных правовых актов

1. Совету Министров Донецкой Народной Республики привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

2. До приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Донецкой Народной Республики в соответствие с настоящим Законом, законы и иные нормативные правовые применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.

Глава Донецкой Народной Республики
А.В. Захарченко

Данная ревизия документа не вносит изменения в приложения.