Печать Перейти к текущей редакции

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 15.10.2015

Номер документа: 669

Дата государственной регистрации: 11.11.2015

Регистрационный номер: 741

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

NULL
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

15.10.2015
№669
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


Регистрационный № 741
от   «11» ноября 2015  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства

(в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 31.10.2018 № 943)

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 6 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», подпункта 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 года № 13-43 «Об утверждении Положения и структуры Министерства образования и науки», во исполнение статьи 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», пункта 16 Правил разработки, утверждения государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утверждённых приказом Министерства образования и науки от 08.07.2015 г. № 297 (зарегистрированных в Министерстве юстиции 30 июля 2015 г. № 322),

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства.

2. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий приказ вступает в силу с момента опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 669 от 15.10.2015
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


Регистрационный № 741
от   «11» ноября 2015  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРОФЕССИИ  35.01.19 МАСТЕР САДОВО-ПАРКОВОГО И ЛАНДШАФТНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования представляет собой совокупность обязательных требований к среднему профессиональному образованию по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства для профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования, которые имеют право на реализацию имеющих государственную аккредитацию программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих по данной профессии, на территории Донецкой Народной Республики (далее — образовательная организация).

1.2. Право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства имеет образовательная организация при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Возможна сетевая форма реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием ресурсов нескольких образовательных организаций. В реализации программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих с использованием сетевой формы наряду с образовательными организациями также могут участвовать медицинские организации, организации культуры, физкультурно-спортивные и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения, проведения учебной и производственной практики и осуществления иных видов учебной деятельности, предусмотренных программой подготовки квалифицированных рабочих, служащих.

2. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:

СПО — среднее профессиональное образование;

ПОО – профессиональная образовательная организация;

ГОС СПО — государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;

ППКРС — программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии;

ОК — общая компетенция;

ПК — профессиональная компетенция;

ПМ — профессиональный модуль;

МДК — междисциплинарный курс.

Понятия и их толкования:

Результаты образования: демонстрируемые выпускником по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.

Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней среднего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования.

Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности, личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного среднего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.

Основная образовательная программа: системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению (специальности) подготовки.

Модуль: комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.

При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать обучающиеся после успешного изучения модулей.

Профиль: совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) среднего профессионального образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.

Зачетная единица: студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой. Зачетная единица равна 36 академическим часам общей трудоемкости. Отражаемый в зачетной единице объем работы обучающегося включает лекции, семинарские и практические занятия, курсовые работы, рефераты, контрольные работы по дисциплинам, зачеты. Зачетные единицы назначаются всем компонентам ППКРС (модулям, учебным циклам и дисциплинам, производственной практике и т.д.)

Трудоустраиваемость – это совокупность достижений навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию государства.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФЕССИИ

3.1. Сроки получения СПО по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства в очной форме обучения и соответствующие квалификации приводятся в Таблице 1.

Таблица 1

Уровень образования, необходимый для приема на обучение по ППКРС Наименование квалификации (профессий по Перечню профессий рабочих, должностей служащих СПО)1 Срок получения СПО по ППКРС в очной форме обучения2
среднее общее образование Рабочий зеленого хозяйстваСадовник

Цветовод

10 мес.
основное общее образование 2 года 10 мес.3
1 ГОС СПО в части требований к результатам освоения ППКРС ориентирован на присвоение выпускнику квалификации выше средней квалификации для данной профессии.
2 Независимо от применяемых образовательных технологий.
3 Образовательные организации, осуществляющие подготовку квалифицированных рабочих, служащих на базе основного общего образования, реализуют государственный образовательный стандарт среднего общего образования в пределах ППКРС, в том числе с учетом получаемой профессии СПО.

(таблица 1 пункта 3.1 раздела 3 в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 31.10.2018 № 943)

3.2. Рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих по Перечню профессий рабочих, должностей служащих СПО при формировании ППКРС:

Цветовод-рабочий зеленого хозяйства;

Садовник-рабочий зеленого хозяйства;

Садовник-цветовод.

Выбор сочетаний может быть проведен по усмотрению ПОО, но не менее 2-х и не более 3-х квалификаций.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья допускается получение одной квалификации согласно Постановлению Совета Министров Донецкой Народной Республики от 31.05.2016 года № 7-66 «Об утверждении Перечня рекомендуемых профессий рабочих и должностей служащих, по которым ведётся профессиональное обучение инвалидов и лиц, с ограниченными возможностями здоровья, с учётом нарушений функций и ограничений их жизнедеятельности».

Рекомендуемые сроки получения СПО по ППКРС независимо от применяемых образовательных технологий увеличиваются:

а) для обучающихся по очно-заочной форме обучения:

на базе среднего общего образования — не более чем на 1 год;

б) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – не более чем на 6 месяцев.

(пункт 3.2 раздела 3 в нов.ред. на основании Приказа Министерства образования и науки ДНР от 31.10.2018 № 943)

4. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников: выполнение работ по выращиванию цветочных растений, деревьев и кустарников, благоустройство различных территорий и внутреннее озеленение различных помещений.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

заказы потребителя на выполнение работ;

территории озеленения (парки и сады, помещения);

цветочные растения, деревья и кустарники;

технологические процессы, в т.ч. специальные препараты и материалы;

нормативная документация.

4.3. Обучающийся по профессии 35.01.19 Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства готовится к следующим видам деятельности:

4.3.1. Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте.

4.3.2. Выращивание древесно-кустарниковых культур.

4.3.3. Озеленение и благоустройство различных территорий.

4.3.4. Интерьерное озеленение.

4.3.5. Изготовление букетов, композиций и элементов декора с использованием продукции растениеводства.

5. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

5.1. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

5.2. Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

5.2.1. Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте.

ПК 1.1. Проводить семенное и вегетативное размножение цветочно-декоративных культур.

ПК 1.2. Выполнять пикировку всходов.

ПК 1.3. Высаживать растения в грунт.

ПК 1.4. Выполнять перевалку и пересадку горшечных растений.

ПК 1.5. Ухаживать за растениями размноженными рассадным и безрассадным способами.

5.2.2. Выращивание древесно-кустарниковых культур.

ПК 2.1. Проводить размножение деревьев и кустарников.

ПК 2.2. Выполнять посадку деревьев и кустарников.

ПК 2.3. Ухаживать за высаженными деревьями и кустарниками.

ПК 2.4. Формировать кроны деревьев и кустарников.

5.2.3. Озеленение и благоустройство различных территорий.

ПК 3.1. Создавать и оформлять цветники различных типов.

ПК 3.2. Выполнять работы по вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей.

ПК 3.3. Устраивать и ремонтировать садовые дорожки.

ПК 3.4. Выполнять работы по устройству и содержанию водоемов, рокариев и альпинариев.

5.2.4. Интерьерное озеленение. Составлять букеты, композиции и элементы декора с использованием продукции растениеводства.

ПК 4.1. Составлять композиции из комнатных растений.

ПК 4.2. Выполнять агротехнические работы в зимних садах.

ПК 4.3. Консервировать растительный материал различными способами.

ПК 4.4. Изготовлять бутоньерки, букеты в различных техниках, сюжетные композиции из живых срезанных цветов и другого растительного материала.

ПК 4.5. Создавать индивидуальные композиции из живых, искусственных и высушенных цветов и декоративно-лиственных растений.

ПК 4.6. Декорировать и украшать помещения и приусадебные участки, улицы, площади, офисы, рестораны, концертные залы, театральные сцены, свадебные и похоронные церемонии, государственные, национальные, религиозные и другие торжественные мероприятия, проводимые на открытом воздухе и в помещении.

6. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

6.1. ППКРС предусматривает изучение следующих учебных циклов:

общепрофессионального;

профессионального

и разделов:

физическая культура;

учебная практика;

производственная практика;

промежуточная аттестация;

государственная итоговая аттестация.

6.2. Обязательная часть ППКРС должна составлять около 80 процентов от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть (около 20 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования.

Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательной организацией.

Общепрофессиональный учебный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин, профессиональный учебный цикл состоит из профессиональных модулей в соответствии с видами деятельности, соответствующими присваиваемой(ым) квалификации(ям). В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная и (или) производственная практика.

Обязательная часть профессионального учебного цикла ППКРС должна предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», которую можно интегрировать с дисциплиной «Охрана труда». Объем часов на дисциплину «Безопасность жизнедеятельности» составляет 2 часа в неделю в период теоретического обучения (обязательной части учебных циклов), но не более 68 часов, из них на освоение основ военной службы – 70% от общего объема времени отведенного на указанную дисциплину.

Образовательная организация имеет право для подгрупп девушек использовать 70 процентов учебного времени дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», отведенного на изучение основ военной службы, на освоение основ медицинских знаний.

6.3. Образовательной организацией при определении структуры ППКРС и трудоемкости ее освоения может применяться система зачетных единиц, при этом одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.

Таблица 2

Структура программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Индекс Наименование учебных циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося (час./нед.) В т.ч. часов обязательных учебных  занятий Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) Коды формируемых компетенций
  Обязательная часть учебных циклов ППКРС и раздел «Физическая культура « 864 576    
ОП.00 Общепрофессиональный учебный цикл 278 192
В результате изучения обязательной части учебного цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен:уметь:

рассчитывать расход материалов;

рассчитывать эффективность различных работ.

знать:

современное состояние экономики;

механизм рыночной экономики;

сегментацию рынка услуг по садово-парковому и ландшафтному строительству;

технологию продвижения услуг по садово-парковому и ландшафтному строительству

ОП.01.Основы экономики ОК 1 — 7ПК 3.1 — 3.4

ПК 4.1 — 4.2

 

уметь:применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

свободно общаться с людьми, выслушивать их, аргументировать свою точку зрения;

создавать атмосферу доброжелательности в процессе общения;

использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

знать:

взаимосвязь общения и деятельности;

цели, функции, виды и уровни общения;

виды социальных взаимодействий;

техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

этические принципы общения;

источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

ОП.02.Культура и психология профессионального общения ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.5

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

ПК 4.1 — 4.2

 

уметь:соблюдать санитарные требования;

использовать систему стандартов по безопасности труда (ССБТ), санитарные нормы, строительные нормы и правила (СНиП);

использовать инструкции по электробезопасности оборудования.

знать:

правовые и организационные основы охраны труда;

основы безопасности труда и пожарной охраны в  сельскохозяйственном производстве, зеленом хозяйстве и объектах озеленения;

основы электробезопасности;

основы гигиены труда.

30 ОП.03.Охрана труда ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.5

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

ПК 4.1 — 4.2

 

  уметь:классифицировать растения;

определять структуру растений.

знать:

основные законы исторического развития живой природы;

классификации растений, их функции;

внешнее и внутреннее строение растений;

типы размножения растений, их сущность.

ОП.04.Ботаника ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.5

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

ПК 4.1 — 4.2

 

  уметь:проводить структурный анализ почвы;

определять свойства почвы;

подбирать необходимый способ обработки почвы;

разрабатывать мероприятия по борьбе с эрозией почвы и охране окружающей среды.

знать:

структуру и основные виды почвы;

виды обработки почвы;

способы борьбы с эрозией почвы;

основные виды удобрений, их применение;

назначение севооборотов, их классификацию;

способы орошения и осушения земель;

мероприятия по охране окружающей среды.

ОП.05.Основы агрономии ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.5

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

ПК 4.1 — 4.2

 

  уметь:организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;

использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;

применять первичные средства пожаротушения;

ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;

применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;

владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;

оказывать первую помощь пострадавшим;

знать:

принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности республики;

основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;

основы военной службы и обороны государства;

задачи и основные мероприятия гражданской обороны;

способы защиты населения от оружия массового поражения;

меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;

организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;

основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;

область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.

32 ОП.06.Безопасность жизнедеятельности ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.5

ПК 2.1 — 2.4

ПК 3.1 — 3.4

ПК 4.1 — 4.2

 

П.00 Профессиональный учебный цикл 506 344  
ПМ.00 Профессиональные модули 506 344  
ПМ.01 Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте.В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

семенного и вегетативного размножения цветочно-декоративных культур;

пикировки всходов цветочных культур;

высадки растений в грунт;

выполнения перевалки и пересадки горшечных растений;

ухода за растениями размноженными рассадным и безрассадным способами.

уметь:

использовать специализированное оборудование и инструменты;

проводить предпосевную обработку семян и вегетативное деление растений;

подготавливать почву для посева и посадки растений;

выполнять посев семян и посадку растений, ухаживать за всходами;

определять готовность всходов к пикировке, выполнять пикировку растений;

высаживать рассаду растений в открытый грунт, соблюдая условия посадки;

определять необходимость в перевалке и пересадке по внешним признакам, проводить перевалку и пересадку, ухаживать за пересаженными растениями;

проводить полив и прополку растений, рыхление почвы;

проводить подкормки и пикировку растений;

проводить обработку против болезней и вредителей;

формировать растения.

знать:

специализированное оборудование и инструменты;

правила техники безопасности и охраны труда;

ассортимент цветочно-декоративных и горшечных культур, их внутреннее и внешнее строение, биологические свойства;

способы обработки семян перед посевом;

способы вегетативного размножения растений;

химические средства для обработки семян и почвы;

правила посева семян и ухода за всходами;

ассортимент растений, подлежащих пикировке, сроки проведения пикировки и ее правила;

виды подкормок, правила проведения подкормки и пикировки растений;

сроки и условия высадки растений в открытый грунт, способы высадки рассады;

потребности в перевалке и пересадке горшечных культур, способы и сроки перевалки и пересадки;

виды сорняков;

сроки и потребности в поливе и прополке растений, рыхлении почвы;

способы полива и прополки растений, рыхления почвы;

виды подкормок, способы подкормки растений;

приемы обрезки, подвязки, прищипки растений.

МДК.01.01. Технологии выращивания цветочно-декоративных культур ОК 1 — 7ПК 1.1 — 1.5
ПМ.02 Выращивание древесно-кустарниковых культур.В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

размножения деревьев и кустарников;

посадки деревьев и кустарников;

ухода за высаженными деревьями и кустарниками;

формирования крон деревьев и кустарников;

уметь:

использовать специализированное оборудование и инструменты;

проводить деление, зеленое черенкование, прививку древесных растений;

проводить предпосевную обработку семян и посев;

подготавливать посадочное место;

выполнять посадку древесных растений согласно агротехническим требованиям;

проводить подкормки минеральными и органическими удобрениями;

проводить обработку против болезней и вредителей;

придавать кроне древесного растения заданную проектом форму;

знать:

специализированное оборудование и инструменты; правила техники безопасности и охраны труда;

ассортимент древесно-кустарниковых растений, их внешнее и внутреннее строение;

биологические и экологические свойства древесно-кустарниковых растений, их распространение;

агротехнические требования;

правила и методы размножения древесных растений;

приемы зеленого черенкования;

химические препараты-стимуляторы;

сроки и приемы проведения прививки, способы прививки древесных растений;

приемы стратификации, скарификации и другие способы стимуляции семян к прорастанию;

индивидуальные особенности посадки древесно-кустарниковых растений, методы посадки;

виды удобрений, способы подкормки деревьев и кустарников;

болезни и вредителей, способы защиты и обработки деревьев и кустарников;

виды формирования кроны деревьев и кустарников, сроки проведения работ, способы формирования кроны

МДК.02.01. Технология выращивания древесно-кустарниковых культур ОК 1 — 7ПК 2.1 — 2.4
ПМ.03 Озеленение и благоустройство различных территорийВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт: оформления цветников различных типов и видов;

выполнения работ по устройству и содержанию газонов, вертикальному озеленению, созданию и содержанию живых изгородей;

выполнения работ по устройству и ремонту садовых дорожек;

выполнения работ по устройству и содержанию водоемов, рокариев и альпинариев;

уметь:

использовать специализированную технику и инструменты;

создавать цветники на первично озеленяемых и существующих объектах;

принимать композиционные решения по оформлению цветников;

работать с различными видами рассадных и горшечных культур;

рассчитывать потребность в посадочном материале;

подготавливать почву под посев трав;

проводить равномерный посев трав согласно норме высева, ухаживать за всходами;

производить ремонт газона;

определять тип вертикального озеленения, производить высадку и закрепление на опоре лиан и вьющихся растений, создавая живую изгородь, ухаживать за растениями; читать проектные чертежи;

подготавливать основание под дорожки различного типа;

разбивать дорожки различного типа, ремонтировать существующие;

подготавливать основание под водоем, рокарий, альпинарий;

устраивать и ремонтировать водоемы, рокарий, альпинарии;

ухаживать за водоемами, рокариями, альпинариями;

знать:

специализированную технику и инструменты;

правила техники безопасности и охраны труда;

терминологию работ и условные сокращения в проектных чертежах;

типы и виды цветников и способы их оформления;

виды газонных трав и их смеси, сроки и нормы посева, способы посева трав, особенности полива;

степень и причины повреждения газона, способы устранения повреждений газона;

ассортимент вьющихся растений и древесных лиан, приемы посадки и закрепления на опоре;

правила стрижки и содержания живой изгороди;

типы дорожек и их оснований, материал покрытия, способы укладки и ремонта дорожек;

типы водоемов, рокариев, альпинариев;

правила подготовки основания и технологии устройства водоемов, рокариев, альпинариев;

приемы очистки водоемов

МДК.03.01.Основы зеленого строительства ОК 1 — 7ПК 3.1 — 3.4
ПМ.04 Интерьерное озеленение Изготовление букетов, композиций и элементов декора с использованием продукции растениеводстваВ результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:

иметь практический опыт:

оформления композиций из комнатных растений;

выполнения агротехнических работ в зимних садах;

консервирования растительного материала различными способами;

изготовления бутоньерок, букетов в различных техниках, сюжетных композиций из живых срезанных цветов и другого растительного материала;

создания индивидуальных композиций из живых, искусственных и высушенных цветов и декоративно-лиственных растений;

декорирования и украшения помещений и приусадебных участков, улиц, площадей, офисов, ресторанов, концертных залов, театральных сцен, свадебных и похоронных церемоний, государственных, национальных, религиозных и других торжественных мероприятий, проводимых на открытом воздухе и в помещении.

уметь:

использовать специализированное оборудование и инструменты;

создавать стационарные композиции из комнатных растений в интерьере;

производить посадку и замену растений в зимнем саду; осуществлять уход за растениями и другими элементами зимнего сада;

подготавливать к работе согласно с утвержденной в установленном порядке технологией первичной обработки растительного материала: срезанные цветы, ветки, плоды, листья и т.д.;

Выполнять эскизы флористических композиций;

изготавливать бутоньерки, букеты, простые сюжетные композиции из живых срезанных цветов и другого растительного материала;

изготавливать сложные индивидуальные композиции с соблюдением стилевых особенностей мировых школ флористики из живых цветов и другого растительного материала. консервировать растительный материал различными способами; создавать индивидуальные композиции из искусственных и высушенных цветов и декоративно-лиственных растений;

декорировать и украшать помещения и приусадебные участки, улицы, площади, офисы, рестораны, концертные залы, театральные сцены, свадебные и похоронные церемонии, государственные, национальные, религиозные и другие торжественные мероприятия, проводимые на открытом воздухе и в помещении;

знать:

инструменты, приспособления, почвенные смеси и материалы для декорирования;

требования к микроклиматическим условиям;

основы композиции и цветоведения;

типы стационарных композиций, цветочниц и контейнеров;

температурно-влажностный режим в зимнем саду;

системы полива, обогрева, вентиляции и освещения в зимнем саду;

технику безопасности при выполнении работ;

правила ухода за растениями в зимнем саду;

историю искусства флористики;

принципы, направления, стили школ флористики;

отличительные особенности европейских, японских и других школ флористики;

ассортимент цветочных и декоративно-лиственных растений;

способы транспортировки и хранения растительного материала;

технологию первичной обработки растительного материала;

рабочий инструмент и фурнитуру;

символику цветов и растений;

основы формообразования букетов, сюжетных композиций и других видов работ;

основы флористики и декора; технологии изготовления букетов, композиций, корзин из живых цветов и другого растительного материала;

основы техники индивидуальной работы;

индивидуальные технологии создания композиций сложной сюжетной постановки, на особенных каркасах;

технику использования элементов индивидуального творчества с использованием разнообразных природных материалов;

основы теории церемоний;

практику организации торжеств и праздников;

разнообразные стили школ флористики в индивидуальном их сочетании;

организацию проведения конкурсов, фестивалей, выставок и других мероприятий.

МДК.04.01.Основы фитодизайна ОК 1 — 7ПК 4.1 — 4.6
ФК.00 Физическая культура.В результате изучения раздела «Физическая культура» обучающийся должен:

уметь:

использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

знать:

о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека;

основы здорового образа жизни.

80 40 ОК 2 ОК 3 ОК 6 ОК 7 ОК 8
  Вариативная часть учебных циклов ППКРС (определяется образовательной организацией) 216 144
  Итого по обязательной части ППКРС, включая раздел «Физическая культура» и вариативной части ППКРС 1080 720
УП.00
ПП.00
Учебная и производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования / на базе основного общего образования 19/39 нед. До 684/1404 ОК 1 — 7
ПК 1.1 — 1.5
ПК 2.1 — 2.4
ПК 3.1 — 3.4
ПК 4.1 — 4.2
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования / на базе основного образования 8/15 нед. 240-288/450-540
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования / на базе основного общего образования 11/24 нед. 385-396/840-864
ПА.00 Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования / на базе основного общего образования 1/2нед.  
ГИА.00 Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования / на базе основного общего образования 1/2нед.  

(таблица 2 пункта 6.3 раздела 6 в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 31.10.2018 № 943)

Таблица 3

Срок получения среднего профессионального образования по ППКРС в очной форме обучения составляет 43/65 недели, в том числе:

Обучение по учебным циклам и разделу «Физическая культура» 20 нед.
Учебная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 8/15 нед.
Производственная практика обучающихся на базе среднего общего образования/на базе основного общего образования 11/24 нед.
Промежуточная аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования 1/2
Государственная итоговая аттестация обучающихся на базе среднего общего образования/ на базе основного общего образования 1/2
Каникулы до 2 нед.
Итого 43/65 нед

(таблица 3 пункта 6.3 раздела 6 в ред. Приказа Министерства образования и науки ДНР от 31.10.2018 № 943)

7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

7.1. Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППКРС в соответствии с ГОС СПО, определяя профессию или группу профессий рабочих (должностей служащих) по Перечню с учетом соответствующей примерной ППКРС.

Перед началом разработки ППКРС образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.

Конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемым квалификациям, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППКРС образовательная организация:

имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППКРС, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации;

обязана ежегодно обновлять ППКРС с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим  ГОС СПО;

обязана в рабочих программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;

обязана обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей и мастеров производственного обучения;

обязана обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;

обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;

должна предусматривать при реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных форм проведения занятий с применением электронных образовательных ресурсов, деловых и ролевых игр, индивидуальных и групповых проектов, анализа производственных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

7.2. При реализации ППКРС обучающиеся имеют академические права и обязанности в соответствии с Законом «Об образовании» (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 19.06.2015 года. Постановление № I-233П-НС, вступил в силу 07.07.2015 г. № 55 — I НС).

7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ППКРС и консультации.

7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очной форме обучения составляет 36 академических часов в неделю.

7.5. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки в очно-заочной форме обучения составляет 16 академических часов в неделю.

7.6. Общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в учебном году при сроке обучения более 1 года и не менее 2 недель в зимний период при сроке обучения 1 год.

7.7. По дисциплине «Физическая культура» могут быть предусмотрены еженедельно 2 часа самостоятельной учебной нагрузки, включая игровые виды подготовки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).

7.8. Получение СПО на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах ППКРС, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии СПО.

Срок освоения ППКРС в очной форме обучения для лиц обучающихся на базе основного общего образования увеличивается на 82 недели из расчета:

Теоретическое обучение(при обязательной учебной нагрузки 36 часов в неделю) 57 недель
Промежуточная аттестация 3 недели
Каникулы 22 недели

7.9. Консультации для обучающихся по очной и очно-заочной формам обучения предусматриваются образовательной организацией из расчета 4 часа на одного обучающегося на каждый учебный год, в том числе в период реализации образовательной программы среднего общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательной организацией.

7.10. В период обучения при наличии финансирования, материально-технических возможностей соответствующей структуры с совершеннолетними юношами могут проводится учебные сборы.

7.11. В период обучение с юношами могут проводится учебные сборы.

7.12. Практика является обязательным разделом ППКРС. Она представляет собой вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. При реализации ППКРС предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.

Учебная практика и производственная практика проводятся образовательной организацией при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.

Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательной организацией по каждому виду практики.

Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.

7.13. Реализация ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Мастера производственного обучения должны иметь на 1 — 2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено ГОС СПО для выпускников. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет.

7.14. ППКРС должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ППКРС.

Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием расчета времени, затрачиваемого на ее выполнение.

Реализация ППКРС должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) ППКРС. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине общепрофессионального учебного цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).

Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех учебных циклов, изданными за последние 5 лет.

Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.

Образовательная организация должна предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными организациями, в том числе образовательными организациями, и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

7.15. Финансирование реализации ППКРС должно осуществляться в объеме не ниже установленных государственных нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня.

7.16. Образовательная организация, реализующая ППКРС, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательной организации. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам.

Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений определяется в соответствии с учебным планом учреждений среднего профессионального образования.

Рекомендуемый перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений

Кабинеты:

культуры и психологии профессионального общения;

экономики;

ботаники;

агрономии;

безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

Мастерские:

учебный участок;

зимний сад.

Спортивный комплекс:

спортивный зал;

открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий;

стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы.

Залы:

библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;

актовый зал.

Реализация ППКРС должна обеспечивать:

выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;

освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.

При использовании электронных изданий образовательная организация должна обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.

Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.

8. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ, СЛУЖАЩИХ

8.1. Оценка качества освоения ППКРС должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную и государственную итоговую аттестацию обучающихся.

8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.

8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ППКРС (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.

Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для промежуточной аттестации по профессиональным модулям и для государственной итоговой аттестации — разрабатываются и утверждаются образовательной организацией после предварительного положительного заключения работодателей.

Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться преподаватели смежных дисциплин (курсов). Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности образовательной организацией в качестве внештатных экспертов должны активно привлекаться работодатели.

8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:

оценка уровня освоения дисциплин;

оценка компетенций обучающихся.

Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы.

8.5. К государственной итоговой аттестации допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план по ППКРС, если иное не установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

8.6. Государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и письменная экзаменационная работа).

Обязательные требования — соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей; выпускная практическая квалификационная работа должна предусматривать сложность работы не ниже разряда по профессии рабочего, предусмотренного ГОС СПО.

Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации.

Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников преподавателями выпускающих предметно–цикловых комиссий для каждого направления и специальности разрабатывается программа государственной аттестации, которая после её рассмотрения на их заседаниях и заседании педагогического совета с участием председателей государственных экзаменационных комиссий утверждается учреждением СПО в установленном порядке.

8.7. Обучающиеся по ППКРС, не имеющие среднего общего образования, в соответствии с частью 6, статьи 65 Закона «Об образовании» Донецкой Народной Республики, Постановление № I-233П-НС от 19.06.2015 года, вправе бесплатно пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования. При успешном прохождении указанной государственной итоговой аттестации аккредитованной образовательной организацией обучающимся выдается аттестат о среднем общем образовании.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков

Данная ревизия документа не вносит изменения в приложения.