Печать Перейти к текущей редакции

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Совет Министров Донецкой Народной Республики

Дата документа: 22.10.2014

Номер документа: 40-2

Заголовок документа: О судебной системе

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 180.020.000 - Судоустройство. Судебная система

Информация об опубликовании:

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

NULL
НПА ДНР

Совет Министров
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

22.10.2014
№40-2
О судебной системе

(в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 09.04.2015 № 5-5, Указа Главы ДНР от 13.10.2015 № 384)

В целях дальнейшего укрепления законности и правопорядка:

1. Утвердить Временное положение о судебной системе (Приложение №1).

2. Создать на территории Донецкой Народной Республики суды общей юрисдикции (Приложение №2).

3. Предоставить Председателю Верховного Суда право проводить реорганизацию и создавать на базе существующих судов новые районные, городские, межрайонные суды общей юрисдикции и определить их местонахождение.

4. Создать в системе судебных органов Арбитражный суд Донецкой Народной Республики в качестве суда первой инстанции. Предоставить Председателю Верховного Суда право определения его структуры и штатной численности.

5. Контроль исполнения данного постановления возложить на Председателя Верховного Суда.

6. Настоящее Постановление вступает в силу с момента принятия.

Председатель Совета Министров
А.В. Захарченко
Министр Совета Министров
Е.Э. Михайлов
Совета Министров Донецкой Народной Республики № 40-2 от 22.10.2014

Приложение №1

Временное Положение
о судебной системе

(в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 09.04.2015 № 5-5, Указа Главы ДНР от 13.10.2015 № 384)

I. Общие положения

Статья 1. Судебная система Донецкой Народной Республики

В соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики правосудие в Донецкой Народной Республике осуществляется Верховным Судом, судами общей юрисдикции, специализированными судами.

Статья 2. Задачи правосудия

Задачей правосудия в Донецкой Народной Республике на принципах верховенства права является защита от всяких посягательств:

а) установленного Конституцией Донецкой Народной Республики общественного и государственного устройства, системы хозяйства и всех форм собственности;

б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан, гарантированных Конституцией;

в) прав и охраняемых законом интересов предприятий, учреждений, организаций.

Правосудие в Донецкой Народной Республике имеет своей задачей обеспечение точного и неуклонного исполнения законов всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами. Судебные решения должны быть законными, обоснованными и справедливыми.

Всей своей деятельностью суд воспитывает граждан в духе преданности Родине, точного и неуклонного исполнения законов, бережного отношения к собственности республики, дисциплины труда, честного отношения к государственному и общественному долгу, уважения к правилам общежития.

Статья 3. Принципы правосудия

Принципами осуществления правосудия являются:

1) верховенство права;

2) законность;

3) равенство всех участников процесса перед законом и судом;

4) гласность и открытость процесса;

5) обязательность судебных решений.

Суд обязан уважать честь и достоинство всех участников процесса и осуществлять правосудие на принципах их равности перед законом и судом, независимо от их расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, языковых и иных признаков.

Статья 4. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде, судах общей юрисдикции, специализированных судах ведутся на русском языке.

Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право пользоваться услугами переводчика.

Статья 5. Открытость и гласность судебного процесса

Разбирательство дел во всех судах открытое.

Рассмотрение дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.

Статья 6. Законодательство о правосудии

Организация осуществления правосудия и деятельности судов регулируется Конституцией, законами и настоящим Временным положением.

Статья 7. Самостоятельность судов и независимость судей

Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции и закону.

Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Донецкой Народной Республики и законодательством Донецкой Народной Республики, полномочиями осуществлять правосудие, исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Судьи независимы и подчиняются только закону.

Статья 8. Требования, предъявляемые к судье

Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию и другие законы.

Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Судья не может принадлежать к политическим партиям, профсоюзным организациям, принимать участие в какой-либо политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо другие оплачиваемые должности, исполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Судьёй может быть назначено лицо, которое достигло 25-летнего возраста, имеет высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее пяти лет.

(абзац 4 введен на основании Постановления Совета Министров ДНР от 09.04.2015 № 5-5, ост. на основании Указа Главы ДНР от 13.10.2015 № 384)

Судьёй Верховного Суда может быть назначено лицо, которое достигло 35-и летнего возраста, имеет высшее юридическое образование и стаж работы в отрасли права не менее десяти лет, в том числе не менее пяти лет на должности судьи.

(абзац 5 введен на основании Постановления Совета Министров ДНР от 09.04.2015 № 5-5, ост. на основании Указа Главы ДНР от 13.10.2015 № 384)

Статья 9. Народные заседатели

Народным заседателем может быть назначен каждый гражданин Донецкой Народной Республики, пользующийся избирательным правом и достигший ко дню назначения 25 лет.

Не могут быть избраны в народные заседатели лица, имеющие судимость, а также государственные служащие Министерства юстиции, работники прокуратуры, полиции, Судебного Департамента при Верховном Суде и аппаратов судов.

Народные заседатели призываются к исполнению своих обязанностей в судах в порядке очередности по списку на срок до одного месяца в году, кроме случаев, когда продление этого срока вызывается необходимостью участия народных заседателей в рассмотрении судебного дела.

Во время исполнения своих обязанностей в суде народные заседатели пользуются всеми правами судьи.

За народными заседателями из числа наемных работников на все время исполнения ими обязанностей в суде сохраняется заработная плата.

Во всех остальных случаях оплата народным заседателям расходов, связанных с исполнением обязанностей в суде, производится в порядке, установленном законом.

Статья 10. Состав суда

Дела в судах рассматриваются судьей единолично, а в случаях, определенных процессуальным законом, — коллегией судей, а также с участием народных заседателей.

Судья, рассматривающий дела единолично, действует как суд.

Статья 11. Право на кассационное обжалование судебных решений

Судебные решения всех судов, кроме Верховного Суда Донецкой Народной Республики, могут быть в установленном законом порядке обжалованы в кассационном порядке в вышестоящий суд осужденными, их защитниками, истцами, ответчиками, их представителями и другими участниками судебного процесса в соответствии с процессуальным законодательством.

Статья 12. Право на внесение кассационного протеста на решения судов

Судебные решения судов общей юрисдикции и специализированных судов могут быть опротестованы в кассационном порядке прокурором, Председателем Верховного Суда и его заместителями.

Статья 13. Единство статуса судей

Все судьи в Донецкой Народной Республике обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются специальными законами.

Статья 14. Порядок наделения полномочиями судей

Указами Главы Донецкой Народной Республики назначаются Председатель Верховного Суда, другие судьи Верховного Суда, судьи судов общей юрисдикции и специализированных судов. Глава Донецкой Народной Республике вправе своим Указом отстранить от должности Председателя Верховного Суда.

(статья 14 в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 09.04.2015 № 5-5)

Статья 15. Срок полномочий судей

Полномочия судей Донецкой Народной Республики не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Донецкой Народной Республики и законом о статусе судей.

Предельный возраст пребывания в должности судьи суда — 70 лет, если иное не предусмотрено законом.

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Неприкосновенность судьи включает в себя неприкосновенность личности, занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электронных и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений).

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных судебных решений.

Гарантии неприкосновенности судьи распространяются на членов его семьи.

Производство оперативно-розыскных мероприятий в отношении судьи или члена его семьи, возбуждение уголовного дела, привлечение судьи или членов его семьи к уголовной ответственности, допускается только в порядке, установленном законом о статусе судей.

II. Система судов

Статья 17. Верховный Суд

Верховный Суд является высшим судебным органом по осуществлению конституционного контроля посредством конституционного судопроизводства, а также по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в Донецкой Народной Республике в соответствии с законом.

Верховный Суд осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с законом о судебной системе, рассматривая гражданские, арбитражные, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда кассационной инстанции.

В соответствии с законодательством Верховный Суд рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в случаях предусмотренных законом.

Порядок создания и деятельности Верховного Суда регламентируется законом.

Статья 18. Надзор за законностью судебных решений

Верховный Суд Донецкой Народной Республики осуществляет надзор за законностью судебных решений, вступивших в законную силу, путем рассмотрения протестов в порядке надзора Председателя Верховного Суда, его заместителей и Генерального прокурора.

Статья 19. Состав Верховного Суда

Верховный Суд состоит из Председателя, первого заместителя Председателя, заместителей Председателя — глав палат, судей Верховного Суда и народных заседателей, призываемых к участию в рассмотрении судебных дел, и действует в составе:

а) судебной палаты по гражданским делам;

б) судебной палаты по уголовным делам;

в) Военного Трибунала на правах палаты;

г) судебной палаты по арбитражным делам.

Статья 20. Полномочия судебной палаты по гражданским делам Верховного Суда

Судебная палата Верховного Суда по гражданским делам рассматривает гражданские дела, отнесенные законом к ее ведению, а также жалобы и протесты на решения и определения судов общей юрисдикции.

Статья 21. Полномочия судебной палаты по уголовным делам Верховного Суда

Судебная палата Верховного Суда по уголовным делам рассматривает уголовные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также жалобы и протесты на процессуальные решения принятые судами общей юрисдикции.

Статья 22. Полномочия Военного Трибунала на правах палаты Верховного Суда

Военный Трибунал на правах палаты Верховного Суда рассматривает дела, отнесенные законом к его ведению, а также протесты на приговоры военных судов.

Статья 23. Полномочия судебной палаты по арбитражным делам Верховного Суда

Судебная палата Верховного Суда по арбитражным делам рассматривает арбитражные дела, отнесенные законом к ее ведению, а также жалобы и протесты на решения и определения арбитражных судов.

Статья 24. Председатель Верховного Суда

Председатель Верховного Суда организует работу Верховного Суда и других судов, входящих в судебную систему.

Председатель Верховного Суда осуществляет полномочия судьи, процессуальные полномочия, установленные для Председателя Верховного Суда законами, а также осуществляет иные функции, установленные законами.

Председатель Верховного Суда может принять на себя председательствование по любому делу, находящемуся на рассмотрении в палатах Верховного Суда.

Председатель Верховного Суда имеет право истребовать любое дело из любого суда Донецкой Народной Республики и внести по этому делу свой протест в установленном законом порядке.

Статья 25. Первый заместитель и заместители Председателя Верховного Суда – главы палат Верховного Суда

Первый заместитель Председателя Верховного Суда, заместители Председателя Верховного Суда – главы палат Верховного Суда назначаются Председателем Верховного Суда.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда, заместители Председателя Верховного Суда – главы палат Верховного Суда наряду с полномочиями судьи осуществляют предусмотренные законодательством полномочия заместителей Председателя Верховного Суда.

Первый заместитель Председателя Верховного Суда осуществляет права и обязанности Председателя Верховного Суда на период его отсутствия, а также выполняет другие функции, определенные Председателем Верховного Суда.

Заместитель Председателя Верховного Суда – глава палаты Верховного Суда осуществляет руководство деятельностью возглавляемой им палаты и выполняет другие функции, определенные Председателем Верховного Суда.

Статья 26. Президиум Верховного Суда

В состав Президиума Верховного Суда входят Председатель Верховного Суда, первый заместитель, заместители Председателя Верховного Суда – главы палат Верховного Суда.

Президиум Верховного Суда осуществляет рассмотрение дел в порядке надзора, а также рассматривает отдельные вопросы судебной практики, обеспечивает координацию деятельности судебных палат Верховного Суда, рассматривает вопросы привлечения судей к дисциплинарной ответственности и выполняет другие функции, предусмотренные законами.

Статья 27. Пленум Верховного Суда

Пленум Верховного Суда состоит из Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя Верховного Суда – глав палат Верховного Суда и всех судей Верховного Суда.

Пленум Верховного Суда рассматривает материалы анализа и обобщения судебной практики, дает судам обязательные для исполнения рекомендации по вопросам судебной практики в целях обеспечения единообразного применения законодательства и осуществляет другие функции, определенные законом.

Участие Генерального прокурора в работе Пленума Верховного Суда обязательно.

В заседании Пленума Верховного Суда участвует Министр юстиции.

Заседания Пленума Верховного Суда созываются не реже одного раза в шесть месяцев с участием председателей судов общей юрисдикции и специализированных судов.

Статья 28. Суды общей юрисдикции

К судам общей юрисдикции относятся районные, городские, межрайонные суды.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские, дела об административных правонарушениях, отнесенные к их подсудности законом.

Деятельностью суда общей юрисдикции руководит председатель, который назначается Председателем Верховного Суда сроком на пять лет. Общая продолжительность пребывания председателя суда общей юрисдикции в должности не может составлять двух сроков подряд.

Статья 29. Специализированные суды

В Донецкой Народной Республике действуют следующие специализированные суды:

а) военные суды;

б) арбитражные суды.

Специализированные суды рассматривают дела, отнесенные к их компетенции законами.

Деятельностью военных и арбитражных судов руководит председатель, который назначается Председателем Верховного Суда сроком на пять лет. Общая продолжительность пребывания в должности председателей специализированных судов не может составлять двух сроков подряд.

Статья 30. Полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации и деятельности судов

Полномочия, порядок создания, реорганизации, ликвидации и деятельности судов общей юрисдикции и специализированных судов регулируются специальными законами.

III. Заключительные и переходные положения

Статья 31. Судебный Департамент при Верховном Суде

Судебный Департамент при Верховном Суде осуществляет организационное обеспечение деятельности Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов.

Под организационным обеспечением деятельности судов понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание и обеспечение условий для независимого осуществления правосудия.

Руководитель Судебного Департамента при Верховном Суде назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда.

Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде и входящих в его систему органов определяются Положением, которое утверждается Главой Донецкой Народной Республики по представлению Председателя Верховного Суда.

(абзац 4 статьи 31 в ред. Постановления Совета Министров ДНР от 09.04.2015 № 5-5)

Аппарат суда Верховного Суда, судов общей юрисдикции, специализированных судов является составной частью Судебного Департамента при Верховном Суде и подчиняется руководителю Судебного Департамента.

Статья 32. Финансирование судов

Финансирование судов должно обеспечивать возможность независимого осуществления правосудия в соответствии с законом и сметой годовой суммы расходов, предусмотренных на текущий финансовый год.

Финансирование судов Донецкой Народной Республики осуществляется за счет средств бюджета Донецкой Народной Республики.

Верховный Суд Донецкой Народной Республики является юридическим лицом, имеет расчетные, в том числе в иностранной валюте, и иные счета, предусмотренные законодательством Донецкой Народной Республики, печати с изображением герба Донецкой Народной Республики, другие печати и штампы, распоряжается имуществом Верховного Суда и других судов Донецкой Народной Республики, закрепленным на праве хозяйственного ведения.

Суды общей юрисдикции и специализированные суды, не являются юридическими лицами, имеют текущие и депозитные счета, печати с изображением герба Донецкой Народной Республики, другие печати и штампы.

Председатель Верховного Суда, руководитель Судебного Департамента при Верховном Суде вправе участвовать в обсуждении бюджета Донецкой Народной Республики в части финансирования судебной системы.

Размер бюджетных средств, выделенных на финансирование судебной системы Донецкой Народной Республики в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, может быть уменьшен лишь с согласия Председателя Верховного Суда.

Бюджетное финансирование судов относится к защищенным статьям расходов бюджета Донецкой Народной Республики.

Статья 33. Период действия Временного положения

Временное положение о судебной системе действует до принятия закона Донецкой Народной Республики о судебной системе.

Данная ревизия документа не вносит изменения в приложения.