Вид документа: Закон
Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики
Дата документа: 26.12.2014
Номер документа: 05-IHC
Заголовок документа: Об увековечении памяти погибших при защите Отечества
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 010.230.000 - Увековечение памяти выдающихся людей, исторических событий. Присвоение имен
Информация об опубликовании:
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
NULLНародный Совет
Донецкой Народной Республики
Закон
Принят Постановлением Народного Совета 26 декабря 2014 года
(в ред. Закона ДНР от 21.09.2018 № 252-IHC, от 24.04.2020 № 126-IIHC, от 02.07.2020 № 164-IIHC)
(По тексту Закона слова «Совет Министров» в соответствующем падеже заменены словом «Правительство» в соответствующем падеже на основании Закона от 24.04.2020 № 126-IIHC)
Уважительное отношение к памяти погибших при защите Отечества или его интересов является священным долгом всех граждан.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Увековечение памяти погибших при защите Отечества
Увековечению подлежит память:
а) погибших в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей по защите Отечества;
б) погибших при выполнении воинского долга на территориях других государств;
в) умерших от ран, контузий, увечий или заболеваний, полученных при защите Отечества, независимо от времени наступления указанных последствий, а также пропавших без вести в ходе военных действий, при выполнении других боевых задач или при выполнении служебных обязанностей;
г) погибших, умерших в плену, в котором оказались в силу сложившейся боевой обстановки, но не утративших своей чести и достоинства, не изменивших Родине.
Дань памяти воздается и иностранным гражданам, погибшим при защите Донецкой Народной Республики.
Кроме того, увековечивается память объединений, соединений и учреждений, отличившихся при защите Отечества, а также увековечиваются места боевых действий, вошедшие в историю как символы героизма, мужества и стойкости народов нашего Отечества.
Статья 2. Формы увековечения памяти погибших при защите Отечества
Основными формами увековечения памяти погибших при защите Отечества являются:
а) сохранение и благоустройство воинских захоронений, создание, сохранение и благоустройство других мест погребения погибших при защите Отечества, установка надгробий, памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших;
б) сохранение и обустройство отдельных территорий, исторически связанных с подвигами погибших при защите Отечества;
в) проведение поисковой работы, направленной на выявление неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установление имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества, занесение их имен и других сведений о них в книги Памяти и соответствующие информационные массивы;
г) создание мемориальных музеев и сооружение на местах боевых действий, подлежащих увековечению, памятных знаков;
д) публикации в средствах массовой информации и в сети Интернет материалов о погибших при защите Отечества, создание произведений искусства и литературы, посвященных их подвигам, организация выставок;
(абзац шестой статьи 2 в ред. Закона ДНР от 02.07.2020 № 164-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) присвоение имен погибших при защите Отечества улицам и площадям, географическим объектам, организациям, в том числе образовательным организациям, учреждениям, воинским частям и соединениям, кораблям и судам;
ж) занесение имен погибших при защите Отечества навечно в списки личного состава воинских частей, военных научных и учебных учреждений;
з) установление памятных дат, увековечивающих имена погибших при защите Отечества.
По решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественно-государственных объединений, общественных объединений могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Статья 3. Захоронения погибших при защите Отечества
Захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями и объектами являются воинскими захоронениями.
К ним относятся: военные мемориальные кладбища, воинские кладбища, отдельные воинские участки на общих кладбищах, братские и индивидуальные могилы на общих кладбищах и вне кладбищ, колумбарии и урны с прахом погибших, места захоронений в акваториях морей, места гибели боевых кораблей, морских и воздушных судов с экипажами.
Статья 4. Порядок захоронения (перезахоронения) погибших при защите Отечества
Захоронение (перезахоронение) погибших при защите Отечества осуществляется с отданием воинских почестей. При этом не запрещается проведение религиозных обрядов. Ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества возлагается на органы местного самоуправления, а в части отдания воинских почестей – на органы военного управления.
Захоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы на территории Донецкой Народной Республики, организуют и проводят органы местного самоуправления, а на территориях других государств – республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере международных отношений, через дипломатические представительства и консульские учреждения Донецкой Народной Республики.
(абзац второй статьи 4 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
При обнаружении останков военнослужащих армий других государств захоронение производится с информированием, а в необходимых случаях по договоренности сторон и с участием представителей соответствующих организаций этих государств.
Перезахоронение останков погибших проводится по решению органов местного самоуправления с обязательным уведомлением родственников погибших, розыск которых осуществляют органы военного управления.
Захоронение погибших в ходе военных действий проводится в соответствии с требованиями уставов, приказов и директив командования.
Статья 5. Государственный учет, содержание и благоустройство воинских захоронений
Воинские захоронения подлежат государственному учету. На территории Донецкой Народной Республики их учет ведется органами местного самоуправления, а на территориях других государств – представительствами Донецкой Народной Республики. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.
Воинские захоронения содержатся в соответствии с положениями Женевских конвенций о защите жертв войны от 12 августа 1949 года и общепринятыми нормами международного права.
Ответственность за содержание воинских захоронений на территории Донецкой Народной Республики возлагается на органы местного самоуправления, а на закрытых территориях воинских гарнизонов – на начальников этих гарнизонов. Содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляются в порядке, который определен межгосударственными договорами и соглашениями.
Статья 6. Обеспечение сохранности воинских захоронений
В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Донецкой Народной Республики.
Выявленные воинские захоронения до решения вопроса о принятии их на государственный учет подлежат охране в соответствии с требованиями настоящего Закона.
Проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, строительных объектов разрабатываются с учетом необходимости обеспечения сохранности воинских захоронений.
Строительные, земляные, дорожные и другие работы, в результате которых могут быть повреждены воинские захоронения, проводятся только после согласования с органами местного самоуправления.
Предприятия, организации, учреждения и граждане несут ответственность за сохранность воинских захоронений, находящихся на землях, предоставленных им в пользование. В случае обнаружения захоронений на предоставленных им землях они обязаны сообщить об этом в органы местного самоуправления.
Сохранность воинских захоронений обеспечивается органами местного самоуправления.
Статья 7. Восстановление воинских захоронений
Пришедшие в негодность воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, подлежат восстановлению органами местного самоуправления.
Предприятия, учреждения, организации или граждане, виновные в повреждении воинских захоронений, обязаны их восстановить.
ПОИСКОВАЯ РАБОТА
Статья 8. Организация поисковой работы
Поисковая работа организуется и проводится общественно-государственными объединениями, общественными объединениями, уполномоченными на проведение такой работы, в порядке, предусмотренном уполномоченным государственным органом исполнительной власти по увековечению памяти погибших при защите Отечества, в целях выявления неизвестных воинских захоронений и непогребенных останков, установления имен погибших и пропавших без вести при защите Отечества и увековечения их памяти.
Проведение поисковой работы в местах, где велись военные действия, а также вскрытие воинских захоронений в порядке самодеятельной инициативы запрещается.
Статья 9. Порядок проведения поисковой работы
Порядок проведения поисковой работы определяется настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти, а в части захоронения погибших – органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Захоронение выявленных в ходе проведения поисковых работ останков погибших проводится в соответствии со статьей 4 настоящего Закона, а обнаруженные неизвестные ранее воинские захоронения после их обследования, учета и регистрации благоустраиваются силами органов местного самоуправления с участием воинских частей, дислоцированных на соответствующих территориях.
Найденные оружие, документы и другое имущество погибших передаются по акту в органы военного управления по месту их обнаружения для изучения, проведения экспертизы и учета. При этом документы, личные вещи и награды погибших передаются их родственникам или в музеи (в случае отсутствия родственников или их отказа принять документы, личные вещи и награды погибших), стрелковое оружие передается в органы внутренних дел Донецкой Народной Республики. Стрелковое оружие и иные средства вооружения после приведения в состояние, исключающее их боевое применение, могут передаваться для экспонирования в музеи.
(абзац третий статьи 9 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
Об обнаружении взрывоопасных предметов немедленно сообщается в органы военного управления, которые в установленном порядке принимают меры по их обезвреживанию или уничтожению. Изъятие в порядке самодеятельной инициативы взрывоопасных предметов с мест их обнаружения и их транспортировка запрещаются.
ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ РАБОТУ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА, И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ
Статья 10. Органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Руководство работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и ее координация возлагаются на специальный орган при Правительстве Донецкой Народной Республике, состоящий из штатных работников министерств и ведомств, занимающихся решением вопросов увековечения памяти погибших.
Деятельность указанного органа и работа по увековечению памяти погибших при защите Отечества осуществляются в порядке, определяемом Правительством Донецкой Народной Республики.
Работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества организовывают и проводят республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обороны, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной безопасности, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры и искусств, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере международных отношений, республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере массовых коммуникаций, а в части захоронения и содержания мест захоронения – органы местного самоуправления.
(абзац 3 статьи 10 в ред. Закона ДНР от 21.09.2018 № 252-IHC, от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
Статья 11. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих работу по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Специальный орган при Правительстве по увековечению памяти погибших при защите Отечества:
а) руководит работой по увековечению памяти погибших при защите Отечества и осуществляет ее координацию;
б) разрабатывает государственные планы, программы, нормативные и другие документы, на основе которых организуются и проводятся мероприятия по увековечению памяти погибших при защите Отечества, определяет порядок финансирования указанных мероприятий;
в) организует централизованный учет и паспортизацию воинских захоронений погибших при защите Отечества, в том числе и захоронений, расположенных на территориях других государств;
г) осуществляет взаимодействие с другими государствами по содержанию и благоустройству воинских захоронений, вносит на рассмотрение Главы Донецкой Народной Республики проекты межгосударственных договоров и соглашений о статусе воинских захоронений;
д) организует пропаганду подвигов погибших при защите Отечества, готовит публикации в средствах массовой информации и в сети Интернет списков фамилий погибших, выявленных в ходе поисковой работы;
(абзац шестой статьи 11 в ред. Закона ДНР от 02.07.2020 № 164-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
е) рассматривает предложения граждан, общественных объединений, религиозных организаций по вопросам увековечения памяти погибших при защите Отечества и принимает меры по их реализации;
ж) осуществляет контроль исполнения настоящего Закона.
(абзац восьмой статьи 11 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обороны:
а) по поручению специального органа при Правительстве по увековечению памяти погибших при защите Отечества разрабатывает планы и программы военно-мемориальной работы;
б) участвует в подготовке проектов межгосударственных соглашений о статусе воинских захоронений, расположенных на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Донецкой Народной Республики;
в) ведет учет воинских захоронений и погибших военнослужащих;
г) координирует выполнение мероприятий по обеспечению поисковой работы, а также по паспортизации воинских захоронений на территории Донецкой Народной Республики и на территориях других государств;
д) совместно с зарубежными представителями участвует в проведении эксгумации останков погибших военнослужащих и их перезахоронении;
е) участвует в организации пропаганды подвигов военнослужащих, погибших при защите Отечества;
ж) рассматривает запросы граждан по выяснению судеб пропавших без вести родственников.
(абзац 2 статьи 11 в ред. Закона ДНР от 21.09.2018 № 252-IHC)
а) принимают участие в работе по захоронению (перезахоронению) останков погибших при защите Отечества в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
б) оказывают практическую помощь общественным объединениям в проведении поисковой работы, захоронении (перезахоронении) останков погибших и благоустройстве воинских захоронений;
в) осуществляют документальный прием оружия, военной техники и других материальных средств, обнаруженных в ходе поисковой работы, проводят их изучение, учет и экспертизу на предмет дальнейшего использования;
г) участвуют в выявлении и благоустройстве воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, осуществляют их учет;
д) ведут работу по установлению сведений о погибших и пропавших без вести;
е) оказывают помощь в подготовке материалов для издания книг Памяти.
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере государственной безопасности:
(абзац двадцать четвертый статьи 11 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) ведет учет погибших из числа своих сотрудников;
б) принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
в) участвует в подготовке материалов для книг Памяти.
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере внутренних дел:
(абзац двадцать восьмой статьи 11 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) обеспечивает общественный порядок при проведении поисковой работы;
б) в установленном порядке осуществляет прием стрелкового оружия, обнаруженного в ходе поисковой работы;
в) ведет учет погибших военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел;
г) принимает участие в установлении сведений о пропавших без вести;
д) определяет порядок издания книг Памяти в системе органов внутренних дел Донецкой Народной Республики.
(абзац тридцать третий статьи 11 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере международных отношений:
(абзац тридцать четвертый статьи 11 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) разрабатывает проекты межгосударственных договоров и соглашений об обеспечении сохранности и о благоустройстве воинских захоронений на территориях других государств, захоронений военнослужащих армий других государств на территории Донецкой Народной Республики, а также участвует в реализации этих договоров и соглашений;
б) через дипломатические представительства и консульские учреждения Донецкой Народной Республики в других государствах осуществляет мероприятия по установлению сведений о пропавших без вести в ходе боевых действий, вооруженных конфликтов и при выполнении воинского долга на территориях других государств, организует и проводит учет и паспортизацию воинских захоронений, а также перезахоронение останков погибших на территориях других государств;
в) согласовывает с соответствующими организациями государств, на территориях которых находятся воинские захоронения, вопросы об установлении на захоронениях мемориальных знаков, а также об их благоустройстве;
г) регулирует порядок посещения воинских захоронений родственниками погибших на территориях других государств;
д) устанавливает порядок посещения воинских захоронений на территории Донецкой Народной Республики родственниками погибших (умерших) – гражданами других государств.
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере массовых коммуникаций:
(абзац сороковой статьи 11 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) обеспечивает полиграфическую базу для издания Республиканской книги Памяти;
б) обеспечивает регулярные сообщения в средствах массовой информации о розыске погибших, пропавших без вести.
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере культуры и искусств:
(абзац сорок третий статьи 11 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) организует проведение мероприятий, направленных на увековечение памяти погибших при защите Отечества;
б) принимает участие в сооружении памятников и мемориалов, создании музейных экспозиций и выставок государственного значения, реконструкции надгробий и памятников погибшим государственного значения, классификации и паспортизации воинских захоронений.
Органы местного самоуправления:
а) осуществляют мероприятия по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях, а также работы по реализации межправительственных соглашений по уходу за захоронениями иностранных военнослужащих на территории Донецкой Народной Республики;
б) создают резерв площадей для новых воинских захоронений.
ФИНАНСОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УВЕКОВЕЧЕНИЮ ПАМЯТИ ПОГИБШИХ ПРИ ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА
Ответственность за нарушение настоящего Закона
Статья 12. Финансовое и материально-техническое обеспечение мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества
Расходы на проведение мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, в том числе на устройство отдельных территорий и объектов, исторически связанных с подвигами защитников Отечества, а также на организацию выставок и других мероприятий могут осуществляться за счет средств Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики и местных бюджетов в соответствии с компетенцией органов государственной власти и органов местного самоуправления, установленной настоящим Законом, а также добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц.
(абзац первый статьи 12 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
Расходы на проведение осуществляемых уполномоченным государственным органом исполнительной власти мероприятий, связанных с увековечением памяти погибших при защите Отечества, финансируются из Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики.
(абзац второй статьи 12 в ред. Закона ДНР от 24.04.2020 № 126-IIHC)
(см. текст в предыдущей редакции)
Расходы на содержание и благоустройство воинских захоронений, находящихся на территориях других государств, и захоронений военнослужащих армий других государств на территории Донецкой Народной Республики осуществляются на основе межгосударственных договоров и соглашений.
Порядок материально-технического обеспечения предусмотренных настоящим Законом мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества определяется Правительством Донецкой Народной Республики.
Статья 13. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Все воинские захоронения, а также памятники и другие мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших при защите Отечества, охраняются государством.
Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут административную, уголовную или иную ответственность, установленную законодательством Донецкой Народной Республики.
Данная ревизия документа не вносит изменения в приложения.
Изменяется на основании:
Редакция от 04.07.2020