Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 12.02.2020
Номер документа: 17-НП
Дата государственной регистрации: 02.04.2020
Регистрационный номер: 3740
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры по специальности 31.08.58 Оториноларингология (квалификация: врач-оториноларинголог, врач-отоларинголог)
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 130.010.000 - Образование, 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс, 020.030.070 - Лицензирование отдельных видов деятельности
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики http://mondnr.ru/, 02.04.2020
Дополнительные сведения:
Количество страниц: 16
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3740
от «02» апреля 2020 г.
(утратил силу с 05.05.2023 — приказ Министерства образования и науки ДНР от 19.04.2023 № 51-НП)
С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных и дополнительных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.57 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43 (с изменениями), руководствуясь пунктом 6 части 1 статьи 6, частью 10 статьи 79 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании» (с изменениями),
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить Государственный образовательный стандарт подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры по специальности 31.08.58 Оториноларингология (квалификация: врач-оториноларинголог, врач-отоларинголог) (прилагается).
2. Контроль исполнения настоящего Приказа возложить на Директора Департамента образования Сапрыкину Л.Н.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Приказом
Министерства образования и науки
Донецкой Народной Республики
от 12 февраля 2020 г. № 17-НП
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3740
от «02» апреля 2020 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
ПО ПРОГРАММАМЕ ОРДИНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
31.08.58 ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ
(КВАЛИФИКАЦИЯ: ВРАЧ-ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГ,
ВРАЧ-ОТОЛАРИНГОЛОГ)
1.1. Настоящий Государственный образовательный стандарт подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации дополнительных профессиональных образовательных программ – программ подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре (далее – программа ординатуры) по специальности 31.08.58 Оториноларингология (квалификация: врач-оториноларинголог, врач-отоларинголог) (далее – специальность) образовательными организациями высшего профессионального образования и научными организациями (далее – образовательными организациями).
1.2. Реализацию дополнительных профессиональных образовательных программ образовательная организация осуществляет только при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования – программам ординатуры, выданной лицензирующим органом республиканского органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию государственной политики в сфере образования и науки Донецкой Народной Республики.
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
УК – универсальные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
ПСК – профессионально-специализированные компетенции;
ГОС – государственный образовательный стандарт;
сетевая форма – сетевая форма реализации образовательных программ, предусмотренная статьёй 13 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
з.е. – зачетная единица.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
3.1. Дополнительное профессиональное образование по программам ординатуры в рамках специальности (в том числе инклюзивное образование инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) может быть получено только в образовательных организациях. Получение дополнительного
профессионального образования по программам ординатуры в рамках специальности в форме самообразования не допускается.
3.2. Обучение по программам ординатуры в рамках специальности в образовательных организациях осуществляется в очной форме.
3.3. Объём программы ординатуры по оториноларингологии вне зависимости от применяемых образовательных технологий, реализации программы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность с использованием сетевой формы, реализации обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения, составляет 120 зачётных единиц.
Объём программы ординатуры по оториноларингологии, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
3.4. Срок получения образования по программе ординатуры по оториноларингологии, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, независимо от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года.
3.5. Срок получения образования по программе ординатуры при обучении по индивидуальному учебному плану устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока, предусмотренного пунктом 3.4 настоящего ГОС. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на шесть месяцев.
Объём программы ординатуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану по программе ординатуры по специальности не может составлять более 75 з.е.
3.6. При реализации программ ординатуры по специальности могут применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии. При обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приёма-передачи информации в доступных для них формах.
По специальности не допускается реализация программ ординатуры с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
3.7. При реализации программ ординатуры по специальности может применяться сетевая форма.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников программ ординатуры по оториноларингологии включает:
охрану здоровья граждан путём обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи.
Объектами профессиональной деятельности выпускников программ ординатуры по оториноларингологии являются:
физические лица (пациенты) в возрасте от 0 до 18 лет (дети) и в возрасте старше 18 лет (далее – взрослые);
совокупность средств и технологий, направленных на создание условий для охраны здоровья граждан.
4.2. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники программ ординатуры:
профилактическая;
диагностическая;
лечебная;
реабилитационная;
психолого-педагогическая;
организационно-управленческая.
Программа ординатуры включает в себя все виды профессиональной деятельности, к которым готовится ординатор.
4.3. Выпускник, освоивший программу ординатуры, готов решать следующие профессиональные задачи:
профилактическая деятельность:
предупреждение возникновения заболеваний среди населения путём проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий;
участие в проведении профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения;
проведение сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп и её влияния на состояние их здоровья;
диагностическая деятельность:
диагностика заболеваний и патологических состояний пациентов на основе владения пропедевтическими, лабораторными, инструментальными и иными методами исследования;
диагностика неотложных состояний в оториноларингологии;
диагностика беременности;
проведение медицинской экспертизы;
лечебная деятельность:
оказание специализированной оториноларингологической помощи пациентам;
участие в оказании скорой оториноларингологической помощи при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства;
участие в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участие в медицинской эвакуации;
реабилитационная деятельность:
проведение медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения пациентов с оториноларингологическими заболеваниями;
психолого-педагогическая деятельность:
формирование у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих;
организационно-управленческая деятельность:
применение основных принципов организации оказания помощи в учреждениях здравоохранения и их структурных подразделениях;
создание в учреждениях здравоохранения и их структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания пациентов и трудовой деятельности медицинского персонала с учётом требований техники безопасности и охраны труда;
ведение учётно-отчётной документации в учреждениях здравоохранения;
организация проведения медицинской экспертизы;
участие в организации оценки качества оказания помощи пациентам;
организация и управление деятельностью учреждений здравоохранения, и (или) их структурных подразделений;
соблюдение основных требований информационной безопасности.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ ПО ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ
5.1. В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы универсальные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник программы ординатуры по оториноларингологии должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):
готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовность к управлению коллективом, восприятию социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий (УК-2);
готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).
5.3. Выпускник программы ординатуры по оториноларингологии должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа ординатуры:
профилактическая деятельность:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний и травм, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков детей (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, 10 пересмотра, принятой Сорок третьей сессией Всемирной Ассамблеи Здравоохранения (ПК-5);
лечебная деятельность:
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании оториноларингологической медицинской помощи (ПК-6);
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
5.4. При разработке программы ординатуры образовательная организация включает в набор планируемых результатов освоения программы ординатуры все универсальные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа ординатуры.
5.5.При разработке программы ординатуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников в части программы, формируемой участниками образовательных отношений.
5.6. При разработке программы ординатуры образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учётом требований настоящего ГОС.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ ОРДИНАТУРЫ
6.1. Структура программы ординатуры включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную).
6.2. Структура программы ординатуры по специальности 31.08.58 Оториноларингология (квалификация: врач-оториноларинголог, врач-отоларинголог) состоит из трёх блоков (см. приложение).
6.3. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к базовой части программы ординатуры, являются обязательными для освоения обучающимся. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы ординатуры, образовательная организация определяет самостоятельно в объёме, установленном настоящим ГОС, с учётом соответствующей дополнительной профессиональной образовательной программы.
В рамках базовой части Блока 1 программы ординатуры должны быть реализованы следующие дисциплины (модули): «Общественное здоровье и здравоохранение», «Педагогика», «Медицина чрезвычайных ситуаций», «Патология». Объём, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются образовательной организацией самостоятельно.
6.4. Дисциплины (модули) и практики, относящиеся к вариативной части программы ординатуры по оториноларингологии, образовательная организация определяет самостоятельно, в том числе для формирования специализации программы (при наличии), в объёме, установленном настоящим ГОС. После выбора обучающимся специализации программы набор соответствующих выбранной специализации дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.5. В Блок 2 «Практики» входит производственная (клиническая) практика.
Способы проведения производственной практики:
стационарная;
выездная.
При разработке программ ординатуры по оториноларингологии образовательная организация выбирает способы проведения практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована образовательная программа. Образовательная организация имеет право установить иные способы проведения практик дополнительно к установленным в настоящем ГОС.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
Практики, предусмотренные программами ординатуры, осуществляются в соответствии с порядком организации и проведения практической подготовки по дополнительным профессиональным образовательным программам и в соответствии с настоящим ГОС.
6.6. В Блок 3 «Государственная итоговая аттестация» входят подготовка к сдаче государственного экзамена и его сдача.
6.7. В случае реализации программ ординатуры с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение практик и государственной итоговой аттестации с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.
6.8. При разработке и реализации программ ординатуры образовательная организация должна обеспечить обучающимся возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специализированных адаптационных дисциплин (модулей) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в объёме не менее 30 процентов от объёма вариативной части Блока 1 «Дисциплины (модули)».
6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 «Дисциплины (модули)» должно составлять не более 10 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию этого блока.
6.10. Порядок разработки и реализации программ ординатуры определяются образовательной организацией на основе:
Перечня специальностей подготовки кадров высшей квалификации по программам ординатуры, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 14 июля 2015 г. № 309, зарегистрированным Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 27 июля 2015 г., регистрационный № 314 (в редакции Приказа Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 17 апреля 2018 № 348, зарегистрированного Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 14 мая 2018 г., регистрационный № 2587);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам профессионального образования — программам ординатуры, утверждённого Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 12 декабря 2016 г. № 1255, зарегистрированным Министерством юстиции Донецкой Народной Республики 28 декабря 2016 г., регистрационный № 1804.
VII. Требования к условиям реализации программы ординатуры
7.1. Требования к кадровым условиям реализации программы ординатуры:
7.1.1. Доля штатных преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс в образовательной организации.
7.1.2. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих учёную степень (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе ординатуры, должна быть не менее 65 процентов.
7.1.3. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе ординатуры, должна составлять не менее 70 процентов.
7.1.4. Доля преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа действующих руководителей и работников профильных организаций (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе ординатуры, должна быть не менее 10 процентов.
7.2. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы ординатуры:
7.2.1. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам и (или) электронным библиотекам, содержащим все издания основной литературы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, сформированным на основании прямых договорных отношений с правообладателями.
В случае если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчёта не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик на 100 обучающихся.
В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, размещенные на основе прямых договорных отношений с правообладателями.
7.2.2. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории образовательной организации, так и вне её.
7.2.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов, обучающихся по специальности.
7.2.4. По специальности допускается использование литературы со сроком первого издания не более 10 лет до момента начала обучения по дисциплине (модулю), за исключением дисциплин (модулей), направленных на формирование универсальных компетенций.
7.2.5. Обучающимся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).
7.2.6. Образовательная организация должна быть обеспечена необходимым комплектом программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению). При необходимости лицензирования программного обеспечения образовательная организация должна иметь количество лицензий, необходимое для обеспечения аудиторной и самостоятельной работы обучающихся. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий должен быть обеспечен удаленный доступ к использованию программного обеспечения.
7.2.7. Обучающиеся инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.
7.2.8. Минимально необходимый для реализации программ ординатуры перечень материально-технического обеспечения включает в себя специально оборудованные помещения для проведения учебных занятий, в том числе:
аудитории, оборудованные мультимедийными и иными средствами обучения, позволяющими использовать симуляционные технологии, с типовыми наборами профессиональных моделей и результатов лабораторных и инструментальных исследований в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
аудитории, оборудованные фантомной и симуляционной техникой, имитирующей медицинские манипуляции и вмешательства, в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально;
анатомический зал и (или) помещения, предусмотренные для работы с биологическими моделями;
помещения, предусмотренные для оказания медицинской помощи пациентам, в том числе связанные с медицинскими вмешательствами, оснащенные специализированным оборудованием и (или) медицинскими изделиями (тонометр, стетоскоп, фонендоскоп, термометр, медицинские весы, ростомер, противошоковый набор, набор и укладка для экстренных профилактических и лечебных мероприятий, электрокардиограф, облучатель бактерицидный, аппарат электрохирургический высокочастотный, осветитель налобный, набор инструментов для диагностики и хирургии в оториноларингологии, лупа бинокулярная, баллон для продувания ушей, риноскоп, риноларингофиброскоп, негатоскоп, аудиометр клинический со встроенным усилителем и возможностью подключения к компьютеру и принтеру, набор камертонов (С64-С4000), комплект инструментов для осмотра ЛОР-органов, система регистрации отоакустической эмиссии, тимпанометр/импедансометр, крючок для удаления инородных тел из носа и уха, кресло вращающееся Барани (комплекс для проверки и тренировки вестибулярного аппарата), ларингофарингоскоп, компьютерная система диагностики голоса и речи, трубка трахеотомическая, шумоинтегратор (измеритель шумов и вибраций), аппарат для нервно-мышечной электрофониатрической стимуляции) и расходным материалом в количестве, позволяющем обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью, индивидуально.
7.2.9. Выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению в случае реализации образовательной программы в сетевой форме должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого образовательными и иными организациями, участвующими в реализации образовательной программы в сетевой форме.
7.2.10. В случае реализации программы ординатуры в образовательной организации и иных учреждениях, выполнение требований к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению реализации программы ординатуры должно обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения указанных организаций.
Образовательная организация, использующая материально-техническую базу иных учреждений, обязана заключить с ними договор на её использование.
7.2.11. Образовательная организация в соответствии с ДБН В.2.2-3-97 обязана обеспечить реализацию программ ординатуры помещениями площадью не менее чем 2,5 кв.м. на одного обучающегося, в том числе по сетевой форме, и с учётом применяемых образовательных технологий.
7.3. Финансирование программы ординатуры осуществляется за счёт бюджетных ассигнований Республиканского бюджета Донецкой Народной Республики или за счёт средств физических и (или) юридических лиц.
Отменяется на основании: Приказ №51-НП от 19.04.2023