watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Правительство Донецкой Народной Республики

Дата документа: 05.06.2020

Номер документа: 26-5

Заголовок документа: Об утверждении Порядка ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых

Действие документа: Действующий

Классификатор: 110.030.000 - Использование и охрана недр, 110.030.030 - Государственный фонд недр. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Правительства Донецкой Народной Республики http://pravdnr.ru/, 10.06.2020

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Правительство
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

05.06.2020
№26-5
Об утверждении Порядка ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых

С целью регулирования отношений в сфере недропользования, обеспечения рационального, комплексного использования недр для удовлетворения потребностей в минеральном сырье и других потребностей общественного производства, руководствуясь статьями 77 и 78 Конституции Донецкой Народной Республики и пунктом 17 статьи 8, пунктом 13 статьи 9, пунктом 2 статьи 47, статьей 49 Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IНС «О недрах», Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня официального опубликования.

Председатель Правительства
А.Е. Ананченко
УТВЕРЖДЕН

Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 05 июня 2020 г. № 26-5

Порядок ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых

1. Порядок ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых (далее – Порядок) разработан с учетом требований Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года №58-IНС «О недрах» и определяет последовательность организации и осуществления учета состояния минерально-сырьевой базы по видам полезных ископаемых.

2. Государственный баланс запасов полезных ископаемых (далее – Госбаланс) – это система учета информации о состоянии минерально-сырьевой базы, который ежегодно составляется по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, по видам полезных ископаемых, с учетом административно-территориального расположения соответствующих месторождений.

3. Госбаланс должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, об их размещении, о степени промышленного освоения, добыче, потерях и об обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых на основе классификации запасов полезных ископаемых.

4. Ведение Госбаланса осуществляется республиканским органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере геологического изучения и рационального использования недр (далее – Уполномоченный орган), как по участкам недр, находящимся в эксплуатации, так и не используемым в настоящее время участкам нераспределенного фонда недр.

5. Постановка запасов полезных ископаемых на Госбаланс, их изменение и списание с Госбаланса осуществляется по данным геологоразведочных и добычных работ на основании ежегодной государственной отчетности пользователей недр, отчётов о результатах геологоразведочных, тематических и научно-исследовательских работ геологического направления, отчетов о результатах технологических исследований минерального сырья, технико-экономических обоснований (ТЭО), а также по результатам переоценки запасов в связи с изменением параметров подсчета запасов, по данным республиканской комиссии по запасам полезных ископаемых (далее – Комиссия по запасам), которая создаётся при Уполномоченном органе. Организация деятельности Комиссии по запасам, ее состав, регламент работы и ведение делопроизводства определяются Уполномоченным органом.

6. Требования настоящего Порядка являются обязательными для предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных, осуществляющих поиски, оценку, разведку и добычу полезных ископаемых на территории Донецкой Народной Республики, её континентального шельфа и в исключительной (морской) экономической зоне в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики о континентальном шельфе и нормами международного права.

7. В настоящем Порядке используются следующие определения:

а) балансовые запасы полезных ископаемых – запасы, добыча и использование которых экономически рентабельны в текущий период (удовлетворяют требованиям кондиций, установленным для подсчета запасов месторождения полезных ископаемых);

б) забалансовые запасы полезных ископаемых – запасы, добыча и использование которых на момент оценки являются экономически нецелесообразными, а также запасы, которые отвечают требованиям балансовых запасов, но по технологическим, горно-геологическим или горно-техническим причинам на момент оценки не могут использоваться. Эти запасы в дальнейшем могут являться объектами промышленного освоения;

в) категория запасов полезных ископаемых (А, В, С1, С2) – подразделение запасов, которое устанавливается в зависимости от степени их геологической изученности в соответствии с классификацией запасов полезных ископаемых;

г) кондиционное минеральное сырье – извлеченное из недр для последующей переработки минеральное сырье, удовлетворяющее совокупным требованиям к качеству и количеству полезного ископаемого, определяющих их промышленную ценность;

д) разубоживание полезного ископаемого – снижение качества полезного ископаемого в процессе добычи. Выражается в уменьшении содержания полезного компонента (увеличении содержания примесей) в добытом полезном ископаемом по сравнению с исходным вследствие примешивания к нему пустых пород или некондиционного полезного ископаемого, а также потерь части полезного компонента.

8. Основной целью ведения Госбаланса является получение достоверных данных о состоянии минерально-сырьевой базы Донецкой Народной Республики, степени ее изученности и промышленного освоения, инициирования инвестиционных проектов по созданию новых производств по добыче и переработке минерального сырья, прогнозирования объектов для дальнейшего геологического изучения.

9. Основными задачами ведения Госбаланса являются:

а) сбор и систематизация данных о состоянии запасов полезных ископаемых, включая сведения о количестве, качестве, степени изученности и уровня промышленного освоения каждого их вида;

б) анализ ежегодного движения запасов полезных ископаемых по месторождениям, с учетом их распределения по геолого-промышленным районам Донецкой Народной Республики;

в) обеспечение республиканских органов исполнительной власти информацией о состоянии минерально-сырьевой базы Республики и отдельных районов.

10. Запасы полезных ископаемых учитываются Госбалансом по месторождениям полезных ископаемых (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета), по геолого-промышленным районам и по Донецкой Народной Республике в целом.

11. Учет запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии со степенью их промышленного освоения и способом отработки:

а) соответствующим пользователем недр – по участкам недр, предоставленным в пользование для целей разведки и добычи полезных ископаемых;

б) Уполномоченным органом – по участкам нераспределенного фонда недр, расположенным на территории Донецкой Народной Республики, то есть за исключением участков, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, и добычи полезных ископаемых;

в) Уполномоченным органом – по участкам недр внутренних морских вод, континентального шельфа Донецкой Народной Республики, за исключением участков недр, предоставленных в пользование для геологического изучения, включающего поиски, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, и добычи полезных ископаемых.

12. В Госбалансе учету подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе подземных вод, рассолов и поверхностной рапы, если они удовлетворяют критериям и требованиям, установленным Уполномоченным органом, количество и качество которых подтверждены заключениями государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, утверждены Комиссией по запасам в соответствии с её компетенцией или Государственной комиссией по запасам (далее — ГКЗ) СССР, ГКЗ Украины:

а) по твердым полезным ископаемым – раздельно балансовые (экономические) и забалансовые (потенциально экономические) запасы основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и содержащихся в них ценных компонентов;

б) по нефти и конденсату – геологические и извлекаемые запасы по газу свободному и газу в газовых шапках, газу, растворенному в нефти, этану, пропану, бутану, гелию и другим ценным компонентам нефтяных и газовых месторождений – только извлекаемые запасы;

в) по подземным водам и лечебным грязям – балансовые и забалансовые запасы питьевых, технических, лечебных минеральных, теплоэнергетических, включая пароводяные смеси, и промышленных вод, балансовые и забалансовые запасы рапы лиманов и озер и содержащихся в ней ценных компонентов, балансовые и забалансовые запасы лечебных грязей;

г) по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, шахтным и карьерным полям, залежам, горизонтам, поднятиям, куполам и другим объектам учета) – запасы, подсчитанные в соответствии с принятыми кондициями.

13. Отражению в Госбалансе подлежат:

а) увеличение или уменьшение запасов полезных ископаемых, полученные в результате геологоразведочных и эксплуатационных работ на месторождениях;

б) переоценка запасов в связи с изменением параметров их подсчетов, экономических, горнотехнических, технологических условий разработки, а также в связи с изменением направления использования полезного ископаемого;

в) запасы полезных ископаемых, складированные в спецотвалах и добытые из них.

14. Состояние и изменение балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых учитываются ежегодно в формах ежегодной государственной отчетности по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным и в отчетных балансах запасов полезных ископаемых пользователей недр (далее – отчетный баланс) по их наличию в недрах (без учета разубоживания для твердых полезных ископаемых), в том числе балансовых – по категориям А, В, С1 и С2, учитываемых раздельно, и по суммам категорий А+В, А+В+С1. Забалансовые запасы твердых полезных ископаемых учитываются по сумме категорий А+В+С12.

15. В общем количестве запасов твердых полезных ископаемых, нефти, газа и газового конденсата указываются запасы, принятые на учет по результатам государственной экспертизы запасов, в том числе ранее утвержденные Комиссией по запасам, ГКЗ СССР, ГКЗ Украины, остаток этих запасов по разрабатываемым месторождениям, а также запасы, выявленные в отчетном году в результате геологоразведочных работ и разработки месторождений и принятые на учет Комиссией по запасам.

16 В отчетных балансах отражаются сведения о произошедших в отчетном году изменениях балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых в результате:

а) добычи из недр;

б) потерь при добыче в недрах;

в) складирования в спецотвалы;

г) прироста или уменьшения в результате геологоразведочных работ;

д) переоценки в связи с пересмотром параметров для подсчета запасов (в том числе кондиций, по нефти, газу, конденсату, битумам – коэффициента извлечения);

е) утраты промышленного значения по технико-экономическим и горно-геологическим причинам;

ж) неподтверждения при разработке или последующих геологоразведочных работах;

з) передачи для использования другому пользователю недр, изменения технических границ и других причин.

17. Постановка запасов полезных ископаемых на Госбаланс, их изменения в Госбалансе производиться Комиссией по запасам по результатам проведения соответствующей стадии геологического изучения.

18. Списание запасов полезных ископаемых с Госбаланса по объектам, переданным согласно статьи 14 Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IНС «О недрах» пользователям недр, осуществляется согласно актам на списание запасов полезных ископаемых, утвержденных Уполномоченным органом, на основании заключений государственной экспертизы запасов полезных ископаемых в случаях когда:

а) запасы полезных ископаемых не подтвердились при проведении последующих геологоразведочных или добычных работ;

б) запасы полезных ископаемых утратили промышленное значение в связи с ухудшением горнотехнических, экономических, экологических и иных параметров, принятых ранее при их подсчете.

19. Акты на списание запасов полезных ископаемых с учёта горнодобывающего предприятия и на списание с учёта запасов полезных ископаемых с переводом в группу закрытых предприятий (Приложения 1 и 2) составляются на основании данных отчетных балансов, заполняются пользователем недр собственноручно или машинописным способом и заверяются:

а) для юридических лиц – печатью пользователя недр и подписью уполномоченного лица;

б) для физических лиц – подписью пользователя недр.

20 Добытые из недр полезные ископаемые, содержащиеся в них полезные компоненты, а также потери при их добыче списываются с Госбаланса по акту на основании данных отчетных балансов без проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых.

21. Предложения о списании запасов полезных ископаемых, учтенных Госбалансом, в случаях утраты ими промышленного значения, неподтверждения данных по результатам геологоразведочных и добычных работ, вносятся недропользователем или Уполномоченным органом.

22. Учет изменений запасов полезных ископаемых в Госбалансе осуществляется Уполномоченным органом в срок не более 15 дней со дня получения заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и отчетных балансов.

23. Первичный учет состояния и изменения запасов полезных ископаемых и их использования производится пользователем недр, осуществляющим оценку, разведку, разработку месторождений полезных ископаемых на постоянной основе раздельно по каждому объекту (месторождение, участок месторождения, шахтное поле, горизонт, залежь, и т.д.), по основным промышленным типам, сортам, маркам, технологическим группам и категориям запасов полезных ископаемых, с выделением запасов сырья, пригодного для добычи подземным, открытым, гидравлическим и другими способами.

В Госбалансе по каждому месторождению, участку месторождения, шахтному полю и т.д. выделяются отдельной итоговой строкой запасы, находящиеся в охранных зонах (целиках) транспортных магистралей, промышленных объектов, населенных пунктов, заповедников и т.п.

24. Пользователями недр ежегодно составляются отчетные балансы за предыдущий год на основе объема погашаемых запасов (произведенной добычи и потерь), изменения технических границ, результатов разведки и доразведки, списания запасов полезных ископаемых, решений (протоколов) Комиссии по запасам. Данные о состоянии, движении и использовании запасов за истекший год предоставляются недропользователями в Уполномоченный орган одновременно с геологической информацией, а также актами на списание или перевода в группу забалансовых запасов, неподтвердившихся и утративших свое промышленное значение.

25. Учету и постановке на Госбаланс подлежат количественные изменения:

а) балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых по вновь выявленным в результате геологоразведочных работ месторождениям (площадям, участкам, залежам, шахтным и карьерным полям и другим объектам), подсчитанных в соответствии с параметрами для подсчета запасов (в том числе кондициями, по нефти, газу, конденсату – коэффициентом извлечения);

б) прирост или уменьшение запасов, полученные в результате геологоразведочных и эксплуатационных работ на месторождениях, запасы которых ранее были апробированы или утверждены Комиссией по запасам;

в) увеличение или уменьшение запасов при переоценке ранее подсчитанных запасов или переводе забалансовых запасов в балансовые без проведения дополнительных геологоразведочных работ.

26. Постановке на Госбаланс подлежат также:

а) балансовые и забалансовые запасы полезных ископаемых, добытые из недр и складированные в спецотвалы;

б) запасы полезных компонентов в отвальных хвостах обогатительных производств и в других техногенных образованиях, если они вовлечены в разработку или получили по результатам геологического изучения (доизучения) положительную геолого-экономическую оценку своей промышленной значимости.

27. Госбалансы составляются раздельно по:

а) твердым полезным ископаемым;

б) подземным водам;

в) углю;

г) нефти, конденсату, горючим газам (включая сопутствующие компоненты – этан, пропан, бутаны, сера, гелий).

28. Госбаланс сопровождается пояснительной запиской.

29. Для формирования Уполномоченным органом Госбаланса и пояснительной записки к нему пользователи недр предоставляют в Уполномоченный орган отчетные балансы.

Формы отчетных балансов разрабатываются Уполномоченным органом с учетом специфики параметров видов полезных ископаемых и утверждаются распорядительным актом Уполномоченного органа.

30. Пользователи недр обязаны оформлять свои отчеты по установленным Уполномоченным органом формам для отчетных балансов.

31. Отчетные балансы составляются по разрабатываемым месторождениям геолого-маркшейдерскими службами пользователей недр. В случае отсутствия у пользователей недр специалистов соответствующей квалификации допускается подтверждение отчетных балансов привлеченными специалистами соответствующей квалификации.

32. Отчетный баланс подписывается руководителем (или главным инженером) и главным геологом юридического лица – пользователя недр. Допускается подпись единственного лица, если пользователем недр является физическое лицо.

33. С отчетным балансом предоставляется копия протокола утверждения запасов Комиссией по запасам в случаях завершения геологического изучения участков недр и опытно-промышленной разработки полезных ископаемых, выполнения оперативного подсчета запасов полезных ископаемых, пересчета запасов полезных ископаемых (в связи с неподтверждением при последующей разработке, изменении технических границ и другим причинам);

34. Пользователи недр составляют отчетные балансы в двух экземплярах и не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным, сдают их в Уполномоченный орган.

После приемки отчетных балансов один экземпляр с соответствующей отметкой возвращается пользователю недр, второй экземпляр остается в Республиканском фонде геологической информации.

35. Сведения о добыче полезного ископаемого должны учитывать всё количество минерального сырья, извлеченного из недр, без учета пустых пород, разубоживающих полезное ископаемое, если они не были включены в балансовые запасы. Сведения о количестве добытого разубоженного и товарного полезного ископаемого в отчетном балансе недропользователя не отражаются, а приводятся в пояснительной записке к нему.

36. Добыча полезного ископаемого за прошлые годы, ранее не учтенная по каким-либо причинам, показывается вместе с добычей за отчетный год, но в примечании к отчетному балансу указывается количество добытого сырья за предыдущий год.

37. Если сопутствующие компоненты в комплексных рудах, учитываемые Госбалансом, добываются из недр попутно с основным полезным ископаемым, но при последующей технологической переработке теряются, то это необходимо указать в примечании к отчетному балансу.

38. В случае если:

а) добыча полезных ископаемых ведется из забалансовых запасов, они учитываются как прошедшие переоценку, и на это же количество уменьшаются запасы забалансовых полезных ископаемых;

б) забалансовые запасы полезных ископаемых добываются попутно с балансовыми, но не используются промышленностью или поступают в переработку как разубоживающие породы вместе с кондиционным минеральным сырьем, забалансовые запасы полезного ископаемого в отчетном балансе уменьшаются как добытые в отчетном году.

39. Уполномоченный орган сводит данные о запасах и добыче полезных ископаемых в Госбаланс:

а) в срок до 1 июля года, следующего за отчетным, – по твердым полезным ископаемым (кроме угля);

б) в срок до 1 августа года, следующего за отчетным, – по нефти, газу и углю;

в) в срок до 1 августа года, следующего за отчетным, – сводные данные по рациональному и комплексному использованию полезных ископаемых.

40. Госбаланс по мере его подготовки формируется в электронном и издаётся в бумажном виде по состянию на 1 января года, следующего за отчетным.

41. Работы, связанные с подготовкой и комплектацией отчетных балансов, до их предоставления в Уполномоченный орган, осуществляются за счет средств пользователей недр.

42. Госбаланс отражает следующие сведения:

а) вид (наименование) полезного ископаемого;

б) наименование пользователя недр, номер и дату выдачи лицензии на пользование недрами;

в) размещение месторождения полезных ископаемых;

г) степень изученности и промышленного освоения месторождений полезных ископаемых;

д) качество полезных ископаемых;

е) объём запасов полезных ископаемых в целом, отдельных геологических участков, залежей, горизонтов и др.;

ж) объем ежегодной добычи (с учетом потерь при добыче) полезных ископаемых при эксплуатации месторождений;

з) изменения в запасах полезных ископаемых, произошедшие в результате геологического изучения, переоценки и их списания по разным причинам;

и) реквизиты протокола Комиссии по запасам, который является основанием для учета месторождения в Госбалансе;

к) обеспеченность добывающих предприятий разведанными запасами полезных ископаемых (по разрабатываемым месторождениям).

43. В Госбалансе запасы полезных ископаемых разбиваются:

а) на балансовые и забалансовые;

б) по категориям запасов;

в) на технологические типы, марки и т.д.;

г) согласно горнотехническим условиям добычи;

д) по степени изученности месторождений полезных ископаемых и их промышленного освоения (разведываемые, подготовленные к промышленному освоению, разрабатываемые, законсервированные).

44. Запасы попутных полезных компонентов, утвержденные Комиссией по запасам, подлежат учету независимо от их извлечения в процессе обогащения и дальнейшей переработки.

45. В Госбалансе единица измерения запасов полезных ископаемых применяется единообразно по каждому их виду.

46. Учет объектов по балансовой принадлежности в Госбалансе ведется по следующим группам учета:

а) I — действующие;

б) II — строящиеся;

в) III — резерв группы «а» (для строительства новых объектов);

г) IV — резерв группы «б» (для реконструкции действующих объектов);

д) V — разведуемые месторождения;

е) VI — перспективные для разведки месторождения;

ж) VII — закрытые объекты;

з) VIII — свободные участки недр, не предоставленные в пользование.

47. В пояснительной записке к госбалансу:

а) характеризуется состояние минерально-сырьевой базы пользователей недр Донецкой Народной Республики, технико-экономические показатели объектов по добыче полезных ископаемых и первичной переработке минерального сырья;

б) указываются причины изменения запасов (оценка, разведка, переоценка и разработка месторождения и списание);

в) даются краткие геологические описания месторождений (площадей, участков, залежей);

г) приводится распределение запасов по геолого-промышленным типам месторождений, по степени их изученности и промышленного освоения, технологическим сортам руд и других полезных ископаемых;

д) для впервые включаемых в Госбаланс месторождений отражаются местоположение, количество, качество, степень изученности и промышленного значения запасов полезных ископаемых, технологические свойства полезных ископаемых, горно-геологические, горнотехнические, гидрогеологические условия разработки месторождения, основные показатели технико-экономической оценки, обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых;

е) для месторождений, уже учитываемых Госбалансом, отражаются новые данные горно-геологического и технико-экономического характера, сведения о вновь выявленных залежах полезных ископаемых, количестве и качестве добытых полезных ископаемых, данные о комплексном использовании минерального сырья, приросте запасов полезных ископаемых с указанием источников финансирования геологоразведочных работ, а также причин изменения забалансовых запасов (при наличии) и списания запасов;

ж) при необходимости могут выделяться главнейшие месторождения с указанием их запасов и объемов добычи, характеризуется обеспеченность учитываемых объектов всеми разведанными запасами, в том числе в контурах отработки, а также запасы, которые могут быть рентабельно отработаны в сложившихся экономических условиях;

з) могут приводиться также иные сведения о минерально-сырьевых ресурсах, выявленных в результате поисков, разведки и добычи полезных ископаемых;

и) по углям приводятся сведения:

о состоянии запасов по маркам угля;

о производственных мощностях фонда действующих, реконструируемых и строящихся шахт, разрезов и его изменении;

о состоянии запасов резервных разведанных участков для строительства новых шахт и разрезов (резерв подгруппы «а»), реконструкции и продлении срока деятельности действующих предприятий (резерв подгруппы «б»);

о распределении действующих и строящихся шахт и разрезов по группам производственных и проектных мощностей;

к) характеризуется обеспеченность учитываемых объектов всеми разведанными запасами, в том числе в контурах отработки, и выводится обеспеченность промышленности разведанными запасами в целом по Донецкой Народной Республике. В виде отдельных таблиц и разделов приводятся данные о состоянии запасов категории С2, выявленных в результате поисково-оценочных работ на новых объектах и получивших положительную оценку по технико-экономическим соображениям (ТЭС), прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категорий Р1, Р2 и Р3, перспективных ресурсов категории Р0 и прогнозных ресурсов категорий Р1 и Р2 по нефти и газу.

48. Пользователи недр, представляющие отчетные балансы, подтверждающие объемы движения запасов полезных ископаемых, несут ответственность за достоверность представляемой информации.

49. Контроль за соблюдением правил ведения отчётных балансов и предоставлением отчетности о состоянии и движении запасов полезных ископаемых недропользователями производится Уполномоченным органом в пределах своей компетенции.

В данный документ изменений не вносилось.