Вид документа: Закон
Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Народный Совет Донецкой Народной Республики
Дата документа: 13.02.2015
Номер документа: 06-IHC
Заголовок документа: О пожарной безопасности
Действие документа: Недействующий
Классификатор: 160.040.050 - Пожарная безопасность
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена правотворческим органом ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Народный Совет
Донецкой Народной Республики
Закон
Принят Постановлением Народного Совета 13 февраля 2015 года
(утратил силу с 27.10.2016 — Закон ДНР от 30.09.2016 № 151-IHC)
(с изменениями, внесенными Законом от 11.09.2015 № 91-IHC, от 30.04.2016 № 127-IHC)
- ...В тексте Закона слова «Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики» во всех падежах заменены словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности», слова «республиканский орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области пожарной безопасности» во всех падежах заменены словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере пожарной безопасности», слова «Министром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики» во всех падежах заменены словами «республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности» в соответствии с Законом от 30.04.2016 № 127-IНС
Обеспечение пожарной безопасности является неотъемлемой частью государственной деятельности относительно охраны жизни и здоровья людей, национального богатства и окружающей естественной среды. Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности на территории Донецкой Народной Республики, регулирует отношения государственных органов, юридических и физических лиц в этой области независимо от вида их деятельности и форм собственности.
Статья 1. Основные понятия
В тексте настоящего Закона применяются следующие понятия:
пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
пожар – неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные законодательством Донецкой Народной Республики и нормативными правовыми документами уполномоченного государственного органа в целях обеспечения пожарной безопасности;
нарушение требований пожарной безопасности – невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим – требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности;
объект надзора – здание, помещение, сооружение, территория, находящиеся в собственности или пользовании юридических или физических лиц и использующиеся для осуществления хозяйственной и некоммерческой хозяйственной деятельности или для технического переоснащения, строительства, реконструкции, капитального ремонта, а также министерства и другие органы исполнительной власти, их территориальные и муниципальные органы;
объект с массовым пребыванием людей – здание (сооружение) в котором возможно постоянное или временное пребывание 50 и более человек (кроме многоквартирных жилых домов);
меры пожарной безопасности – действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности;
пожарная охрана – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ;
пожарно-техническая продукция – специальная техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, предназначенная для обеспечения пожарной безопасности, в том числе пожарная техника и оборудование, пожарное снаряжение, огнетушащие и огнезащитные вещества, средства специальной связи и управления, программы для электронных вычислительных машин и базы данных, а также иные средства предупреждения и тушения пожаров;
государственный пожарный надзор – деятельность уполномоченных органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики, а также подведомственных им государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами требований, установленных законодательством Донецкой Народной Республики о пожарной безопасности (далее – обязательные требования), посредством:
а) организации и проведения проверок деятельности организаций и граждан, состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов;
б) проведения мероприятий по контролю на лесных участках, на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения;
в) принятия предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований пожарной безопасности, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении организациями и гражданами своей деятельности;
ведомственный пожарный надзор – деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки;
подтверждение соответствия в области пожарной безопасности – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов, норм пожарной безопасности или условиям договоров;
нормативные документы по пожарной безопасности – государственные стандарты, своды правил, правила, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
профилактика пожаров – совокупность превентивных мер, направленных на исключение возможности возникновения пожаров и ограничение их последствий;
гарнизон пожарной охраны – совокупность расположенных на определенной территории органов управления, подразделений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ;
организация тушения пожаров – совокупность оперативно-тактических и инженерно-технических мероприятий (за исключением мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности), направленных на спасение людей и имущества от опасных факторов пожара, ликвидацию пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
первичные меры пожарной безопасности – реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества;
особый противопожарный режим – дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или муниципальными органами в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях;
локализация пожара – стадия тушения пожара, на которой отсутствует или ликвидирована угроза людям и (или) животным, прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами;
ликвидация пожара – стадия тушения пожара, на которой прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.
Статья 2. Правовая основа деятельности в области пожарной безопасности
Деятельность в области пожарной безопасности регулируется Конституцией Донецкой народной Республики, настоящим Закон, другими законами Донецкой Народной Республики, указами и распоряжениями Главы Донецкой Народной Республики, постановлениями Совета Министров Донецкой Народной Республики, решениями органов исполнительной власти, муниципальных органов, принятыми в пределах их компетенции.
Статья 3. Система обеспечения пожарной безопасности
Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.
Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, муниципальные органы и организации, граждане, принимающие участие в проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в соответствии с законодательством ДНР.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
а) нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
б) создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
в) разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
г) реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
д) проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
е) содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
ж) научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
з) информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
и) осуществление государственного пожарного надзора и других контролирующих функций по обеспечению пожарной безопасности;
к) производство пожарно-технической продукции;
л) выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
м) лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее – лицензирование), подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее – сертификация);
н) тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
о) учет пожаров и их последствий;
п) установление особого противопожарного режима.
Статья 4. Обеспечение пожарной безопасности
Обеспечение пожарной безопасности является составной частью производственной и другой деятельности должностных лиц, работников предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей. Это должно быть отображено в трудовых договорах (контрактах) и уставах предприятий, учреждений и организаций.
Обеспечение пожарной безопасности предприятий, учреждений и организаций возлагается на их руководителей и уполномоченных ими лиц, если другое не предусмотрено соответствующим договором.
Обеспечение пожарной безопасности при проектировании и застройке населенных пунктов, строительстве, расширении, реконструкции и техническом переоснащении предприятий, зданий и сооружений возлагается на органы архитектуры, заказчиков, застройщиков, проектные и строительные организации.
Обеспечение пожарной безопасности в жилых помещениях государственного, общественного жилищного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов возлагается на квартиросъемщиков и правообладателей, а в жилых домах частного жилищного фонда и других сооружениях, на дачах и садовых участках – на их правообладателей или нанимателей, если это обусловлено договором найма.
Статья 5. Размежевание компетенции в области пожарной безопасности
К компетенции республиканских органов исполнительной власти в области пожарной безопасности относится:
а) проведение единой политики в области пожарной безопасности;
б) определение основных направлений развития науки и техники, координация государственных, межрегиональных мероприятий и научных исследований в области пожарной безопасности, руководство соответствующими научно-исследовательскими учреждениями;
в) разработка и утверждение государственных стандартов, норм и правил пожарной безопасности;
г) установление единой системы учета пожаров;
д) организация обучения специалистов в области пожарной безопасности, руководство пожарно-техническими учебными заведениями;
е) организация готовности и реагирования сил и средств пожарной охраны, оперативное управление силами и техническими средствами, которые привлекаются к ликвидации пожаров;
ж) создание, реорганизация и ликвидация органов управления, подразделений пожарной охраны, пожарно-технических, научных и образовательных организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета;
з) координация работы по созданию и выпуску пожарной техники и средств противопожарной защиты, установлению государственного заказа на их выпуск и снабжение;
и) сотрудничество с органами пожарной безопасности других государств.
Решение всех других вопросов в области пожарной безопасности, не отнесенных этим Законом к компетенции республиканских органов исполнительной власти, относится к компетенции местных органов исполнительной власти, муниципальных органов.
Статья 6. Обязанности государственных органов по обеспечению пожарной безопасности
Республиканские органы исполнительной власти, муниципальные органы в пределах своей компетенции организуют разработку и внедрение в соответствующих регионах организационных и научно-технических мероприятий по предотвращению пожаров и их тушению, обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов и объектов.
Республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности:
а) обеспечивает осуществление государственного пожарного надзора, пожарной охраны населенных пунктов и объектов, координирует деятельность министерств, других республиканских органов исполнительной власти по вопросам усовершенствования пожарной безопасности;
б) получает бесплатно от министерств, других органов исполнительной власти, муниципальных органов, предприятий, учреждений и организаций информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач;
в) привлекает к разработке актуальных проблем пожарной безопасности, проведению консультаций и экспертиз высшие учебные заведения, специализированные научно-исследовательские учреждения и другие учреждения, а также отдельных ученых, высококвалифицированных специалистов.
Решения республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, по вопросам пожарной безопасности, которые относятся к его компетенции, являются обязательными для органов исполнительной власти, муниципальных органов, а также предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, а также муниципальные органы:
а) проводят единую научно-техническую политику по вопросам пожарной безопасности;
б) разрабатывают и реализуют комплексные мероприятия, направленные на улучшение пожарной безопасности объектов;
в) осуществляют методическое руководство и контроль за деятельностью подведомственных объектов в области пожарной безопасности;
г) организуют выполнение государственных и региональных программ обеспечения пожарной безопасности, решений постоянных комиссий республиканских и местных органов исполнительной власти по вопросам техногенно-экологической безопасности и чрезвычайных ситуаций, советов по усилению пожарной безопасности и безопасной жизнедеятельности населения, а также их финансирование;
д) разрабатывают сезонные противопожарные мероприятия (весенне-летний и осенне-зимний пожароопасные периоды);
е) принимают меры по созданию за счет местных бюджетов в населенных пунктах, в которых отсутствуют подразделения Государственной пожарной охраны, местной пожарной охраны и других видов пожарной охраны, выделяют средства на их финансирование и материально-техническое обеспечение;
ж) создают, реорганизуют и ликвидируют подразделения пожарной охраны, содержащиеся за счет средств бюджетов местных органов исполнительной власти и муниципальных органов.
Для координации и усовершенствования работы, связанной с обеспечением пожарной безопасности и контролем за ее проведением, в аппаратах министерств, других республиканских органов исполнительной власти создаются службы пожарной безопасности.
Органы исполнительной власти, которые осуществляют материально-техническое обеспечение производства важнейших видов продукции, должны предусматривать удовлетворение нужд пожарной охраны и объектов народного хозяйства в пожарной технике, оборудовании, средствах противопожарной защиты. Выпуск этой техники, оборудования и средств включается в государственный заказ.
Статья 7. Обязанности предприятий, учреждений и организаций по обеспечению пожарной безопасности
Собственники предприятий, учреждений и организаций либо лица, уполномоченные владеть или распоряжаться ими, (далее – правообладатели) обязаны:
а) разрабатывать комплексные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, внедрять достижение науки и техники, положительный опыт;
б) соответственно нормативным актам по пожарной безопасности разрабатывать и утверждать положения, инструкции, другие нормативные акты, которые действуют в пределах предприятия, учреждения и организации, осуществлять постоянный контроль за их соблюдением;
в) обеспечивать соблюдение противопожарных требований стандартов, норм, правил, а также выполнение требований предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц органов государственного пожарного надзора;
г) обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий;
д) предоставлять в установленном порядке при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях предприятий необходимые силы и средства;
е) оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, установлении причин и условий их возникновения и развития, а также в выявлении лиц, виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожаров;
ж) организовывать обучение работников правилам пожарной безопасности и пропаганду мероприятий по их обеспечению;
з) в случае отсутствия в нормативных актах требований, необходимых для обеспечения пожарной безопасности, принимать соответствующие меры, согласовывая их с органами государственного пожарного надзора;
и) содержать в исправном состоянии средства противопожарной защиты и связи, противопожарное водоснабжение, пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускать их использования не по назначению;
к) создавать в случае необходимости подразделения пожарной охраны и необходимую для их функционирования материально-техническую базу;
л) бесплатно предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о произошедших на территориях предприятий, учреждений и организаций пожарах и их последствиях;
м) осуществлять мероприятия по внедрению автоматических средств обнаружения и тушения пожаров и использования для этой цели производственной автоматики;
н) своевременно информировать пожарную охрану о неисправности пожарной техники, автоматических систем противопожарной защиты, противопожарного водоснабжения, а также о закрытии дорог и проездов на своей территории;
о) проводить служебные расследования случаев пожаров для установления причин и условий, способствовавших возникновению пожаров и их развитию;
п) содействовать деятельности добровольных пожарных формирований.
Выполнение требований пожарной безопасности на объектах государственного (муниципального) арендованного имущества возлагается на арендаторов.
На предприятии, в учреждении и организации с количеством работающих от 500 человек в обязательном порядке вводится должность инженера по пожарной безопасности. По решению руководителя такого предприятия указанная должность может совмещаться с должностью инженера по охране труда.
На предприятии, в учреждении и организации с количеством работающих от 50 человек решением трудового коллектива может создаваться пожарно-техническая комиссия. Деятельность данной комиссии определяется положением, утверждаемым руководителем предприятия. Типовое положение о пожарно-технической комиссии утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Полномочия в области пожарной безопасности ассоциаций, корпораций, концернов, других производственных объединений определяются их уставами или договорами между предприятиями, которые образовали объединение. Для выполнения делегированных объединению функций в его аппарате создается служба пожарной безопасности.
Статья 8. Обязанности граждан по обеспечению пожарной безопасности
Граждане Донецкой Народной Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, которые находятся на территории Донецкой Народной Республики, обязаны:
а) выполнять правила пожарной безопасности, обеспечивать здания, которые им принадлежат на правах частной собственности, первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, воспитывать у детей осторожность в обращении с огнем;
б) сообщать в пожарную охрану о возникновении пожара и принимать меры к его ликвидации, спасению людей и имущества;
в) оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;
г) выполнять предписания, постановления и иные требования должностных лиц государственного пожарного надзора в порядке, предусмотренном законодательством Донецкой Народной Республики;
д) предоставлять в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики, возможность должностным лицам государственного пожарного надзора проводить обследования и проверки принадлежащих им производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений.
Статья 9. Государственный пожарный надзор
Государственный пожарный надзор, за исключением государственного пожарного надзора, осуществляемого в лесах, на подземных объектах, шахтах, карьерах, рудниках, при строительстве тоннелей и гидротехнических сооружений, прокладке и эксплуатации газового хозяйства, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляется уполномоченными должностными лицами республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, в установленном порядке.
Органы государственного пожарного надзора не зависят от любых хозяйственных органов, объединений граждан, политических формирований, государственных органов исполнительной власти, муниципальных органов.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора при проведении проверок на объектах, являющихся собственностью иностранных юридических лиц или организаций с иностранными инвестициями, пользуются правами, установленными настоящей статьей.
Указания и распоряжения вышестоящих должностных лиц органов государственного пожарного надзора обязательны для исполнения нижестоящими должностными лицами органов государственного пожарного надзора.
Контроль по выполнению правил пожарной безопасности во время проектирования, технического переоснащения, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов иностранных фирм и совместных предприятий регулируется действующим законодательством или условиями, предусмотренными договорами сторон, если они не противоречат действующему законодательству.
Органы государственного пожарного надзора в соответствии с возложенными на них задачами:
а) разрабатывают с участием соответствующих министерств и других республиканских органов исполнительной власти и утверждают общегосударственные правила пожарной безопасности, которые являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций и граждан;
б) согласовывают проекты государственных и отраслевых стандартов, норм, правил, технических условий и других нормативно-технических документов, которые касаются обеспечения пожарной безопасности, а также проектные решения, на которые не установлены нормы и правила;
в) устанавливают порядок разработки и утверждения положений, инструкций и других нормативных актов по вопросам пожарной безопасности, которые действуют на предприятии, в учреждении и организации, разрабатывают типовые документы по этим вопросам;
г) осуществляют контроль за соблюдением требований законодательных актов по вопросам пожарной безопасности руководителями республиканских органов исполнительной власти, структурных подразделений, местных органов исполнительной власти, муниципальных органов, руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также гражданами;
д) проводят согласно действующему законодательству проверки заявлений и сообщений о пожарах, а также дознание по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
е) проводят экспертизу проектной документации на техническое переоснащение, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов;
ж) принимают участие в работе комиссий по отводу земельных участков (трасс) под строительство;
з) принимают участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора являются государственными инспекторами по пожарному надзору.
Государственные инспектора по пожарному надзору имеют право:
а) беспрепятственно по предъявлению служебного удостоверения и распоряжения руководителя органа Государственного пожарного надзора проводить в присутствии правообладателя или его представителя пожарно-технические обследования и проверки предприятий, учреждений, организаций, зданий, сооружений, территории, новостроек и других подконтрольных объектов независимо от форм собственности, получать от правообладателя необходимые объяснения, материалы, информацию и документы;
б) направлять (вручать) руководителям республиканских органов исполнительной власти, структурных подразделений, местных органов исполнительной власти, муниципальных органов, руководителям и другим должностным лицам предприятий, учреждений и организаций, а также гражданам обязательные для выполнения распоряжения (предписания) об устранении нарушений и недостатков по вопросам пожарной безопасности;
в) в случае нарушения правил пожарной безопасности, которые создают угрозу возникновения пожара, или препятствуют его тушению и эвакуации людей, а также в случаях выпуска пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты с отклонениями от стандартов или технических условий или в случае их отсутствия прекращать или запрещать работу предприятий, отдельных производств, производственных участков, агрегатов, эксплуатацию зданий, сооружений, отдельных помещений, отопительных приборов, участков электрической сети, проведение пожароопасных работ, выпуск и реализацию пожароопасной продукции, систем и средств противопожарной защиты, действие выданных разрешений на право проведения работ;
г) осуществлять контроль за выполнением противопожарных требований, предусмотренных стандартами, нормами и правилами, во время проектирования (выборочно), строительства, реконструкции, расширения или технического переоснащения, капитального ремонта предприятий, зданий, сооружений и других объектов. В случае выявления нарушений запрещать до их устранения выпуск и применение проектов, останавливать проведение строительно-монтажных работ;
д) привлекать к административной ответственности должностных лиц, других работников предприятий, учреждений, организаций и граждан, виновных в нарушении установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнении предписаний, постановлений органов государственного пожарного надзора, использовании пожарной техники и средств пожаротушения не по назначению, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
е) применять штрафные санкции к предприятиям, учреждениям и организациям за нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение распоряжений (предписаний) должностных лиц органов государственного пожарного надзора.
ж) запрашивать и получать на основании письменных запросов от предприятий, учреждений, организаций и граждан информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;
з) вносить в органы государственной власти и муниципальные органы предложения об осуществлении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
и) производить дознание по делам о пожарах и о нарушении противопожарных правил;
к) вызывать в органы государственного пожарного надзора должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан по находящимся в производстве органов государственного пожарного надзора делам и материалам о пожарах, получать от указанных лиц и граждан необходимые объяснения, справки, документы и их копии;
л) при проведении проверок объектов надзора привлекать средства массовой информации для освещения нарушений правил пожарной безопасности.
Должностные лица органов государственного пожарного надзора несут ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с действующим законодательством.
Орган государственного пожарного надзора может быть привлечен судом к участию в деле по иску о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью людей, растениям, окружающей среде, имуществу физических и юридических лиц, государственному, муниципальному или общественному имуществу вследствие нарушений требований пожарной безопасности.
Главный государственный инспектор Донецкой Народной Республики по пожарному надзору наряду с правами, указанными в настоящей статье, имеет право организовывать разработку нормативных документов по вопросам пожарной безопасности, в том числе регламентирующих порядок разработки, производства и эксплуатации пожарно-технической продукции, рекомендаций, инструктивных и методических документов, регламентирующих вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора.
Статья 10. Изучение правил пожарной безопасности
В общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных учреждениях, высших учебных заведениях, учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров организуется изучение правил пожарной безопасности на производстве и в быту, а также обучение действиям на случай пожара.
В детских дошкольных учреждениях проводится воспитательная работа, направленная на предотвращение пожаров от детских шалостей с огнем и воспитание у детей бережного отношения к национальному богатству.
Местные органы исполнительной власти, муниципальные органы, жилищные учреждения и организации обязаны по месту проживания осуществлять противопожарную пропаганду.
Все работники во время принятия на работу и ежегодно по месту работы проходят инструктаж по вопросам пожарной безопасности в соответствии с Типовым положением, утверждаемым в учебных заведениях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Лица, которые принимаются на работу, связанную с повышенной пожарной опасностью, должны предварительно пройти специальное обучение (пожарно-технический минимум) в учебных заведениях, специализированных научно-исследовательских учреждениях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности. Работники, задействованные на работах с повышенной пожарной опасностью, один раз в год проходят проверку знаний соответствующих нормативных актов по пожарной безопасности, а должностные лица до выполнения своих обязанностей и периодически (один раз в три года) проходят обучение и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности в учебных заведениях, специализированных научно-исследовательских учреждениях республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Перечень должностей и порядок организации обучения определяются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Допуск к работе лиц, которые не прошли обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам пожарной безопасности, запрещается.
Программы обучения по вопросам пожарной безопасности должны согласовываться с органами государственного пожарного надзора.
Статья 11. Противопожарная пропаганда и информационное обеспечение в области пожарной безопасности
Противопожарная пропаганда – целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики форм информирования населения. Противопожарную пропаганду проводят органы государственной власти, муниципальные органы, пожарная охрана и организации.
Информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных (далее – информационных систем), необходимых для выполнения поставленных задач.
Средства массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе публиковать по требованию республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, экстренную информацию, направленную на обеспечение безопасности населения по вопросам пожарной безопасности.
Органы государственной власти и муниципальные органы должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.
Статья 12. Согласование нормативных, нормативно-технических документов и проектной документации
Стандарты, технические условия, другие нормативно-технические документы на пожароопасные технологические процессы и продукцию должны включать требования пожарной безопасности и согласовываться с органами государственного пожарного надзора. Согласованию подлежат также проекты строительства, на которые не установлены нормы и правила, либо с вынужденными отклонениями от действующих нормативных документов в области пожарной безопасности.
Порядок согласования проектных решений, на которые не установлены нормы и правила, либо с вынужденными отклонениями от действующих нормативных документов в области пожарной безопасности определяется в республиканском органе исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, которые содержатся в ведомственных нормативных актах, не должны противоречить государственным стандартам, нормам и правилам.
Статья 13. Соблюдение требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве и реконструкции объектов производственного и иного назначения
Производственные, жилые, другие здания и сооружения, оборудование, транспортные средства, которые вводятся в эксплуатацию после завершения строительства или реконструкции, технического переоснащения, капитального ремонта, технологические процессы и продукция должны отвечать требованиям нормативных актов по пожарной безопасности.
Запрещается строительство, реконструкция, капитальный ремонт, техническое переоснащение объектов производственного и иного назначения, внедрение новых технологий, выпуск пожароопасной продукции без получения положительного заключения по результатам экспертизы проектной и иной документации органами государственного пожарного надзора на соответствие нормам и требованиям пожарной безопасности.
Экспертиза проектной и иной документации проводится органами государственного пожарного надзора в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Введение в эксплуатацию новых и реконструированных производственных, жилых и других объектов, внедрение новых технологий, передача в производство образцов новых пожароопасных машин, механизмов, оборудования и продукции, аренда любых помещений (зданий, территорий) или их частей, осуществляется после уведомления органов государственного пожарного надзора о начале хозяйственной деятельности.
Эти органы также принимают участие в принятии объектов в эксплуатацию.
Новообразованные предприятия начинают свою деятельность после уведомления органов государственного пожарного надзора.
Порядок уведомления о начале хозяйственной деятельности определяется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Проектные организации обязаны осуществлять авторский надзор за соблюдением проектных решений по пожарной безопасности при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и техническом переоснащении запроектированных ими объектов, а также, в случае выпуска проектной документации с вынужденными отступлениями от норм и требований пожарной безопасности, согласовывать обоснованные отклонения с органами государственного пожарного надзора.
Приобретенные за рубежом машины, механизмы, оборудование, транспортные средства, технологическое оборудование вводятся в эксплуатацию только при условии их соответствия требованиям нормативных актов по пожарной безопасности, которые действуют в Донецкой Народной Республике.
Запрещается применение в строительстве и производстве материалов и веществ, на которые нет данных относительно пожарной безопасности.
Проектирование, реконструкция, техническое переоснащение и строительство объектов, которые осуществляются иностранными фирмами, должны отвечать действующим в Донецкой Народной Республике нормативным актам.
Статья 14. Лицензирование деятельности относительно предоставления услуг и выполнения работ противопожарного назначения, сертификация и контроль продукции на соответствие требованиям пожарной безопасности
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров.
Хозяйственная деятельность, связанная с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения, проводится на основании лицензий, которые выдаются в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Деятельность, связанная с предоставлением услуг и выполнением работ противопожарного назначения, включает:
а) проектирование, монтаж, техническое обслуживание систем противопожарной защиты, а также прием и передачу сигнала при срабатывании систем противопожарной защиты (пожарное наблюдение), оценку противопожарного состояния объектов, огнезащитную обработку;
б) проведение испытаний на пожарную опасность веществ, материалов, строительных конструкций, изделий и оборудования, а также пожарной техники, пожарно-технического вооружения, продукции противопожарного назначения на соответствие установленным требованиям.
Субъект хозяйствования может получить лицензию на все виды работ и услуг по утвержденному законодательством перечню или на его часть в зависимости от возможности соблюдения лицензионных условий.
Все виды пожарной техники и противопожарного оборудования, которые применяются для предотвращения пожаров и для их тушения, должны иметь сертификат соответствия по пожарной безопасности.
Статья 15. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности
За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, создание препятствий для деятельности должностных лиц органов государственного пожарного надзора, невыполнение их предписаний (распоряжений) и постановлений виновные в этом должностные лица, другие работники предприятий, учреждений, организаций и граждане привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
За нарушение установленных законодательством требований пожарной безопасности, невыполнение предписаний, постановлений должностных лиц органов государственного пожарного надзора предприятия, учреждения и организации могут привлекать в судебном порядке к уплате штрафа.
Максимальный размер штрафа в случаях, предусмотренных частью второй этой статьи, не может превышать двух процентов месячного фонда заработной платы предприятия, учреждения и организации.
Размеры и порядок наложения штрафов определяются действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Средства, полученные от применения штрафных санкций за нарушение требований пожарной безопасности, направляются в государственный бюджет.
Решение о наложении штрафа обжалуется в порядке, установленном законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 16. Учет пожаров
В Донецкой Народной Республике действует единая государственная система статистического учета пожаров и их последствий.
Официальный статистический учет и государственную статистическую отчетность по пожарам и их последствиям ведет республиканский орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Порядок учета пожаров и их последствий устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
(Часть 3 статьи 16 изложена в новой редакции согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Министерства, другие республиканские органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности обязаны вести учет пожаров, которые возникают на объектах, которые принадлежат или подконтрольны им, анализировать причины их возникновения и принимать меры к их устранению.
Статья 17. Организация научных исследований по проблемам пожарной безопасности
Фундаментальные и прикладные научные исследования по проблемам пожарной безопасности проводятся научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими учреждениями и учебными заведениями Донецкой Народной Республики.
Статья 18. Цели и задачи пожарной охраны
Пожарная охрана создается с целью защиты жизни и здоровья граждан, государственной, муниципальной, частной и коллективной собственности от пожаров, поддержания надлежащего уровня пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах.
Основными задачами пожарной охраны являются:
а) осуществление контроля за соблюдением противопожарных требований;
б) предотвращение пожаров и несчастных случаев на них;
в) тушение пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, спасение людей и участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается, а также запрещается использование пожарной охраны для выполнения задач, не предусмотренных этим Законом.
Статья 19. Виды пожарной охраны
Пожарная охрана делится на государственную, ведомственную, местную и добровольную.
Статья 20. Государственная пожарная охрана
Государственная пожарная охрана является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.
Государственная пожарная охрана формируется на базе существующих пожарно-спасательных подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, основными задачами которых является предупреждение и тушение пожаров.
(Часть 2 статьи 20 изложена в новой редакции согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Государственная пожарная охрана создается в городах, других населенных пунктах, на промышленных и других объектах независимо от форм собственности в порядке, который определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Государственная пожарная охрана состоит из подразделений республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, основными задачами которых является предупреждение и тушение пожаров.
(Часть 4 статьи 20 изложена в новой редакции согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
(Часть 5 статьи 20 исключена Законом от 30.04.2016 № 127-IНС)
Статья 21. Личный состав государственной пожарной охраны
Личный состав государственной пожарной охраны включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
а) лиц рядового и начальствующего состава (далее – сотрудники);
б) лиц, не имеющих специальных званий (далее – работники).
Сотрудникам выдается форменная одежда по образцам, которые устанавливаются и утверждаются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности. На них распространяются и соответствующие знаки отличия. Личный состав оперативных подразделений для работы на пожарах обеспечивается специальной одеждой, снаряжением и средствами индивидуальной защиты. Сотрудникам присваиваются соответственно действующему законодательству специальные звания.
Использование специальных званий, отличий и форменной одежды личного состава государственной пожарной охраны лицом, которое не является ее сотрудником, влечет за собой ответственность соответственно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
Статья 22. Права и обязанности личного состава государственной пожарной охраны
Лица начальствующего состава государственной пожарной охраны являются представителями государственного органа исполнительной власти, их законные требования являются обязательными для выполнения всеми должностными лицами и гражданами.
Сотрудники и работники государственной пожарной охраны во время выполнения возложенных на них обязанностей руководствуются настоящим Законом, другими действующими законодательными актами и подчиняются только своим непосредственным и прямым начальникам. Никто другой, за исключением уполномоченных должностных лиц, не имеет права вмешиваться в законную деятельность личного состава государственной пожарной охраны.
Должностные лица государственной пожарной охраны обязаны:
а) использовать в пределах своей компетенции предоставленные им полномочия по предотвращению и недопущению правонарушений в области пожарной безопасности, а также силы и средства при тушении пожаров, проведению аварийно-спасательных работ и спасению людей;
б) принимать участие в осуществлении технической политики относительно усовершенствования и внедрения техники, систем и средств противопожарной защиты, форм и методов профилактики пожаров;
в) оказывать содействие развитию самосознания и инициативы граждан в вопросах борьбы с пожарами, выполнения законодательства в области пожарной безопасности;
г) сохранять в установленном законодательством Донецкой Народной Республики порядке информацию, которая становится известной им в связи с выполнением служебных обязанностей и является государственной и (или) коммерческой тайной согласно действующего законодательства Донецкой Народной Республики.
Лица рядового и начальствующего состава государственной пожарной охраны при выявлении пожара во внеслужебное время обязаны сообщить о нем в пожарную охрану и к ее прибытию взять на себя руководство тушением пожара и спасением людей, организовать оказание первой медпомощи пострадавшим.
Личному составу государственной пожарной охраны на время выполнения служебных обязанностей, связанных с предотвращением пожаров, подразделением государственной пожарной охраны предоставляются проездные билеты на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси) в порядке, установленном Советом Министров Донецкой Народной Республики.
За ненадлежащее выполнение служебных обязанностей личный состав государственной пожарной охраны несет ответственность в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 23. Принятие на службу в государственную пожарную охрану
На службу в государственную пожарную охрану принимаются граждане, которые достигли восемнадцатилетнего возраста, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав государственной пожарной охраны.
Работники государственной пожарной охраны в целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны.
Сотрудники и работники имеют право быть членами общественных организаций и движений, в том числе преследующих политические цели, принимать активное участие в их деятельности, кроме организации и участия в забастовках.
(Часть 3 статьи 23 изложена в новой редакции согласно Закону от 11.09.2015 № 91-ІНС)
Личному составу государственной пожарной охраны в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца в порядке, определяемом республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере пожарной безопасности.
Работникам государственной пожарной охраны, назначенным на должности, замещаемые сотрудниками государственной пожарной охраны, в непрерывный стаж службы, учитываемый при исчислении выслуги лет для выплаты процентной надбавки, получения иных льгот и назначения пенсий, засчитывается непосредственно предшествующий назначению на эти должности период работы в системе государственной пожарной охраны республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности. Указанное правило распространяется на сотрудников государственной пожарной охраны, работавших на должностях, замещаемых работниками государственной пожарной охраны республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности (пожарной охраны Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики), в том числе и до вступления в силу настоящего Закона.
Сотрудники государственной пожарной охраны принимают присягу, текст которой утверждается Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе».
(Часть 6 статьи 23 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
На указанную службу не могут быть приняты лица, которые раньше были осуждены за совершения преступлений.
Статья 24. Прохождение службы в государственной пожарной охране
Порядок и условия прохождения службы в государственной пожарной охране регламентируются положением о порядке прохождения службы, утверждаемым Советом Министров Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 24 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
На работников государственной пожарной охраны распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Донецкой Народной Республики о труде.
Лица, принятые на службу в государственную пожарную охрану, слушатели и курсанты высших учебных заведений, которые занимаются подготовкой специалистов по направлению гражданской защиты, и находятся на воинском учете, снимаются с него на время службы (учебы) и зачисляются в кадры республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, на весь период службы.
Обучение курсантов в высших учебных заведениях, которые занимаются подготовкой специалистов по направлению гражданской защиты, приравнивается к прохождению срочной военной службы.
Статья 25. Оплата труда личного состава государственной пожарной охраны
Условия оплаты труда личного состава государственной пожарной охраны отвечают условиям оплаты труда лиц рядового и начальствующего состава республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, установленным Советом Министров Донецкой Народной Республики, и должны обеспечивать достаточные материальные условия для комплектования качественного личного состава государственной пожарной охраны, дифференцированно учитывать характер и условия работы, стимулировать достижение высоких результатов в служебной деятельности и компенсировать их физические и интеллектуальные затраты.
Статья 26. Социальная защита личного состава государственной пожарной охраны и членов их семей
Социальное обеспечение личного состава государственной пожарной охраны и членов их семей осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе».
(Часть 1 статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Дети погибших (умерших) во время выполнения служебных обязанностей сотрудников и работников имеют право поступления в учебные заведения, которые занимаются подготовкой специалистов по направлению гражданской защиты, вне конкурса, а также в другие учебные заведения на основаниях и в порядке, предусмотренном Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе».
(Часть 2 статьи 26 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Статус ветерана гражданской защиты и члена его семьи устанавливается действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Пенсионное обеспечение сотрудников осуществляется в порядке и размерах, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
Работники государственной пожарной охраны, которые исполняют обязанности относительно охраны объектов предприятий, учреждений, организаций, имеют право на получение трудовых и социально-бытовых льгот, предусмотренных для работников этих объектов.
Для сотрудников и работников государственной пожарной охраны устанавливается 40-часовая рабочая неделя. В случае необходимости личный состав несет службу во внеурочное время, а также в выходные и праздничные дни.
Для личного состава, несущего службу круглосуточно, режим работы устанавливается отдельным графиком.
Компенсация за работу во внеурочное и ночное время, в выходные и праздничные дни производится согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
Местные органы исполнительной власти, муниципальные органы могут устанавливать и другие, не предусмотренные настоящим Законом гарантии социальной защиты работников государственной пожарной охраны.
Социальная защита работников, которые заключили трудовой договор с государственной пожарной охраной, предусматривается действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 27. Государственное страхование и возмещения вреда в случае гибели или увечья личного состава государственной пожарной охраны
Сотрудники государственной пожарной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или ранения (контузии, травмы или увечья), заболевания, которые были получены в период прохождения службы, в порядке, предусмотренном Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе».
(Часть 1 статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Если сотрудник, работник или члены его семьи одновременно имеют право на получение пособия на основаниях, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе», и пособия или компенсационной выплаты, установленной другими законами, выплата соответствующих денежных сумм осуществляется по одному из оснований по выбору лица, которое имеет право на получение таких выплат.
(Часть 2 статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Порядок и условия обязательного государственного личного страхования сотрудников и работников государственной пожарной охраны устанавливаются Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе», а также нормативными правовыми актами Совета Министров Донецкой Народной Республики.
(Часть 3 статьи 27 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Работники государственной пожарной охраны подлежат обязательному государственному личному страхованию на случай гибели (смерти) или ранения (контузии, травмы или увечья), заболевания, которые были получены в период прохождения службы, на сумму десятилетнего денежного содержания по последней должности, на которой они находились.
В случае гибели работников при исполнении служебных обязанностей, членам их семей, за отсутствием семьи – родителям и иждивенцам таких лиц предоставляется одноразовая денежная помощь в размерах десятилетнего должностного оклада погибших (умерших) по последней должности, которую они занимали. Выплата осуществляется за счет средств государственного бюджета Донецкой Народной Республики.
В случае наступления инвалидности при исполнении служебных обязанностей работникам и лицам, уволенным с работы выплачивается одноразовая денежная помощь в размере: инвалидам I группы – пятилетнего денежного содержания (оклад по должности и процентная надбавка за выслугу лет), инвалидам II группы – четырехлетнего денежного содержания (оклад по должности и процентная надбавка за выслугу лет), инвалидам III группы – трехлетнего денежного содержания (оклад по должности и процентная надбавка за выслугу лет.
За семьей погибшего застрахованного работника государственной пожарной охраны сохраняется право на получение жилья. Семье погибшего вне очереди предоставляется в частную собственность жилая площадь на протяжении шести месяцев со дня гибели работника государственной пожарной охраны.
Статья 28. Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной пожарной охраны
Финансовое и материально-техническое обеспечение государственной пожарной охраны, строительство ее объектов и сооружений осуществляется за счет государственного бюджета и местных бюджетов, средств, которые поступают на основании договоров от промышленных и других объектов, предоставленных платных услуг, а также за счет пожертвований юридических и физических лиц и граждан.
Обеспечение государственной пожарной охраны специальной техникой, оборудованием, спецодеждой, средствами связи, индивидуальной защиты осуществляется в порядке, который устанавливается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Статья 29. Ведомственная пожарная охрана
На объектах министерств, других республиканских органов исполнительной власти, предприятиях и организациях, перечень которых определяется Советом Министров Донецкой Народной Республики, создаются подразделения ведомственной пожарной (пожарно-сторожевой) охраны, которые осуществляют свою деятельность согласно Положению, утвержденному Советом Министров Донецкой Народной Республики и согласованному с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Подразделения ведомственной пожарной охраны, которые имеют выездную пожарную и специальную технику, привлекаются к тушению пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в порядке, который устанавливается государственной пожарной охраной.
Эти подразделения в вопросах подготовки личного состава, обеспечения готовности сил и средств, организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ руководствуются нормативными актами, которые действуют в государственной пожарной охране.
Финансирование и материально-техническое обеспечение ведомственной пожарной охраны осуществляется за счет средств выделенных министерствами, другими республиканскими органами исполнительной власти, предприятиями и организациями которые их создали.
Статья 30. Местная пожарная охрана
В поселках и селах подразделения местной пожарной охраны создаются муниципальными органами согласно Положению, утвержденному Советом Министров Донецкой Народной Республики и согласованному с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности. Дополнительно подразделения местной пожарной охраны могут создаваться также в городах и для охраны объектов.
Финансирование и материально-техническое обеспечение местных пожарных команд осуществляется за счет средств местного бюджета, средств, которые отчисляются предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории района, в размере 0,1 процента от основных и оборотных средств и трех процентов средств, которые выделяются на новое строительство, отчислений от платежей из имущественных видов страхования на финансирование предупредительных мер, а также за счет пожертвований юридических и физических лиц.
Финансирование и материально-техническое обеспечение подразделений местной пожарной охраны осуществляются за счет средств местных бюджетов и других источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
Подразделения местной пожарной охраны привлекаются к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ в порядке, который устанавливается местными органами исполнительной власти и муниципальными органами по согласованию с государственной пожарной охраной.
Эти подразделения в вопросах подготовки личного состава, обеспечении готовности сил и средств, организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, руководствуются нормативными актами, которые действуют в государственной пожарной охране.
В случае если в населенном пункте, расположенном на соответствующей территории и соединенном с другими населенными пунктами подъездными путями общего пользования, образовано подразделение местной пожарной охраны, которое способно выполнять задачи по назначению на территории населенных пунктов, где нет таких подразделений, в соответствующих местных бюджетах могут предусматриваться расходы на материально-техническое обеспечение таких подразделений.
Порядок обеспечения местной пожарной охраны, права и обязанности работников ее подразделений определяются Положением о местной пожарной охране, которое утверждается органом, ее образовавшим, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Статья 31. Добровольная пожарная охрана
На предприятиях, в учреждениях и организациях с целью проведения мероприятий по предотвращению пожаров и организации их тушения могут создаваться из числа рабочих, служащих, инженерно-технических работников и других граждан добровольные пожарные дружины (команды), Положение о которых утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.
В школах, детских лагерях создаются дружины юных пожарных, которые действуют на основании Положения, утверждаемого Министерством образования Донецкой Народной Республики по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
На объектах, в населенных пунктах для осуществления мероприятий по предотвращению возникновения пожаров и организации их тушения муниципальные органы по решению территориальных общин, а также руководители субъектов хозяйствования могут образовывать подразделения добровольной пожарной охраны.
Подразделения добровольной пожарной охраны субъектов хозяйствования образуются из числа их работников, а населенных пунктов – из числа граждан, которые постоянно проживают в отмеченном населенном пункте.
Порядок обеспечения добровольной пожарной охраны, права и обязанности лиц, которые являются членами добровольной пожарной охраны, определяются Положением о добровольной пожарной охране, которое утверждается руководителем субъекта хозяйствования или муниципальным органом, ее образовавшим, по согласованию с республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
С целью обеспечения подразделений добровольной пожарной охраны Совет Министров Донецкой Народной Республики, государственные органы исполнительной власти, муниципальные органы и субъекты хозяйствования могут предоставлять этим подразделениям в пользование дома, сооружения, специальные служебные помещения, средства связи, пожарную технику и другое необходимое имущество, которое находится в коммунальной собственности, собственности граждан – жителей этих населенных пунктов (по их согласию) и субъектов ведения хозяйства.
Финансирование и материально-техническое обеспечение добровольной пожарной охраны может осуществляться также за счет членских взносов, дотаций, дохода от собственной хозяйственной деятельности, поступлений от страховых компаний, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц, других источников, не запрещенных законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 32. Тушение пожаров
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные на спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров.
Проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия опасных факторов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ пожарной охраной осуществляется бесплатно.
Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ утверждается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере пожарной безопасности.
В подразделениях государственной пожарной охраны организуется круглосуточное несение службы, порядок которого устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности. Для вызова государственной пожарной охраны в автоматической телефонной сети устанавливается единый номер – 101. Подразделения государственной пожарной охраны выезжают для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на все объекты независимо от форм собственности.
Организация тушения пожаров на территориях государственного лесного фонда осуществляется в порядке, который устанавливается республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Во время тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ личный состав пожарной охраны имеет право на беспрепятственный доступ во все жилые, производственные и другие помещения, а также проведение любых мероприятий, направленных на спасание людей, предотвращение распространения огня и ликвидацию пожара, ограничение движения транспорта и людей на месте проведения пожарно-спасательных работ и прилегающих к ним территориях, осуществление фото и видеосъемки на месте тушения пожара.
Непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара – прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны (если не установлено иное), которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами.
Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.
Все подразделения и службы пожарной охраны, которые привлекаются к тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, подчиняются руководителю тушения пожара. Никто, кроме уполномоченных на то должностных лиц пожарной охраны, не имеет права вмешиваться в его действия или отменять его распоряжения при тушении пожара.
Руководитель тушения пожара устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара, порядок и особенности указанных действий, а также принимает решения о спасении людей и имущества.
Указания руководителя тушения пожара обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара.
При тушении особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях с участием других видов пожарной охраны функции по координации деятельности других видов пожарной охраны возлагаются на государственную пожарную охрану.
Для участия в тушении пожара местные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации по требованию руководителя тушения пожара могут предоставлять в его распоряжение огнетушащие вещества, технику, горюче-смазочные материалы, людские ресурсы, оборудования, средства связи и т.п., в случае надобности – представителя администрации или должностное лицо при необходимости консультаций и согласования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ, а во время пожара, который длится свыше трех часов, – питание, помещение для отдыха и реабилитации личного состава и лиц, привлеченных к тушению пожара.
Материальный ущерб, связанный с повреждением имущества во время тушения пожара, пожарная охрана не возмещает.
При тушении пожара личный состав пожарной охраны обязан принимать меры по сохранению вещественных доказательств и имущества.
Статья 33. Оплата труда личного состава ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны
Размеры заработной платы и денежного содержания работников ведомственной и местной пожарной охраны устанавливаются министерствами, другими органами исполнительной власти и муниципальными органами и должны компенсировать их физические и интеллектуальные затраты, а также обеспечивать необходимую готовность этих подразделений к тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.
Оплата труда членов добровольной пожарной охраны за время их участия в ликвидации пожара или следствий аварии, проведение пожарно-профилактических мероприятий, а также учебной подготовки и дежурств производится из расчета среднемесячного заработка по месту работы.
Членам добровольной пожарной охраны может предоставляться дополнительный отпуск с сохранением заработной платы до 10 рабочих дней в год, а также денежные премии и ценные подарки.
Статья 34. Обязательное личное страхование личного состава ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны
Личный состав ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти) или ранение (контузии, травмы или увечья), заболевания, полученных во время ликвидации пожара или последствий аварии, в размере десятилетней заработной платы по должности, которую они занимали (занимают).
Страхование личного состава ведомственной и добровольной пожарной охраны осуществляется за счет предприятий, учреждений и организаций, где они созданы, а работников местной пожарной охраны – за счет юридических лиц, которые создали подразделения этой охраны, или за счет местного бюджета. Порядок и условия страхования устанавливаются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
За семьей погибшего (умершего) сохраняется право на льготы, которыми он пользовался по месту работы.
Статья 35. Организация охраны труда
При приеме на работу работодатель должен информировать сотрудника и работника под роспись об условиях труда и наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, которые еще не устранены, о возможных последствиях и влияниях их на здоровье и о правах сотрудников или работников на льготы и компенсацию за работу в таких условиях согласно законодательства.
Работодатель обязан создать на рабочем месте, в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативными правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства Донецкой Народной Республики относительно прав сотрудников и работников в области охраны труда.
Обучение и инструктаж сотрудников и работников по правилам техники безопасности при выполнении поставленных задач проводится согласно действующего законодательства Донецкой Народной Республики.
Статья 36. Медицинское обеспечение сотрудников, членов их семей и работников государственной пожарной охраны
Медицинское обеспечение сотрудников, членов их семей и работников государственной пожарной охраны организуется и осуществляется лечебными учреждениями Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики.
(Часть 1 статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Сотрудники государственной пожарной охраны ежегодно проходят медицинский осмотр с последующим проведением лечебно-профилактических мероприятий в случае необходимости.
Медицинская помощь сотрудникам государственной пожарной охраны предоставляется в лечебных учреждениях Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики, Министерства внутренних дел, Министерства обороны Донецкой Народной Республики за счет средств Государственного бюджета Донецкой Народной Республики, предусмотренных на содержание республиканского органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
(Часть 3 статьи 36 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Медицинское обеспечение работников профессиональных аварийно-спасательных служб осуществляется учреждениями здравоохранения, входящими в их состав, а также на основе договоров на медицинское обслуживание в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств, предусмотренных на содержание этих служб.
Работники профессиональных аварийно-спасательных служб должны проходить периодический медицинский осмотр, а также медицинское освидетельствование после проведения аварийно-спасательных работ. Периодичность медицинских осмотров и порядок их проведения устанавливаются Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики.
По просьбе сотрудника или работника государственной пожарной охраны проводится внеочередной медицинский осмотр, если такое лицо считает, что ухудшение состояния его здоровья связано с выполнением им профессиональных обязанностей или препятствует дальнейшему прохождению службы.
Внеочередной медицинский осмотр сотрудника или работника государственной пожарной охраны может проводиться по инициативе работодателя, если состояние здоровья такого лица препятствует дальнейшему прохождению службы или выполнению им служебных обязанностей.
Порядок организации медицинского обеспечения, временного освобождения от выполнения служебных обязанностей сотрудника или работника государственной пожарной охраны в случае заболеваний, травм или ранений определяются республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности, по согласованию с Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики.
Статья 37. Санаторно-курортное обеспечение сотрудников, членов их семей и работников государственной пожарной охраны
Сотрудники и работники государственной пожарной охраны и члены их семей обеспечиваются санаторно-курортным лечением в порядке, установленном Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе».
(Статья 37 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Статья 38. Медико-психологическая реабилитация личного состава государственной пожарной охраны
Сотрудники, работники государственной пожарной охраны после выполнения ими задач, неблагоприятно отражающихся на состоянии здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации подлежат медико-психологической реабилитации в порядке, предусмотренном Законом Донецкой Народной Республики от 18 марта 2016 года «О государственной оперативно-спасательной службе».
(Статья 38 с изменениями, внесенными согласно Закону от 30.04.2016 № 127-IНС)
Статья 39. Контроль за деятельностью ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны
Контроль за деятельностью ведомственной, местной и добровольной пожарной охраны осуществляют республиканские органы исполнительной власти, органы государственной пожарной охраны, муниципальные органы и руководители предприятий, учреждений, организаций.
Статья 40. Противопожарные объединения граждан
С целью объединения усилий трудовых коллективов, ученых, специалистов пожарной охраны и отдельных граждан в области обеспечения пожарной безопасности могут создаваться ассоциации, общества, фонды и другие добровольные противопожарные объединения граждан, которые осуществляют свою деятельность согласно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
Статья 41. Участие страховых организаций в обеспечении пожарной безопасности
Организации, которые осуществляют страхование на случай пожаров, обязаны производить отчисления из платежей по имущественным видам страхования органам управления пожарной охраной на предупредительные противопожарные мероприятия, предусматривать предоставление страхователям льгот в виде скидок страховых платежей при выполнении ими противопожарных требований, а также предусмотреть в положениях договоров страхования уменьшение суммы страхового возмещения или отказ от его выплаты, если на возникновение пожара и его последствия повлияло невыполнение требований пожарной безопасности.
Скидки страховых платежей должны также предполагаться для предприятий, учреждений и организаций, которые имеют пожарные команды (дружины) с выездной пожарной техникой.
Размер и порядок отчислений от страховых платежей на предупредительные противопожарные мероприятия определяются Советом Министров Донецкой Народной Республики.
Статья 42. Особый противопожарный режим
В случае повышения пожарной опасности решением республиканских органов исполнительной власти, органов государственной власти или муниципальных органов на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики и правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и другие меры).
Статья 43. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства о пожарной безопасности
Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить убытки, причиненные нарушением ими противопожарных требований, соответственно действующему законодательству Донецкой Народной Республики.
Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, учреждения и организации понесли расходы, связанные с возмещением причиненного ущерба, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 44. Порядок разрешения споров
Споры по вопросам пожарной безопасности решаются органами исполнительной власти, муниципальными органами и органами государственной пожарной охраны согласно их компетенции и в судебном порядке.
Споры по вопросам применения противопожарных требований стандартов, норм и правил разрешаются органами, которые утвердили эти стандарты, нормы и правила, совместно с органами государственной пожарной охраны.
Вопросы, связанные с возведением, перенесением, перепланированием зданий, построенных с нарушением требований пожарной безопасности, решаются местными органами исполнительной власти, муниципальными органами, судом.
Статья 45. Общественный контроль за соблюдением законодательства по вопросам пожарной безопасности
Общественный контроль за соблюдением требований актов законодательства по вопросам пожарной безопасности осуществляется добровольными пожарными дружинами (командами) и противопожарными объединениями граждан в пределах их компетенции.
Статья 46. Надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны
Надзор за соблюдением законности в деятельности пожарной охраны осуществляют Генеральный прокурор Донецкой Народной Республики и подчиненные ему прокуроры в порядке, предусмотренном действующим законодательством Донецкой Народной Республики.
Статья 47. Представительство
Представительство в международных организациях, комитетах, ассоциациях по вопросам пожарной безопасности осуществляется республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Статья 48. Международные договоры
Если международным договором Донецкой Народной Республики установлены другие нормы и правила, чем те, что предусмотрены настоящим Законом, то применяются нормы и правила, указанные в международном договоре.
Статья 49. Порядок вступления в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Для данного документа приложений нет.
Изменяется на основании: Закон №127-IHC от 30.04.2016, Закон №91-IHC от 11.09.2015
Отменяется на основании: Закон №151-IHC от 30.09.2016