watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство здравоохранения Донецкой Народной Республики

Дата документа: 31.12.2015

Номер документа: 012.1/717

Дата государственной регистрации: 03.02.2016

Регистрационный номер: 975

Заголовок документа: Об утверждении Порядка проведения диспансеризации

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 020.040.030 - Режим чрезвычайного положения, 140.010.110 - Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 13.02.2016
    Официальный сайт Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики http://mzdnr.ru/, 13.02.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство здравоохранения
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

31.12.2015
№012.1/717
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 975
от   «03» февраля 2016  г.
Об утверждении Порядка проведения диспансеризации

С целью реализации единых подходов к диспансеризации в системе стандартизации медицинской помощи, руководствуясь пунктами 8, 9 статьи 2, пунктом 12 статьи 6, пунктом 3 части 2 статьи 15, части 1, 3 статьи 24, пунктом 4 статьи 32, статьи 31, пунктом 4 части 2 статьи 99 Закона Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» от 18.05.2015 г. № 42-IНС, в соответствии с подпунктами 7.12, 7.14 пункта 7, пунктами 1, 11, 13 Положения о Министерстве здравоохранения Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 г. № 1-33,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок проведения диспансеризации (далее – Порядок), прилагается.

2. Руководителям учреждений здравоохранения Донецкой Народной Республики обеспечить контроль  за надлежащим использованием Порядка в практической деятельности.

3. Главному специалисту юридического сектора Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики (Лопушанскому М.В.) обеспечить представление данного приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для государственной регистрации.

4. Контроль исполнения приказа возложить на Директора Департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики Китик Л.И.

5. Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Министр
В.В. Кучковой
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 975
от   «03» февраля 2016  г.

Порядок проведения диспансеризации

1. Настоящий Порядок проведения диспансеризации (далее – Порядок) разработан в соответствии с Законом Донецкой Народной Республики «О здравоохранении» и регулирует организацию и проведение учреждениями здравоохранения (далее – УЗ) диспансеризации населения.

Настоящий Порядок не применяется в случаях, если отдельными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики установлен иной порядок проведения диспансеризации при отдельных заболеваниях (состояниях).

2. Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, в том числе медицинский осмотр врачами нескольких специальностей и применение необходимых методов обследования, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики.

3. Основной целью диспансеризации является:

3.1. осуществление комплекса мероприятий, направленных на формирование, сохранение и укрепление здоровья населения;

3.2. предупреждение развития заболеваний и их осложнений;

3.3. снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности населения;

3.4. продление активного долголетия.

4. Настоящим Порядком регулируется проведение диспансеризации населения, которое включает:

4.1. медицинский осмотр населения с проведением определенного объема обследований;

4.2. дополнительное обследование граждан, которые нуждаются в этом;

4.3. выявление граждан с факторами риска, которые приводят к возникновению и развитию заболеваний;

4.4. своевременное выявление заболеваний;

4.5.разработка и проведение комплекса необходимых медицинских мероприятий, динамического наблюдения за состоянием здоровья населения.

Медицинский осмотр проводится только после получения информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на проведение медицинского вмешательства, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной республики от 20.08.2015 № 012.1/286, зарегистрированном в Министерстве юстиции Донецкой Народной республики 09.09.2015 за регистрационным № 463.

5. Диспансеризация проводится учреждениями здравоохранения первичного и вторичного уровней оказания медицинской помощи государственной и муниципальной (коммунальной) форм собственности. В отдельных случаях (при редких заболеваниях (состояниях) с тяжелым, прогрессирующим течением) диспансеризация может осуществляться врачами-специалистами консультативных поликлиник УЗ третичного уровня оказания медицинской помощи.

6. Планирование диспансеризации населения осуществляется по следующей схеме:

6.1. Врачи Центров первичной медико-санитарной помощи (далее – ЦПМСП) (врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач общей практики — семейный врач, врач-терапевт цехового врачебного участка) осуществляют:

6.1.1. Ежегодный персонифицированный учет закрепленного населения с учетом места его медицинского наблюдения (ЦПМСП,  ведомственное учреждение, УЗ по месту работы и другое).

6.1.2. Распределение контингентов по группам:

6.1.2.1. дети всего, в т.ч.:

6.1.2.1.1. дети первого и второго года жизни;

6.1.2.1.2. дети дошкольного возраста от 3 до 6-7 лет (в организованных коллективах) и дети, которые не посещают дошкольные учреждения;

6.1.2.1.3. школьники в возрасте до 15лет;

6.1.2.1.4. подростки 15-17 лет;

6.1.2.2. взрослые, в том числе:

6.1.2.2.1. ветераны ВОВ и приравненные к ним категории;

6.1.2.2.2. граждане, которые пострадали вследствие аварии на Чернобыльской АЭС;

6.1.2.2.3. трудящиеся, занятые на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда;

6.1.2.2.4. работники отдельных профессий, предприятий и организаций, деятельность которых связана с обслуживанием населения и может привести к распространению инфекционных заболеваний;

6.1.2.2.5. медицинские работники;

6.1.2.2.6. студенты высших учебных заведений;

6.1.2.2.7. неорганизованное население;

6.1.2.2.8. женщины;

6.1.2.2.9. другие категории, которые не вошли в этот перечень.

С учетом запланированных контингентов населения, которые подлежат диспансеризации в текущем году, составляются графики осмотров.

6.1.3. Подсчет количества населения, которое подлежит профилактическим осмотрам в целом и по отдельным категориям непосредственно в ЦПМСП, других УЗ, и передают эти сведения в информационно-аналитические кабинеты ЦПМСП.

6.2. Работники информационно-аналитических кабинетов ЦПМСП осуществляют:

6.2.1. Подсчет и обобщение данных о количестве населения, которое подлежит профилактическим осмотрам в целом и по отдельным категориям непосредственно в ЦПМСП, других УЗ, и согласовывают эти данные со статистическими службами УЗ вторичного уровня оказания медицинской помощи;

6.2.2. Передачу согласованной и обобщенной информации о количестве населения, которое подлежит профилактическим осмотрам, в УЗ, которые определены приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики ответственными по административной территории (далее – УЗ, ответственные по территории).

6.3. УЗ вторичного уровня оказания медицинской помощи определяют количество населения, которое подлежит профилактическим осмотрам в целом и по отдельным категориям, и передают эти данные в УЗ, ответственные по территории.

6.4. УЗ, ответственные по территории, ежегодно обеспечивают подсчет и обобщение данных о количестве населения, подлежащего профилактическим осмотрам в целом по территории, отдельным категориям, в ЦПМСП и УЗ вторичного уровня оказания медицинской помощи, и предоставляют эту информацию в Республиканский Центр организации здравоохранения, медицинской статистики и информационных технологий.

7. Проведение диспансеризации детей в возрасте до 18лет.

7.1. Врач-педиатр участковый или врач общей практики — семейный врач проводит осмотр детей.

7.2. Врач-стоматолог проводит осмотр зубов и ротовой полости, осуществляет санацию в необходимых случаях.

7.3. Младший специалист с медицинским образованием проводит:

7.3.1. скрининг – тесты;

7.3.2. антропометрические измерения;

7.3.3. предварительную оценку физического и нервно- психического развития ребенка;

7.3.4. измерение остроты слуха;

7.3.5. измерение остроты зрения;

7.3.6. туберкулиновые пробы.

8. Проведение диспансеризации взрослого населения.

8.1. Участковые врачи-терапевты или врачи общей практики — семейные врачи осуществляют медицинский осмотр взрослых, определяют необходимые дополнительные объемы обследований и консультации врачей других специальностей, затем – группу диспансерного наблюдения.

8.2. При медицинских осмотрах взрослых проводятся:

8.2.1. сбор анамнестических данных;

8.2.2. антропометрические измерения;

8.2.3. измерение артериального давления;

8.2.4. пальпация молочных желез, гинекологический осмотр женщин с цитологическим исследованием (при отсутствии патологии цитологическое исследование проводится один раз в три года);

8.2.5. измерение остроты слуха;

8.2.6. измерение остроты зрения;

8.2.7. анализ крови (измерение скорости оседания эритроцитов, гемоглобина, лейкоцитов, глюкозы, холестерина);

8.2.8. анализ мочи на белок;

8.2.9. электрокардиография (ежегодно);

8.2.10. измерение внутриглазного давления (с 40 лет – один раз в два года);

8.2.11. ультразвуковое исследование предстательной железы у мужчин (с 40 лет – один раз в два года);

8.2.12. маммография (женщинам с 40 лет – 1 раз в 2 года);

8.2.13. пальцевое исследование прямой кишки (с 30 лет);

8.2.14. пневмотахометрия;

8.2.15. осмотр  врачом-терапевтом участковым (врачом общей практики — семейным врачом);

8.2.16. осмотр врачами других специальностей по показаниям.

По окончании обследования младшие специалисты с медицинским образованием, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь, получают от диагностических служб и врачей других специальностей результаты обследований и передают их  врачу-терапевту участковому (врачу общей практики — семейному врачу).

Учет результатов диспансеризации осуществляется медицинскими работниками УЗ первичного уровня оказания медицинской помощи в формах первичной учетной документации № 131/у «Карта учета диспансеризации» (утверждена приказом Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики от 12.03.2015 № 312, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 20.05.2015 за регистрационным № 141).

9. Оценка результатов.

По результатам диспансеризации определяют следующие контингенты:

9.1. Здоровые (Д 1) – граждане, которые не предъявляют жалоб, в анамнезе и при осмотре которых не выявлены хронические заболевания или нарушения функций отдельных органов и тканей. Среди них выделяют категорию лиц, которые требуют наблюдения (например, выявлены незначительные отклонения от границ нормы в величинах артериального давления или некоторые другие категории, требующие наблюдения, в соответствии с Унифицированными клиническими протоколами).

9.2. Практически здоровые (Д 2) – граждане, имеющие в анамнезе острое или хроническое заболевание без обострений на протяжении нескольких лет.

9.3. Больные, которые требуют лечения (Д 3):

9.3.1. лица с компенсированным течением заболевания, редкими обострениями, непродолжительной утратой трудоспособности;

9.3.2. лица с субкомпенсированным течением заболевания, частой и длительной утратой трудоспособности;

9.3.3. лица с декомпенсированным течением заболевания, стойкими патологическими нарушениями, которые приводят к стойкой утрате трудоспособности.

В каждой группе необходимо учитывать лиц с факторами риска возникновения заболеваний (производственного, бытового, генетического характера).

Здоровые и практически здоровые граждане берутся на учет и наблюдение в УЗ, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь (один раз в год). Больные подлежат совместному динамическому наблюдению у участковых врачей или врачей общей практики — семейных врачей и врачей других специальностей соответствующего профиля (наблюдение в соответствии с Унифицированным клиническим протоколом).

Если гражданин прошел медицинское обследование или отдельные осмотры в одном УЗ, а лабораторно-диагностические исследования в другом УЗ, их результаты могут быть использованы при диспансеризации, если давность исследований не превышает 3 месяца от даты обследования.

10. Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти (пункт 9 статьи 2 Закона Донецкой Народной Республики  «О здравоохранении»).

11. Диспансерное наблюдение осуществляется в отношении граждан, страдающих отдельными видами хронических неинфекционных и инфекционных заболеваний или имеющих высокий риск их развития, а также в отношении граждан, находящихся в восстановительном периоде после перенесенных тяжелых острых заболеваний (состояний, в том числе травм и отравлений).

12. Диспансерное наблюдение осуществляют следующие медицинские работники УЗ (его структурного подразделения):

12.1. врач-терапевт участковый, врач-педиатр участковый, врач-терапевт цехового врачебного участка, врач общей практики — семейный врач;

12.2. врачи-специалисты (по профилю заболевания гражданина);

12.3. фельдшер фельдшерско-акушерского пункта (фельдшерского здравпункта) в случае возложения на него руководителем УЗ отдельных функций лечащего врача, в том числе по проведению диспансерного наблюдения;

12.4. младшие специалисты с медицинским образованием УЗ.

13. Наличие оснований для проведения диспансерного наблюдения, определения группы диспансерного наблюдения, его длительности, периодичности диспансерных приемов (осмотров, консультаций), объема обследований, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий устанавливаются действующими порядками оказания медицинской помощи по отдельным ее профилям, унифицированными клиническими протоколами по заболеваниям или состояниям (группам заболеваний) и стандартами медицинской помощи.

Диспансерное наблюдение в отношении граждан осуществляется также врачами-специалистами и младшими специалистами с медицинским образованием УЗ вторичного уровня оказания медицинской помощи (больниц с поликлиниками, самостоятельных поликлиник, диспансеров, центров) в соответствии с Унифицированными клиническими протоколами.

14. Основные заболевания (состояния), при наличии которых устанавливается группа диспансерного наблюдения врачами за взрослыми пациентами с терапевтической патологией, включая рекомендуемые длительность и периодичность диспансерного наблюдения, определены рекомендуемым  перечнем (приложение).

Врачи-специалисты осуществляют наблюдение граждан в соответствии с порядками оказания медицинской помощи (по отдельным её профилям), стандартами медицинской помощи, Унифицированными клиническими протоколами.

15. Диспансерный прием (осмотр, консультация) включает:

15.1. оценку состояния гражданина, сбор жалоб и анамнеза, физикальное обследование;

15.2. назначение и оценку лабораторных и инструментальных исследований;

15.3. установление или уточнение диагноза заболевания (состояния);

15.4. проведение краткого профилактического консультирования;

15.5. разработку по медицинским показаниям профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий (в том числе направление, при необходимости, граждан в УЗ, оказывающие специализированную медицинскую помощь).

16. Сведения о диспансерном наблюдении вносятся в медицинскую документацию гражданина, в формы первичной учетной документации № 030/у «Контрольная карта диспансерного наблюдения» и № 131/у «Карта учета диспансеризации», № 025/у «Медицинская карта амбулаторного больного № ____», № 112/у «История развития ребенка № ____», № 026/у «Медицинская карта ребенка (для школы, школы-интерната, школы-лицея, детского дома, детского сада)» и другие, утвержденные Министерством здравоохранения Донецкой Народной Республики.

17. Основаниями для прекращения диспансерного наблюдения являются:

17.1. выздоровление или достижение стойкой компенсации функций органов и систем после перенесенного острого заболевания (состояния, в том числе травмы, отравления);

17.2. достижение стойкой компенсации функций органов и систем или стойкой ремиссии хронического заболевания (состояния);

17.3. устранение (коррекция) факторов риска и снижение степени риска развития хронических неинфекционных заболеваний и их осложнений до умеренного или низкого уровня.

18. Эффективность диспансеризации оценивается в УЗ по итогам работы за каждые 6 месяцев. Критериями эффективности диспансерного наблюдения являются:

18.1. уменьшение числа случаев и количества дней временной нетрудоспособности граждан, находящихся под диспансерным наблюдением.

18.2. уменьшение числа госпитализаций граждан, находящихся под диспансерным наблюдением, в том числе по экстренным медицинским показаниям, по поводу обострений и осложнений заболеваний.

18.3. отсутствие увеличения или сокращение числа случаев инвалидности граждан, находящихся под диспансерным наблюдением.

18.4. снижение показателей смертности, в том числе смертности вне УЗ, граждан, находящихся под диспансерным наблюдением.

18.5. уменьшение частоты обострений хронических заболеваний у граждан, находящихся под диспансерным наблюдением.

18.6. снижение числа вызовов экстренной (скорой) медицинской помощи среди взрослого населения, находящегося под диспансерным наблюдением.

19. Отчетность о результатах профилактических осмотров населения формируется следующим образом.

19.1. УЗ первичного и вторичного уровней оказания медицинской помощи отчитываются УЗ, ответственным по территории, о количестве населения, которое осмотрено в данном учреждении. Показатели охвата населения профилактическими осмотрами рассчитываются на контингенты (количество населения), которые подлежали осмотру в этом учреждении. По этому же принципу рассчитываются показатели патологической пораженности и выявляемости отдельных заболеваний при профосмотрах.

19.2. При наличии на административных территориях медицинских подразделений предприятий (бывших медико-санитарных частей) их медицинские работники передают:

19.2.1. персонифицированные сведения о результатах профилактических осмотров работающих в ЦПМСП по месту проживания работника (с соблюдением норм Закона Донецкой Народной Республики «О персональных данных»);

19.2.2. обобщенные данные о результатах профилактических осмотров работающих в УЗ, ответственным по территории.

19.3. В случае, если гражданин проживает в зоне обслуживания ЦПМСП и прикреплен к нему для медицинского обслуживания,  но работает и проходит профилактические осмотры на предприятии (учреждении, организации и т.д.), которое расположено на другой административной территории, сведения о результатах профилактических осмотров получаются врачом ЦПМСП от гражданина во время его обращения за медицинской помощью (при необходимости врачом ЦПМСП направляется письменный запрос на получение такой информации).

19.4. УЗ, ответственные по территории, обеспечивают подсчет и обобщение данных о количестве населения, охваченного профилактическими осмотрами на основании ведомостей, представленных всеми УЗ, которые расположены на территории.

Таким образом, обеспечивается последовательность и преемственность в проведении профилактических осмотров, исключается дублирование в отчетности впервые выявленной патологии.

Директор Департамента организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики
Л.И. Китик

Редакция от 22.05.2017

Начальная версия от 13.02.2016