watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство культуры Донецкой Народной Республики

Дата документа: 17.08.2018

Номер документа: 288-ОД

Дата государственной регистрации: 05.09.2018

Регистрационный номер: 2776

Заголовок документа: Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства культуры Донецкой Народной Республики http://mincult.govdnr.ru/, 11.09.2018
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 11.09.2018

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство культуры
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

17.08.2018
№288-ОД
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2776
от   «05» сентября 2018  г.
Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе

Во исполнение части 5 статьи 80 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», согласно подпункту 2.1.2. пункта 2.1. и подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Положения Министерства культуры Донецкой Народной Республики (новая редакция), утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 года № 10-10,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (прилагается).

2. Начальнику отдела образовательных учреждений Министерства культуры Донецкой Народной Республики (Стецюк Т.А.) обеспечить представление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра культуры Донецкой Народной Республики Кобец О.К.

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

И.о. Министра
М.В. Желтяков
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 2776
от   «05» сентября 2018  г.

Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе

I. Общие положения

1.1. Настоящие государственные требования (далее — ГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе (далее — программа «Живопись»), являются обязательными при ее реализации учреждениями дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств) —  образовательные учреждения (далее – ОУ) при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (разрешение на осуществление образовательной деятельности).

1.2. ГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

1) выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем возрасте;

2) создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

3) приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;

4) приобретение детьми опыта творческой деятельности;

5) подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

1.3. ГТ разработаны с учетом:

1.3.1. обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области изобразительного искусства;

1.3.2. сохранения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики в сфере культуры и искусства.

1.4. ГТ ориентированы на:

1) воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

2) формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;

3) формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

4) воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

5) формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

6) выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в ОУ в подготовительный класс в возрасте от 8 до 9 лет, составляет 5 лет, поступивших в 1-й класс в возрасте от 10 до 14 лет, составляет 4 года.

Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в ОУ в подготовительный класс в возрасте от 7 до 8 лет, составляет 7 лет, поступивших в 1-й класс в возрасте от 8 до 10 лет, составляет 6 лет.

Обучающиеся, освоившие основной курс обучения, которые обнаружили профессиональные способности, не закончившие освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующие поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, могут продолжить обучение в классах профессиональной ориентации (5-й, 6-й или 7-й, 8-й классы соответственно) по решению педагогического совета и заявлению родителей (законных представителей). Документ об обучении выдается по окончании обучения (cвидетельство).

В подготовительный класс принимаются обучающиеся в пределах утверждённого планового контингента. ОУ самостоятельно решает вопрос о зачислении обучающихся в подготовительный класс.

1.6. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков для освоения программы «Живопись», могут поступать в ОУ со 2-го по 3-й (5-й) классы включительно. В 4-й, 6-й (выпускные) классы поступление таких обучающихся не предусмотрено. Обучающиеся, ранее окончившие ОУ и имеющие документ об обучении (свидетельство) могут поступать (восстанавливаться) в классы профессиональной ориентации (5-й, 6-й или 7-й, 8-й классы соответственно).

1.7. ОУ имеет право реализовывать программу «Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ГТ.

1.8. При приеме на обучение по программе «Живопись» ОУ проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие способностей к художественно-исполнительской деятельности.

1.9. ГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Живопись», разработанной ОУ на основании настоящих ГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ, и выдачей документа об обучении (свидетельство).

II. Требования к минимуму содержания программы «Живопись»

2.1. Минимум содержания программы «Живопись» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.2. Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:

2.2.1. Рисунок, живопись, композиция (станковая и декоративная), скульптура:

1) знания терминологии изобразительного искусства;

2) умений грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;

3) умения создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;

4) умения самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;

5) навыков работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

6) навыков передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;

7) умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;

8) навыков подготовки работ к экспозиции.

2.2.2. Начальный курс истории изобразительного искусства:

1) знания основных этапов развития изобразительного искусства;

2) умения использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;

3) первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

4) умения узнавать изученные произведения изобразительного искусства и соотносить их  с определенной эпохой и стилем.

2.2.3. Предмет по выбору:

1) возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием образовательной программы;

2) получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Учебные предметы по выбору, указанные в разъяснениях к Типовым учебным планам (приложение 2) настоящих ГТ, определяются ОУ самостоятельно.

2.3. Результатом освоения программы «Живопись» с дополнительным обучением в классах профессиональной ориентации, сверх обозначенных в пункте 2.2. настоящих ГТ по учебным предметам, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:

2.3.1. Рисунок, живопись, композиция (станковая и декоративная):

1) знания классического художественного наследия, художественных школ;

2) умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих работах;

3) умения использовать изобразительно-выразительные возможности рисунка, живописи, композиции;

4) навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

5) знания о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения.

2.4. Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам должны отражать:

2.4.1. Рисунок:

1) знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;

2) знание законов перспективы;

3) умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;

4) умение моделировать форму сложных предметов тоном;

5) умение последовательно вести длительную постановку;

6) умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;

7) умение воспринимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;

8) навыки владения линией, штрихом, пятном;

9) навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;

10) навыки передачи фактуры и материала предмета;

11) навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.

2.4.2. Живопись:

1) знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

2) знание разнообразных техник живописи;

3) знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя, основ цветоведения;

4) умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

5) умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

6) умение выбирать колористические решения в работах;

7) навыки в использовании основных техник и материалов;

8) навыки последовательного ведения живописной работы.

2.4.3. Композиция (станковая и декоративная):

1) знание основных видов,  законов композиции, закономерностей построения художественной формы и пространства;

2) знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;

3) умение работать с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;

4) умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции — ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте — в композиционных работах;

5) умение использовать средства графики, живописи, их изобразительно-выразительные возможности;

6) умение находить живописно-пластические, декоративные, стилизационные решения для каждой творческой задачи;

7) навыки работы по композиции.

2.4.4. Скульптура:

1) знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;

2) знание оборудования и пластических материалов;

3) умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;

4) умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;

5) умение работать с натуры и по памяти;

6) умение применять технические приемы лепки видов и форм рельефа;

7) навыки конструктивного и пластического способов лепки.

2.4.5. Начальный курс истории изобразительного искусства:

1) знание основных этапов развития изобразительного искусства;

2) первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;

3) знание основных понятий изобразительного искусства;

4) знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;

5) сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, интерес к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;

6) умение выделять основные черты художественного стиля;

7) умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;

8) умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;

9) навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;

10) навыки анализа художественных направлений и произведений изобразительного искусства.

III. Требования к структуре программы «Живопись»

3.1. Программа «Живопись» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Живопись» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта художественной практики, самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства.

3.2. Программа «Живопись» утверждается ОУ по согласованию с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Программа «Живопись», разработанная ОУ на основании настоящих ГТ, должна содержать:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;

3) учебный план;

4) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;

5) требования к условиям реализации образовательной программы;

6) программы учебных предметов.

Разработанная ОУ программа «Живопись» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Живопись» в соответствии с настоящими ГТ.

3.3. Программа «Живопись» может включать как один, так и несколько учебных планов в соответствии со сроками обучения, обозначенными в пункте 1.5. настоящих ГТ.

ОУ в пределах учебного плана программы «Живопись» имеет право:

1) осуществлять перераспределение часов по учебным предметам, определённым учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию обучающихся в пределах норм часов учебного плана;

2) определять в 5-х, 6-х (7-х, 8-х) классах предметы в соответствии с профессиональной направленностью обучающихся и количество часов на их изучение;

3) осуществлять в 1-м – 4-м (6-м) классах перераспределение часов между станковой и декоративной композицией при изучении учебного предмета «Композиция (станковая и декоративная)», учитывая региональные особенности и профессиональное направление обучающихся;

В рамках расчета учебных часов (в том числе за счет высвобожденных часов учебного предмета по выбору) ОУ имеет право вводить дополнительные педагогические часы на:

1) предметы узкой специализации;

2) учебный (е) предмет (ы) по выбору;

3) подготовку обучающихся к участию в выставках, конкурсах, фестивалях.

3.4. ОУ самостоятельно разрабатывает программы учебных предметов и согласовывает их с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Учебные программы должны содержать:

1) пояснительную записку;

2) основные задачи и цели учебного предмета;

3) особенности организации учебно-воспитательного процесса;

4) рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;

5) организацию учета успеваемости;

6) требования по классам: срок обучения – 6 лет, срок обучения – 4 года.

3.5. Программа «Живопись» со сроком обучения 6 и 4 года включает в себя Типовой учебный план (приложение 1) и разъяснение к Типовому учебному плану (приложение 2).

IV. Требования к условиям реализации программы «Живопись»

4.1. Требования к условиям реализации программы «Живопись» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Живопись» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

4.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

1) выявления и развития одаренных детей в области изобразительного искусства;

2) организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (выставок, конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

3) организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (выставочных залов, музеев, театров, филармоний и др.);

4) организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими учреждениями дополнительного образования сферы культуры, образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;

5) использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития изобразительного искусства и образования;

6) эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

7) построения содержания программы «Живопись» с учетом индивидуального развития детей, а также региональных особенностей;

8) эффективного управления ОУ.

4.3. Учебный год в ОУ начинается 01 сентября. Дата окончания учебного года, сроки школьных каникул определяются ОУ согласно нормативным правовым актам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

4.4. Комплектование групп и других творческих объединений осуществляется в период с 01 по 15 сентября, который считается рабочим временем преподавателя.

4.5. В каникулярные, выходные, праздничные и нерабочие дни ОУ может работать по отдельному плану, утвержденному ОУ.

4.6. Программа «Живопись» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

4.7. Оценка качества реализации программы «Живопись» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, тестирование, просмотры учебно-творческих работ.

Промежуточная аттестация проводится в виде письменных работ, устных опросов, просмотров творческих работ, выставок.

По окончании полугодий учебного года по каждому учебному предмету выставляются оценки. Оценки обучающимся могут выставляться и по окончании четверти.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:

1) Рисунок;

2) Живопись;

3) Композиция (станковая и декоративная).

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

1) знание профессиональной терминологии изобразительного искусства;

2) навыки и принципы последовательного ведения художественных работ;

3) знание закономерностей построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

4) умение использовать средства рисунка, живописи, композиции, их изобразительно-выразительные возможности;

5) наличие кругозора в области изобразительного искусства.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно в соответствии с настоящими ГТ.

По итогам выпускных экзаменов обучающимся выставляются оценки, которые заносятся в документ об обучении (свидетельство).

4.8. Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Живопись».

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

4.9. Реализация программы «Живопись» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусств или другое среднее или высшее профессиональное образование соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательные программы в области изобразительного искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Живопись», использования передовых педагогических технологий.

4.10. Финансовые условия реализации программы «Живопись» должны обеспечивать ОУ исполнение настоящих ГТ.

4.11. Материально-технические условия реализации программы «Живопись» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ГТ.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Живопись» необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1) выставочный зал или помещение для экспозиций;

2) библиотеку;

3) учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий с соответствующим оборудованием;

4) натюрмортный фонд и методический фонд.

В случае реализации ОУ учебных предметов по выбору «Компьютерная графика», «Основы дизайн-проектирования» учебная аудитория оборудуется персональными компьютерами с соответствующим программным обеспечением.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебного предмета «Начальный курс истории изобразительного искусства», оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Начальник отдела образовательных учреждений
Т.А. Стецюк
В данный документ изменений не вносилось.