watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство культуры Донецкой Народной Республики

Дата документа: 14.10.2019

Номер документа: 568–ОД

Дата государственной регистрации: 05.11.2019

Регистрационный номер: 3519

Заголовок документа: Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Искусство балета» и сроку обучения по этой программе

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.040 - Образовательные учреждения и иные образовательные организации, 020.030.070 - Лицензирование отдельных видов деятельности, 130.030.020 - Управление в сфере культуры

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Министерства культуры Донецкой Народной Республики http://mincult.govdnr.ru/, 08.11.2019

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 17

watermark
НПА ДНР

Министерство культуры
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

14.10.2019
№568–ОД
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3519
от   «05» ноября 2019  г.
Об утверждении Государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Искусство балета» и сроку обучения по этой программе

Во исполнение части 5 статьи 80 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании», согласно подпункту 2.1.2. пункта 2.1. и подпункту 2.2.1. пункта 2.2. Положения Министерства культуры Донецкой Народной Республики (новая редакция), утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 16 августа 2016 года № 10-10, с целью урегулирования образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования сферы культуры,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Искусство балета» и сроку обучения по этой программе (прилагается).

2. Начальнику отдела образовательных учреждений Министерства культуры Донецкой Народной Республики (Стецюк Т.А.) обеспечить представление настоящего Приказа в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики для проведения государственной регистрации.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Кобец О.К.

4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр
М.В. Желтяков
УТВЕРЖДЕНЫ
Приказом Министерства культуры
Донецкой Народной Республики
от 14 октября 2019 г.№ 568 – ОД
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 3519
от   «05» ноября 2019  г.

Государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Искусство балета» и сроку обучения по этой программе

I. Общие положения

1.1. Настоящие государственные требования (далее — ГТ) устанавливают требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной программы в области хореографического искусства «Искусство балета» и сроку обучения по этой программе (далее – программа «Искусство балета»), являются обязательными при ее реализации учреждениями дополнительного образования сферы культуры (школы искусств по видам искусств) – образовательные учреждения (далее – ОУ) при наличии соответствующей лицензии на осуществление образовательной деятельности (разрешение на осуществление образовательной деятельности).

1.2. ГТ учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлены на:

1) выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем возрасте;

2) создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития детей;

3) приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического искусства;

4) приобретение детьми опыта творческой деятельности;

5) подготовку одаренных детей к получению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

1.3. ГТ разработаны с учетом:

1.3.1. Обеспечения преемственности программы «Искусство балета» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;

1.3.2. Сохранения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики в сфере культуры и искусства.

1.4. ГТ ориентированы на:

1) воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

2) формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок;

3) формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;

4) воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

5) формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

6) выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

1.5. Срок освоения программы «Искусство балета» для детей, поступивших в ОУ в подготовительный класс в возрасте от 5 до 6 лет, составляет 9 лет, поступивших в 1-й класс в возрасте от 7 до 8 лет, составляет 8 лет.

В подготовительный класс принимаются дети в пределах утверждённого планового контингента. ОУ самостоятельно решает вопрос о зачислении детей в подготовительный класс.

В хореографических школах срок освоения программы «Искусство балета» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на один год по решению педагогического совета и заявлению родителей или законных представителей. Документ об обучении выдается по окончании обучения.

В школах искусств увеличение срока освоения программы «Искусство балета» на 1 год не предусмотрен.

1.6. ОУ имеет право реализовывать программу «Искусство балета» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом настоящих ГТ.

1.7. Прием на обучение по программе «Искусство балета» ОУ проводится согласно Порядку приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденному приказом Министерства культуры Донецкой Народной Республики от 21.06.2018 г. № 226-ОД и зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 10.07.2018 г. под регистрационным № 2674. Отбор детей проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить музыкально-ритмические и координационные способности ребенка (музыкальность, артистичность, танцевальность), а также его физические, пластические данные.

1.8. ГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Искусство балета», разработанной ОУ на основании настоящих ГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой ОУ, и выдачей документа об обучении (свидетельство).

II. Требования к минимуму содержания программы «Искусство балета»

2.1. Минимум содержания программы «Искусство балета» должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательной программы танцевально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.2. Результатом освоения программы «Искусство балета» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам:

2.2.1. Классический танец, народно-сценический танец, постановка концертных номеров:

1) знания профессиональной терминологии;

2) умения исполнять танцы в различных стилях и характерах;

3) умения соотносить выразительные средства музыки и хореографии в контексте художественного образа;

4) умения выполнять комплексы специальных хореографических упражнений, способствующих развитию профессионально необходимых физических качеств;

5) умения соблюдать требования по безопасности при выполнении танцевальных движений;

6) умения осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

7) навыков музыкально-пластической выразительности;

8) навыков сохранения и поддержки собственной физической формы;

9) навыков сценической культуры и публичных выступлений.

2.2.2. Музыкальная грамота и слушание музыки:

1) знания музыкальной грамоты, основных средств музыкальной выразительности и элементов музыкального синтаксиса (музыкальной формы);

2) знания основных этапов развития музыкального искусства и творчества наиболее ярких его представителей;

3) знания программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;

4) навыков целостного восприятия музыки и движения в создании хореографического образа;

5) навыков восприятия элементов музыкального языка и первичные навыки анализа музыкального произведения;

6) навыков музыкально-пластического интонирования и осмысления ритмической организации музыки;

7) навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.

2.2.3. Начальный курс истории хореографического искусства:

1) знания основных этапов развития хореографического искусства;

2) знания основных этапов становления и развития искусства балета;

3) знания основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

4) знания творчества наиболее ярких представителей хореографического искусства и творчества крупнейших хореографических коллективов.

2.3. Результатом освоения программы «Искусство балета» с дополнительным годом обучения, сверх обозначенных в пункте 2.2. настоящих ГТ по учебным предметам, является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков по учебным предметам классический танец, народно-сценический танец:

1) знания требований к физической подготовленности обучающегося;

2) знания основ формирования специальных упражнений для развития профессионально необходимых физических качеств;

3) умения разучивать поручаемые партии под руководством преподавателя;

4) умения исполнять хореографические произведения на разных сценических площадках.

2.4. Результаты освоения программы «Искусство балета» по учебным предметам должны отражать:

2.4.1. Классический танец:

1) знание балетной терминологии;

2) знание основных элементов и комбинаций классического танца;

3) знание позиций и особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, последовательность экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций;

4) знание выразительных средств создания образа в балете;

5) знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

6) умение исполнять основные элементы и комбинации классического танца;

7) умение исполнять простейшие композиции классического танца;

8) умение распределять сценическую площадку, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок танца;

9) умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже классического танца и разучивании хореографического произведения;

10) умение запоминать и исполнять основные элементы, комбинации (этюды), композиции классического танца из учебного хореографического репертуара;

11) умение запоминать и воспроизводить текст классического танца;

12) умение понимать и исполнять указания преподавателя;

13) навыки музыкально-пластической выразительности.

2.4.2. Народно-сценический танец:

1) знание специальной терминологии;

2) знание основных элементов и комбинаций народно-сценического танца;

3) знание позиций и особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, последовательность экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций;

4) знание выразительных средств создания образа в хореографии;

5) знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

6) знание о массовой композиции, сценической площадке, рисунке танца, слаженности и культуре исполнения танца, особенностей взаимодействия с партнерами на сцене;

7) умение осваивать и преодолевать технические трудности при тренаже народно-сценического танца и разучивании хореографического произведения;

8) умение запоминать и исполнять основные элементы, комбинации (этюды), композиции народно-сценического танца в различных характерах из учебного хореографического репертуара;

9) умение ориентироваться на сценической площадке, чувствовать ансамбль, сохранять рисунок при исполнении народно-сценического танца;

10) умение понимать и исполнять указания преподавателя;

11) навыки музыкально-пластической выразительности.

2.4.3. Музыкальная грамота и слушание музыки:

1) знание специфики музыки как вида искусства;

2) знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;

3) знание основных выразительных средств музыки (мелодия, лад, регистр, метр, ритм, темп, динамика, штрих, тембр);

4) знание основ музыкальной грамоты (длительности нот, основы нотной грамоты, обозначение темпов, динамики, штрихов);

5) знание основных исторических периодов развития музыкальной культуры, основных направлений, стилей и жанров;

6) знание творческого наследия выдающихся мировых композиторов;

7) знание о строении музыкальных произведений и о музыкальном синтаксисе (фраза, предложение, период/квадрат, цезура и т.д.).

8) умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

9) умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

10) умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов и видов ансамблей/оркестров;

11) умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений;

12) умение ориентироваться в музыкальных произведениях различных направлений и стилей.

2.4.4. Начальный курс истории хореографического искусства:

1) знание основных этапов развития хореографического искусства;

2) знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;

3) знание творчества наиболее ярких представителей хореографического искусства и творчества крупнейших хореографических коллективов;

4) знание основных этапов становления и развития русского балета;

5) знание основных отличительных особенностей танцев разных народов мира;

6) умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержательности, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов.

2.4.5. Постановка концертных номеров:

1) умение осуществлять подготовку концертных номеров, танцевальных партий под руководством преподавателя;

2) умение работы в танцевальном коллективе, взаимодействовать с партнёрами;

3) умение видеть, анализировать и исправлять ошибки исполнения;

4) умение понимать и исполнять указания преподавателя, творчески работать над созданием хореографического образа во время репетиций и сценического исполнения;

5) навыки участия в репетиционной работе.

2.4.6. Предмет по выбору:

1) возможность расширения и (или) углубления подготовки обучающихся, определяемой содержанием образовательной программы;

2) получение обучающимися дополнительных знаний, умений и навыков.

Учебные предметы по выбору, указанные в разъяснениях к Типовым учебным планам (приложение 2) настоящих ГТ, определяются ОУ самостоятельно.

III. Требования к структуре программы «Искусство балета»

3.1. Программа «Искусство балета» определяет содержание и организацию образовательного процесса в ОУ. Программа «Искусство балета» направлена на творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающегося, создание основы для приобретения им опыта танцевально-исполнительской практики, самостоятельной работы по изучению и постижению хореографического искусства.

3.2. Программа «Искусство балета» утверждается ОУ по согласованию с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Программа «Искусство балета», разработанная ОУ на основании настоящих ГТ, должна содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы;

3) учебный план;

4) систему и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения образовательной программы обучающимися;

5) требования к условиям реализации образовательной программы;

6) программы учебных предметов.

Разработанная ОУ программа «Искусство балета» должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения программы «Искусство балета» в соответствии с настоящими ГТ.

3.3. Программа «Искусство балета» включает в себя учебный план в соответствии со сроком обучения, обозначенным в пункте 1.5. настоящих ГТ.

ОУ в пределах учебного плана программы «Искусство балета» имеет право:

1) увеличивать или уменьшать количество часов на изучение отдельных учебных предметов учебного плана с учетом специфики работы ОУ;

2) осуществлять перераспределение часов по учебным предметам, определённым учебным планом, учитывая региональные особенности и профессиональную ориентацию обучающихся в пределах норм часов учебного плана.

В рамках расчета учебных часов (в том числе за счет высвобожденных часов учебного предмета по выбору) ОУ имеет право вводить дополнительные педагогические и концертмейстерские часы на:

1) сводные репетиции коллективов ОУ;

2) учебный (е) предмет (ы) по выбору;

3) подготовку обучающихся к участию в концертных выступлениях, конкурсах, фестивалях.

3.4. ОУ самостоятельно разрабатывает программы учебных предметов и согласовывает их с управлениями (отделами) культуры администраций городов и районов Донецкой Народной Республики.

Программы учебных предметов должны содержать следующие разделы:

1) пояснительную записку;

2) основные задачи и цели учебного предмета;

3) особенности организации учебно-воспитательного процесса;

4) рекомендации по организации и проведению контрольных мероприятий;

5) организация учета успеваемости;

6) требования по классам: срок обучения – 8 лет.

3.5. Программа «Искусство балета» со сроком обучения 8 лет включает в себя Типовой учебный план (приложение 1) и разъяснение к Типовому учебному плану (приложение 2).

IV. Требования к условиям реализации программы «Искусство балета»

4.1. Требования к условиям реализации программы «Искусство балета» представляют собой систему требований к учебно-методическим, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации программы «Искусство балета» с целью достижения планируемых результатов освоения данной образовательной программы.

4.2. С целью обеспечения высокого качества образования, его доступности, открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности ОУ должно создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую возможность:

4.2.1. Выявления и развития одаренных детей в области хореографического искусства;

4.2.2. Организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и других);

4.2.3. Организации посещений обучающимися учреждений и организаций культуры (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и других);

4.2.4. Организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими учреждениями дополнительного образования сферы культуры, ОУ среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства;

4.2.5. Использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития хореографического искусства и образования;

4.2.6. Эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

4.2.7. Построения содержания программы «Искусство балета» с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей городов и районов Донецкой Народной Республики;

4.2.8. Эффективного управления ОУ.

4.3. Учебный год в ОУ начинается 1 сентября. Дата окончания учебного года, сроки школьных каникул определяются ОУ согласно нормативным правовым актам Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

4.4. Комплектование групп и других творческих объединений осуществляется в период с 1 по 15 сентября, который считается рабочим временем преподавателя. В каникулярные, выходные, праздничные и нерабочие дни ОУ может работать по отдельному плану, утвержденному ОУ.

4.5. Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков для освоения программы «Искусство балета», могут поступать в ОУ со 2-го по 4-й классы включительно. В 5-й, 6-й, 7-й и 8-й (выпускной класс) поступление таких обучающихся не предусмотрено.

4.6. Программа «Искусство балета» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

4.7. Оценка качества реализации программы «Искусство балета» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

В качестве средств текущего контроля успеваемости в ОУ могут использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы, контрольные уроки, просмотры, концертные выступления.

Промежуточная аттестация может проводиться в виде просмотров концертных номеров, академических концертов, письменных работ, устных опросов.

По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по каждому учебному предмету. По решению педагогического совета оценки могут выставляться и по окончании четверти.

По завершении изучения учебных предметов по итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).

Итоговая аттестация проводится в форме выпускных экзаменов по учебным предметам:

1) классический танец;

2) народно-сценический танец.

При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями, в том числе:

1) знание профессиональной терминологии,

2) знание позиций и особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы, последовательность экзерсиса у станка, танцевальных комбинаций;

3) знание основных элементов и комбинаций народно-сценического и классического танца;

4) умение исполнять различные виды танца: классический, народно-сценический;

5) навыки музыкально-пластической выразительности;

6) знание хореографического репертуара;

7) навыки публичных выступлений.

Требования к выпускным экзаменам определяются ОУ самостоятельно в соответствии с настоящими ГТ.

По итогам выпускных экзаменов обучающимся выставляется оценка, которая заносится в документ об обучении (свидетельство).

4.8. Реализация программы «Искусство балета» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам.

Библиотечный фонд ОУ укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам.

Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания.

4.9. Реализация программы «Искусство балета» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование в сфере культуры и искусств или другое среднее или высшее профессиональное образование соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Педагогические работники ОУ проходят не реже чем один раз в пять лет профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Педагогические работники ОУ должны осуществлять творческую и методическую работу.

ОУ должно создать условия для взаимодействия с другими ОУ, реализующими образовательную программу в области хореографического искусства, в том числе и профессиональные, с целью обеспечения возможности восполнения недостающих кадровых ресурсов, ведения постоянной методической работы, получения консультаций по вопросам реализации программы «Искусство балета», использования передовых педагогических технологий.

4.10. ОУ с целью исполнения настоящих ГТ создают финансовые условия реализации программы «Искусство балета».

4.11. ОУ создают материально-технические условия реализации программы «Искусство балета» для обеспечения возможности достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ГТ.

Материально-техническая база ОУ должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Для реализации программы «Искусство балета» необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

1) специально оборудованное помещение (театрально-концертный зал) с необходимым оборудованием (пианино или роялем, светотехническим и звукотехническим оборудованием);

2) библиотеку;

3) хореографический зал, оборудованный специальным напольным покрытием, станками, зеркалами, пианино;

4) раздевалки;

5) костюмерную;

6) учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий.

Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов оснащаются фортепиано или роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

В ОУ создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного реквизита.

Начальник отдела образовательных учреждений
Т.А. Стецюк
В данный документ изменений не вносилось.