watermark
Печать

Вид документа: Приказ

Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

Дата документа: 28.09.2016

Номер документа: 1008

Дата государственной регистрации: 20.10.2016

Регистрационный номер: 1651

Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация "академический бакалавр", "прикладной бакалавр")

Действие документа: Действующий

Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс

Информация об опубликовании: Официальный сайт Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики mondnr.ru, 28.10.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

28.09.2016
№1008
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1651
от   «20» октября 2016  г.
Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация "академический бакалавр", "прикладной бакалавр")

С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего  уровня  образования,  государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 6, ст. 9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация “академический бакалавр”, “прикладной бакалавр”).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра Кушакова М.Н.

3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования и науки
Л.П. Полякова
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1651
от   «20» октября 2016  г.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 38.03.04 «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ» (КВАЛИФИКАЦИЯ “АКАДЕМИЧЕСКИЙ БАКАЛАВР”, “ПРИКЛАДНОЙ БАКАЛАВР”)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (далее – ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего профессионального образования – программ бакалавриата (профилей) по направлению подготовки  38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (квалификация “академический бакалавр”, “прикладной бакалавр”) – образовательными учреждениями высшего профессионального образования  на территории Донецкой Народной Республики, имеющими государственную аккредитацию.

ГОС ВПО является нормативным документом, в котором обобщаются требования со стороны государства, мирового сообщества и потребителей выпускников к содержанию высшего образования.

ГОС ВПО:

отражает социальную необходимость на подготовку специалиста с учетом анализа профессиональной деятельности и требований к содержанию высшего образования со стороны государства и отдельных заказчиков специалистов;

отражает цели высшего образования и профессиональной подготовки, определяет место специалиста в структуре государственного управления и местного самоуправления и требования к его компетентности, другим социально важным свойствам и качествам;

определяет нормативный срок и содержание обучения, нормативные формы государственной аттестации, устанавливает требования к результатам освоения, объему, структуре и к условиям реализации программы подготовки бакалавра, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

устанавливает ответственность образовательных организаций высшего профессионального образования за качество образования и профессиональной подготовки.

1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательные учреждения высшего профессионального образования имеют при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченными органами исполнительной власти, возможности применения информационно-коммуникативных технологий, а также наличия адаптированной образовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

1.3. ГОС ВПО применим для целей лицензирования и аккредитации образовательных учреждений высшего профессионального образования на территории Донецкой Народной Республики, аттестации лиц, закончивших обучение и сертификации специалистов.

ГОС ВПО используется при:

принятии решения Экспертной комиссией Министерства образования и науки о внесении профилей направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» в Перечень профилей по направлениям подготовки высшего образования;

определении содержания обучения по подготовке бакалавра направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»;

разработке средств диагностики уровня образовательно-профессиональной подготовки бакалавра направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»;

аттестации выпускников учреждений высшего профессионального образования и сертификации специалистов;

определении содержания обучения как базы для овладения новыми специальностями, квалификациями.

1.4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования распространяется на систему высшего профессионального образования: органы управления в сфере высшего профессионального образования; государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования.

II. ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ, СОКРАЩЕНИЯ

В соответствии с целями настоящего ГОС ВПО использованы термины и определения.

Аттестация (государственная аттестация) лиц, заканчивающих высшие учебные заведения – установление соответствия уровня качества полученного ими высшего образования требованиям стандартов высшего образования по окончании обучения по определенному направлению.

Бакалавр – образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания относительно обобщенного объекта труда (деятельности), достаточные для выполнения заданий и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, которые предусмотрены для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности.

Государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, направления и направлению подготовки, утвержденных органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Зачетная единица – студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой.

Квалификация – способность лица выполнять задачи и обязанности соответствующей работы. Квалификация требует определенного образовательно-квалификационного уровня.

Компетентность – необходимый объем и уровень знаний и опыта в определенном виде деятельности.

Компетенция – динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.

Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию и учет контекстов, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.

Контроль качества высшего образования – система мероприятий, которые осуществляет третья сторона с целью проверки характеристик качеств личности выпускника высшего учебного заведения, их сравнение с установленными требованиями и определение соответствия конечным целям высшего образования.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физические недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Модуль –  комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.

При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать студенты после успешного изучения модулей.

Образовательные программы могут проектироваться в модуляризированной, традиционной или смешанной формах. В этом случае различаются способы назначения зачетных единиц. Сама модуляризация рассматривается как всеобъемлющий организационный принцип при введении уровневой структуры высшего образования.

Навык – действия, выполняемые при осуществлении определенной деятельности, благодаря многочисленным повторениям становятся автоматическими и выполняются без сознательного контроля.

Направленность (профиль) образования — ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Образовательная деятельность – деятельность, связанная с предоставлением услуг для получения высшего образования, с выдачей соответствующего документа.

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему профессиональному образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего профессионального образования.

Образовательные цели – сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в ближайшем будущем.

Образовательный процесс – совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленная на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем и содержание, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, планируемые результаты), организационно – педагогических условий, форм аттестации, а также оценочных и методических материалов.

Объект деятельности – процессы, или (и) явления, или (и) материальные объекты, на которые направлена деятельность специалиста.

Основная образовательная программа (ООП) – системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению подготовки (направления).

Результаты образования – демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций. Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней высшего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования

Сетевая форма реализации образовательных программ – обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Основными характеристиками сетевой формы обучения являются следующие:

организуется преимущественно по перспективным (уникальным) образовательным программам, как правило, междисциплинарного характера в целях подготовки кадров для крупных отраслевых, научных и иных проектов;

позволяет сформировать уникальные компетенции, востребованные, прежде всего, в быстроразвивающихся отраслях экономики;

обеспечивает возможность использования в образовательной деятельности наряду с ресурсами образовательных организаций, материальных и кадровых ресурсов иных организаций: научных, производственных, медицинских, организаций культуры и др.

Задачами сетевого обучения являются:

подготовка кадров с уникальными компетенциями, востребованными на рынке труда приоритетных секторов отраслевой и региональной экономики и рынка труда;

повышение качества образования за счет интеграции ресурсов организаций-партнеров по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития в соответствии с международными стандартами;

внедрение лучших образцов отечественных и зарубежных практик в образовательный процесс для развития прикладных исследований для нужд предприятий отрасли и региона.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Содержание обучения – структура, содержание и объем учебной информации, усвоение которой обеспечивает лицу возможность получения высшего образования и определенной квалификации.

Содержание обучения делится на:

базовую часть содержания обучения – обязательное для усвоения содержание обучения, сформированное в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта;

 выборочную часть содержания обучения – рекомендованное для усвоения содержание обучения, предназначенное для удовлетворения потребностей и возможностей личности, региональных потребностей в специалистах определенной направления/направления подготовки, с учетом достижений научных школ и высших учебных заведений.

Специальность – категория, характеризующая:

в сфере труда – особенности направленности и специфики работы в пределах профессии (содержание задач профессиональной деятельности, соответствующие квалификации).

в сфере образования – направленность и содержание обучения при подготовке специалиста (определяется через объект деятельности или функцию и предмет деятельности специалиста и отражает, прежде всего, вид его деятельности и сферу применения его труда).

Специальность в сфере образования является адекватным отражением существующей в сфере труда направления (квалификации).

Структурно-логическая схема подготовки специалиста – научное и методическое обоснование процесса реализации образовательно-профессиональной программы подготовки.

Трудоустраиваемость – совокупность достижений, навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию республики.

Уровень качества высшего образования – относительная характеристика качества высшего образования, основанная на сравнении значений показателей качества, полученных на основании диагностических экзаменов выпускников образовательного учреждения высшего профессионального образования, с критериально-ориентированным эталоном, представляется стандартом высшего образования.

Уровень образования – завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований к результатам освоения образовательной программы.

В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ВПО – высшее профессиональное образование;

ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;

ООП – основная образовательная программа;

ОК – общекультурные компетенции;

ОПК– общепрофессиональные компетенции;

ПК – профессиональные компетенции.

з. е. – зачётные единицы

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе подготовки бакалавра по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» допускается только в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования.

3.2. Обучение по программе подготовки бакалавра осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы подготовки бакалавра составляет 240 зачетных единиц (далее – з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации данной программы с использованием сетевой формы, по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе подготовки бакалавра:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 4 года. Объем программы подготовки бакалавра в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению организации) по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы подготовки бакалавра за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы подготовки бакалавра за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы подготовки бакалавра, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. В процессе реализации программы подготовки бакалавра организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы подготовки бакалавра возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе подготовки бакалавра осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

3.7. Профиль программы подготовки бакалавра определяется образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим образовательную программу по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

3.8. Предварительный образовательный или (и) образовательно-квалификационный уровень и требования к профессиональному отбору абитуриентов.

Предыдущий уровень образования или (и) профессиональной подготовки: среднее или среднее профессиональное образование.

Для обеспечения эффективности реализации задач образования и профессиональной подготовки, которые определены в ГОС ВПО и образовательном стандарте учреждения высшего профессионального образования, абитуриенты проходят конкурсный отбор.

Абитуриенты должны иметь государственный документ об образовании или (и) профессиональной подготовки установленного образца.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу подготовки бакалавра направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление», включает:

профессиональную служебную деятельность граждан Донецкой Народной Республики на должностях государственной гражданской службы Донецкой Народной Республики, на должностях службы в органах местного самоуправления, направленную на обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления;

профессиональную деятельность на должностях в государственных и коммунальных предприятиях и учреждениях, в научных и образовательных организациях, в политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях, направленную на обеспечение исполнения основных функций государственных и коммунальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу подготовки бакалавра, являются:

органы государственной власти;

органы местного самоуправления;

государственные предприятия и учреждения, коммунальные предприятия;

институты гражданского общества;

общественные организации;

некоммерческие и коммерческие организации;

международные организации и международные органы управления;

иные организации, подразделения по связям с государственными органами, органами местного самоуправления, гражданами.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу подготовки бакалавра:

административно-управленческая;

организационно-обеспечивающая;

исполнительско-обеспечивающая;

инновационная.

При разработке и реализации программы подготовки бакалавра организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа подготовки бакалавра формируется организацией в зависимости от видов деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы.

4.4. Выпускник, освоивший программу подготовки бакалавра, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) она ориентирована, готов решать следующие профессиональные задачи:

а) административно-управленческая деятельность:

организация исполнения полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности и должности в органах местного самоуправления, осуществление прав и обязанностей государственных и коммунальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций;

разработка и реализация управленческих решений, в том числе нормативных актов, направленных на исполнение полномочий государственной власти и органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные и должности в органах местного самоуправления, осуществление прав и обязанностей государственных и коммунальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций;

участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;

участие в разработке и реализация проектов в области государственного и муниципального управления;

участие в проектировании организационных систем;

проведение расчетов с целью выявления оптимальных решений при подготовке и реализации проектов;

оценка результатов проектной деятельности;

участие в процессах бюджетного планирования и оценки эффективности бюджетных расходов;

участие в обеспечении рационального использования и контроля ресурсов органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций;

планирование деятельности организаций и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях;

организация контроля качества управленческих решений и осуществление административных процессов;

организация взаимодействия с внешними организациями и гражданами;

содействие развитию механизмов общественного участия в принятии и реализации управленческих решений;

участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;

участие в организации управления персоналом в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятиях и учреждениях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях;

участие в разрешении конфликтов в соответствующих органах и организациях.

б) организационно-обеспечивающая деятельность:

обеспечение исполнения основных функций, административных регламентов органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций;

организационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности, должности в органах местного самоуправления;

организационно-административное обеспечение деятельности государственных и коммунальных предприятий и учреждений, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций;

документационное обеспечение деятельности лиц, замещающих государственные должности, должности в органах местного самоуправления, лиц на должностях в государственных и коммунальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организаций, политических партий, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организаций;

участие в создании и актуализации информационных баз данных для принятия управленческих решений;

информационно-методическая поддержка, подготовка информационно-методических материалов и сопровождение управленческих решений;

сбор и классификационно-методическая обработка информации об имеющихся политических, социально-экономических, организационно-управленческих процессах и тенденциях;

участие в информатизации деятельности соответствующих органов и организаций;

защита служебной и конфиденциальной информации, обеспечение открытого доступа граждан к информации в соответствии с положениями законодательства;

участие в организации внутренних коммуникаций;

участие в обеспечении связей с общественностью соответствующих органов и организаций;

поддержка формирования и продвижения имиджа государственной службы и службы в органах местного самоуправления, страны и территории на основе современных коммуникативных технологий;

участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления;

в) исполнительско-обеспечивающая:

ведение делопроизводства и документооборота в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и коммунальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях;

осуществление действий (административных процедур), обеспечивающих предоставление государственных и муниципальных услуг;

технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов;

сбор, обработка информации и участие в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций;

участие в реализация проектов в области государственного и муниципального управления.

г) инновационная:

осуществление сбора и обработки информации с целью постановки задачи и разработки программы исследований, выбора адекватных способов и методов решения прикладных задач управления, анализа, интерпретации, представления и применения полученных результатов в инновационных процессах;

организация создания условий для инновационной управленческой деятельности в государственных учреждениях, органах местного самоуправления, предприятиях, организациях;

осуществление информационно-технического обеспечения научных исследований в области создания и использования интеллектуальной собственности и оформление их результатов;

технологическое обеспечение проведения патентных исследований: исследования технического уровня и тенденций развития объектов хозяйственной деятельности, их патентоспособности, патентной чистоты, конкурентоспособности (эффективности использования по назначению) на основе патентной и иной информации;

участие в разработке и реализации инновационных проектов по интеграции академической и отраслевой науки с целью введения в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности;

участие в разработке технико-экономического обоснования инновационных разделов проектов и программ, разработка аналитических материалов по динамике и тенденциям этапов жизненного цикла результатов интеллектуальной деятельности;

выполнение стоимостной оценки основных ресурсов и затрат по реализации проекта;

использование инструментальных средств (в том числе, пакеты прикладных программ) для решения прикладных управленческих и технико-экономических задач, планирования и проведения работ по проекту;

применение нормативных документов по качеству, стандартизации в практической деятельности.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы подготовки бакалавра у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу подготовки бакалавра, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8).

5.3. Выпускник, освоивший программу подготовки бакалавра, должен обладать общепрофессиональными компетенциями:

владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности (ОПК-1);

способностью находить организационно-управленческие решения, оценивать результаты и последствия принятого управленческого решения и готовность нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений (ОПК-2);

способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);

способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации (ОПК-4);

владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации (ОПК-5);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6).

5.4. Выпускник, освоивший программу подготовки бакалавра, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа подготовки бакалавра:

административно-управленческая деятельность:

умением определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, в том числе в условиях неопределенности и рисков, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения (ПК-1);

владением навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-2);

умением применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов (ПК-3);

способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования (ПК-4);

организационно-обеспечивающая деятельность:

владением навыками планирования и организации деятельности органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов государственной власти субъектов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-5);

умением организовывать контроль исполнения, проводить оценку качества управленческих решений и осуществление административных процессов (ПК-6);

умением разрабатывать методические и справочные материалы (ПК-7);

владением навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Донецкой Народной Республики, органов государственной власти субъектов Донецкой Народной Республики, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций (ПК-8);

умением моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Донецкой Народной Республики, органах государственной власти субъектов Донецкой Народной Республики, органах местного самоуправления, адаптировать основные математические модели к конкретным задачам управления (ПК-9);

способностью применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-10);

способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-11);

способностью к взаимодействиям в ходе служебной деятельности в соответствии с этическими требованиями к служебному поведению (ПК-10);

владением основными технологиями формирования и продвижения имиджа государственной и муниципальной службы, базовыми технологиями формирования общественного мнения (ПК-12);

способностью разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ (ПК-13);

способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий (ПК-14);

способностью проектировать организационную структуру, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-15);

способностью принимать участие в проектировании организационных действий, умением эффективно исполнять служебные (трудовые) обязанности (ПК-16);

способностью эффективно участвовать в групповой работе на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды (ПК-17);

способностью свободно ориентироваться в правовой системе Донецкой Народной Республики и правильно применять нормы права (ПК-18);

умением определять параметры качества управленческих решений и осуществления административных процессов, выявлять отклонения и принимать корректирующие меры (ПК-19);

умением оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов (ПК-20);

исполнительско-обеспечивающая деятельность:

владением технологиями, приемами, обеспечивающими оказание государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам (ПК-21);

владением навыками сбора, обработки информации и участия в информатизации деятельности соответствующих органов власти и организаций (ПК-22);

умением вести делопроизводство и документооборот в органах государственной власти Донецкой Народной Республики, органах государственной власти субъектов Донецкой Народной Республики, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организациях (ПК-23);

способностью осуществлять технологическое обеспечение служебной деятельности специалистов (по категориям и группам должностей государственной гражданской службы и муниципальной службы) (ПК-16);

владением методами самоорганизации рабочего времени, рационального применения ресурсов и эффективного взаимодействовать с другими исполнителями (ПК-24);

инновационная деятельность:

аналитическим мышлением, пониманием современных проблем управления, технологией административной работы, способностью продуцировать новые идеи, управленческие решения, социальные технологии (ПК-25);

умением критически анализировать современные проблемы создания и использования результатов интеллектуальной деятельности с учетом потребностей инновационной экономики, современных достижений науки и мировых тенденций развития техники и технологий (ПК-26);

способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ПК – 27);

способностью анализировать проект (инновацию) как объект управления и принимать управленческие решения в области организации работ по проекту (ПК- 28);

способностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов, выполнять стоимостную оценку основных ресурсов и затрат по реализации проекта (ПК-29).

5.5. При разработке программы подготовки бакалавра все общекультурные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа, включаются в набор требуемых результатов ее освоения.

5.6. При разработке программы подготовки бакалавра организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом ее направленности на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы подготовки бакалавра требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. Структура программы подготовки бакалавра  (Приложение) включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ подготовки бакалавра, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки.

6.2. Программа подготовки бакалавра состоит из следующих блоков:

Блок 1 “Дисциплины (модули)”, который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части. Основная образовательная программа подготовки бакалавра предусматривает изучение следующих учебных циклов: общенаучный цикл; профессиональный цикл.

Блок 2 “Практики”, который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 “Государственная итоговая аттестация”, который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации бакалавра государственного управления (Приложение).

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает.

6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы подготовки бакалавра, практики определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) вариативной части программы и практик учреждение высшего профессионального образования определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 “Дисциплины (модули)” программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. В Блок 2 “Практики” входят учебная и производственная, в том числе преддипломная практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Способы проведения учебной практики: стационарная; выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способы проведения производственной практики: стационарная; выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ подготовки бакалавра организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа подготовки бакалавра. Организация вправе предусмотреть в программе подготовки бакалавра иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ГОС ВПО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.7. В Блок 3 “Государственная итоговая аттестация” входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена.

Образовательная организация самостоятельно определяет требования к выпускной квалификационной работе и государственному экзамену.

6.8. При разработке программы подготовки бакалавра обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части Блока 1 “Дисциплины (модули)”.

6.9. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа в целом по Блоку 1 “Дисциплины (модули)”, должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  бакалавриата

7.1. Общесистемные требования к реализации программы подготовки бакалавра

Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы  перечень материально-технического обеспечения включает в себя: лекционные аудитории (оборудованные видеопроекционным оборудованием для презентаций, средствами звуковоспроизведения, экраном, и имеющие выход в сеть Интернет), помещения для проведения семинарских и практических занятий (оборудованные учебной мебелью), кабинет для занятий по иностранному языку (оснащенный лингафонным оборудованием), библиотеку (имеющую рабочие места для студентов, оснащенные компьютерами с доступом к базам данных сети Интернет), компьютерные классы.

Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах.

Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 20 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 10 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

В случае реализации программы подготовки бакалавра в сетевой форме требования к реализации программы подготовки бакалавра должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы подготовки бакалавра в сетевой форме.

В случае реализации программы подготовки бакалавра на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы подготовки бакалавра должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы подготовки бакалавра

Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать утвержденным квалификационным характеристикам.

Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

Реализация программы подготовки бакалавра обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы подготовки бакалавра на условиях гражданско-правового договора.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу подготовки бакалавра, должна составлять не менее 70 процентов.

Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу подготовки бакалавра, должна составлять не менее 50 процентов.

7.3. Требования к финансовым условиям реализации программы подготовки бакалавра

Финансовое обеспечение реализации программ бакалавриата должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ ВПО по специальностям и направлениям подготовки.

При определении финансовых условий реализации программ бакалавриата квалифицировать образовательную программу как:

образовательную программу, реализуемую в очной, очно-заочной и заочной форме обучения (раздел 3.2. настоящего ГОС ВПО);

образовательную программу, реализуемую с использованием дистанционных образовательных технологий и/или электронного обучения (раздел 3.4. настоящего ГОС ВПО);

образовательную программу, реализуемую в сетевой форме (раздел 3.5. настоящего ГОС ВПО);

образовательную программу, включающую в себя способы проведения практик: стационарные; выездные (раздел 6.6. настоящего ГОС ВПО).

Трудозатраты профессорско-преподавательского состава при реализации образовательной программы определяются ООП определённой направленности, разработанной с целью реализации настоящего ГОС ВПО.

При организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья могут использоваться иные источники финансирования, не запрещённые законодательством Донецкой Народной Республики.

Первый заместитель Министра образования и науки Донецкой Народной Республики
М.Н. Кушаков
В данный документ изменений не вносилось.