Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики
Дата документа: 01.11.2016
Номер документа: 1131
Дата государственной регистрации: 17.11.2016
Регистрационный номер: 1717
Заголовок документа: Об утверждении Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (квалификация: «Магистр»)
Действие документа: Архивная версия
Классификатор: 130.010.030 - Государственные образовательные стандарты. Образовательные программы. Образовательный процесс
Информация об опубликовании:
Информация не предоставлена ,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство образования и науки
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1717
от «17» ноября 2016 г.
С целью обеспечения единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики, преемственности и вариативности основных образовательных программ соответствующего уровня образования, государственных гарантий уровня и качества образования, в соответствии с подпунктом 12.56 пункта 12 раздела II Положения о Министерстве образования и науки Донецкой Народной Республики, утверждённого Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22 июля 2015 года № 13-43, руководствуясь п.6 ч.1 ст.6, ст.9 Закона Донецкой Народной Республики «Об образовании»,
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемый Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 39.04.01 Социология (квалификация: «Магистр»).
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра Кушакова М.Н.
3. Настоящий Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1717
от «17» ноября 2016 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ: «МАГИСТР»)
1.1. Настоящий государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ высшего образования – программ магистратуры по направлению подготовки 39.04.01 Социология (квалификация: «магистр») (далее соответственно – программа магистратуры, направление подготовки) образовательными организациями высшего профессионального образования (ООВПО), на территории Донецкой Народной Республики.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ образовательная организация высшего профессионального образования имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной государственными органами исполнительной власти Донецкой Народной Республики.
2.1. В настоящем государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ВПО – высшее профессиональное образование;
ГОС ВПО – государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования;
ООП – основная образовательная программа;
ОК – общекультурные компетенции;
ОПК – общепрофессиональные компетенции;
ПК – профессиональные компетенции;
СЕТЕВАЯ ФОРМА – сетевая форма реализации образовательных программ.
2.2 Терминологическая база и определения, используемые в стандарте.
Результаты образования: демонстрируемые студентом (выпускником) по завершении образования (курса, модуля, учебной дисциплины и т.д.) и измеряемые знания, умения, навыки, которые выражаются с помощью («на языке») компетенций.
Результаты образования описывают в общих терминах те качества и навыки, которыми должен обладать выпускник, завершающий образование на одном из уровней высшего профессионального образования. Они призваны отразить конкретные требования отраслей, перспектив их развития, профилей. Результаты образования выражаются в терминах порогового (минимального, необходимого) уровня, который, как ожидается, должен быть достигнут студентами по окончании обучения. Они выступают в роли базовых структурных элементов образования
Компетенция: динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей, ценностей, необходимая для эффективной профессиональной и социальной деятельности и личностного развития выпускников и которую они обязаны освоить и продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
Компетенции расцениваются как структурирующий принцип современного высшего профессионального образования. При этом подчеркивается акцент на способности к действию и учет контекстов, сочетание знаний и умений с психосоциальными предпосылками.
Основная образовательная программа (ООП): системно организованный комплекс учебно-методических документов разного уровня, регламентирующий цели, ожидаемые результаты, содержание и реализацию образовательного процесса по заданному направлению (специальности) подготовки.
Модуль: комплекс учебных занятий, отличающийся содержательным, методическим, организационным, оценочным, технологическим и временным единством, имеющим как дисциплинарный, так и междисциплинарный характер.
При разработке конкретной комбинации модулей следует учитывать результаты образования, которым должны соответствовать студенты после успешного изучения модулей.
ООП могут проектироваться в модуляризированной, традиционной или смешанной формах. В этом случае различаются способы назначения зачетных единиц. Сама модуляризация рассматривается как всеобъемлющий организационный принцип при введении уровневой структуры высшего образования.
Профиль: совокупность основных черт какой-либо профессии (направления, специальности) высшего профессионального образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы.
Зачетная единица: студентоцентрированное исчисление учебной нагрузки (трудоемкости), необходимой для достижения целей, результатов и компетенций, определенных образовательной программой.
Трудоустраиваемость: это совокупность достижений навыков, пониманий и личностных характеристик, которая раскрывает перспективы выпускников с точки зрения трудоустройства и успешности в выбранной профессии и которая служит на пользу самим выпускникам, сообществу и развитию республики.
III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ
3.1. Получение образования по программе магистратуры допускается только в образовательной организации высшего образования и научной организации (далее – организация), а также вне организации (в форме самообразования).
3.2. Освоение программы магистратуры в организациях осуществляется в очной и заочной формах обучения.
Объем программы магистратуры составляет 120 зачетных единиц (далее – з.е.)*, вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы магистратуры с использованием сетевой формы, реализации программы магистратуры по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению (Приложение 1).
3.3. Срок освоения программы магистратуры по очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года. Объем программы магистратуры по очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ (в зачетных единицах), и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
3.4. Сроки освоения программы магистратуры, реализуемой в заочной форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год (по усмотрению образовательной организации на основании решения Ученого совета) по сравнению со сроком получения образования в очной форме обучения.
Объем программы магистратуры в заочной форме обучения, реализуемый за один учебный год, определяется образовательной организацией самостоятельно.
3.5 Срок получения образования по программе магистратуры при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения устанавливается образовательной организацией самостоятельно, но не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья срок получения образования по индивидуальным учебным планам может быть увеличен не более чем на один год.
Объем программы магистратуры за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану независимо от формы обучения не может составлять более 75 з.е.
3.6. При реализации программы магистратуры организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.7. Реализация программы магистратуры возможна с использованием сетевой формы.
3.8. Образовательная деятельность по программе магистратуры осуществляется на государственных языках Донецкой Народной Республики, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ МАГИСТРАТУРЫ
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает:
производственные и аналитические службы организаций различных отраслей;
органы государственной и муниципальной власти;
академические и ведомственные научно-исследовательские организации, центры социологических исследований;
аналитические и кадровые службы организаций различных отраслей;
аналитические службы органов государственной и муниципальной власти;
центры изучения общественного мнения;
рейтинговые, маркетинговые и рекламные центры и агентства;
консалтинговые компании;
образовательные организации системы высшего образования и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системах дополнительного образования.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры по направлению подготовки 39.04.01 Социология (квалификация: «магистр»):
научно-исследовательская деятельность;
проектная деятельность;
производственно-прикладная деятельность;
организационно-управленческая деятельность;
экспертно-аналитическая деятельность;
педагогическая деятельность.
При разработке и реализации программы магистратуры организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится магистр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
научно-исследовательская деятельность:
освоение и совершенствование теоретических и методологических подходов и исследовательских методов, в том числе методов сбора и анализа социологической информации;
планирование и подготовка научно-исследовательских работ в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры;
самостоятельный выбор, обоснование цели, задач и методов исследования по актуальной проблематике в профессиональной области и их реализация (проведение исследований);
обработка социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, а также критическая оценка результатов исследований;
интерпретация данных социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории;
самостоятельная подготовка обзоров, аннотаций, пресс-релизов;
подготовка отчетов, аналитических записок, профессиональных публикаций, информационных материалов и других итоговых документов социологического исследования;
представление результатов исследовательских работ, выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований;
изучение и критический анализ теории и практики в сфере социологии и иных гуманитарных наук;
прогнозирование изменений объектов профессиональной деятельности на основе результатов исследований;
проектная деятельность:
самостоятельная разработка методического инструментария, нормативных документов, информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности;
разработка и проведение исследований (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений;
разработка, реализация и распространение результатов проектов по изучению общественного мнения;
обеспечение научно-методического, технического и информационного обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, разработка рекомендаций для маркетинговых служб;
производственно-прикладная деятельность:
создание и поддержание нормативно-методической и информационной базы исследований с целью разработки и успешной реализации программ социального развития предприятий, учреждений, территорий и иных общностей;
идентификация потребностей и интересов социальных групп, предложение механизмов их согласования между собой и с социально-экономическими приоритетами развития социальных общностей (трудовых коллективов, территориальных общностей);
изучение актуальных проблем социального характера на предприятиях и в организациях;
самостоятельная разработка мероприятий, направленных на решение социальных проблем;
участие в формировании кадрового состава предприятий и учреждений, составление прогнозов потребности в кадрах;
участие в формировании индивидуальных карьерных планов, профессиональной ориентации и производственной адаптации занятых;
разработка систем оценки профессиональных компетенций работников и результатов их труда;
разработка рекомендаций по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности;
распространение социологических знаний, консультирование работников органов управления, предприятий, учреждений и организаций при решении социальных вопросов;
организационно-управленческая деятельность:
формирование и анализ информационных массивов, обеспечивающих мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности;
разработка программ, методик и организация социологических исследований, направленных на оценку результативности, эффективности и последствий программной и проектной деятельности органов управления;
организация управленческих процессов в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений;
организация и поддержание коммуникаций с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы;
организация и оптимизация работы исполнителей, принятие управленческих решений;
подготовка аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления;
работа с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций;
экспертно-аналитическая деятельность:
социологическая экспертиза разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, планов мероприятий, проектов нормативных правовых актов, методических материалов;
сбор и обработка аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, информационно-аналитических центров, общественных, средств массовой информации, социально-политических объединений, организаций и учреждений социальной, научной, политической и экономической сфер деятельности как государственной, так и других форм собственности;
информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информациии, аналитических центров;
осуществление диагностики, анализа и прогнозирования состояния социальной действительности;
осуществление диагностики, анализа и прогнозирования эффективности управленческих решений на всех уровнях управления;
разработка рекомендаций по решению социальных проблем и усовершенствованию социальной действительности;
разработка социально-политических аспектов в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации;
педагогическая деятельность:
практическое использование знаний основ педагогической деятельности в преподавании социологических и социально-гуманитарных дисциплин в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования;
организация учебного процесса, самостоятельная подготовка учебных программ, учебно-методической документации по курсам;
анализ и объяснение политических, социокультурных, экономических аспектов, роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса;
применение современных информационно-коммуникативных и сетевых технологий в учебном процессе.
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
5.1. В результате освоения программы магистратуры у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
5.2. Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-2);
способностью к коммуникации в устной и письменных формах на государственном и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3);
способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-4);
готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-5).
способностью работать в коллективе, понимать и толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);
способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной и профессиональной деятельности (ОК-8);
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-9);
способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуациях (ОК-10).
5.3. Выпускник, освоивший программу магистратуры должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):
способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);
способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые и профессионально профилированные знания основ философии и социально-гуманитарных наук (ОПК-2);
способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-3);
способностью использовать основные естественнонаучные законы для понимания окружающего мира и явлений природы (ОПК-4).
способностью пользоваться русским и иностранными языками как средством делового общения; владением навыками редактирования и перевода профессиональных текстов (ОПК-5);
способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, отчеты, представлять результаты работы с учетом особенностей потенциальной аудитории (ОПК-6);
способностью к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОПК-7).
5.4. Выпускник, освоивший программу магистратуры должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры:
в научно-исследовательской деятельности:
способностью и умением самостоятельно использовать знания и навыки по философии социальных наук, новейшим тенденциям и направлениям современной социологической теории, методологии и методам социальных наук применительно к задачам фундаментального или прикладного исследования социальных общностей, институтов и процессов, общественного мнения (ПК-1);
способностью самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии (в соответствии с профилем магистратуры) и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
способностью осваивать новые теории, модели, методы исследования, навыки разработки новых методических подходов с учетом целей и задач исследования (ПК-3);
способностью обрабатывать социальную, демографическую, экономическую и другую релевантной эмпирическую информацию с привлечением широкого круга источников на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, а также способностью осуществлять критическую оценку результатов исследований (ПК-4);
способностью интерпретировать данные социологических исследований, другой эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории (ПК-5);
способностью и готовностью профессионально составлять и оформлять научно-техническую документацию, научные отчеты, аналитические записки, осуществлять подготовку обзоров, аннотаций, пресс-релизов, представлять результаты исследовательской работы в виде профессиональных публикаций, информационных материалов и других итоговых документов социологического исследования с учетом особенностей потенциальной аудитории (ПК-6);
способностью прогнозировать изменения объектов профессиональной деятельности на основе результатов исследований (ПК-7);
в проектной деятельности:
способностью и готовностью самостоятельно разрабатывать методический инструментарий, нормативные документы, информационные материалы для осуществления исследовательской, аналитической и консалтинговой проектной деятельности (ПК-8);
способностью составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами (ПК-9);
способностью обрабатывать и анализировать социологические данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-10);
способностью и готовностью к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб, проведения социальной экспертизы политических и научно-технических решений (ПК-11);
способностью и готовностью осуществлять разработку и проведение исследований (самостоятельно или в составе проектного коллектива) по диагностике, оценке, оптимизации социальных показателей, процессов и отношений (ПК-12);
способностью разрабатывать, реализовывать и распространять результаты проектов по изучению общественного мнения (ПК-13);
способностью и готовностью обеспечивать научно-методическое, техническое и информационное обеспечение маркетинговых исследований для различных целевых аудиторий, разрабатывать рекомендации для маркетинговых служб (ПК-14);
в производственно-прикладной деятельности:
способностью и готовностью использовать знание методов и теорий социальных и гуманитарных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-15);
способностью использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-16);
способностью самостоятельно разрабатывать основанные на профессиональных социологических знаниях предложения и рекомендации по решению социальных проблем, а также разрабатывать механизмы согласования интересов социальных групп и общностей (ПК-17);.
способностью составлять прогнозы потребности в формировании кадрового состава предприятий и учреждений (ПК-18);
способностью разрабатывать и корректировать индивидуальные карьерные планы на основе систем оценки профессиональных компетенций работников, их профессиональной ориентации, производственной адаптации и результатов труда (ПК-19);
способностью разрабатывать рекомендации по совершенствованию форм организации труда на предприятиях и в учреждениях, улучшению условий трудовой деятельности (ПК-20);
в организационно-управленческой деятельности:
способностью использовать углубленные специализированные теоретические знания, практические навыки и умения для организации научных и научно-прикладных исследований, учебного процесса, экспертной, аналитической и консалтинговой деятельности (в соответствии с профилем магистратуры) (ПК-21);
способностью свободно пользоваться современными методами сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации (в соответствии с профилем магистратуры) для постановки и решения организационно-управленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности (ПК-22);
способностью формировать и анализировать информационные массивы, обеспечивающие мониторинг социальной сферы, разработку управленческого воздействия на нее и оценку эффекта управленческого воздействия, в том числе аудит источников информации с целью оценки их необходимости, достаточности и достоверности (ПК-23);
способностью работать с базами данных и информационными системами при реализации организационно-управленческих функций (ПК-24);
способностью разрабатывать программы, методики и осуществлять организацию социологических исследований, направленных на оценку результативности, эффективности и последствий программной и проектной деятельности органов управления (ПК-25);
способностью и готовностью организовывать управленческие процессы в органах власти и управления, органах местного самоуправления, административно-управленческих подразделениях организаций и учреждений (ПК-26);
способностью и готовностью организовывать и поддерживать коммуникации с научно-исследовательскими учреждениями и информационно-аналитическими службами по вопросам обмена информацией, научного консультирования и экспертизы (ПК-27);
способностью и готовностью организовывать и оптимизировать работу исполнителей, принятие управленческих решений (ПК-28);
способностью осуществлять подготовку аналитической информации для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления (ПК-29);
в экспертно-аналитической деятельности:
способностью и готовностью осуществлять социологическую экспертизу разработанных и принимаемых к реализации социальных программ, проектов, планов мероприятий, проектов нормативных правовых актов, методических материалов (ПК-30);
способностью и готовностью осуществлять сбор и обработку аналитической информации для органов государственного управления, местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и организаций, информационно-аналитических центров, общественных, средств массовой информации, социально-политических объединений, организаций и учреждений социальной, научной, политической и экономической сфер деятельности как государственной, так и других форм собственности (ПК-31);
способностью осуществлять информационное обеспечение практической деятельности государственных и общественных организаций, корпораций, средств массовой информациии, аналитических центров (ПК-32);
способностью осуществлять диагностику, анализ и прогнозирование состояния социальной действительности (ПК-33);
способностью и готовностью осуществлять диагностику, анализ и прогнозирование эффективности управленческих решений на всех уровнях управления (ПК-34);
способностью разрабатывать рекомендации по решению социальных проблем и усовершенствованию социальной действительности (ПК-35);
способностью и готовностью разрабатывать социально-политические аспекты в деятельности информационно-аналитических центров, общественных, государственных и муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации (ПК-36);
в педагогической деятельности:
способностью и умением использовать полученные знания в преподавании социологических дисциплин (углубленное знание основных школ и направлений, способность к социологической рефлексии) (ПК-37);
способностью и умением практически использовать знания основ педагогической деятельности в преподавании социологических и социально-гуманитарных дисциплин в образовательных организациях общего, профессионального и высшего образования (ПК-38);
способностью и умением анализировать и объясненять политические, социокультурные, экономические аспекты роли человеческого фактора, цивилизационной составляющей исторического процесса (ПК-39);
способностью и умением применять современные информационно-коммуникативные и сетевые технологии в учебном процессе (ПК-40).
5.5. При разработке программы магистратуры все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа магистратуры, включаются в набор требуемых результатов освоения программы магистратуры.
5.6. При разработке программы магистратуры организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы магистратуры на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.
5.7. При разработке программы магистратуры требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.
VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
6.1. Структура программы магистратуры включает обязательную (базовую) часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее – направленность (профиль) программы).
6.2. Основная образовательная программа магистратуры состоит из следующих учебных блоков (Приложение 2):
«Общенаучный блок», который включает общенаучные дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
«Профессиональный блок», включающий профессиональные дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.
Блок «Практики», который в полном объеме относится к вариативной части программы.
Блок «Государственная итоговая аттестация», который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утверждённого Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (Приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики №279 от 25.06.2015 г. Зарегистрирован Минюстом Донецкой Народной Республики, рег. №.284 от 14.07.2015 г.).
6.3. Каждый учебный блок имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую образовательной организацией. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в аспирантуре. Это обеспечивает возможность реализации программ магистратуры, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее – профиль программы).
6.4. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы магистратуры, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО, с учетом соответствующей примерной основной образовательной программы.
6.5. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы магистратуры, практики (в том числе НИР) определяют направленность (профиль) программы. Набор дисциплин (модулей) и практик (в том числе НИР), относящихся к вариативной части программы магистратуры, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ГОС ВПО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.
6.6. В Блок 3 «Практики», в том числе научно-исследовательская работа (НИР), входят учебная, педагогическая и производственная практики (в том числе преддипломная), а также научно-исследовательская работа.
Преддипломная практика проводится для выполнения магистерской диссертации и является обязательной.
При разработке программ магистратуры организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа магистратуры.
Учебная практика проводится в следующих формах: технологическая.
Способы проведения учебной практики: стационарная.
Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.
Производственная практика проводится в следующих формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (научно-исследовательская практика), научно-исследовательская работа.
Способы проведения производственной практики: стационарная, выездная, выездная полевая.
Учитывая то, что педагогическая деятельность является одним из видов профессиональной деятельности, в программу магистратуры должна быть включена педагогическая (научно-педагогическая) практика в образовательной организации.
При проектировании программ магистратуры образовательная организация выбирает формы проведения практик в зависимости от видов деятельности, на которые ориентирована образовательная программа. Образовательная организация имеет право установить иные формы проведения практик дополнительно к установленным в настоящем документе.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик согласуется с требованием их доступности для данных обучающихся.
6.7. В Блок 4 «Итоговая государственная аттестация» входит защита магистерской диссертации, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также комплексный квалификационный государственный экзамен, включая подготовку и сдачу экзамена.
6.8. В случае реализации программ магистратуры с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий проведение практик и государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.
6.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении программ магистратуры в очной форме обучения составляет 16 академических часов, в указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре; при реализации обучения по индивидуальному плану, в том числе ускоренного обучения, максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю устанавливается образовательной организацией самостоятельно.
6.10. При разработке программы магистратуры обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов вариативной части блоков 1 и 2.
6.11. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по блокам 1 и 2 должно составлять не более 60 процентов от общего количества аудиторных занятий, отведенных на реализацию каждого блока.
6.12. Порядок проектирования и реализации программ магистратуры определяются образовательной организацией на основе:
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по программам бакалавриата, программам магистратуры;
Порядка проведения государственной итоговой аттестации по программам магистратуры;
Положения о практической подготовке (практике) обучающихся, осваивающих образовательные программы высшего образования.
VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 39.04.01 СОЦИОЛОГИЯ (КВАЛИФИКАЦИЯ: «МАГИСТР»)
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующих образовательных технологий.
Образовательные организации высшего профессионального образования обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. Общесистемные требования к реализации программы магистратуры.
7.2.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.
7.2.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и к электронной информационно-образовательной среде организации.
Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»).
Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:
доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;
фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы магистратуры;
проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;
взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».
Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Донецкой Народной Республики.
7.2.3. В случае реализации программы магистратуры в сетевой форме требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы магистратуры в сетевой форме.
7.2.4. В случае реализации программы магистратуры на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы магистратуры должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.
7.2.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, установленным на территории Донецкой Народной Республики.
7.2.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 60% от общего количества научно-педагогических работников организации.
7.2.7. Среднегодовое число публикаций научно-педагогических работников организации за период реализации программы магистратуры в расчете на 100 научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должно составлять не менее 20 в журналах, индексируемых в наукометрических базах данных.
7.3. Требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры.
7.3.1. Реализация программы магистратуры должна обеспечиваться руководящими и научно-педагогическими кадрами организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы магистратуры на условиях гражданско-правового договора.
7.3.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу магистратуры, должна составлять не менее 70 процентов.
7.3.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Донецкой Народной Республики) и (или) ученое звание в общем числе научно-педагогических работников, реализуемых программу магистратуры, должна быть не менее 80 процентов.
7.3.4. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы магистратуры (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе научно-педагогических работников, реализуемых программу магистратуры, должна быть не менее 5 процентов.
7.3.5. Общее руководство научным содержанием программы магистратуры определенной направленности (профиля) должно осуществляться штатным научно-педагогическим работником организации, имеющим ученую степень, осуществляющим самостоятельные научно-исследовательские проекты по направлению подготовки, имеющим ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской деятельности в ведущих отечественных и зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях, а также осуществляющим ежегодную апробацию результатов указанной научно-исследовательской деятельности на национальных и международных конференциях.
7.4. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы магистратуры.
7.4.1. Образовательная организация, реализующая программу магистратуры должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных учебным планом образовательной организации и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
7.4.2. Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы магистратуры, включает в себя:
учебные аудитории для проведения лекций, практических и семинарских занятий;
лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности;
помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования.
7.4.3. Реализация программы магистратуры должна обеспечиваться доступом каждого студента к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин основной образовательной программы.
7.4.4. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ к их фондам не менее 25 % обучающихся по программе магистратуры.
7.4.5. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.
Изменяется на основании: Приказ №77-НП от 25.05.2020
Начальная версия от 24.11.2016