watermark
Перейти к текущей редакции Печать

Вид документа: Приказ

Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Министерство транспорта Донецкой Народной Республики

Дата документа: 12.02.2016

Номер документа: 86

Дата государственной регистрации: 02.03.2016

Регистрационный номер: 1053

Заголовок документа: Об утверждении Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве

Действие документа: Архивная версия

Классификатор: 090.070.020 - Управление в сфере транспорта, 090.070.080 - Дорожное хозяйство

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/, 09.03.2016

Дополнительные сведения:

Количество страниц:

watermark
НПА ДНР

Министерство транспорта
Донецкой Народной Республики

 

Приказ

12.02.2016
№86
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1053
от   «02» марта 2016  г.
Об утверждении Порядка аккредитации и требований к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве

Во исполнение части десятой статьи 19 Закона Донецкой Народной Республики «О транспорте», на основании пункта 5.4., абзаца девятого пункта 6.2. «Правила Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденные Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики «О создании Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве» от 08.05.2015 № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 03.06.2015 за № 182, пункта 2.3.20. Положения о Министерстве транспорта Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.10.2014 № 40-8, с целью установления требований к испытательным лабораториям (центрам) и определения порядка их аккредитации

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить Порядок аккредитации и требования к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве — ССТ ДНР 07-2016 (прилагается).

2. Отделу правового обеспечения и законопроектной деятельности совместно с Департаментом технического регулирования и лицензирования подготовить юридическое заключение и подать настоящий Приказ в установленном порядке на государственную регистрацию в Министерство юстиции Донецкой Народной Республики.

3. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

4. Настоящий Приказ вступает в законную силу со дня его официального опубликования.

Министр транспорта
С.А. Кузьменко
НПА ДНР
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1053
от   «02» марта 2016  г.

ПОРЯДОК АККРЕДИТАЦИИ И ТРЕБОВАНИЯ К ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ ЛАБОРАТОРИЯМ (ЦЕНТРАМ) В СИСТЕМЕ СЕРТИФИКАЦИИ НА ТРАНСПОРТЕ И В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

І. Область применения

Порядок аккредитации и требования к испытательным лабораториям (центрам) в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – Порядок) устанавливает основные требования, которым должна соответствовать испытательная лаборатория (центр) (далее – ИЛ), чтобы быть признанной в качестве компетентной организации для проведения испытаний с целью сертификации объектов транспорта и дорожного хозяйства, и порядок ее аккредитации.

Настоящий Порядок предназначен для руководства и использования в Системе сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее — Система сертификации ДОНТРАНССЕРТ) с целью признания результатов аккредитации участниками Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ, участниками других систем сертификаций и аккредитаций, потребителями.

ІІ. Определения

В настоящем Порядке применяются термины в соответствии с нормативным правовым актом «Правила Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Основные положения», утвержденным Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики «О создании Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве» от 08.05.2015 № 144, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 06.06.2015 за № 182, нормативным правовым актом «Система сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве. Требования к органам по сертификации и порядок их аккредитации», утвержденным Приказом Министерства транспорта Донецкой Народной Республики «Об утверждении документа Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве» от 08.10.2015 № 520, зарегистрированным в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 30.10.2015 за № 692, Правилами по межгосударственной стандартизации ПМГ 39-2001 «Система сертификации на железнодорожном транспорте. Требования к испытательным центрам (лабораториям) и порядок их аккредитации», принятыми Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол № 19-2001 от 24.05.2001) и Советом по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества Независимых Государств (протокол 25-го заседания Совета по железнодорожному транспорту государств — участников Содружества от 29.11.1999).

ІІІ. Общие положения

3.1. Аккредитация ИЛ осуществляется в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики и настоящим Порядком органом по аккредитации Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ (далее – орган по аккредитации).

3.2. ИЛ имеет право на проведение испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) в сфере транспорта и дорожного хозяйства только после того, как ИЛ прошла аккредитацию в соответствии с настоящим Порядком и получила зарегистрированный в Реестре Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – Реестр Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ) аттестат аккредитации.

3.3. Деятельность ИЛ должна осуществляться в соответствии с положением об ИЛ и настоящим Порядком на основе аттестата аккредитации, выдаваемого органом по аккредитации.

IV. Права и обязанности ИЛ

4.1. ИЛ имеет право:

проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с областью аккредитации (в случае аккредитации только на техническую компетентность – под контролем представителя органа по сертификации либо уполномоченного сотрудника экспертного центра по сертификации (другого компетентного лица) органом по сертификации, при наличии доверенности на соответствующий вид работ;

осуществлять выдачу протоколов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

разрабатывать методики испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

устанавливать форму протокола испытаний (с учетом требований пункта 8.1.13. настоящего Порядка);

передавать часть проводимых работ другим аккредитованным ИЛ на условиях субподряда;

принимать участие в отборе образцов для испытаний;

привлекать на договорной основе для участия в проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) специалистов ведущих организаций транспорта, промышленности, республиканских органов по сертификации и аккредитации и других предприятий и организаций;

устанавливать порядок проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), входящих в область его аккредитации;

полностью или частично отказаться от аккредитации, уведомив об этом орган по аккредитации не менее чем за два месяца до окончания срока действия аттестата аккредитации;

расширять в установленном порядке область аккредитации;

ссылаться на аттестат аккредитации в различных документах, проспектах и других рекламных материалах;

участвовать в разработке и совершенствовании нормативных правовых актов, устанавливающих требования к объектам сертификации (испытуемым объектам) и методам испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

вносить предложения по разработке и совершенствованию основополагающих документов Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

4.2. ИЛ обязана:

руководствоваться в своей деятельности по проведению испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) законодательством Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами и организационно-методическими документами Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ, а также настоящим Порядком;

соответствовать критериям аккредитации, установленным настоящим Порядком;

проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) согласно предусмотренным правилам в пределах установленной области аккредитации;

выдавать протоколы испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) только установленного при аккредитации ИЛ образца;

постоянно поддерживать соответствие критериям, установленным при аккредитации;

обеспечивать достоверность и объективность результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивать условия, исключающие возможность влияния заинтересованных лиц на результаты испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

принимать на испытания для целей сертификации только те образцы, которые четко идентифицированы как типовые представители сертифицируемых объектов сертификации (испытуемых объектов) изготовителя (поставщика), изготавливаемые по той же документации и на том же производстве, что и объекты сертификации (испытуемые объекты), поставляемые потребителю;

уведомлять заказчика о намерении поручить проведение части работ другой аккредитованной ИЛ и согласовывать с ним проведение таких работ;

не использовать статус аккредитованной ИЛ по истечении срока действия аттестата аккредитации и при проведении работ, не входящих в установленную область аккредитации;

вести учет всех претензий, предъявляемых по результатам проведенных работ;

обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в процессе проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивать учет и хранение доказательных документов и рабочих материалов, подтверждающих результаты испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивать, если это целесообразно и возможно технически, хранение испытанных образцов в течение срока действия сертификата соответствия (для сложных изделий обеспечивать прослеживаемость испытанных образцов в эксплуатации);

вести учет и хранить информацию о компетентности других организаций, проводивших работы на условиях субподряда, и о работах, проводимых такими организациями;

обеспечивать заказчикам беспрепятственный доступ к информации об услугах ИЛ и процедурах проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

исключать в своей деятельности какую-либо дискриминацию по отношению к заказчикам, предоставлять им возможность ознакомления с организацией работ и техническим оснащением ИЛ;

иметь регламентированный порядок рассмотрения апелляций, жалоб;

сообщать в орган по аккредитации о всех изменениях в статусе, организационной структуре и документах ИЛ, которые могут повлиять на объективность и достоверность результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

представлять в орган по аккредитации информацию о деятельности ИЛ;

своевременно оплачивать работы по инспекционному контролю;

обеспечивать представителям органа по аккредитации необходимые условия для проведения инспекционного контроля за деятельностью ИЛ.

V . Правовой статус и организационная структура ИЛ

5.1. В качестве ИЛ в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ могут быть аккредитованы технически компетентные и признанные независимыми от изготовителей (поставщиков, исполнителей) и потребителей юридические лица, структурные подразделения юридических лиц, независимо от их отраслевой принадлежности, организационно-правовой формы и формы собственности, соответствующие требованиям, установленным настоящим Порядком.

Возможна аккредитация ИЛ только в качестве технически компетентной ИЛ при условии проведения испытаний под контролем сотрудника органа по сертификации либо сотрудника экспертного центра по сертификации, имеющего доверенность органа по сертификации.

5.2. ИЛ должна обеспечить органу по сертификации беспрепятственный доступ к информации о предоставляемых им услугах и процедурах проведения испытаний. Орган по сертификации не должен выдвигать неприемлемых для заявителя финансовых или иных условий, не обусловленных объективными причинами.

5.3. Организационная структура ИЛ должна гарантировать ее беспристрастность и обеспечивать четкое выполнение всех ее функций, в первую очередь процедуры проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с заявленной областью аккредитации.

5.4. При аккредитации ИЛ, входящей в состав юридического лица, ее структура должна быть определена приказом юридического лица, подающего заявку на аккредитацию.

В приказе о создании ИЛ должен быть назначен руководитель ИЛ и оговорено его право использования печати юридического лица для утверждения выдаваемых ИЛ протоколов сертификационных испытаний.

5.5. ИЛ должна иметь постоянный (штатный) квалифицированный и прошедший специальную подготовку и аттестацию персонал, возглавляемый руководителем ИЛ.

Под штатным персоналом ИЛ, которая является структурным подразделением юридического лица, понимается штатный персонал данного юридического лица, который входит в организационную структуру ИЛ.

Допускается, чтобы сотрудники ИЛ имели две должности: одну в рамках структуры ИЛ, аккредитованной в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ, а вторую – в иных структурных подразделениях юридического лица, структурным подразделением которого является ИЛ.

5.6. Организационная структура ИЛ должна включать:

руководство ИЛ, обеспечивающее выполнение всех необходимых функций управления;

лицо, ответственное за связь с органом по аккредитации (назначается приказом юридического лица);

управляющий коллегиальный орган (при необходимости);

исполнительные подразделения, осуществляющие проведение испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обеспечивающие подразделения, осуществляющие нормативное, метрологическое, информационное, организационное, финансово-бухгалтерское, архивное, юридическое, материально-техническое и иные виды обеспечения деятельности ИЛ. Для ИЛ, являющихся структурным подразделением юридического лица, в качестве обеспечивающих подразделений могут выступать соответствующие структурные подразделения данного юридического лица при наличии необходимых распорядительных документов руководства юридического лица;

схему взаимодействия с другими участниками Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ;

группы внештатных экспертов и специалистов (при необходимости).

VІ. Управляющий коллегиальный орган

Управляющий коллегиальный орган обеспечивает коллегиальное руководство деятельностью ИЛ в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком, и процедурами проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

Управляющий коллегиальный орган целесообразно создавать в крупных многопрофильных ИЛ.

Основными функциями управляющего коллегиального органа являются:

формирование технической политики, определяющей деятельность ИЛ;

контроль за реализацией принятой политики;

контроль за установлением тарифов на работы и услуги, предоставляемые ИЛ;

утверждение в необходимых случаях состава внештатных специалистов, привлекаемых к проведению испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

VІІ. Финансирование деятельности ИЛ

7.1. Основой финансирования деятельности ИЛ являются средства, поступающие за выполненные ими работы и предоставленные услуги. Приобретение испытательного оборудования и средств измерений, обучение персонала, работы по расширению области аккредитации ИЛ могут осуществляться за счет юридического лица, в структуре которого создана ИЛ.

7.2. Порядок оплаты работ и услуг, предоставляемых ИЛ, должен соответствовать требованиям, установленным в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

VIII. Критерии аккредитации ИЛ

8.1. При оценке компетентности ИЛ должна отвечать следующим требованиям, предусмотренным пунктами 8.2.8.20. настоящего Порядка.

8.2. Юридическое лицо (его структурное подразделение) должно соответствовать критерию аккредитации на независимость.

ИЛ, входящие в структуру научно-исследовательских, учебных, проектных и проектно-конструкторско-технологических организаций, иных компетентных организаций транспорта и промышленности, признаются независимыми при соблюдении следующих условий:

устав (положение) организации (структурного подразделения) подтверждает ее статус как третьей (независимой) стороны в сфере заявляемой области аккредитации;

наличие утвержденной организационной структуры, обеспечивающей выполнение работ и предоставление услуг в заявленной области аккредитации;

наличие отдельного счета в банке или внутреннего субсчета.

ИЛ, входящие в структуру предприятий-изготовителей, могут быть признаны независимыми в части проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) других предприятий-изготовителей, если документально подтверждено, что:

виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитации, не изготавливаются на предприятии-заявителе на аккредитацию;

предприятие-заявитель на аккредитацию не связано никакими коммерческими отношениями с предприятиями, изготавливающими виды однородной продукции, заявляемые в области аккредитации.

Окончательное решение о признании статуса независимости ИЛ принимается органом по аккредитации.

8.3. При оценке технической компетентности ИЛ должна соответствовать следующим критериям:

быть укомплектована персоналом, соответствующим пункту 8.4. настоящего Порядка, обладающим определенным опытом работы с нормативными документами, опытом работы в области испытаний и оценки качества объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с заявленной областью аккредитации;

иметь аттестованное испытательное оборудование, поверенные или калиброванные средства измерений в соответствии с установленными требованиями, позволяющие проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с областью аккредитации;

иметь подробные утвержденные процедуры проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), учитывающие специфику средств испытаний ИЛ и ее организационную структуру;

иметь возможность продемонстрировать при аккредитации практическое проведение контрольных испытаний в соответствии с организационно-методическими документами ИЛ;

иметь необходимые помещения для проведения работ, предоставления услуг и средства обеспечения в них параметров окружающей среды, соответствующих установленным требованиям;

выполнять испытания объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с областью аккредитации;

предотвращать коммерческое, финансовое или другое давление на персонал ИЛ, способное оказать влияние на результаты испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обладать компетентностью, позволяющей объективно и достоверно проводить испытания объектов сертификации (испытуемых объектов);

иметь актуализированный фонд нормативных правовых актов и нормативных документов, устанавливающих требования к объектам сертификации (испытуемым объектам) и методы испытаний;

иметь систему регистрации результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) и хранения материалов, подтверждающих результаты проведенных испытаний;

иметь утвержденную функционирующую систему управления качеством.

8.4. Штат ИЛ должен насчитывать не менее трех работников (при согласовании с органом по аккредитации возможен меньший штат), для которых работа в ИЛ является основным местом работы.

Персонал должен иметь высшее или среднее специальное профессиональное образование по профилю, соответствующему области аккредитации, опыт работы и стаж в области проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) не менее трех лет либо высшее или среднее образование и профессиональную подготовку по профилю, соответствующему области аккредитации, и стаж работы в области аккредитации не менее трех лет, если иное не установлено законодательством Донецкой Народной Республики.

Персонал ИЛ, непосредственно участвующий в проведении испытаний, должен пройти специальную подготовку и быть аттестованным в установленном порядке на право проведения испытаний.

Аттестация персонала ИЛ может проводиться специализированными учебными центрами либо руководством ИЛ в соответствии с действующим законодательством Донецкой Народной Республики.

Для персонала ИЛ, входящего в состав юридического лица, аттестация должна проводиться по графику, согласованному руководством данного юридического лица, с учетом требований Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

При проведении аттестации в обязательном порядке должны проверяться знания персонала ИЛ в части правил проведения сертификационных испытаний в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

Ведущие специалисты (руководители испытаний, руководители бригад) ИЛ должны иметь глубокие теоретические знания, значительный (не менее пяти лет) опыт самостоятельной работы в области испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), обладать определенными организаторскими способностями, умением работать с коллективом и мобилизовать его на качественную и эффективную работу.

После аккредитации ИЛ в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ руководители исполнительных подразделений должны пройти обучение, стажировку в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ в порядке, установленном республиканским органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализацию государственной политики в сфере транспорта.

Персонал, временно привлекаемый к работам ИЛ на основе трудовых договоров или контрактов, не должен иметь заинтересованности в получении определенного результата при выполнении работ или предоставлении услуг.

Персонал ИЛ должен постоянно повышать свои знания и совершенствовать навыки, необходимые для качественного выполнения возложенных на него должностных обязанностей.

ИЛ должна вести и постоянно актуализировать учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого сотрудника.

ИЛ должна иметь графики повышения квалификации и аттестации штатного персонала.

Все сотрудники ИЛ должны осуществлять свою деятельность в соответствии с должностными инструкциями. Специалисты ИЛ заполняют декларацию по форме, приведенной в приложении 1, и руководствуются в своей работе методиками испытаний соответствующих объектов сертификации (испытуемых объектов), руководством по качеству ИЛ, должностными инструкциями, требованиями, предъявляемыми к специалистам.

В документах ИЛ должны быть предусмотрены меры дисциплинарной ответственности за нарушение специалистом ИЛ положений должностной инструкции и (или) декларации.

8.5. Помещения для проведения испытаний и работы персонала должны соответствовать по производственной площади, общему состоянию и обеспечиваемым в них условиям (температура, влажность, чистота воздуха, освещенность, звуко- и виброизоляция, защита от излучений магнитного, электрического и других физических полей), инженерному обеспечению (снабжение электроэнергией, водой, сжатым воздухом, теплом, хладагентами и другое) требованиям применяемых методик испытаний, правилам техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии.

ИЛ должна иметь заключения уполномоченных организаций о соответствии помещений для проведения испытаний и работы персонала санитарным нормам и правилам, требованиям безопасности труда и охраны окружающей среды.

Доступ к местам проведения испытаний и рабочим местам персонала должен находиться под контролем. Входные двери должны быть оборудованы замками и при необходимости приспособлениями для их опечатывания.

Доступ лиц, не относящихся к персоналу ИЛ, должен быть ограничен и может осуществляться только по разрешению руководства ИЛ.

Должны быть предусмотрены меры по поддержанию должного порядка в помещениях и их периодической уборке.

В помещениях ИЛ должна находиться спецодежда для персонала и посетителей, если этого требуют условия проведения испытаний и (или) условия окружающей среды.

Во всех помещениях должны быть таблички с указанием номера и назначения помещения, фамилии ответственного за обеспечение в них надлежащих условий.

8.6. Проведение испытаний в условиях окружающей среды, не соответствующих установленным требованиям, не допускается.

8.7. ИЛ должна иметь в своем распоряжении испытательное оборудование и расходные материалы, необходимые для проведения испытаний, а также средства измерений параметров, определенных областью аккредитации. Характеристики испытательного оборудования и средств измерений должны соответствовать установленным требованиям на методы испытаний, указанных в области аккредитации.

При необходимости может быть предусмотрена возможность использования аттестованного испытательного оборудования и поверенных средств измерений других организаций. Объем сертификационных испытаний, выполняемых на таком испытательном оборудовании и (или) с использованием средств измерений, как правило, не должен превышать 25 % объема всех сертификационных испытаний, выполняемых по каждому виду объектов сертификации (испытуемых объектов). В виде исключения допускается по согласованию с органом по аккредитации использование большего объема испытательного оборудования и (или) средств измерений в случае, если перевозка объекта сертификации (испытуемого объекта) на территорию ИЛ невозможна или нецелесообразна в силу веских причин (например, при крупногабаритных объектах сертификации (испытуемых объектов) и больших расстояниях перевозки), а доставка испытательного оборудования и (или) средств измерений ИЛ к объекту испытаний так же невозможна или нецелесообразна (например, при крупногабаритном испытательном оборудовании и (или) средствах измерений и чрезмерном увеличении общей стоимости проведения сертификационных испытаний).

ИЛ использует испытательное оборудование и средства измерений других организаций на основании оплатного договора, в котором обязательно должна быть определена сторона, которая обеспечивает (финансирует) поддержание работоспособного состояния испытательного оборудования и средств измерений (аттестацию, поверку, калибровку, ремонт и другое).

Испытательное оборудование и средства измерений должны содержаться в условиях, определенных эксплуатационной документацией и обеспечивающих их сохранность и защиту от повреждений и внешних воздействующих факторов.

Каждая единица испытательного оборудования и средств измерений должна быть зарегистрирована (организована система учета). Регистрационный документ на каждую единицу оборудования должен включать следующие сведения:

наименование и вид;

наименование страны изготовителя, предприятия изготовителя (фирмы), обозначение типа (марки), заводской и (или) инвентарный номера;

даты изготовления, получения и ввода в эксплуатацию;

состояние при покупке (новое, бывшее в употреблении, после ремонта и другое);

место нахождения в ИЛ (при необходимости);

данные о неисправностях, ремонте и техническом обслуживании;

данные о проведении аттестации, поверки и калибровки.

Для оборудования, требующего периодического технического обслуживания, должны быть разработаны и утверждены инструкции и графики технического обслуживания.

Испытательное оборудование должно проходить периодическую аттестацию, а средства измерений — периодическую поверку или калибровку в установленном порядке.

В ИЛ должен быть установлен и задокументирован порядок проведения аттестации испытательного оборудования, поверки и калибровки средств измерений, в котором должны быть отражены полномочия ИЛ в части проведения этих работ собственными силами.

Неисправное испытательное оборудование и средства измерений должны сниматься с эксплуатации и этикетироваться соответствующим образом, указывающим на их непригодность для выполнения своих функций.

Методики аттестации и поверки должны быть аттестованы в установленном порядке соответствующими компетентными органами.

Средства измерений должны иметь клейма (ярлыки, этикетки) с указанием даты последней поверки (калибровки).

ИЛ должна располагать утвержденными процедурами и средствами для проведения ремонта испытательного оборудования и средств измерений в пределах своей компетенции, а также иметь договора или другие документы на выполнение остальных форм ремонта в специализированных организациях.

8.8. ИЛ должна располагать документированными программами испытаний.

Программы испытаний обязательно должны содержать следующие разделы:

область применения;

объект испытаний;

цель испытаний;

номенклатура контролируемых характеристик;

виды и последовательность испытаний;

условия проведения испытаний;

отчетность;

распределение обязанностей и ответственности участников испытаний.

8.9. ИЛ должна располагать аттестованными в установленном порядке методиками проведения испытаний, которые в свою очередь должны содержать следующие разделы:

область применения;

объект испытаний;

определяемые характеристики;

метод испытаний;

условия проведения испытаний;

средства проведения испытаний;

процедуры отбора образцов;

процедура испытаний;

представление данных испытаний;

обработка результатов испытаний и оценка их точности;

оформление результатов испытаний;

требования безопасности и охрана окружающей среды.

В качестве методик проведения испытаний могут применяться процедуры, изложенные в нормативных актах или нормативных правовых актах, в случае, если они удовлетворяют приведенным выше требованиям и степень подробности изложенных в них действий достаточна для качественного проведения испытаний.

8.10. ИЛ должна располагать нормативными правовыми актами и нормативными документами, указанными в заявленной области аккредитации (технические регламенты, государственные стандарты, стандарты отраслей, иные нормативные правовые акты в сфере сертификации, устанавливающие требования к объектам сертификации (испытуемым объектам)), а также основополагающими документами в области стандартизации, сертификации, метрологии, испытаний и управления качеством.

8.11. ИЛ должна иметь следующий комплект организационно-методических документов:

актуализированный настоящий Порядок на бумажном носителе;

паспорт ИЛ по форме, приведенной в приложении 2;

положение об ИЛ по форме, приведенной в приложении 3;

необходимые для осуществления деятельности ИЛ нормативные правовые акты в сфере обеспечения единства измерений;

требования по охране труда и правила техники безопасности;

нормативные документы или нормативные правовые акты, указанные в заявленной области аккредитации;

комплект документов системы управления качеством, включая руководство по качеству ИЛ;

должностные инструкции персонала ИЛ.

8.12. ИЛ должна располагать системой учета, контроля и актуализации документов, обеспечивающей:

наличие у персонала ИЛ учтенных экземпляров актуализированных документов;

своевременное внесение в документы соответствующих изменений;

своевременное изъятие устаревших документов;

своевременное оповещение органа по аккредитации и заинтересованных участников сертификации о внесении в документы ИЛ изменений.

8.13. ИЛ должна поддерживать в рабочем состоянии систему регистрации и протоколирования. Протоколы и регистрационные записи должны показывать, каким образом была выполнена каждая процедура при проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), включая отчеты о проведенных работах и доказательную документацию. Все протоколы и регистрационные записи должны надежно храниться в течение установленного срока при соблюдении конфиденциальности по отношению к интересам заявителя.

В журнал регистрации должны быть занесены следующие сведения:

дата поступления заявки и результаты ее рассмотрения;

протоколы испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) по форме, приведенной в приложении 4;

дата поступления и результаты рассмотрение апелляций;

результаты инспекционного контроля органа по аккредитации за деятельностью ИЛ;

результаты внешних и внутренних проверок системы качества ИЛ.

Система регистрации и протоколирования должна обеспечивать регистрацию первичных данных и их прослеживаемость. Регистрации подлежат все производимые в обеспечение испытаний расчеты и другие данные, необходимые для подтверждения результатов работ.

При регистрации данных следует обеспечить исключение субъективности и максимально возможную автоматизацию процессов регистрации.

Объем и содержание зарегистрированной информации, предназначенной для хранения, должны обеспечивать возможность сопоставления результатов испытаний при повторном их проведении.

На всех стадиях регистрации и выдачи результатов испытаний должна быть обеспечена юридическая правомерность документирования (исключение не заверенных в установленном порядке исправлений, идентификация подписей, печатей, дат и другое).

При ручной регистрации первичных данных испытаний должны использоваться журналы регистрации, бланки, протоколы установленной формы, в которые вносится, в том числе следующая информация:

сведения об объекте испытаний;

дата и время внесения записи;

наименование, значение и единица зафиксированного параметра;

данные об использованных средствах измерений или методах объективного контроля;

параметры окружающей среды;

параметры систем, обеспечивающих функционирование объекта испытаний (напряжение питания, давление, расход рабочего тела, скорость (ускорение) и другое);

подпись лица, осуществившего запись.

8.14. Система управления качеством ИЛ должна быть документально оформлена и введена в действие.

Руководство по качеству ИЛ должно содержать:

заявление о политике в области качества;

краткое описание правового статуса ИЛ;

сведения о деятельности ИЛ и ее полномочиях, включая данные об управляющем коллегиальном органе (при его наличии);

сведения о штатном и внештатном персонале ИЛ (образование, квалификация, опыт работы, выполняемые обязанности и полномочия, дата подписания декларации);

сведения о системе непрерывного повышения квалификации и аттестации персонала, занятого в проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

полный перечень документов системы управления качеством ИЛ;

описание организационной структуры с указанием подчиненности, ответственности и распределения полномочий персонала;

сведения о порядке поддержания в надлежащем состоянии испытательного оборудования и средств измерений, в том числе и арендованных;

правила процедуры и порядок организации и проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), в том числе корректирующие действия при выявлении несоответствий в процессе испытаний;

сведения о процедуре оценки и проверки компетентности субподрядчиков;

сведения о порядке подачи и рассмотрении апелляций, в том числе технического характера;

процедуру внутренних проверок системы управления качеством и осуществления корректирующих мероприятий;

инструкции по обеспечению конфиденциальности;

требования к отчетной документации;

порядок организации и ведения архивов;

описание информационного обеспечения работ ИЛ.

Требования, изложенные в настоящем пункте, могут быть приведены непосредственно в руководстве по качеству либо в других документах системы управления качеством, на которые должны быть приведены соответствующие ссылки.

8.15. ИЛ обязана обеспечивать архивное хранение следующих официальных материалов, документов и данных, связанных с проведением испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов):

заявки на проведение работ;

договорные и финансовые документы;

акты приемки изделий на испытания;

заверенные копии актов отбора образцов;

акты идентификации;

первичные данные, не вошедшие в протокол испытаний;

протоколы испытаний;

сведения о наладке и о техническом обслуживании оборудования;

расчетные материалы;

переписка с заказчиком;

другие документы и материалы, подтверждающие результаты испытаний.

Архивы должны храниться в опечатанных шкафах, приспособленных для хранения документов. Условия хранения должны обеспечивать сохранность документов в течение всего срока хранения.

Условия хранения должны также обеспечивать компактность архивов, минимальное время доступа и поиска необходимых документов.

Архивные помещения должны быть оборудованы оперативными средствами для снятия необходимых копий архивных документов.

Сотрудник, ответственный за формирование и ведение архива, назначается приказом юридического лица.

Материалы, направляемые в архив, должны формироваться в соответствующие дела, комплектуемые для каждого объекта испытаний.

Каждому делу должен быть присвоен свой регистрационный номер. Каждое дело формируется в папке с жесткими обложками, приспособленными для подшивки и длительного хранения документов. В каждой папке должна быть вложена опись, содержащая перечень хранящихся документов с указанием порядковых номеров листов.

В деле в обязательном порядке должны присутствовать первичные данные испытаний. В случае если первичные данные не попали в протокол непосредственно (например, в случае расчета среднего значения оцениваемой величины и занесения только его в протокол) они должны быть официально переданы в дело по установленной форме с подписью ответственного исполнителя.

Документы и данные, содержащиеся в деле, прошиваются, и дело опечатывается соответствующей печатью юридического лица.

В случае если первичные данные, полученные в результате испытаний, хранятся в виде, не позволяющем хранить их в деле (например, данные на магнитном носителе), то они должны быть идентифицированы и храниться с применением способа, исключающего несанкционированный доступ или непреднамеренное искажение. В соответствующих разделах дела должны быть сделаны ссылки, позволяющие быстро и безошибочно найти такие данные.

Обозначение дела и порядковый номер тома наносят на лицевую сторону папки и на ее корешок несмываемой краской контрастного по отношению к цвету папки цвета.

8.16. ИЛ должна обеспечить конфиденциальность информации, получаемой в процессе проведения испытаний.

ИЛ должна располагать утвержденными правилами обеспечения конфиденциальности информации, полученной в процессе проведения работ, которые должны быть доведены до всех сотрудников под роспись.

Материалы по испытаниям объектов сертификации (испытуемых объектов) должны находиться у лиц, официально уполномоченных на проведение соответствующих работ. Ознакомление с указанными материалами других сотрудников или представителей сторонних организаций может проводиться только по письменному распоряжению руководителя ИЛ.

Документы и материалы, сданные на архивное хранение, выдаче не подлежат. При необходимости с них может быть сделана копия по письменному распоряжению руководителя ИЛ.

Вся конфиденциальная информация должна храниться в закрывающихся и опечатываемых шкафах, а работа с ней должна проводиться в помещениях, исключающих несанкционированный доступ посторонних лиц.

8.17. ИЛ должна иметь полный перечень (реестр) выданных протоколов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) с указанием заявителей, доступный для всех заинтересованных лиц и организаций.

Информационное обеспечение деятельности ИЛ должно обеспечивать прослеживаемость результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

Основой информационного обеспечения деятельности ИЛ является банк данных, включающий следующие массивы информации:

организационно-методические документы ИЛ, включая документы системы управления качеством;

нормативные правовые акты  и нормативные  документы в соответствии с областью аккредитации ИЛ;

сведения об объектах сертификации (испытуемых объектов), испытания которых проводила ИЛ;

сведения об аккредитованных ИЛ-субподрядчиках;

справочно-информационные материалы в области стандартизации, сертификации, метрологии, испытаний и управления качеством объектов сертификации (испытуемых объектов).

8.18. ИЛ не должна заниматься деятельностью, способной подорвать доверие в отношении её независимости и беспристрастности при проведении испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов).

8.19. ИЛ должна располагать регламентированным порядком рассмотрения апелляций, жалоб.

8.20. ИЛ должна осуществлять не реже двух раз в год внутреннюю проверку (самооценку) своей деятельности на предмет ее соответствия установленным при аккредитации критериям.

Такие проверки должны быть зарегистрированы, а их результаты и принятые по ним корректирующие мероприятия должны быть доведены до сведения персонала. Они также должны быть доступны лицам, имеющим право на эту информацию.

К проведению проверок должны привлекаться сотрудники ИЛ, не занятые в проверяемом виде деятельности.

Объектами анализа при проверках являются:

соответствие практической деятельности ИЛ принятой политике в области качества;

процедуры, принятые для проведения испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

состояние испытательного оборудования и средств измерений;

данные дел об испытаниях объектов сертификации (испытуемых объектов);

квалификация персонала, проводящего испытания объектов сертификации (испытуемых объектов), и соблюдение им требований организационно-методических документов и должностных инструкций;

информация о несоответствии результатов испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) установленным требованиям;

результаты рассмотрения апелляций;

результаты инспекционного контроля деятельности ИЛ органом по аккредитации.

IX. Область аккредитации

9.1. Область аккредитации должна однозначно определяться номенклатурой объектов транспорта и дорожного хозяйства, испытания которых проводит ИЛ.

9.2. Область аккредитации оформляется в виде отдельного документа, являющегося приложением к аттестату аккредитации.

9.3. Требования к объектам транспорта и дорожного хозяйства, входящим в область аккредитации ИЛ, устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами и нормативными документами.

Х. Порядок аккредитации ИЛ

10.1. При оценке компетентности и независимости ИЛ необходимо использовать критерии, установленные разделом VIII настоящего Порядка.

Орган по аккредитации может устанавливать дополнительные (специальные) критерии, обусловленные спецификой конкретных групп однородных объектов транспорта и дорожного хозяйства. Указанные критерии должны быть официально установлены и предоставлены ИЛ по ее запросу.

10.2. Процедура аккредитации ИЛ предусматривает следующие основные этапы:

подача заявки и комплекта документов на аккредитацию ИЛ;

рассмотрение заявки и экспертиза предоставленного с заявкой комплекта документов;

аттестация (проверка) ИЛ;

рассмотрение результатов экспертизы документов и аттестации ИЛ;

оформление, регистрация и выдача аттестата аккредитации либо отказ в аккредитации.

Каждый последующий этап выполняется при положительных результатах предыдущего этапа.

10.3. Проведение работ по аккредитации ИЛ осуществляется на основании поданной в орган по аккредитации заявки на аккредитацию по форме, приведенной в приложении 5.

В заявке на аккредитацию должны быть отражены:

заявленная область аккредитации;

осведомленность о правилах Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ и обязательство об их соблюдении;

осведомленность о критериях аккредитации;

готовность в полной мере выполнить процедуру аккредитации, в том числе принять группу экспертов (комиссию) по аттестации ИЛ, оплатить расходы, связанные с работой по аккредитации (независимо от их результатов) и последующим инспекционным контролем.

10.4. С заявкой на аккредитацию заявителем подается следующий комплект документов:

заявленная область аккредитации, подписанная руководителем ИЛ и (или) юридического лица;

проект положения об ИЛ;

паспорт ИЛ;

руководство по качеству;

копия приказа о создании и функционировании ИЛ (если ИЛ не является юридическим лицом);

копия устава заявителя;

справка о деятельности заявителя;

заполненная анкета-вопросник о состоянии ИЛ, приведенная в приложении 6.

В прилагаемом к заявке на аккредитацию комплекте документов в обязательном порядке должна быть отражена следующая информация:

общая характеристика ИЛ (наименование, местонахождение, персонал, технические средства);

общие сведения об ИЛ (основная область деятельности, компетентность в заявленной области аккредитации);

перечень должностных лиц (с указанием должности, фамилии, имени и отчества, контактных телефонов), несущих ответственность за качество исполнения отдельных операций, выполняемых ИЛ;

описание внутренней организации и системы управления качеством ИЛ;

описание процедуры проведения испытаний заявленных объектов сертификации (испытуемых объектов), включая сведения об аттестованных в установленном порядке нестандартизованных методиках испытаний;

формы документов, которые будет использовать ИЛ.

10.5. Орган по аккредитации рассматривает заявку и прилагаемый комплект документов на соответствие их установленным в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ правилам и принимает решение о проведении работ по аккредитации.

Решение о проведении работ по аккредитации принимается органом по аккредитации в течение тридцати дней с момента получения заявки и прилагаемого комплекта документов, копия которого направляется заявителю. В решении о проведении работ по аккредитации указывается регистрационный номер заявки, запрашиваются недостающие данные в случае необходимости, устанавливается срок для подачи недостающих данных, излагаются основные условия проведения аккредитации.

В случае непредоставления заявителем в установленный органом по аккредитации срок недостающих данных, орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации и возвращает заявителю предоставленные им документы.

После предоставления заявителем в установленный срок полного комплекта документов (при необходимости), орган по аккредитации в течение шестидесяти дней проводит экспертизу заявки и прилагаемого комплекта документов.

10.6. Для проведения экспертизы документов орган по аккредитации назначает одного или в случае большого объема работ нескольких специалистов и определяет ответственного специалиста. При необходимости в процессе экспертизы у заявителя могут быть затребованы дополнительные сведения или документы, в этом случае срок экспертизы продлевается на время, необходимое на их предоставление в орган по аккредитации.

Результаты экспертизы отражаются в экспертном заключении, форма которого приведена в приложения 7. В определенных случаях экспертное заключение подается с докладной запиской, в которой приводится разъяснение или уточнение ряда данных, изложенных в экспертном заключении.

В случае выявления в ходе экспертизы недостатков, которые могут быть устранены на стадии экспертизы, заявитель имеет право устранить такие недостатки в документах. В данном случае срок проведения экспертизы продлевается на время, необходимое для их устранения.

В случае выявления по результатам экспертизы несоответствия заявителя согласно поданным документам установленным требованиям (например, отсутствие большей части средств испытаний, необходимость кардинальной переработки комплекта документов и другое), орган по аккредитации принимает решение об отказе в аккредитации. Копия решения об отказе в аккредитации и копия экспертного заключения предоставляются заявителю.

В случае принятия органом по аккредитации решения об отказе в аккредитации, заявитель имеет право после устранения несоответствий повторно подать заявку в орган по аккредитации.

10.7. После устранения заявителем недостатков, выявленных на стадии экспертизы комплекта документов, орган по аккредитации разрабатывает программу проведения аккредитации заявителя по форме, приведенной в приложении 8, и утверждает ее.

Для проведения аккредитации ИЛ орган по аккредитации принимает решение о проведении аккредитации, в котором определяется состав комиссии по аккредитации, дата проведения аккредитации.

В состав комиссии по аккредитации входят представители Центрального органа Системы сертификации на транспорте и в дорожном хозяйстве (далее – ЦОСС) и другие квалифицированные специалисты органа по аккредитации. Председателем комиссии по аккредитации, как правило, назначается руководитель ЦОСС.

Копия решения о проведении аккредитации заблаговременно направляется заявителю.

Аккредитация проводится непосредственно в ИЛ в соответствии с утвержденной программой аккредитации.

Комиссия по аккредитации оценивает все подразделения ИЛ, причастные к проведению испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов), на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие фактического состояния заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции, рассматривает результаты контрольных испытаний, в том числе оценивает квалификацию проводившего их персонала.

По результатам аккредитации в двух экземплярах составляется акт аккредитации ИЛ по форме, приведенной в приложении 9, который подписывается председателем и членами комиссии по аккредитации. Один экземпляр акта аккредитации ИЛ остается у органа по аккредитации, второй экземпляр – предоставляется заявителю.

Заявитель в течение 10 дней с момента получения акта аккредитации ИЛ, если иной срок не установлен в акте аккредитации ИЛ, может предоставить свои замечания к такому акту или сообщить о проведенных корректирующих мероприятиях по устранению выявленных в ходе аккредитации недостатков.

Если ИЛ имеет подразделения, находящиеся на другой территории, указанные подразделения должны пройти аккредитацию в полном объеме.

10.8. Орган по аккредитации проводит анализ всей полученной в ходе аккредитации информации о заявителе и на основании данного анализа принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче аттестата аккредитации.

Копия решения об отказе в выдаче аттестата аккредитации предоставляется заявителю.

После устранения причин, ставших основанием для принятия решения об отказе в выдаче аттестата аккредитации, заявитель имеет право повторно подать заявку на аккредитацию в общем порядке.

10.9. В случае принятия решения о выдаче аттестата аккредитации орган по аккредитации выдает заявителю оформленные аттестат аккредитации и область аккредитации (приложении 10).

Вместе с аттестатом аккредитации и областью аккредитации ИЛ выдается согласованное Положение об ИЛ.

Аттестат аккредитации ИЛ регистрируется в Реестре Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

Аттестат аккредитации вступает в силу с даты его регистрации.

Срок действия аттестата аккредитации устанавливается органом аккредитации в решении о выдаче аттестата аккредитации, однако не может превышать трех лет.

Не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия аттестата аккредитации ИЛ должна подать в орган по аккредитации заявку на проведение повторной аккредитации или заявление об отказе от проведения повторной аккредитации.

10.10. При расширении области аккредитации ИЛ направляет заявку в орган по аккредитации с приложением дополнительной области аккредитации и других необходимых документов, подтверждающих его компетенцию в этой области.

Порядок проведения аккредитации в случае расширения области аккредитации осуществляется в соответствии с пунктами 10.1.10.9. настоящего Порядка, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Аккредитация в случае расширения области аккредитации может быть проведена совместно с плановым инспекционным контролем за соответствующей ИЛ.

На основании экспертного заключения и акта аккредитации ИЛ орган по аккредитации принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении  дополнений к области аккредитации ИЛ.

Информация о дополнениях к области аккредитации ИЛ вносится в Реестр Системы сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

XI. Порядок проведения инспекционного контроля за деятельностью ИЛ

11.1. Инспекционный контроль за деятельностью ИЛ организует и осуществляет орган по аккредитации с привлечением в случае необходимости представителей ЦОСС. Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия аттестата аккредитации в форме систематического анализа информации о деятельности ИЛ, периодических (плановых) и внеплановых инспекционных проверок по месту нахождения ИЛ.

11.2. Периодические проверки осуществляются не реже одного раза в год. Конкретные сроки проведения плановых проверок и необходимость проведения внеплановых проверок устанавливается органом по аккредитации.

Основанием для проведения внепланового инспекционного контроля могут также служить претензии и жалобы на деятельность ИЛ с прилагаемыми подтверждающими документами, поступающие от третьих лиц.

11.3. Для проведения инспекционного контроля орган по аккредитации официально назначает комиссию, в состав которой входят представители органа по аккредитации, а также эксперты, аккредитованные в установленном порядке в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ и (или) квалифицированные специалисты по вопросам, рассматриваемым при инспекционном контроле (при необходимости).

Председателем комиссии, как правило, назначается руководитель ЦОСС.

11.4. Плановые и внеплановые проверки ИЛ проводятся в соответствии с утвержденной органом по аккредитации программой.

В случае выявления в ходе проверки нарушений условий аккредитации орган по аккредитации принимает решение о приостановлении действия или аннулировании аттестата аккредитации.

XII. Приостановление действия аттестата аккредитации

12.1. Орган по аккредитации имеет право приостановить действие аттестата аккредитации ИЛ в целом или отдельных пунктов области аккредитации в случаях:

внесения изменений в документы ИЛ, которые подавались для аккредитации и требующие дополнительной оценки технической компетентности ИЛ;

внесения изменений в правила проведения сертификации и испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов);

обнаружения в процессе инспекционного контроля нарушений, которые могут быть устранены в разумные сроки.

12.2. Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации ИЛ вручается представителю ИЛ под роспись или направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

12.3. В решении о приостановлении действия аттестата аккредитации указываются причины, послужившие основанием для приостановления действия аттестата аккредитации в соответствии с пунктом 12.1. настоящего Порядка.

12.4. Действие аттестата аккредитации приостанавливается до устранения причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации, но не более чем на тридцать дней.

12.5. Об устранении причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации, ИЛ сообщает в орган по аккредитации путем представления уведомления. К уведомлению прилагаются подтверждающие документы (при наличии).

12.6. Орган по аккредитации в течение десяти рабочих дней со дня регистрации уведомления проводит инспекционный контроль на предмет устранения причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации.

12.7. По результатам инспекционного контроля орган по аккредитации принимает решение о возобновлении действия аттестата аккредитации или об аннулировании аттестата аккредитации.

12.8. Решение о приостановлении действия аттестата аккредитации  может быть обжаловано ИЛ в порядке, установленном в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

XIII. Аннулирование аттестата аккредитации

13.1. Орган по аккредитации имеет право аннулировать аттестат аккредитации ИЛ в случае:

несоответствия ИЛ критериям аккредитации и требованиям, обусловленным аккредитацией, которые не могут быть устранены в срок, установленный органом по аккредитации;

повторного нарушения критериев аккредитации ИЛ в соответствии с областью аккредитации, правил, установленных в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ, в течение одного года с момента совершения предыдущего нарушения;

заявления ИЛ о досрочном отказе от аттестата аккредитации;

ликвидации ИЛ;

наличия акта органа по аккредитации о выявлении недостоверных сведений в документах, поданных ИЛ для получения аттестата аккредитации;

 не устранения причин, послуживших основанием для приостановления действия аттестата аккредитации;

наличия акта об отказе ИЛ в проведении инспекционного контроля.

13.2. Решение об аннулировании аттестата аккредитации вручается представителю ИЛ под роспись или направляется посредством почтового отправления с уведомлением о вручении.

13.3. Аттестат аккредитации считается аннулированным со дня принятия органом по аккредитации решения об аннулировании аттестата аккредитации.

13.4. Решение об аннулировании аттестата аккредитации может быть обжаловано ИЛ в порядке, установленном в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ.

XIV. Демонстрация организации и проведения испытаний

При аккредитации ИЛ должна быть в состоянии продемонстрировать полный комплекс действий (процедур) с объектом испытаний, а именно:

подготовку распорядительных документов для организации испытаний;

доставку объекта испытаний от места хранения к месту проведения испытаний и обратно;

идентификацию объекта испытаний;

разработку программы испытаний;

подготовку испытательного оборудования и средств измерений к проведению испытаний;

проведение испытаний в соответствии с действующими методиками по испытаниям;

регистрацию данных в процессе испытаний;

обработку данных после испытаний (в случае необходимости);

процесс принятия решений и осуществления необходимых корректирующих действий в нештатных ситуациях;

соблюдение необходимых правил техники безопасности;

оформление данных испытаний и протокола испытаний;

организацию идентификации и хранения образцов;

архивирование данных испытаний с формированием соответствующего дела.

XV. Требования к протоколу испытаний

15.1. Официальным документом, которым оформляются результаты сертификационных испытаний, является протокол испытаний.

15.2. Протокол испытаний в обязательном порядке должен содержать следующие сведения:

наименование и местонахождение ИЛ, сведения о ее аккредитации (номер, дата выдачи и срок действия аттестата аккредитации, наименование органа по аккредитации);

наименование и местонахождение (место проживания) заказчика;

обозначение (описание, маркировка) объекта испытаний, сведения об изготовителе и дате изготовления;

дату получения объекта испытаний на испытания;

сведения о содержании заказанных ИЛ испытаний;

дату проведения испытаний;

сведения об использованных при испытаниях стандартных и нестандартных методах и методиках испытаний;

сведения о хранении объекта испытаний до проведения испытаний, условиях окружающей среды, подготовке объекта испытаний к испытаниям;

сведения об использованном испытательном оборудовании и средствах измерений;

сведения о работах, проведенных субподрядчиками;

результаты испытаний, подтвержденные при необходимости таблицами, графиками, фотографиями и другими материалами (включая значение и единицы зафиксированных параметров);

параметры окружающей среды на момент проведения испытаний;

параметры систем, обеспечивающих функционирование объекта испытаний (напряжение питания, давление, расход рабочего тела, скорость (ускорение) и другое);

заявление о том, что протокол испытаний касается только образцов, подвергнутых испытаниям;

подпись руководителя ИЛ;

подпись и должность ответственных исполнителей, проводивших испытания;

подпись и должность лица (лиц), ответственного (ответственных) за подготовку протокола от имени ИЛ (при необходимости);

подпись сотрудника органа по сертификации или уполномоченного сотрудника экспертного центра (в случае только технически компетентной ИЛ);

дату составления протокола;

указание о том, что внесение исправлений и дополнений в протокол испытаний, отмена протокола испытаний допускается только путем подписания дополнительного протокола испытаний.

15.3. К протоколу должна быть приложена заверенная копия акта отбора образцов и копия акта о готовности к испытаниям для сложных объектов сертификации (испытуемых объектов).

15.4. Протокол испытаний не должен содержать рекомендаций или предложений, вытекающих из полученных результатов испытаний.

XVІ. Субподряды

16.1. ИЛ должна иметь возможность обеспечивать выполнение собственными силами 75% объема всех сертификационных испытаний, выполняемых по каждому виду объектов сертификации (испытуемых объектов). По согласованию с ЦОСС возможно уменьшение объема сертификационных испытаний, вы­полняемого собственными силами, но не более чем на 15%.

16.2. Право на проведение части сертификационных испытаний может передаваться ИЛ на основании договора субподряда другой ИЛ, аккредитованной в Системе сертификации ДОНТРАНССЕРТ или в системе сертификации, признанной органом по аккредитации на основании договора о взаимном признании результатов испытаний, знаков соответствия и сертификатов соответствия.

Объем работ, поручаемых ИЛ на основании договора субподряда, должен быть минимальным.

16.3. ИЛ несет полную ответственность за результаты всех сертификационных испытаний, выполняемых другими ИЛ на основании договора субподряда.

16.4. ИЛ должна вести перечень других ИЛ, с которыми она взаимодействует при проведении сертификационных испытаний объектов сертификации (испытуемых объектов) в соответствии с заявленной областью аккредитации (приложение 11).

Директор Департамента технического регулирования и лицензирования
В.Н. Шавкун

Редакция от 16.06.2020

Начальная версия от 02.03.2016