Вид документа: Приказ
Государственный информационно-правовой фонд: Государственный реестр нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики , Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики
Наименование правотворческого органа: Министерство юстиции Донецкой Народной Республики
Дата документа: 27.06.2016
Номер документа: 561
Дата государственной регистрации: 13.07.2016
Регистрационный номер: 1403
Заголовок документа: Об утверждении Типовых правил внутреннего контроля, осуществляемого нотариусом Донецкой Народной Республики в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
Действие документа: Действующий
Классификатор: 190.040.020 - Организационные основы деятельности нотариата
Информация об опубликовании:
Официальный сайт Донецкой Народной Республики http://dnr-online.su/,
Дополнительные сведения:
Количество страниц:
Министерство юстиции
Донецкой Народной Республики
Приказ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1403
от «13» июля 2016 г.
(утр. сил. на основании Приказа Минюста ДНР от 03.06.2019 № 471)
Во исполнение п. 10. Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 № 24-3, в целях обеспечения надлежащего контроля,
П Р И К А З Ы В А Ю :
1. Утвердить Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого нотариусом Донецкой Народной Республики в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, которые прилагаются.
2. И.о. Руководителя Управления по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой Министерства юстиции Донецкой Народной Республики (А.Г. Зиновьевой) передать настоящий Приказ для проведения государственной регистрации в Департамент регистрации нормативных правовых актов.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на и.о. Первого заместителя Министра юстиции Донецкой Народной Республики Я.В. Ходоса.
4. Настоящий Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования.
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАН
Регистрационный № 1403
от «13» июля 2016 г.
ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО НОТАРИУСОМ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ЦЕЛЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА
I. Общие положения
1.1. Настоящие Типовые правила внутреннего контроля, осуществляемого нотариусом Донецкой Народной Республики в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, (далее — Правила), разработаны во исполнение Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 № 24-3, (далее – Временное положение), с учетом особого публичного правового статуса нотариуса и специфики осуществления нотариальной деятельности.
На основании настоящих Правил нотариус разрабатывает и, после согласования с Министерством юстиции Донецкой Народной Республики, утверждает правила внутреннего контроля, осуществляемого нотариусом Донецкой Народной Республики в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Титульный лист указанных правил оформляется в соответствии с образцом (Приложение 1).
1.2. Правила разработаны на основе требований, предусмотренных:
Временным положением о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 № 24-3;
Временным положением о нотариате, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 22.07.2015 № 13-14;
Положением о предоставлении субъектами первичного финансового мониторинга информации Уполномоченному органу и направлении Уполномоченным органом запросов субъектам первичного финансового мониторинга, утвержденным приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 27.04.2016 № 103, зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 17.05.2016 регистрационный № 1292;
Требованиями к разработке субъектами первичного финансового мониторинга правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 27.04.2016 № 101 (далее – приказ Министерства финансов № 101), зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 17.05.2016 регистрационный № 1290;
Рекомендациями по разработке критериев выявления и определения признаков необычных сделок, утвержденными приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 27.04.2016 № 102, зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 17.05.2016 регистрационный № 1291;
Квалификационными требованиями к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденными приказом Министерства финансов Донецкой Народной Республики от 27.04.2016 № 100, зарегистрирован в Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики 17.05.2016 регистрационный № 1289.
1.3. Настоящие Правила могут дополняться и изменяться по мере развития законодательной базы и анализа имеющейся практики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
1.4. Основные понятия, используемые в настоящих Правилах:
бенефициарный владелец — физическое лицо, которое, в конечном счете, прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента;
внутренний контроль — деятельность нотариуса по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
выгодоприобретатель — лицо, к выгоде которого действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом;
доходы, полученные преступным путем, — денежные средства или иное имущество, а также какая-либо иная экономическая выгода, полученные в результате совершения преступления;
идентификация — совокупность мероприятий по установлению сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий;
клиент — физическое или юридическое лицо, обратившееся к нотариусу за совершением нотариального действия;
легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, — придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;
операция (сделка) — действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей, в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий;
организация внутреннего контроля — совокупность принимаемых нотариусом мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;
осуществление внутреннего контроля — реализация нотариусом правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в Уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров;
Уполномоченный орган – республиканский орган исполнительной власти, принимающий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующий деятельность в этой сфере иных республиканских органов, в соответствии с Временным положением;
финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание банковских или финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 229, 230, 231, 232, 233, 234, 235, 236, 237, а также частью 4 статьи 240 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений;
фиксирование сведений (информации) — получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации.
1.5. Целями внутреннего контроля, осуществляемого нотариусом Донецкой Народной Республики (далее — нотариус), являются:
эффективное выявление и пресечение операций с денежными средствами или иным имуществом, направленных на легализацию доходов, полученных от преступной деятельности, и финансирование терроризма;
недопущение умышленного или неумышленного вовлечения нотариусов в преступную деятельность;
обеспечение неукоснительного соблюдения требований законодательства по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма нотариусами, а также внутренних документов при подготовке и осуществлении операций с денежными средствами или иным имуществом.
1.6. Задачами внутреннего контроля, осуществляемого нотариусом, являются:
осуществление мер надлежащей проверки клиентов в соответствии с законодательством, настоящими Правилами и внутренними документами;
выявление и изучение бенефициарных владельцев, а также источников происхождения денежных средств или иного имущества, используемых при осуществлении операции;
выявление подозрительных операций на основании критериев, определенных настоящими Правилами;
своевременное предоставление в Уполномоченный орган информации (документов) о подозрительных операциях, выявленных в ходе осуществления внутреннего контроля и подлежащих сообщению;
приостановление операций на пять рабочих дней с даты, когда эта операция должна быть совершена, и информирование Уполномоченного органа о такой операции в день ее приостановления в случае, предусмотренном п. 51 Временного положения о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
обеспечение конфиденциальности сведений, связанных с противодействием легализации доходов, полученных от преступной деятельности, и финансированию терроризма;
обеспечение хранения информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, а также идентификационных данных и материалов по надлежащей проверке клиентов в течение сроков, установленных законодательством;
формирование базы данных об осуществлении или попытках осуществления подозрительных операций, лицах (руководителях, учредителях), связанных с клиентами, осуществившими подозрительные операции, а также взаимообмен такой информацией с государственными органами и иными организациями в соответствии с законодательством;
выявление по запросам в клиентской базе лиц, связанных с финансированием террористической деятельности.
1.7. Сбор и обработка персональных данных клиентов нотариуса и иных лиц, сбор и обработка персональных данных которых осуществляется во исполнение Временного положения, должны осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных Законом Донецкой Народной Республики «О персональных данных», с учетом особенностей, предусмотренных Временным положением.
II. Программа организации внутреннего контроля
2.1. Нотариус самостоятельно осуществляет организацию внутреннего контроля и несет ответственность за выполнение правил внутреннего контроля.
2.2. Нотариус вправе:
снимать копии с полученных документов, получать копии файлов и других записей, хранящихся в электронных базах данных для целей осуществления внутреннего контроля;
проверять представляемую клиентом информацию посредством использования сведений о клиенте, полученных от органов государственной власти и других организаций, изучения взаимоотношений клиента с предыдущими нотариусами, сбора информации о деловой репутации клиента;
отказать клиенту в совершении нотариального действия (удостоверении сделки, выдаче свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), выдаче свидетельства о приобретении имущества с публичных торгов (аукционов), если публичные торги (аукционы) не состоялись, совершении протеста векселя и т.д.) в установленных законодательством случаях.
Нотариус может иметь и иные права в соответствии с законодательством.
2.3. Нотариус обязан:
осуществлять надлежащую проверку клиентов;
принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев;
при выявлении подозрительных операций передавать в установленном порядке информацию в Уполномоченный орган;
соблюдать конфиденциальность полученной информации;
обеспечивать сохранность и возврат документов, полученных в ходе осуществления внутреннего контроля.
Нотариус может нести и иные обязанности в соответствии с законодательством.
2.4. На сведения, передаваемые Уполномоченному органу, указанные в Приложениях 2—4 к настоящим Правилам, не распространяются требования законодательства Донецкой Народной Республики о соблюдении нотариальной тайны.
2.5. Нотариус и лица, состоящие с ним в трудовых отношениях, не вправе информировать граждан и юридических лиц о принимаемых мерах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. С этой целью нотариус проводит соответствующий инструктаж лиц, находящихся с ним в трудовых отношениях, предупреждая их об обеспечении конфиденциальности.
2.6. Нотариус подготавливает и представляет в Управление по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой не реже одного раза в год отчет о результатах своей деятельности в сфере внутреннего контроля.
2.7. Проверки порядка осуществления нотариусом внутреннего контроля производятся не реже 1 раза в год Управлением по вопросам правовой помощи и взаимодействия с судебной системой.
III. Программа идентификации клиентов, представителей клиентов и/или выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев
3.1. Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца в соответствии с п. 8 Приказа Министерства финансов № 101 включает в себя следующие мероприятия:
— установление в отношении клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя сведений, определенных пунктом 13 раздела III Временного положения, до их приема на обслуживание;
— принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных пунктом 13 раздела III Временного положения;
— проверку наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и/или выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 35 раздела IV и Временного положения;
— определение принадлежности физического лица, в отношении которого было совершено нотариальное действие или которое обратилось за совершением нотариального действия, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также связанных с ними лиц и лиц, выполняющих публичные функции в Донецкой Народной Республике, список которых утверждается Главой Донецкой Народной Республики;
— выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
— оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма (далее — риск), в соответствии с программой оценки риска;
— обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев.
3.2. Нотариус предпринимает обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по сбору сведений и документов, свидетельствующих, что клиент действует к выгоде или в интересах другого лица (выгодоприобретателя), в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при проведении операций (сделок), а также по идентификации выгодоприобретателя.
3.3. При идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя нотариус формирует анкету клиента.
3.4. В целях идентификации физических лиц (представителей физических лиц) нотариусом устанавливаются и фиксируются в анкете клиента данные, приведенные в Приложении 2 к настоящим Правилам.
3.5.В целях идентификации юридических лиц (представителей юридических лиц) нотариусом устанавливаются и фиксируются в анкете клиента данные, приведенные в Приложении 3 к настоящим Правилам.
3.6. В целях идентификации физических лиц – предпринимателей (представителей физических лиц-предпринимателей) нотариусом устанавливаются и фиксируются в анкете клиента данные, приведенные в Приложении 3 к настоящим Правилам.
3.7. В целях идентификации выгодоприобретателя – физического лица нотариусом устанавливаются и фиксируются в форме анкеты клиента данные, приведенные в Приложении 2 к настоящим Правилам.
3.8. В целях идентификации выгодоприобретателя – юридического лица нотариусом устанавливаются и фиксируются в форме анкеты клиента данные, приведенные в Приложении 3 к настоящим Правилам.
3.9. При проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, обновлении информации о них, нотариус вправе требовать представления клиентом, представителем клиента и получать от клиента, представителя клиента документы, удостоверяющие личность, учредительные документы, документы о государственной регистрации юридического лица (физического лица — предпринимателя).
3.10. Нотариус обязан принимать меры по идентификации бенефициарных владельцев, кроме случаев, предусмотренных Временным положением. В целях идентификации бенефициарного владельца нотариусом устанавливаются и фиксируются в форме анкеты клиента данные, приведенные в Приложении 4 к настоящим Правилам.
В случае если в результате принятия мер по идентификации бенефициарных владельцев, бенефициарный владелец не выявлен, бенефициарным владельцем может быть признан единоличный исполнительный орган.
3.11. Нотариус при проведении идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, использует сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре. Нотариус также может использовать иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные ему на законных основаниях.
3.12. На основании пункта 52 Временного положения нотариус вправе отказать клиенту в совершении нотариального действия, за исключением совершения нотариального действия, которое влечет за собой зачисление денежных средств на счет физического или юридического лица, для совершения которого не представлены документы, необходимые для фиксирования.
3.13. В целях совершения нотариальных действий, в отношении клиентов, являющихся иностранными публичными должностными лицами, нотариус обязан:
— принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, в отношении которых были совершены нотариальные действия или которые обратились за совершением нотариальных действий, иностранных публичных должностных лиц;
— совершать нотариальные действия в отношении иностранных публичных должностных лиц, с учетом особенностей, определенных действующим законодательством;
— принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств или иного имущества иностранных публичных должностных лиц;
— на регулярной основе обновлять имеющуюся в распоряжении нотариуса информацию об иностранных публичных должностных лицах, в отношении которых совершались или совершаются нотариальные действия ;
— уделять повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, производимым в связи с совершением нотариальных действий в отношении иностранных публичных должностных лиц, их супругов, близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных) или от имени указанных лиц.
3.14. При проведении нотариусом проверки наличия информации о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе в перечне юридических и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее — Перечень), используется актуальный на дату такой проверки Перечень.
3.15. Нотариус осуществляет идентификацию на основании действительных на дату предъявления документов, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя или бенефициарного владельца.
В случае, если для идентификации предъявляются документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке, то такие документы должны представляться организации с надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
В случае, если нотариус осуществляет идентификацию на основании документов, исходящих от государственных органов иностранных государств, то такие документы должны быть легализованы в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Донецкой Народной Республики.
Положения абзаца второго и третьего настоящего пункта не распространяются на документы, удостоверяющие личность, выданные компетентными органами иностранных государств, при условии наличия у иностранного гражданина документа, подтверждающего право законного пребывания на территории Донецкой Народной Республики.
Нотариус осуществляет идентификацию на основании документов, представленных клиентом (представителем клиента) в подлиннике либо в форме надлежащим образом заверенной копии (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц).
Если к идентификации клиента (представителя клиента), выгодоприобретателя имеет отношение только часть документа, для идентификации может быть представлена заверенная выписка из него.
В случае представления клиентом копий документов нотариус вправе потребовать представления подлинников документов для ознакомления.
3.16. Анкета клиента составляется на бумажном носителе или в виде электронного документа.
Анкета клиента, составленная в виде электронного документа, при переносе на бумажный носитель заверяется подписью нотариуса.
Сведения, содержащиеся в анкете клиента, хранящейся в электронном виде, при переносе их на бумажный носитель по своему содержанию должны соответствовать их электронному аналогу.
3.17. Нотариус обновляет сведения о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год при установлении отношений длительного характера, либо при повторном обращении клиента, совершавшим «разовое нотариальное действие», а также если у нотариуса возникли сомнения в достоверности сведений, полученных ранее в результате реализации настоящей Программы идентификации, или в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца или нотариального действия возникли подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма в течение семи рабочих дней, следующих за возникновением таких сомнений.
Для целей реализации нотариусом данного пункта датой начала течения установленного в нем срока обновления сведений считается день, следующий за датой заполнения анкеты клиента либо последнего обновления (изменения) сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца присвоения степени (уровня) риска.
3.18. При получении от клиента информации (документов), подтверждающей (подтверждающих) изменение сведений, устанавливаемых в целях идентификации, нотариусу следует на протяжении пяти рабочих дней со дня их получения внести соответствующие изменения в анкету клиента.
3.19. Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, может производиться также в иных случаях.
3.20. Нотариус обязан не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов юридических и физических лиц, в отношении которых применены или должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки Уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством.
IV. Программа изучения клиента при приеме на обслуживание и при осуществлении обслуживания
Изучение клиентов при обращении за совершением нотариального действия и при совершении нотариального действия основывается на получении нотариусом информации о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений клиентов – юридических лиц (кроме органов государственной власти, иных органов, органов местного самоуправления, учреждений, находящихся в их ведении) с нотариусом, включающей сведения о:
‑ целях финансово-хозяйственной деятельности клиентов ‑ юридических лиц;
‑ финансовом положении клиентов ‑ юридических лиц;
‑ деловой репутации клиентов ‑ юридических лиц.
V. Программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций (сделок), связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма
5.1. В соответствии с программой оценки риска нотариус в рамках идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, а также при совершении нотариального действия оценивает и присваивает клиенту степень (уровень) риска по одной или по совокупности следующих категорий рисков:
‑ риск по типу клиента и/или бенефициарного владельца;
‑ «страновой риск»;
‑ риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций (заключением сделок).
Оценка степени (уровня) риска имеет три уровня: низкий, средний, высокий.
5.2. Нотариус оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций (сделок), видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
5.3. Факторами, влияющими на оценку риска клиента в категории «риск по типу клиента и/или бенефициарного владельца», являются:
1) наличие у клиента и/или бенефициарного владельца статуса лица, указанного в пункте 27 раздела III Временного положения;
2) наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации, являются недостоверными;
3) ранее принятое в отношении клиента решение об отказе в совершении нотариального действия;
4) регистрация клиента по адресу, по которому зарегистрировано другое юридическое лицо;
5) период деятельности с даты государственной регистрации юридического лица, физического лица — предпринимателя, получения статуса адвоката, нотариуса составляет менее 1 года[1];
6) период оказания клиенту нотариальных услуг субъектом первичного финансового мониторинга (срок, прошедший с даты совершения первого нотариального действия в отношении клиента) составляет менее 1 года, кроме клиентов обратившихся за совершением нотариального действия связанного с операцией (сделкой) разового характера;
7) отсутствие по адресу места нахождения юридического лица постоянно действующих органов управления, иных органов или лиц, имеющих право действовать от имени такого юридического лица без доверенности;
8) наличие информации о представлении клиентом бухгалтерской отчетности с нулевыми показателями при условии проведения операций по счетам, открытым в Центральном Республиканском Банке Донецкой Народной Республики, связанных с зачислением или списанием денежных средств;
9) клиент осуществляет взаимодействие с субъектом первичного финансового мониторинга исключительно через представителя, действующего по доверенности;
10) клиент и/или выгодоприобретатель, бенефициарный владелец или учредитель является организацией, в уставном капитале которой присутствует доля государственной собственности;
11) включение клиента и/или бенефициарного владельца в Перечень;
12) принятие в отношении клиента и/или бенефициарного владельца органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;
13) иные факторы, самостоятельно определяемые субъектом первичного финансового мониторинга.
5.4. Фактором, влияющим на оценку риска клиента в категории «страновой риск», является наличие у субъекта первичного финансового мониторинга информации об иностранном государстве (территории), в котором (на которой) осуществлена регистрация клиента (место жительства или место нахождения), регистрация бенефициарного владельца клиента (место жительства), регистрация контрагента клиента (место жительства или место нахождения), регистрация (место нахождения) банка, обслуживающего контрагента клиента, свидетельствующей, что:
1) в отношении этого иностранного государства (территории) применяются международные санкции, одобренные Донецкой Народной Республикой, или в отношении этого иностранного государства применяются санкции согласно Закону Донецкой Народной Республики «О специальных мерах защиты интересов Донецкой Народной Республики (санкциях)»;
2) государство (территория) включено (включена) в перечень государств (территорий), не выполняющих рекомендации Группы разработок финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), который определяется и опубликовывается в установленном порядке Уполномоченным органом;
3) государство (территория) отнесено (отнесена) международными организациями, в том числе международными неправительственными организациями, к государствам (территориям), финансирующим или поддерживающим террористическую деятельность (используются списки, размещенные на сайтах международных организаций в сети Интернет);
4) государство (территория) отнесено (отнесена) международными организациями, в том числе международными неправительственными организациями, к государствам (территориям) с повышенным уровнем коррупции и/или другой преступной деятельности (используются списки, размещенные на сайтах международных организаций в сети Интернет);
5) государство или территория является государством (территорией), о которых из международных источников известно, что в (на) них незаконно производятся или ими (через них) переправляются наркотические вещества, а также государства или территории, разрешающие свободный оборот наркотических веществ (кроме государств или территорий, использующих наркотические вещества исключительно в медицинских целях).
Наряду с определенными в настоящем пункте иностранными государствами (территориями) субъект первичного финансового мониторинга вправе дополнительно определить иностранные государства (территории) с учетом иных факторов, влияющих на оценку риска клиента в категории «страновой риск».
5.5. Факторами, влияющими на оценку риска клиента в категории «риск, связанный с проведением клиентом определенного вида операций», являются:
1) деятельность по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений (например, казино, букмекерских контор), по организации и проведению лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и иных основанных на риске игр, в том числе в электронной форме;
2) деятельность микрофинансовых организаций;
3) деятельность ломбардов;
4) деятельность, связанная с реализацией, в том числе комиссионной, предметов искусства, антиквариата, мебели, транспортных средств, предметов роскоши;
5) деятельность, связанная со скупкой, куплей-продажей драгоценных металлов, драгоценных камней, а также ювелирных изделий, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, и лома таких изделий;
6) деятельность, связанная с совершением сделок с недвижимым имуществом и/или оказанием посреднических услуг при совершении сделок с недвижимым имуществом;
7) туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий (туристская деятельность);
8) деятельность клиента, связанная с благотворительностью или иным видом нерегулируемой некоммерческой деятельности;
9) деятельность клиента, связанная с интенсивным оборотом наличности (в том числе оказание услуг в сфере розничной торговли, общественного питания, розничная торговля топливом на бензоколонках и газозаправочных станциях);
10) клиент осуществляет расчеты по операции (сделке) с использованием интернет-технологий, электронных платежных систем, альтернативных систем денежных переводов или иных систем удаленного доступа, либо иным способом без непосредственного контакта (за исключением внесения разовых платежей через платежный терминал на сумму менее 15 000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте);
11) деятельность клиента, связанная с производством оружия, или посредническая деятельность клиента по реализации оружия;
12) совершение клиентом операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии с пунктом 35 раздела IV Временного положения;
13) совершение нотариального действия, если клиент или его учредитель (собственник), выгодоприобретатель либо контрагент клиента по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорной зоне)[2];
14) совершение клиентом операций, имеющих признаки необычных сделок, по которым было принято решение о направлении сведений о них в Уполномоченный орган;
15) совершение иных нотариальных действий, самостоятельно определяемых нотариусом.
5.6. Нотариус оценивает степень (уровень) риска при установлении деловых отношений с клиентом (до совершения нотариального действия) и в ходе обслуживания клиента (по мере совершения сделок).
5.7. Для оценки степени (уровня) риска клиента, а также в целях последующего контроля за его изменением, нотариус осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения, в отношении которых совершались, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, но не реже одного раза в три календарных месяца.
Если операции (сделки) или деятельность клиента отнесены к повышенному риску, нотариус уделяет повышенное внимание операциям (сделкам), проводимым этим клиентом, в отношении которых совершались, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, в целях выявления оснований для документального фиксирования информации, предусмотренных абзацем 3 п. 41 раздела V Временного положения, операций, подпадающих под критерии и признаки необычных сделок, предусмотренные в правилах внутреннего контроля, и в целях представления в Уполномоченный орган сведений об операциях, установленных пунктом 42 V раздела Временного положения.
5.8. Оценка степени (уровня) риска, а также обоснование оценки риска фиксируются нотариусом в анкете клиента.
5.9. Нотариус пересматривает степень (уровень) риска по мере изменения сведений, полученных в результате идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, либо в случае:
— когда в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца или операции возникают подозрения в том, что они связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
— когда имеются основания для документального фиксирования информации, предусмотренные абзацем 3 пункта 41 раздела V Временного положения.
5.10. Нотариус может осуществлять пересмотр степени (уровня) риска совершения клиентом операций, в отношении которых совершались, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма также в иных случаях.
5.11. Результаты оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, не должны быть доступны иным лицам, за исключением органов государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
VI. Программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма
6.1. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых совершались, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, перечисленные в разделе IV Временного положения.
6.2. Определение принадлежности операции к операциям, предусмотренным пунктом 42 раздела V Временного положения, в отношении которых совершались, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, нотариус осуществляет на основании критериев и признаков выявления сделок, приведенных в Приложениях 4, 5 к настоящим Правилам.
6.3. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), в отношении которой совершались, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Временного положения, или необычной операции (сделки) нотариус не позднее трех рабочих дней, следующих за выявлением таких операций, направляет в Уполномоченный орган следующие сведения о таких операциях (сделках):
1. Сведения об операции (сделке), в том числе принадлежность к указанным категориям:
а) операция (сделка), подлежащая обязательному контролю;
б) необычная операция (сделка), а также содержание операции (сделки).
2. Дата, сумма и валюта операции (сделки).
3. Сведения о лице (лицах), проводящих операцию (совершающих сделку).
4. Описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная.
5. Подпись нотариуса, передавшего сведения об операции (сделке).
6. Дата передачи сведений об операции (сделке).
7. Запись (отметка) о решении нотариуса, принятом в отношении сообщения об операции (сделке).
8. Запись (отметка) о действиях, предпринятых нотариусом в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.
Кроме того, нотариус документально фиксирует информацию об операциях , в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, имеющих следующие признаки:
— запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
— несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;
— неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Временным положением;
— иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6.4. При выявлении признаков необычной операции (сделки) нотариус анализирует иные операции (сделки) клиента, в отношении которых нотариусом были совершены нотариальные действия, а также имеющуюся в распоряжении нотариуса информацию о клиенте, представителе клиента и выгодоприобретателе (при наличии последних), бенефициарном владельце в целях подтверждения обоснованности подозрений осуществления ими операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
6.5. В случае выявления в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков, при совершении в отношении такой сделки нотариального действия, нотариус также может предпринять следующие действия:
а) обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);
б) обеспечить повышенное внимание в соответствии с настоящими Правилами ко всем операциям (сделкам) этого клиента, в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий;
в) предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики.
О действиях, предпринятых нотариусом в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков, в сведениях об операции и совершенном нотариальном действии делается соответствующая запись (отметка).
6.6. В случае подтверждения обоснованности подозрений осуществления клиентом операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма нотариус принимает окончательное решение о признании операции (сделки) клиента необычной операцией (сделкой) в соответствии с требованиями Временного положения и представлении информации о ней в Уполномоченный орган.
6.7. О решении нотариуса в сообщении об операции и совершенном нотариальном действии делается соответствующая запись (отметка).
VII. Программа документального фиксирования информации
7.1. По операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю, а также по операциям (сделкам), имеющим признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, нотариус документально фиксирует и сохраняет ее конфиденциальность.
7.2. Информация о нотариальных действиях (удостоверенных сделках, совершенных протестах векселя и т.д.) фиксируется в реестрах для регистрации нотариальных действий в соответствии с Правилами ведения нотариального делопроизводства в Донецкой Народной Республике, утвержденными Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 02.09.2015 № 17-22. По запросу Уполномоченного органа нотариусом может быть составлена выписка из реестра для регистрации нотариальных действий, заверенная в установленном порядке.
7.3. Основаниями документального фиксирования информации являются:
запутанный или необычный характер сделки, в отношении которой нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
несоответствие сделки, в отношении которой нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, целям деятельности юридического лица, установленным учредительными документами этого юридического лица;
выявление неоднократного, в течение одного рабочего дня, совершения операций или сделок, в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Временным положением;
совершение клиентом операции (сделки), в отношении которой нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, в отношении которого Уполномоченным органом нотариусу направлен либо ранее направлялся запрос, предусмотренный пунктом 45 раздела V Временного положения;
отказ клиента от совершения разового нотариального действия, в отношении которого у нотариуса возникают подозрения, что указанное нотариальное действие осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма;
иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
7.4. Нотариус, при наличии оснований для документального фиксирования информации, фиксирует следующие сведения по подлежащим обязательному контролю сделкам, в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий с имуществом: вид сделки и основания ее совершения; дата совершения сделки с денежными средствами или иным имуществом, а также сумма, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического и юридического лица, совершающего сделку и их представителей.
7.5. Нотариус в целях дополнительных мер по фиксированию информации о сделках, в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, может использовать такие способы документирования как: изготовление копий документов, сканирование документов, составление актов и отчетов о произошедших событиях, сохранение информации в электронном виде и т.д.
7.6. Нотариус фиксирует информацию и собирает документы в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, таким образом, чтобы они могли быть использованы в качестве подтверждения обоснованности представления сведений в Уполномоченный орган.
7.7. При наличии в характере операции, подлежащей обязательному контролю, или сделки, в отношении которой нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий, признаков подозрительной операции нотариус обязан составить письменное или в электронном виде сообщение и в трехдневный срок направить его самостоятельно в Уполномоченный орган. Сообщение — документ, содержащий сведения о сделке, направляется в Уполномоченный орган по форме, указанной в Приложении 7 к настоящим Правилам. Сообщение регистрируется в Журнале учета сделок, в отношении которых нотариусом были совершены, совершаются или предполагается совершение в будущем нотариальных действий с недвижимым имуществом в соответствии с Временным положением о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 04.12.2015 № 24-3 (Приложение 8), который включается в Номенклатуру дел нотариуса.
VIII. Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от совершения нотариального действия
8.1. Нотариус вправе отказать в совершении нотариального действия.
8.2. Нотариус вправе отказать в совершении нотариального действия клиенту (физическому или юридическому лицу) в следующих случаях:
— отсутствие по месту нахождения юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
— непредставление физическим или юридическим лицом документов, необходимых для фиксирования информации в соответствии с положениями Временного положения либо представление недостоверных документов;
— наличие в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с Временным положением.
8.3. О фактах отказа по основаниям, предусмотренным в настоящем разделе, нотариус информирует Уполномоченный орган в соответствии с требованиями действующего законодательства и в порядке, предусмотренном программой документального фиксирования информации.
8.4. Нотариус документально фиксирует и представляет в Уполномоченный орган сведения обо всех случаях отказа по основаниям, указанным в настоящем разделе, от проведения операций в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения указанных действий.
8.5. Отказ в совершении нотариального действия в соответствии с пунктом 52 раздела V Временного положения не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности нотариуса.
IX. Программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению совершения нотариальных действий в соответствии с Временным положением
9.1. Нотариус приостанавливает совершение нотариального действия, за исключением нотариального действия, которое влечет за собой зачисление денежных средств на счет физического или юридического лица, обратившегося за совершением нотариального действия, на пять рабочих дней со дня, когда такое нотариальное действие должно быть выполнено, в случае:
когда хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем юридического или физического лица, в отношении которого применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с пунктом 46 раздела V Временного положения, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких юридических или физических лиц;
получения постановления Уполномоченного органа о приостановлении совершения нотариального действия с денежными средствами или иным имуществом, вынесенного на основании пункта 75 раздела VI Временного положения;
получения решения суда о приостановлении совершения нотариального действия, которое влечет за собой переход вещных прав на денежные средства или иное имущество, вынесенного на основании пункта 75 раздела VI Временного положения.
9.2. Нотариус незамедлительно представляет информацию о приостановленных нотариальных действиях в Уполномоченный орган.
9.3. При неполучении в течение срока, на который было приостановлено нотариальное действие, постановления Уполномоченного органа о приостановлении соответствующего нотариального действия на дополнительный срок на основании пункта 75 раздела VI Временного положения, нотариус совершает нотариальное действие, которое влечет за собой переход вещных прав на денежные средства или иное имущество, если в соответствии с законодательством Донецкой Народной Республики не принято иное решение, ограничивающее совершение такого нотариального действия.
9.4. Приостановление нотариального действия в соответствии с пунктом 51 раздела V Временного положения не является основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности нотариуса.
X. Программа подготовки и обучения сотрудников в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
10.1. Целью подготовки и обучения нотариуса в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов является получение знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, необходимых для соблюдения законодательства Донецкой Народной Республики о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
10.2. Программа обучения предусматривает: изучение нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
10.3. Нотариус проходит обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – обучение). По усмотрению нотариуса обучение может проходить помощник нотариуса.
10.4. Обучение проводится в следующих формах:
‑ инструктаж (получение базовых знаний, необходимых для соблюдения нотариусами законодательства Донецкой Народной Республики о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также формирования и совершенствования системы внутреннего контроля, программ ее осуществления и иных организационно-распорядительных документов, принятых в этих целях);
‑ повышение уровня знаний в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (осуществляется в форме участия в конференциях, семинарах и иных обучающих мероприятиях).
XI. Программа проверки осуществления внутреннего контроля
11.1. Нотариус систематически (не реже одного раза в год) проводит проверки осуществления внутреннего контроля, составляет письменный отчет по результатам проверок, а также порядок принятия решений по выявленным нарушениям и контроля за их исполнением.
11.2. Отчет по результатам проведения проверок внутреннего контроля должен содержать:
‑ сведения обо всех выявленных нарушениях законодательства Донецкой Народной Республики о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, правил внутреннего контроля и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля;
‑ сведения о мерах, необходимых для устранения нарушений;
‑ иные сведения.
11.3. В случае выявления в ходе проверок осуществления внутреннего контроля нарушений нотариус принимает меры, направленные на их устранение.
XII. Программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
12.1. Нотариус обеспечивает хранение в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с клиентом:
‑ документов, содержащих сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, полученных на основании Временного положения, либо иных принятых в целях его исполнения нормативных правовых актов Донецкой Народной Республики, а также правил внутреннего контроля;
‑ документов, касающихся операций (сделок), сведения о которых представлялись в Уполномоченный орган, в том числе сообщений о таких операциях (сделках);
‑ документов, касающихся операций, подлежащих документальному фиксированию в соответствии с Временным положением и настоящими Правилами;
‑ документов по операциям, по которым составлялись внутренние сообщения;
‑ внутренних сообщений;
‑ результатов изучения оснований и целей выявленных необычных операций (сделок);
‑ документов, относящихся к деятельности клиента, в том числе деловой переписки и иных документов по усмотрению нотариуса;
‑ иных документов, полученных в результате применения правил внутреннего контроля.
12.2. Нотариус осуществляет учет и хранение информации и документов, полученных в результате реализации правил внутреннего контроля и программ его осуществления.
12.3. Нотариус хранит информацию и документы таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Уполномоченному органу, а также иным органам государственной власти в соответствии с их компетенцией в случаях, установленных законодательством Донецкой Народной Республики.
[1] Применяется с 01.01.2017 года
[2] В соответствии с Перечнем оффшорных зон, утвержденным Постановлением Совета Министров ДНР № 1-9 от 12.02.2016
[docx] Приложение 1 к Типовым Правилам к приказу № 561
[docx] Приложение 2 к Типовым Правилам к приказу № 561
[docx] Приложение 3 к Типовым Правилам к приказу № 561
[docx] Приложение 4 к Типовым Правилам к приказу № 561
[docx] Приложение 5 к Типовым Правилам к приказу № 561
[docx] Приложение 6 к Типовым Правилам к приказу № 561
Отменяется на основании: Приказ №471 от 03.06.2019