watermark
Печать

Вид документа: Постановление

Государственный информационно-правовой фонд: Нормативные правовые акты Донецкой Народной Республики

Наименование правотворческого органа: Правительство Донецкой Народной Республики

Дата документа: 23.04.2021

Номер документа: 25-1

Заголовок документа: Об утверждении Порядка осуществления проверок объектов государственного контроля геологического изучения и рационального использования недр (государственного геологического контроля)

Действие документа: Действующий

Классификатор: 110.030.000 - Использование и охрана недр

Информация об опубликовании:
    Официальный сайт Правительства Донецкой Народной Республики http://pravdnr.ru/, 26.04.2021

Дополнительные сведения:

Количество страниц: 17

watermark
НПА ДНР

Правительство
Донецкой Народной Республики

 

Постановление

23.04.2021
№25-1
Об утверждении Порядка осуществления проверок объектов государственного контроля геологического изучения и рационального использования недр (государственного геологического контроля)

С целью установления порядка осуществления проверок объектов государственного контроля геологического изучения и рационального использования недр (государственного геологического контроля), в соответствии со статьей 23 Закона Донецкой Народной Республики от 30 ноября 2018 года № 02-IIНС «О Правительстве Донецкой Народной Республики», пункта 20 статьи 8, пункта 17 статьи 9, части 3 статьи 65 Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IHC «О недрах», Правительство Донецкой Народной Республики

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить Порядок осуществления проверок объектов государственного контроля геологического изучения и рационального использования недр (государственного геологического контроля) (прилагается).

2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
А.Е. Ананченко
УТВЕРЖДЕН

Постановлением Правительства
Донецкой Народной Республики
от 23 апреля 2021 г. № 25-1

Порядок осуществления проверок объектов государственного контроля геологического изучения и рационального использования недр (государственного геологического контроля)

1. Порядок осуществления проверок объектов государственного контроля геологического изучения и рационального использования недр (государственного геологического контроля) (далее — Порядок) в соответствии с пунктом 20 статьи 8, пунктом 17 статьи 9, статьей 65 Закона Донецкой Народной Республики от 12 июня 2015 года № 58-IHC «О недрах» (далее — Закон «О недрах») определяет последовательность действий при проведении государственного геологического контроля республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере геологического изучения, рационального использования и охраны недр (далее — орган государственного геологического контроля), его полномочия, права, обязанности и порядок работы.

2. Орган государственного геологического контроля руководствуется в своей деятельности Конституцией Донецкой Народной Республики, законами Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Главы Донецкой Народной Республики, нормативными правовыми актами Правительства Донецкой Народной Республики, иными нормативными правовыми актами Донецкой Народной Республики, а также настоящим Порядком.

3. Орган государственного геологического контроля осуществляет государственный геологический контроль с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений пользователями недр требований законодательства о недрах в сфере геологического изучения и рационального использования недр, норм и правил в сфере геологического изучения и рационального использования недр согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона «О недрах» по вопросам:

а) соблюдения требований законодательства Донецкой Народной Республики о недрах, имеющих обязательную силу для всех пользователей недр (недропользователей) при проведении всех видов работ, связанных с геологическим изучением и рациональным использованием недр, в том числе соблюдения условий, определенных в лицензии на пользование недрами;

б) ведения работ методами и способами, которые бы исключали неоправданные потери полезных ископаемых, снижение их качества, чрезмерное разрушение почвенного покрова и загрязнение окружающей среды;

в) применение рациональных, экологически безопасных технологий добычи полезных ископаемых и извлечение имеющихся в них компонентов, которые имеют промышленное значение;

г) сохранности разведочных горных выработок и буровых скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые используются при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых;

д) своевременности и правильности государственной регистрации работ по геологическому изучению недр, инженерно-геологическим и гидрогеологическим изыскательским работам;

е) охраны участков недр, представляющих особую научную и культурную ценность, соблюдения условий содержания природных геологических заповедников, стратотипических разрезов, отдельных геологических памятников природы;

ж) наличия и соблюдения норм к метрологическим поверкам средств геофизических, гидрогеологических, лабораторных измерений и приборов учета;

з) соблюдения порядка сбора и оформления поставок на экспорт минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов;

и) соблюдения стадийности и комплексности поисковых, разведочных и других работ по геологическому изучению недр, геолого-экономической оценке месторождений полезных ископаемых, включая полноту изучения горнотехнических, гидрогеологических, инженерно-геологических и других условий разработки месторождений полезных ископаемых, к проектам строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

к) ликвидации и консервации горных выработок и скважин, не подлежащих использованию;

л) соблюдения порядка и условий использования геологической информации о недрах;

м) соблюдения порядка и условий эксплуатации устройств измерения, опломбирования средств учета;

и) достоверности содержания геологической и иной первичной документации (юридической, уставной, статистической, разрешительной, картографической, отчетной, проектной, исследовательской, экспертной, производственно-технической и проектно-сметной документации), связанной с геологическим изучением и рациональным использованием недр;

о) соблюдения предоставления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в Республиканский фонд геологической информации;

п) достоверности данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых, а также их добычу;

р) соблюдения выполнения требований подпункта «в» пункта 7 и подпункта «в» пункта 8 Порядка осуществления государственного мониторинга состояния недр Донецкой Народной Республики, утвержденного Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 15 июня 2017 г. № 7-7.

4. Орган государственного геологического контроля осуществляет государственный геологический контроль и при выявлении нарушений законодательства о недрах взаимодействует со следующими органами:

а) республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере государственной безопасности, правоохранительными органами и в сфере налогообложения с целью передачи документов и материалов для рассмотрения вопроса о привлечении к гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении порядка ведения работ по геологическому изучению, рациональному использованию недр;

б) органами местного самоуправления, органами исполнительной власти и другими ведомствами по вопросам предотвращения самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройки площадей установленного залегания полезных ископаемых;

в) республиканским органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере промышленной безопасности, охраны труда и государственного горного надзора по вопросам охраны недр, а также по вопросам достоверности и обоснованности, предоставляемых недропользователями материалов для списания с учета предприятий запасов полезных ископаемых, утративших промышленное значение, потерянных в процессе добычи и не подтвердившихся при последующих геологоразведочных работах или разработке месторождений;

г) республиканским и иными органами исполнительной власти, реализующими государственную политику в сфере охраны окружающей среды, в сфере агропромышленной политики и продовольствия, в сфере водного и рыбного хозяйства, в сфере земельных отношений, осуществлению землеустройства, государственной регистрации и ведения Государственного земельного кадастра, оценки земель, геодезии и картографии, в сфере лесного и охотничьего хозяйства по вопросам:

размещения извлекаемых из недр горных пород и полезных ископаемых с целью исключения их вредного влияния на окружающую среду;

приведения земель, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для дальнейшего использования по целевому назначению;

сброса в недра сточных вод, загрязнения водных объектов, размещения в недрах вредных веществ и отходов производства;

выполнения условий снятия, сохранения и использования плодородного слоя почвы при проведении геологоразведочных, добычных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, своевременного проведения рекультивации нарушенных земель в объемах, предусмотренных проектом рекультивации земель;

мониторинга геологической среды.

5. Руководитель органа государственного геологического контроля имеет право:

а) прекращать все виды работ по геологическому изучению недр, которые проводятся с нарушением стандартов и правил и могут повлечь за собой порчу месторождений, существенное снижение эффективности работ или привести к значительным убыткам;

б) приостанавливать, ограничивать или прекращать пользование недрами в случае нарушения условий, предусмотренных в лицензии на пользование недрами, а также требований законодательства Донецкой Народной Республики о недрах в сфере геологического изучения и рационального использования недр;

в) давать обязательные для выполнения указания (предписания) об устранении недостатков и нарушений во время геологического изучения и использования недр;

г) запрашивать у пользователей недр письменную информацию по вопросам геологического изучения, рационального использования недр;

д) направлять в республиканские органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в сфере государственной безопасности, в сфере налогообложения, в правоохранительные органы, органы контроля и надзора сведения о выявленных нарушениях условий пользования недрами, а также о случаях самовольного пользования недрами и застройки площадей залегания полезных ископаемых.

6. Уполномоченные сотрудники (специалисты) органа государственного геологического контроля, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право:

а) проверять все работы по геологическому изучению и использованию недр, в том числе не связанные с добычей полезных ископаемых, а также юридическую, геологическую, уставную, статистическую, разрешительную, картографическую, отчётную, проектную, исследовательскую, экспертную, производственно-техническую и проектно-сметную документацию, связанную с геологическим изучением и рациональным использованием недр;

б) посещать для проведения государственного геологического контроля, при предъявлении служебного удостоверения, предприятия, учреждения и другие объекты, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющие геологическое изучение и рациональное использование недр, в том числе военные, оборонные и другие режимные объекты, посещение которых регулируется отдельными нормативными правовыми актами;

в) оформлять предписания по устранению выявленных нарушений во время проведения работ по геологическому изучению и рациональному использованию недр.

7. Недропользователь обязан обеспечить уполномоченных сотрудников государственного геологического контроля на время осуществления проверки рабочим местом, пригодным для выполнения возложенных на него обязанностей (помещением, мебелью, оргтехникой).

8. Плановые проверки по осуществлению государственного геологического контроля проводятся в соответствии с годовым планом, который утверждается органом государственного геологического контроля до 1 декабря года, который предшествует плановому.

Орган государственного геологического контроля не обязан информировать недропользователей об их включении или не включении в указанный план.

В течение одного года проведение более чем одной плановой проверки государственного геологического контроля относительно одного недропользователя не допускается.

Орган государственного геологического контроля осуществляет плановые проверки по государственному геологическому контролю при условии включения недропользователя в план проведения проверок на соответствующий год и письменного уведомления недропользователя о проведении плановой проверки не позднее, чем за десять рабочих дней до дня осуществления такой проверки.

9. Уведомление (приложение 1) должно содержать:

а) дату начала и дату окончания осуществления плановой проверки;

б) наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица-предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется проверка;

в) наименование органа государственного геологического контроля;

г) проверяемый период;

д) вид деятельности, подлежащий проверке.

10. Недропользователь имеет право не допускать уполномоченных сотрудников органа государственного геологического контроля к осуществлению плановой проверки согласно части 6 статьи 5 Закона Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

11. Срок осуществления плановой проверки не может превышать пятнадцати рабочих дней, а для физических лиц-предпринимателей — пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

12. Внеплановые проверки по осуществлению государственного геологического контроля проводятся на основании:

а) предоставления недропользователем письменного заявления в орган государственного геологического контроля об осуществлении проверки государственного геологического контроля по его желанию;

б) выявления и подтверждения недостоверности данных, предоставленных в отчетности, предусмотренной законодательством Донецкой Народной Республики о недрах в сфере геологического изучения и рационального использования недр, поданной недропользователем;

в) проверки выполнения недропользователем предписаний относительно устранения нарушений требования законодательства Донецкой Народной Республики о недрах в сфере геологического изучения и рационального использования недр, выданных по результатам проведения плановых проверок органом государственного геологического контроля;

г) обоснованного обращения физического или юридического лица о нарушении недропользователями его законных прав;

д) непредставления недропользователем в установленный срок документов отчетности, предусмотренной законодательством Донецкой Народной Республики о недрах в сфере геологического изучения и рационального использования недр, если отсутствуют письменные пояснения наличия уважительных причин, препятствующих подаче отчетности.

Проведение внеплановых проверок по иным основаниям запрещается, если иное не предусмотрено Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

13. Срок осуществления внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно физического лица-предпринимателя — двух рабочих дней, если иное не предусмотрено Законом Донецкой Народной Республики от 21 августа 2015 года № 76-IHC «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности».

14. Для осуществления плановой или внеплановой проверки орган государственного геологического контроля издает приказ, который должен содержать наименование недропользователя, относительно которого будет осуществляться проверка, и предмет проверки.

На основании приказа оформляется направление на проведение проверки (приложение 2), которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного геологического контроля (с указанием фамилии, имени и отчества) и удостоверяется печатью.

15. В направлении на проведение проверки отмечаются:

а) наименование органа государственного геологического контроля;

б) наименование недропользователя и (или) его отдельного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица-предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется проверка;

в) местонахождение недропользователя и (или) его отдельного подразделения, относительно деятельности которого осуществляется проверка;

г) номер и дата приказа, согласно которому осуществляется проверка;

д) перечень уполномоченных сотрудников, которые принимают участие в осуществлении проверки с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;

е) дата начала и дата окончания проверки;

ж) тип проверки (плановая или внеплановая);

з) основания для осуществления проверки;

и) предмет осуществления проверки, за какой период проводится проверка;

к) информация об осуществлении предыдущей проверки (тип проверки и когда проводилась).

16. Направление действует лишь в течение отмеченного в нем срока осуществления проверки.

17. Перед началом осуществления проверки, уполномоченные сотрудники органа государственного геологического контроля, обязаны предоставить недропользователю копию направления на проверку под подпись.

18. Недропользователь имеет право переписать со служебного удостоверения уполномоченного сотрудника его номер и сведения.

19. В день начала проведения проверки недропользователь обязан иметь в месте ее проведения все необходимые документы, являющиеся объектом проверки и относящиеся к предмету проверки.

20. По договоренности сторон подача документов для проверки и возврат документов после проверки могут производиться по описи.

21. По результатам осуществления плановой или внеплановой проверки уполномоченными сотрудниками органа государственного геологического контроля составляется акт проверки соблюдения пользователями недр обязательных требований по геологическому изучению и рациональному использованию недр, (приложение 3) (далее — акт), который должен содержать такие сведения:

а) дату составления акта;

б) тип проверки (плановая или внеплановая);

в) объект геологического контроля;

г) наименование органа государственного геологического контроля, а также должность, фамилию, имя и отчество уполномоченного сотрудника, осуществляющего проверку;

д) наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица-предпринимателя, относительно деятельности которого осуществлялась проверка.

22. Уполномоченный сотрудник органа государственного геологического контроля, который осуществлял проверку, отмечает в акте состояние выполнения требований законодательства Донецкой Народной Республики о недрах в сфере геологического изучения и рационального использования недр недропользователем, а в случае невыполнения — детальное описание обнаруженного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

23. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается (на каждом листе акта) уполномоченными сотрудниками органа государственного геологического контроля, которые осуществляли проверку. В последний день проверки два экземпляра акта вручаются недропользователю под подпись для ознакомления.

Недропользователь обязан ознакомиться с актом в течение 3 (трех) рабочих дней, со дня вручения акта подписать и возвратить один его экземпляр органу государственного геологического контроля.

24. Если недропользователь не соглашается с актом, он подписывает акт с замечаниями. Замечания недропользователя относительно осуществления государственного геологического контроля являются неотъемлемой частью акта и направляются вместе с актом проверки.

25. В случае отказа недропользователя подписать акт, уполномоченный сотрудник органа государственного геологического контроля, вносит в такой акт соответствующую запись в присутствии незаинтересованных лиц (понятых), которые своими подписями в акте подтверждают отказ недропользователя подписать акт проверки либо же отказ от получения экземпляра такого акта. Перед проставлением в акте подписи незаинтересованные лица (понятые) указывают в акте свои паспортные данные.

26. Один экземпляр акта со всеми к нему приложениями вручается недропользователю или уполномоченному им лицу, а второй — хранится в органе государственного геологического контроля.

В случае отказа принять акт он направляется недропользователю по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а на экземпляре акта, который остается в органе государственного геологического контроля, проставляется соответствующий исходящий номер и дата направления.

27. Орган государственного геологического контроля в течение пяти рабочих дней со дня составления акта, в котором отражены выявленные при проведении государственного геологического контроля нарушения требований законодательства, принимает меры реагирования в форме составления предписания по устранению выявленных нарушений при проведении работ по геологическому изучению и рациональному использованию недр, а также по соблюдению условий лицензии на пользование недрами (приложение 4).

Предписание представляет собой обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование руководителя органа государственного геологического контроля к недропользователю относительно устранения нарушений требований законодательства. Предписание выдается и подписывается руководителем органа государственного геологического контроля.

28. Предписание должно содержать такие сведения:

а) дату составления;

б) тип проверки (плановая или внеплановая);

в) выявленные нарушения;

г) срок устранения выявленных нарушений;

д) наименование органа государственного геологического контроля, а также должность, фамилию, имя и отчество уполномоченного сотрудника, который осуществил проверку;

е) наименование и местонахождение недропользователя, а также фамилию, имя и отчество его руководителя или уполномоченного им лица или фамилию, имя и отчество физического лица-предпринимателя, относительно деятельности которого осуществлялась проверка;

ж) фамилию, имя и отчество других лиц, которые участвовали в осуществлении проверки.

29. Предписание составляется в двух экземплярах: один экземпляр не позднее пяти рабочих дней со дня составления акта предоставляется недропользователю или уполномоченному им лицу для исполнения, а второй экземпляр с подписью недропользователя или уполномоченного им лица относительно согласованных сроков устранения, выявленных при проведении государственного геологического контроля нарушений требований законодательства, остается в органе государственного геологического контроля.

В случае отказа недропользователя или уполномоченного им лица от получения предписания оно направляется заказным письмом, а на экземпляре предписания, которое остается в органе государственного геологического контроля, проставляется соответствующий исходящий номер и дата направления.

30. Лица, препятствующие осуществлению государственного геологического контроля, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к уполномоченным сотрудникам государственного геологического контроля, несут установленную гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.

31. Уполномоченные сотрудники, осуществляющие государственный геологический контроль, несут ответственность за объективность результатов проводимых ими проверок.

32. Решение органа государственного геологического контроля может быть обжаловано в судебном порядке.

В данный документ изменений не вносилось.